Научная статья на тему 'Органные хоральные прелюдии М. Таривердиева — музыка прошлого, настоящего и будущего'

Органные хоральные прелюдии М. Таривердиева — музыка прошлого, настоящего и будущего Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1037
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКАЭЛ ТАРИВЕРДИЕВ / MIKAEL TARIVERDIEV / БАРОККО / BAROQUE / НЕОКЛАССИЦИЗМ / NEOCLASSICISM / ОРГАННЫЕ ХОРАЛЬНЫЕ ПРЕЛЮДИИ "ПОДРАЖАНИЕ СТАРЫМ МАСТЕРАМ" / ORGAN CHORAL PRELUDES "IMITATION OF OLD MASTERS" / СОВРЕМЕННАЯ ОРГАННАЯ МУЗЫКА / MODERN ORGAN MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Недоспасова Анна Павловна

Статья посвящена органным Хоральным прелюдиям, ор. 103 советского композитора Микаэла Таривердиева, истории их создания, общей характеристике пьес, образному содержанию. Данный цикл, принадлежащий к позднему периоду творчества М. Таривердиева, рассматривается с точки зрения стилевого диалога, состоявшегося в рамках такого направления в музыкальном искусстве, как неоклассицизм. Автор публикации прослеживает связь мелодических, ритмических, интонационных элементов музыкального языка органных хоральных прелюдий Таривердиева с более ранними вокальными произведениями. Образ органных прелюдий молитв, произнесенных языком музыкальных звуков, продолжает на новом уровне линию особой «таривердиевской» интонации камерно-интимного характера. Как большинство других произведений композитора, хоральные прелюдии насыщены образами ностальгического мироощущения. Драматургия цикла, ор. 103 строится на внутренних взаимосвязях прелюдий, выраженных в сопоставлении и контрастах их образно-эмоциональных характеристик -отстранение философские Первая и Третья, трагическая Вторая, пасторальная Восьмая, по-восточному импровизационная Девятая, заключительная торжественная Десятая. Хоральные прелюдии, будучи жанром-посредником между композитором и аудиторией, узнающей внутри нового сочинения известную мелодию с текстом духовного содержания, в творчестве М. Таривердиева продолжают эту миссию. Музыкальный язык органных прелюдий насыщен узнаваемыми оборотами и интонациями, он близок и понятен современному слушателю, в то же время содержит элементы кластерной техники, метрическую асимметричность структур тематических проведений. Благодаря обращению к органу в творчестве композитора появился новый масштаб звучания, ранее ему не свойственный. Об органном творчестве М. Таривердиева при жизни было известно немного, однако в наши дни эти сочинения, в том числе, ор. 103 все чаще звучат на концертной эстраде. Во многом эта ситуация изменилась благодаря деятельности его вдовы Веры Таривердиевой, связанной с публикацией творческого наследия композитора, организации в России Международного конкурса им. Таривердиева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organ choral preludes of M. Tariverdiev - music of the past, present and future

Article is devoted to organ Choral preludes, op. 103 wrote by Soviet composer Mikael Tariverdiev, to history of their creation, general characteristic of plays, figurative contents. This cycle belonging to the late period of creativity of M. Tariverdiev is considered from the point of view of the style dialogue which took place within such direction in musical art as neoclassicism. The author of this publication traces communication of melodic, rhythmic, intonational elements of musical language of Tariverdiev organ choral preludes with earlier vocal works. The image of preludes the prayers said by language of musical sounds continues the line of special intonation of a chamber intimate nature at the new level. As the majority of other works of the composer, choral preludes are saturated images of nostalgic attitude. Opus 103 is under construction on internal interrelations of the preludes expressed in comparison and contrasts of their figurative and emotional characteristics detached philosophical the First and the Third, tragic the Second, pastoral the Eighth, orientally improvisational the Ninth, final solemn the Tenth... Article is devoted to organ Choral preludes, op. 103 wrote by Soviet composer Mikael Tariverdiev, to history of their creation, general characteristic of plays, figurative contents. This cycle belonging to the late period of creativity of M. Tariverdiev is considered from the point of view of the style dialogue which took place within such direction in musical art as neoclassicism. The author of this publication traces communication of melodic, rhythmic, intonational elements of musical language of Tariverdiev organ choral preludes with earlier vocal works. The image of preludes the prayers said by language of musical sounds continues the line of special intonation of a chamber intimate nature at the new level. As the majority of other works of the composer, choral preludes are saturated images of nostalgic attitude. Opus 103 is under construction on internal interrelations of the preludes expressed in comparison and contrasts of their figurative and emotional characteristics detached philosophical the First and the Third, tragic the Second, pastoral the Eighth, orientally improvisational the Ninth, final solemn the Tenth. Choral preludes, being an intermediary genre between the composer and audience which is learning in the new composition the known melody with the text of spiritual contents in M. Tariverdiev’s creativity continue this mission. Musical language of organ preludes is sated with recognizable turns and intonations, it is close and clear to the modem listener, at the same time contains elements of the cluster equipment, metric asymmetry of structures of thematic carrying out. With the appeal to organ in works of the composer we see the new scale of sounding, earlier to it not peculiar appeared. During lifetime of M. Tariverdiev was known a little about his organ creativity, however today these compositions, including opus 103 even more often sound on a concert stage. In many respects this situation changed thanks to activity of his widow Vera Tariverdieva connected with the publication of creative heritage of the composer, the organization in Russia the international competition named Mikael Tariverdiev Organ Competition. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Органные хоральные прелюдии М. Таривердиева — музыка прошлого, настоящего и будущего»

УДК 786.6

А. П. Недоспасова

ОРГАННЫЕ ХОРАЛЬНЫЕ ПРЕЛЮДИИ М. ТАРИВЕРДИЕВА МУЗЫКА ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

ысль о широкой перспективе временных рамок, внутри которых пульсировало творчество Микаэла Таривердиева, как-то высказал выдающийся отечественный оперный режиссер Б. А. Покровский, его связывали с композитором не только годы совместной работы, но и теплые дружеские взаимоотношения. Б. А. Покровскому принадлежат слова, вынесенные в заголовок данной публикации: «Микаэл Таривердиев — композитор прошлого, настоящего и будущего» [1]. Думается, что это «будущее» уже наступает. За годы, прошедшие с момента кончины композитора, популярность его киномузыки продолжает оставаться достаточно широкой, и, в то же время, все больше его произведений, не связанных с кинолентами, становятся известными, исполняются отечественными и зарубежными музыкантами. К их числу относятся органные сочинения М. Таривердиева.

Легендарный советский композитор был не просто знаменит, записи с его киномузыкой расходились в СССР миллионными тиражами. При этом в своей автобиографической книге он писал: «У меня две жизни. Одна жизнь - в кино, другая - для себя. Я пишу в стол. <...> Если эта музыка чего-то стоит, она когда-нибудь окажется востребованной. Я этого не увижу» [7]. В первой жизни, очевидно, были песни, музыка к кинофильмам и невероятная популярность. Во второй - М. Таривердиев погружался в иные миры, о которых современники практически ничего не знали, и одним из таких уединенных миров стало органное творчество.

Орган интересовал Микаэла Леоновича всегда. Играть на нем он начинал еще в годы учебы у Арама Хачатуряна, в классе которого стоял маленький орган. Когда А. Хачатурян уезжал, а это бывало довольно часто, Микаэл оставался там и сочинял, играл на органе, импровизировал. В последние годы жизни орган стал любимым ин-

© А. П. Недоспасова, 2018

струментом М. Таривердиева. В 1985 г. им были созданы несколько сочинений, вошедших в так называемый органный период, от Первого концерта для органа, ор. 91 до цикла «Десять хоральных прелюдий (Подражание старым мастерам)», ор. 103, написанного в 1993 г.1 Обращение к этому инструменту привнесло в авторский стиль композитора новые черты, среди них -насыщенная кластерами техника письма, яркие контрасты звуковых пластов, масштабность и глубина творческих замыслов2.

Апеллирование к старой, доклассичес-кой музыке, с ее полифонией, гармоническими вольностями, рождающимися из активной жизни полифонических хитросплетений, свободной формой, идущей за логикой развития мысли, - эти качества были свойственны произведениям Таривердиева и ранее, независимо от выбранного им жанра. В автобиографии композитор подчеркивал, что эстетически XVIII в. ему был всегда близок, «Бах, Моцарт, Вивальди - мои кумиры <...> я действительно остро чувствую эту музыку, приемы, формы этого времени» [Там же].

Многие музыканты на протяжении XX столетия ощущали необходимость переосмысления, трансформации опыта, пройденного искусством в предшествующий период, а может быть, отчасти и возврата к классическим канонам. Однако в своем пристрастии к доклассическим формам, типам организации фактурного оформления, тематизму Таривердиев резко отличается от стилей, которые принято относить к неоклассическим.

Цикл хоральных органных прелюдий «Подражание старым мастерам» продолжает историческую линию, на волне которой жанр формировался, - как средство погружения в уединенное состояние души, в размышления о вечных ценностях. Таривердиев трактует хоральную прелюдию как инструментальную пьесу с характерным складом трио-фактуры, однако во всем остальном достаточно свободно. Мелодии его прелюдий

последовательно разрабатываются контрапунктически, отчасти они подвергаются серьезному переосмыслению, интонационной трансформации. Общий характер музыки этого опуса - размышления философского склада. Глубокий пиетет перед творчеством великих мастеров эпохи Барокко вдохновлял М. Таривердиева, послужил импульсом стилевому диалогу между XVIII и XX столетиями, состоявшемуся в его творчестве, о чем свидетельствует ор. 103.

Это обстоятельство заставляет вспомнить имена композиторов романтической эпохи, обращавшихся к жанру хоральной прелюдии (И. Брамс, С. Франк, С. Танеев и др. [3]). В отличие от крупных органных сочинений Таривердиева таких, как концерт «Кассандра» и симфония «Чернобыль», где разворачиваются новые миры масштабные трагедийные картины, отразившие мировоззрение зрелого мастера, -цикл хоральных прелюдий стал продолжением весьма специфичной «таривердиев-ской» интонации, - камерной, лирической, интимной.

Рассуждая об органном творчестве Таривердиева, его вдова, известный музыковед и критик Вера Таривердиева3 пишет о том, что ор. 103 можно воспринимать как молитвы4, произнесенные музыкальными словами. Как и композиторы эпохи Барокко М. Таривердиев продолжал традицию осознанного повествования так называемым «языком звуков». Эстетические идеи XVIII столетия о том, что инструментальная мелодия, лишенная помощи слов и голосов, должна стремиться воздействовать так же сильно, как и та, что делает это вместе со словами [4], были актуальны и для Таривердиева.

Десять прелюдий, ор. 103 в последнее время нередко исполняют. Однако значительно чаще их можно услышать в разрозненном виде. Это обстоятельство, к сожалению, не дает возможности проследить внутреннюю логику опуса, выраженную в постепенном фактурном и эмоциональном накоплении от пьесы к пьесе, контрастах художественного содержания и звукоизоб-разительных эффектах. Обратимся к их краткой характеристике.

Первая прелюдия соль-минор двухголосная, ее мелодика основана на разговорно-речевых интонациях — характерных, узнаваемых, так тщательно проработанных Таривердиевым в его произведениях

песенно-вокальных жанров. Камерное звучание прелюдии достигается прозрачной фактурой, общей размеренностью движения Andante. Метр прелюдии меняется с четного на нечетный в каждом проведении темы, тем самым создается эффект «досказывания» (в первом случае), и некоего сбоя, высказывания «взахлеб» (во втором). В первом и втором проведениях смена метра происходит в тт. 6-7, в третьем -в тт. 8—9, в четвертом — в тт. 5-6, в последнем, пятом проведении - в тт. 3—6. Этот прием разомкнутой структуры создает ощущение открытой формы, непредсказуемости ее дальнейшего развития.

Кроме структурных изменений используются такие композиционные приемы, как вариативность партии противосложения, внезапные модуляционные вкрапления, неожиданные окончания темы на гармониях доминанты с включением неаккордовых звуков, создающие аффект риторического вопроса, наконец, обрыв мелодической линии в точке ее кульминационного развития. Окончание прелюдии возвращает нас к спокойному и неторопливому повествованию начала пьесы.

Вторая, до-минорная прелюдия написана в типичной органной трехголосной фактуре. Ее печально-созерцательная мелодия в движении Largo насыщена нисходящими интонациями. Особую остроту и трагичность среднему голосу, который создает гармоническое сопровождение темы, придают увеличенные секунды «ми-бемоль-фа-диез». Обращает на себя внимание поначалу статичная партия баса, ограниченная интонациями на нотах «соль-ля-бемоль-соль». Кульминационным моментом этой прелюдии становится унисонное проведение двух голосов в педали и среднем голосе, с акцентом на интервале уменьшенной кварты «си-бекар—ми-бемоль».

Характер Третьей, фа-минорной прелюдии напоминает барочные Allegro. Она написана по типу инвенции, это подвижная, изящная и очень светлая музыка. Имитационная полифоническая ткань пьесы разворачивается постепенным накоплением количества голосов в четырехкратном проведении основной темы.

Для тех, кто хорошо знаком с вокальным творчеством М. Таривердиева, эта пьеса покажется по характеру, а также интонационно близкой его более раннему сочинению «Балладе о вчерашнем празднике»

на стихи В. Коростылёва из кинофильма «Ученик лекаря». Приведем текст этой баллады, который, по нашему мнению, мог бы стать одним из источников образного содержания Третьей прелюдии, ор. 103:

Вчерашний всегда осыпается праздник,

Но память об этом нас дразнит.

Кричат огоньки из вчерашнего счастья,

Которым сегодня ты веришь отчасти.

Огонькам из вчерашнего счастья.

А, в общем и целом, конечно, не веришь,

Вчера - это значит, захлопнуты двери.

Но завтра придет к человеку не просто,

Взрослеет любовь, как вчерашний подросток,

И солнышко блещет, блестит и блистает.

Но завтра - оно без вчера не настанет.

И солнышко блещет, блестит и блистает.

А, в общем и целом, конечно, не веришь,

Вчера - это значит, захлопнуты двери.

Как в «Балладе о вчерашнем празднике», так и в Третьей прелюдии используется похожий тип интонационных рисунков из групп циркулирующих по кругу шестнадцатых, которые завершаются восьмыми на нисходящих секундах. Ассоциации с типом движения, свойственным произведениям Барокко, создают интонационно-смыс-ловую арку с искусством прошлого. Эти воспоминания рождают легкую, светлую грусть по давно ушедшему времени, которое стало олицетворением Красоты, Гармонии, Вечности. Тяготение к миру ностальгических образов в значительной степени было характерно мышлению М. Тариверди-ева, это отмечали и современники композитора, в частности, его друзья, режиссер С. А. Соловьев [6, с. 6]. Разнообразные оттенки ностальгии слышны во всех прелюдиях, но в звучании Третьей они обрели свой неповторимый облик.

По типу письма, фактуре, эмоциональному содержанию, тональной окраске близки друг другу Четвертая и Седьмая прелюдии, соответственно, в си-бемоль-миноре и ми-бемоль-миноре. Обе пьесы насыщены философскими размышлениями о событиях, давно пережитых.

Продолжают парное взаимодействие внутри цикла, оказываясь внутренне связанными не только порядком, но и общей тональностью, Пятая и Шестая прелюдии, контрастные по характеру.

Пасторальная, с элементами звукоизоб-разительности Восьмая прелюдия не меняет устоявшуюся эмоциональную окраску, сложившуюся в органном цикле к этому моменту. Имитация пастушеского флейтового наигрыша, открывающая пьесу, рисует слушателю картину оцепенения, одиночества, пустоты. Эти свойства подчеркивает выбранная композитором тональность прелюдии соль-диез-минор.

В Девятой прелюдии слышны отголоски грузинского мелоса, ей присущи свободная импровизационность и орнаментальные украшения, используется ритмическая альтерация мелодии пунктиром. Десятая прелюдия выполняет завершающую функцию финала цикла, - ее музыка подвижная, торжественная и праздничная.

Впервые органные прелюдии «Подражание старым мастерам» исполнил в Москве (еще при жизни композитора) Алексей Паршин, ныне профессор Московской консерватории. Регулярно Прелюдии стали звучать на Международном конкурсе органистов им. М. Таривердиева, который проходит с 1999 г. раз в два года в Калининграде. Благодаря этому конкурсу с органным творчеством композитора знакомятся молодые отечественные и зарубежные исполнители, музыка Таривердиева становится известной кругу любителей органной музыки6.

Органисты, следуя особенностям своего репертуара, насыщенного музыкой XVII-XVIII вв., пожалуй, лучше других музыкантов способны проникнуть в художественный мир сочинений Микаэла Таривердиева. Хоральные прелюдии, будучи в эпоху Барокко жанром-посредником между композитором (создающим новое произведение) и аудиторией (узнающей внутри нового сочинения известную мелодию с текстом духовного содержания), в творчестве М. Таривердиева продолжают эту миссию посредничества. Вспоминается в данном контексте высказывание теоретика и композитора XVIII в. И. Маттезона, который отмечал — в искусстве сочинения важно помнить о том, что слух всегда требует чего-то более или менее знакомого [4, с. 263]. Интонационно-ритмические параллели с вокальными произведениями композитора, которые до сих пор узнаваемы, живы в слуховой памяти поколений слушателей, знакомых в его киномузыкой, делают и сегодня звучание органных прелюдий ор. 103 близкими, понятными.

В заключение добавим, что хоральные органные прелюдии М. Таривердиева невероятно поэтичны. Их музыкальный язык -современный и глубоко интеллектуальный - изящно повествует о сложном, он

скрепляет в единое целое сплав эпох прошлого и настоящего, тем самым, подтверждая мысль поэта, ранее облеченную композитором в строфы музыкального языка: «завтра - оно без вчера не настанет...».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сочинение, ор. 103 было подарено композитором испанской инфанте Принцессе Елене в день ее бракосочетания [8].

2 Интересно, что И. С. Бах, в сочинениях которого хоральные прелюдии получили свой подлинный расцвет, в последние два десятилетия жизни с особым усердием изучал строгую полифонию старых мастеров. Переписывая, анализируя произведения Дж. Палестрины и Дж. Фрескобальди, Бах совершил эволюцию собственного стиля, целенаправленно сближаясь с творчеством великих контрапунктистов прошлого [2, с. 33]. Вероятно, нечто подобное могло происходить и в творческом процессе М. Таривердиева. Исследователям еще предстоит изучить органное наследие композитора, чтобы подтвердить или опровергнуть данное положение. Необходимо признать, что эта часть творчества (в отличие от камерно-вокальной лирики Таривердиева) пока не нашла отражения в музыковед-

ческих исследованиях, хотя, безусловно, того заслуживает.

3 В. Г. Таривердиева вносит огромный вклад в популяризацию музыки композитора в виде публикации его творческого наследия, организации фонда и органного конкурса им. М. Таривердиева [9].

4 Известно, что М. Таривердиев был верующим

человеком, он крестился в зрелом возрасте в Армянской апостольской церкви.

5 В отличие от киномузыки, камерно-вокаль-

ного творчества М. Таривердиева его органные сочинения пока находятся вне поля зрения музыковедов. Единственной крупной работой, выполненной при жизни композитора еще в преддверии органного периода, является монография А. Цукера [10], к числу исследований последних лет принадлежит диссертационная работа Н. В. Пинтве-рене «Музыкальная драматургия М. Таривердиева в отечественном кинематографе 1960-х годов» [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Высказывания друзей о М. Таривердиеве. -URL: http://tariverdiev.ru/content/ ?idp=code_67 (дата обращения: 27.12.2016).

2. Коростелёв В. В. Между JI. Мицлером и И. Маттезоном (Творческий процесс И. С. Баха и музыкальная математика) // Юж.-рос. муз. альм. - 2015. - № 2. - С. 27-35.

3. Лозан Е. М. Хоралы Сезара Франка в зеркале стилевых диалогов романтизма и барокко // Пробл. муз. науки. - 2010. - № 2. -С. 158-162.

4. Маттезон И. Совершенный капельмейстер // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков / Сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. - М., 1971. - С. 235-269.

5. Пинтверене Н. В. Музыкальная драматургия М. Таривердиева в отечественном кине-

матографе 1960-х годов: Дис. ... канд. искусствоведения / Санкт-Петербург, гуманит. ун-т профсоюзов. - СПб., 2012. - 304 с.

6. Соловьев С. «Мы помним...» // Муз. жизнь. - 2001. - № 8. - С. 6.

7. Таривердиев М. «Я просто живу». - URL: http: //iknigi. net/avtor-mikael-tariverdiev / 49628-ya-prosto-zhivu-avtobiografiya-mikael-tariverdiev/read/page-l.html (дата обращения: 9.01.2017).

8. Таривердиева В. Г. Биография музыки. -URL: http://tariverdiev.ru/content/ ?idp=code_69 (дата обращения: 7.11.2016).

9. Таривердиева В. Органное творчество Таривердиева. - URL: http:// www.organcompetition.ru/content/ ?idp=work (дата обращения: 6.01.2017).

10. Цукер А. Микаэл Таривердиев. - М., 1983.

REFERENCES

1. Vyskazyvaniya druzej o M. Tariverdieve [The Available at: http://tariverdiev.ru/content/ statements of the friends of M. Tariverdiev]. ?idp=code_67 (Accesed 27 December 2016).

2. Korostelev V. V. Between L. Micler and I. Mattezon (the creative process of J. S. Bach and musical mathematics). Yuzhno-rossijskij muzykalnyj almanakh [South-Russian musical anthology]. 2015, (2): 27-35.

3. Lozan E. M. Chorales of César Franck in the mirror of stylistic dialogues of romanticism and Baroque. Problemy muzykalnoj nauki [Problems of musical science]. 2010, (2): 158-162.

4. Mattezon I. A perfect conductor. Muzykalnaya estetika Zapadnoj Evropy XVII-XVIII vekov [The musical aesthetics of Western Europe of XVII-XVIII centuries]. Moscow, 1971, pp. 235-269.

5. Pintverene N. V. Muzykalnaya dramaturgiya M. Tariverdieva v otechestvennom kinematografe 1960-kh godov: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Musical drama

M. Tariverdiyev in the domestic cinema 1960-ies. Extended abstract of candidates thesis]. Saint Petersburg, 2012. 304 p.

6. Solovyov S. «We remember...". Muzykalnaya zhizn [Musical life]. 2001, (8): 6.

7. Tariverdiev M. "Ya prosto zhivu" [«I just live"] Available at: http://iknigi.net/avtor-mikael-tariverdiev/49628-ya-prosto-zhivu-avtobiografiya-mikael-tariverdiev/read/page-l.html (Accesed 9 January 2017).

8. Tariverdieva V. G. Biografiya muzyki [Music biography]. Available at: http:// tariverdiev.ru/content/?idp=code_69. (Accesed 7 November 2016).

9. Tariverdieva V. Organnoe tvorchestvo Tariverdieva [Tariverdiyev's organ works]. Available at: http:// www.organcompetition.ru/content/ ?idp=work (Accesed 6 January 2017).

10. Tsuker A. Mikael Tariverdiev [Mikael Tariverdiyev]. Moscow, 1983.

Органные хоральные прелюдии М. Таривердиева — музыка прошлого, настоящего и будущего Статья посвящена органным Хоральным прелюдиям, ор. 103 советского композитора Микаэла Таривердиева, истории их создания, общей характеристике пьес, образному содержанию. Данный цикл, принадлежащий к позднему периоду творчества М. Таривердиева, рассматривается с точки зрения стилевого диалога, состоявшегося в рамках такого направления в музыкальном искусстве, как неоклассицизм. Автор публикации прослеживает связь мелодических, ритмических, интонационных элементов музыкального языка органных хоральных прелюдий Таривердиева с более ранними вокальными произведениями. Образ органных прелюдий - молитв, произнесенных языком музыкальных звуков, продолжает на новом уровне линию особой «таривердиевской» интонации камерно-интимного характера. Как большинство других произведений композитора, хоральные прелюдии насыщены образами ностальгического мироощущения. Драматургия цикла, ор. 103 строится на внутренних взаимосвязях прелюдий, выраженных в сопоставлении и контрастах их образно-эмоциональных характеристик -отстранение философские Первая и Третья, трагическая Вторая, пасторальная Восьмая, по-восточному импровизационная Девятая,

Organ choral preludes of M. Tariverdiev — music of the past, present and future

Article is devoted to organ Choral preludes, op. 103 wrote by Soviet composer Mikael Tariverdiev, to history of their creation, general characteristic of plays, figurative contents. This cycle belonging to the late period of creativity of M. Tariverdiev is considered from the point of view of the style dialogue which took place within such direction in musical art as neoclassicism. The author of this publication traces communication of melodic, rhythmic, intonational elements of musical language of Tariverdiev organ choral preludes with earlier vocal works. The image of preludes - the prayers said by language of musical sounds continues the line of special intonation of a chamber intimate nature at the new level. As the majority of other works of the composer, choral preludes are saturated images of nostalgic attitude. Opus 103 is under construction on internal interrelations of the preludes expressed in comparison and contrasts of their figurative and emotional characteristics - detached philosophical the First and the Third, tragic the Second, pastoral the Eighth, orientally improvisational the Ninth, final - solemn the Tenth. Choral preludes, being an intermediary genre between the composer and audience

заключительная - торжественная Десятая. Хоральные прелюдии, будучи жанром-посредником между композитором и аудиторией, узнающей внутри нового сочинения известную мелодию с текстом духовного содержания, в творчестве М. Таривердиева продолжают эту миссию. Музыкальный язык органных прелюдий насыщен узнаваемыми оборотами и интонациями, он близок и понятен современному слушателю, в то же время содержит элементы кластерной техники, метрическую асимметричность структур тематических проведений. Благодаря обращению к органу в творчестве композитора появился новый масштаб звучания, ранее ему не свойственный. Об органном творчестве М. Таривердиева при жизни было известно немного, однако в наши дни эти сочинения, в том числе, ор. 103 все чаще звучат на концертной эстраде. Во многом эта ситуация изменилась благодаря деятельности его вдовы Веры Таривердиевой, связанной с публикацией творческого наследия композитора, организации в России Международного конкурса им. Таривердиева.

Ключевые слова: Микаэл Таривердиев, Барокко, неоклассицизм, органные хоральные прелюдии «Подражание старым мастерам», современная органная музыка.

which is learning in the new composition the known melody with the text of spiritual contents in M. Tariverdiev's creativity continue this mission. Musical language of organ preludes is sated with recognizable turns and intonations, it is close and clear to the modern listener, at the same time contains elements of the cluster equipment, metric asymmetry of structures of thematic carrying out. With the appeal to organ in works of the composer we see the new scale of sounding, earlier to it not peculiar appeared. During lifetime of M. Tariverdiev was known a little about his organ creativity, however today these compositions, including opus 103 even more often sound on a concert stage. In many respects this situation changed thanks to activity of his widow Vera Tariverdieva connected with the publication of creative heritage of the composer, the organization in Russia the international competition named Mikael Tariverdiev Organ Competition.

Keywords: Mikael Tariverdiev, baroque, neoclassicism, organ choral preludes «Imitation of old masters», modern organ music.

Недоспасова Анна Павловна, кандидат искусствоведения, и. о. доцента кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: [email protected]

Nedospasova Anna Pavlovna, Candidate of Art Criticism, acting Associate Professor of the Department of Special Piano at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Получено 14.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.