Научная статья на тему 'Композиционная основа житийных сюжетов иконописи, монументальной живописи и книжной миниатюры XVI века'

Композиционная основа житийных сюжетов иконописи, монументальной живописи и книжной миниатюры XVI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
618
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиционная основа житийных сюжетов иконописи, монументальной живописи и книжной миниатюры XVI века»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 76.01

Т.А.Карманенко

К.и., доцент, Кафедра «Рисунок и живопись» Московский государственный университет печати им.И.Федорова

Г. Москва, Российская Федерация

КОМПОЗИЦИОННАЯ ОСНОВА ЖИТИЙНЫХ СЮЖЕТОВ ИКОНОПИСИ, МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ И КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ XVI ВЕКА

Аннотация

В статье представлен стилистический анализ и общие черты иконографических канонов изображений монастырской архитектурной среды житийной миниатюры, иконописи и монументальной живописи.

Ключевые слова Житийные сюжеты, миниатюра, иконопись,фреска.

Сравнительный анализ композиционного построения древнерусских житийных миниатюр, житийной иконы и росписей храмов с изображениями архитектуры русских обителей является весьма актуальным, так как в настоящее время данная тема остается еще недостаточно изученной.

На рубеже Х1Х-ХХ веков исследователи объединяли миниатюру и иконопись в одно целое. Например, Щепкин В.Н. [1] утверждал, что стиль миниатюры был напрямую связан со стилем иконы. В данном случае не учитывалась индивидуальность книжных иллюстраций. В научной литературе, посвященной стилистической связи житийной миниатюры с иконописью видна некоторая зависимость между миниатюрами лицевых рукописей, иконописью и монументальной живописью. Суждения многих авторов, объяснявших связь миниатюры и иконописного искусства, сводятся к тому, что древнерусские мастера в своих работах старались отобразить божественный мир с его законами.

Буслаев Ф.И. [2] в своем труде приходит к выводу, что в истории иконописного предания особую важность имеют миниатюры, так как они представляют полный цикл иконописных изображений. Миниатюра, как указывает Буслаев Ф.И., обычно не отождествлялась с неподвижностью храмов, как фреска или мозаика. Благодаря этому она становится удобной формой для передачи различных иконописных сюжетов в лицевых рукописях. Именно миниатюры, считает автор, послужили развитию основного характера русской иконописи XVI века, состоящего в сокращении размеров самой иконы и в тщательной проработке ее деталей.

Алпатов М.В. [3] и Успенский Л.А. [4] характеризуют иконопись, как символическое искусство, связанное с духовной жизнью человека. Иконописцы следуют одним и тем же утвержденным иконографическим типам, с которыми были знакомы и миниатюристы, что объясняет сходство трактовки композиций, сюжетов.

Булгаков С.Н. [5] в статье «Икона, ее содержание и границы» пишет, что основной идеей и целью иконописного образа является передача невидимого, передача духовности образа, а не его внешнее сходство с реальным миром.

При написании иконы, фрески или миниатюры должна была соблюдаться одна единая иконописная традиция. Так, все изображения, по мнению Отюгова А.А. [6], являются окнами из мира земного в мир божественный. Созерцая образ, воспроизведенный на стене храма, на иконе или в лицевой рукописи, человек, таким образом, вступает с ним в непосредственный контакт. Автор отмечает, что благодаря иконописным канонам, молящийся переживает общение с божественным миром. Следовательно, художник может передать с помощью особых доступных ему законов мир «горний». Отюгов А.А. отмечал, что основные принципы иконописания, непосредственно связанные с миниатюрой, складывались в Византии уже с XI века. На Руси иконы писались с древних образцов, которые, как говорил Буслаев Ф.И., обычно завозились греческими мастерами. Сведения о святых и праздниках православной церкви иконописец мог

брать из житий святых, прологов и различных церковных книг. Успенский Л.А. в книге «Богословие иконы» писал, что православная церковь не допускала написания икон по воображению художника, так как это являлось отрывом от первообраза. Икона должна была соответствовать священным текстам, где основное внимание уделялось божественной природе образа. Иконописец при помощи особого символического языка, обычно, передает духовность образа и его связь с миром «горним», а смысл иконописи не отражает реальность и видимый мир. Успенский Л.А. пишет, что художник старается показать в иконописном изображении то, что не подчиняется обычному восприятию, то есть указать на существование мира духовного.

По словам Успенского Л.А., художник при росписи храма на житийные темы мог, в некоторой степени, произвольно выбирать сюжеты из текста жития. Аналогичным образом работали и миниатюристы. Они дополняли, расширяли некоторые темы художественных произведений, связанных с литературными источниками, а так же передавали мироощущения художника, выполнявшего эту работу.

Приступая к анализу композиций житийных икон, миниатюр и фресок, важно отметить, что их сближает в первую очередь общность иллюстрируемого текста. Известно, что агиография являлась основным видом письменности XVI века, и многие произведения были посвящены жизни святых -основателей русских монастырей XV-XVI веков.

Так, в монументальной живописи присутствовали житийные сцены, посвященные земной жизни и посмертным чудесам святых. Например, в монастырских храмах обычно встречаем цикл жития Иоанна Предтечи, поскольку Предтеча считался покровителем монашеского чина. Большое количество икон, посвященных житиям святых, называется житийными. Миниатюры же лицевых житий имеют много общего с подобными иконами. Единственным отличием являлся средник, в котором посвящалось изображение самого святого. Оно отделялось от клейм рамкой. Благодаря чему они начинали жить своей собственной жизнью. Композиции их стилистически едины. Повествование идет не прерываясь. Порой бывает трудно разомкнуть этот «круг», чтобы вычленить ряд сюжетов, связанных одним событием. Однако каждое самостоятельное клеймо составляет отдельную сцену многосюжетной миниатюры, так как иконописец и миниатюрист как бы иллюстрировали один литературный текст.

В XVI веке приделы церквей все чаще стали украшаться житийными композициями. Архитектурные границы храма как бы становятся рамками изображения. Роспись стены становилась похожа на «ленту» клейм житийной иконы. Многосюжетность композиций сближает данные изображения с миниатюрой, так как на одном листе мы можем видеть множество сюжетов из жизни святого. Например, на миниатюре Лицевого Летописного свода XVI века «Труды Сергия» художник показывает более десяти сцен хлебного производства в Троицкой обители. В житийной иконе «Преподобный Сергий Радонежский» XVI века имеется девятнадцать клейм, рассказывающих о житии святого. Данные произведения отличаются многосюжетностью, и одновременно они являются иллюстрациями жития Сергия Радонежского, так как художник стремился как можно больше рассказать о его жизни. В другой иконе «Кирилл Белозерский в клеймах житий» встречается два сюжета в одной композиции, что характеризует появление сложных изображений в одном клейме характерное для миниатюры.

Житийные циклы, выполненные в любой технике и на любой поверхности, образуют сложную многоплановую композицию. Данное положение подтверждается и анализом росписей храмов, выполненных еще в XV веке. Например, фрески новгородской церкви Сергия Радонежского являют собой подробный рассказ о житии святого Сергия Радонежского. Стены храма наполнены большим количеством сцен и по своей насыщенности напоминают житийную икону. Художник оставляет между отдельными сценами рамки из фона. Перед зрителем возникает длительный рассказ. Повествование переходит с одной композиции на другую, образуя вертикальную поверхность, заполненную житийными образами. Отдельная сцена может напоминать клеймо житийной иконы или сцену из миниатюры лицевой рукописи. Например, сюжет «Чудо во время литургии» и сцена «Успение Сергия» аналогичны построению отдельных сцен миниатюр жития Сергия Радонежского XVI века. Действие происходит на фоне монастырских построек, здания обители располагаются за фигурами людей, но композиция изображений росписей храмов более статична и канонизирована, чем сцены житийных миниатюр, в которых, начиная с XVI века, чувствуется влияние светского искусства. Большое количество событий, представленных в росписях храмов, и житийных

иконах аналогично множеству сцен, изображенных в житийной иллюстрации. Многосюжетность иконы, фрески и миниатюры является общей характеристикой композиций рассматриваемых живописных произведений. Различие находим только в том, что сцены икон и росписей изолированы друг от друга своеобразными рамками. Отдельные сцены многосюжетных миниатюр, напротив, создают единое изображение. Они размещаются ярусами вертикально один над другим. Прочтение изображений сложных композиций миниатюр, фресок и житийных икон может идти в любом направлении. Оно тянется от клейма к клейму или от одного самостоятельного изображения фрески к другому. Действие проходит по всей изобразительной плоскости. Так, при рассмотрении миниатюр лицевого Жития Сергия Радонежского, клейм житийной иконы святого или фресок новгородского храма мы видим подробный иллюстративный рассказ о житии Преподобного Сергия. Краткие композиции клейм и росписи повествуют о событиях, изложенных в житии. Они следуют одно за другим, создавая непрерывную повествовательную «ленту». Отдельные сцены миниатюры также собраны на одной изобразительной плоскости, представляя сложное повествование.

Художник XVI века изображал жизнь святого путем создания многосюжетных повествовательных композиций, содержание которых заимствовано из рукописных житий. Отдельные сцены фрески, житийной иконы и сюжеты сложных миниатюр являлись изобразительным «словом» большого художественного повествования. Они объединялись художником в насыщенный «рассказ» на листе рукописи, иконной доске или стене храма, образуя сложную многосюжетную композицию.

Таким образом, на основе сопоставления отмечена близость иконографических канонов в изображении монастырской архитектурной среды житийной миниатюры с иконописью и монументальной живописи. Список использованной литературы:

1.Щепкин В.Н. Два лицевых сборника Исторического музея // Археологические известия и заметки. М.,1897.№ 4. С.97-128.

2.Буслаев Ф.И. О русской иконе. М., 1997. С.43-45, 102-107.

3.Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. М.,1974. С.114.

4.Успенский Л.А. Смысл и содержание иконы.// В Кн.:Богословие иконы. М.,1996. С.119-162.

5.Булгаков С.Н. Икона, ее содержание и границы // В Кн. Философия русского религиозного искусства. М.,1993.С.281-291.

б.Отюгов А.А.Древнерусская живопись и ее символика. Спб.,1995.С.37.

©Т.А.Карманенко.2015

УДК 76.022

М.В. Коновалов

Канд. техн. наук Факультет фотографии, дизайна и журналистики Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИЯ

АНИМАЦИОННОЙ ГРАФИКИ

Аннотация

В статье рассматриваются технологические находки решения проблемы создания стереоизображения анимационного фильма. Исходя из геометрических параметров пространственного размещения зрителя перед экраном кинотеатра и физиологических основ восприятия объёмного изображения глазами зрителя моделируется с помощью компьютерных технологий пространственный композитинг формирования изображения сцены анимационного фильма двумя виртуальными камерами с сохранением геометрических пространственных соотношений реального зрителя перед экраном в кинотеатре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.