Научная статья на тему 'Композиция и особенности функционирования мотива «Древо жизни» в украинской культуре'

Композиция и особенности функционирования мотива «Древо жизни» в украинской культуре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
677
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВО ЖИЗНИ / УКРАИНСКИЙ ОРНАМЕНТ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / СИМВОЛИКА ОРНАМЕНТА / ВЫШИВКА / РУШНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галушка Н. В.

В работе рассматривается символика орнаментального мотива «древа жизни» в украинском декоративно-прикладном искусстве, особенности его композиционного построения и использование на предметах быта. Особое внимание уделяется мотиву «древо жизни» в вышивке, изучается его строение, композиция, техники и приемы вышивки, цветовая гамма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиция и особенности функционирования мотива «Древо жизни» в украинской культуре»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК: 7.043

Галушка Н. В.

студентка ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-Педагогический Университет»

Научный руководитель: проф. Акчурина-Муфтиева Н. М.

ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-Педагогический Университет»

КОМПОЗИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОТИВА «ДРЕВО ЖИЗНИ» В УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В работе рассматривается символика орнаментального мотива «древа жизни» в украинском декоративно-прикладном искусстве, особенности его композиционного построения и использование на предметах быта. Особое внимание уделяется мотиву «древо жизни» в вышивке, изучается его строение, композиция, техники и приемы вышивки, цветовая гамма.

Ключевые слова: древо жизни, украинский орнамент, декоративно-прикладное искусство, символика орнамента, вышивка, рушники.

Постановка проблемы. Значительные изменения во всех сферах жизни, происходящие в последние годы, вызвали сложную и противоречивую социокультурную ситуацию в Крыму. Продолжается рост национального самосознания и стремление к национальным ценностям русской культуры. Вместе с тем, не смотря на противоречивую и сложную политическую ситуацию, в Крыму наблюдается ностальгия по украинским культурным ценностям. Украинское декоративно-прикладное искусство вызывает интерес не только с визуальной стороны, но и с научной точки зрения. Находящиеся в музеях предметы быта украинцев тщательно изучаются, исследуются способы их создания, декорирования, орнаментирования. Вышитые узоры или нанесенные на глиняные изделия орнаменты важно рассматривать в контексте истории и религиозных верований людей. Орнаменты использовались как обереги и имели важную символическую ценность. Одним из таких орнаментов было «древо жизни» — символ рая и связи поколений. Научное изучение данного мотива позволит лучше понять особенности его использования на предметах старины, а также поможет применять его на современных предметах декоративного искусства.

Анализ литературы. Украинскому орнаменту посвящена обширная научная литература. Важная задача исследователей украинского орнамента состояла в выявлении исторических корней определенных видов орнамента и раскрытии их символики. Этой проблемой занимались Афанасьев А. Н., Гурская А. С. Изучением орнаментального мотива древо жизни в вышивке, особенностями его построения и техники вышивки занимались Гайворонская О. Б., Китова С. А., Кара-Васильева Т. В., Захарчук-Чугай Р. В. «Древо жизни» является сложным символом, для лучшего его понимания использовался сборник народных песен, собранный Головацким Я. Ф. и труд по истории украинской литературы Грушевского М. С.

Цель статьи — раскрыть символику орнаментального мотива «древа жизни» в украинском декоративно-прикладном искусстве, особенности его композиционного построения и использование на предметах быта.

Изложение основного материала. Орнамент древо жизни был распространен в искусстве Восточной Европы с давних времен. Изображения с древом жизни и вазоном, с симметрично расположенными по бокам от ствола птицами встречаются в вышивке Древней

Руси. Особое распространение этот мотив получил в декоративно-прикладном искусстве украинцев в ХУШ-Х1Х вв.

Вечное древо жизни олицетворяло плодоносную силу живой природы, символ связи поколений. Корни мирового дерева олицетворяли собой подземный мир, мир предков; ствол — жизнь; ветки и крона — мир неба, божественный мир [2].

Мировое древо, древо жизни, древо познания и др. было образом, который олицетворяет универсальную концепцию мира, синтез неба, земли и воды. Как мировая ось древо ассоциируется со всем, что имеет осевую символику. Древо может символизировать космос. Символами древа является жердь, ветка, колонна и т. д. Древо жизни, которое растет в раю, это космическая ось, которая символизирует единство за гранью добра и зла. Древо также означает женское начало: приют, хранилище, питание, защиту и поддержку [5].

В памяти славян сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. В колядке карпатских русов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан) — среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя: голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила. Первоначально слово дуб заключало в себе общее понятие дерева [1].

По мнению исследователя украинской вышивки Китовой С. А., «В преобладающем большинстве изображения древа интерпретируются не по отдельному виду, а воспроизводят синтезированные народным воображением взгляды на древо как наполненную тайнами необыкновенную частицу окружающего мира. Древо это своего рода художественное обобщение, итог продолжительных наблюдений, размышлений, разносторонней оценки явления. Именно древо для народных творцов является показателем единения человека и природы» [8, с. 165].

Древо жизни часто встречается в узорах на «чернецьких» рушниках. Такое название они получили, потому что их вышивали монахини (чернищ) в монастырях. Монахини называли эти узоры «райским древом» и считали, что оно растет в раю [8]. «Райским древом» часто называют и свадебное деревце: Благослови, Боже I Божа Мати, Деревце вбирати. Райське деревце пред Раем стояло, В рай ся похиляло, Сильно зацвтало... [3].

Об этом дереве поется и в колядках:

Ой плило, плило райське дерево,

Ой, як приплило край з Дунай,

Та й прийняло, корть пустило, красно зацвгло,

А як зацвшо — вино зродило [4].

Мотив древа и вазона можно встретить практически в любом виде декоративно-прикладного искусства украинцев. Наблюдается их стилистическое единство, которое проявляется в общем характере трактовки мотивов, вышиваной, живописной манере исполнения, ритмичном строении. Однако их изображение всегда подчинено свойствам того или иного материала и зависит от специфики определенного вида народного искусства — керамики, ковроткачества, вышивки, росписи [7].

Согласно с мнением искусствоведа Захарчук-Чугай Р. В. давний мотив древа жизни имел культовое значение, со временем превратился в чисто декоративный элемент и стал самым популярным узором вышивок [6, с. 102]. На протяжении веков сложилась четкая система его построения. Древо вырастает либо из основы — круга, полукруга, треугольника, прямой или волнистой линии — дороги, либо из вазона зачастую барочной формы. Древо

имеет симметрично расположенные ветки либо попарно, либо поочередно. Разнообразны принципы строения его центрального ствола: одно-, двухлинейные, волнистые, ломаные или зубчатые стволы. Анализ сложных схем изображения древ дает возможность выделить основные виды: древа, имеющие один и три ствола, с пятиярусным размещением боковых ветвей с разными видами цветов, листьев, бутонов и др. [6].

Имеется множество вариантов изображения основы, ствола, веток, верхушек древа. Ветви могли быть поднятыми, опущенными или ровными по горизонтали. Ветки почти никогда не повторяют друг друга. Не изображались ветки волнистыми линиями. А стебли наоборот никогда не вышивались ровными. Крона древа могла заканчиваться несколькими ветками с цветами, изображенными в фас, реже в профиль. Некоторые верхушки древ изображались в форме вытянутых треугольников, овалов. Верхушка и корни древа могли быть одинаковыми [8]. Иногда над мотивом древа могло изображаться солнце с вытянутыми лучами [7].

Изображение древа может не иметь окружающей обстановки, которая позволила бы его однозначную трактовку. И наоборот, идея жизни, ее полнота, подчеркивается разнообразием растительных деталей: ветвей, цветов, листьев [8].

Очень часто по бокам от ствола изображались птицы. Птицы считались символами света, бессмертной души, они летают высоко в небе, где находится Бог [2].

В конце XIX в. традиционными принципами строения классических мотивов древа жизни стали изображения вазонов. Вазон, горшок, корзина — композиционная основа, из которой вырастает центральный ствол, пышно разрастаясь вверх по вертикали. Вазоны изображали прямоугольной, конусовидной формы, с ручками и без них, с разным заполнением площади, часто сетчатым. Ручки могли иметь форму полукруга, спирали, листьев, цветов. Крона вазонов древ была обильно заполнена цветами, листьями, бутонами, побегами, желудями. Особенно образно в этом мотиве выделялись цветы, изображенные в разрезе, иногда тюльпановидные, расположенные на центральной и боковых ветвях. Типичным явлением было включение в композицию вазона птиц, которые символизировали свет. Сложные композиционные мотивы древа жизни, вазонов достигли активного развития, получили особенную популярность и заняли центральное место в вышивке практически всех областей Украины. Особенно пышно вышивались вазоны на рушниках Полтавской области [6].

Источники вдохновения для изображения вазона вышивальщицы искали в декоративных украшениях архитектуры, карнизах, порталов, в гончарном искусстве. Изображения вазона также часто встречается в резьбе по дереву и камню.

Особенного внимания заслуживают антропоморфные древа. Они представляют собой вариант мирового древа, вертикаль которого олицетворяет народную символику анотимического вида: три части человеческого тела — голова, туловище, ноги, соответственно — верхушка древа, столб, корни. Опираясь на юбки-треугольники, люди-растения стоят, подняв вверх голову-крону. Фигуры отличаются стройностью, вытянутой по вертикали формой [8].

Чаще всего древо жизни встречается в вышивке свадебных рушников. Такими рушниками повязывали руки жениху и невесте во время венчания. Мотив древа изображался большим узором на краю рушника, вытягивался вверх по вертикали до середины рушника, заполняя почти все полотнище. Древа могли вышиваться по два-три в ряд, что характерно для рушников Полтавской и Киевской области, или в шахматном порядке (с. Клембовка на Подолье). Вероятно, такие изображения символизировали лес [6].

Мотивом Древа обычно украшали женскую одежду. Небольшое древо могло вышиваться на концах женских чепцов, кибалок и платков. Своеобразно размещались небольшие древа в ряд по вертикали одно над другим на вышитых рубашках на Подолье, Карпатах. Вазон, древо или антропоморфное древо могло вышиваться на передних деталях

юбок-запасок и на фартуках. Древо вышивалось на спине верхней одежды — кожухов и безрукавок [6].

Традиционными цветами вышивки древа были красный и черный. Мог использоваться только красный цвет. Древо вышивалось различными техниками: гладью, настилом, тамбурным швом, крестиком. Часто для вышивки древа объединяли сразу несколько разных техник, использовали различные стилистические приемы для большей выразительности.

Мотив древа жизни встречается не только в текстиле и вышивке, но и на других предметах декоративно-прикладного искусства: на гончарных изделиях, в резьбе по дереву и камню, росписи стен, карнизов, арок. Вазоны и древа встречаются в большом количестве среди гравюр украинских печатных изданий ХГУ-ХУШ вв. Древа были сюжетными изображениями, рисовались в конце или начале текста, а также на титульных листах [8]. Основными цветами, используемыми в книжных орнаментах, как и в вышивке, были красный и черные цвета.

Выводы. Древо жизни — распространенный мотив украинского декоративно-прикладного искусства. Древо жизни олицетворяло силу живой природы, рая, было символом связи поколений. Древо имеет четкую систему построения: оно вырастает из основы — круга, полукруга, треугольника, прямой или волнистой линии — дороги. Корни древа могут быть заменены вазоном зачастую барочной формы или антропоморфной фигурой. Древо имеет симметрично расположенные ветки либо попарно, либо поочередно. Мотив древа и вазона можно встретить практически в любом виде декоративно-прикладного искусства украинцев, особое распространение оно получило в вышивке. Чаще всего этот мотив встречается в вышивке свадебных рушников. Древо обычно украшало женскую одежду: головные уборы, рубашки, передние детали юбок-запасок, фартуки, кожухи, безрукавки.

Литература

1. Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева, вступит, статья Б. П. Кирдана. М.: Современник, 1982. 464 с.

2. Гайворонская О. Б. Символика болгарской и украинской вышивки. // VII Таврические научные чтения. Ч. 1. 2006 С. 35-40.

3. Головацкий Я. Ф. Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я. Ф. Головацким. Т. 1. М.: Университетская типография М. Краткова, 1878. 388 с.

4. Грушевський М. С. Iсторiя украшсько'1 л^ератури: В 6 т. 9 кн. Т. 5. Кн. 2 / Упоряд. О. В. Дщух; Примгг. С. К. Росовецького. К.: Либщь, 1995. 352 с.

5. Гурська А. С. Мова та граматика украшського орнаменту. Навчально-методичний поабник. Кшв: Альтернативи, 2003. 144 с.

6. Захарчук-Чугай Р. В. Украшська народна вишивка. Киев: Наукова думка, 1988.

192 с.

7. Кара-Васильева Т. В. Украшська вишивка. Альбом. Кшв: Мистецтво, 1993. 263 с.

8. Китова С. А. Полотняний лггопис Украши. Семантика орнаменту украшського рушника. Черкаси: Брама, 2003. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.