иконах аналогично множеству сцен, изображенных в житийной иллюстрации. Многосюжетность иконы, фрески и миниатюры является общей характеристикой композиций рассматриваемых живописных произведений. Различие находим только в том, что сцены икон и росписей изолированы друг от друга своеобразными рамками. Отдельные сцены многосюжетных миниатюр, напротив, создают единое изображение. Они размещаются ярусами вертикально один над другим. Прочтение изображений сложных композиций миниатюр, фресок и житийных икон может идти в любом направлении. Оно тянется от клейма к клейму или от одного самостоятельного изображения фрески к другому. Действие проходит по всей изобразительной плоскости. Так, при рассмотрении миниатюр лицевого Жития Сергия Радонежского, клейм житийной иконы святого или фресок новгородского храма мы видим подробный иллюстративный рассказ о житии Преподобного Сергия. Краткие композиции клейм и росписи повествуют о событиях, изложенных в житии. Они следуют одно за другим, создавая непрерывную повествовательную «ленту». Отдельные сцены миниатюры также собраны на одной изобразительной плоскости, представляя сложное повествование.
Художник XVI века изображал жизнь святого путем создания многосюжетных повествовательных композиций, содержание которых заимствовано из рукописных житий. Отдельные сцены фрески, житийной иконы и сюжеты сложных миниатюр являлись изобразительным «словом» большого художественного повествования. Они объединялись художником в насыщенный «рассказ» на листе рукописи, иконной доске или стене храма, образуя сложную многосюжетную композицию.
Таким образом, на основе сопоставления отмечена близость иконографических канонов в изображении монастырской архитектурной среды житийной миниатюры с иконописью и монументальной живописи. Список использованной литературы:
1.Щепкин В.Н. Два лицевых сборника Исторического музея // Археологические известия и заметки. М.,1897.№ 4. С.97-128.
2.Буслаев Ф.И. О русской иконе. М., 1997. С.43-45, 102-107.
3.Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. М.,1974. С.114.
4.Успенский Л.А. Смысл и содержание иконы.// В Кн.:Богословие иконы. М.,1996. С.119-162.
5.Булгаков С.Н. Икона, ее содержание и границы // В Кн. Философия русского религиозного искусства. М.,1993.С.281-291.
б.Отюгов А.А.Древнерусская живопись и ее символика. Спб.,1995.С.37.
©Т.А.Карманенко.2015
УДК 76.022
М.В. Коновалов
Канд. техн. наук Факультет фотографии, дизайна и журналистики Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИЯ
АНИМАЦИОННОЙ ГРАФИКИ
Аннотация
В статье рассматриваются технологические находки решения проблемы создания стереоизображения анимационного фильма. Исходя из геометрических параметров пространственного размещения зрителя перед экраном кинотеатра и физиологических основ восприятия объёмного изображения глазами зрителя моделируется с помощью компьютерных технологий пространственный композитинг формирования изображения сцены анимационного фильма двумя виртуальными камерами с сохранением геометрических пространственных соотношений реального зрителя перед экраном в кинотеатре.
Ключевые слова
Стереопроекция, анимация, стереобаза, проект анимационного фильма, слой проекта, камера, анаглиф
Пространственный композитинг для стереопроекции Подготовка пространственной композиции After Effects к стереопроекции состоит в съемке сцены двумя связанными камерами, что имитирует рассматривание двумя глазами киноэкрана зрителем в кинозале. Имея в виду это соответствие, легко понять излагаемые далее соотношения и приемы работы (рис. 1).
Рисунок 1 - Элементы стереопроекции
Примем для простоты расчетов, что расстояние до киноэкрана в зрительном зале - 6,5 м, как в кинозале Института цифрового кинематографа СПбГУКиТ. Расстояние между глазами человека, так называемая стереобаза, - в среднем около 6,5 см, т.е. 1/100 расстояния до экрана. Такую же стереобазу следует принять и при построении пространственной композиции, т.е. разнести пару камер на 1/100 расстояния до переднего плана композиции. Это обеспечит естественный стереоэффект и комфортное в физиологическом отношении восприятие его зрителем. Все последующее изложение - это предлагаемая пошаговая технология настройки положения камер относительно элементов пространственной композиции, позволяющая соблюсти эти требования.
К подготовке пространственной композиции для съемки в стереоформате следует приступать после того, как сцена уже собрана "начерно" с одной операторской камерой. Обеспечить точный подбор стереобазы в масштабе композиции удобно с помощью вспомогательного пространственного слоя-"рулетки" с соотношением сторон 1: 100, расположенного горизонтально. Выровняв его по переднему слою композиции и пропорционально масштабировав так, чтобы длинная сторона равнялась расстоянию до камеры, получим нужную величину стереобазы в виде короткой стороны "рулетки" (рис.2).
Рисунок 2 - Вспомогательный пространственный слой-"рулетка"
Для этого следует:
1). Создать новый фиктивный слой: Layer—» New—» Null Object;
2). Задать его размеры в 1х100 пикселов и название "ruletka": Layer —» Solid Settings (рис. 3);
3). Сделать этот слой пространственным, включив в его строке пиктограмму «пространственные
свойства» [1, с. 32]
4). Развернуть слой в пространстве горизонтально, задав значение X Rotation - 90°;
5). Выровнять "рулетку" левым краем по операторской камере [2, с. 8], скопировав в Timeline у камеры значение из первого поля (X) параметра Position и вставив его в первое поле параметра Position "рулетки".
178
Р«1Ааис<А»с I ..J,»--—' 3
Рисунок З - Параметры и общий вид слоя-"рулетки" Теперь следует точно выровнять "рулетку" по ближайшему слою композиции. Делать это следует на виде Тор, перетаскивая за направленную "вперед" координатную стрелку Y (рис. 3). Необходимо до начала перетаскивания убедиться, что рядом с подведенным к координатной стрелке курсором появилась соответствующая буква (Y). На иллюстрациях "рулетка" изображена в преувеличенном для наглядности виде: в действительности слой с соотношением сторон 1:100 будет выглядеть гораздо более узкой полоской, почти сливающейся в одну линию.
Малейшие погрешности в этой и всех последующих операциях сильно влияют на получаемый в результате стереоэффект, поэтому их следует выполнять при максимальном масштабе просмотра и со скрупулезной точностью [3. с.33].
Имеющие опыт работы с пространственными композициями знают, что максимальные значения масштаба достигаются только в пределах условного "кадра" в окне вида, но не на сером поле за его границами, поэтому следует подобрать нужный масштаб и расположение композиции относительно "кадра" вида Тор инструментами Track Z и TrackXY, вызываемыми клавишей <С> (рис.4).
Рисунок 4 - Расположение композиции относительно кадрового окна на виде Тор: неправильно (слева) и правильно (справа)
После того, как "рулетка" выравнена по ближайшему слою композиции (рис. 5), нужно пропорционально увеличить (растянуть) ее до такого размера, чтобы по длине она достигла камеры. Это следует делать только через Timeline [4, с.3], перетаскивая любое из значений параметра Scale и наблюдая за размерами "рулетки" в окне вида Тор в максимальном масштабе (рис. 6). Обратите внимание: растягивать "рулетку" за угловые маркеры в окне вида Тор недопустимо, поскольку это приведет к искажению ее пропорций 1:100.
Проверьте при максимальном масштабе, чтобы левый край "рулетки" в точности совпадал с центром камеры ("объективом") - это должно быть уже выполнено после пункта 5 начальных действий по созданию слоя-"рулетки" (рис. 6).
Вторую (правую) камеру теперь нужно создать как копию уже имеющейся (левой). Выделите слой камеры в Timeline, скопируйте его <Ctrl>+<C> и вставьте <Ctrl>+<V>. Новую камеру следует передвинуть за координатную стрелку X вправо до тех пор, пока она не станет точно вровень с правым краем "рулетки" (рис. 7).
Рисунок 5 - «Рулетка» выравнена по ближайшему слою композиции
Рисунок 6 - «Рулетка» растянута до камеры
Рисунок 7- Правая камера выравнена по «рулетке»
Не меняя положения курсора текущего кадра в Timeline, удалите все ключи правой камеры и привяжите ее иерархической связью [4, с. 4] к левой (рис.8).
Рисунок 8 - Правая камера привязана к левой и не имеет ключей
Поскольку новая (правая) камера играет пассивную роль, точно следуя за главной (левой), сценарное движение левой камеры можно беспрепятственно редактировать и дальше. Правая камера отвечает только за получение вторых кадров стереопар, и с ее помощью можно будет при необходимости настраивать стереобазу. Такое разделение функций у камер удобно тем, что можно продолжать настраивать и редактировать сцену, просматривая и оценивая рабочий результат уже в стереоформате.
Просмотр и съемка стереофрагмента. Анаглиф Наиболее простой и не требующий дорогостоящего оборудования способ просмотра стереоверсии видеофрагмента-т.н. анаглифный. При этом зритель смотрит на экран через очки, левое стекло которых окрашено в основной красный цвет, Red (и поэтому пропускает только красный цветовой канал из модели RGB), а правое - в дополнительный к красному сине-зеленый, Cyan (и поэтому пропускает все цветовые каналы, кроме красного: зеленый и синий). Это наиболее распространенный формат анаглифного просмотра; возможны и другие сочетания цветов, лишь бы сохранялся основной принцип: одно стекло - основного цвета, а второе - дополнительного к этому основному.
Изображения для левого и правого глаз (т.е. снятые левой и правой камерами) показываются на экране в аддитивно наложенном виде, причем изображение из левой камеры имеет цветовую информацию только красного канала, а из правой - только синего и зеленого. Таким образом реализуется разделение информации между левым и правым глазами: "каждый глаз видит то, чего не видит другой" (рис.9).
Рисунок 9 - Просмотр анаглифного изображения через очки
Ниже рассматривается последовательность действий для подготовки анаглифного изображения, которое можно просматривать в режиме RAM Preview при редактировании сцены или отснимать как обычный видеофрагмент. Понадобятся две композиции с идентичным содержимым, с той разницей, что в одной из них в качестве операторской камеры используется левая, а в другой - правая. Следует принять за правило всё, относящееся к левому глазу (камере), снабжать в названии суффиксом "_L_", а к правой - "_R". Поэтому первым делом следует соответственно переименовать левую и правую камеры, если они имеют другие названия. Имеющаяся сейчас композиция с обеими камерами впоследствии станет "левой". Поэтому следует переименовать ее, добавив в конце суффикс "_L_", и отключить значок видимости (глаз) у слоя правой камеры Camera_R, как показано на рис. 10.
kapusta_L * Timeline
jE3kapusti_L J\_ П ППTIS II (7*1 ПП fnO ггъ .-я n rr Ul 0-
t«oe —r 1________ JiJ -——1 Л % 4 Source Name J Parent _klbos 01 s
8 E 1 IS Cam L 28mm ® None ~ ¿1
Г Г1 t> ■ 2 Ц, <_am_K 28mm iS 1 Cam J- 28mm ▼
® ГГ1 & □ 3 cochan psd ® ' d
» t> □ 4 51 cochan psd 6 None » J
> □ 5 5 rochan psd i® Non« » d
* T ! t> □ 6 S) Griadka_croppsd ii) None ▼ J
Рисунок 10 - В "левой" композиции отключена правая камера Теперь нужно создать "правую" композицию с идентичным содержимым. Для этого следует выделить все слои в имеющейся "левой" композиции "сверху вниз": выделить самый верхний слой, а затем, удерживая клавишу ^Ый>, самый нижний. Если выделять слои другим образом, при вставке в новую композицию иногда нарушается послойный порядок. Скопируйте выделенные слои: ^^>+<0Создайте новую композицию с таким же названием и конечным суффиксом такой же длительности, как и исходная.
Вставьте в нее скопированные слои: <Ог1>+<У>. В этой композиции, наоборот, следует включить значок видимости ("глаз") у правой камеры и отключить у левой (рис. 11).
I apt kapusta_R ■ Timeline
| kapustaj. ""IgjkapustaJ j\ n nn-m I I nn fnc\ iiw га in w u '3-
f«o a V*---1КJ/ -¿J t> -v* U IYI |- | # J Source Name J Parent J):Ö0s ols
» > ■ 1 й Cam_R 28mm в; 2. CamJ. 28mrn »
> ■ 2 a Cam_L 28mm ® None -»t-fj
9 l> □ 3 ^cochanpsd i® None » {]
9 t> □ 4 S]cochanpsd © None ■»■ ¿|
9 ГГ l> □ S Ejcothanpsd ® None ,1
9 ГГ I> □ 6 '£] Griadka^cro... © None " (J
Рисунок 11 - В "правой" композиции отключена левая камера Этот этап (выделить все слои "левой" композиции и вставить их в "правую") придется повторять каждый раз, когда композиция редактируется, поскольку изменения в "левой" композиции не будут автоматически проявляться и в "правой".
Теперь создайте новую пустую композицию, в которой будет формироваться анаглифное изображение. Полезно снабдить ее название суффиксом "_anaglyph". Перетащите из окна сырья "левую" и "правую" композиции, вложив их в анаглифную одну поверх другой. Их послойная очередность не имеет значения. Для верхней из вложенных композиций следует сменить цветовой режим с "Normal" на "Add" (рис. 12).
II kapusta_anaglyph * Timeline
| kapustaj. \(<apust»_R ^¡Sjfcapusta^niqlyph""!^^! n-nn nc;. 1 1 nn r-L- ra n w w fl-
f«Oi I # J Source Name _I L/ OnAt ITA ItflpH. T TrkMat A ):00s 01s
W ГГ > □ 1 5 kapusta_L ( rl
» t> □ 2 £kapusta_R TlSPfflSw None H <\
Рисунок 12 - «Левая» и «правая» композиции вложены в анаглифную Теперь нужно обеспечить цветовую дифференциацию левого и правого изображения: левое должно содержать информацию только красного канала, а правое - синего и зеленого. Проще всего это сделать, "погасив" ненужные каналы у слоев вложенных композиций с помощью эффекта Curves. Выделите слой левой композиции и примените к нему эффект, выбрав из главного меню Effect —> Adjust —> Curves. В появившемся окне Effect Controls разверните список Channel, выбрав канал Green вместо стоящего там по умолчанию RGB. Опустите верхнюю правую точку тональной кривой в самый низ (рис. 13). Теперь зеленый канал "погашен": все изображение в нем черное. То же самое теперь нужно повторить и для синего канала (Blue). Изображение кадра этого стоя потеряет все цвета, кроме оттенков красного. При рассматривании через левое стекло анаглифных очков оно будет выглядеть неизменным, а через правое - абсолютно черным. Таким образом можно проверять качественность цветных фильтров в очках.
Рисунок 13 - В левом кадре отключены синий и зеленый каналы Аналогичным образом следует "погасить" красный канал в слое правой камеры. Выделите слой "правой" композиции и примените к нему эффект, выбрав из главного меню Effect —> Adjust —> Curves. В появившемся окне Effect Controls разверните список Channel, выбрав канал Red вместо стоящего там по умолчанию RGB. Опустите верхнюю правую точку тональной кривой в самый низ (рис. 14). Теперь красный канал "погашен": изображение будет выглядеть сине-зеленым (действительно, сейчас в нем осталась только
Поскольку верхний слой анаглифной композиции переключен в цветовой режим Add, его цвета складываются с цветами нижележащего слоя, как и положено в аддитивной цветовой модели. В результате
получается полноцветное изображение, за исключением тех областей (чаще всего, краев изображения на пространственных слоях, в нашем примере - по краям капустных листков), где "левое" и "правое" изображения различаются. В этих областях контура изображения "двоятся": тем больше, чем ближе план сцены. Это "двоение" и вызывает физиологическое ощущение глубины и объема при просмотре в очках. Изображение, получаемое в анаглифной композиции, можно через очки просматривать прямо в окне предварительного просмотра как статичный кадр, в режиме RAM Preview, или отснять обычным образом без каких-либо особых требований к параметрам съемки (рис. 15).
Рисунок 15 - Анаглифное изображение Список использованной литературы:
1. Под редакцией проф. В.А. Коновалова. Инновационные технологии создания анимационного фильма. -СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2007.- 40 с.
2. Коновалов М.В. Пространственный композитинг в проекте анимационного фильма. Учебное пособие. -СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2008.- 36 с.
3. Коновалов В.А., Коновалов М.В. Рисунок в компьютерных технологиях (компьютерная графика). Часть1. Элементы и цветовые модели изображения: Учебное пособие.- СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2008. -- 46 с.
4. Коновалов М.В. Основы фазовой анимации в Adobe After Effects: Учебное пособие. - СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2008. 17с.
© Коновалов М. В., 2015 г.
УДК 76.022
М.В. Коновалов
Канд. техн. наук Факультет фотографии, дизайна и журналистики Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ВИЗУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТЕРЕОПРОЕКЦИИ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА
Аннотация
В статье анализируются условия просмотра стереофильма при просмотре на настольном мониторе и при кинозальном показе, исходя из физиологических факторов восприятия объёмного изображения глазами зрителя. Учитывается влияние геометрических пространственных соотношений и технологических параметров виртуальных камер в процессе создания анимационного фильма.
Ключевые слова
Стереопроекция, анимация, стереобаза, камера, анаглиф, аккомодация, конвергенция, параллакс
Аккомодация, конвергенция и параллакс
При подготовке материала к стереопроекции следует учитывать предполагаемые условия просмотра и участвующие в формировании визуальных ощущений физиологические факторы, из которых два