Научная статья на тему 'Компоненты информационного шума в речи детей старшего дошкольного возраста'

Компоненты информационного шума в речи детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
279
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ РЕЧЬ / ИЗБЫТОЧНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ШУМ / ПАУЗА ХЕЗИТАЦИИ / ЯЗЫКОВАЯ ЭКОНОМИЯ / ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ / ORAL SPEECH / SUPERFLUITY / SENIOR PRESCHOOLER / INFOGLUT / HESITATION PAUSE / LINGUISTIC ECONOMY / THEORY OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бондаренко Виктория Сергеевна

В статье прослеживается, как основная языковая тенденция (тенденция к избыточности) проявляется в речи детей старшего дошкольного возраста. Исследуются компоненты информационного шума как конструкции, реализующие избыточность на уровне синтаксиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Components of Infoglut in the Speech of Senior Preschoolers

This article is an attempt to follow up how the main language tendency (language superfluity) develops in the speech of senior preschoolers. Among various constructions, which show the superfluity in the syntax level, we fix on the components of the infoglut (information noise).

Текст научной работы на тему «Компоненты информационного шума в речи детей старшего дошкольного возраста»

УДК 81'367

В. С. Бондаренко

Компоненты информационного шума в речи детей старшего

дошкольного возраста

В статье прослеживается, как основная языковая тенденция (тенденция к избыточности) проявляется в речи детей старшего дошкольного возраста. Исследуются компоненты информационного шума как конструкции, реализующие избыточность на уровне синтаксиса.

This article is an attempt to follow up how the main language tendency (language superfluity) develops in the speech of senior preschoolers. Among various constructions, which show the superfluity in the syntax level, we fix on the components of the infoglut (information noise).

Ключевые слова: устная речь, избыточность, старший дошкольник, информационный шум, пауза хезитации, языковая экономия, теория информации.

Key words: oral speech, superfluity, senior preschooler, infoglut, hesitation pause, linguistic economy, theory of information.

Изучение устной речи - одна из наиболее актуальных проблем современной лингвистики, интерес к которой не угасает на протяжении последних десятилетий. Все исследователи процессов восприятия и понимания устной речи неизбежно сталкивались с проблемой избыточности информации как неотъемлемым свойством любого текста. Вопросу языковой избыточности уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи различных направлений и школ. Разные лингвистические школы использовали различные термины для обозначения одного понятия, например, «гиперхарактеристика», «плеоназм», «избыточность» и другие. Несмотря на то, что вопрос языковой избыточности не нов, многие проблемы остаются до сих пор не решенными.

В лингвистике избыточность пока рассматривается фрагментарно и расплывчато, часто она изучается как понятие, противопоставленное понятию «языковой экономии». Многие исследователи указывают на то, что в основе развития языка лежит противоборство двух тенденций, имеющихся у каждого человека, вступающего в коммуникацию: стремление быть понятым и стремление «не перетруждаться». Говорящий стремится не только сэкономить речевые усилия, но и быть правильно понятым слушающим, достичь желаемого эффекта.

Нам близок исследовательский подход к проблеме экономии/ избыточности, высказанный, в частности, И. В. Голубевой, выступающей против безоговорочного противопоставления этих языковых тенденций.

© Бондаренко В. С., 2013

Например, по поводу конструкции - Они поехали в Оренбург они поехали// (разговорная речь) И. В. Голубева пишет: «...так называемая конструкция совмещения экономна (один раз использован элемент «В Оренбург») и избыточна (дважды использован элемент «они поехали») одновременно» [3, с. 17].

Принцип избыточности начал интенсивно изучаться лишь в конце 40-х г. двадцатого столетия, когда американский математик К. Шеннон предложил формулу, с помощью которой можно измерять количество информации. Благодаря его усилиям стало возможным провести количественное исследование любой информации. Методы и положения теории информации стали экстраполироваться в лингвистику, так как язык является основным средством передачи информации. Сначала в теории связи, затем и в лингвистической науке избыточность стали рассматривать как необходимое условие, обеспечивающее адекватный прием информации адресатом. По словам Э. Даля, «.сообщение может поступать в более или менее искаженном виде, но все же может быть понято, если содержит достаточно избыточности, чтобы оно могло быть восстановлено получателем» [12, с. 90]. Центральное понятие теории информации - информация - в самом широком плане подразумевает способы восприятия и передачи сообщений в разных областях человеческой деятельности. Понятие «информация» предполагает наличие трех объектов - источника информации, потребителя информации и передающей среды. Информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде, ее носителем является сообщение (кодированный эквивалент события, зафиксированный источником информации и выраженный с помощью последовательности условных физических символов, например, алфавита). Средствами передачи сообщений являются каналы связи, по которым сообщение передается в форме сигнала. Передаваемое и получаемое сообщение могут не совпадать, так как потребитель извлекает из получаемого сигнала понятный ему смысл. Наиболее важным в теории информации признается тот факт, что информация, которая заложена в разнообразных сообщениях, может быть количественно измерена.

Модель коммуникативного акта в упрощенном виде можно описать так: «адресант - текст - адресат». По словам В. Б. Касевича, информация заключена в тексте, а не в языке, а текст построен с использованием языка, языковой системы. Текст является специфической формой практической деятельности индивида, который его конструирует и вербализирует. Текст во всех своих «вариабельных свойствах содержательной и прагматической природы непосредственно - вольно или невольно - детерминируется говорящим» [7, с. 11], так как именно говорящий определяет набор тех лингвистических средств, которые соответствуют определенной конкретной речевой деятельности в определенной сфере сообщения. В ситуации коммуникации действует закон «экономии усилий»: говорящий и слушающий пытаются потратить на обмен информацией как можно меньше средств.

Но для участников общения «экономия усилий» противоположна. Слушающему нужно эффективнее, с меньшими усилиями понять, а говорящему - эффективнее, с меньшими усилиями передать. Н. И. Жинкин в своих исследованиях указывал на то, что «язык внутренней речи свободен от избыточности, свойственной всем натуральным языкам» [5]. Это наблюдение подтверждает мысль о том, что избыточность речи возникает в связи с появлением слушающего.

В словаре «Язык», составленном под редакцией Б. Потье, избыточность обозначает «количество информации больше, чем требует простая передача сообщения. Лишние и бесполезные для передаваемой информации знаки являются избыточными. Благодаря избыточности сообщения информация доходит до получателя, несмотря на шум» [8, с. 7 - 8]. Исследователи устной речи указывают на то, что в устной речи всегда много избыточности, что придает языку помехоустойчивость, надежность коммуникации. Цель нашего исследования - проследить, как основная языковая тенденция (тенденция к избыточности) проявляется в речи детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что фундамент речевого развития человека закладывается в дошкольный период. У детей этого возраста совершенствуется связная монологическая речь, без помощи взрослого они могут передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых они были. Становясь более самостоятельными, дети старшего дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Поэтому, на наш взгляд, исследование речи детей старшего дошкольного возраста и отражения в ней основных тенденций развития языка представляет особый интерес.

Тенденция к избыточности проявляется на всех языковых уровнях, в том числе и на уровне синтаксиса, в частности в компонентах информационного шума. В работе М. Ю. Нечепуренко «Избыточность сегментных средств в речи младших школьников» выделены следующие разновидности избыточности.

1. Абсолютная избыточность (избыточность в плане выражения, а в плане содержания здесь выделяются явления, избыточные только с позиции слушающего. Это компоненты информационного шума, помогающие говорящему формировать высказывание. Сюда же относятся явления, избыточные с позиции и говорящего, и слушающего: тавтология, плеоназм, дублирование словосочетаний, предложений).

2. Коммуникативно значимая избыточность (это явления, избыточные только в плане выражения, но не в плане содержания. Сюда относятся языковые единицы, которые имеют добавочное значение и используются говорящим в коммуникативных целях, то есть в качестве средств, обеспечивающих понимание) [8, с. 4].

Как абсолютно лишние исследуются явления, засоряющие процесс коммуникации, неоправданно используемые говорящим. Стремясь быть понятым, говорящий использует в речи те или иные языковые средства, которые на первый взгляд кажутся совершенно не нужными: повторяет одно и то же слово, вставляет в речь паразитарные звуки, просто прерывает речь длительной паузой - все эти помехи так или иначе осложняют процесс коммуникации, следовательно, они абсолютно избыточны. К таким помехам лингвисты относят компоненты информационного шума.

В работе Р. Аккофа и Ф. Эмери « О целеустремленных системах» дано определение понятия информационный шум (прагматический шум) - это «.все то, что появляется в сообщении или в его окружении, не будучи продуцировано отправителем, и что снижает вероятность того отклика со стороны получателя, к которому стремился отправитель» [1, с. 181].

В устной речи детей старшего дошкольного возраста, как и в речи взрослых, в качестве компонента информационного шума чаще всего выступают частицы. Употребление спонтанных частиц детьми старшего дошкольного возраста обнаруживает индивидуальное пристрастие говорящих, например: Пожарники/ ну/ их там было двое/ ну/ подходят/ больше они/ только там были соединены/ ну/ подходят/ эти пожарные//; и один этот/ вот/ милицейский/ там и был один полицейский/ вот/ эта машина/ такая/хотел поехать/ вот поехать куда-то//.

Для устной речи детей старшего дошкольного возраста характерно употребление паузы хезитации (паузы колебания). В понятие «пауза» включаются не только действительные перерывы в фонетическом потоке, но и все элементы, которые заполняют эту паузу: нефонемные «экания», «мэкания», семантически опустошенные дискурсивные маркеры (значит, это самое, вот, ну, как бы и др.), повторы, заикания, незавершенные предложения, сюда же относятся невербальные элементы (вздохи, покашливания и др.) - все эти разнородные элементы колебания идентифицируются лингвистами как экспоненты паузы колебания, так как все они характеризуются особым планом содержания, который является сигналом говорящего слушающему о собственном речевом затруднении.

Для обозначения заполнителей пауз хезитации в лингвистике используется ряд терминов: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители», наиболее распространен термин «слова-паразиты». Е. А. Земская говорит о необходимости таких слов в неподготовленной речи, так как они употребляются не только для выражения каких-то оттенков мысли и чувства, но и как средство, помогающее говорящему строить свою речь, заполнять паузы, необходимые для обдумывания, поиска нужного слова. Наиболее широко употребляемыми в функции заменителей пауз являются частицы ну, вот. Они встречаются в речи носителей литературного языка разнообразных возрастов, профессий и степеней образованности, не свидетельствуют о плохом владении речью. Другие же «слова-заменители» (это, это самое,

так сказать, значит) могут свидетельствовать при частом употреблении о недостаточной речевой культуре.

В классификации О. А. Александровой и В. В. Иваницкого выделены экспоненты заполненных пауз хезитаций. В устной речи детей старшего дошкольного возраста представлены следующие из них.

1. Вокализация - различные звуки нефонемного характера ([э-э], [мм], [гм]): Мишка.../он/желтый/зеленый//э/э нет/красный э-э/зеленый/у-у// как там еще//; Барон и/ граф/ это короли//м-м-м/ и у папы тоже моего есть//.

2. Затяжки звуков - нефонемные удлинения гласных и согласных элементов в лексических единицах: Ну-у// кама-аз/ грузовик// и еще/ мо-отики мои// и человечки солда-атиков и все//.

3. Паузы вербального поиска:

а) десемантизированные модальные и вводные слова или выражения, указательные, притяжательные, определительные местоимения и указательные местоименные наречия, которые часто называют словами-паразитами или пустыми словами (так сказать, значит, ну, это, вот, этот, самый, как бы, какие-то, как-то, там и др. или их варианты): Вот/ так/ это мне подарили на день рождение/ такие/ там/ такие штуки/ это на день рождение//; Ну там была большущая пробка/ какие-то/ потому что там была проверка документов//;

б) метатекстовые комментарии - вставные фразы говорящего, обращенные к самому себе или адресату, облегчающие процесс поиска «связующей нити» с последующим контекстом и обеспечивающие непрерывный контакт с собеседником (как вы знаете, видите ли, понимаете и др.): Игрушечный Тузик вот это мое любимое животное// тогда если щенок// я не понимаю/ как это рассказать / а-а мне нравятся щенки//; О/я обожаю знаете каких/ животных/ домашних/ собачек//;

в) непреднамеренные повторы, среди которых можно выделить полный повтор слова или частичный, а также повтор словосочетания: Вперед/ вперед можно было ехать/ а уже назад/ нельзя было//; короче/ короче еле-еле проехали/ вот/ это/ вот//; хотел поехать/ поехать куда-то//;

4. Невербальные паузы колебания - покашливания, вздохи, смех, прочищение горла, цоканье языком, кинестезические элементы: Пожарный/ на лестнице/ вот/ полицейский/ тьфу/ пожарный/ на/ лежал/ лежал/ такой//.

5. Самопрерванные конструкции, среди которых выделяют незаконченные высказывания, рестарты (повторные начала) и фальстарты (неудачные начала). Незаконченными называются высказывания с незамещенными синтаксическими позициями, смысл которых, необходимый для коммуникации, невозможно извлечь ни из контекста, ни из ситуации, ни из фоновых знаний говорящих. Такие высказывания остаются незавершенными и в интонационном оформлении: Этот лежит/ в бо .../ в

крови/ на болоте/ лежит такой//; Когда еще Миша Наврат ходил/ вот/ в шшшшш/ в садик//.

Паузы замечают все слушающие. Паузы хезитации могут быть причиной коммуникативных неудач, так как некоторые из них затрудняют понимание смысла сообщения, ухудшают эмоциональное состояние собеседника. Многие лингвисты считают, что паузы - это негативное явление, от которого следует решительно отказаться. С точки зрения слушающего паузы осложняют процесс коммуникации, процесс восприятия информации. Для говорящего же паузы выполняют весьма важную функцию: подыскать нужное слово, «собраться с мыслями». В. Д. Девкин отмечает, что даже «слова-паразиты, всевозможные не насыщенные содержанием элементы нельзя безоговорочно считать избыточными. Они избыточны для слушающего, но необходимы для говорящего, чтобы ему восполнить паузу рассеянности или растерянности» [4, с. 62]. Спонтанность, неподготовленность речи всегда имеет какие-либо эксплицитные выражения, например, употребление частиц. В речи детей старшего дошкольного возраста избыточность в употреблении частиц создается:

1) за счет многократного совершенно нецелесообразного повторения одних и тех же частиц, например, и один пожарный и один этот/ вот/ милицейский/ там и был один полицейский/ вот/ эта машина такая/ хотел поехать/ вот//;

2) за счет нагромождения разных частиц, например, он/у него ж этих дуболобов переделали/ ну там в танцоров//; потом/ построили они там этот/там замок/жили/там... там... там..//.

В устной речи детей нами были выделены компоненты информационного шума, связанные с формированием речевого высказывания. Информационный шум как заполнитель паузы при поиске нужного слова:

1) в качестве заполнителя паузы выступают слова, озвучивающие сам процесс поиска нужного слова, например, и Витенька говорит/ пирожок/ и-и-и/я/ ам// пирожок с этими/ с этими/ с деревом//; м-м меня/ счас/ подумаю/ м-м//у меня любимая игрушка конструктор//;

2) в качестве заполнителя паузы выступает повтор слова (как знаменательного, так и служебного) или сочетания слов, предшествующего искомому, например, мама работает на/ заводе она/ она/ она светленькая как я/я на нее похожа//; мама моя любит работать/любит денежки зарабатывать/ любит/любит / чтоб нам все покупать//.

Трудности младших школьников при построении связного устного высказывания Н. И. Жинкин видит в 1) бедности активного словаря, так как «в устной речи нет времени для отбора слова. Приходится применять те слова, которые находятся наготове»; 2) слабо развитой оперативной памяти, функции которой состоят в том, чтобы «во время устного составления предложения удерживать уже связанные слова и упреждать слова, предстоящие к произношению» [11]. Эти факты (бедность активного словаря, недостаточное развитие оперативной памяти) помогают объяснить

избыточность речи старших дошкольников, в том числе наличие компонентов информационного шума.

С целью выявления представленности компонентов информационного шума в речи детей старшего дошкольного возраста нами была изучена разговорная речь воспитанников старшей и подготовительной групп МБДОУ д/с № 93 г. Таганрога. Эти записи представляют собой неподготовленные самостоятельные связные монологические высказывания на близкие детям старшего дошкольного возраста темы. Статистическая обработка материала велась по методике, предложенной Б. Н. Головиным и использованной, например, Г. Г. Инфантовой, М.Ю. Федосюком, И. В. Голубевой, суть которой сводится к выяснению того, находятся ли полученные данные в пределах границ существенности или нет, то есть вскрыты ли объективные закономерности или полученные результаты являются случайными.

В нашем исследовании были проанализированы компоненты информационного шума в речи старших дошкольников, которые были представлены 10 выборками. Все выборки имели равный объем - 10 предикативных единиц. Характеристика этих выборок представлена в следующей таблице:

Таблица 1

Компоненты информационного шума

№ Выборки Я; Я?

1 Выборка 1 0 -1,3 1,69

2 Выборка 2 1 -0,3 0,09

3 Выборка 3 3 1,7 2,89

4 Выборка 4 1 -0,3 0,09

5 Выборка 5 0 -1,3 1,69

6 Выборка 6 0 -1,3 1,69

7 Выборка 7 2 0,7 0,49

8 Выборка 8 3 1,7 2,89

9 Выборка 9 2 0,7 0,49

10 Выборка 10 1 -0,3 0,09

Сумма 13 0 12,1

г = 11 = 10 = и

5 = II -ГО а _Н 12,1 & 1,1

£< 12,1 у2 = = яа 9 1 I 13 Вероятность большего значения ~ 50%

Исходя из данных таблицы 1, все результаты находятся в границах существенности, следовательно, они подчиняются одной и той же статистической закономерности. В среднем дети употребляют компоненты информационного шума к 1,3, а в речи взрослых их ~ 0,68. В речи взрослых средняя частота употребления компонентов информационного шума выше, чем в речи детей. Объяснить этот факт можно, прежде всего, тем, что дети старшего дошкольного возраста менее осознанно выбирают ту языковую единицу, которую будут использовать, и, как следствие, в их речи меньше информационного шума.

Данное исследование содержит много резервов для продолжения. Так, с позиций проблемы избыточности сегментных средств можно расширить диапазон синтаксических конструкций, реализующих избыточность в речи детей старшего дошкольного возраста, сравнить полученные в ходе исследования данных с речью школьников и взрослых носителей языка.

Список литературы

1. Аккофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М., 1974.

2. Александрова О. А., Иваницкий В. В. Пауза колебания - комплексный феномен современной коммуникации // Вестник Новгородского государственного университета. - 2003. - № 25. - С. 95 - 100.

3. Голубева И. В. Функционально-семантическое поле именительного темы и смежных с ним явлений в устной речи. - Таганрог, 1996.

4. Девкин В. Д. Немецкая разговорная речь: Синтаксис и лексика. - М., 1979.

5. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи. - [Электронный ресурс] : http://www.philology.ru/linguistics1/zhinkin-64. Ыт

6. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1979.

7. Касевич В. Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. - М., 1988.

8. Нечепуренко М. Ю. Избыточность сегментных средств в речи младших школьников: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Таганрог, 2003.

9. Новейший философский словарь. - [Электронный ресурс]:

http://www.slovopedia.eom/6/200/770565.html

10. Почепцов Г. Г. О коммуникативной типологии адресата // Речевые акты в лингвистике и методике: Межвуз. сборник научных трудов. - Пятигорск, 1986.

11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - [Электронный ресурс]: http://www.psyinst.ru/library.php?part=

article&id=2368

12. Ягунова Е. В. Исследование избыточности русского звучащего текста // Избыточность в грамматическом строе языка. - СПб.: Наука, 2010. - С. 90 - 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.