Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА'

КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУСНАЯ ПАНДЕМИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЕГИОНА / СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ / МАРКЕТИНГОВО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CORONAVIRUS PANDEMIC / REGIONAL INDUSTRY / STRUCTURAL MODERNIZATION / MODERNIZATION NEEDS / COMPONENTS OF THE STRUCTURAL MODERNIZATION PROGRAM / MARKETING AND COMMUNICATION STABILIZATION PLATFORM / STAGES OF PROGRAM DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Хандамова Эва Фризовна, Губин Виктор Анатольевич

Обозначено влияние коронавирусной пандемии на процессы преобразований в системообразующих сферах экономики регионов. Охарактеризованы компоненты программы структурной модернизации промышленности региона. Введено понятие модернизационной потребности. Предложена этапность разработки и реализации программы модернизационных и реструктуризационных преобразований промышленно-производственной сферы в региональной экономике. Обозначена целесообразность оценки социально-экономической эффективности программы модернизации на основе использования интегрального коэффициента структурной состоятельности модернизационных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Хандамова Эва Фризовна, Губин Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF THE STRUCTURAL MODERNIZATION PROGRAM OF THE REGIONAL INDUSTRY

The impact of the coronavirus pandemic on the transformation processes in the backbone areas of the regional economy is indicated. The components of the structural modernization program of the regional industry are characterized. The concept of modernization needs has been introduced. The stage-by-stage approach to the program of modernization and restructuring transformations of the industrial and production sphere in the regional economy is proposed. The expediency of assessing the socio-economic efficiency of the modernization program based on the integral coefficient of the structural consistency of modernization transformations is indicated.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 9 • Сентябрь 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

компоненты программы структурной модернизации промышленности региона

Щепакин М.Б. 1, Хандамова Э.Ф. 1, Губин В.А. 1

1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

аннотация:

Обозначено влияние коронавирусной пандемии на процессы преобразований в системообразующих сферах экономики регионов. Охарактеризованы компоненты программы структурной модернизации промышленности региона. Введено понятие модернизационной потребности. Предложена этапность разработки и реализации программы модернизационных и реструктуризационных преобразований про-мышленно-производственной сферы в региональной экономике. Обозначена целесообразность оценки социально-экономической эффективности программы модернизации на основе использования интегрального коэффициента структурной состоятельности модернизационных преобразований. ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 19-410-230016 р_а.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коронавирусная пандемия, промышленность региона, структурная модернизация, модернизационная потребность, компоненты программы структурной модернизации, маркетингово-коммуникационная стабилизационная площадка, этапы разработки программы, социально-экономическая эффективность

Components of the structural modernization program of the regional industry

Shchepakin M.B. 1, Khandamova E.F. 1, Gubin V.A. 1

1 Kuban State University of Technology, Russia

введение

В мировой экономике происходят масштабные и необратимые перемены, проявляющие свой непредсказуемый характер и выявляющие целый пласт проблем во взаимоотношениях между государствами, между государством и бизнесом, между государством и регионами, между субъектами предпринимательской сферы, а также между работниками и работодателями. Обострение этих проблем вызвано пандемией коронавируса, заявившей о себе как о значимой силе, изменяющей политические и экономические связи между разноуровневыми участниками социально-экономического пространства, нарушающей традиционные процессы рыночных отношений и бросающей вызов

логике построения саморазвивающихся систем. Потеря ведущими государствами мира своих лидирующих позиций обнажила «размытость» механизмов адаптации национальных хозяйств к обозначаемым ранее ориентирам и понятным форматам функционирования и развития бизнеса. По-новому оценивается деятельность регулирующих и управляющих органов в контексте необходимости разработки и реализации программ структурных и иных модернизаций в условиях стремления крупного бизнеса сохранить свои доходы и свои привилегии в изменяющемся мире. Национальная экономика России встала перед выбором нового вектора в обретении необходимого системного качества, способного позволить ей выйти в группу лидеров опережающего развития.

Российский рынок, ощутивший на себе сильный удар пандемии, потребовал поиска новых инструментов и решений, которые могут наполнить систему рыночных отношений на всех уровнях взаимодействий и во всех звеньях ключевых отраслевых комплексов новым содержанием, позволяющим обрести новые свойства и характеристики и укрепить посыл на устойчивый экономический рост, невзирая на разрушающее действие неблагоприятных внешних факторов. Исследования различных компаний позволили обозначить разные точки зрения в отношении влияния коронавируса на экономику России и других стран и те процессы, которые трансформируют не лучшим образом рынок труда [28] (Drobot, 2020). Так, исследования GFK показывают, что

abstract:_

The impact of the coronavirus pandemic on the transformation processes in the backbone areas of the regional economy is indicated. The components of the structural modernization program of the regional industry are characterized. The concept of modernization needs has been introduced. The stage-by-stage approach to the program of modernization and restructuring transformations of the industrial and production sphere in the regional economy is proposed. The expediency of assessing the socio-economic efficiency of the modernization program based on the integral coefficient of the structural consistency of modernization transformations is indicated.

ACKNOWLEDGMENTS. The article was prepared with the financial support of the RFBR and the Administration of Krasnodar Krai in the framework of the scientific project No. 19-410-230016 р_а.

keywords: coronavirus pandemic, regional industry, structural modernization, modernization needs, components of the structural modernization program, marketing and communication stabilization platform, stages of program development, socio-economic efficiency

JEL Classification: R11, R12, R13 Received: 30.08.2020 / published: 30.09.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Shchepakin M.B. (shchepakin0mai1.ru)

citation:_

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Gubin V.A. (2020) Komponenty programmy strukturnoy modern-izatsii promyshlennosti regiona [Components of the structural modernization program of the regional industry]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (9). - 2319-2338. doi: 10.18334/epp.10.9.110819

доля пострадавших от кризиса россиян существенно больше, чем сегмент устойчивых к кризису (доля пострадавших - 32%, а устойчивых - 14%). Kelly Services выявила, что 70% руководителей среднего и высшего звена отмечают сокращение найма персонала, хотя эта картина неоднозначная. Наибольшее количество компаний, увеличивших набор сотрудников, зафиксировано в Ростове-на-Дону (14%), в Краснодаре (12%), в Москве (7%). Важным является то, что уверенность бизнеса в силе корпоративной репутации обрушилась по всему миру, что означает изменение его отношения к роли государства и власти при появлении сложных рыночных ситуаций, требующих наращивания усилий для сохранения ключевых системообразующих сфер на фоне коренной перестройки рынков и модернизации бизнес-процессов. Бизнес по-разному видит свое участие в нормализации потерянных позиций. И в соответствии с этим, например, прогнозируется увеличение расходов на корпоративные блокчейн-проекты на 60%, что связано с невозможностью возврата к «старой нормальности» [1]. С другой стороны, ухудшение социально-экономической обстановки в стране сказывается на изменении поведения бизнеса, стремящегося, например, уменьшить налогообложение получаемых дивидендов, размещая их за рубежом, а не вкладывая в развитие национальной экономики. Такая возможность пока есть. И ею пользуются непатриотичные держатели крупных капиталов, поскольку могут уменьшать налог на вывозимые денежные средства до 5-10% в сравнении с налогом в РФ в 15% [2, с. 23] (Katasonov, 2020, р. 23). В 2018 г. на Кипр из России «утекло» 1,4 трлн руб., а в 2019 г. - 1,9 трлн руб. Это означает, что казна недополучила 138 млрд руб. и 188 млрд руб. соответственно [3, с. 19]. Это те деньги, которые «ушли» из экономики страны и экономики регионов, «ушли», не оставляя надежды на то, что они могут быть возвращены и вовлечены в процессы инвестирования модернизационных изменений в ключевых отраслях промышленной сферы России и сопряженных с ней видах деятельности. Нужно понять, что созерцание со стороны за действиями крупного бизнеса не должно превратиться в орудие пассивного присутствия государства и власти в системе изменяющихся рыночных отношений. Речь идет не о подмене деловой активности бизнеса регулирующими воздействиям, а речь идет о поддержке и заботе со стороны государства за развитием

об авторах:_

Щепакин Михаил Борисович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и бизнес-коммуникаций (shchepakin0mai1.ru)

Хандамова Эва Фризовна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций ^wa-h^yanCexTu)

Губин Виктор Анатольевич, доктор экономических наук, с.н.с., доцент, профессор кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций (C_vag0mai1.ru)

цитировать статью:_

Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Компоненты программы структурной модернизации промышленности региона // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 9. - С. 2319-2338. Coi: 10.18334/epp.10.9.110819

бизнеса и повышением социального и материального благополучия работающих. Нужно объединять усилия для поддержки социального, экономического и экологического благополучия, видоизменяя отрасли, модернизируя структуру промышленности, внося нужные инновации в ключевые звенья на основе необходимых преобразований (структурных, технологических, коммуникационных, маркетинговых и иных) [4] (Shchepakin, 2020). Таких преобразований, которые делают экономику отраслей регионов динамичной и гибкой к вызовам изменяющегося рынка. Чтобы изменить ситуацию в региональной экономике в нужном для общества, бизнеса и работающих направлении, следует формировать программы структурной модернизации промышленности в регионах [5] (Shchepakin, Gubin, Khandamova, 2020), четко обозначая их содержательные компоненты и взаимосвязи между ними, которые определяют характер возможных преобразований и перспективы создания предпосылок для устойчивого экономического роста на основе обретения промышленностью желаемого уровня структурной состоятельности.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что требуется взаимоувязка определяющих факторов при выявлении и обозначении ключевых компонентов программы структурной модернизации промышленности региона. На основе содержательного наполнения взаимосвязей между обозначаемыми по результатам исследования компонентами создаются необходимые условия для разработки и воплощения научно-методического сопровождения программы модернизационных структурных преобразований и подкрепления его механизмами воплощения принимаемых программ в разных отраслевых сегментах и промышленно-производственной сфере региона в целом. Разрабатываемая программа модернизации промышленной сферы в регионе позволит ослабить нарастающие противоречия, разногласия и конфликты, создаст условия для активизации предпринимательской активности бизнеса, повышения мотивации и коммуникационной проницаемости взаимодействующих сторон на построение сбалансированных интегративных маркетингово-коммуникационных полей в регионах.

Цель исследования предполагает: а) выявление состава и обоснование взаимосвязи различных компонентов программы структурной модернизации промышленности региона; б) формирование этапности разработки и реализации программы модерни-зационных и реструктуризационных преобразований промышленно-производствен-ной сферы в региональной экономике в неблагоприятных условиях коронавирусной пандемии на базе создаваемой динамичной к влиянию изменяющихся внешних и внутренних факторов маркетингово-коммуникационной стабилизационной площадки, ориентирующей развитие территорий на достижение устойчивого роста экономики региона при балансе интересов всех участников взаимодействий.

Методы исследования: методы категориального анализа, обобщения, сравнения; гипотетико-дедуктивный метод; статистический и экономический анализ; системное описание процессов и явлений; экспертных оценок.

компоненты программы структурной модернизации

Важным средством регионального управления, обеспечивающим эффективное использование программно-целевых методов управления экономическими процессами, является разработка и реализация программы структурной модернизации промышленности региона [6, 7] (Rayzberg, 2016; Ivanter, 2016). Ядро этой программы образует комплекс текущих и перспективных модернизационных мероприятий (заданий), дифференцированных по следующим признакам: а) по формам; б) по объектам; в) по горизонтам модернизационных воздействий: г) по смыслам воздействий (рис. 1). При определении состава этих мероприятий в качестве исходного показателя предлагается рассматривать рассчитываемый по каждому предприятию каждой отрасли промышленности региона интегральный показатель модернизационной состоятельности субъекта.

Рассматриваемый показатель характеризует модернизационную потребность предприятия, под которой предлагается понимать внутреннее состояние хозяйствующего субъекта, проявляющееся через готовность каждого из компонентов его потенциала к эффективному функционированию и развитию в условиях применения новых правил и норм предпринимательства, определяемых факторами внешней и внутренней среды. В этом плане модернизационная состоятельность предприятия (как средство удовлетворения его модернизационной потребности) может быть охарактеризована как показатель, идентифицирующий деятельность предприятия по изменению состояния составляющих его внутреннего потенциала. Это деятельность, направленная на повышение его конкурентоспособности (в разрезе определяющих ее компонентов: продуктового, бизнес-моделирующего на основе предпринимательской идеи, технико-технологического, производственного, ресурсонаполняющего, логистического, маркетингового, коммуникационного, поведенческого, организационно-управленческого) на разных уровнях ее формирования (региональном, национальном, международном). Конкурентоспособность предприятия в разрезе указанных составляющих должна обеспечиваться за счет реализации инновационной способности субъектов бизнеса и его персонала при поддержке и активном участии органов власти разных уровней (региональной, федеральной, местной) путем ведения переговорных процессов инициатора преобразований с заинтересованными участниками реализации модернизационных мероприятий (заданий) на основе достижения консенсуса между ними в отношении использования и вовлечения необходимых ресурсов и сбалансированного распределения потенциально прогнозируемых благ (выгод). Набор внутренних потенциалов предприятия и характер их состояния для каждого временного горизонта функционирования субъекта будет формировать его способность к тому или иному этапу реализации модернизационных преобразований (выживанию, стабилизации или опережающему развитию).

Рисунок 1. Компоненты программы структурной модернизации промышленности региона

Источиик: составлево авторами.

Структурная состоятельность отраслевого комплекса определяется суммарной модернизационной состоятельностью его субъектов, интегрирующих его «потенциальный модернизационный образ» в контексте возможностей (ресурсных, мотива-ционных, маркетинговых, коммуникационных и иных) для участия в намечаемых программных преобразованиях в регионе. Следует отметить недостаточную результативность применяемых модернизационных мер на уровне регионального управления и федерального регулирования из-за низкой коммуникативной модальности воздействий на участников отношений [8] (Shchepakin, Khandamova, Gubin, 2020). Если региональными структурами управления не обозначается маркетинговый фронтир [9] (Shchepakin, Khandamova, Bzhennikova, Tolmacheva, Bazhenov, 2018) в программах модернизационных преобразований и стратегического развития отраслей и комплексов, тогда «размывается» понимание того, как могут достигаться конкурентные преимущества отраслевых звеньев региональной экономики и как должна формироваться инновационная маркетингово-коммуникационная платформа [10] (Khandamova, Shchepakin, Rodin, Gubin, 2019).

Базовая значимость интегрального показателя (коэффициента) структурной состоятельности при формировании программы структурной модернизации проявляется и в отношении укрепления социально-экономического вектора развития региона и создания предпосылок для наращивания экономического роста. Она состоит в том, что:

а) значение данного показателя предопределяет решение органов регионального управления (при согласии или поддержке органов власти федерального уровня) о включении тех или иных модернизационных заданий в соответствующий блок программы. Решение может приниматься по условию выполнения задаваемого критериального соотношения: чем ниже величина показателя структурной состоятельности преобразований промышленности, тем выше модернизационная потребность в изменениях в тех или иных сферах деятельности. Требуется наращивание потенциалов в разрезе их анализируемых составляющих и выбор соответствующих мер для осуществления значимых модернизационных инноваций в перспективных отраслях экономики для обеспечения повышения конкурентоспособности промышленности региона.

Существует прямая зависимость структурной состоятельности модернизацион-ных преобразований от потенциала мотивационной проницаемости бизнеса и власти региона в отношении осуществления активных действий по вовлечению необходимых ресурсов (из внутренних источников или с привлечением внешних инвесторов разного происхождения - государственных, государственно-частных, личных) в инновационно-технологические и иные преобразования. На этапе текущего состояния экономики регионов средневзвешенная мотивационная проницаемость бизнеса к модернизационным изменениям в производственной сфере не превышает 30% (определяется это существенным риском потери бизнеса в условиях неопределенности рыночного состояния и негативного влияния коронавирусной пандемии);

б) динамика изменения интегрального показателя структурной состоятельности отрасли (комплекса) и промышленности региона в целом позволяет судить о результативности программы структурной модернизации (положительная динамика указанного изменения свидетельствует о том, что модернизационные цели достигнуты).

Мониторинг изменений потенциалов в разрезе отраслевых комплексов позволяет определять слабые звенья и принимать решения о целесообразности тех или иных управляющих воздействий (на субъектном и региональном уровнях) для создания резервов экономического роста и формирования предпосылок для приращения социального благополучия в регионе.

Показатель модернизационной состоятельности предприятия носит интегральный характер и рассчитывается на уровне конкретного предприятия как средневзвешенная величина по совокупности компонентов, формирующих его потенциал. При этом с позиции маркетинговой направленности структурной модернизации промышленности региона представляется целесообразным применить расширенную трактовку потенциала предприятия, включив в него наряду с традиционными с позиции науки управления компонентами и другие составляющие. В состав этих потенциалов могут входить следующие компоненты: технико-технологический, производственный, финансово-инвестиционный, кадровый, пространственный, маркетинговый, организационно-управленческий, инновационный, локализационный, коммуникационный, мотиваци-онно-поведенческий. Могут быть выявлены и другие компоненты потенциала, которые, по мнению экспертов, могут в той или иной мере влиять на состояние внутренней среды бизнеса и на его активность в реализации изменений разного характера.

В компоненты программы структурной модернизации промышленности региона должны входить: цель программы, задачи программы, программно-целевые инструменты, мероприятия (задания) программы, внешние и внутренние участники программы, целевые индикаторы и показатели программы, сроки реализации программы, ожидаемая результативность (рис. 1).

Коммуникационная проницаемость участников программы (внешних и внутренних) на структурные модернизационные преобразования в экономике региона (и в частности, в промышленности) формирует маркетингово-поведенческую сбалансированность их коммуникаций, обеспечивая достижение устойчивого равновесия взаимодействующих сторон на основе создания и развития маркетингово-коммуни-кационной стабилизационной площадки. Она является «продуктом» совместных усилий многих участников отношений (бизнес-среды, органов власти разных уровней, человекоцентричного ресурса отраслевых комплексов [11] (Shchepakin, Krivosheeva, 2015)), заинтересованных в модернизационных преобразованиях. Выбор региональных приоритетов инвестирования в те или иные проекты «должен исходить из задач обеспечения экономического роста в кратко- и среднесрочной перспективе и учитывать особенности конкретных территорий» [12, с. 7; 13] (Ivanter, Govtvan, Gusev et al., 2018, р. 7; Shchepakin, Gubin, Marinchenko, Ignatov, 2018).

Необходимо продолжить развитие регионов, которые обеспечивают геополитические и национальные стратегические приоритеты России [29] (Shchepakin, Gubin, 2019). К таким регионам относятся Дальний Восток, Северный Кавказ, Калининградская область, Арктика, а также Крым. Развитие регионов необходимо продолжить в рамках уже принятых госпрограмм. Но эти госпрограммы, как правило, нуждаются в качественной переработке и устойчивом финансировании.

По мнению ведущих ученых ИПН РАН, в России имеются базовые факторы роста, а значимые ресурсные ограничения отсутствуют [12, с. 4] (Ivanter, Govtvan, Gusev et al., 2018, р. 4). Необходимо реализовывать прагматический подход к разработке денежно-финансовой, бюджетно-налоговой политики, политики институциональных и инфраструктурных преобразований и обеспечить «их эффективное включение в единый контур стратегии развития, нацеленной на экономический рост и структурно-технологическую модернизацию экономики» [14] (Ivanter et al., 2016). Но нужны показатели, которые позволят оценивать усилия по реализации модернизационных мер. И в этих показателях значимое место отводится оценке научно-технологического потенциала и оценке влияния социально-экономических факторов на его уровень в регионе [15, 16] (Gulin et al., 2017; Shchepakin, 2019). _

Следует отметить, что необходимо количественное оценивание перспектив модернизации производственных систем промышленности [17] (Salnikova, 2014), используя для этого анализ и квантифицирование (от лат. quantum - сколько, и facio - делаю; сведение качеств к количествам; измерение качественных признаков) готовности субъектов к осуществлению инновационных преобразований и реализации различных по характеру модернизационных мер. Можно утверждать, что условием успешной модернизации промышленности (и ее составляющих) является ее системность [18] (Shchepakin, Khandamova, Gubin, 2020). Необходимо замещать отдельные модер-низационные проекты модернизационными процессами разного характера (структурного, технико-технологического, организационно-управленческого и др.). То есть такими процессами, которые стабильно повторяются, воспроизводятся и эволю-ционно изменяют состояние объектов модернизации. То есть модернизацию предприятия как заявляемую им модернизационную потребность следует рассматривать как «совокупность модернизационных процессных систем, органично включаемых во внутреннюю структуру предприятия и направленных на обеспечение внутренней целостности предприятий в восприимчивости к любым формам инноваций...» [17; 19, с. 110] (Salnikova, 2014; Pogorelova, 2019). Логика модернизационных процессов состоит в перманентной повторяемости инновационных процессов, реализуемых в производственных системах, предусматривающих мониторинг происходящих изменений (качественных и количественных). Нами разделяется позиция Г.Б. Клейнера о том, что для успешного развития экономики регионов необходимо вместо локальных инновационных проектов осуществлять перманентные инновационные процессы в составляющих производственных систем [20] (Kleyner, 2011).

В состав компонентов программы структурной модернизации наряду с собственно модернизационными мероприятиями могут входить программно-целевые инструменты в форме государственных заданий, дорожных карт, карт проектов, реестров расходных обязательств, инструментов оценки эффективности бюджетных расходов, регламентов государственного аудита эффективности и мониторинга менеджмента качества [21] (Sokolova, Evstafeva, Terenteva, 2013). Разработка программы структурной модернизации промышленности в регионе должна осуществляться в соответствии с обоснованно осуществляемыми этапами.

Этапы разработки и реализации программы модернизационных преобразований промышленно-производственной сферы в регионе

Предлагаемая нами последовательность выстраиваемых взаимосвязей между этапами разработки программы определяет логику наполнения конкретным содержанием каждого из этапов в представленной ниже модели (рис. 2). Теоретический этап предусматривает выявление точек зрения разных научных школ в отношении реструктуризационных и модернизационных процессов, реализующих установки на выявление источников и резервов экономического роста [22] (Shchepakin, Gubin, Khandamova, 2020). Понятийный этап разработки программы позволяет расширить представления об экономической природе процессов и явлений в области управления модернизационными преобразованиями в системообразующих отраслях экономики региона [23] (Shchepakin, 2020). Методологический этап предполагает формирование концепции модернизации и реструктуризации промышленно-производственной сферы региональной экономики (МиР ППС). Важным на этом этапе является выбор методов познания о способах преобразований и их систематизация в рамках поставленных задач преобразований. На этом этапе формируется совокупность приемов и способов организации практической деятельности по реализации программы модернизации.

Коммуникационный этап предусматривает выявление и установление потенциальных участников взаимодействия, которые мотивированы на инновационные изменения в отраслях их активной предпринимательской и иной деятельности. На этом этапе выявляется мотивационная проницаемость участников отношений, включаемых в процесс разработки и реализации программы модернизации в регионе. Выявляется мотивационная достаточность субъектов отношений, позволяющая очертить круг заинтересованных лиц и предпринимательских структур в модернизационных инновациях разной направленности. Кроме того, выявляется коммуникационная проницаемость участников отношений, вовлекаемых в инновационные преобразования на уровне отдельных звеньев бизнес-структур, предприятий и отраслей. Выявляется коммуникационная достаточность для установления между заинтересованными рыночными агентами рациональных взаимодействий, выстраиваемых на ресурсно-поведенческой компенсаторности в видоизменяемых цепочках создания стоимостей.

Мотивационный этап предполагает формирование интегрированного вектора мотиваций участников рынка по фактору комплементарности интересов и выгод взаимодействующих сторон. Должен достигаться необходимый уровень мотивационной емкости заинтересованных участников в построении интегративного маркетингово-коммуникационного поля (ИМКП) и устанавливаться уровень маркетингового поведенческого оптимизма [24, с. 206-210] (Shchepakin et al., 2020, р. 206-210) в отношении возможных конструктивных (рациональных) изменений.

Маркетингово-поведенческий этап предусматривает разработку моделей маркетингового поведения субъектов на основе установления приоритетов развития экономики региона и выбора рациональной конкурентной стратегии тех или иных отраслевых комплексов промышленной сферы, когда в необходимом объеме включается спящий маркетинг [25] (Shchepakin, Khandamova, Bzhennikova, Bezuglyy, 2018), расширяющий круг возможных участников преобразований. Ресурсообеспечивающий этап позволяет выявлять объемы и качество необходимых для модернизации ресурсов, ориентированных на реинжиниринг бизнес-процессов на основе инноваций разного характера (производственно-технологических, организационных, маркетинговых, коммуникационных, поведенческих и иных) [26] (Shchepakin, 2020).

Коммуникационный, мотивационный, маркетингово-поведенческий и ресурсоо-беспечивающий этапы должны формироваться и реализовываться в интегративном маркетингово-коммуникационном поле региона, которое является динамичным и изменчивым под воздействием внешних и внутренних факторов, оказывающих свое благоприятное или негативное воздействие (в частности, наиболее отчетливо проявляемое в условиях коронавирусной пандемии). На это поле существенное влияние оказывает государственное регулирование во всех составляющих воздействий (нормативно-правовых, финансово-кредитных, организационно-управленческих и иных), выстраиваемое в условиях пандемии с учетом требований развития цифровой экономики [27] (Smotritskaya, 2018). Установление ресурсообеспеченности модер-низационных преобразований в субъектном и отраслевом разрезах требует прямых и обратных связей, устанавливаемых между участниками отношений, с одной стороны, при формировании субъектных модуляционных воздействий, а с другой, - при выработке управляющих воздействий на региональном и муниципальном уровнях. Ресурсообеспеченность модернизации предполагает включение ресурсного декомпен-сатора в разных составляющих реинжиниринга бизнес-процессов, а также использование механизма маркетинговых инъекций, изменяющих характер и качество реализуемых преобразований в разных точках цепочек создания стоимости.

Адаптационный этап реализуется посубъектно разноотраслевыми рыночными агентами (стейкхолдерами), заинтересованными и причастными к изменениям в различных проектах, формируемых отраслевыми звеньями в региональной экономике под влиянием интересов органов власти. Организационно-управленческий этап заключается в разработке управленческих воздействий со стороны государства, органов

Примечания: 1 - государственное регулирование; 2 - субъектные модуляционные воздействия; 3 - упривляющие воздействия регионального уровня; 4 - оциночный импульс; ИМКП -интегративное маркетингово-коммуникацио нное поле в регионе; МиР ППС - модернизация и реструктуризация промышленно-производственной сферы

Рисунок 2. Этапы разработки и реализации программы модернизационных и реструктуризацион-ных преобразований промышленно-производственной сферы

в региональной экономике Источник: составлено авторами.

регионального управления по аккумулированию интересов разноотраслевых субъектов на осуществление структурной и иной модернизации в системообразующих сферах экономики региона.

Программный этап предполагает завершение формирования программы (МиР ППС) в региональной экономике. На содержание программы будет влиять набор ключевых игроков преобразований, являющихся стейкхолдерами, обозначающими себя на всех этапах разработки модернизационной программы. В ней устанавливается объем необходимых и привлекаемых со стороны ресурсов и обозначаются условия их использования и восполнения. Методический этап включает формирование методического сопровождения разработки и реализации программы МиР ППС на основе индикативных показателей развития отдельных отраслей экономики региона. Оценочный этап предусматривает расчет интегративного показателя оценки эффективности составляющих программы и интегрального коэффициента структурной состоятельности (KUP) модернизационных преобразований в промышленности региона (в частности, Краснодарского края). Корректирующий этап предполагает изменение составляющих модернизационных преобразований в разрезе субъектов региональной экономики, ориентированных на вовлечение и использование ресурсных потенциалов разных участников отношений, меняющихся в ходе преобразований и усиления влияния факторов внутреннего и внешнего порядка.

На итоговом этапе проводится оценка социально-экономической эффективности программы модернизации и реструктуризации промышленно-производственной сферы в экономике региона и выявляются возможности для внесения корректив в программу модернизации в соответствии с меняющимися приоритетами, задачами, возможностями и ресурсами. Оценочный импульс поступает от программы МиР ППС, уточняющей результативность принимаемых к реализации мер по инновационному преобразованию промышленной сферы экономики региона.

Краснодарский край выстраивает новый пакет антикризисных мер для активизации бизнеса, ощутившего на себе серьезное давление коронавирусной пандемии. Губернатор края Вениамин Кондратьев отмечает, что формируется система развития промышленно-производственной сферы региона, в рамках которой предусматривается снятие инфраструктурных ограничений по реализуемым инвестиционным проектам. До конца 2024 г. предусматривается увеличение инвестиционных вложений на уровне 15,9 млрд руб., в том числе в следующем году будет на эти цели израсходовано 2,6 млрд руб. [30, с. 4] (Kondratev, 2020, р. 4). Вместе с тем следует отметить, что принимаемые меры должны предусматривать структурные модернизационные преобразования в промышленной сфере экономики региона, ориентируясь, прежде всего, на имеющийся совокупный потенциал в обеспечении экономического роста и укрепления социального благополучия граждан. Федеральный центр должен включаться в процесс поддержки модернизационных программ, разрабатываемых в регионах, исходя из необходимости укрепления конкурентоспособности системообразующих отраслей отдельных территорий и национальной экономики в целом.

Заключение

1. Пандемия коронавируса серьезным образом повлияла на маркетинговое и иное поведение субъектов предпринимательства и органов власти разных уровней, поставив их перед необходимостью решения проблемы инновационного технико-технологического и иного обновления промышленной сферы в границах региональных образований с учетом «новой нормальности». Пандемия коронавируса обострила те противоречия и разногласия, которые накапливались на протяжении многих лет рыночных преобразований. Не были сформированы (ни бизнесом, ни властью, ни обществом) необходимые условия для повышения мотиваций субъектов предпринимательства на осуществление перманентных модернизационных изменений на основе инноваций во всех составляющих выстраиваемых им потребительских цепочек. Сосредоточив усилия на накоплении капитала и захвате собственности в ресурсо-производящих сферах, бизнес и структуры власти разных уровней оставили без внимания проблемы низкой мотивации работников на высокопроизводительный труд и творческую самоотдачу во благо социального и экономического роста. А без единения мотиваций ключевых участников рыночных отношений на создание нужных обществу ценностей (в том числе потребительских стоимостей) на консенсуальной основе (по получаемым выгодам и благам) рассчитывать на позитивные инновационные преобразования в системообразующих сферах экономики не приходится.

2. Разработана модель структуры программы модернизации промышленности в регионе, в рамках которой обозначены взаимосвязи компонентов, определяющих содержательное наполнение такой программы в контексте необходимости активизации деятельности бизнес-структур, органов региональной власти и работающих в интересах обеспечения устойчивого равновесия субъектов в их коммуникационном взаимодействии посредством повышения их маркетингово-поведенческой сбалансированности и структурной состоятельности преобразований.

3. Предложена этапность разработки и реализации программы модернизационных и реструктуризационных преобразований промышленно-производственной сферы в региональной экономике, определяющая взаимосвязь и взаимообусловленность различных компонентов программы, реализация которой позволяет рассчитывать на повышение социально-экономической эффективности разрабатываемых мер и создание предпосылок для устойчивого экономического роста в регионе. Структурная состоятельность модернизационных преобразований в промышленно-производствен-ной сфере становится критерием возможностей регионов на обеспечение экономического роста и повышение социального благосостояния их граждан.

ИСТОЧНИКИ:

1. Влияние коронавируса COVID-19 на экономику стран мира. Сайт Tadviser.ru.

[Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%

D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%92%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D

0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D 0%B8%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0_COVID-19 (дата обращения: 13.08.2020).

2. Катасонов В. Сколько денег утекает в оффшоры? // Аргументы и факты. - 2020. -№ 33. - С. 23.

3. Деофшоризация по-нашему // Версия. - 2020. - № 30(754). - С. 19.

4. Щепакин М.Б. Модернизационная составляющая экономики региона в обеспечении экономического роста и инновационного развития // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - № 1. - с. 249-276. - doi: 10.18334/vinec.10.1.41418.

5. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. К разработке программы структурной модернизации промышленности региона // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 8. - doi: 10.18334/epp.10.8.110728.

6. Райзберг Б. А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой / монография. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 268 с.

7. Ивантер В.В. Стратегия перехода к экономическому росту // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 1. - С. 3-7.

8. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Управление экономическим ростом агропромышленного комплекса в регионе в условиях нестабильной экономики // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 2020. - № 2-3. -с. 108-114. - doi: 10.26297/0579-3009.2020.2-3.28.

9. Shchepakin M., Khandamova E., Bzhennikova J., Tolmacheva O., Bazhenov Yu. The Impact of Supply Chain Management on Marketing Frontiers in Competitive Business Building // International Journal of Supply Chain Management. - 2018. - № 7(5). -p. 865-876.

10. Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Rodin A.V., Gubin V.A. Structural Industry Modernization as a Factor of Innovative Development of a Region's Economy // Advances in Economics, Business and Management Research: 5th International Conference on Economics, Management, Law and Education (EMLE 2019). - Krasnodar, 2019. - P. 109114.

11. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Модель активизации человекоцентричного ресурса в условиях маркетинговой адаптации предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2015. - № 1(211). - C. 205-213.

12. Ивантер В.В., Говтвань О.Д., Гусев М.С. и др. Система мер по восстановлению экономического роста в России // Проблемы прогнозирования. - 2018. - № 1(166). -c. 3-9.

13. Щепакин М.Б., Губин В.А., Маринченко М.А,, Игнатов А.А. Приоритетные бизнес-коммуникации в условиях неявной угрозы экономической безопасности предприятия // Научные труды КубГТУ. - 2018. - № 6. - c. 90-102.

14. Ивантер B.B. и др. Восстановление экономического роста в России. - М.: ИНП РАН, 2016. - 32 p.

15. Гулин К.А. и др. Проблемы и направления развития научно-технологического потенциала территорий / монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2017. - 123 с.

16. Щепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта в условиях выбора им социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 2. - с. 101-120. - doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120.

17. Сальникова Ю.К. Методологический подход к оценке потенциала модернизации предприятия // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2014. - № 6. - C. 73-86.

18. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Маркетинговое управление нестабильным предприятием при реализации модернизационных преобразований // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 1. - с. 11-36. - doi: 10.18334/ epp.9.4.41322.

19. Погорелова Л.А. Формирование непрерывных инновационных процессов на предприятиях в условиях становления цифровой экономики. / дисс.... канд. экон. наук: 08.00.05. - Южно-Российский гос. политех. ун-т им. М.И. Платова. - М., 2019. -176 с.

20. Клейнер Г.Б. Системная организация экономики и проблемы распространения инноваций // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2011. - № 3. - с. 26-36.

21. Соколова Л.Г., Евстафьева Е.Ю., Терентьева Н.Ю. Региональные аспекты программно-целевого управления. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2013. - 238 с.

22. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Структурная модернизация промышленности региона: подходы, приоритеты, механизмы. / монография; под ред. проф. М.Б. Щепакина. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2020. - 234 с.

23. Щепакин М.Б. Управление структурной модернизацией промышленности в региональной экономике в условиях ее инновационного развития // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 2. - с. 411-434. - doi: 10.18334/epp.10.2.41470.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Щепакин М.Б. и др. Организационно-экономические и маркетинговые инструменты повышения эффективности коммуникационного взаимодействия субъектов предпринимательства. / монография; Под ред. проф. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2020. - 342 с.

25. Щепакин М.Б.,Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г., Безуглый Е.Н. Активизация спящего маркетинга на предприятиях на основе инновационных преобразований разного характера // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1. - с. 1149-1158.

26. Щепакин М.Б. Ресурсно-интеграционный подход к разработке программы модернизации промышленности региона // Экономические отношения. - 2020. - № 1. -с.257-278. - doi: 10.18334/eo.10.1.41399.

27. Смотрицкая И.И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. - № 4. - с. 60-72. - doi: 10.24411/2071-6435-2018-10037.

28. Дробот Е.В. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда США // Экономика труда. - 2020. - № 7. - doi: 10.18334/et.7.7.110715.

29. Щепакин М.Б., Губин В.А. Приоритеты реструктуризации промышленности Краснодарского края и факторы, определяющие ее эффективность //

Экономические отношения. - 2019. - № 3. - с. 1711-1734. - doi: 10.18334/eo.9.3.41033.

30. Кондратьев В. Инновации - в дело // Аргументы и факты. Кубань. - 2020. - № 31. - C. 4.

REFERENCES:

Deofshorizatsiyapo-nashemu [Deoffshorization in our way]. (2020). Versiya. (30(754)). 19. (in Russian).

Drobot E.V. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na rynok truda SShA [The impact of the pandemic COVID-19 on the US labour market]. Russian Journal of Labor Economics. (7). (in Russian). doi: 10.18334/et.7.7.110715.

Gulin K.A. i dr. (2017). Problemy i napravleniya razvitiya nauchno-tekhnologicheskogo potentsiala territoriy [Problems and directions of development of scientific and technological potential of territories] (in Russian).

Ivanter B.V. i dr. (2016). Vosstanovlenie ekonomicheskogo rosta v Rossii

Ivanter V.V. (2016). Strategiyaperekhoda k ekonomicheskomu rostu [Strategy of transition to economic growth]. Problems of forecasting. (1). 3-7. (in Russian).

Ivanter V.V., Govtvan O.D., Gusev M.S. i dr. (2018). Sistema mer po vosstanovleniyu ekonomicheskogo rosta v Rossii [System of measures to recovery of economic growth in Russia]. Problems of forecasting. (1(166)). 3-9. (in Russian).

Katasonov V. (2020). Skolko deneg utekaet v offshory? [How much money is flowing offshore?]. Argumenty ifakty. (33). 23. (in Russian).

Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Rodin A.V., Gubin V.A. (2019). Structural Industry Modernization as a Factor of Innovative Development of a Region's Economy Advances in Economics, Business and Management Research. 109-114.

Kleyner G.B. (2011). Sistemnaya organizatsiya ekonomiki i problemy rasprostraneniya innovatsiy [System organization of the economy and problems of spreading innovations]. Vestnik Universiteta. (3). 26-36. (in Russian).

Kondratev V. (2020). Innovatsii - v delo [Innovations on board]. Argumenty i fakty. Kuban. (31). 4. (in Russian).

Pogorelova L.A. (2019). Formirovanie nepreryvnyh innovatsionnyh protsessov na pred-priyatiyakh v usloviyakh stanovleniya tsifrovoy ekonomiki [Development of continuous innovation processes at enterprises in the context of the digital economy] (in Russian).

Rayzberg B. A. (2016). Tselevye programmy v sisteme gosudarstvennogo upravleniya ekonomikoy [Target programs in the system of state economic management] (in Russian).

Salnikova Yu.K. (2014). Metodologicheskiy podkhod k otsenke potentsiala modernizat-sii predpriyatiya [Methodological approach to assessing the potential of enterprise modernization]. Vestnik YuRGTU (NPI). (6). 73-86. (in Russian).

Shchepakin M.B. (2019). Upravlenie antikrizisnym marketingovym povedeniem subek-ta v usloviyakh vybora im sotsialnogo vektora razvitiya [Management of anti-crisis marketing behavior of the subject in conditions of choosing social vector of development]. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (2). 101-120. (in Russian). doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120.

Shchepakin M.B. (2020). Modernizatsionnaya sostavlyayushchaya ekonomiki regiona v obespechenii ekonomicheskogo rosta i innovatsionnogo razvitiya [Modernization component of the regional economy in ensuring economic growth and innovative development]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 249-276. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.41418.

Shchepakin M.B. (2020). Resursno-integratsionnyy podkhod k razrabotke program-my modernizatsii promyshlennosti regiona [Resource and integration approach to the development of industrial modernization program in the region]. Journal of International Economic Affairs. (1). 257-278. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.10.1.41399.

Shchepakin M.B. (2020). Upravlenie strukturnoy modernizatsiey promyshlennosti v re-gionalnoy ekonomike v usloviyakh ee innovatsionnogo razvitiya [The management of structural modernization of industry in the regional economy in the conditions of its innovative development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 411-434. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.2.41470.

Shchepakin M.B. i dr. (2020). Organizatsionno-ekonomicheskie i marketingovye instru-menty povysheniya effektivnosti kommunikatsionnogo vzaimodeystviya subektov predprinimatelstva [Organizational, economic and marketing tools for improving the effectiveness of communication interaction of business entities] (in Russian).

Shchepakin M.B., Gubin V.A. (2019). Prioritety restrukturizatsii promyshlennosti Krasnodarskogo kraya i faktory, opredelyayushchie ee effektivnost [Priorities of industrial restructuring of Krasnodar region and factors determining its efficiency]. Journal of International Economic Affairs. (3). 1711-1734. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.41033.

Shchepakin M.B., Gubin V.A., Khandamova E.F. (2020). K razrabotke programmy strukturnoy modernizatsii promyshlennosti regiona [To develop a program for structural modernization of the regional industry]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (8). (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.8.110728.

Shchepakin M.B., Gubin V.A., Khandamova E.F. (2020). Strukturnaya modernizatsiya promyshlennosti regiona: podkhody, prioritety, mekhanizmy [Structural modernization of the regional industry: approaches, priorities, mechanisms] (in Russian).

Shchepakin M.B., Gubin V.A., Marinchenko M.A,, Ignatov A.A. (2018). Prioritetnye biznes-kommunikatsii v usloviyakh neyavnoy ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti predpriyatiya [Priority business communication in the conditions of the implicit threats of economic safety of enterprise]. Nauchnye trudy KubGTU. (6). 90-102. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Gubin V.A. (2020). Marketingovoe upravle-nie nestabilnym predpriyatiem pri realizatsii modernizatsionnyh preobrazovaniy [Marketing management of unstable enterprise in the implementation of modernization transformations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (1). 1136. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41322.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Gubin V.A. (2020). Upravlenie ekonomicheskim rostom agropromyshlennogo kompleksa v regione v usloviyakh nestabilnoy ekonomiki [Managing the economic growth of the agricultural complex in the region under unstable conditions economies]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Pischevaya tekhnologiya. (2-3). 108-114. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2020.2-3.28.

Shchepakin M.B., Krivosheeva E.V. (2015). Model aktivizatsii chelovekotsentrichnogo resursa v usloviyakh marketingovoy adaptatsii predpriyatiya [The model development for activating human-centred resource in marketing adaptation of enterprise]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (1(211)). 205-213. (in Russian).

Shchepakin M.B.,Khandamova E.F., Bzhennikova D.G., Bezuglyy E.N. (2018). Aktivizatsiya spyashchego marketinga napredpriyatiyakh na osnove innovatsionnyh preobrazovaniy raznogo kharaktera [Activation of sleep marketing at enterprises on the basis of innovative transformations different character]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1). 1149-1158. (in Russian).

Shchepakin M., Khandamova E., Bzhennikova J., Tolmacheva O., Bazhenov Yu. (2018). The Impact of Supply Chain Management on Marketing Frontiers in Competitive Business Building International Journal of Supply Chain Management. (7(5)). 865876.

Smotritskaya I.I. (2018). Gosudarstvennoe upravlenie v usloviyakh razvitiya tsifrovoy ekonomiki: strategicheskie vyzovy i riski [State administration in conditions of development digital economy: strategic challenges and risks]. ETAP: economic theory, analysis, practice. (4). 60-72. (in Russian). doi: 10.24411/2071-6435-2018-10037.

Sokolova L.G., Evstafeva E.Yu., Terenteva N.Yu. (2013). Regionalnye aspekty pro-grammno-tselevogo upravleniya [Regional aspects of management by objective] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.