Научная статья на тему 'Компонентная модель формирования конкурентоспособности будущего специалиста в сфере физической культуры'

Компонентная модель формирования конкурентоспособности будущего специалиста в сфере физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТ / МОДЕЛЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPONENT / MODEL / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин Евгений Анатольевич

В статье рассматривается конкурентоспособность специалиста как качественный показатель, позволяющий ему занять определенную «профессиональную нишу» в сложившейся конъюнктуре рынка физкультурно-образовательных услуг. Представлен собственный взгляд автора на содержание компонентной модели формирования конкурентоспособности выпускника в новых условиях развития физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митин Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTAL MODEL of FORMATION of forming COMPETITIVE ability OF FUTURE EXPERT IN PHYSICAL education

Competitive ability as quality index allowing an expert occupy the determined «professional niche» in state of the market of physical education services is considered. The author's vision on contents of component model of formation of competitiveness of a graduate in new conditions of developing physical education is submitted

Текст научной работы на тему «Компонентная модель формирования конкурентоспособности будущего специалиста в сфере физической культуры»

КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Евгений Анатольевич Митин, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена) г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается конкурентоспособность специалиста как качественный показатель, позволяющий ему занять определенную «профессиональную нишу» в сложившейся конъюнктуре рынка физкультурно-образовательных услуг. Представлен собственный взгляд автора на содержание компонентной модели формирования конкурентоспособности выпускника в новых условиях развития физкультурного образования.

Ключевые слова: компонент, модель, конкурентоспособность.

COMPONENTAL MODEL OF FORMATION OF FORMING COMPETITIVE ABILITY OF FUTURE EXPERT IN PHYSICAL EDUCATION

Evgenie Anatolevich Mitin, candidate of pedagogical sciences, professor,

A.I. Herzen State Pedagogical University St. -Petersburg

Abstract

Competitive ability as quality index allowing an expert occupy the determined «professional niche» in state of the market of physical education services is considered. The author’s vision on contents of component model of formation of competitiveness of a graduate in new conditions of developing physical education is submitted.

Key words: component, model, competitiveness.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие физической культуры и спорта в условиях рыночных отношений предъявляет повышенные требования к специалисту. Здесь важным элементом является «конкурентоспособность» - это такой качественный показатель, который позволяет специалисту занять определенную «профессиональную нишу» в сложившейся конъюнктуре рынка физкультурно-образовательных услуг.

Термин «конкурентоспособность» специалиста в современных педагогических исследованиях используется редко. Это свидетельствует о недостаточном внимании научно-педагогического сообщества к проблеме формирования конкурентоспособности будущего специалиста в условиях вуза и слабой пока ее разработанности в целом с научных позиций. Между тем необходимо заметить, что постепенная интеграция России в мировое образовательное пространство и развитие конкурентной среды в отечественном образовании определяют разработку проблемы повышения конкурентоспособности будущих специалистов в сфере физической культуры весьма актуальной.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Чтобы глубже понять концептуальную сущность проблемы формирования конкурентоспособности будущих специалистов в сфере физической культуры, необходимо рассмотреть ее компоненты в представлении некоторых исследователей.

Так, Н.А. Журанова (2006) в своем исследовании опирается на следующие составляющие конкурентоспособности специалиста: конкурентоспособность специалиста на рынке труда, статусная конкурентоспособность специалиста и конкурентоспособность личности специалиста. Ряд исследований (Т.В. Колгурина, 2002; А.А. Анге-ловский, 2004 и др.) направлен на рассмотрение структуры конкурентоспособности с позиции личностного, профессионального и полипрофессионального компонентов.

Используя одинаковые названия перечисленных компонентов, авторы по-разному рассматривают их содержание. В частности, A.A. Ангеловский предлагает в содержание полипрофессионального компонента включать умение вести переговоры, эмоциональный настрой, умение работать на компьютере, знание иностранного языка, понимание экономики и бизнеса и т.п. Т.В. Колгурина к полипрофессиональному компоненту относит знания специалиста и его личностные качества, которые необходимы специалисту с высшим образованием в любом цивилизованном обществе, т.е. определяют его как культурного, широко образованного человека, умеющего включиться в диалог с другими людьми.

Анализ этого вопроса показал, что предлагаемые авторами схемы рассмотрения компонентов конкурентоспособности содействуют решению исследовательских задач. Однако отсутствие четких критериев, по которым те или иные знания и качества личности можно отнести к тому или иному компоненту, а также недостаточная их конкретизация не позволяют оценить уровень их развития у студентов, а также технологизи-ровать процесс формирования конкурентоспособности в период обучения в вузе. Таким образом, в рассмотренных нами исследованиях не просматривается сам механизм формирования конкурентоспособности.

Анализируя эту проблему, нам представляется, что следует различать опосредованную и непосредственную конкурентоспособность специалиста. Опосредованная конкурентоспособность обусловлена факторами, лишь частично зависящими от специалиста. Например, имиджем города, в котором он учился («специалист из столицы»), статусом вуза (университетское образование) и его позиционированием на рынке образовательных услуг (широко известное профессиональное образовательное учреждение), престижностью специальности. Здесь от будущего специалиста зависит выбор таких характеристик, но не управление их качеством. Непосредственная конкурентоспособность определяется возможностями самого специалиста: его личностными качествами, знаниями, умениями, мотивами. Более детально рассмотрим непосредственную конкурентоспособность, включающую в себя 4 компонента (рис. 1).

1. Личностный компонент определяет пригодность специалиста к избранной профессии и включает в себя 2 составляющие: а) личностные качества и свойства, способствующие успешности профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры. В первую очередь, те, которые востребованы в системе «человек-человек»; б) личностные качества и свойства, которые способствуют успешности специалиста в конкретном виде профессиональной деятельности (научной, педагогической, управленческой, спортивной, рекреационной, реабилитационной и т.п.).

2. Профессиональный компонент характеризует подготовленность специалиста к профессиональной деятельности и также включает в себя 2 составляющие: в) профессиональные компетенции, обеспечивающие специалисту успешность профессиональной деятельности в области физической культуры вообще; г) профессиональные компетенции, обеспечивающие специалисту успешность в конкретном виде профессиональной деятельности.

3. Полипрофессиональный компонент определяет возможности специалиста быть более успешным в любой профессиональной деятельности. Он состоит из 2 составляющих: д) личностные качества и свойства, повышающие продуктивность любой профессиональной деятельности (активность, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, оптимизм, здоровый образ жизни и т.п.); е) профессиональные компетенции, повышающие продуктивность любой профессиональной деятельности (высокий общекультурный уровень, знание иностранного языка, владение информационными технологиями, знание правовых основ и также основ маркетинга и менеджмента и т.п.).

4. Престижно-технологический компонент характеризует готовность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях рынка. А именно, способность конструировать и реализовывать технологию своего доминиро-

вания в профессиональном сообществе (презентация себя как профессионала, качества своей профессиональной деятельности и ее продукта). Использование таких технологий содействует максимальной реализации составляющих личностного, профессионального и полипрофессионального компонентов конкурентоспособности специалиста, то есть (хорошо, удачно) представить работодателю (заказчику), то, чем реально обладает специалист. Это демонстрирует преимущества специалиста как на рынке труда, так и на рынке профессиональных услуг, ведет к признанию обществом его заслуг и занятию престижного положения в профессии. Составляющие этого компонента можно определить как когнитивную, конативную. характерологическую и мотивационную.

Рис. 1. Четырехкомпонентная модель формирования конкурентоспособности будущего специалиста в сфере физической культуры

Когнитивная составляющая включает в себя знания, определяющие компетентность специалиста на рынке труда (особенности рынка труда, взаимоотношения с работодателем и т.п.). Конативная составляющая определяется умениями и навыками презентации и продвижения себя как профессионала и продукта своей профессиональной деятельности (навыки общения с работодателем, компетентность в создании имиджа, умения составлять резюме и вести переговоры и т.п.). Характерологическая составляющая обусловливается способностями специалиста существовать в условиях конкуренции (лидерство, соревновательность, предприимчивость, способность к риску и т.п.). Мотивационная составляющая характеризует способность специалиста к включению в рынок труда, формированию желания вписать себя в сложный окружающий мир, выстроить смысложизненные профессиональные ориентиры в условиях конъюнктуры физкультурно-образовательных услуг, быть успешным в условиях рыночных отношений.

Выделение в нашем исследовании престижно-технологического компонента

обусловлено необходимостью учета при подготовке специалиста в сфере физической культуры такого понятия, как «квазимонополия». С точки зрения профессионального образования в области физической культуры, «квазимонополия» наблюдается между высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку специалистов. Эго проявляется в неявной конкуренции выпускников в сегменте рынке труда по формальному признаку - будущие специалисты получают «стандартное образование». В то же время необходимо отметить следующие факты:

1. По ряду специальностей подготовка ведется по одним и тем же образовательным стандартам и учебным планам. Освоение дидактических единиц, включенных в Федеральный государственный образовательный стандарт, ведется по одним и тем же учебникам и учебно-методическим пособиям. Реализация содержания учебных программ осуществляется преподавателями практически одного уровня научной и профессиональной квалификации, а зачастую одними и теми же педагогами, совмещающими в разных вузах.

2. Материально-техническая база, на которой проводятся учебные занятия, практически однотипна. Базы учебных, педагогических и производственных практик по ряду специальностей одни и те же, методическое руководство практикой осуществляется одними и теми же преподавателями, совмещающими работу в разных вузах.

В этой связи возникают вопросы: «В чем в таком случае заключается преимущество обучения в одном вузе, в отличие от другого?» «На основании чего мы можем говорить о «профессиональной нише», в которой выпускник факультета физической культуры педагогического вуза может быть более конкурентоспособным, чем выпускники других однотипных вузов?».

Нам представляется, что рассуждения по поставленным проблемам следует вести по нескольким направлениям: во-первых, освоение студентами факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена конкретных профессиональных специализаций в большом объеме учебных часов, которых нет в других вузах (например, профиль «Физическая культура детей дошкольного возраста»), дает значительное преимущество по профессиональному компоненту конкурентоспособности в этом виде деятельности; во-вторых, подготовка по одной и той же специальности в разных вузах может существенно отличаться тенденциями в подборе методического материала и направленностью исследовательской деятельности студентов, что частично объясняется ориентацией на основного потребителя. Так, например, подготовка специалистов по адаптивной физической культуре в институте коррекционной педагогики и психологии им. Р. Валенберга отличается психологической направленностью, в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта - лечебной направленностью, в то время как в РГПУ им. А.И. Герцена основной акцент делается на педагогической составляющей организации занятий физическими упражнениями с инвалидами. В этой связи можно предположить, что наиболее конкурентоспособны выпускники перечисленных вузов будут в своей «профессиональной нише».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В свете рассмотренной проблемы можно говорить о том, что престижнотехнологический компонент является особо значимым, в определенной степени актуализирующим преимущества специалиста. В то же время необходимо заметить, что именно престижно-технологический компонент практически не разработан и не реализуется в подготовке специалистов в сфере физической культуры.

Изучение проблемы конкурентоспособности представляет собой, на наш взгляд, одну из важных составляющих исследований в педагогике профессионального образования. Такие исследования помогут создать основу для выработки стратегии и тактики деятельности вуза на рынке образовательных услуг, избрать верный путь формирования конкурентоспособности будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангеловский, A.A. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Ангеловский A.A. - Магнитогорск, 2004. - 193 с.

2. Колгурина, Т.В. Формирование конкурентоспособности студентов-выпускников вузов физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Колгурина Т.В. -СПб., 2002. - 173 с.

3. Журанова, H.A. Формирование конкурентоспособности специалистов в системе среднего профессионального образования : на примере подготовки менеджеров гостинично-туристического сервиса : дис. ... канд. пед. наук / Журанова H.A. - Самара, 2006. - 247 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПАРАЛИМПИЙСКОГО ПЛАВАНИЯ ПО

КЛАССУ S2

Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогически наук, профессор,

Вадим Юрьевич Морозов, заслуженный тренер Российской Федерации, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Представлены результаты научного обобщения авторского опыта работы по совершенствованию техники паралимпийского плавания по классу S2 рекордсмена мира, трехкратного паралимпийского чемпиона.

Ключевые слова: паралимпийское плавание, совершенствование техники, класс S2.

PARALYMPIC SWIMMING TECHNIQUE PERFECTION IN CLASS S2

Dmitry Fedorovich Mosunov, doctor of pedagogical sciences, professor,

Vadim Jurevich Morozov, merited coach of Russian Federation,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Abstract

Scientific substantiation of author’s work experience for paralympic swimming technique perfection in class S2 of a world record-holder, three-time paralympic record-holder is presented.

Key words: paralympic swimming, technique perfection, class S2.

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование двигательной деятельности в паралимпийских видах спорта является ведущей проблемой многолетней подготовки спортсмена, в том числе, в области плавания. Двигательная деятельность пловца определяется многообразными внешними и внутренними факторами.

С одной стороны, требованием выполнения правил соревнований по паралимпийскому плаванию (www.paralympic.ru), касающихся соответствия определенному способу плавания. Например, на дистанции способом брасс двигательные действия руками и ногами спортсмена выполняются одновременно и симметрично, спортсмена дисквалифицируют за попеременные или асимметричные движения. Те же требования относятся к способу плаванию баттерфляй. Улучшение техники движений происходит строго в рамках регламента требований к способу плавания.

С другой стороны, требованием международной функциональной классификационной системы паралимпийского плавания (www.paralympic.ru; Мосунов Д.Ф., Назаренко Ю.А., 2008). Эта система определяет оценку физической подготовленности спортсмена и возможности продвижения пловца с поражением опорно-двигательного аппарата. Оценка и определение соответствия подготовленности пловца заявленному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.