Е.С. Ершова
КОМПОЗИЦИОННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ГРОБНИЧНЫХ СЦЕН: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
&атья посвящена проблемам установления детальной датировки древнеегипетских гробничных комплексов с помощью композиционного и количественного анализа. На примере сцен награждения чиновников царем или от имени царя в частных гробницах времени XVIII династии показаны методы разработки детальной датировки гробниц, возможности и перспективы применения композиционного и количественного анализа для изучения отдельных составляющих гробничного декора.
Ключевые слова: Древний Египет, Новое царство, Амарнский период, иконография гробничных сцен, датировка гробничных сцен, количественный анализ.
Памятники древнеегипетского искусства, находящиеся как в коллекциях музеев мира, так и в самом Египте in situ, привлекают внимание специалистов при изучении различных художественных и исторических аспектов. Особое место в этом изучении занимает проблема установления времени создания тех или иных художественных сцен, оформлявших древнеегипетские частные гробницы, и возможность уточнить в ряде случаев их датировку. В настоящее время распространенным явлением стало создание «онлайн-хранилищ» по древнеегипетским сценам различных периодов, например проект «Мекет-ра»1 Венского университета, разрабатывающий типологию сцен из гробниц эпохи Среднего царства, расположенных более чем в двадцати древнеегипетских некрополях. Однако подобные проекты только начинают развиваться. Мы бы хотели обратиться к способам и возможностям датировки гробниц и их декора эпохи Нового царства.
© Ершова Е.С., 2014
Существует несколько методов определения времени создания гробничных или храмовых сцен. Наиболее точная датировка возможна при наличии дат правления или имени фараона в текстах, сопровождающих гробничные или храмовые сцены. Однако для сцен эпохи Нового царства этот способ не всегда оказывается достаточно достоверным. Например, две сцены, иллюстрирующие награждение верховного жреца Аменхотепа из Карнакского храма (Луксор)2: одна из них должна быть датирована, согласно пояснительной надписи, «годом 10, месяцем 3 сезона АЫ, днем 19 правления Нефер-ка-Ра-сетепен-Ра», т. е. Рамсеса IX. Следовательно, данная сцена предположительно была создана во времена правления Рамсеса IX3 (последняя треть XX династии). Дата в пояснительной надписи ко второй сцене не сохранилась, однако в тексте есть указание, что данное событие произошло через год после первого награждения. Однако анализ стилистических и композиционных особенностей сцен выявил ряд черт, не типичных для древнеегипетских изображений данного периода, прежде всего одинаковый рост фигур царя и награждаемого чиновника. Встает вопрос, чем могло быть вызвано такое нарушение классической иконографии, по которой фигура царя должна была быть крупнее фигур чиновников или жрецов. Ответ на этот вопрос можно найти в автобиографии самого Аменхотепа. Конец XX династии в древнеегипетской истории - смутное время, предшествующее III Переходному периоду. Последним царем XX династии был Рамсес XI, но одновременно с ним в Фивах объявил себя царем Херихор, верховный командующий египетской армии, который стал также верховным жрецом Амона, взяв в жены Неджамет - дочь Аменхотепа. Несоответствие данных сцен древнеегипетскому канону логично объяснить тем фактом, что Аменхотеп приказал вырезать сцены своего награждения в Карнакском храме уже после смерти Рамсеса IX, во времена правления Херихора, решив отметить тем самым свое родство с царем. Исходя из этого датировка сцен награждения Аменхотепа в Карнакском храме должна быть передвинута на конец правления XX династии или даже начало III Переходного периода. Таким образом, не всегда можно полагаться на даты, указанные в самих гробничных или храмовых сценах.
Дополнительным способом установления датировки является выявление иконографических особенностей этих сцен при помощи типологического метода и использования статистических данных. Как это происходит, мы покажем на примере сцен награждения древнеегипетских чиновников и жрецов царем, показанных в их гробницах Амарнской эпохи (вторая половина XVIII династии).
К Амарнскому периоду относятся восемнадцать сцен награждения: две из них находятся в гробницах Фиванского некрополя, остальные шестнадцать расположены в некрополе Ахетатона (Телль эль-Амарны). Установление датировки частных гробниц амарнско-го периода весьма показательно и занимает особое место в изучении древнеегипетского искусства, так как за довольно короткий период правления Эхнатона - семнадцать лет - происходило стремительное развитие иконографических особенностей изображения фараона, членов царской семьи, частных лиц, их жизни и быта.
Памятники Ахетатона традиционно датируются по указанным годам правления Аменхотепа IV (Эхнатона) и особенностям написания имени бога - солнечного диска Атона: со времени основания этим царем новой столицы и до конца его правления форма написания имени Атона меняется шесть раз. Собственно имя имеет всего две различные формы - раннюю и позднюю, однако к нему добавляются различные эпитеты (титулы)4. Однако существуют сцены, где такие способы датировки невозможны по причине отсутствия даты правления Эхнатона или титулатуры Атона. Именно в этих случаях можно использовать критерии, выработанные на основе типологизации отдельных частей сцен, а также количественного распределения выделенных признаков по хронологическим периодам.
Приведем основные композиционные моменты, которые характеризуют особенности сцен награждения в разные периоды:
1) место награждения и характер изображения фараона перед подданными;
2) персона награждающего;
3) персона награждаемого;
4) виды получаемых наград;
5) лица, присутствующие при награждении;
6) наличие дополнительных сцен, иллюстрирующих события, происходящие после награждения.
Амарнское искусство в египтологических исследованиях принято рассматривать почти как единое целое: обычно в нем выделяют только раннеамарнский период - до 6-го года правления Аменхотепа IV, т. е. до переноса столицы из Фив в Ахетатон. Однако количественный и композиционный анализы этих сцен позволили обнаружить два дополнительных этапа в развитии амарнского искусства, которые ранее не отмечались учеными. В результате хронология памятников Амарны выглядит следующим образом:
0 раннеамарнский этап (правление Аменхотепа IV (Эхнатона) до 6-го года царствования) - сцены из гробницы Рамеса5
(ТТ55, эль-Гурна) и Пареннефера6 (ТТ188, эль-Холха) в Фиванском некрополе;
0 среднеамарнский этап (6-10-й годы правления Эхнатона) -сцены из гробниц Эйе7 (№ 25), Туту8 (№ 8) и Пареннефера9 (№ 7) из южного некрополя Ахетатона;
0 позднеамарнский этап (вторая половина правления Эхнатона, начиная с 11-го года, и правление Сменхкара) - сцены из гробницы Маи10 (№ 14) южного некрополя Ахетатона, а также из гробниц Пенчу11 (№ 5), Хуиа12 (№ 1), Панехси13 (№ 6), Маху14 (№ 9), Мерира I15 (№ 4) и Мерира II16 (№ 2), расположенных в северном некрополе Ахетатона.
Предпринятый нами типологический, композиционный и сравнительный анализы имеющихся сцен награждения эпохи XVIII династии показали, что начиная с конца правления Аменхотепа III происходят значительные изменения в композиции данных сцен. Если доамарнские сцены награждения не являются самостоятельными - это лишь небольшая часть более общей сцены, связанной с жизнью фараона, например празднование хеб-седа11 или подношение даров богу Амону18, то в конце правления Аменхотепа III - начале правления Аменхотепа IV они начинают занимать центральное место в системе росписи гробницы. Фараон в сопровождении членов семьи изображается в «окне появления». Фигура награждаемого чиновника традиционно располагается перед «окном появления». Церемония награждения проходит во дворце, но само награждение осуществляется не царем, а от его имени служителями сокровищницы. В то же время в композиции сцены появляются дополнительные сюжеты, дающие более подробное описание события. Эти сцены иллюстрируют прибытие чиновника во дворец, его встречу с другими вельможами и слугами после награждения, а также повествуют о служебной деятельности чиновника (например, встреча иноземных подданных визирем Рамесом, который получает награждение от царя в центральной сцене19).
Вторая половина правления Аменхотепа IV, сменившего имя и ставшего Эхнатоном, характеризуется изменением роли царя в ритуале награждения. Уже с 9-го года его царствования в гробницах Амарны появляются сцены, где чиновника награждают фараон и члены его семьи. На изображениях они бросают награды стоящему перед дворцовым балконом чиновнику. Однако изображение фараона, осуществляющего награждение, является скорее исключением из правил и встречается лишь в четырех из десяти гробниц амарнского некрополя. В остальных случаях награждение по-прежнему производят служители сокровищницы. Так, в гроб-
нице Эйе (№ 25, северный некрополь Ахетатона) мы видим, что награждение производит вся царская семья: Эхнатон, Нефертити, а также две их дочери бросают награды стоящим перед балконом Эйе и его жене Тии. В позднеамарнскую эпоху в гробницах Хуиа (№ 1, северный некрополь Ахетатона) и Мерира II (№ 2, северный некрополь Ахетатона) награждение проводит царская чета - Эхна-тон и Нефертити, а в гробнице Мерира I (№ 4, северный некрополь Ахетатона) - один Эхнатон. Подобное композиционное решение стало одним из проявлений реформ Эхнатона, коснувшихся всех сфер жизни египетского общества, в том числе и искусства.
В остальном же сцены награждения в правление Эхнатона меняются мало. Естественно, в каждой гробнице они представлены с некоторыми вариациями, но большинство деталей остается неизменным. В среднеамарнскую и позднеамарнскую эпохи основным типом награждения чиновников является награждение во дворце фараона перед «окном появления». Фараон предстает перед придворными в сопровождении семьи в так называемом окне появления; центральное место в композиции занимает балкон дворца; его архитектурные особенности и декор практически идентичны во всех сценах, скорее всего, это обусловлено тем, что художники изображали одно и то же реально существующее помещение дворца. За балконом могло находиться изображение дворца, над балконом парит солнечный диск с уреем и исходящими от него лучами, заканчивающимися руками. Чаще всего балкон декорируется надписями - титулами и именами царской четы, а также геометрическими и растительными мотивами. Карниз балкона украшен уреями с солнечными дисками на головах. Фронтальная часть балкона имеет декор в виде геометрического орнамента и символа объединения Верхнего и Нижнего Египта - знака $тА И—у. На балконе находится царская чета. Позы царской семьи практически идентичны, фараон в голубой короне, одной рукой опирается на подушку, а другую протягивает к стоящему перед балконом чиновнику. Царица часто изображается опирающейся на подушку и обнимающей одной рукой своего супруга. Перед балконом стоит награждаемый чиновник, всегда облаченный в парадные одежды - пышную плиссированную юбку и белую тунику с короткими рукавами. Исключение составляет только награждение жрецов, так как они иногда облачены в длинные прямые одеяния, соответствующие их профессии. Руки награждаемого вельможи подняты в приветственном или ликующем жесте.
На сценах награждения присутствует множество вельмож -свидетелей награждения. Практически во всех гробницах некропо-
ля Ахетатона мы видим одинаковый набор чиновников. Сановников можно разделить на несколько групп:
0 группа высших чиновников и жрецов (возможно, друзей), которая располагается около награждаемого и, следовательно, перед фараоном. Среди этих придворных довольно часто показаны два или три носителя опахала в форме страусиного пера;
0 писцы, записывающие отчет о происходящем награждении;
0 носители опахал и охрана дворца, обычно изображаемые в отдалении от балкона;
0 иноземные подданные, ожидающие аудиенции у фараона, в окружении египетских чиновников и переводчиков;
0 возничие и колесницы, ожидающие награждаемого чиновника, чтобы отвезти его домой.
Сцену награждения сопровождают также различные дополнительные сюжеты, которые по тематике можно разделить на две группы. К первой группе относятся сцены, посвященные событиям, связанным с награждением чиновника во дворце:
0 прибытие чиновника во дворец - в гробницах Рамеса (ТТ55, эль-Гурна) и Мерира I (№ 4, некрополь Ахетатона);
0 поздравление награжденного сановника другими вельможами и слугами в момент его выхода из ворот дворца после награждения - в гробницах Пареннефера (ТТ188, эль-Холха), Панехси (№ 6), Мерира I (№ 4) и Мерира II (№ 2), расположенных в северном некрополе Ахетатона и Эйе (№ 25), Туту (№ 8) из южного некрополя Ахетатона;
0 отъезд награжденного вельможи из дворца - в гробницах Пареннефера (№ 7), Туту (№ 8) из южного некрополя Ахе-татона и Мерира I (№ 4) северного некрополя Ахетатона;
0 возвращение награжденного чиновника домой, где его встречают друзья и слуги, - в гробницах Мерира II (№ 2, северный некрополь Ахетатона) и Туту (№ 8, южный некрополь Ахетатона);
0 прибытие награжденного сановника в храм Атона - в гробнице Маху (№ 9, северный некрополь Ахетатона);
0 распространение вести о награждении по дворцу - в гробнице Эйе (№ 25, южный некрополь Ахетатона).
Ко второй группе дополнительных сюжетов можно отнести более редкие сцены, иллюстрирующие служебную деятельность чиновника. В гробнице Хуиа (№ 1, северный некрополь Ахетатона) обе сцены его награждения сопровождаются сценами, иллюстрирующими служебную деятельность. В первом случае показаны его обязан-
ности как «распорядителя сокровищницы»20. Во втором случае Хуиа предстает как «распорядитель дома царской жены Тийи»21.
Также в позднеамарнских гробницах следует выделить сцены награждения, происходящие во дворце, но не перед «окном появления». В одном случае награждение происходит в зале для аудиенций: чиновник Пенчу предстает перед сидящим на троне Эхнатоном22, в другом чиновник Мерира II изображен перед стоящей царской четой - Сменхкара и Меритатон, за которыми показан фасад дворца23.
В позднеамарнскую эпоху формируется новый тип награждения - награждение чиновника на месте его службы, засвидетельствованное в гробницах Пенчу24 и Мерира I25. В центре композиции находится царская семья. Ей предстоит чиновник с поднятыми в приветствии руками в праздничной одежде - белой тунике с короткими рукавами; награждает его распорядитель сокровищницы, который надевает на него ожерелья-оплечья. За награждаемым чиновником стоят другие придворные: писцы, записывающие отчет о награждении, носители опахала и т. д. Подобные сюжеты являются частью сцен, иллюстрирующих инспекцию, проводимую фараоном.
Также следует отметить, что для гробниц, датируемых поздне-амарнской эпохой, характерно наличие нескольких сцен награждения. Скорее всего, это связано с ужесточением политики Эхнатона по отношению к египетским богам: в стране росло недовольство, и приближенные царя старались подчеркнуть свою преданность царю и его религиозной реформе.
Сцены, иллюстрирующие награждение, с течением времени становятся более разнообразными. Если в раннеамарнскую и среднеамарнскую эпохи изображаются только награждения, происходящие во дворце, причем фараон предстает перед подданными в «окне появления», то уже в позднеамарнскую эпоху возникает больше композиционных вариантов. К ним можно отнести награждение чиновника во дворе для аудиенций, когда фараон показан сидящим на троне, а также во дворе около пилонов дворца; наконец, награждение на месте службы чиновника во время инспекции.
Разнообразие, присущее сценам позднеамарнских гробниц, можно объяснить еще одним важным фактором. Ранне- и средне-амарнские гробницы создавались художниками, обучавшимися еще в Фивах. Поэтому искусство данных периодов, несмотря на полное изменение стилистических особенностей, композиционно близко к сценам доамарнской эпохи.
Сцены позднеамарнского периода выполняются уже мастерами, которые учились в Ахетатоне, и, как следствие, мы видим раз-
личные художественные поиски. Так, например, в гробнице Маи (№ 14, южный некрополь Ахетатона) сцена награждения во дворце приобретает новые черты26. Художник отошел от традиционной композиции сцен награждения, где центральное место занимает «окно появления», - теперь на переднем плане сцены помещается изображение дворцового причала (известно, что дворец в Ахета-тоне находился на берегу Нила, и, возможно, стремясь как можно более точно запечатлеть место, где происходит награждение, художник включает в сцену царские ладьи, пристань, сад и внешнюю колоннаду дворца).
Таким образом, как мы видим на примере изучения сцен награждения из частных гробниц времени правления Эхнатона, количественный и композиционный анализы позволяют уточнить хронологию памятников искусства и разработать более детальную периодизацию древнеегипетского искусства. Сравнивая композиционные особенности сцен разных периодов, где наличествуют прямые критерии датировки (указание года царствования фараона, титулатура Атона), мы можем выделить целый комплекс вторичных признаков, позволяющих датировать сцены, не имеющие прямых критериев датировки.
Примечания
1 MeKeTRE Project, an online repository for Middle Kingdom scenes [Электронный ресурс]. URL: http://meketre.org (дата обращения: 23.09.2013).
2 Schwaller de Lubicz R.A. Les temples de Karnak: Contribution à l'étude de la pensée pharaonique. Vol. 2. P.: Dervy-Livres, 1982. Pl. 376, 377.
3 Porter B., Moss R. Topographical bibliography of Ancient Egypt hieroglyphic texts, reliefs and paintings. II. Theban Temples. Oxford: Griffith Institute, 1994. P. 172.
4 Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч. 1. М., 1967. С. 100.
5 Davies N. de G. The tomb of the vizier Ramose. L., 1941. Pl. XVI.
6 Davies N. de G. Akhenaten at Thebes // Journal of Egyptian archeology. 1923. № 9. P. 139-140.
7 Davies N. de G. The rock tomb of El Amarna. P. VI. L.: Egypt Exploration Fund, 1908. Pl. XXIX-XXXI.
8 Ibid. Pl. XIX, XXX.
9 Ibid. Pl. IV-V.
0 Ibid. P. V. L., 1908. Pl. V.
1 Ibid. P. IV. L., 1906. Pl. VI-VIII.
2 Ibid. P. III. L., 1905. Pl. XVI-XVII.
3 Ibid. P. II. L., 1905. Pl. X-XI.
K0Mn03^H0HHhift H KOflHHecTBeHH^ift aHanro...
103
14 Ibid. P. IV. Pl. XVII-XVIII.
15 Ibid. P. I. L., 1903. Pl. VI, XXIX-XXX.
16 Ibid. P. II. Pl. XXXIII, XLI.
17 Habachi L. Clearance of the tomb of Kheruef at Thebes // Annales du Service des Antiquites de l'Egypte. 1958. № 55. Pl. XII.
18 Davies N. de G. The tombs of two officials of Tuthmosis the Fourth. L.: Egypt Exploration Fund, 1923. Pl. XII.
19 Davies N. de G. The tomb of the vizier Ramose. Pl. XVI.
20 Davies N. de G. The rock tomb of El Amarna. P. III. Pl. XVI.
21 Ibid. Pl. XVII.
22 Ibid. P. IV. Pl. VIII.
23 Ibid. P. II. Pl. XLI.
24 Ibid. P. IV. Pl. VI-VII.
25 Ibid. P. I. Pl. XXIX-XXX.
26 Ibid. P. V. Pl. V.