Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ ВУЗА'

КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ВУЗА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гущина Ирина Александровна

В статье актуализировано понятие человеческого капитала вуза, рассмотрены составляющие элементы профессионального здоровья сотрудников сферы образования. Предложены методы повышения капитала здоровья на индивидуальном и организационном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гущина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPONENT OF HEALTH IN THE MANAGEMENT OF THE HUMAN CAPITAL OF THE UNIVERSITY

The article updates the concept of the human capital of the university, considers the constituent elements of the professional health of employees in the field of education. Methods for increasing health capital at the individual and organizational levels are proposed.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ ВУЗА»

УДК 378.17

И. А. Гущина

КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ ВУЗА12

Современные исследователи широко толкуют и подвергают комплексному анализу человеческий капитал как фактор экономического и социального благополучия стран, территорий, отдельных организаций. Однако применительно к образовательным учреждениям подходящие исследования отсутствуют или носят фрагментарный характер.

Понятие «человеческий капитал организации» в научных исследованиях представлено весьма неоднозначно, как и человеческий капитал в общем смысле. Сложно

1 В статье представлены результаты исследований, выполненных при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-313-90009/20.

2 Статья публикуется по решению

оргкомитета Всероссийской научно-

практической конференция с между-

народным участием «Общественное

здоровье и качество жизни: междис-

циплинарный подход», которая состо-

ялась 21—22 октября 2022 года в Санкт-

Петербурге. Организаторы конферен-

ции: Российский государственный пе-

дагогический университета им. А. И. Гер-

цена; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования (примеч. ред.).

найти узкое, четкое определение термина, так как исследования проводятся в различных сферах (экономика, социальная психология, менеджмент и др.). По мнению ученых, составляющими компонентами человеческого капитала являются: знание, здоровье, культура, свобода личности. Одновременно с этим, «человеческий капитал вуза» как организации определяется совокупностью накопленных знаний, умений, навыков и мотиваций, выражающихся в системе профессиональной компетентности, образования и интеллекта, культуры, здоровья, сознательно используемой человеком в своей деятельности, призванной обеспечивать высокое качество подготовки выпускаемых специалистов. Бесспорно, компонент здоровья является неотделимой частью как индивидуального, так и группового человеческого капитала. В сравнении с другими элементами капитал здоровья в большей степени подлежит измерению, что позволяет обратить внимание на качественные характеристики управления данным компонентом в образовательных организациях.

Для теоретического анализа было выбрано наиболее функциональ-

ное определение человеческого капитала, предложенное И. В. Ильинским [1]. По его мнению, под человеческим капиталом понимается единство взаимосвязанных компонентов: здоровья, образования и культуры. Причем капитал здоровья — это наследуемый элемент рассматриваемого понятия, в то время как капитал здоровья и культуры являются приобретенными результатами процесса износа базовых физических свойств. В этом контексте особенно актуальна интерпретация здоровья А. Маслоу, как «величайшей общественной и личной ценности, источника возвышенной духовной деятельности» [2].

Капитал здоровья является несущей конструкцией человеческого капитала. При инвестировании в компонент здоровья можно рассчитывать на увеличение продуктивного трудоспособного периода, а также логичное повышение качества жизни и благосостояния, что напрямую влияет на уровень образования и культуры.

Требования к человеческому капиталу вуза определяются потребностью государства и общества в подготовке современных и всесторонне развитых выпускников-специалистов. Под человеческим капиталом вуза понимается совокупный человеческий капитал не только профессорско-преподавательского состава, но и вспомогательного персонала, однако, несмотря на факт прямого или косвенного взаимодействия со студентами, общим остается то, что всем сотрудникам вуза необходим

достаточный уровень капитала здоровья как компонента человеческого ресурса для решения творческих и / или профессиональных задач, трансляции соответствующего нравственного и активного образа жизни, сопротивления стрессовым ситуациям во время пиковых «сезонных» нагрузок. Оценка «достаточности» возможна при подробной характеристике искомого компонента здоровья. Всемирной организацией здравоохранения утверждено определение здоровья, как «состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов...» [3].

Применительно к вузу можно выделить следующие критерии оценки качества компонента профессионального здоровья сотрудников (см. табл. 1).

Сферу высшего образования нельзя назвать травмоопасной, однако следует отметить высокую эмоциональную напряженность и социальную ответственность, присущую работе в вузе. Кроме того, у преподавательского состава часто бывает неравномерная рабочая нагрузка в течение недели, семестра, учебного года, что приводит к дисбалансу «работа / отдых» и хронической перегруженности. Также зачастую у работников сферы образования отсутствует осознанная ценность собственного здоровья. Все эти факторы приводят к снижению качества капитала здоровья и человеческого капитала соответственно.

Таблица 1

Критерии оценки качества здоровья

Критерий Характеристика Показатель Метод оценки

Физическое благополучие. Возможность преодоления значительных нагрузок с сохранением работоспособности. Количество пропусков или дней в дистанционном режиме по причине болезни, травм или временной нетрудоспособности. Статистический анализ листов нетрудоспособности и табелей учета рабочего времени сотрудников.

Психологическое благополучие. Достаточная психоэмоциональная устойчивость в профессиональной деятельности. Шкала оценки от 1 до 10, где 10 — это высший уровень психологического благополучия. Проведение опросов среди студентов.

Социальное благополучие. Удовлетворенность профессиональной деятельностью. Шкала оценки от 1 до 10, где 10 — это высший уровень социального благополучия. Проведение опросов среди преподавателей и вспомогательного персонала.

В последние годы среди исследователей наблюдается устойчивый рост интереса к профессиональному здоровью, как физическому, так и психологическому, однако случившаяся в 2020 году пандемия вывела тему здоровья сотрудников на новый уровень. Если в организациях существовала система оценки здоровья, то пришло время выработать новые решения; если таких систем не было — настал период разработки и внедрения инструментов управления здоровьем. Существуют исследования, которые определяют эффективность программ, которые направлены на укрепление и профилактику здоровья сотрудников организаций [4].

Управлять компонентом здоровья в вузе можно на индивидуаль-

ном и организационном уровне, что находит отражение в следующих подходах:

• применение здоровьесберега-ющих образовательных технологий как элемента здоровьесберега-ющей педагогики, приоритетной целью которой является формирование персональной культуры реального здоровья сотрудника вуза;

• повышение компетентности педагога в сохранении профессионального здоровья, а именно выборе стиля работы и поведения для сохранения личного и общественного здоровья;

• развитие программ по здоро-вьесбережению как части философии корпоративной культуры вуза путем пропаганды ценности здорового образа жизни как для сотрудников, так и для студентов.

Корпоративные программы должны способствовать появлению новых управленческих реше-

ний, которые не будут противоречить основным технологиям и подходам к здоровьесбережению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб., 1996. С. 28.

2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Мысль, 1999. С. 30-31.

3. World Health Organization. Basic documents. - 48th ed. Including amendments adopted up to 31 December 2014 // URL: https://apps.who.int/gb/ bd/PDF/bd48/basic-documents-48th-

edition-ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 21.08.2022).

4. Министерство Здравоохранения Российской Федерации. Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Библиотека корпоративных программ укрепления здоровья сотрудников // URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/zozh (дата обращения: 21.08.2022).

REFERENCES

1. Ilyinsky I. V. Investments in the future: education in investment reproduction. SPb., 1996. P. 28.

2. Maslow A. New frontiers of human nature. M.: Thought, 1999. P. 30 -31.

3. Ministry of Health of the Russian Federation. Federal project "Strengthening public health". Library of corporate employee health promotion programs // URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-

resursy/natsproektzdravoohranenie/zozh (date of the application: 21.08.2022).

4. World Health Organization. Basic documents. - 48th ed. Including amendments adopted up to 31 December 2014 // URL: https://apps.who.int/gb/bd/ PDF/bd48/basic-documents-48th-edition-ru.pdf?ua=1 (date of the application: 21.08.2022).

Поступила в редакцию: 11.10.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.