Научная статья на тему 'Композиторское творчество Узбекистана на рубеже XXI века в аспекте синтеза искусств'

Композиторское творчество Узбекистана на рубеже XXI века в аспекте синтеза искусств Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / синтез искусств / композитор / творчество / жанр / стиль / выразительные средства.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Галущенко И.Г.

В статье рассматриваются произведения композиторов Узбекистана нашего времени, в которых синтез искусств достиг новых высот творческого сознания. В ходе изучения заявленной темы автор приходит к выводу о бесконечном многообразии синтеза искусств в современной музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиторское творчество Узбекистана на рубеже XXI века в аспекте синтеза искусств»

И.Г. Галущенко кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки и критики ГКУз, Ташкент

Композиторское творчество Узбекистана на рубеже XXI века в аспекте синтеза искусств

Аннотация: В статье рассматриваются произведения композиторов Узбекистана нашего времени, в которых синтез искусств достиг новых высот творческого сознания. В ходе изучения заявленной темы автор приходит к выводу о бесконечном многообразии синтеза искусств в современной музыке.

Ключевые слова: музыка, синтез искусств, композитор, творчество, жанр, стиль, выразительные средства.

Композиторское творчество не мыслится без синтеза искусств. Музыка является неотъемлемой составляющей театра, кино, где имеет функциональное значение. Вокальная музыка неразрывно связана с поэтическими текстами. Инструментальная музыка в соответствии с композиторскими замыслами способна воплощать сюжеты художественной литературы, произведений изобразительного искусства. Музыкально-сценические произведения оперы, балеты, музыкальные комедии, оперетты, мюзиклы объединяют в себе разные виды искусств.

Известно, что музыкальное искусство на протяжении всех этапов исторического пути всегда развивалось во взаимосвязи с другими видами искусств. Особенно это свойственно современному композиторскому творчеству, функционирующему в условиях цифровой эры. Применение инновационных технологий существенно расширило сферы творческого сознания композиторов, обогатило музыкальное мышление, открыло неисчерпаемые возможности художественного вдохновения и фантазии в аспекте синтеза искусств. Особенно интересно и плодотворно происходят эти процессы в творчестве композиторов Узбекистана, обращающихся к исторически сложившимся жанрам и формам музыкального искусства и наполняющих их новым смыслом и содержанием. Весьма показателен в этом отношении рубеж ХХ-XXI веков. «Черты нового, столь ярко и многогранно проявившиеся в последние годы ХХ века, возникли как естественный результат постепенного накопления новых качеств в предшествовавшие десятилетия» [1, с. 12].

В аспекте синтеза искусств, в частности, музыки и поэзии, весьма показательно творчество Рустама Абдуллаева, для которого обращение к произведениям народных поэтов Узбекистана Хамида Алимджана, Зульфии

Исраиловой, Абдуллы Арипова, начиная с 1970-х годов и до настоящего времени является источником художественного вдохновения и фантазии. В соприкосновении с творчеством этих поэтов возникли вокальные циклы, песни романсы, симфонические поэмы, музыкально-сценические произведения. Тесная творческая дружба связывала Рустама Абдуллаева с Зульфией и Абдуллой Ариповым, что обогатило музыкальное мышление композитора и стимулировало поиски новых сюжетов и выразительных средств. «Зульфия открыла мне мир узбекской женской поэзии, -сказал в беседе с автором статьи Рустам Абдуллаев, -что отразилось в моих первых романсах и вокальном цикле «Бахор келди сени суроклаб» («Весна пришла, спрашивает о тебе»). Для этого вокального цикла, созданного в 1981 году, я отобрал стихи Зульфии, повествующие о трагической гибели Хамида Алимджана». Свою любовь к нему Зульфия пронесла через всю свою жизнь, и эта тема стала основой моей оперы «Садокат» («Верность»). В этой опере я раскрыл образ Зульфии как сильной волевой личности, как символ женской преданности и как педагога, обучающего учениц искусству поэтического слова. Абдулла Арипов был моим ближайшим другом. На его стихи я написал целый ряд романсов, которые он высоко ценил. Имена великих поэтов Хамида Алимджана, Зульфии, Абдулла Арипова, Нормурода Нарзуллаева занимают важное место в моем творческом сознании. Поэзия оказывает влияние на структуру музыкальной речи, что особо интересно мне в процессе сочинения вокальных мелодий, а творческое общение с поэтами, беседы с ними открывают мне новые горизонты в моем композиторском творчестве».

Особое внимание уделяет Рустам Абдуллаев омузыкаливанию поэтических миниатюр великих мыслителей Востока Рудаки, Хафиза Ширази в своих вокальных циклах. «Высокая художественная ценность стихов Рудаки и Ширази, вдохновивших композитора, стала основой создания ярких образцов современной вокальной музыки» [2, с.5].

Инновационным достижением синтеза искусств стал шоу-балет «Великий Шелковый путь» для фортепиано и компьютера, созданный Мустафо Бафоевым по идее Заслуженной артистки Узбекистана, пианистки Адибы Шариповой в 1995 году. Решение воплощения широко развернутой исторической темы в жанровом синтезе шоу и балета обусловило выбор композитором разнообразных выразительных возможностей от артефактов этнографической культуры, народной хореографии до современных музыкальных средств. «Драматургическим стержнем спектакля служит музыка разных национальных стилей. Она передает образы тех стран, - от Дальнего Востока до Рима, - по которым проходила древняя магистраль: Китай, Индия, Кашгар, Согдийский регион (представленный Бухорой, Самаркандом), Иран, Малая Азия» [3, с.73].

Синтез искусств позволил Бафоеву осуществить великолепную красочную эпическую фреску в современной художественной интерпретации покорил творческом сознании всех воспринимающих это удивительное

действо. «Сам же спектакль получил самые восторженные отклики не только в Ташкенте, но и на гастролях во Франции и в Сингапуре» [3, с.74]. Тема Великого Шелкового пути получила дальнейшее развитие в инструментальном творчестве Бафоева в оригинальном ракурсе синтеза искусств. На рубеже XXI века в 2001 году Бафоев создал Концерт «Шелковый путь в моем воображении» для виолончели и камерного оркестра (посвящается Йо-Йо Ма), всемирно известному виолончелисту. В этом сочинении композитор представил новую версию интерпретации темы Великого Шелкового пути. Произведение состоит из восьми частей, включая Пролог и Эпилог «Йо-Йо Ма, и я обнимаемся». В отличие от шоу-балета синтез искусств в данной версии обрел новые формы в соответствии с инструментальным ансамблевым профилем, а стало быть, и углублением в психологическую сферу творческого воображения Бафоева. Стиль музыки стал изысканно утонченным, еще более красочным. Вместе с тем охват территории «трассы Великого Шелкового пути» глобализировался, приблизился к нашему времени и наполнился новым содержанием. На первый план выдвинулся аспект творческой личности музыканта, в частности, Йо-Йо Ма и самого Бафоева. На новом этапе развития мировой и узбекской музыкальной культуры интерпретация темы. Великого Шелкового Пути обрела новые реалии.

Дальнейшее развитие этой судьбоносной для Бафоева темы получило в фортепианном цикле «Великий Шелковый путь», созданном в 2010 году. Таким образом, становится очевидным путь «Великого Шелкового пути» в творчестве Бафоева, который успешно продолжается в его творчестве.

Возрождение духовных ценностей национального наследия актуализировало обращение композиторов Узбекистана к дастану «Алпамыш», интерпретациям его на основе индивидуальных художественных воплощений. «Выраженная в эпохе мечта народа всегда отражает идеалы эпохи» [4, с.11]. Актуализация народного эпоса «Алпамыш» получила яркое воплощение в сочинениях Мустафо Бафоев «Пять музыкальных картин» по прочтении «Алпамыша» для фортепиано и «Восемь музыкальных картин» по прочтении «Алпамыша» для оркестра народных инструментов, созданных в 1999 году, раскрывших новые грани дастана. Узбекский народный эпос «Алпамыш» характеризуется определенной музыкальной композицией: каждая из его двух частей содержит пять Песен. Очевидно, не случайно Бафоев назвал свой фортепианный цикл «Пять музыкальных картин» по прочтении «Алпамыша». Вместе с тем он предпочел жанр музыкальной картины, а не песни, акцентируя внимание на многообразие живописно-изобразительной выразительности музыки.

Более эпически масштабно многообразные живописно-изобразительные возможности музыкальных картин по прочтении «Алпамыша» для оркестра народных инструментов раскрыты в творческо-методическом пособии Адибы Шариповой [5,]. На основе музыки Бафоева Шарипова разработала музыкально-литературную композицию по мотивам

узбекского дастана, поставленную на концертной сцене Большого зала Ташкентской государственной консерватории имени Мухтара Ашрафи. Премьера спектакля прошла с огромным успехом. «Идея исполнительской интерпретации произведений композиторов Узбекистана в аспекте синтеза искусств привлекает меня возможностью раскрыть в них новые качества- с помощью современных технологий, - подчеркнула в беседе с автором данной статьи Адиба Рауфовна Шарипова, - в частности таких, как дополнительная реальность и конструктивная инженерия. Привневнесения вербального фактора в звуковой мир музыки способствует более строгой архитектонике произведений, придает им контуры архитектурных сооружений». Из данного высказывания становится очевидным, что не только композиторы, но и музыканты-исполнители стремятся создать инновационные художественные интерпретации музыкальных произведений, на основе синтеза искусств, которых посредством применения современных технологий происходит иллюзорное расширение звукового пространства и достигается инновационная художественная цель сотворческой фантазии.

Весьма интересен синтез искусств в опере «Алпамыш и Ойбарчин», созданной Хабибуллой Рахимовым в 1999 году. Либреттист оперы Усман Азим, уроженец Байсуна, впитал в себя историю, культуру, традиции, обычаи этого уникального заповедника музыкальной этнографии. Благодаря этому либретто оказалось идеально соответствующим творческому замыслу композитора. Создавая свой замысел, Рахимов многогранно раскрыл в опере эпическое начало. Спектакль открывает бахши- сказитель, повествующий о том, что будет происходить на сцене. Опираясь на узбекский дастан, его жанровые особенности, композитор передал атмосферу исполнения дастана, специфику искусства бахши.

Яркая музыкальная характеристика героев оперы на красочном фоне народной жизни с ее обычаями и обрядами, ансамблевыми и хоровыми сценами — все это художественно ярко и полноценно воплотило многоплановый мир дастана, изложенного современным музыкальным языком. Эпическая тема потребовала от композитора опоры на глубинные пласты духовного наследия узбекского народа, традиционный и современный фольклор, задействованные в комплексе современных выразительных средств. Синтез искусств в опере «Алпамыш и Ойбарчин» позволил композитору создать стилистически цельное произведение, в котором органично взаимосвязаны этнографическое и современное, эпическое и лирическое, богатырское и героическое.

Большой интерес к синтезу искусств проявляет композитор и пианист Мухаммад Атаджанов. Показателен в этом плане масштабного фортепианный цикл «Соприкосновение», созданный в 2005 году. «Сегодня, в начале третьего тысячелетия, в музыкальном искусстве перед композиторами и музыкантами-исполнителями открываются новые горизонты, новые звуковые миры и «Соприкосновение» Атаджанова предоставляет благодатную возможность

творческого поиска» [6, с.49]. Источником создания «Соприкосновения» послужила одноименная поэма в стихах ташкентской поэтессы Нури. «Поэма Соприкосновение» привлекла мое внимание, - сказал в беседе с автором статьи Мухаммад Атаджанов, -оригинальной идеей связать знаки Зодиака с регионами и городами Узбекистана. Таким образом, в моем воображении возникли семантические символические и астрологические связи между загадочно таинственными красотами космического мироздания и красотами родного края, его прекрасной природой. К каждой части этого макроцикла я предпослал смысловой эпиграф в виде поэтичных строк из произведения Нури. Сияющие на ночном небосводе звезды своим притягательным светом озаряли мое творческое вдохновение, в моем сознании и воображении вызывали к жизни чудесные звуки, изумительные мелодии, которые я облекал в красочные гармоничные и пышные фактурные формы».

В фортепианном цикле «Соприкосновение» многогранно раскрылся живописно- изобразительный талант Атаджанова. Музыкальная драматургия сочинения на основе осмысления поэтического источника художественное позволила создать впечатляющие целое. Принцип художественности музыкального творчества Атаджанов логично сформулировал в одной из своих литературных работ о своем отце замечательном бастакоре, композиторе, знатоке хорезмского фольклора и музыканте-исполнителе: «Композитор использует широкую фантазию создателя и художественно обогащает музыку, чтобы передать слушателю свои мысли» [7, с.93]. В изумительной музыке «Соприкосновения» поэтично выражена философия любви, соприкосновение человека с природой и ее магическими символами.В результате глубокого осмысления поэмы Нури в творческом сознании композитора сформировалась целостная художественная концепция фортепианного цикла. Космологические представления о таких стихиях, как земля, воздух, вода, огонь воплотились звукотворческой волей композитора и пианиста в красочные музыкальные образы, сразу же востребованные музыкальными -исполнителями.

Многообразно происходит взаимодействие музыки и разных искусств в сфере вокально-хоровых жанров, в частности, ораториях, кантатах, хоровых циклах. Раскрывая музыкальное содержание вокально-хоровых сочинений, композиторы обращаются к элементам театрализации, речевой декламации, введение партии чтеца, применение свободного движения артистов по сцене, этнографичной атрибутики, национальных костюмов, украшений. Исполнительские указания, методические рекомендации и комментарии композиторов дирижерам и певцам направлены на эффективность синтеза искусств, оказывающее эмоциональное воздействие на публику. Показательная в этом отношении кантата «Увайсиман» (семь газелей) для солирующих инструментов: канун, танбур, сато, дойра, а также меццо-сопрано, хора a cappella, чтеца Ойдын Абдуллавой. Это сочинение, созданное композитором в 2018 году, стало новым словом в узбекской вокальной-хоровой музыке. Исполнительский состав объединивший ансамбль узбекских народных инструментов, соло меццо-сопрано, хор a cappella и чтеца является

символом синтеза искусств во главе с музыкой. Лирико-философские поэтичные газели Увайси обрели новую жизнь, зазвучали на рубеже XXI века, как голос нашего времени возвышенно и благородно.

Необходимо также обратить внимание на ораторию «Етти пир» («Семь святых») для чтеца, солистов, смешанного хора и симфонического оркестра Мустафо Бафоева. Созданное композитором в 2018 году на текст слена Союза писателей Узбекистана, поэта Шодмона Сулаймона произведение характеризуется высокой духовностью, глубочайшим этическим смыслом, национальной почвенностью музыкального языка. Партия чтеца углубляет философское содержание оратории, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Необходимо также отметить, что композиторы Узбекистана включают партию чтеца не только в вокально- хоровые, но и в инструментальные сочинения, что, в определенной степени является новацией. Весьма интересно в этом смысле произведение «Западно-восточный диван» по И.В. Гете для оркестра народных инструментов и чтеца Дилором Сайдаминовой, написавшей его специально для Узбекского Государственного камерного оркестра народных инструментов «Согдиана».

Композитор Ойдын Абдуллаева включила партию чтеца в Симфонию №2 «Жадидлар хотираси» («Памяти джадидов»), что обогатило инструментальное сочинение, углубив его смысл. Таким, образом происходит творческий процесс взаимодействия искусств, процесс творческих поисков и решений.

Обобщая аналитические наблюдения над композиторским творчеством Узбекистана на рубеже XXI века в его взаимосвязях и взаимодействиях с феноменом синтеза искусств, следует отметить, что формы их проявления весьма многообразны и по сути бесконечны, поскольку в каждом случае неповторимы и оригинальны. Многообразие форм синтеза искусств обуславливается множеством вариантов и индивидуальных подходов к сочетанию и соединению различных видов искусств. При этом музыка является лидирующим и объединяющим фактором, имеющим ключевую функцию. Специфика жанров композиторского творчества оказывает влияние на виды взаимодействий и взаимодополнений разных видов искусств в зависимости от идейных замыслов композиторов. В свою очередь индивидуальная художественная интерпретация вносит коррективы в композиторские замыслы и образует новые синтезы искусств, варианты которых бесконечны. В сущности, счете все определяется художественным результатами синтеза искусств, их органичностью и эстетической ценностью. Синтез искусств, безусловно обогащает музыку, но и абсолютная музыка также имеет свою самоценность, не зависящую от синтеза искусств.

Бесконечное разнообразие видов искусств в их синтезе с музыкой представляет собой прогрессивный процесс обновления и расширения

художественных возможностей искусств, совершенствования их технологий, эстетических культурных концепций, воспринимаемых потребителями, для которых, искусство, собственно говоря, и создается композиторами.

Литература

1. Абдуллаев Р.С. Композиторское творчество Узбекистана: тенденции XXI века // Актуальные вопросы Узбекского музыкального искусства. - Т., 2021.

2. Юлдашева С.Б. Вокальные циклы Рустама Абдуллаева. - Т., 2017.

3. Матякубов О.Р. Додекаграмма. -Т., 2005.

4. Мирзаев Т. Бессмертный памятник узбекского героического эпоса // Алпамыш. Узбекский народный эпос. - Т., 1998.

5. Шарипова А.Р. Преображение - Т., 2000.

6. Миркасымова Э.З. Аспекты исполнительской интерпретации современных фортепианных циклов композиторов Узбекистана. - Т., 2016.

7. Атаджанов М.А. Композитор Абдушариф Атаджанов. - Т., 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.