Научная статья на тему 'Комплексный поход подбора профессиональных кадров для выполнения НИР оборонной направленности в условиях неопределенности'

Комплексный поход подбора профессиональных кадров для выполнения НИР оборонной направленности в условиях неопределенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПОДБОР И РАССТАНОВКА КАДРОВ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ / УСЛОВИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Северцев Н.А., Леонов А.Г.

Представлен комплексный подход к решению проблемы подбора групп исполнителей для выполнения этапов проекта и модель оптимального управления, а также оценки выполнения этапов проекта. Разработана обобщенная стратегия сетевого планирования и управления проектом в условиях неопределенности. Дано их математическое обоснование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Северцев Н.А., Леонов А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный поход подбора профессиональных кадров для выполнения НИР оборонной направленности в условиях неопределенности»

end of the last scene, which clearly suggests an inclusive outlook.

It is indicative that some of the British theatre productions provide their public with even more explicit representation of science, its discoveries and controversies such as, e.g., The Ethics of Progress (2 008) and Mission to Mars (2009) in The Unlimited Theatre directed by J. Spooner. The former is even called ^performance lecture', to emphasize its didactic aims, and devoted to quantum physics, its possible applications and ethical problems involved. As for Mission to Mars, its declared objective was to inspire young people with interest to science as a vocation, the target audience being high-school and college students. Interestingly, such an approach to the aims of dramatic art makes The Unlimited's policy close to what some state-supported cultural and theatrical movements in the mid-20th century France aimed at, viz. making a cultural space to educate through entertainment [7].

One more approach to staging the science can be seen in some works of On Theatre, directed by M. Gordon who had worked in the National Theatre as well and followed his former teacher, famous theatre director P. Brook some of whose productions were inspired by well-known scientists, such as a Russian neurophysiologist A. Louria

[8]. The On Theatre, in turn, aims at creation of what Gordon calls "theatre essays... in both senses of the word, reflections and attempts"

[9]. Such are his theatre's On Love, On Ego, On Emotion based on neural, cognitive and behavioral psychology.

In both On Ego and On Emotion the concept of self as a ^bundle of perceptions', and the functions of emotions, respectively, are at first expounded in a ^lecture' part of each of the performances and then personified in a personage who suffers from a neuropsychological trouble. In both productions, however, it is not those personages but the researchers who seem to embody some controversial implications of the object under their study. Thus, e.g., a character

in On Emotion, a cognitive-behavioral therapist, is preparing a paper on individual's control over one's emotions, at the same time experiencing what he describes himself as a cognitive dissonance of his ^conflicting thoughts' caused precisely by uncontrollable emotions. Scenic means used in On Ego and On Emotion visualize what is being discussed: the former which concerns self as ^bundle of perceptions' presents different pieces of information on the same object conducted through parallel channels, such as actor's live voice, his recorded speech, and videos on brain surgery projected on a screen. As for On Emotion, devoted to functions of affective experience, it shows, in turn, puppets manipulated by its main characters. However, even in this case certain aspects of their manipulation (such as several, rather than one, personages controlling a same puppet, or the latter's unexpected fall when it seemed to visualize a true scientist fully absorbed by his research, etc.) suggest controversies instead of straight-forward interpretations of the ways of the science, its data, methods, and approaches.

Similarly to the plurality of cognitive paradigms in After Darwin, the On Theatre's productions do not give any one unifying theory, which is what Gordon himself stresses as their aim: not to come to any one inference whatever [10].

To sum up, those 2000s' British theatre's productions on science discussed above can demonstrate

the contemporary stage's capacity of representing some crucial problems in data obtaining and understanding;

an inclusive epistemological outlook, i.e. coexistence of alternative concepts and/ or views alongside with one another;

scientific discourse as a possible theatrical language represented by verbal and non-verbal means.

Therefore it is due to all these one can speak of truly educative as well as epistemological functions of such stage representations.

REFERENS

1. Sadykhova L.G. Communication Technologies and Epistemology of Culture through Theatre Paradigms / Надежность и качество - 2013: Тр. международного симпозиума «Надежность и качество»: в 2 т. / под ред. Н.К. Юркова. Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. Т. 2. С. 339-340.

2. Садыхова Л.Г. «Народный» театр как программа сплочения нации. / Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 2 (Том б), С.106-109.

3. Садыхова Л.Г. Идея "Народного" театра во французской культуре XVIII - середины XX вв. / Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. Федеральный научно-практический журнал. 2014 г., № 1 (Зб), С.192-195.

4. Садыхова Л.Г. В поисках культурной идентичности: ирландский национальный театр. / Ценности и смыслы. Научный и информационно-аналитический журнал. 2014. № 3, С.36-43.

5. Садыхова Л.Г. Театр в терминах «исторического»: английская мелодрама / Гуманитарные и социальные науки (научный журнал). 2013. № 5, С. 254-265. http://www.hses-online.ru/2013/05/24 00 01/34.pdf

6. Campos L. Sciences en scène dans le théâtre britannique contemporain. Presses universitaires de Rennes. 2012.

7. Sadykhova L.G. Cultural studies and social-cultural development / Надежность и качество -2016: Тр. международного симпозиума «Надежность и качество»: в 2 т. // под ред. Н.К. Юркова. Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. Т.1. С. 187-188.

8. Campos L. Op. Cit.

9. Taylor P. Mick Gordon: The Ego Has Landed // The Independent, 01.12.2005.

10. Ibid.

УДК 542.913

Северцев1 Н.А., Леонов2 А.Г,

вычислительный центр при федеральном исследовательском центре информатики и управления РАН, Москва, Россия

2ОАО «ВПК НПО Машиностроение», Москва, Россия

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОХОД ПОДБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР ОБОРОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Представлен комплексный подход к решению проблемы подбора групп исполнителей для выполнения этапов проекта и модель оптимального управления, а также оценки выполнения этапов проекта. Разработана обобщенная стратегия сетевого планирования и управления проектом в условиях неопределенности. Дано их математическое обоснование Ключевые слова:

комплексный подход, модель оптимального управления, подбор и расстановка кадров с учетом профессиональных навыков, условие неопределенности, стратегия управления

Введение. Одной из важнейших задач для любой организации ВПК не зависимости от вида и сферы её деятельности является задача подбора и расстановки кадров человеческого ресурса, характеризуемого для работодателя набором базовых профессиональных качеств - навыков.

В ходе обучения и привлечения сотрудников для выполнения тех или иных работ или проектов работодателю необходимо знать и оценивать текущий уровень профессиональной подготовки работающего персонала в его организации. В дальнейшем эти данные используются для выработки оптимальных управленческих решений, связанных с получением конкурентного преимущества по отношению к другим организациями, выраженным положительным экономическим потенциалом - прибылью, которая обеспечивает возможность наращивания материально-производственных запасов, основных средств и фондов, текущего объема товарно-денежного эквивалента, размещаемого в местах хранения и на расчетных счетах компании.

Следует отметить, что оптимальное распределение человеческого ресурса для решения стоящих перед организацией задач не является залогом их успешного выполнения. Для этого необходимо учитывать применяемые стратегии управления персоналом, включающих: анализ, выработку и воздействия ответственного лица (руководителя организации или проекта) при возникновении состояния неопределенности, связанного например: с возможным изменением состава задействованного персонала при выполнении работ, увеличение временных затрат на выполнение проекта и т.п. [1]/

В связи с этим возникает необходимость в формировании комплексного подхода для решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:

формирования множества групп исполнителей на этапы проекта с учетом их профессиональных навыков и выбора наилучших групп на каждый этап проекта;

определения одного оптимального набора групп исполнителей для выполнения проекта в целом;

построения модели управления оптимальным набором групп исполнителей и определение возможных рисков с целью формирования допустимого запаса имеющегося ресурса организации, выделяемого на проект в целом.

Далее приведем обоснование комплексного подхода к подбору и расстановке специальных кадров и оптимального управления ими для выполнения проекта, связанного с разработкой алгоритмической и программной частью специального программного продукта.

Постановка задачи. Пусть организации задан проект, состоящий из {1,...р,...,Р} этапов, каждый из которых определяется своим набором вербальных признаков. Успешное выполнение проекта в целом и каждого отдельного его этапа зависит от применения соответствующих профессиональных навыков сотрудников организации.

Представим имеющийся человеческий ресурс, которым располагает организация, множеством $ = где Б±, - 2-й сотрудник организации, I - общее количество сотрудников. Каждый сотрудник характеризуется своим набором

профессиональных навыков х.

( )

где

хр - профессиональный навык 1-го сотрудника, Р

- общее число профессиональных навыков, необходимых для выполнения предполагаемого проекта.

Заметим, что у Б± сотрудника организации рассматриваются не все профессиональные навыки или вербальные признаки, а только ге которые необходимы для выполнения проекта как в целом (если сотрудник является «универсалом»), так и завершения одного или нескольких этапов проекта.

Для удобства описания набора профессиональных навыков, принадлежащих одному сотруднику, опишем каждый профессиональный навык выражением [2]

где ар - количественная характеристика профес-

зующая наличие или отсутствие у 2-го сотрудника

р-го навыка, она принимает значение хгр = (0Л,

«1» - если 2-ый сотрудник обладает р-ым навыком,

«0» - в противном случае ,«^^»- символ взаимного соответствия.

Взаимно-однозначное соответствие 2-го набора профессиональных навыков у сотрудника $ определяется выражением

р = 1,2,...,Р;/' =1,2,...,/

Требования к решению задачи. Требуется из всего множества сотрудников организации (исполнителей - программистов), выражаемого множеством S сформировать группы исполнителей способных с высоким качеством и в заданные сроки с минимальными затратами выполнить текущий специальный проект по разработке некоторого программного продукта.

Формализация этапов решения задачи. Сформулированная выше задача относится к типу задач сетевого планирования ресурсов организации и управления ими на протяжении выполнения всего проекта в целом. Таким образом, комплексный подход к решению данной задачи включает в себя три взаимосвязанных между собой решения локальных задач, определяемых следующими шагами.

Первый шаг. Сетевое планирование основных средств, человеческих, временных и денежных ресурсов организации, т.е. обоснование их выбора для каждого этапа выполняемого проекта. Для решения этой задачи необходимо из множества сотрудников организации сформировать общий список, включающий в себя группы исполнителей способных выполнить работы по различным этапам проекта с определенными затратами имеющихся в распоряжении организации ресурсов. Отметим, что для выполнения одного из этапов проекта может быть сформировано несколько групп исполнителей, а также допускается, что одна и та же группа исполнителей может выполнять несколько связанных или несвязанных между собой этапов проекта.

Второй шаг. Определение для каждого этапа проекта оптимального варианта группы исполнителей в соответствии с их профессиональными навыками и в соответствии с возникающими условиями в ходе выполнения проекта. Первоначально допускается, что сформированное множество оптимальных вариантов групп исполнителей выполняет весь проект от начала до конца при минимальных затратах всех имеющихся в распоряжении организации ресурсов при максимизации её прибыли. Однако в процессе выполнения проекта может возникнуть состояние неопределенности при назначении оптимальной группы исполнителей на тот или иной этап проекта. Это состояние увеличивает риски, ведущие к срыву выполнения проекта в целом (например, болезнь или увольнение исполнителя из оптимальной группы до выполнения этапа проекта или в ходе его выполнения). При этом возникает необходимость привлекать или отзывать другие группы исполнителей с других этапов проекта или возможно других проектов, что влечёт за собой неизбежное снижение прибыли организации за счет привлечения дополнительных специалистов и восполнения утраченного времени отведенного для выполнения проекта (возможно привлечение исполнителей из других организаций на договорной основе). В крайнем случае, с момента срыва исполнения этапа проекта придётся переформировать группы исполнителей заново и пересмотреть размер получаемой прибыли для организации.

Третий шаг. Построение модели оптимального управления с целью выявления и исследования возможных ситуаций, связанных с появлением различных рисков ведущих к срыву проекта. Отметим, что

сионального навыка; х - переменная характери-

хР=аРх ХР

на каждом этапе выполняется динамическое оценивание всех видов остаточных ресурсов организации по установленным ключевым точкам. Такой подход к построению модели позволяет в случае необходимости динамически пересмотреть сетевой план и внести изменения в его структуру в ходе его выполнения. Оценка остаточного ресурса организации при выполнении проекта производится по фактическому параметру производительности труда, как для группы исполнителей, так и для каждого исполнителя в отдельности. Оценка имеющегося опыта организации проводится по всему перечню выполненных проектов сотрудниками в соответствии с накопленным ими опытом.

Для целостного решения вышеописанной задачи и реализации приведенных шагов необходимо разработать комплексный подход к моделированию подбора и расстановки кадров с учетом их профессиональных навыков и возможного появления неопределённости, возникающей в ходе выполнения проекта, и выработки управляющих воздействий для её устранения [3].

Модель сетевого планирования человеческого ресурса организации на этапы проекта. Приведем обоснование выбора Si,- сотрудников для каждого этапа выполняемого проекта с помощью рекуррентной формулы, вывод которой приводится ниже.

Пусть количество сотрудников запланированных на выполнение первого этапа р = 1 определяется

г; (х)

списком множеств групп исполнителей ременная характеризующая наличие или отсутствие у 1-го сотрудника навыка р = 1, х' = (0 V1) , где 1 = 1,2,...,1 - общее количество сотрудников.

Множества групп исполнителей Г' (х') , выделяемых

на первый этап, формируется по следующему правилу

5' ^ а' х х',

|о, х! = о,

1 (1)

Для второго этапа с учетом уже выбранных на первый этап сотрудников

5р = ^ а2 х х2,

г; (х ) =

р = 2,3,..., Р;; = 1,2,..., I;; Ф р; j е I. (4)

где - одна из планируемых групп исполнителей

на проект, ^ - общее количество групп исполнителей.

Таким образом, модель (4) описывает формирование групп исполнителей, обладающих профессиональными навыками необходимых для выполнения работы по тому или иному этапу проекта. Заметим, что аналогичным образом описывается и выбор основных средств закрепленных за сотрудниками организации при реализации этапов проекта.

Модель определения оптимального варианта группы исполнителей для выполнения этапов проекта. Пусть для выполнения проекта выбрана группа исполнителей Aд. Группа Ag состоит из подгрупп, число которых соответствует числу этапов проекта. Количество сотрудников организации выбранных в подгруппу для выполнения р -го этапа обозначим переменной 1Пр . В этом случае, группа исполнителей Л^ ^ |ш;,...,тр,...,Шр} , где Шр

=1,2,...,Мр , Мр - максимальное число исполнителей в подгруппе тр с соответствующими вербальными признаками, выбранных на р-й этап, р = 1,2,..., Р - число этапов проекта.

Общее количество сочетаний исполнителей в подгруппе определяется выражением

М„

мр = 2с:

Стр -см =

м„

р Шр !(Мр - Шр)!

Пр = 1,2,3,..., Мр.

(5)

Качественный состав возможных их сочетаний (5), привлекаемых на р-й этап проекта определяется множеством

кр = {кр,...,Крп ,...,кр}, \кр\ = Мр

где п - количество исполнителей в сочетании, а элементы Кр множества К1 определяются следующими выражениями.

Группа исполнителей этапа проекта включает одного сотрудника Мр

К = 1, К =2 Хтр хатр, Хтр (0 V 1), Шр = 1,2,...,Мр, (7)

ю,

у 7 [г;(х)+5,.

, хр Ф 0,

хр = 0,

-р --2 Ф х2, ; = 1,2,..., I;; Ф j; j е I. (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тогда для этапов р = 2,...,Р рекуррентная формула, определяющая список групп исполнителей

Гр(хр) будет иметь вид

Sj = 5 а'р х х'р,

Гр (хр ) =

(Гр-1 (хр-1) +

„р

р'

ф 0,

хр = 0,

р = 2,3,..., Р;; = 1,2,..., I;; Ф р; j е I. (3)

Рекуррентная формула (3) с учетом (1) - (2) позволяет представить модель сетевого планирования человеческого ресурса компании на этапы проекта в виде о

2 Лг =Гр (хР ), Гр (хР )ф 0

8=1

^ а. х х. ,Sj = ^ а'р

10, х' = 0,

; 1 х = 1,

г; (х )=

гр (хр ) =

10,

1Гр-1 (хр-1 )-

хр Ф 0,

хР = 0,

где а - количественная характеристика профес-тр

сионального навыка сотрудника, х -переменная

тр

характеризующая выбор сотрудника в пределах р-го этапа, она принимает значение «1» - если тр -й сотрудник выбран на этап, «0» - в противном случае.

Группа исполнителей этапа проекта включает двух сотрудников

мм

К2 = 1, К2 = 2 2 (хтр х % )х (хр х ар ),

Шр =1 Р=Шр-1

хтр (0 V1),Шр = 1,2,...,Мр,р <Мр,р е Мр. (8)

Группа исполнителей этапа проекта включает трех сотрудников

Кр = 1,

мрмрмр

кр =2 2 2 (чхаШр)х(хрхар)х(хкхак),

Шр =1 Р=Шр+1 к=р+1

х^ (0 V1), Шр = 1,2,..., Мр, р, к < Мр, Р, к е Мр. (9)

Группа исполнителей этапа проекта включает п сотрудников

к;=1,

Мр Мр Мр Мр

кп=2 2 2... 2 (хшр хаШр)х(хрхар)х(хкхак)...(хпх%^

=1 р=Шр +1 к=р'+1 п=г+1

Ш„ =1

Шр =1

0

х

х

хр Ф хр

xm (0 V1),mp = 1,2,...,Mp; j,k,...,r,n <M ; j,k,...,r,n eMp

(10)

С учетом обобщений выражений (8) дель выбора групп исполнителей для этапов проекта принимает вид

N

\кр\ = 1, кр = £кр,

- (10) мо-выполнения

(11)

n=1

где

Kl-

ыр ыр ыры

= Е Е Е - Е(ХтрХ %)Х(Х/ Х а/ )Х( Хк Х ак )■■■( Хп Х ап ), Шр=1 ]=Шр +1 к=/+1 п=г+1

Кр = 1

хт (0 V1),т = 1,2,.„,М„; /',к,...,г,п <Ми; /',к,...,г,п е■

тр ч '' р ' ' ' р ; и ; ; ; ; р

Определение оптимального варианта набора группы исполнителей осуществляется с помощью методов и подходов булевого линейного программирования или многокритериальной оптимизации [1,2].

Модель оптимального управления и оценки выполнения этапов проекта в условиях неопределенности. Для успешного выполнения проекта руководителю проекта организации необходимо осуществить предварительное планирование распределения имеющихся ресурсов организации на проект. Здесь под ресурсами будем понимать Т - время, Б- денежные средства, выделяемые для выполнения проекта и X - выбранный человеческий ресурс организации, т.е. выбранная на предшествующем этапе моделирования оптимальная группа исполнителей. Под условиями неопределенности будем понимать такое текущее состояние выполняемого проекта, в ходе которого возникает необходимость выполнения процедур: пересмотра групп исполнителей, привлекаемых на выполнение последующих этапов проекта по причине их болезни или увольнения, или возможного их дефицита в связи с их занятостью на других проектах.

Пусть группа исполнителей, назначенная для выполнения проекта определяется множеством

{xц(í, 4

, XpjP (t, S),.

, XP, Jp S)} ,

где

Xp,jp (t, S)

j-я подгруппа, которая может участвовать в выполнении р -го этапа проекта, тогда управление

ресурсами (t,s,x) задается множеством

U = {ui(t,s,x),...,ui(t,s,x),...,ui{t,s,x)}, Где ui(t,S,X) - i-e управление ресурсами компании в момент времени t.

Планирование распределения ресурсов организации на проект в целом с учетом возможного допустимого резервирования ресурсов определяется выражением [3,4]

-Y (T, 5, X )ZT, (12)

где (T,S,X) - ресурсы организации, выделенные

на проект; Y(T,S, X) проект - функция, описывающая распределение ресурсов при планировании выполнении проекта; Y(T, S, X) план - функция, описывающая распределение ресурсов по этапам и контрольным точкам проекта при его планировании;

y T, S, X ^ = Y (T, S, X )п

Y(Т,S,X- функция,

описывающая планируемый

выделенный резерв ресурсов с учетом заложенных рисков на случай возникновения ситуаций приводящих к неопределенности при управлении проектом.

Раскроем содержательную часть переменных в выражении (12) и приведём подробное пояснение назначения его составляющих P ip

Y(T,XX УР,р (T,S,X), p=i ip=i

(13)

Y(T, S, X "СГ = Y(T, S, X)npoeKm x«(T, S, X),

Y (T, S, X )ZT = L YP (T, S, X )

резерв план ,

(14)

(15)

Yp(T, S, X )

резерв _ 'tплан =

Y (T, S, X); P

резерв план

y™ (T,S,X) = A™ x x(t, s)™ + B™ x u(t,s, x)™

план 'p,ip,

i- j. \n. x(t, s)p

E [0 V 1],

где y

P,'p

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P,ip

(T,S,X) - функция,

(18)

описывающая планирова-

ние распределения ресурсов на контрольных точках и этапах проекта; а - риск, закладывае-

мый по всем видам ресурсов используемых при выполнении проекта; ^(Т,£,X~)РЗнв - функция, описывающая планирование распределения ресурсов на р-

й этап; Р - заданное количество этапов на проекте; 1р — заданное количество контрольных точек

„ а план

на р -м этапе; Ар1 - матрица численных значений характеристик профессиональных навыков исполнителей выбранных на проект при планировании;

x(t, s)

p,'p

численные значения характеристик про-

фессиональных навыков выбранные на р-й этап

подгруппы исполнителей,

и

p контрольную точку;

вп

матрица уточняемых численных значении ха-

Р,1р

рактеристик профессиональных навыков исполнителей в ходе выполнения проекта на этапе;

план

сурсами проекта.

Функция управления распределением ресурсами организации при планировании выполнения проекта

г. \ пла> u(t, s, x)p,ia

функция, описывающая управление ре-на контрольных точках и этапах

u(t, s, x)'

p, 'p

x(t, s)

p, 'p

Ip

L x(t, sTpfp = 1

Ip

^^план p,1p

x x(t, s)p¡lан

^ x(t, s)^

(19)

где

/i \ п x(t, s)

численные значения характеристик навыков подгруппы исполните-

профессиональных лей, выбранных на р-й этап и / контрольную точку («1» - профессиональные навыки не меняются, «min» - возможные незначительные отклонения в случае заменых подгруппы исполнителей).

Фактическое состояние остатка ресурсов организации при выполнении проекта при условии возникновения неопределенности будет иметь следующий вид

Y (T, S, X )voem = Y (T, S, X )фкт + Y (T, S, X )

резерв план ,

(20)

P Ip

Y(T,S,X)факт =L Lyf™(T,S,X),

p=1 ip =1

факт yp,'p

x(t,s)fKm e [0 v 1],

(T, S,X) = Af™ x x(t, 8)факт + Bf™ x u(t, s, xf p,1p p,1p p,1p p,1i

факт

p,1p

факт

p,1p

•-.факт )p,1p ,

е У(ТЛХ)ф

ское ис

уфакт (T, S, X )

гд ческое

акт - функция, описывающая факти-использование ресурсов проекта;

функция, описывающая фактическое использование ресурсов на контрольных точках и

Афакт п

- матрица фактических чис-

р,1р

ленных значений характеристик профессиональных навыков исполнителей, рассчитываемая в ходе вы-

/. \ факт

полнения проекта; x(t, s)^ -

фактически выбранная

на р-й этап и 2р контрольную точку подгруппа исполнителей, характеризуемая численными значениями характеристик профессиональных навыков;

p=1

пан

тан

зфакт

РДр

матрица уточняемых численных характери-

стик профессиональных навыков группы исполните-

/х \ факт

лей в ходе выполнения этапа проекта; и(/, 5, х);Г:

р,1р

- функция, описывающая управление ресурсами на контрольных точках и этапах проекта. В выражение (20) функции управления имеет вид

М(г, х)факт =

Сл, У™(Т,5,х) - уф™(т,5,x) > 0 Св, ура (Т,5,x) - уф,™ (т, 5,x) = 0 сс, у™ан(Т,5,x) -уфра™(Т,5,x) < 0

(21)

где Сл, Св, Сс - стратегии управления, которые описываются следующими выражениями:

с„

с„

х(г, 5)фг+1=ха^а:, ;р < р

\х(г, 5)факт

р,;р +1

факт р,;р +1

'р = Г,

Сс = х(Г, 5)^7,

Ф ;р, ;ре ^,

2 х(г, 5)ф;к:

2

=1

лфакт (. \факт Лр,'р х(Г,5)р,'р '

^ х(г, 5)

фак

работ исполнителя х(£, 5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на исполнителей с бо-

Рсред= к х

2 Рр

р=1_

2 РТ '

р=1

(22)

к = -

2 Р

. 1 I

2 5;

где р - запланированная стоимость р-го этапа

проекта; Р^ - запланированное время р-го этапа проекта; Р1 - производительность 1 -го исполнителя; - стоимость 1-го исполнителя; к - коэффициент, связывающий переменные Р7 и (определяется руководителем проекта); р = 1,2,...,Р

- количество этапов проекта; 1 = 1,2,...,X - число исполнителей проекта.

Прогноз на следующий этап (контрольную точку этапа) ожидаемой производительности исполнителя, ожидаемых денежных затрат, использования денежных и временных ресурсов выделенных в резерв проекта определяется по формулам:

ожидаемой производительности исполнителя

Р

= и х Р

р,; ожид. 'Р^ сред. Р

Ур,; . т ир.; =ТрТ,' е I,

(24)

(25)

Стратегия Са позволяет оставлять успешно выполняющего работу исполнителя на этапе выполнения проекта или выбирать на следующий этап нового сотрудника организации. Стратегия Св показывает, что управление не требуется, проект выполняется в соответствии с планом. Стратегия Сс обеспечивает замену не справившегося с объемом

где Рр,1 ожид - ожидаемая производительность 1 -го исполнителя на р -м этапе относительно Рсред. ; ир;- коэффициент, определяющий увеличение (уменьшение) производительности для 1-го исполнителя относительно выполненного фактиче-

лтР

ского объема работ; V . - планируемый объем ра-

лтР

бот 7 - му исполнителю на р -м этапе; V . - фактический объем работ, выполненный 1 -м исполнителем на р -м этапе;

ожидаемые денежные затраты по проекту

ожид. = Лр х ир,( х Хс{>ед.> ( 26

2 Рр

лее высокими численными значениями характеристик профессиональных навыков.

Стратегии Сл, Св, Сс используются как в ходе выполнения этапов проекта, так и всего проекта в целом, также являются неотъемлемыми составляющими общей стратегии сетевого планирования и управления ресурсами организации.

Формирование обобщенной стратегии сетевого планировании и управления проектом в условиях неопределенности. Суть общей стратегии сетевого планирования и управления основывается:

на сравнении априорной производительности, которая была достигнута на предыдущем этапе (предыдущей контрольной точке этапа) и средней

производительности Рсред. исполнителей на проекте;

на выработке управляющих воздействий в виде рекомендаций руководителю проекта по выбору исполнителя и его профессиональных навыков для выполнения следующего этапа проекта;

на прогнозировании для следующего этапа (контрольной точки этапа) ожидаемой производительности исполнителя, ожидаемых денежных затрат, использования денежных и временных ресурсов выделенных в резерв проекта.

Средняя производительность по проекту определяется по формуле

Р

2 р5

75 _ р=1 ^ сред.

,; е I,

(27)

2

р=1

РТ

где X5 у ожид - ожидаемые денежные затраты для /

го исполнителя на

р -м этапе;

сред.

средние

денежные затраты по проекту; - количество отработанных дней на р -м этапе;

ожидаемое использование денежных ресурсов выделенных в резерв

К

р,; ожид. = Лр х х Кр

Р

^ е I

Рр-1,1

28

29)

где К5 - ожидаемый резерв денежных средств

при выборе 1-го исполнителя на р -м этапе; К^

- фактический остаток резерва денежных средств на р -м этапе; Рр-1,± - априорная производительность выбираемого 1-го исполнителя учтённая на предшествующем этапе р -1; - ;- коэффициент,

определяющий увеличение (уменьшение) возможных фактических затрат денежных средств связанные с выбором 1- го исполнителя с производительностью

Рр-1,1

Р р-1 1 относительно ¿сред ;

ожидаемое использование временных ресурсов

выделенных в резерв

где К

Т

■р,; ожид.

К,< ожид= Лр х^р,1 х , (31)

ожидаемый резерв времени при вы-

пТ

боре 1 - го исполнителя на р -м этапе, .К

1

р

5

фактический остаток резерва времени на р -м этапе.

Фактические денежные средства планируемые к выплате 2 - му исполнителю на р-м этапе определяются

Z

_ yW

факт Zp,i 5

<jW _ Zp,i -

где

сред.' факт5

( Z * ( z*

> ZS

факт ~ p,

< ZS

факт p,

cped.)v(

сред.М Fl

< Pl

< Pl

(32)

FL > P,

Z Z

^ p,i сред

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

следующим формулам ZS

ryS

pi ZS

p, i факт' p, i мотв.

рассчитываются

сред. dp

'ZS 4 Zсрeд.,

P,'

факт dp '

^ сред.'

APS + RS

Rl

APpS + Rsp,

Rp > 0,

Rp < 0.

(33)

(34)

(35)

В выражениях

vS

(31)

обозначения: Z'

p,i факт

- (35) приняты следующие планируемый расход денеж-

ZW

планируемый расход денежных

гового значения

ZS

на этапе

Z

S

^ р, г сред.

средний рассчитываемый расход

2-му исполнителю на р -м этапе; ZS у факт ~ фактический расход денежных средств /'-му исполни

p, i сред.

денежных средств S

телю на р-м этапе;

ZS

рассчитываемые фак-

затягивании сроков выполнения р -го этапа

вирование)

Pp { - планируемое время выполнения р

-го этапа для 2-го исполнителя;

FL

затрачен-

ное фактическое время 2-м исполнителем на выпол-

S остаток планируемых

нение р -го этапа; AP

ных средств на выплату 2-му исполнителю на р -м

средств на выплату 2-му исполнителю на р -м этапе, определяемый из условий превышения поро-

денежных средств на р -м этапе.

Модели (18) - (19) и (20) - (21) описывают процессы управления ресурсами организации на стадиях планирования и фактического выполнения проекта с учетом выбранной общей стратегии сетевого планирования и управления в условиях возникновения неопределенности.

Заключение. Разработанный комплексный подход к моделированию сетевого планирования и распределения человеческих, временных, денежных и других ресурсов организации на этапы проекта включает в себя модели: формирования групп исполнителей для выполнения заданного проекта; определения оптимального варианта группы исполнителей для выполнения этапов проекта; определения значений закладываемых рисков по ресурсам организации и оптимального управления выполнения этапов проекта в условиях неопределенности [4].

Предложенная стратегия сетевого планирования и управления проектом в условиях неопределенности позволяет провести: сравнение априорной производительности, которая была достигнута на предыдущем этапе проекта по исполнителю к средней производительности исполнителей на проекте; формирование комплекса управляющих воздействий в виде рекомендаций руководителю проекта по выбору исполнителя и его профессиональных навыков для выполнения следующего этапа проекта; прогнозирование на следующий этап проекта производительности выбираемого исполнителя, остаточного ресурса времени, затрат и запасов денежных средств.

тические денежные средства 2-му исполнителю при

ЛИТЕРАТУРА

1. Северцев, Н.А. Факторы и угрозы информационной безопасности систем с учетом их эластично-сти/Н.А.Северцев// Вопросы теории безопасности и устойчивости систем. 2016. Вып. 18. - С.

2. Северцев, Н.А. Метод мониторинга функционирования сложных технических систем в процессе эксплуатации/ Н.А.Северцев, В.В. Шепилов //Наукоемкие технологии. 2016. № 6. -С.

3. Северцев, Н.А. Статистический синтез моделей обеспечения безопасности сложных систем/ Н.А.Северцев, В.В. Балык// Наукоемкие технологии. 2016. -№ 6. -С.

4. Майстер, В.А. Роль интеллектуального капитала в технологическом оснащении производства/ В.А.Майстер, Е.В.Ширинкина/ Надежность и качество сложных систем. 2016, № 1(13). - С. 107-113.

УДК 519.718.2

Ишков А.С., Солодимова Г.А.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

МЕНЕДЖМЕНТ НАДЕЖНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИЗДЕЛИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

Изготовление изделий электронной техники высокого качества позволяет предприятию более рационально использовать свои ресурсы, снижает издержки. Для успешного решения проблемы обеспечения качества изделий недостаточно проведения только отдельных мероприятий на какой-либо одной стадии обеспечения качества, необходимо внедрение системы менеджмента надежности. Основными элементами системы менеджмента надежности является идентификация критических факторов, ответственных за выполнение задач по обеспечению надежности изделий, а также стратегический план, устанавливающий, задачи, методы, последовательность действий по выполнению целей в области надежности, критерии для измерения результативности. Ключевыми компонентами в системе менеджмента надёжности является инвестиции ресурсов в обновление приборного парка, технологической оснастки, испытательного оборудования, своевременное инициирование внедрения инноваций при изготовлении частей, узлов изделия. Внедрение системы контроля дефектов позволяет сформировать своевременные эффективные предупредительные действия для устранения их повторного появления, произвести модификацию изделия и внести усовершенствования в технологический процесс производства

Ключевые слова:

изделия электронной техники, менеджмент надежности, дефекты, испытания, прогнозирования

Введение

Конкурентоспособность любой организации, независимо от формы ее собственности и размеров, зависит от качества и надежности выпускаемой продукции. Сегодня рынок ориентирован не просто на удовлетворение потребностей покупателей, а на удовлетворение спроса, вытекающего из их потребностей. Именно скорость реакции на запросы потребителя определяет лидеров и аутсайдеров потребительского рынка. Вступление России во Всемирную торговую организацию привело к ужесточению конкурентной борьбы отечественного

производителя не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Основная часть

Особую остроту вопросы повышения качества и надежности приобретают в радиоэлектронике. Это обусловлено как резким усложнением радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), так и широким внедрением РЭА во все сферы научных исследований, производства и управления. Обеспечение высокого качества и надежности РЭА требует повышения качества и надежности используемых комплектующих, основная доля которых приходится на изделия

)

S

по

S

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.