Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. C. 25-32 ISSN 2308-1031
Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 2, pp. 25-32 ISSN 2308-1031
© Хоробрых, Н.В., 2024 УДК 78.06
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-25-32
КОМПОЗИТОРСКОЕ НАСЛЕДИЕ М. ТАРИВЕРДИЕВА В АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ
СОЧИНЕНИЙ
Н.В. Хоробрых1
1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация
Аннотация. В отечественном музыкознании начала XXI в. наблюдается повышение интереса к композиторскому творчеству советского и российского композитора Микаэла Леоновича Таривердиева. В большей степени эта тенденция проявляется в отношении киномузыки, камерно-вокальных и музыкально-театральных сочинений. Исследователи подчеркивают уникальность музыкального стиля, выраженную, прежде всего, в музыкальной интонации. Примечательно, что М. Таривердиев начинал свой творческий путь в 1950-е гг. созданием как вокальных, так и инструментальных сочинений, но больше внимания было уделено музыке со словом, в то время как инструментальные, в том числе и органные произведения М. Таривердиева, нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении. Первый биограф композитора -А.М. Цукер - завершает монографию упоминанием о Концерте для скрипки с оркестром. Это произведение М. Таривердиева явилось естественной вехой раннего композиторского периода, после которого он создал еще два инструментальных концерта, симфонию для органа, трио и несколько органных концертов. В историографическом ключе представлена и обобщена панорама тематики и проблематики изучения творчества М. Таривердиева в отечественном музыкознании. Определена лакуна в области исследования инструментальных сочинений композитора, приведены аргументы в пользу необходимости целостного взгляда на инструментальную, в том числе, органную область творчества, а также дана исследовательская перспектива дальнейшего изучения музыки М. Таривердиева.
Ключевые слова: Микаэл Леонович Таривердиев, инструментальная музыка, органная музыка, инструментальный концерт, музыкальная интонация
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Хоробрых Н.В. Композиторское наследие М. Таривердиева в аспекте изучения его инструментальных сочинений // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 25-32. DOI: 10.24412/23081031-2024-2-25-32.
COMPOSER'S HERITAGE OF M. TARIVERDIEV IN THE ASPECT OF STUDYING HIS INSTRUMENTAL WORKS
N.V. Khorobrykh1
1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. In Russian musicology at the beginning of the XXI century, there is an increase in interest in the compositional work ofthe Soviet and Russian composer Mikael Leonovich Tariverdiev. To a greater extent, this trend is manifested in relation to his film music, chamber-vocal and musical-theatrical compositions. The researchers emphasize the uniqueness of his musical style, expressed primarily in musical intonation. It is noteworthy that M. Tariverdiev began his career in the 1950s by creating both vocal and instrumental compositions, but it was music with a word in musicology that received more attention. While instrumental, including organ works by
M. Tariverdiev, need further study and understanding. The composer's first biographer, A.M. Zucker, concludes the monograph with a mention of the Concerto for Violin and Orchestra. This work of M. Tariverdiyev was a natural milestone of the early compositional period, after which he created two more instrumental concertos, a symphony for organ, a trio and several organ concertos. The article presents a panorama of the themes and problems of studying the work of M. Tariverdiev in Russian musicology through historiographical research. The author of the article observes a lacuna in the study of the composer's instrumental works, argues for the need for a holistic view of the instrumental, including organ, field of creativity, and also builds a research perspective for further study of M. Tariverdiev's music.
Keywords: Mikael Leonovich Tariverdiev, instrumental music, organ music, instrumental concert, musical intonation
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Khorobrykh, N.V. (2024), "Composer's heritage of M. Tariverdiev in the aspect of studying his instrumental works", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 2, pp. 25-32. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-25-32.
Имя Микаэла Леоновича Таривердие-ва в отечественном музыкознании XX в. неотделимо, прежде всего, от его музыкально-театральных и вокальных произведений (пять опер, более 100 песен и романсов) и музыки для кино (свыше 130 работ, приложение). Вероятно, такое восприятие творчества композитора было связано с растущей в XX в. популярностью его сочинений со словом1, что впоследствии оказало влияние на исследования музыковедами творческого наследия композитора в целом и ощущение «интонации» М. Таривердиева как узнаваемой черты его музыкального стиля2.
Целью настоящей статьи является рассмотрение динамики исследования творчества М. Таривердиева в отечественном музыкознании XX-XXI вв. Видится актуальным установление дальнейших перспектив аналитического осмысления его инструментальных и органных сочинений, поскольку наблюдается лакуна в их изучении. В музыкознании впервые предпринимается попытка панорамного историографического обзора исследований о музыке М. Таривердиева, чем обусловлена новизна данной статьи.
Обращаясь к обзору статей, диссертаций и монографических исследований, посвященных музыке М. Таривердиева, следует отметить, что существует две работы обобщающего характера: монография его первого биографа А.М. Цукера (1985), труды В.Г. Таривердиевой и само-
го М.Л. Таривердиева (Таривердиев М., 2017). Важно отметить, что А.М. Цукер в хронологическом порядке представляет аналитические очерки о произведениях, созданных до 1986 г.3 Работа В.Г. Таривердиевой (Таривердиев М., 2004) несет в себе богатство живых наблюдений, взгляд на музыкальные произведения композитора с позиции их яркой образно-смысловой наполненности. В ней дается хронологическая панорама событий, предшествовавших написанию того или иного произведения, а также освещается путь композитора -его автобиография, которая приоткрывает пласт размышлений о музыке, о музыкальных явлениях его времени4.
Среди исследований начала XXI в. выделяются работы Н.В. Пинтверене (2012) и ряд статей, созданных в период с 2011 по 2014 г., посвященных музыкальной драматургии М. Таривердиева в кинематографе5. К этой области, рассматривая жанровую и стилевую специфику кинематографических сочинений М. Тари-вердиева, проявление в них феномена вокального монолога, практику исполнения киномузыки в репертуарах современных коллективов, в недавние годы обращались Т.М. Асташко, Т.К. Егорова, Е.А. Зубарева, И.В. Маевская, И.В. Моте-юнайте, В.В. Мусиенко, А.П. Недоспасова, М.А. Новоселова, Ю.С. Яшина6 и другие исследователи.
Отдельное направление в изучении композиторского наследия М. Таривер-
диева связано с оперной музыкой. Этой области творчества посвящены как критические статьи, так и исследовательские работы недавних лет М.В. Базилевич, О.С. Кузённой и Н.А. Семешко, У.А. Донниковой и Е.А. Богатыревой, Е.А. Магницкой, Н.И. Мещеряковой, Е.А. Приходовской, Л. Сюй7, в которых затрагиваются жанр монооперы и особенности претворения в нем женских образов, а также драматургические задачи в трактовке темы одиночества; литературные первоисточники при изучении жанровых традиций в комической опере композитора («Граф Калиостро») и др.
Подобно интересу к киномузыке, за недавнее десятилетие увеличилось число работ, посвященных вокальной музыке композитора. Вопросам интерпретации в музыке поэтического текста; степени сочетаемости стихотворной и музыкальной линий в вокальных сочинениях композитора; изучению внемузыкальных факторов и жанрово-стилистических особенностей лирики М. Таривердие-ва посвящены статьи Н.О. Антоненко, Е.Г. Басаргиной и Н.В. Крет, А.А. Дави-дюка и С.И. Слипакова, Е.А. Зубаревой, С.Г. Каневской, Т.Г. Мариупольской, Е.Н. Тимофеева и В.А. Власовой, О.Л. Старковой8 и других авторов.
В меньшей степени исследована инструментальная и, в том числе, органная музыка. Исполнительский интерес к органному творчеству композитора также связан с Международным конкурсом органистов имени Микаэла Таривердиева, с 1999 г. проходящим каждые два года в Калининграде9. Об интересе музыковедов к этой области наследия композитора свидетельствуют, например, аналитические характеристики формы Второго органного концерта, представленные в диссертации А.А. Петровой (2001), очерки В.Г. Таривердиевой (2017) о концертах и хоральных прелюдиях, размещенные в ее ранее упомянутом труде (Таривер-
диев М., 2017)10, критическая статья Н.П. Баландиной о международном конкурсе органистов (2005), научная статья А.П. Недоспасовой о хоральных прелюдиях (2018).
Инструментальная музыка М. Тари-вердиева в отечественном музыкознании как прошлого, так и начала нынешнего столетия фигурирует лишь отчасти. Например, у И.В. Гребневой в двух статьях, посвященных скрипичной музыке XX в. (2010а; 2010б), и в докторской диссертации (2011) говорится о Концерте для скрипки с оркестром № 1 в ряду произведений, относящихся к традиционному жанровому типу11. Отдельные высказывания об инструментальных концертах М. Таривердиева находим в диссертации Н.В. Пинтверене (2012), статье Е.А. Фа-линовой, ранее упомянутой монографии А.М. Цукера и его последующих работах. Известны статьи Е.Г. Дубатовской (о цикле для фортепиано) (2015), Н.В. Хоробрых (о принципе концертирования в двух скрипичных концертах М. Тари-вердиева) (2021) и Е.А. Фалиновой (2020) о последнем произведении композитора (1994) - Трио для скрипки, виолончели и фортепиано.
Обозревая панораму инструментальных произведений М. Таривердиева (приложение), можно сделать вывод о том, что данная область музыкального наследия развивалась от начала творческого пути композитора до самого его завершения. В 1950-е гг. М. Таривердиев практически одновременно приступает к созданию и вокальной, и инструментальной музыки.
Показательно то, что в академической и киномузыке М. Таривердиева объединяющую роль играет интонационный строй его сочинений, в особенности, лирическая составляющая. Это наблюдение часто можно встретить на страницах исследований. Например, так А.М. Цукер высказывается о содержательной стороне тематизма в Концерте для голоса с ор-
кестром (1958): «основные темы-образы при всем их контрастировании друг другу лежат в одной сфере - лирической. Композитор достигает большого разнообразия градаций, оттенков лирического высказывания: от сосредоточенного, погруженного в себя размышления до импульсивной, эмоционально взволнованной "речи"» (1985, с. 35).
Размышления в этом ключе появляются в процессе изучения Концерта № 1 для скрипки с оркестром: «Основой его (эмоционального строя. - Н.Х.) является лирика - качество доминантное для всей музыки Таривердиева - искренняя, взволнованная, душевно отзывчивая, с множеством всевозможных оттенков и градаций: то мягкая и элегичная, то восторженно-экстатичная, то возвышенная и гармоничная, то суровая и сдержанная» (Цукер А., 1985, с. 274-275).
В.Г. Таривердиева характеризует Второй концерт для скрипки с оркестром следующим образом: «Там, за чертой, за deadline "Чернобыля", за этим шешеШо more душа еще более одинока, чем во всем этом хаосе нынешней, да и всякой видимой жизни. Душа острее чувствует и переживает печаль одиночества. Ту самую печаль, которая, однажды зазвучав, стала внутренней интонацией, его внутренним голосом и способом восприятия мира. Об этом - о пути души за чертой - последние произведения Микаэла Таривердиева» (Таривердиев М., 2017, с. 720).
Лирика в музыке М. Таривердиева не находится в пределах того или иного жанра. Речь идет о более масштабном явлении - о лирической интонации как неотъемлемом качестве его авторского письма. М. Таривердиева по праву можно назвать мелодистом XX в.: «Его музыка узнается по начальным интонациям, независимо от жанровой направленности произведения» (Пинтверене Н., 2012, с. 3). Применительно к анализу музыкальной драматургии в кинематографе 1960-х гг.
Н.В. Пинтверене пишет о вокальном монологе, который оказался содержательно близким к эстетике «третьего направления»: «Стремление быть понятным побуждает к поиску нового способа высказывания <...> Особая исповедальная манера высказывания, интимная интонация, сложная метафоричная поэзия - это то, что не было известно тогда в киномузыке» (2012, с. 14-15).
Следует констатировать отсутствие специального исследования, посвященного инструментальным, в том числе, органным сочинениям М. Таривердиева в контексте академических жанров XX столетия. Помимо демократичности музыкального языка, не раз отмечавшейся в исследованиях12, в инструментальных концертах наблюдается проявление характерных тенденций отечественной инструментальной музыки второй половины XX в.
Важными векторами рассмотрения могли бы стать: реализация принципа концертирования, воплощение которого доходит у М. Таривердиева до крайних проявлений, где на первый план порой выдвигается принцип тембровой персонификации или возникает исповедаль-ность изложения музыкального матери-ала13; изучение коммуникативных сторон инструментальной музыки - диалогич-ности и монологичности; анализ логики построения формы, основанной на принципе монотематизма и тяготеющей к воплощению поэмности; исследование средств передачи пребывания во «вневременном» пространстве, «диктующем» свои условия организации музыкальной формы. Отсутствие исследований на данную проблематику свидетельствует о необходимости изучения инструментального пласта музыки М. Таривердиева - важной исторической вехи в развитии концертного жанра последней четверти XX в.
Аналитика инструментальных и органных сочинений М. Таривердиева видится шагом на пути к выявлению внутренних
взаимосвязей между произведениями разной жанровой направленности. Изучение инструментальной области композиторского наследия М. Таривердиева от-
крывает перспективы нахождения ответа на вопрос об уникальности музыкальной интонации композитора и всеобщей узнаваемости его музыки.
Приложение
Композиторское наследие М. Таривердиева14
Камерно-вокальная музыка: более 100 песен и романсов на стихи Р. Ованесяна, С. Есенина, А. Исаакяна, У Шекспира, Б. Гай-ковича, В. Орлова, В. Маяковского, С. Давыдовой, С. Гребенникова, Н. Добронравова, С. Кирсанова, Л. Мартынова, Б. Ахмадулиной, Е. Винокурова, М. Малишевского, Г. Поженя-на, Е. Евтушенко, Э. Хемингуэя, Л. Ашкена-зи, А. Вознесенского, М. Цветаевой, М. Лермонтова, Р. Рождественского, Б. Пастернака, В. Киршона, Д. Самойлова, М. Светлова, а также на стихи средневековых японских поэтов (время работы (1951-1986)).
Киномузыка: более 130 работ в кинематографе, начиная с 1957 г. («Человек за бортом», режиссеры Э. Абалов, А. Курочкин, А. Сахаров, Э. Шенгелая) до 1993 г. («Русский регтайм», режиссер С. Урсуляк).
Опера: «Кто ты?» (1965); «Король-Олень» (1969, выход фильма); «Граф Калиостро» (1981); «Ожидание» (1982); «Женитьба Фига-ренко» (1989-1990).
Инструментальная музыка: Восемь мимо-летностей на народную тему (1953); Девять новеллетт (1953); Соната для валторны и фортепиано (1954); Полифоническое трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1957); Концерт для голоса с оркестром (1958); увертюра «К звездам» (1958); Концерт для скрипки с оркестром № 1 (1982); цикл из 24 пьес для фортепиано «Настроения» (1968); Концерт для скрипки с оркестром № 2 (1991); Концерт для альта и струнных в романтическом стиле (1993); Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1994).
Произведения для органа: концерт для органа № 1 «Кассандра» (1985); концерт для органа № 2 «Полифоническая тетрадь» (1987); симфония для органа «Чернобыль» (1987); Концерт для органа № 3 (четыре пьесы для органа: «Отражения», «Движение», «Хорал», «Прогулка в до-мажоре») (1989), десять хоралов для органа «Подражание старым мастерам» (1993).
Балет: «Герника», балет в двух актах (1984); «Девушка и смерть», балет в двух актах (1986).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Композитор начал создавать камерно-вокальные циклы на стихи современных поэтов с 1951 г.
2 Так о нем высказывалась камерная певица Зара Долуханова: «Таривердиев - один из самых узнаваемых современных композиторов. У него есть свой почерк, своя интонация. Я имею в виду интонацию не только в узкомузыкальном смысле слова, но и шире - интонацию души, сердца. Это в равной степени относится и к его романсам, и к его песням. И, может быть, в этом кроется главный секрет его популярности» (цит. по: (Цукер А., 1985, с. 11)).
3 А.М. Цукеру принадлежит ряд статей критического и научного содержания, посвященных творческой личности М. Таривердиева (2014; 2021), произведениям со словом (1988; 2020) и киномузыке (2003).
4 Также в ряду исследований обобщающего плана назовем статью Т.К. Егоровой о композиторах-шестидесятниках, в которой также рассматривается музыка М. Таривердиева (2021).
5 См., например, статьи Н.В. Пинтверене Особенности музыкальной драматургии кинооперы М. Таривердиева «Король-олень» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18, № 1. С. 213-217; Кинематограф М. Таривердиева 1960-х гг.: Прорыв в «будущее звуковой фильмы» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. 2011. Вып. 4. С. 88-96; М. Таривердиев. Семнадцать мгновений весны. Музыкальная поэтика детективного сериала // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. 2012. Вып. 1. С. 74-85; Музыкальная драматургия М. Тариверди-ева в отечественном кинематографе 1960-х гг. Эксперименты и открытия. СПб.: Ленингр. изд-во, 2012. 24 с.; М. Таривердиев. Фильм «Ольга Сергеевна». Драматургическая организация музыкального материала // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2014. № 1. С. 5-13; и др.
6 См., например, Асташко Т.М. Кинотворчество М. Таривердиева в фильме «Семнадцать мгновений вес[н]ы» // Проблемы и перспективы современного музыкального образования. М.: Ритм, 2016. С. 36-45; Егорова Т.К. Композиторы-«шестидесят-ники» и кинематограф: итоги // Музыковедение. 2022. № 3. С. 12-22; Зубарева Е.А. У Шекспир, М. Та-ривердиев: Музыка к фильму «Адам женится на Еве» // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2020. № 1. С. 37-46; Маевская И.В. М. Тари-вердиев, песня из фильма «Предчувствие любви»: Жанрово-стилевой анализ // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 1. С. 74-79; Мотеюнайте И.В. Мгновения штандартенфюрера СС фон Штирлица и секунды лауреатов государственной премии СССР Р. Рождественского и М. Таривердиева // Мгновение как сюжет: Статьи и материалы. Сер. «Время как сюжет». Тверь: Изд-во М. Батасовой, 2017. С. 345-356; Мусиенко В.В. Вокальный монолог в киномузыке М. Таривердиева // Диалоги о культуре и искусстве: Материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) (12-14 окт. 2022 г.). Пермь: Перм. гос. ин-т культуры, 2022. С. 706-710; Недоспасова А.П. «Времен связующая нить». Киномузыка М. Таривердиева в концертных программах ансамбля «Insula magica» // Вестник музыкальной науки. 2017. № 2. С. 36-43; Новоселова М.А. Особенности музыкальной драматургии кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром» // Дневник науки. 2020. № 8. С. 1-8; Яшина Ю.С. Музыка Микаэла Таривердиева в отечественном кинематографе // Армения: Притяжение культуры: Материалы Междунар. науч.-практ. форума в рамках «Дней Армении в РФ» и в ознаменование Международного десятилетия ООН по сближению культур в цикле культурно-образовательной программы «Культура, объединяющая мир» (22-30 нояб. 2019 г.) Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2019. С. 590-600; и др.
7 См., например, Базилевич М.В., Кузённая О.С., Семешко Н.А. Опера М.Л. Таривердиева «Граф Калиостро» как опыт претворения традиций опе-ра-buffä в XX в. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 35-47; Донникова УА., Богатырева Е.А. М. Таривердиев. Опера «Граф Калиостро». Трактовка литературного первоисточника // Диалоги о культуре и искусстве: Материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) (12-14 окт. 2022 г.). Пермь: Перм. гос. ин-т культуры, 2022. С. 448-452; Магницкая Е.А. От Таривердиева к Моцарту. Вечер одноактных опер в камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского // Музыкант-классик. 2013. № 9-10. С. 12-15; Мещерякова Н.И. Музыкальная драматургия женского образа в моноопере М. Таривердиева «Ожидание» // Актуальные вопросы современного музыкального творчества, исполнительства, образования. Киров:
Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 74-77; Приходов-ская Е.А. Смысловые ареалы одиночества в жанре монооперы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 4. С. 117-125; Сюй Л. Драматургические особенности монооперы М. Таривердиева «Ожидание» // Музыкальное образование и наука. 2023. № 1. С. 16-19; и др.
8 См., например, Антоненко Н.О. Роль внему-зыкального фактора в интерпретации вокального произведения (на примере вокального цикла М. Таривердиева на стихи Л. Мартынова) // Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре. Т. 2: Сб. трудов междунар. науч. конф. (11-15 апр. 2019 г.). Ростов н/Д.: Ростов. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова, 2019. С. 351-361; Басаргина Е.Г., Крет Н.В. Особенности композиторской интерпретации поэтического инварианта в отечественной вокальной музыке второй половины ХХ в. // Вестник музыкальной науки. 2023 Т. 11, № 1. С. 80-90; Давидюк А.А., Слипаков С.И. Ностальгия как один из ведущих мотивов топоса человека в совокупном поэтическом тексте «Книги песен» Микаэла Таривердиева // Концепт. 2013. Т. 3. С. 1516-1520. URL: https://e-koncept.ru/2013/53306. htm (дата обращения: 08.01.2024); Зубарева Е.А. Цикл М. Таривердиева на стихи Е. Винокурова: Музыкально-поэтический диссонанс // Исследования молодых музыковедов. 2020. № 6. С. 59-68; Зубарева Е.А. «Сонеты Шекспира» Микаэла Тари-вердиева: между И.С. Бахом и Ф. Леем // Исследования молодых музыковедов: Сб. ст. по материалам Х Междунар. науч. конф. (11-12 апр. 2012). М.: Пробел-2000, 2017. С. 41-48; Каневская С.Г. Романсы М. Таривердиева на стихи поэтов серебряного века в контексте эпохи // Искусство и наука третьего тысячелетия: Материалы X Междунар. науч.-творч. конф. (15-16 нояб. 2021 г.). Симферополь: Антиква, 2021. С. 38-42; Мариупольская Т.Г. Микаэл Таривердиев. Штрихи к портрету композитора // Проблемы и перспективы современного музыкального образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. в рамках Междунар. фестиваля-конкурса, посвящ. году российского кино (19.12.2016 г.). М.: Ритм, 2016. С. 30-36; Тимофеева Е.Н., Власова В.А. Музыковедческий обзор произведения «Мне нравится, что вы больны не мной» (музыка М. Таривердиева, слова М. Цветаевой) // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. 2022. № 17. С. 72-78; Старкова О.Л. Жанрово-стилистические особенности вокальной лирики М. Таривердиева // Музыковедение в XXI веке: Теория, история, исполнительство: Сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. (20 марта 2023 г.). Краснодар: Краснодар. гос. ин-т культуры, 2023. С. 220-225 и др.
9 Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. URL: https://www. organcompetition.ru/ (дата обращения: 12.12.2023 г.).
10 См. главу «Quo vadis?» (с. 655-686).
11 И.В Гребнева пишет: «Немало концертов, созданных в последние три десятилетия, не говоря уже о сочинениях предшествующего периода, сохраняют все черты традиционного концертного цикла. В их числе произведения Г. Гореловой (1979), А. Петрова (1980), Л. Вишкарева (1981), М. Таривердиева (1981), Э. Тамберга (1981), Л. Бала-ды (1982, Концерт № 1), Т. Кёриса (Концерт № 1, 1985), Ф. Гласса (1987), Н. Море (1988), А. Алми-
ЛИТЕРАТУРА
Баландина Н.П. Международный конкурс органистов им. М. Таривердиева // Музыка и время. 2005. № 3. С. 13-16.
Гребнева И.В. Классический жанр сегодня: скрипичный концерт конца XX - начала XXI веков // Музыкальная академия. 2010а. № 1. С. 162-168.
Гребнева И.В. О кенотипических вариантах скрипичного концерта в музыке XX века // Музыка и время. 2010б. № 10. С. 33-36.
Гребнева И.В. Скрипичный концерт в европейской музыке ХХ века: дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2011. 426 с.
Дубатовская Е.Г. М. Таривердиев. «24 настроения» для фортепиано // Из опыта работы педагога-музыканта. Уфа: Уфим. гос. ин-т искусств им. З. Исмагилова, 2015. С. 51-55.
Егорова Т.К. Советская музыка кино. Второе поколение - композиторы-шестидесятники // PAN-ART. 2021. Т. 1, № 2. С. 34-44.
Недоспасова А.П. Органные хоральные прелюдии М. Таривердиева - музыка прошлого, настоящего и будущего // Вестник музыкальной науки. 2018. № 2. С. 68-73.
Петрова А.А. Традиционные жанры и формы в русской органной музыке XX века: дис. . канд. искусствоведения. М., 2001. 206 с.
Пинтверене Н.В. Музыкальная драматургия М. Таривердиева в отечественном кинематографе 1960-х годов: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2012. 19 с.
Таривердиев М.Л. Я просто живу: автобиография // Таривердиева В.Г. Биография музыки: воспоминания. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2017. 736 с.
Фалинова Е.А. Незнакомый Таривердиев: фортепианное трио // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2020. № 3. С. 23-43.
Хоробрых Н.В. Принцип концертирования в двух скрипичных концертах М.Л. Таривердиева // Музыкознание. История и современность глазами молодых ученых: сб. материалов V Всерос. науч.-практ.
ла (1989), Дж. Адамса (1993), Э. Альберга (2001), С. Лиллебьерки (2001), С. Клейберга (2005), Т. Лан-сино (2005), Х. Лопеса Марина (Концерт № 1, 2006)» (Гребнева И., 2010а, с. 163).
12 «В концерте ясно ощущается присущая Тари-вердиеву направленность на самую широкую слушательскую аудиторию, демократизм, проявляющийся, прежде всего, в опоре на жанровые и, в первую очередь, песенные истоки» (Цукер А., 1985, с. 275).
13 Об этом см. также: (Хоробрых Н., 2021).
14 Сочинения, выделенные курсивом, на сегодняшний день подробно в отечественном музыкознании не изучены.
REFERENCES
Balandina, N.P. (2005), "International organ competition named after M. Tariverdiev", Muzyka i vremya [Music and time], no. 3, pp. 13-16. (in Russ.)
Dubatovskaya, E.G. (2015), "Tariverdiev. «24 Moods» for piano", Iz opyta rabotypedagoga-muzykanta [From the experience of working as a music teacher], Ufa, pp. 51-55. (in Russ.)
Egorova, T.K. (2021), "Soviet musical cinema. Second generation - composers of the sixties", PAN-ART, vol. 1, no. 2, pp. 34-44. (in Russ.)
Falinova, E.A. (2020), "Unfamiliar Tariverdiev: piano trio", Muzykalnyi zhurnal Evropeiskogo Severa [Music Journal of Northern Europe], no. 3, pp. 23-43. (in Russ.)
Grebneva, I.V. (2010a), "Classical genre today: violin concerto of the late 20th - early 21st centuries", Muzykalnaya akademiya [Music academy], no. 1, pp. 162-168. (in Russ.)
Grebneva, I.V (2010b), "On the kenotypic variants ofthe violin concerto in the music of the 20th century", Muzyka i vremya [Music and time], no. 10, pp. 33-36. (in Russ.)
Grebneva, I.V. (2011), Skripichnyi kontsert v evropeiskoi muzyke XX veka [Violin concerto in European music of the twentieth century], D. Sc. Thesis, Moscow, 426 p. (in Russ.)
Khorobrykh, N.V. (2021), "The principle of concertizing in two violin concertos by M.L. Tariverdiev", Muzykoznanie. Istoriya i sovremennost' glazami molodykh uchenykh [Musicology. History and modernity through the eyes of young scientists], Novosibirsk, pp. 207-216. (in Russ.)
Nedospasova, A.P. (2018), "Organ choral preludes by M. Tariverdiev - music of the past, present and future", Journal of Musical Science, no. 2, pp. 68-73. (in Russ.)
Petrova, A.A. (2001), Traditsionnye zhanry i formy v russkoi organnoi muzyke XX veka [Traditional genres and forms in Russian organ music of the 20th century], Cand. Sc. Thesis, Moscow, 206 p. (in Russ.)
Pintverene, N.V. (2012), Muzykalnaya dramaturgiya M. Tariverdieva v otechestvennom
конф. (11-12 окт. 2021 г.). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2021. С. 207-216.
Цукер А.М. Микаэл Таривердиев: моногр. М.: Сов композитор, 1985. 288 с.
Цукер А.М. «Граф Калиостро» в камерном театре // Музыка России. М.: Сов. композитор, 1988. С. 184-193.
Цукер А.М. Синтетичность художественных исканий. Музыка фильма и вокальный цикл в творчестве Микаэла Таривердиева // Единый мир музыки: избр. ст. Ростов н/Д.: Ростов. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова, 2003. С. 204-221.
Цукер А.М. Микаэл Таривердиев, каким я его знал // Музыковедение и жизнь. Ростов н/Д., 2014. С. 204-209.
Цукер А.М. По законам полифонии. Музыка фильма и вокальный цикл в творчестве Микаэла Таривердиева // Музыка в пространстве медиа-культуры: сб. ст. по материалам Седьмой Между-нар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д.: Краснодар. гос. ин-т культуры, 2020. С. 7-14.
Цукер А.М. Микаэл Таривердиев крупным планом. К 90-летию со дня рождения // Музыкальная академия. 2021. № 3. С. 156-169.
kinematografe 1960-kh godov [Musical dramaturgy of M. Tariverdiev in Russian cinema of the 1960s], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 19 p. (in Russ.)
Tariverdiev, M.L. (2017), "I'm just living: an autobiography" Tariverdieva, V.G. Biografiya muzyki: vospominaniia [Musicbiography: memories], KoLibri, Azbuka-Attikus, Moscow, 736 p.(in Russ.)
Tsuker, A.M. (1985), Mikaehl Tariverdiev [Mikael Tariverdiev], Sovetskii kompozitor, Moscow, 288 p. (in Russ.)
Tsuker, A.M. (1988) "«Count Cagliostro» in the chamber theater", Muzyka Rossii [Music of Russia], Sovetskii kompozitor, Moscow, pp. 184-193. (in Russ.)
Tsuker, A. M. (2003), "Syntheticity of artistic quests. Film music and vocal cycle in the work of Mikael Tariverdiev", Edinyi mir muzyki: izbrannye stat'i [One world of music], Rostov-on-Don, pp. 204-221. (in Russ.)
Tsuker, A.M. (2014), "Mikael Tariverdiev as I knew him", Muzykovedenie i zhizn' [Musicology and life], Rostov-on-Don, pp. 204-209. (in Russ.)
Tsuker, A.M. (2020), "According to the laws of polyphony. Film music and vocal cycle in the work of Mikael Tariverdiev", Muzyka v prostranstve mediakul'tury [Music in the space of media culture], Krasnoyarsk, pp. 7-14. (in Russ.)
Tsuker, A.M. (2021), "Mikael Tariverdiev close-up. To the 90th birthday", Muzykalnaya akademiya [Music academy], no. 3, pp. 156-169. (in Russ.)
Сведения об авторе
Хоробрых Наталья Владимировна, аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)
Е-mail: [email protected]
Author Information
Natalia V. Khorobrykh, postgraduate of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory (scientific supervisor - Cand. Sc. (Art Criticism), Docent A.A. Maltseva) E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 22.04.2024 Received 22.04.2024
После доработки 14.05.2024 Revised 14.05.2024
Принята к публикации 15.05.2024 Accepted for publication 15.05.2024