Сер. 9. 2007. Вып. 3. Ч. II
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
М.М. Мазняк
КОМПОЗИЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО СБОРНИКА МАРИ О ДЕ СА КАРНЕЙРО «РАСТВОРЕНИЕ»
Литературная деятельность Марио де Са-Карнейро (19 мая 1890 - 26 апреля 1916), гркой фигуры португальского модернизма, одного из самых загадочных и лиричных поэтов, насчитывает четыре с половиной года: 1912 - апрель 1916 г. Тем не менее, за столь короткое время эстетические взгляды поэта подверглись значительным изменениям, н по силе эмоционального напряжения, глубине философских размышлений, стилистическим и художественным особенностям творчества поэт стоит в одном ряду с крупнейшими именами в литературе начала XX в. Оттесненный на периферию географией, ранней смертью и политикой, пребывавший в течение долгого времени в «поэтической тени» своего друга, великого мистификатора XX в. Фернандо Пессоа, Марио де Са-Карнейро долго оставался малоизвестным представителем «первого португальского модернизма»1, но в последние десятилетия его популярность все возрастает.
Испытав в самом начале творческого пути влияние французских символистов, Са-Карнейро почти мгновенно вырос в самостоятельного поэта и вышел на уровень актуальных проблем португальской и мировой поэзии того времени. Погруженный в созерцание своего внутреннего мира, подверженный приступам депрессии, неприспособленный к обычной жизни, постоянно ищущий смысл своего существования, Са-Карнейро был обречен на одиночество, непонимание и неудачу в жизни. Как писал сам поэт в стихотворении «Почти»: «Тревожен я или спокоен? Тщетно... // Все поглотил обманчивый отлив. II Мечта моя осталась безответна, // Меня навеки болью наделив»1. Основной мотив его творчества - ощущение собственной неприспособленности к современному миру и как следствие, желание отдалиться от реальности, уйти в другой, совершенный мир лазоревого пространства и красоты.
Весной 1913 г. Са-Карнейро пишет ряд стихотворений, которые, в итоге, составили его первый сборник «Растворение», опубликованный в 1914 г. Совершенный по компози-пии, необычный по содержанию и отточенно красивый по форме стихотворений, этот сборник задает почти все параметры будущей лирики поэта в целом и может выступать в роли профетической «автопсихографии»3 поэта. В одном из писем Са-Карнейро мы находим подтверждение авторского замысла переплести внутренние интертекстуальные связи: «Я объединю серию из 10 или 12 стихотворений в сборник под названием «Растворение». Между этими стихами есть связующее звено, и они передают состояние гордого падения меня самого - растворение меня самого»4. Поэт, действительно, тщательным образом отбирает стихотворения, выстраивая их не по хронологическому или тематическому принципу5, а в соответствии с вариациями своего душевного состояния. Оно - душевно-психическое состояние - является стимулом к созданию того или иного стихотворения, и потому 12 стихотворений сборника отражают разные фазы изменяющегося сложным образом психического состояния. Наряду, конечно, с содержанием
© М.М, Мазняк, 2007
само композиционное расположение стихов способствует выявлению семантических взаимосвязей, существующих между ними в силу их генетической принадлежности к непрерывному процессу, протекающему в психике единого субъекта. Взятые вместе, они образуют цикл, в котором можно выделить три этапа душевной эволюции лирического «я» поэта, каждый из которых характеризуется своей собственной тональностью и соответствующими стилистическими приемами.
Первый этап представляет собой нетерпеливый и вдохновенный поиск Абсолюта, трансцендентальной высоты, интеллектуального и эмоционального превосходства и определяется отдалением от реальной действительности. Он охватывает 5 стихотворений, а ключевым здесь является стихотворение «Отдаление», открывающее весь сборник: «...Природа, жизнь, / Что для художника они? Обман. /Ведь прыгать нам приходится в туман, /Бежать в лазури в поисках красы»6. .
Второй этап выражает четкий конфликт с реальностью, которая неотступно преследует поэта, вызывая растущее драматическое напряжение в его душе. Эти мысли сконцентрированы в центральном, одноименном всему циклу стихотворении «Растворение»: «Как велико мое томленье / О том, что мне не подчинилось. / Как я наполнен сожаленьем, / О снах, что так и не приснились!», и прослеживаются в последующих четырех стихотворениях.
Третий этап отражает отказ от вызванного полным неприятием обыденности и одиночеством восхождения к трансцендентальному началу и переход к самоуничижению в попытке уравновесить свою слабость и неприспособленность, что выражено в двух заключительных произведениях цикла. Опорным здесь является последнее стихотворение «Падение»: «Себя не победив, могу лишь раствориться, / - Порой падением победа обратится- / Пока мой луч в закатном свете различим, / Последней яростью влеком, к
вершине взмою... / Там брошу взгляд на лед... и брошусь вслед за ним... /.............../ Упал.
.............../ И только раздавил себя собою!..»
Каждое стихотворение сборника - это одновременно самостоятельное произведение и неотъемлемая часть целого, законченная композиция и элемент структуры. Мысли, отраженные в отдельных стихотворениях, относятся к общему семантическому полю субъективного восприятия окружающего мира и подробного жестокого самоанализа. Названия стихотворений ясно отражают основные мотивы сборника: это либо эмоциональное состояние поэта: «Мег-ЗопЬо»7, «По ту сторону скуки», «Желание заснуть», в которых описывается пограничное состояние между сном и пробуждением, между реальностью и видением, состояние, близкое к бреду или же трансу, ночное бдение; либо движение: «Отдаление», «Водоворот», «Падение»; либо отношение к действительности: «Растворение», «Почти», «То, чем я не обладаю», «Алкоголь»: «Не опий, не морфий меня всколыхнул. / То был алкоголь, что везде проникает: / В бреду я себя самого покидаю -/А утром враждебным во тьме я тону»', или же метафора: «Яма», «Фальшивая статуя» (автор сравнивает себя с ложной статуей без пьедестала, воздвигнутой в воздухе, обозначая тем самым свое «подвешенное» состояние).
Благодаря метафорическим переносам поэт достигает отождествления оппозиционных тем: субъективного и объективного, физического и духовного, конкретного и абстрактного. Каждое стихотворение сборника, обогащенное стилистическими приемами, является метафорой психического состояния поэта, а весь сборник представляет собой метафору движения поэта, от отдаления от реальной действительности («Отдаление») через растворение в эфемерном пространстве («Растворение»)
локальных изменениях сознания, а о символах роковой неизбежности исчезновения сознания из бытия, о профетиче-ском предчувствии растворения. Полет античного героя трансформируется в цикле в онирический полет, состоящий из двух равноценных фаз: дерзкого подъема и сокрушительного падения, причем, трансформируется и сам поэтический рисунок полета: вторая часть - падение - становится равновеликой первой - подъему. что придает особую
«Растворение»т .«Фальшивая статуя» :;<<П0ЧТИ»;:Ш:
«между снами;
;«Т( « обладаю»
: «Алкоголь»;
•«За скукой»
?«ШёгЙо1шо>>
«Водопад)
«Яма»
СЁМЛ'П'ГИКЛ ЬБРАЗ'А ПОЛЕТА *
:.{порыв - касание - падение) . 1
' ■ 5вЕНЬ эмоционально-психологического НАПРЯЖЕНИЯ (надежды - отчаяние - смирение)
" «(-даление» • «Падеийе»»;
до окончательного и безвозвратного падения поэта, который так и не достиг трансцендентальной высоты («Падение»),
Тема «растворения» лирического «я» поэта является основной в этом поэтическом аиле и развивается с каждым стихотворением сборника, варьируясь и обогащаясь новыми образами и символами. Такое построение очень напоминает важнейшую из музыкальных полифонических форм - фугу - в изысканно-словесном исполнении необычных метафор н богатых синестезий. В роли экспозиции, где задается основная тема, выступает первое стихотворение «Отдаление» (56 стихотворных строчек); вторая часть - разработка, наиболее разнообразная и напряженная, - воплощена в центральном стихотворении «Растворение» (90 стихотворных строчек); в заключительной части - репризе - возобновляется первоначальный характер, но короче и интенсивнее других частей, - все это мы находим в последнем стихотворении «Падение» (17 стихотворных строчек). Непосредственно к репризе примыкает кода, подводящая итог развития фуги: в данном случае эту роль берут на себя две заключительные фразы, отделенные пробельной строкой: «Упал... И только раздавил себя собою... »8 г
Через весь сборник проходят мотивы полета, что, конечно же, вызывает ассоциации с мифологическим сюжетом об Икаре. Но ассоциации здесь довольно опосредованные, поскольку популярные мотивы претерпевают сильную трансформацию у Марио де Са-Карнейро. Они становятся выражением экзистенциальных метаморфоз сознания, его взлета и падения, символи-
зирующих его творческое движение ввысь и последующий крах. Подчеркнем еще раз, что речь идет данном случае не о материальных метаморфозах и даже не об отдельных
симметричность и композиционную «устойчивость» циклу. Если графически увязать структуру сборника, а, проще говоря, последовательность произведений цикла (по горизонтальной оси абсцисс) с семантикой встречаемых в них образов и характеристик полета - удаление вверх, почти-достижение желанной высоты, падение (по вертикальной оси ординат), то перед нами явственно предстанет симметричная фигура, имеющая вершину. Но точно такая же, похожая на параболу, фигура появится и в случае увязки последовательности стихотворений с уровнем эмоционального и душевного напряжения, испытываемого поэтом в процессе самоотождествления (отдаление с надеждами от земного якоря души, отчаяние и крушение надежд наверху, осознание и приятие «жизненной неудачи» внизу - см. рисунок).
Композиционно этот сборник построен так, что представляет собой цельное художественное произведение, связующими звеньями которого являются единый лирический герой с единственной и сквозной темой предвидения своего растворения и тщетных попыток избежать его. Этот монотематический цикл стихов убедительно передает трагические переживания души, воспринимающей мир и свое пребывание в нем по формуле своеобразной «химической» реакции: «жизнь —> растворение <-> смерть». Об этом пророчески и прямо написал поэт в центральном стихотворении цикла: «Чую: смерть мне отмерена - /Полностьюраствориться - ...»
Известно, что Са-Карнейро покончил с собой 26 апреля 1916 г. в одном из мансардных номеров отеля на бульваре Монмартр и был скромно похоронен на парижском кладбище Пантин в могиле, арендованной на пять лет его парижским другом Жозе Араужу. Однако обстоятельства бурной истории XX в. внесли путаницу в документы, и по официальным данным Марио де Са-Карнейро в Португалии de jure считается живым9. В данном случае без преувеличения можно сказать, что поэт «растворился» в истории, но продолжает жить в звуках своих удивительно музыкальных стихотворений, еще раз подтверждая репутацию Португалии как страны поэтов.
Определение «первый португальский модернизм» с 1927 г. обозначает весь спектр художественной деятельности молодых художников, поэтов и прозаиков, группировавшихся вокруг журнала «Орфей» (1915).
Са-Карнейро М. де. Почти / Пер. Е. Витковского // Португальская поэзия XX века. М., 1974. С. 83.
3 «Автопсихография» - неологизм Фернандо Пессоа; так озаглавлено одно из его программных произведений, в котором автор размышляет о тонкой ранимой душе любого настоящего поэта и о его непростом существовании в обыденной жизни.
4 Martins КС. О Modernismo em Mário de Sá-Carneiro. Lisboa, 1994. P. 190.
5 Все стихотворения датированы самим автором с указанием не только места и года создания, но также месяца и числа
6 Здесь и далее стихотворные цитаты даны в пер. М.Б. Певзнера.
7 «Inter-Sonho» - неологизм Са-Карнейро, образованный из сочетания португальского слова «sonho» - «греза», «мечта», «сон» и латинского предлога «inter» - «между», «в середине». Если принять во внимание, что в английском языке есть прилагательное «intersomnial» - «что-то, происходящее во сне, или же относящееся к сонному, дремотному состоянию», то можно выявить именно этот смысл в неологизме поэта.
8 Излюбленный прием Марио де Са-Карнейро - отделять заключительные строки многих из своих стихотворений графическим пробелом, словно паузой, задержкой на пути развития стихотворения; этот же прием поэт часто применяет и в своих прозаических произведениях.
9 Sá-Carneiro М. de (1890-1916). Lisboa, 1990. P. 65-66.
Статья принята к печати 26 февраля 2007 г.