Научная статья на тему 'Компонент узла обучающей виртуальной среды для работы с заданиями открытого типа на иностранном языке'

Компонент узла обучающей виртуальной среды для работы с заданиями открытого типа на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТ УЗЛА ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ / COMPONENT OF A VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT NODE / ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА / OPEN TYPE TASKS / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION / LMS MOODLE / ФРЕЙМВОРК WEB2PY / FRAMEWORK WEB2PY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горожанов А. И.

В статье рассматриваются два варианта компонентов узла обучающей виртуальной среды для работы с заданиями открытого типа при изучении иностранного языка; в качестве готового решения приводится элемент курса LMS Moodle «задание», а в качестве авторского программный модуль для веб-приложений на фреймворке web2py; перечисляются особенности обоих вариантов решения; формулируются условия для успешного внедрения первого и второго компонентов в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The component of a virtual learning environment node for using open type tasks in foreign language acquisition process

The article touches upon two variants of components of a virtual learning environment node for using open type tasks in foreign language acquisition process. As a ready-to-deploy solution the author gives the LMS Moodle module «Assignment», and then he describes his own web2py based piece of software. The main features of both solutions are being listed. The requirements for the foreign language teacher are formulated to be successful in using the named components in foreign language acquisition process.

Текст научной работы на тему «Компонент узла обучающей виртуальной среды для работы с заданиями открытого типа на иностранном языке»

УДК 81.42

А. И. Горожанов

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры грамматики и истории немецкого языка факультета немецкого языка МГЛУ; e-mail: [email protected]

КОМПОНЕНТ УЗЛА ОБУЧАЮЩЕЙ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЗАДАНИЯМИ ОТКРЫТОГО ТИПА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

В статье рассматриваются два варианта компонентов узла обучающей виртуальной среды для работы с заданиями открытого типа при изучении иностранного языка; в качестве готового решения приводится элемент курса LMS Moodle «задание», а в качестве авторского - программный модуль для веб-приложений на фреймворке web2py; перечисляются особенности обоих вариантов решения; формулируются условия для успешного внедрения первого и второго компонентов в процесс обучения.

Ключевые слова: компонент узла виртуальной обучающей среды; задания открытого типа; изучение иностранного языка; LMS Moodle; фреймворк web2py.

A. I. Gorozhanov

Ph.D., Associate Professor, Grammar and History of German Department, the Faculty of German, MSLU; e-mail: [email protected]

THE COMPONENT OF A VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT NODE FOR USING OPEN TYPE TASKS IN FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION PROCESS

The article touches upon two variants of components of a virtual learning environment node for using open type tasks in foreign language acquisition process. As a ready-to-deploy solution the author gives the LMS Moodle module «Assignment», and then he describes his own web2py based piece of software. The main features of both solutions are being listed. The requirements for the foreign language teacher are formulated to be successful in using the named components in foreign language acquisition process.

Key words: component of a virtual learning environment node; open type tasks; foreign language acquisition; LMS Moodle; framework web2py.

Работа с заданиями открытого типа представляет наибольшую сложность при внедрении электронных учебных материалов, частным случаем которых являются узлы обучающей виртуальной среды (далее - ОВС) для изучения иностранного языка. Узел как основной структурный элемент ОВС может состоять из компонентов или

модулей, которые представляют собой относительно самостоятельные блоки программного кода.

В отличие от закрытых заданий, проверка которых может осуществляться автоматически, задания открытого типа всегда предусматривают проверку человеком - преподавателем или другим студентом. Таким образом, компонент узла ОВС для работы с этим типом заданий выступает посредником между обучающимся и проверяющим, связующим звеном, обеспечивающим их коммуникацию в рамках поставленной учебной задачи.

Рассмотрим распространенный вариант готового решения в рамках LMS Moodle. Речь идет об элементе курса «задание» (англ. assignment) [2]. Ввиду массового распространения LMS Moodle (более 67 тыс. инсталляций в 222 странах мира [3]) мы будем считать элемент курса «задание» типовым решением.

В рамках задания студент готовит письменный текст и вводит его непосредственно в текстовую область или прикрепляет в виде отдельного файла (возможно сочетание обоих вариантов). Затем результат сохраняется в базе данных. Преподаватель может настроить некоторые формальные требования к тексту: максимальное количество слов при непосредственном вводе или максимальный размер и количество прикрепляемых файлов. При этом минимальные границы никак не устанавливаются.

На наш взгляд, применительно к обучению иностранному языку следует отдать предпочтение непосредственному вводу текста. Во-первых, это позволяет использовать ограничение по количеству слов. Во-вторых, обучающемуся не приходится пользоваться сторонним программным обеспечением (текстовым редактором или процессором), что осложнило бы работу на мобильных устройствах. В-третьих, проверяющий также сможет просмотреть поданные работы в системе, не прибегая к сторонним приложениям.

Важно, что преподаватель может редактировать текст, в частности - выделить его фрагменты полужирным или зачеркиванием. При дополнительных настройках можно добавить возможность выделения цветом. Для этого нужно перейти в настройки редактора: Administration > Site administration > Plugins > Text editors > Atto HTML editor > Atto toolbar settings. Затем в текстовое поле «Toolbar config» добавить две строки: «fontcolor = fontcolor» и «backcolor = backcolor» [4] (см. рис. 1).

Toolbar config

oditor_atto | toolbar

Рис. 1. Текстовое поле «Toolbar config»

После сохранения изменений во встроенном редакторе LMS Moodle появятся кнопки изменения цвета шрифта и цвета фона шрифта. Со временем преподаватель может составить свои правила разметки, например, красный - исправить, зеленый - особенно удачный вариант, желтый - переформулировать и пр.

После проверки обучающийся может внести исправления и подать работу снова и т. д. В итоге преподаватель может выставить оценку за задание и закрыть доступ к ее редактированию, чтобы гарантированно сохранить корректный вариант текста.

Безусловно, элемент «задание» является очень удобным и эффективным техническим инструментом, который можно рассматривать как компонент узла ОВС, если при этом считать узлом ОВС курс LMS Moodle. К достоинствам такого компонента можно отнести возможность встраивания в курс LMS Moodle в виде отдельного модуля, что автоматически позволяет использовать все сильные стороны систем управления обучением, заключающиеся в ограничении доступа по времени, формировании рейтинга, возможности быстрого обмена сообщениями и многое другое.

Однако нельзя не отметить и некоторые неудобства при работе с заданием. Например, ограничение по количеству слов относится также и к интерфейсу проверяющего, что мешает ему вставить свой комментарий непосредственно в текст студента (под интерфейсом проверяющего мы понимаем веб-страницу, на которой проверяющий работает с текстом студента как преподаватель). Это неудобство частично компенсировано тем, что преподаватель может оставить комментарий к тексту отдельно, но если студент работает через смартфон, то одновременное чтение текста работы и комментария может быть затруднительным. При правке заданий новая версия полностью замещает предыдущую, хотя для анализа типичных ошибок и скорости их

align = align ж

indent = indent

insert = equation, charmap, table, clear

undo = undo ■

accessibility = accessibilitychecker, accessibilityhelper

other = html I

fontcolor = fontcolor •W

backcolor = backcolor A

исправления преподавателю было бы удобно иметь все версии каждого текста.

Рассмотрим авторское решение проблемы. Оно представляет собой программный модуль, который можно интегрировать в веб-приложения, разработанные на фреймворке web2py. В реалиях web2py компонент узла представлен тремя составляющими: функцией Python, связанной с этой функцией веб-страницей и соответствующими полями базы данных. Поля базы данных предоставляют информацию для статистики о работе пользователей в веб-приложении.

Компонент рассматривается нами как часть узла ОВС, представляющего собой электронное учебное пособие. Пользователь уровня студент выполняет письменные задания, которые могут иметь ограничение по объему в пределах установленного преподавателем диапазона. Кроме того, могут быть заданы единицы вокабуляра, которые обязательно должны быть употреблены в генерируемом тексте (подробнее о возможностях проверки содержимого текста см. статью «Метод трехступенчатой автоматизированной проверки текста при обучении письменной речи на иностранном языке» [1]).

Оценка за выполнение задания выставляется не в виде балла, а в виде одобрения работы, т. е. текст может быть либо одобрен, либо нет. После одобрения пользователем уровня преподаватель студент не может больше осуществлять правку текста. В отличие от приведенного нами примера, здесь ограничение по количеству символов действует только для интерфейса студента. Преподаватель может добавлять пояснения любой длины непосредственно в текстовое поле. Как для студента, так и для преподавателя доступны некоторые редакторские функции. Текст можно сделать полужирным (кнопкой или сочетанием клавиш «Ctrl + b»), наклонным (кнопкой или сочетанием клавиш «Ctrl + i»), подчеркнутым (кнопкой или сочетанием клавиш «Ctrl + u»), выделить красным или зеленым цветом. Для улучшения восприятия при покраске красным и зеленым текст также становится полужирным (см. рис. 2).

Поскольку для студента важно следить за количеством символов, в его интерфейсе предусмотрен вывод числа знаков в составляемом тексте (включая пробелы, но не считая переносы строк), причем цвет числа меняется с черного на зеленый при нахождении в заданном диапазоне (см. рис. 3).

В 1 и Red Green Black

Unfortunately 1 have never been to London. But 1 would like to oo there next summer. 1 am looking forward to doing that.

The text is correct. w л

He одобрено T Сохранить

1 Одобрено

| He одобрено

Рис. 2. Вид текстового поля из интерфейса преподавателя

В 1 U Red Green Black

Unfortunately 1 have never been to London. But 1 would like to go there next summer. 1 am looking forward to doing that.|

*

120

Отправить

Рис. 3. Вид текстового поля из интерфейса студента

Все версии, отправленные из интерфейса студента, сохраняются в базе данных. Благодаря этому на веб-странице статистики можно увидеть все версии определенного задания определенного обучающегося, что является хорошим инструментом для общего анализа проделанной работы. С помощью такого анализа преподаватель может

корректировать задания для следующих учебных групп, расширяя особо проблемные пункты дополнительным материалом.

Сформулируем основные отличия авторского компонента от готового решения в LMS Moodle:

• оно интегрируется в веб-приложения на web2py;

• при написании текста в интерфейсе студента считаются символы, включая пробелы, а не слова, причем для преподавателя ограничение по количеству символов не имеет силы, чтобы вставлять в текст комментарии любого объема;

• в нем предусмотрен механизм проверки текста на наличие определенных лексических единиц;

• все версии правок студента сохраняются в базе данных для последующего анализа преподавателем, вместе с самим текстом сохраняется также и время создания версии;

• вместо выставления балла предусмотрено только одобрение работы преподавателем (аналог оценки «зачтено»).

Остальные отличия могут возникать из характера обработки и представления содержимого базы данных на уровне всего веб-приложения и выходят за рамки рассмотрения описываемого здесь компонента узла.

В заключение отметим, что оба приведенных решения могут успешно использоваться в качестве компонентов узлов ОВС для работы с заданиями открытого типа на иностранном языке. Типичным заданием такого рода является составление текста по заданным критериям. Очень часто одним из критериев является объем текста, который легко устанавливается программно. Более сложным является проверка содержания, что пока еще лучше доверить опытному преподавателю. Так, например, при работе с фонетическими заданиями, одним из которых может быть транскрибирование прослушанного текста, автоматически могут быть проверены наличие тех или иных знаков транскрипции и их общее количество, однако правильность выполнения задания в целом должна устанавливаться исключительно преподавателем.

Работа с элементом курса LMS Moodle «задание» избавляет преподавателя от работы с программным кодом, однако вместе с тем ограничивает его возможности. Напротив, интеграция авторского компонента в веб-приложение на web2py требует навыка работы с фреймворком и умения программировать на Python, но при этом

позволяет индивидуализировать электронные учебные материалы.

Как бы то ни было, положительным, по нашему мнению, является

уже само наличие выбора между первым и вторым вариантом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горожанов А. И. Метод трехступенчатой автоматизированной проверки текста при обучении письменной речи на иностранном языке // Современная наука: тенденции развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. 26 ноября 2014 г. ; в 2 т. - Краснодар : НИЦ Априори, 2014. - Т. I. - С. 54-57 (Доступ к полному тексту через URL: https://www. асайеш1а.ейи/22472569/МЕТОД_ТРЕХСТУПЕНЧАТОЙ_АВТОМАТИ-ЗИРОВАННОЙ_ПРОВЕРКИ_ТЕКСТА_ПРИ_ОБУЧЕНИИ_ПИСЬМЕН-НОЙ_РЕЧИ_НА_ИНОСТРАННОМ_ЯЗЫКЕ)

2. Assignment module / Moodle Docs. - URL : https://docs.moodle.org/28/en/ Assignment_module (дата обращения: 25.02.2016).

3. Moodle Statistics. - URL : https://moodle.net/stats (дата обращения: 25.02.2016).

4. Text editor / Moodle Docs. - URL : https://docs.moodle.org/28/en/Text_editor (дата обращения: 26.02.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.