Научная статья на тему 'Композиционные приемы башкирских очерков-портретов'

Композиционные приемы башкирских очерков-портретов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПУБЛИЦИСТИКА / ЖАНР / ОЧЕРК / КОМПОЗИЦИЯ / THE BASHKIR LITERATURE / PUBLICISM / GENRE / SKETCH / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юнусова Фирдаус Бариевна

В статье анализируются приемы (диалоги, воспоминания, фольклорные мотивы, лирические отступления и т. д.), с помощью которых авторы выстраивают композицию очерка-портрета для достижения поставленной цели. В качестве примера рассматриваются очерки Р. Султангареева, Т. Сагитова, Г. Давлетова, М. Кутлугаллямова, З. Биишевой и других писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Variety of the Compositions of the Character Sketches

The article deals with the means the authors use to build up a composition of the character sketch in order to achieve a certain aim. The sketches by R. Sultangareeva, G. Davletov, M. Kutlugalyamov, Z. Biisheva, and other writers are analyzed as an example.

Текст научной работы на тему «Композиционные приемы башкирских очерков-портретов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267).

Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 157-159.

Ф. Б. Юнусова

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ БАШКИРСКИХ ОЧЕРКОВ-ПОРТРЕТОВ

В статье анализируются приемы (диалоги, воспоминания, фольклорные мотивы, лирические отступления и т. д.), с помощью которых авторы выстраивают композицию очерка-портрета для достижения поставленной цели. В качестве примера рассматриваются очерки Р. Султан-гареева, Т. Сагитова, Г. Давлетова, М. Кутлугаллямова, З. Биишевой и других писателей.

Ключевые слова: башкирская литература, публицистика, жанр, очерк, композиция.

Общеизвестно, что цель очерка-портрета не описание деятельности какого-либо персонажа, а сам человек, его личностная и социальная значимость для окружающих и соответственно выявление причин этой значимости. В 1980— 1990-х годах, в новых для страны условиях гласности, открытости, свободы, открывшихся возможностей для проявления личной инициативы, героями башкирской публицистики становится по-новому осмысливающий крестьянский труд человек села, в котором пробуждается чувство хозяина своей земли. Само обращение к этому социальному слою, с одной стороны, позволило раскрыть проблемы села, с другой - дало возможность авторам-пу-блицистам подняться до широких социальных обобщений, заговорить об обществе в целом, уровне его социальной зрелости, его готовности к тем преобразованиям, которые диктует сама жизнь. Композиционные особенности очерка-портрета способствуют этому в полной мере, поскольку позволяют использовать возможности диалога, описания, лирических отступлений, а также для достижения поставленных целей привлекать приемы публицистического развития напряженности и т. д.

Одним из примеров подобного применения различных композиционных приемов может служить очерк Р. Султангареева «Характер», посвященный главному агроному совхоза имени Пугачева Федоровского района Башкортостана Муниру Ибрагимовичу Салишеву. Цель очерка - показать становление человека нового типа, не исполнителя чужой воли, а хозяина своей земли, своей судьбы. Для достижения этой цели автор показывает главного героя в различных ситуациях. И диалоги, и описание событий в их драматической напряженности, и точные портретные зарисовки помогают автору раскрыть для читателя характер главного героя.

В очерке Г. Давлетова «Ее звезда» («Унын йондо^о») речь идет о Герое Социалистического Труда, известной в республике доярке Эльвире Гулиной. Композиционно очерк построен в форме писем-воспоминаний героини очерка к своей сестре - Флориде. Этот оригинальный композиционный прием позволил автору не только воссоздать портрет своей героини, но и дать читателю почувствовать ее душевные порывы, понять, что двигало ею, что заставляло ее работать именно так, а не иначе.

М. Кутлугаллямов в качестве композиционной основы своего очерка «Семена доброты» («Изгелек орлотсгары») избрал форму углубленных, философски насыщенных воспоминаний-размышлений, сквозь призму которых постепенно вырисовывается полноценный образ героя - директора Янгельской средней школы Абзелиловского района Башкортостана, учителя математики Юлая Идрисовича Хасанова. Суть жизненной позиции героя выражена его же словами: «Не поработав в школе сам, как ты можешь учить жизни других!» Важную роль в раскрытии личности гражданина и учителя играют и лирические отступления автора, от--теняющие и подчеркивающие те или иные стороны нравственного облика героя.

Р. Султангареев в очерке «Туман» («Томан») для повествования о выдающемся певце Абдулле Султанове, выходце из Учалинского района Башкортостана, избрал форму сказки. Автор не может скрыть своего восхищения этим талантливым и умным человеком с большим сердцем, всей душой преданным музыке. Его пение, мелодии, исходящие из сокровенных глубин его души, автор сравни--вает с рекой Яик, мирно несущей свои воды по просторам родного края. Ибо нет другого человека, который мог бы, как Абдулла Султанов, с такой же любовью к родине петь народную песню «Урал». Гордость и восхищение героиз-

мом предков, любовь к своему народу, природе и родной башкирской земле, впитавшиеся с молоком матери и живущие в сердце, - только с такими пламенными чувствами в сердце можно петь башкирские народные песни, как «Туман», «Абдрахман», «Кулуй-кантон» и «Бейеш». Как уже отметили выше, особенность очерка «Туман» в том, что он построен как фольклорное произведение, что позволяет автору широко использовать эпитеты, сравнения, характерные для устного народного творчества. Данные композиционные приемы помогают художественно глубже высветить идейно-эстетическое содержание.

З. Биишева в своем очерке «Дорожные размышления» («Юлдагы уйланыу^ар») использовала прием композиционного параллелизма, благодаря которому размышления автора и описание картин природы, чередуясь, допол--няют и обогащают друг друга, причем сиюминутность и даже в какой-то мере суетность жизни человеческой противопоставлена монументальной эпичности природы. Вывод автора достаточно прозрачен: жить жизнью окружающего тебя мира и означает жить в ладу с самим собой.

В очерке Т. Сагитова «Его звезда» («Унын Сулпаны») - в названии обыгрывается значение слова «сулпан», которое в башкирском языке используется и как личное имя, и как название планеты Венера, - дается портрет видного башкирского агронома Сабира Аб-дулловича Кунакбаева, который свою жизнь и знания посвятил выведению новых сортов зер--новых, точнее, нового сорта ржи. Раскрытию образа героя способствуют точные сравнения, используемые автором, диалоги и лирические отступления.

В довольно значительный по объему очерк Р. Бикбаева «Сокровище, которое нельзя потерять» («Югалмай торган хазинам»), написанный в форме путевых заметок, вош--ли философские размышления, переживания, рассуждения автора о событиях прошлого и настоящего. Текст очерка построен как описание впечатлений от недельного пребывания в Турции, где автору довелось встретиться со многими интересными людьми, увидеть ряд исторических достопримечательностей Турции. Одно из первых наиболее запомнившихся автору событий - посещение знаменитой мечети Султана Ахмета в Стамбуле, известной в мусульманском мире как одно из древнейших зданий исламской архитектуры с

шестью минаретами, самое большое и своеобразное.

Размышления автора, которые были вызваны созерцанием этого великолепного творения человеческой мысли и фантазии, плавно переходят к к мыслям о том, что, на первый взгляд, конечно же, христианские церкви по внутреннему убранству выглядят поскромнее и строже. Однако эти внешние признаки ни в коей мере не склоняют автора к противопоставлению двух религий -христианства и ислама. Наоборот, он приходит к выводу, что эта мечеть не столько памятник религиозной культуры, сколько монумент человеческому духу, стремящемуся к совершенству, которому нет предела. Другое событие. оставившее неизгладимый след в душе писателя, - посещение Стамбульского кладбища Ко-раса Ахмет, где покоится один из крупнейших башкирских общественных деятелей, ученый-историк, языковед Ахмет-Заки Валиди, что также подвигает автора к ряду размышлений о превратностях судьбы, невозможности скрыть правду навсегда.

И все произведение не просто рассказ об увиденном. Каждая встреча, каждое событие -повод для глубоких размышлений об истоках бытия.

Таким образом, как видим, каждый автор строит композицию своего очерка, используя все разнообразие художественных средств: у Г. Давлетова очерк в форме воспоминаний, Р. Султангареев избрал форму сказки, включив в нее диалоги, М. Кутлугаллямов пишет углубленные, философски насыщенные воспоминания-размышления, Т. Сагитов использует диалоги, сравнения и лирические отступления.

Естественно, что не все очерки, появившиеся в данный период, равноценны и могут представлять интерес для читателя. В первую очередь, это касается произведений середины 1980-х годов, когда желание успеть высказаться, опередить других в освещении какой-либо злободневной темы приводило к серьезным художественным просчетам и неудачам.

Но вместе с тем с уверенностью можно ска--зать, что 1980-1990-е годы были весьма успешными для развития жанра очерка в башкирской литературе. Несмотря на явно выраженную публицистичность, иногда в ущерб художествен--ной значимости, значительное число очерков этого периода стали весьма заметным явлением башкирской литературы конца XX века.

Список литературы

1. Биишева, З. А. Дорожные размышления // Агидель. 1984. № 10. С. 108-116.

2. Бикбаев, Р. Т. Сокровище, которое нельзя потерять // Агидель. 1998. № 8. С. 99-120.

3. Давлетов, Г. А. Ее звезда // Агидель. 1985. № 10. С. 73-77.

4. Кутлугаллямов, М. А. Семена доброты. Уфа : Башк. кн. изд-во, 1989. 160 с.

5. Сагитов, Т. Б. Его звезда. // Агидель. 1987. № 5. С. 83-89.

6. Султангареев, Р. Г. Судьба. Уфа : Башк. кн. изд-во, 1991. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.