формированию традиционных тендерных ролевых моделей и классовой стратификации. Список использованной литературы
1. Barnard, A., & Spencer, J. (2010). Routledge encyclopedia of social and cultural anthropology. London, England: Routledge.
2. Davies, A., & Elder, C. (2004). The handbook of applied linguistics. Malden, MA: Blackwell Pub. Foundalis, H. (2002).
3. Evolution of Gender in Indo-European Languages. Proceedings Of The Twenty-Fourth Annual Conference Of The Cognitive Science Society, 24(1).
4. Gethin, A. (1999). Language and Thought: A Rational Enquiry Into Their Nature and Relationship. Bristol: Intellect Books.
5. Holmes, J., Meyerhoff M. (2008). The Handbook of Language and Gender. New York: John Wiley & Sons.
6. Leavitt, J. (2010). Linguistic Relativities: Language Diversity and Modern Thought. Cambridge: Cambridge University Press.
7. Pavlenko A. / Павленко А. - The Bilingual Mind: And What It Tells Us about Language and Thought / Двуязычный разум: Что это нам даёт от языках и мыслях. Cambridge: Cambridge University Press.
8. Penn, J.M. (1972). Linguistic Relativity versus Innate Ideas: The Origins of the Sapir-Whorf Hypothesis in German Thought. Berlin: Walter de Gruyter.
9. Talbot, M. (2010). Language and Gender (2nd ed.). Cambridge, UK: Polity Press.
10.Vicente, A. (2009). Gender and Language Boundaries in the Arab World. Current Issues and Perspectives. Studies Of North African And Andalusian Dialectology, 1(13).
11. Wardhaugh, R. (2006). An introduction to sociolinguistics. Oxford: Blackwell.
12.https://cyberleninka.ru/article/v/vilgelm-fon-gumboldt-vnutrennyaya-forma-yazyka-kak-otrazhenie-samobytnosti-etnicheskoy-kultury
13.https://www.quora.com/
© Бахчоян А.М., 2018
УДК 821.512.141
Гареева Г.Н.
д.ф.н., профессор, Башкирский государственный университет, г.Уфа
gareevagulfíra@mail. ги
КОМПОЗИЦИЯ БОЛЬШИХ ЭПИЧЕСКИХ ПОЛОТЕН В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Аннотация
В башкирской прозе 60-90-х г.г. ХХ века стремление к развитию многолинейного сюжета, построению многоплановой композиции особенно было свойственно романам исторического плана. Башкирские писатели часто используют и ящичный прием композиции, берущий начало в фольклоре и классической литературе Востока. Ретроспективный прием в башкирских романах и повестях позволяет связать события разных временных пластов воедино.
Ключевые слова:
композиция, сюжет, роман, повесть, новелла, историческая хроника, герой
В башкирской прозе 60-70-х г.г. ХХ века стремление к развитию многолинейного сюжета, построению многоплановой композиции особенно было свойственно историко-революционным трилогиям
З.Биишевой «К свету», Ф.Исангулова «Колос ржи», пенталогии Я.Хамматова «Золото собирается по крупицам», дилогии Н.Мусина «Вечный лес». В романах 70-90-х г.г., где тесно переплелись прошлое и современность, продолжается развитие опыта многолинейного сюжетостроения. В романе Б.Рафикова «Седой ковыль», хотя и поднимаются проблемы современности, изображается энергичная деятельность современников, в композиции много места отводится памятникам устного народного творчества, показывающим глубокую связь прошлого и настоящего, в результате чего образуется многоплановое повествование. В романах А.Хакима «Ураган» (1990), М.Хайдарова «Пришел навсегда» (1994) в многолинейном типе сюжетосложения с эпическим размахом освещаются трагические явления в истории развития страны в послереволюционный период, годы застоя и сегодняшние дни. В этих романах кроме главной сюжетной линии, прослеживающей историческую хронику, многочисленные вспомогательные линии раскрывают поступки, отношения, духовный мир представителей различных слоев народа, бытовавшую социально-нравственную атмосферу, духовную жизнь общества.
В романе Т.Гариповой «Буренушка» (2004) также выстроен многолинейный сюжет с многочисленными героями. Многоплановый, многогеройный, масштабный, богатый ретроспективами, повествующий о важных исторических событиях в жизни народа на протяжении ХХ в., роман раскрывает пагубное воздействие революции на судьбы отдельных людей, бесценность утраты для всего народа духовных традиций. События начинаются с центральной части композиции - деревни Тирекле, объединяющей судьбы героев, отражающей жизнь народа, и ширятся до Уфы, Москвы и Петербурга.
Показательно, что со временем башкирские прозаики достигли большого успеха в создании эпически масштабных произведений, овладели мастерством многолинейного сюжетосложения, сумели емко и содержательно отобразить в многоплановой композиции историю развития характера, философски оценивать жизнь.
Композиция романов И.Абдуллина «Иду по Млечному пути» (1983), повестей М.Карима «Долгое-долгое детство» (1976), А.Хакима «Перелетные птицы» (1974), «Хромая волчица» (1988), З.Галимова «Старшина» (1987) построена путем использования ящичного приема, берущего начало в фольклоре и классической литературе Востока.
Построение композиции больших эпических форм с помощью ящичного приема эффективно продолжается и обогащается в современной башкирской прозе. Истории десятков личностей в «Долгом-долгом детстве», рассказанные в отдельных новеллах, объединяет в одно целое герой повести Кендек, который является центром философской оценки событий и поступков окружающих людей. Если рассказчик Г.Гумера «Городок на волнах» (1954) является только свидетелем описываемых событий, то Кендек у М.Карима анализирует жизнь, оценивает происходящее, формируется как личность, духовно развивается, выступает активным двигателем событий.
Роман И.Абдуллина «Иду по Млечному пути» (1983) состоит из тридцати одной новеллы и рассказывает о героической борьбе и гибели советского разведчика Нура Фатихова в оккупированном фашистами городе Киеве. Роман начинается с написанной в лирическом стиле с романтически пафосным вступлением новеллы «Разговор с духом Фатихова», являющейся ключом к следующим новеллам. В сюжетной линии используются и краткие сведения, и разнообразные факты, и документы. Повествующие о борьбе Фатихова во вражеском тылу и подполье части - «новеллы про героизм и смерть» характеризуются суровой реалистичностью. Василь Желедка, Вера Макаровна, Мария Куница, Федор Кушнир, Рая Буяненко, Василий Светлин - их героическая жизнь и борьба освещаются в отдельных новеллах с неожиданными поворотами, полными опасностей. В романе И.Абдуллина «Солнце все не заходит» (1996) применен тот же ящичный прием композиции, где рассказывается об одиннадцати мужественных солдатах, отдавших жизнь за свободу Родины. Вступительная часть и эпилог окаймляют, организуют воедино отдельные части произведения вокруг центральной идеи и главного героя. Во всех этих романах образ повествователя придает внутреннюю целостность отдельным самостоятельным историям, объединяет различные события и характеры воедино, выступает проблематическим центром, организующим художественную мысль произведения. Как видим, башкирские литераторы успешно
используют ящичный прием композиции для изображения событий из различных эпох, для воссоздания многогранных характеров.
Композиция повестей и романов, отображающих глубинную связь прошлого и настоящего, освещающих судьбы прошедших жестокие испытания войны современников старшего поколения очень часто основываются на ретроспективе. Ретроспективный прием, позволяющий связать события разных временных пластов, был присущ, в первую очередь, большим эпическим формам, написанным в 70-е г.г.
Популярность ретроспективного приема в башкирской прозе некоторым образом связана и с традициями тюркской литературы. Но в отличие от произведений прошлых периодов, где прием смешения разных временных структур выполнял лишь формальную функцию, в современных текстах он приобретает большое смысловое содержание. Через освещение прошлого писатели ищут пути разрешения проблем сегодняшнего дня.
В повестях и романах А.Хакима «Млечный путь», «Радуга», «Скачки», «Листопад», Р.Баимова «День расплаты», «Запоздавшая мелодия», Ш.Биккула «Мы еще поживем», А.Багуманова «Что за день», Т.Кильмухаметова «Жизнь одна», Т.Гиниятуллина «Погреб», С.Шарипова «Дубовый столб» и др. отбираются и психологически глубоко изображаются только те воспоминания, способные более ярко осветить философские проблемы современности. Нарушение хронологической последовательности повествования преследует только одну цель - придать глубину сюжетной линии, объемнее выразить важные картины.
Таким образом, анализ показывает, что с сюжета и композиции начинается целостное восприятие изображаемого, поэтому структурной архетонике писатели уделяют огромное внимание. Список использованной литературы
1. Ахмедьянов К.А. Теория литературы. - Уфа: Китап, 2003. - 392 с.
2. Баимов Р.Н. Судьба жанра. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 320 с.
3. Вахитов А.Х. Жанри и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 348 с.
4. Хусаинов Г.Б. Теория литературы. - Уфа: Китап, 2010. - 382 с.
© Гареева Г.Н., 2018.
УДК 821.512.141
Гареева Г. Н.
д.ф.н., профессор, Башкирский государственный университет, г.Уфа
gareevagulfíra@mail. ги
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА В ПОВЕСТЯХ МУСТАЯ КАРИМА
Аннотация
М. Карим с первых произведений прозы для детей и юношества «Радость нашего дома» (1951), «Таганок» (1966) до автобиографической широко известной повести «Долгое-долгое детство» (1976) воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, справедливости на земле. А повесть «Помилование» (1986) - это история короткой романтической любви, обернувшейся трагедией. Во всех этих прозаических произведениях красной нитью проходить идея о гуманизме, о торжестве добра над злом.
Ключевые слова:
повесть, проблематика, гуманизм, духовный мир, философская оценка, временные структуры,
психологический анализ
1 В повести Народного поэта Башкортостана Мустая Карима "Долгое-долгое детство" (1976) перед