Научная статья на тему 'Компоненты модальности полипредикативных предложений в научных текстах'

Компоненты модальности полипредикативных предложений в научных текстах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
109
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАТАКТИЧЕСКИЙ И ГИПОТАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСЫ / ИРРЕАЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ещенко Ирина Олеговна

Данная статья рассматривает особенности лексико-грамматических компонентов модальности полипредикативных предложений с сочетанием паратаксиса и гипотаксиса в современном английском языке. В статье анализируются сочетания средств выражения модальности, среди них выделяются доминантные средства, а также определяется их частотность и возможности взаимодействия друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ещенко Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты модальности полипредикативных предложений в научных текстах»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43 (181).

Филология. Искусствоведение. Вып. 39. С. 56-58.

И. О. Ещенко

КОМПОНЕНТЫ МОДАЛЬНОСТИ ПОЛИПРЕДИКАТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ

Данная статья рассматривает особенности лексико-грамматических компонентов модальности полипредикативных предложений с сочетанием паратаксиса и гипотаксиса в современном английском языке. В статье анализируются сочетания средств выражения модальности, среди них выделяются доминантные средства, а также определяется их частотность и возможности взаимодействия друг с другом.

Ключевые слова: паратактический и гипотактический комплексы, ирреальная модальность, значение предположения.

Целью данной статьи является анализ лексико-грамматических компонентов модальности полипредикативных предложений с сочетанием паратаксиса и гипотаксиса в современном английском языке, взятых из научной прозы. В современной лингвистической литературе продолжается углубленное изучение научной речи, исследуется формальносмысловая устроенность и коммуникативная направленность научного текста, анализируются его языковые особенности. Это нашло отражение в лексико-стилистических исследованиях Н. М. Лариохиной, М. П. Ко-тюровой, М. Н. Кожиной, А. И. Варшавской.

О. Д. Митрофановой, посвящённых анализу функционирования различных категорий глагола в научных текстах, которые выявили специфику его семантических и, как следствие, грамматических и сочетаемостных свойств. Однако специальных работ, посвященных модальности полипредикативных предложений с сочетанием паратаксиса и гипотаксиса, не представлено, чем и объясняется наше обращение к данной проблеме.

Объектом нашего исследования являются полипредикативные предложения, объединяющие три и более предикативные единицы, образующие паратактический и гипотактический комплексы в различных аранжировках, рассматриваемые в соответствии с типологией полипредикативных структур с сочетанием паратаксиса и гипотаксиса, предложенной К. И. Раковой [2]. Материалом исследования послужили научные статьи по биологии и химии из специальных журналов, изданных в Америке и Англии в период с 2000 по 2007 год.

При описании категории модальности по-липредикативного предложения с сочетани-

ем паратаксиса и гипотаксиса необходимо комплексное описание языковых средств ее выражения. В них входят: категория наклонения (морфологическая категория, представляющая собой ядро ФСК), на синтаксическом уровне - это особые модальные выражения (would sooner, had better, cannot but) и конструкции (to be sure, likely). На лексическом уровне - модальные слова (perhaps, probably, possibly) и глаголы с модальным значением (to wish, to desire, to want). В границах перехода от грамматического уровня к лексическому находятся модальные глаголы (can, could, must, etc.), а также так называемые глаголы-интеллективы (to think, to believe etc.) [1]. В данной статье, анализируя способы выражения модальности, мы акцентируем внимание на употреблении модальных глаголов во вторичной функции, так как они занимают особое место в системе разноярусных средств выражения модальности. Наименьшей частотностью употребления характеризуется глагол must в значении долженствования.

(1) Some people may choose not to know that they are likely to come down with a given disease, and doctors must be careful to respect that decision [7].

В примере 1 модальный глагол must употребляется в значении долженствования во второй части минимального паратактического комплекса (and doctors must be careful to respect that decision). В гипотактическом ком -плексе (Some people may choose not to know that they are likely to come down with a given disease) в значении предположения используются глагол may и оборот to be likely. Конструкция ‘именительный с инфинитивом’ является специфиче ским лексико-синтаксиче ским

способом выражения модальных значений

и широко применяется в научной прозе для передачи различных модальных оттенков, по мнению С. К. Соловьевой [3]. Как показывает наше исследование, полипредикатив-ные предложения с сочетанием сочинения и подчинения демонстрируют наличие этой конструкции в придаточной части гипотактического комплекса. Модальный глагол can употребляется преимущественно в лексикосинтаксическом значении способности.

(2) It can store genetic information, as DNA does, but it can also adopt complex three-dimensional shapes and catalyze chemical reactions on itself, as proteins do [6].

Пример 2 представляет собой конструкцию с двумя минимальными гипотактическими комплексами, объединенными сочинением, причем оба они характеризуются наличием объективной модальности способности, выраженной модальным глаголом can. В исследуемом типе предложений модальный глагол may не используется в лексическом значении разрешения, позволения, а лишь в лексикосинтаксическом значении предположения.

(3) Over the course of a lifetime, cell loss from apoptosis may be an important factor in aging, particularly in nonrenewable tissues such as the heart and brain, and slowing cell death may be one way Sirtuins promote health and longevity [8]

Пример 3 представляет собой трехчастное предложение, которое характеризуется ирреальной модальностью, выраженной глаголом may в лексико-синтаксическом значении предположения в обеих частях паратактического комплекса (cell loss from apopotosis may be an important factor in aging) и (and slowing cell death may be one way). Это помещает данное полипредикативное предложение в модальное микрополе предположения, хотя гипотактический блок (Sirtuins promote health and longevity) характеризуется реальной модальностью, выраженной индикативом глагола to promote.

Для более детального представления картины модальных отношений в полипредика-тивных предложениях с сочетанием сочинения и подчинения необходимо рассмотреть типы конструкций с точки зрения зависимости модальности от локализации модального глагола в предложении. Анализ сочинительной связи показывает, что в предложениях с ирреальной модальностью модальный глагол присутствует в обеих частях паратактического комплекса в 50 % случаев:

(4) Without enzymes, biochemistry would move at a numbingly slow pace, and life as we know it would not exist [4]

Пример 4 принадлежит к модальному микрополю предположения, так как обе части паратактического комплекса характеризуются наличием субъюнктива, выраженного глаголом would. Придаточная часть гипотактического комплекса (as we know it) содержит эпистемическую модальность знания, выраженную индикативом глагола to know. Анализ подчинительной связи показывает, что ирреальная модальность находит свое выражение в придаточной части гипотактического комплекса в подавляющем большинстве случаев:

(5) But many gaps in our knowledge about ecosystems remain, and those working on decommissioning dams recognize they are conducting long-term experiments that may have unanticipated results [5].

В примере 5 модальность последней придаточной части гипотактического комплекса (that may have unanticipated results) выражена модальным глаголом may в лексикосинтаксическом значении предположения, что придает дополнительную модальную окраску всему предложению в сочетании с эпистемической модальностью знания, выраженной глаголом to recognize, и реальной модальностью, выраженной индикативом глаголов to conduct и to remain. И лишь единичные случаи употребления представляет собой ирреальная модальность в главной части гипотактического комплекса:

(6) A large and intensive research effort is under way to develop new therapies for autoimmune diseases, but because the conditions are so complicated and varied, progress may not come quickly [8]

В примере 6 основную модальную окраску несет главная часть гипотактического блока, расположенная в конце предложения (progress may not come quickly) и выражающая значение предположения.

Учитывая такие черты научного стиля, как логичность, объективность, неэмоцио-нальность, многие лингвисты считают, что научным текстам присуща только объективная модальность, а именно модальные значения возможности, необходимости и долженствования. Однако существует мнение, что в некоторых типах текста научного стиля обязательно выражение авторского «я», реализуемое при помощи различных языковых

средств. Особенно наглядно это проявляется при сочетании модального глагола с личным местоимением 1 лица единственного и множественного числа. Проведенное нами исследование полипредикативных предложений с сочетанием сочинения и подчинения это подтверждает.

(7) We could provide no immediate answers about the mechanism of how they did this, although we suspect that pectin, a substance in the walls of the plant cells, is involved [4]

Данное предложение представляет собой модель, в которой два гипотактических комплекса объединены сочинением. Модальность этого полипредикативного предложения определяется употреблением модального глагола could в первой части гипотактического блока (We could provide no immediate answers about the mechanism). Второй гипотактический комплекс (although we suspect that pectin ... is involved) характеризуется эпистемической модальностью сомнения, выраженной ментальным модусом глагола to suspect, и реальной модальностью второй части, выраженной индикативом глагола to involve, то есть предложение является полимодальным. Кроме того, особенность повествования заключается в использовании личного местоимения we, которое в данном контексте помогает выразить неполноту знания, когда изображение события ограничено опытом автора. Это еще раз подтверждает, что в научном тексте полемика, доводы и обоснования могут иметь место лишь только при выражении говорящим субъективной оценки.

Таким образом, на основании всего рассмотренного материала мы можем сделать следующие выводы: а) в предложениях рассматриваемого типа преобладающим модальным фоном является объективная модальность реальности с различными субъективно-

модальными оттенками, выраженными личными местоимениями 1 лица; б) в подавляющем большинстве случаев ирреальная модальность находит свое выражение в придаточной части гипотактического комплекса; в) сочинительная связь характеризуется частым употреблением модальных глаголов в обеих частях паратактического комплекса.

Список литературы

1. Макарова, Н. П. Поле модальности и его разноярусные средства : на материале современного английского языка / Морд. гос. ун-т им. Н. Г Огарева. Саранск, 1987. 14 с.

2. Ракова, К. И. Типы полипредикативных предложений с сочетанием гипотаксиса и паратаксиса // Научная мысль Кавказа : науч. и обществ.-теорет. журн. 2004. Прил. № 10 (64). С. 128-138.

3. Соловьева, С. К. Единство коллигации и коллокации в функционировании модальной синтагматики // Филология. Саратов, 1999. Вып. 4. С. 80-84.

Список источников

4. Collins, Terrence J. Little Green Molecules // Scientific American. 2006. March. P 85.

5. Marks, Jane C. Down Go the Dams // Scientific American. 2007. March. P. 52.

6. Minkel, Jr. RNA to the Rescue // Scientific American. 2005. June. P. 8.

7. Notkins, Abner Louis. New Predictors of Disease // Scientific American. 2007. March. P. 61.

8. Sinclair, David A. Unlocking the Secrets of Longevity Genes // Scientific American. 2006. March. P. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.