Tatiana I. Kimeeva, Ph. D. in Cultural Studies, Associate Professor Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)
DRAWING PUBLIC ATTENTION TO SOUTHERN SIBERIA TURKIC PEOPLES' INTANGIBLE HERITAGE: USING THE EXAMPLE OF TECHNOLOGIES OF MAKING SPHERICAL BUTTONS "TOPCHY"
The reported study was funded by Russian Fund of Basic Research according to the research projects No. 17-11-42003, 17-11-42006
Abstract. By now, many original technologies of making one or another details of the Southern Siberia Turkic peoples' ethnic costumes that passed out of the use had been lost. Such details include, in particular, "topchy" which are spherical buttons that fulfilled apart from utilitarian functions (for joining and decorating clothes) also played a role of semantical objects. "Topchy" had been popular in tradition culture of Turkic peoples who settled in the Altai-Sayan mountain system: Altaians, Tuvinians, Bachatsky Teleuts, etc. The author reviews some perspectives concerning restoration and popularization of several technologies of making spherical buttons, "topchy" in today's museums, cultural and leisure institutions located in Kemerovo Oblast', Russia.
Keywords: details of an ethnic costume, making technologies, intangible heritage, drawing public attention.
УДК 069.158:746.344:281.96(571.150)=161.1
Т. Ю. Ларина, заместитель директора Российско-Немецкий Дом (Барнаул, Россия) [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СТЕНОВЫХ ПОЛОТЕНЕЦ С. ТОПОЛЬНОЕ СОЛОНЕШЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ (РОССИЯ)
Аннотация. В статье изложены основные результаты научной обработки материалов, полученных от информантов в ходе серии полевых экспедиций автора в с. Топольное Солонешенского района Алтайского края (Россия), основную долю жителей которого составляют старообрядцы. Автор выявляет ряд технологических и орнаментальных особенностей коллекции стеновых полотенец, использовавшихся в качестве украшений «красного угла» жилого интерьера. Значительной части изученных предметов присущая выраженная морфологическая особенность - изделия, использовавшиеся в качестве украшения домашних «божниц», имели соединённые концы. Большинство изделий выполнено на узорной или полотняного переплетения домоткани; в декоре использованы приёмы ручной вышивки, выполненной красно-черными нитками в технике «двойной крест». Доминирующим орнаментом выступает символ «Древо жизни» и гирлянды цветов, символизирующие связь человека небом - с Богом.
Ключевые слова: старообрядцы, вышивка, полотенце, иконостас, домоткань, «двойной крест», орнамент, семантика.
Село Топольное Солонешенского района основано в 1829 году. Первые поселенцы -раскольники из Московской и Владимирской губерний. Село являлось одним из центров старообрядческого согласия стариковцев-часовенных, имелся молитвенный дом.
В 1834 году в нём насчитывалось 166 хозяйств (дворов) в которых проживало 88 человек мужского пола и 78 - женского. К 1858 году мужское население села увеличилось до 246 человек.
В 1882 году в селе было 115 дворов, а к 1893 году число хозяйств увеличилось до 141, население составило 464 мужчины и 311 женщин. В 1917 году в селе насчитывалось уже 277 хозяйств, а население составляло 2333 человека, 76 % которых составляли старожилы. В селе жили выходцы 11 губерний России: Воронежской, Тамбовской, Полтавской, Оренбургской, Рязанской, Вятской, Пензенской, 67 % переселенцев были выходцами из Томской губернии [1, с. 77]. Каждая волна переселенцев несла свои традиции, в том числе и в изготовлении предметов быта.
До сегодняшнего дня в Тополинском этнокультурном центре сохранилась коллекция стеновых полотенец, собранная работниками. Из 12 полотенец восемь - с соединенными концами, предназначенные, главным образом, для домашних иконостасов.
Наличие в доме «красного угла» с полочкой-божничкой для икон является общерусской традицией, принесенной крестьянами-переселенцами в Сибирь, - считает Н. С. Грибанова. Как правило, божница находилась в переднем, противоположном от печи, восточном или юго-восточном углу избы.
Божницы являлись «подлинной домашней церковью», где помимо икон хранились предметы, имеющие ритуальное значение: просфоры, первое пасхальное яйцо, веточки вербы, венчальные свечи. Именно божница к концу первой четверти ХХ в. становится в крестьянском доме основным местом нахождения орнаментированных полотенец [2, с. 290].
В конце XIX - начале XX в. в жилищах старожилов и переселенцев еще присутствовали различия в оформлении красного угла. Для старожильческого населения, по мнению О. М. Рынди-ной, не было характерно украшение икон полотенцами. Их вешали на стены, зеркала, настенные фотографии [3, с. 498-499]. М. В. Швецова, посетившая селения старообрядцев-поляков в конце XIX в., при описании внутреннего убранства их домов также не упоминает об использовании полотенец в украшении наличии божниц [4, с. 28]. У переселенческого населения, напротив, основным местом нахождения рушников являлись иконы и передний угол.
«Ко второй четверти ХХ века полотенца уже вешали на иконы повсеместно, независимо от этнографической принадлежности и материального достатка, - пишет Н. С. Грибанова. -Полотенце висело в красном углу в течение всего года, перед большими церковными праздниками и после побелки его стирали или заменяли чистым. У русского населения Алтайского края отмечается обрамление божницы и иконы одним орнаментированным полотенцем. При этом полотно сворачивали вдвое по длине и помещали на икону сверху, свисающие концы расправляли, чтобы был виден узор» [2, с. 291].
В с. Топольное внутренние концы полотенца соединяли в середине перед иконой, «чтобы икона была как бы в платке подвязана», а внешние расправляли. Для красного угла выбирали наиболее богато орнаментированные полотенца, предназначенные для этой цели.
Эти полотенца известны под разными названиями: божник, божье полотенце, набожник, рушник и др. В с. Топольное не было распространено специального названия этих полотенец.
В этом качестве исследователь Л. С. Лаврентьева предлагает рассматривать данные полотенца в следующих аспектах:
1) божье полотенце, как предмет убранства дома, красного угла, иконы;
2) божье полотенце как предмет домашнего женского ремесла, выполненного исключительно ручными способами;
3) христианские сюжеты вышивки и их происхождение на полотенцах данного типа [5].
В современной этнографической литературе общепринятым является положение об использовании полотенца с целью украшения иконы или божницы (Кидяева Г. В., Цеханская К. В., Щеглова Т. К.) [6, 7, 8].
На территории с. Топольного старожильческое население использовало несколько приемов украшения икон полотенцами. Иконы украшали длинными, узкими полотенцами с вышивкой на концах. Полотенце сшивали двумя сторонами полотнища, оставляя прорезь посередине для надевания на икону или несколько икон.
Традиционно ширина полотенца была 36-38 см, длина от 145 до 260 см.
В Алтайском крае существовала традиция завешивать иконы и занавеской из двух полотнищ, также украшенных вышивкой. Во время молитвы такая занавеска раздвигалась. В с. Топольное подобные занавески присутствовали, но появились гораздо позже.
Полотенца выполнены из холста, изготовленного в домашних условиях на ткацком стане -«кроснах» из нитей домашнего прядения. В качестве сырья для нее тополинские крестьянки использовали лен, возделываемый ими согласно традициям, принесенным из центральных губерний.
В коллекции Тополинского этнокультурного центра большая часть полотенец изготовлена из полотна мелкоузорчатого ткачества, которое, по мнению Н. С. Грибановой, было развито в районах проживания старожильческого населения, в том числе в с. Топольное [9, с. 125].
Имеющиеся материалы свидетельствуют, что тканье для полотенец в многоремизных и сложных (ажурных) техниках не было широко распространено в крестьянской среде, а было доступно лишь умелым ткачихам, причем как из числа старожилов, так и переселенцев.
Домотканое полотно составляет основу полотенец. Проставки выполнены либо из такого же полотна домашнего производства, либо, что чаще всего, из хлопчатобумажной ткани фабричного производства.
Декор полотенец выполнен в техниках вышивки и кружевоплетения и занимает пространство от 42 до 79 см в высоту, его размер зависит от размера мотивов узора.
Присутствуют такие варианты расположения вышивки:
- на концах основного полотна;
- на проставке;
- на концах основного полотна и проставке (или двух проставках).
Проставки встречаются различной ширины - от очень узких (6 см) до широких (24 см).
Мотивы, выполненные на проставках, выстраивающиеся в бордюр с горизонтальным ритмом, как правило, подразделяются на широкие основные и узкие окаймляющие.
Если вышивка выполнена только по основному полотну, то чаще всего встречается другой тип композиции, воспроизводящий центричный принцип свободного размещения изображения вазона с растением. Это достаточно крупные мотивы - 2-3 больших стилизованных древа (вазона). Только на одной широкой проставке выполнен крупный орнамент - три геометризированных цветка, на других проставках - зигзагообразные линии с мелкими листьями и (или) цветами.
В вышивке тополинских полотенец выделяются три группы мотивов - древо жизни (вазон), геометризированные круглые цветы, гирлянды лилий.
Почти все стеновые полотенца с соединенными концами декорированы в технике двойной крест.
Эта технология была одинаково популярна у разных этнических групп Алтая. Последние переселенцы называли вышивку двойным крестом «болгарским», бухтарминские крестьяне -«в звездку» [10, с. 416].
Несмотря на то, что в экспедициях часто встречаются полотенца, выполненные по счету нитей холста (от трех до шести нитей в зависимости от плотности полотна), тополинскими мастерицами они в большинстве своем вышиты по канве. Одно полотенце выполнено из вафельной ткани. Вышивали хлопчатобумажными нитями в несколько сложений. Последний факт объясняется значительными размерами клеток ткани или канвы, по которым осуществлялась вышивка. Есть и полотенца вышитые по домотканому льну полотняного переплетения по счету нитей.
Основой болгарского креста является простой крест. Основное правило при выполнении болгарского креста: количество нитей в высоту и ширину каждого креста должно быть четным. Сначала выполняют простой крест косыми стежками, поверх него накладывают прямые стежки. Болгарский крест представляет собой два креста наложенных друг на друга под углом. При вышивании нескольких крестов подряд выполняют полностью один крест и лишь затем переходят к другому.
Для вышивания болгарским крестом мастерицы использовали схемы для вышивания простым крестом и вышивали вместо простых крестиков двойные.
Кроме техники двойного креста, на двух стеновых полотенцах встречается и простой крест. Одно полотенце вышито вертикальными, другое - горизонтальными стежками на изнаночной стороне. Крест с вертикальными стежками на изнанке вышивают слева направо. Сначала вышивают полукресты, которые, вышивая ряд в обратном направлении, дополняют до полного креста. На изнаночной стороне двойные стежки ложатся вертикально. Все верхние лицевые стежки кладутся в одном направлении - слева направо.
Крест с горизонтальными стежками на изнанке вышивают справа налево. На изнанке стежки образуют две горизонтальные линии. Верхняя линия выглядит как прямая строчка, нижняя - как стебельчатый шов, стежки которого вдвое длиннее верхних.
Вышивка выполнена красными и черными нитями, лишь в одном этнографическом образце на проставке добавлены желтый и оранжевый цвета.
Помимо вышивки, полотенца декорированы кружевом, преимущественно фабричного производства, белого цвета в несколько полос. Наиболее распространены 2 полосы - прошва и наконечник. Встречается и по две прошвы. Полосы кружева перемежаются с полосами вышивки.
Прошвы делят полотенце на части, а наконечник завершает его. Некоторым композиционным и элементным своеобразием отличается убранство небольшой части полотенец, у которых на концах присутствуют две сравнительно неширокие кружевные полосы. Иногда одна из них доминирует.
На кружеве фабричного производства изображены геометрические и цветочные орнаменты, на кружевах, выполненных ручным способом в технике филейного вязания, - растительные мотивы (вазоны, 4-6-лепесковые цветы, диагональные линии).
Символы, встречающиеся в декоре стеновых полотенец с. Топольное, не разнообразны. Изобразительное «содержание» узора тяготеет к «брокаровскому» типу.
На тополинских полотенцах отчетливо выделяется мотив древа жизни или вазона с растением, что по смысловому значению имеет общую трактовку.
Вечное древо жизни олицетворяет плодоносную силу живой природы, символ связи поколений. Корни мирового дерева олицетворяли собой подземный мир, мир предков; ствол - жизнь; ветки и крона - мир неба, божественный мир.
Мировое древо, древо жизни, древо познания и др. было образом, который олицетворяет универсальную концепцию мира, синтез неба, земли и воды. Как мировая ось, древо ассоциируется со всем, что имеет осевую символику. Древо может символизировать космос. Символами древа является жердь, ветка, колонна и т. д. Древо жизни, которое растет в раю, это космическая ось, которая символизирует единство за гранью добра и зла [11, с. 125].
Мотив древа изображен большим узором на краю стеновых полотенец, вытягивался вверх по вертикали до середины полотенца, заполняя почти все полотнище по ширине. На тополинских полотенцах древа вышиты по два-три в ряд. Вероятно, такие изображения символизировали лес.
Давний мотив древа жизни имел культовое значение, со временем превратился в чисто декоративный элемент и стал самым популярным узором вышивок. На протяжении веков сложилась четкая система его построения.
На полотенцах с. Топольное древо вырастает либо из основы - круга, треугольника, прямой или волнистой линии - дороги, либо из вазона. Древо имеет симметрично расположенные попарно ветки. Разнообразны принципы строения его центрального ствола: одно-, двухлинейные, волнистые или ломаные стволы. Анализ сложных схем изображения древ дает возможность выделить основные виды: древа, имеющие один и два ствола, с двух-четырехярусным размещением боковых ветвей с разными видами цветов, листьев, бутонов.
Имеются варианты изображения основы, ствола, веток, верхушек древа. Ветви изображены поднятыми, опущенными или ровными по горизонтали. Ветки почти не повторяют друг друга. Ветки изображены волнистыми и прямыми линиями. Крона древа заканчивается несколькими ветками с цветами, изображенными в фас. Некоторые верхушки древ изображаются в форме ромбов. На одном полотенце верхушка и корни древа изображены одинаковыми.
Изображение древа на тополинских полотенцах не имеет окружающей обстановки, которая позволила бы его однозначную трактовку. Но идея жизни, её полнота, подчеркивается разнообразием растительных деталей: ветвей, цветов, листьев.
Распространенным является изображение сосуда с массивным основанием, вполне узнаваемое, в то время как растение подвергается стилизации в значительно большей степени и заполняет все свободное пространство сложным декоративным узором.
Принцип строения классических мотивов древа жизни в виде вазонов стал традиционным в конце XIX в. Вазон, горшок, корзина - композиционная основа, из которой вырастает центральный ствол, пышно разрастаясь вверх по вертикали. Вазоны изображены прямоугольной,
конусовидной формы с заполнением площади. Крона вазонов древ заполнена цветами, листьями, бутонами, побегами. Особенно образно в этом мотиве на одном из полотенец выделяются тюль-пановидные цветы, изображенные в разрезе и расположенные на боковых ветвях.
На одном из полотенец рядом с древом в композицию включены парные птицы, повернутые клювами к древу. Образ птицы полисемантичен. В источниках встречаются различные толкования.
По мнению И. Я. Богуславской, птица символизировала тепло, свет, сулила урожай, богатство [12, с. 32]. Маслова пишет о том, что в птицах олицетворяли души умерших [13, с. 165]. В некоторых композициях птица символизирует небесное пространство, воздух, связывается с Ирием - «райские птички».
Другой распространенный мотив стеновых полотенец с. Топольное - лилии - символ чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора, то вырисуется силуэт пары птиц - знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента является листок и бутон, которые составляют неразрывную композицию тройственности. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни. Волнистый орнамент и сама лилия - суть энергии влаги.
Тополинские рукодельницы вышивали и другие растительные орнаменты - в форме виноградной лозы, роз.
В нижний ярус орнаментированных вышивкой полотенец нередко включено изображение воды в виде зубчатой линии. Городчатая, зубчатая или более плавная волнистая линия в вышивках зачастую являлась графическим символом воды [13, с. 158-159].
Виноградная лоза как один из элементов растительного орнамента включается в народную вышивку под влиянием городской или монастырской среды [14, с. 38]. Виноград, по народным представлениям, символизировал хорошую, «сладкую», счастливую жизнь [14, с. 40]. Нередко виноград, как и роза, выступает христианским символом.
Анализируя семантику рассматриваемых полотенец, можно сделать вывод о том, что для изготовления полотенец, украшающих иконы, выбирался орнамент, символизирующий связь с небом - Богом, и установление этой связи через сохранение нравственной чистоты. В то же время «письмо», изображенное на полотенце - молитва Богу о благополучии и благоденствии.
Подводя итог, можно отметить основные черты коллекции тополинских полотенец: соединенные концы, которые свидетельствуют об использовании данных полотенец в убранстве домашнего иконостаса; основу составляет домоткань, узорная или полотняного переплетения; использование в декоре полотенца ручной вышивки и фабричного кружева, выполнение вышивки в технике «двойной крест» преимущественного красно-черными нитками; доминирующий орнамент - древо жизни (вазон), гирлянды цветов.
Список литературы
1. Дрожецкий, Д. А. История заселения Солонешенского района [Алтайского края] // Солонешенский район: очерки истории и культуры : сб. науч.-практ. матер. - Барнаул : Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2004. - С. 74-85.
2. Грибанова, Н. С. Икона и полотенце в представлениях современного русского сельского населения Алтайского Края // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. -2007. - Т. 6, вып. 3. - С. 29-294.
3. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири : в 3 т. / под общ. ред. Н. В. Лукиной ; Томский гос. ун-т. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1994-1995. - Т. 3 : Орнамент / О. М. Рындина. - 1995. - 639 с.
4. Швецова, М. В. «Поляки» Змеиногорского округа // Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. - Омск : [б. и.], 1899. - Кн. XXVI.
5. Лаврентьева, Л. С. Божье полотенце [Электронный ресурс] / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Рос. академии наук. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург, 1998-2018. -Режим доступа : http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-189-3/978-5-88431-189-3_24.pdf (дата обращения: 26.03.2018).
6. Кидяева, Г. В. Православие в крестьянской среде Бийского Приобья в ХХ веке: по материалам этнографических экспедиций 2002 г. // Зональный район: история, люди, судьбы. - Барнаул : Алт. полиграф. комбинат, 2003. - С. 322-326.
7. Цеханская, К. В. Икона в русском доме // Этнографическое обозрение. - 1997. - № 4. - С. 71-84.
8. Щеглова, Т. К. Внутреннее убранство избы алтайских крестьян в первой половине XX в.:
по полевым исследованиям 1993-1995 гг. // Этнография Алтая : матер. II. науч. -практ. конф. (г. Барнаул, 23-24 мая 1996 г.) - Барнаул : [б. м.], 1996. - С. 93-105.
9. Грибанова, Н. С. Полотенце в культуре русского населения Алтая в конце XIX - начале XXI века : моногр. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. пед. академии, 2013. - 254 с.
10. Бломквист, Е. Э. Искусство бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы : сб. ст. - Ленинград : Изд-во АН СССР, 1930. - С. 397-433.
11. Афанасьев, А. Н. Древо жизни: избранные статьи. - Москва : Современник, 1982. - 464 с.
12. Богулавская, И. Я. Русская народная вышивка. - Москва : Искусство, 1972. - 151 с.
13. Маслова, Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. -Москва : Наука, 1978. - 205 с.
14. Моисеенко, Н. Ю. Русская вышивка XVII - начала XX вв. - Ленинград : Художник РСФСР, 1978. -346 с.
Tatiana Yu. Larina, Vice-Chief German-Russian House (Barnaul, Russia) [email protected]
TECHNOLOGICAL AND ORNAMENTAL PECULIARITIES OF WALL RUSHNIKS FROM THE TOPOL'NOE VILLAGE, SOLONESHENKY DISTRICT
(ALTAI KRAY, RUSSIA)
Abstract. The article outlines some results of scientific working of materials received by the author during her own ethnographic expeditions in Topol'noe village, Soloneshensky District, Altai Krai (Russia), where mainly old believers live. The author reveals a set of technological and ornamental peculiarities of wall rushniks that were use as decorative elements in the "red corner" of a dwelling interior. The considerable part of the considered items has a vivid morphologic feature: a handiwork pieces that used for decoration a place for icons, they had cojoint ends. Almost all items found by the author were executed on decorated cloth or on homespun cloth with handed red and black coloured needle work in technique called "double cross". The main ornamental detail of these items is a symbol of "the Tree of Life" surrounded with flovers lines that mean a connection beween God and a human.
Keywords: oldbelievers; needlework; a rushnik (a Slavic ritual towel); iconostasis; homespun cloth; "double cross "; a fancywork technique; ornament; semantics.
УДК 81'271.2:025.171(438.23)=162.1
А. Г. Т. Майковская, доктор наук, профессор Высшая школа пожарной службы (Варшава, Польша)
anemaj [email protected]
КУЛЬТУРА ПОЛЬСКОГО ЯЗЫКА, СОКРЫТАЯ В СТАРОПОЛЬСКИХ РУКОПИСЯХ
Аннотация. Памятники письменности и культуры, хранящиеся в католическом монастыре Ясная Гура (пол. Jasna G6ra; Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской; г. Ченстохова, Польша), убедительно доказывают наличие развитой культурной и религиозной жизни в польском государстве XV и XVI веков. Философские взгляды бенедиктинцев - старейшего (с 529 г.) католического монашеского ордена Европы - на процесс общения как на средство адекватного выражения личной веры христианина обусловили интенсивное развитие и устной, и письменной коммуникации на польском языке в обозначенный исторический период. Сравнительно небогатый тогда польский язык интеллектуалов Ясной Гуры получил комфортные условия для развития и вскоре стал одним из важнейших факторов лингвистической и социальной интеграции местных польских сообществ.
Ключевые слова: старопольские рукописи, глоссы, скрипторы-переписчики.