Научная статья на тему 'Композиционные и декоративные особенности модерна в деревянной архитектуре городов Западной Сибири'

Композиционные и декоративные особенности модерна в деревянной архитектуре городов Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
834
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ "МОДЕРН" / КОМПОЗИЦИЯ ФАСАДА / ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ТРАДИЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ / THE STYLE "MODERN" / THE COMPOSITION OF FRONTS / THE PICTURESQUE ELEMENTS / THE TRADITIONS IN THE ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Груздева Е. А.

В статье рассмотрены как новые, так и традиционные композиционные принципы деревянных зданий стиля модерн. Выявлены некоторые декоративные приемы и элементы, являющиеся характерными признаками стиля сибирских городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITIONS AND DECORATIONS FEATURES OF STYLE MODERN IN THE WOODEN ARCHITECTURE OF CITIES OF WESTERN SIBERIA

There are new and traditional composition foundations of the wooden buildings of art nouveau considered in this article. And there are some decorative devices and elements exposed, which are expected to be the typical signs of the style of Siberian cities.

Текст научной работы на тему «Композиционные и декоративные особенности модерна в деревянной архитектуре городов Западной Сибири»

Наши наблюдения позволяют говорить не об особой разных конкретных проявлениях, можно утверждать, что

насыщенности битовской «пушкинистики» метром, сколько о Битов, опираясь на пушкинский опыт, всем своим

функциональной значимости ее метрических фрагментов, творчеством убеждает, что лишь на пути такого

выделяющих особо важные в смысловом отношении фразы, взаимодействия возможно поступательное и эффективное

выполняющие роль своеобразного метрического курсива. развитие и литературной критики, и литературного

Учитывая, что взаимодействие стиха и прозы является творчества. всеобъемлющим признаком пушкинского творчества в самых

Библиографический список

1. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: учеб. пособие. - 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004.

2. Ильин, И.П. Постмодернизм // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: энциклопедический справочник. - М.: Интрада, 1996.

3. Орлицкий, Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1991.

4. Григорьева, А.Д. Прозаическое начало в поздней лирике Пушкина // Русский язык. Проблемы художественной речи, Лексикология и лексикография. Виноградовские чтения. 1Х-Х. - М.: Наука, 1981.; Маевская, Т.П. Поэтические ритмы в прозе А.С. Пушкина (На материале «Пиковой дамы») // Пушкин и мировая культура (Материалы Международной конференции. Крым, 2002) / науч.ред. С.А. Фомичев; РАН. -СПб., 2003.

5. Орлицкий, Ю.Б. Силлабо-тонический метр в эпистолярии Пушкина: К постановке проблемы // Изв. Акад. наук. Сер. лит. и яз., 1996. - Т. 55. -№ 6.

6. Гусев, В.И. Искусство прозы. Статьи о главном. - М., 1999.

7. Чалмаев, В. Испытание надежд... Перестройка и духовно-нравственная ориентация современной прозы. - Москва, 1988. - №4.

8. Лотман, Ю.М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки 1960-1990. - СПб.: Искусство, 1999.

9. Битов, А.Г. Каменноостровская месса // Новый мир. - 2006. - №1.

Статья поступила в редакцию 20.10.09

УДК 72.036(571.1)

Е.А. Груздева, аспирант НГАХА, г. Новосибирск, E-mail: janeangel@mail.ru

КОМПОЗИЦИОННЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНА В ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В статье рассмотрены как новые, так и традиционные композиционные принципы деревянных зданий стиля модерн. Выявлены некоторые декоративные приемы и элементы, являющиеся характерными признаками стиля сибирских городов.

Ключевые слова: стиль «модерн»; композиция фасада; декоративные элементы; традиции в архитектуре.

В деревянной архитектуре Западной Сибири в конце XIX - начале XX веков были выработаны композиционные приемы, принципы и декоративные элементы нового стиля -«модерн» - значительно отличающиеся от предыдущих стилей.

Деревянные здания стиля модерн возводились преимущественно в центральных районах городов, но также они строились и на периферии и в районах, прилегающих к железнодорожной магистрали и станциям.

В стиле модерн здания, строившиеся из дерева, представлены следующими типами: частные и

многоквартирные жилые дома, здания и сооружения железнодорожной магистрали (станции, церкви, школы, водонапорные башни и др.), административные, общественные (народные дома, ипподромы, различные развлекательные здания и сооружения и др.) и торговые здания. Часто в одном здании совмещались жилые и торговые или общественные функции.

В частных жилых домах Сибири планировочные решения подчинялись требованиям и нуждам заказчиков. Схема расположения помещений и «сценарий» движения по зданию чаще всего диктовались функциональными потребностями заказчиков и традициями, а не эстетическими или программными представлениями архитекторов, как это было в Европе и европейской части России. Деревянная архитектура стиля модерн в городах Западной Сибири представлена зданиями с традиционными объемнопланировочными решениями (избы со связью, пятистенки, крестовые избы) и конструктивными системами, созданными на их основе или с дополнениями (башни, лестничные клетки, мезонины и т.д.). Кроме того, под влиянием стиля модерн стали строить сибирские жилые дома с индивидуальными сложными объемно-планировочными решениями, возводившихся как по примеру европейских и в большей мере российских и видоизменявшихся под влиянием местных

условий и требований. Формировались также собственные композиционные решения, обусловленные традициями сибирского зодчества и новыми функциональными и культурными требованиями, западными идеями.

Новые, привнесенные в деревянную архитектуру сибирских городов из европейской части России, композиционные принципы, такие как акцентирование внимания на объеме и силуэте здания, асимметрия, размещение декоративных и архитектурных элементом в зависимости от функционально-планировочной структуры, нарастание декора снизу вверх [1], и др., наиболее полно проявились в особняках и многоквартирных жилых домах Томска, Омска, Тюмени. К этой группе зданий относятся дома, объемно-пространственное решение и композиция фасадов которых соответствуют принципам модерна: построение объема исходя из функционально-планировочного решения, соответствие объемно-композиционного решения здания конструкции и выявление особенностей конструкции и материала на фасадах, более свободное расположение архитектурных элементов и декоративных деталей на фасадах (рис. 1).

В декоративном оформлении использовались приемы европейского модерна интернационального, рационального и национально-романтического направлений, применялись как стилизованные элементы русской и сибирской национальной архитектуры (особняк Голованова по ул. Красноармейской 71 и особняк Ивашкевича по ул. Тверской 66 в Томске и др.), так и переработанные мотивы финского, венского модерна, школы Глазго и др. (особняк Крячкова, особняк

Быстрожицкого в Томске; жилой дом Кабалкина в Омске, жилой дом по ул. Челюскинцев 3 и особняк по ул. Дзержинского 12 в Тюмени и др.) (рис. 2).

причислить их к стилю модерн. Структура уличных фасадов таких зданий была традиционной: цоколь (чаще всего кирпичный), ряд окон, «фриз», образованный горизонтально или вертикально расположенными досками, практически лишенный декора (жилой дом по ул. Камышенская 24 в Тюмени, жилой дом по ул. Маршала Жукова 5 и др. в Омске). В Омске карнизы таких домов чаще всего не имели декора. Иногда «фризы» делились кронштейнами на «метопы», изредка заполненные простым геометрическим орнаментом. Такой тип дома в стиле модерн был распространен в Омске, так же встречается в Тюмени и Тобольске (жилой дом по ул. 10 лет Октября 60 в Омске). В ряде подобных зданий, служивших кроме жилья так же лавкой или конторой, уличные фасады имели входы.

Рис. 1 Особняк Голованова в Томске: вид с улицы, план.

Рис. 2 Особняк Быстрижицкого в Томске и особняк Кабалкина в Омске.

В начале ХХ века объемно-планировочные и композиционные решения традиционных деревянных зданий сибирских городов значительно усложняются. Появляются жилые дома по композиционной структуре фасадов напоминающие традиционные избы, но имеющие более сложную объемно-планировочную структуру. Объемы и фасады дополняются не свойственными традиционной народной жилой архитектуре элементами: эркерами,

«башнями», «башнями-вышками», мезонинами, куполами, шатрами, крыльцами. Особенно характерны такие дома для Омска (рис. 3).

Значительная часть жилых домов представляет собой распространенный в то время традиционный тип одноэтажного дома с вальмовой кровлей, основанного на типе пятистенка или крестовой избы с характерной для них структурой фасадов и лишь наличие характерного декора в оформлении оконных наличников, входов, карнизов, фронтонов др. архитектурных элементов позволяет

Рис. 3 Жилой дом по ул. Мичурина, 48 в Омске.

Декоративный орнамент омских деревянных зданий геометричен и даже схематичен, используются крупные лаконичные стилизованные линии и формы традиционного народного декора и европейского модерна. Часто

применяются мотив солярного знака: сочетание окружности (полный круг, полукруг или сектор) и лучей. Декор ставней, наличников, дверного полотна, досок, закрывающих стыки

бревен и других элементов выполняется в технике пропильной, объемной или накладной рельефной резьбы [2].

Для томской профессиональной деревянной архитектуры характерна простая элегантность декора, использование стилизованных мотивов европейского стиля модерн, русского «национально-романтического» модерна (особняк Быстрожицкого, особняк по ул. Гагарина 42, ипподром [3]), сочетание европейских и сибирских элементов и приемов декоративного оформления. Часто применялись сигма- или лирообразные формы в сочетании с прямыми линиями. Среди архитектурных элементов распространены были башни (чаще всего с включенными в них входами и лестничными клетками), эркеры, кронштейны характерной для модерна формы.

Для рядовой деревянной застройки Томска характерно включение элементов модерна в традиционную и эклектичную подкарнизную резьбу, декор оконных наличников, ставней, дверных полотен и других архитектурных элементов. Так же как и в Омске, резьба выполнялась в накладной и пропильной техниках.

Композиция фасадов многоквартирных деревянных домов чаще всего не отличается от традиционной. Такие дома были двухэтажными со свойственным национальноромантическому направлению стиля высоким силуэтом кровли, наружные стены бревенчатые или обшитые рейкой. Фасады обычно были симметричные, иногда с ризалитами, равномерный ритм окон с характерным для модерна декоративным оформлением наличников. Вход располагался по центру или с краю дворового или уличного фасада, а так

Библиографический список

же в боковой пристройке (жилые дома по ул. Гоголя 26, 28 в Новосибирске, дома по ул. Почтовой 34 и Маяковского 11 и 13 в Омске и др.). Часто здания имели «фризы»: либо простые, образованные вертикально нашитой между верхом оконных проемов и карнизом рейкой, либо украшенные равномерным рядом кронштейнов и простым орнаментом. Декоративное оформление архитектурных деталей имело те же характеристики, что и декор частных домов.

Необходимо отметить, что традиционная народная деревянная архитектура, превалировавшая в сибирских городах, всегда оставалась тектоничной, а декор нес смысловую нагрузку. Здесь не было необходимости «возрождать» народные традиции, поскольку они были живы и широко использовались. Проявление концепции соответствия внешнего облика здания его конструктивной и функциональной структуре было здесь не «волевым» и намеренным, а являлось его естественной составляющей. С помощью новых объемно-планировочных и композиционных структур, декоративных элементов, форм и приемов архитектура лишь обогащалась, а не являлась чем-то принципиально новым, как это было в архитектуре Европы.

Декор зданий и сооружений городов Сибири являлся уникальным признаком стиля модерн, к чему стремились художники и архитекторы, работавшие в этой области, а композиционные приемы в дальнейшем использовались в сибирской архитектуре XX века. Эстетика этого стиля имела большое значение в период его развития и оказала значительное влияние на формирование облика городов.

1. Богданова, О.В. Сибирский шедевр архитектора Хомича. - Томск: 2004.

2. Гуменюк, А.Н. Архитектура Омска XIX - нач. XX в.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. - СПб.: 2002.

3. Романова, Л.С. Творчества архитектора Константина Лыгина в Томске. - Томск: 2004.

Статья поступила в редакцию 20.10.09

УДК 7.07

С.М. Будкеев, доц. АлтГУ, г. Барнаул. E-mail: budkeev@rambler.ru ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ И ЗВУКОВОГО ОБРАЗА СИМФОНИЧЕСКОГО ОРГАНА

В статье анализируются элементы конструкции и звукового образа симфонического органа как основные условия создания инструмента в соответствии с эпохой, национальным и индивидуальным стилем конкретного органного мастера. Рассматривается архитектурная композиция конструктивных элементов и архитектоника темброво-акустических свойств органа.

Ключевые слова: строительство органов, конструкция, регистры, симфонический орган, акустическая архитектоника.

Орган как музыкальный инструмент представляет собой сложную систему деталей и узлов, взаимодействующих для достижения определённых акустических, художественнотворческих результатов. Несмотря на разнообразие органов (их величина, количество регистров, вспомогательных механизмов колеблется в значительной степени), основные элементы их конструкции подчинены выполнению неизменных задач.

Базовым элементом конструкции органа является воздухоснабжение. Это воздухонагнетательный механизм,

мехи, накапливающие необходимый запас воздуха и выравнивающие его давление, резервуары для сжатого воздуха (виндлады), воздуховоды (кондукты), соединяющие всю воздушную систему. Элементы воздухоснабжения располагаются на всех внутренних «этажах» органа; число этажей зависит от количества мануалов, расположения педальных виндлад, некоторых других особенностей архитектуры помещения, в котором установлен орган.

Одним из основных элементов конструкции органа являются трубы, создающие многовариантную акустическую картину органного звучания. Мастера, разрабатывая конструкции труб, решают двуединую задачу: достижение определённых физических параметров (сила и стабильность

звука, прочность конструкции и т.д.) и соответствие тембра заданному художественному идеалу (эпохе, стилю и т.д.).

Элементом, объединяющим систему подачи воздуха с трубами, является трактура, передающая усилие от клавиши к клапану звучащей трубы. Трактура подразделяется на механическую, пневматическую, электрическую и комбинированную (электро-пневматическая, электро-механическая и др.).

Приспособления, изменяющие динамику звучания регистров (швеллерные механизмы), как правило, устанавливаются на верхних этажах органа.

Соединение вышеперечисленных и некоторых других технологических элементов в систему, образующую новое качество, создаёт неповторимый звуковой образ органа. Определяющее значение здесь имеют темброво-динамические характеристики регистров (рядов труб одинаковой конструкции и единого тембра).

Каждая музыкальная эпоха, национальные и индивидуальные композиторские стили, в соответствии с логикой развития технологического прогресса, порождали определённые направления в строительстве органов. Так возник немецкий барочный, французский классический, немецкий романтический, французский симфонический типы органов. При сохранении основных, базовых элементов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.