КОМПОНЕНТЫ УЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
Е. А. БАЕВА, А. В. БАЕВ
В статье рассматриваются понятие, принципы формирования, составляющие и функции учетно-информационного пространства экономических субъектов. Особое внимание в статье уделено характеристике учетно-аналитической составляющей, которая рассматривается как система, обеспечивающая нормальный ход бизнес-процессов предприятия.
Ключевые слова: экономическое информационное пространство, информационное поле, учетно-аналитическая система, бухгалтерский учет, профессиональное суждение бухгалтера.
В современной экономике информация является одним из ресурсов наряду с материалами, энергией, финансами, рекламой, без которых не может быть достигнут желаемый результат управления. Информационный обмен способствует правильной ориентации деятельности предприятия в микро- и макросреде. Экономическое информационное пространство является организованной на основании определенных принципов совокупностью баз данных и их носителей, воздействующей на процесс принятия субъектами этого пространства экономических решений, которые, в свою очередь, осуществляют обратное воздействие на это же информационное пространство.
Хозяйствующие субъекты, осуществляя экономическую деятельность, публикуют информацию о своих результатах. Тем самым они формируют определенную область экономического пространства, которую можно определить как информационное поле.
Информационное поле предприятия представляет собой взаимодействующие информационные массивы и формируемые существующей организационной структурой управления потоки информации.
По нашему мнению информационное поле предприятия формируется на основании следующих принципов:
- достижение текущих и стратегических целей бизнеса;
- обеспечение потребностей структурных единиц;
- достоверность и полезность менеджерам всех уровней для эффективного осуществления своих должностных обязанностей.
В свою очередь, одним из сегментов информационного поля, генерирующих бухгалтерскую информацию, является учетное информационное поле.
Учетное информационное поле (учетное информационное пространство) выполняет следующие функции:
- информационная поддержка внутренних и внешних пользователей в процессе принятия решений;
- гармонизация процесса управления предприятием;
- оптимизация государственного управления социально-экономическим развитием общества;
- создание условий для эффективного функционирования рыночных механизмов.
Таким образом, учет можно представить как информационную систему предприятия, в которой сплошным методом регистрируются факты хозяйственной деятельности. При этом можно выделить три основных ее компонента, оформившихся под влиянием факторов внешней и внутренней среды в отдельные подсистемы:
- управленческий учет;
- финансовый учет;
- налоговый учет.
Кроме того, действующим законодательством бухгалтерский учет фактически определен как информационная система, функционирование которой в соответствии с определенными правилами обеспечивает информацией различные категории пользователей в необходимом для них аспекте.
Определимся с терминологией. Ван Гиг дает достаточно краткое определение: «Система - совокупность или множество связанных между собой элементов». Советский энциклопедический словарь содержит следующую характеристику: «Система
(от греч. ъу$1ета - целое, составленное из частей; соединение) - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» [2].
Заслуживает внимания определение Акоффа и Эмери: «Система - множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а два любые подмножества этого множества не могут быть независимыми». С точки зрения Л. В. Поповой, учетноаналитическая система - это система, базирующаяся на бухгалтерской информации, включающей оперативные данные и использующей для экономического анализа статистическую, техническую, социальную и другие виды информации. По мнению И. А. Масловой, учетно-аналитическая система -это полностью или частично децентрализованная
система, элементарные системы которой осуществляют собой сбор, обработку и оценку всех видов информации, потребляемой для принятия управленческих решений на микро- и макроуровнях [2].
Сущность учетно-аналитической системы мож-но рассматривать в узком и широком смысле. В пер-вом случае - это учетно-аналитическая система конкретного предприятия, которая зависит не только от структуры системы, но и от специфики деятельности предприятия. Но с другой стороны - это учетно-аналитическая система, которая абстрагируется от предприятия и формирует принципы и методы, универсальные для разных субъектов.
Учетно-аналитическая система и взаимодействующие внутри нее элементы представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Принципиальная схема взаимодействия элементов учетно-аналитической системы [1]
Представленный рисунок указывает на то, что точка А на схеме представляет исходную информационную базу бизнес-системы или хозяйственную деятельность предприятия. Прямая АЕ -учетную составляющую, включающую финансовый, управленческий и налоговый учет. Прямая АС - аналитическую составляющую, представленную компонентами: финансовый анализ, управленческий анализ (контроллинг), налоговый анализ (выделяемый на основании налогового учета). Прямая АВ обеспечивает контрольную функцию: внутренний и внешний аудит. Все составляющие системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Таким образом, учетно-аналитическая система в широком смысле - это система, базирующаяся на бухгалтерской информации, включающая оперативные данные и использующая для экономического анализа статистическую, техническую, социальную и другие виды информации.
В широком плане учетно-аналитическая система представляет собой сбор, обработку и оценку всех видов информации, потребляемой для принятия управленческих решений на микро- и макроуровнях.
По нашему мнению учетно-аналитическая система экономического субъекта должна формироваться на следующих принципах:
- гибкость (должна быть адекватна стратегическим и текущим целям и задачам организации, учитывать особенности бизнес-процессов, оперативно изменяться при их корректировке);
- динамичность (должна быть направлена на процессно-ориентированное управление и развиваться с развитием и совершенствованием управленческих технологий);
- преобладание содержания над формой (информация в системе должна формироваться в соответствии с ее экономическим содержанием, а не только с ее юридической формой);
- преемственность и многократное использование (построение оптимальной модели многократного использования и обеспечение ее превентивности в следующем временном периоде, что в итоге упрощает систему и делает ее эффективной).
Как нам представляется, в основе учетноаналитической системы должны лежать три базовых блока - методический, технический и организационный. Методика построения учетно-аналитической системы включает разработку методологии интеграции различных видов учета; выбор программных и технических средств автоматизации данных; разработку организационных регламентов и процедур по сбору, обработке и интеграции данных.
В современных условиях первый блок ориентирован на четырехуровневую систему регулирования учета и отчетности, которая определена статьей 8 Нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. Которая указывает на то, что в части нормативного регулирования бухгалтерского учета установлена четырехуровневая структура, включающая федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. В соответствии с Новым законом построена структура документов, регулирующих бухгалтерский учет:
1 уровень - федеральные стандарты;
2 уровень - отраслевые стандарты;
3 уровень - рекомендации в области бухгалтерского учета;
4 уровень - стандарты экономического субъекта.
Таким образом, из норм статьи 8 и некоторых иных статей Закона можно сделать вывод, что в деле нормативного регулирования бухгалтерского учета повышается роль федеральных и отраслевых
стандартов. При этом предполагается, что федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению всеми субъектами бухгалтерского учета, в свою очередь, рекомендации в области бухгалтерского учета будут применяться на добровольной основе при условии, что они не будут создавать препятствий для ведения организацией ее деятельности.
В Законе указано, что стандарты экономического субъекта должны разрабатываться и утверждаться на уровне хозяйствующего субъекта, они предназначены для упорядочения бухгалтерского учета на конкретном предприятии, при этом для небольших предприятий таким стандартом может служить учетная политика.
Следует отметить, в обновленном законе о бухгалтерском учете используются не только национальные, но и международные стандарты учета. Но международные стандарты регулируют именно вопросы составления отчетности, а не учета. Международные стандарты можно взять на заметку и использовать в тех случаях, когда, например, спорный вопрос не урегулирован нормами национальных стандартов. Однако, учитывая все разнообразие хозяйственных ситуаций и практических случаев, сложно принять за основу единый шаблон. Системы стандартов бухгалтерского учета часто рассматривают, как попытку установить некие шаблоны, в дискуссиях против них выдвигаются объективные возражения.
В связи с этим необходимо подчеркнуть значимость бухгалтерской учетно-аналитической системы, действующей в рамках конкретного экономического субъекта. Учетно-аналитическая система базируется только на бухгалтерской информации, ее суть заключается в объединении учетных и аналитических операций в один процесс, проведении оперативного микроанализа, обеспечении непрерывности этого процесса и использовании его результатов при выработке рекомендаций для принятия управленческих решений.
П. 2 ст. 1 Закона дает новое определение бухгалтерского учета, в соответствии с которым бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Новое определение ставит акцент на том, что методология учета, то есть те записи на счетах, которые составляет бухгалтер, та классификация учетных объектов, которая предстает перед пользователем в отчетности, те оценки, которые этим объектам вменяются, преобразуя данные первичных документов,
создают новое информационное сообщение. Которое должно быть доброкачественным для использования в управленческих целях.
Действия бухгалтера в рамках учетно-аналитической системы традиционно диктовались нормативными документами. Их требования и сейчас остаются достаточно жесткими. Однако постепенно появляются другие тенденции, где в основу регулирования кладут не прописанные нормы и правила, а профессиональное суждение бухгалтера - добросовестно высказанное мнение о хозяйственной ситуации, полезное, как для ее описания, таки для принятия действенных управленческих решений.
Добросовестное высказывание (суждение) - это мнение, выработанное бухгалтером и основанное на его убеждениях, представлениях и его вере, которое должно быть сформулировано достоверно и добросовестно.
В первом случае речь идет о том, что точность бухгалтерских данных должна быть приемлемой для принятия управленческих решений, а во втором - что убеждения бухгалтера должны быть искренними и никак не ориентированными на выгоду кого-нибудь из участников хозяйственного процесса. Следовательно, достоверность -категория теоретическая, а добросовестность -моральная. Лучшее определение достоверности дает К. Поппер, по его мнению, достоверность редко бывает объективной, обычно это не более чем сильное чувство уверенности, убежденности, хотя и основанное на недостаточном знании».
Под достоверностью следует понимать не абсолютную истину, подразумевающую абсолютную точность, а истину относительную. Речь должна идти о точности, приемлемой для формирования мнения и достаточной для принятия, в случае необходимости, действенного управленческого решения.
Инструкции и стандарты предписывают бухгалтеру формальный порядок записи фактов хозяйственной жизни, а принципы только указывают ориентиры, согласно которым он, опираясь на профессиональное мнение, должен самостоятельно решить, как отразить каждую конкретную ситуацию.
Критерий разрешает и даже обязывает отклоняться не только от инструкций и стандартов, но и от принципов, если они почему-либо не удовлетворяют бухгалтера.
Из приведенных критериев можно сделать следующие выводы:
- истину в бухгалтерском учете нельзя получить, слепо выполняя предписания нормативных документов;
- достоверность учетной информации зависит от добросовестности бухгалтера.
Таким образом, достоверность следует рассматривать как следствие добросовестности.
Качество решений, принимаемых бухгалтером, зависит от его опыта и компетентности. В развитие этой проблемы Новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года установил конкретные требования к лицам, которые могут быть приняты на должность главного бухгалтера (уровень образования, практического опыта и отсутствие судимости).
Новый федеральный закон четко обозначил ранее отсутствовавшие требования, которым должны будут отвечать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета):
- ОАО (за исключением кредитных организаций);
- страховых организаций;
- негосударственных пенсионных фондов;
- акционерных инвестиционных фондов;
- управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
- иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
- органов управления государственных внебюджетных фондов;
- органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.
Таких требований несколько. В соответствии с п. 4 ст. 7 нового ФЗ, главный бухгалтер (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) вышеперечисленных организаций должен:
- иметь высшее профессиональное образование;
- иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Вышеуказанным требованиям также должны соответствовать физические лица, с которыми орга-
низация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (п.6 ст.7 нового ФЗ). Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком РФ (п. 7 ст. 7 нового ФЗ). Бюджетные учреждения не указаны в числе организаций, на которые распространяются нормы о требованиях к главному бухгалтеру. Однако соответствующие ограничения могут быть установлены подзаконными актами (приказами Минфина России или ведомственными и отраслевыми распорядительными документами), принятыми в развитие требований нового Закона о бухгалтерском учете.
Для обеспечения адекватности решений, принимаемых на основе профессионального суждения бухгалтера, новый закон запрещает принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки. Не допускает регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
Кроме того, закон вводит понятия мнимого и притворного объекта бухгалтерского учета:
- под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие место факты хозяйственной жизни);
- под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
В тексте закона прописаны действия при разногласиях между главным бухгалтером и директором. На практике бывают случаи, когда руководитель и главный бухгалтер не имеют единого мнения относительно отражения в бухгалтерском учете той или иной операции. В таких ситуациях главному бухгалтеру придется принять спорные данные к регистрации и накоплению в бухгалтерских регистрах
бухгалтерского учета, но только по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за отраженную или скрытую в результате информацию.
Учитывая все вышеизложенное справедливым будет утверждать, что:
1. Если факт хозяйственной жизни точно подпадает под описание нормативных документов и их требования позволяют бухгалтеру достоверно и добросовестно отразить их в учете, то он должен сделать это.
2. Если факт хозяйственной жизни подпадает под описание нормативных документов, но, по мнению бухгалтера, их требования в данном конкретном случае не позволяют достоверно и добросовестно отразить факты в учете, то он должен принять самостоятельное решение и отразить факты хозяйственной жизни так, как он полагает правильным.
Если факт хозяйственной жизни не может быть описан из-за того, что в нормативных документах подобная ситуация отсутствует, то главный бухгалтер должен отразить этот факт в учете так, как считает нужным, но всегда - достоверно и добросовестно.
Литература
1. Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. М., 2003.
2. Попова Л. В., Маслов Б. Г., Маслова И. А. Основные теоретические принципы построения учетноаналитической системы // Финансовый менеджмент. 2003. № 5.
* * *
COMPONENTS OF REGISTRATION INFORMATION SPACE OF THE ORGANIZATION
Ye. A. Bayeva, A. V. Bayev
In article the concept, formation principles, components and functions of registration information space of economic subjects are considered. The special attention in article is given to the characteristic of a registration and analytical component which is considered as the system providing a normal course of business processes of the enterprise.
Key words: economic information space, information field, registration and analytical system, accounting, professional judgment of the accountant.