1УДК 376.1 -056.263(075.8) ББК 74.3Я73
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Е. Г. Речицкая, Хедхуд Ноурас
В статье излагаются практические результаты экспериментального исследования по применению комплексной здоровьесберегающей образовательной технологии в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками, имеющими нарушения слуха.
Ключевые слова: сурдопедагогика, дети с нарушениями слуха, здоровьесберегающие технологии, антропометрические данные, состояние физического развития, психоэмоциональное состояние, уровень социальной адаптации, культура здорового образа жизни, развитие, воспитание, обучение.
COMPLEX APPROACH AT CREATING HEALTH SAVING ENVIRONMENT IN EDUCATING AND UPBRINGING OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS
E. G. Rechitskaja, Hedhud Nouras
The article deals with practical results of a pilot study on the use of complex health saving educational technology at educational work with younger pupils with hearing impairments.
Keywords: deaf-and-dumb pedagogy, children with hearing impairments, health saving technologies, anthropometric data, state of physical development, psychoemotional state, level of social adaptation, healthy lifestyle, development, upbringing, education.
В настоящее время общепризнана необходимость разработки и внедрения здо-ровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) в учебно-воспитательный процесс как в общеобразовательных (В. Ф. Базарный, 2014; М. М. Безруких, 2008), так и в специальных (коррекционных) школах (Е. Г. Речицкая, Хедхуд Ноурас, 2013, 2014) [1-4].
Целью исследования явилось теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности комплексного здоровьесберегающего подхода, направленного на укрепление здоровья и развитие личности детей с нарушениями слуха.
В соответствии с целью и задачами исследования, направленного на улучшение состояния здоровья и развитие личности слабослышащих детей младшего школьного возраста, проведено опытно-экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 80 учащихся младших классов специальной (коррекционной)
школы II вида № 52 города Москвы. При проведении констатирующего этапа исследования были определены исходные показатели состояния здоровья, физического и психоэмоционального развития, самооценки, а также уровня культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) учеников младших классов с нарушениями слуха.
В результате проведения констатирующего педагогического эксперимента установлено, что дети с нарушениями слуха отличались более низким, по сравнению с возрастными нормами, ростом, особенно характерным это было для девочек. Определение физической подготовленности слабослышащих школьников младших классов показало, что их физическая подготовленность соответствует принятым возрастным нормативам по показателям скорости и гибкости, что совпадает с данными других авторов [1; 5-7]. В то же время все учащиеся, в большей степени мальчики, имели нарушения координации, что, по-видимому, связано с нарушениями работы вести-
булярного аппарата, а также низкими показателями выносливости, силы и скоростно-силовой работы. Детальную оценку состояния здоровья младших школьников с нарушениями слуха в обеих группах производили при плановом ежегодном диспансерном обследовании врачами-специалистами. В соответствии с целью и задачами исследования была выделена группа детей с хроническими заболеваниями, не связанными с заболеваниями органов слуха, и группа часто болеющих детей (простудные заболевания и ОРЗ). При определении остроты зрения наиболее частым нарушением явилась близорукость, при изучении состояния опорно-двигательного аппарата наиболее часто диагностированы нарушения осанки и плоскостопие. При тестировании психоэмоционального состояния детей исходили из того, что состояние эмоциональной сферы ребенка во многом определяется внутрисемейными отношениями. По тесту «рисунок семьи» у половины детей результаты теста отражали единство семьи, а наиболее привлекательным членом семьи была мама; более чем у трети детей отмечался недостаток внимания и любви, состояние одиночества и изолированности. При определении направленности личности большинство детей оказались интровертами, а по типам темперамента - меланхоликами и сангвиниками, в то время как в норме, по данным штайнеровской педагогики, младший школьный возраст - это возраст сангвинического темперамента. Соотношение автономности и зависимости, уверенности и неуверенности в характере младших школьников с нарушениями слуха примерно соответствовало уровням интроверсии и экстраверсии у детей. Эмоциональное состояние в момент проведения теста у 70% детей было благоприятным, 20% детей находились в неудовлетворительном эмоциональном состоянии, у 10% школьников эмоциональное состояние оказалось близким к кризисному. У 35% школьников отмечался повышенный и высокий уровень тревожности. Высокий и низкий уровень развития умственной деятельности, согласно результатам теста Раве-на, были выявлены одинаково редко - по 2% наблюдений. У 10% детей уровень развития интеллектуальной деятельности был расценен как «ниже среднего», у 16% слабослышащих школьников - как «выше среднего». У большинства детей - в 60% случаев - был выявлен средний уро-
вень развития мыслительных процессов. При определении исходного уровня культуры здорового образа жизни у младших школьников с нарушениями слуха установлено, что практически у всех младших школьников отсутствует четкое представление о том, что такое «здоровый образ жизни», валеологические знания поверхностны, ценностные установки и жизненные приоритеты на ЗОЖ не сформированы. По результатам проведения констатирующего эксперимента были определены экспериментальная и контрольная группа, по всем анализируемым параметрам различавшиеся недостоверно.
В ходе исследования нами была применен комплексный подход к созданию здоровьесбере-гающей среды, включающий в себя ряд блоков:
• медицинский, объединяющий здоровьес-берегающие (направленные на профилактику) и оздоровительные (повышающие уровень здоровья) технологии;
• педагогический, включающий в себя технологии обучения здоровью и воспитания культуры ЗОЖ,
• психологический, включающий в себя технологии повышения уровня социальной адаптации и воспитания гармонично развитой самостоятельной личности.
Организуя опытно-экспериментальную работу по избранной теме исследования, мы проанализировали и внесли определенные коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.
Для предупреждения переутомления детей было установлено ограничение по допустимому суммарному количеству уроков в неделю. Для 1-го класса оно составило 20 уроков, для 2-го - 22, для 3-го и 4-го классов - по 23 урока при пятидневной рабочей неделе.
Согласованное после обсуждения расписание уроков учитывает оптимальное соотношение учебной нагрузки в течение недели, а также оптимальное для здоровья учеников чередование в течение учебного дня и недели предметов математической и гуманитарной направленности с уроками музыки, изобразительного искусства, трудового обучения основ здоровья и физической культуры. В рамках комплексного подхода мы считали обязательным учет особенностей состояния умственной работоспособности детей в течение учебной недели.
Изучение динамики работоспособности учащихся в течение учебного дня под влиянием учебной нагрузки, проведенное по корректурным таблицам, кратковременной памяти, расчетам показателя внимания выявило, что динамика работоспособности учащихся с нарушением слуха, хотя и носит классический характер (период врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности, период снижения работоспособности за счет наступившего утомления), имеет свои особенности, которые зависят во многом от степени выраженности нарушения слуха. Большее нарушение слуха влечет за собой большую нагрузку на зрение, у детей с нарушениями слуха возрастает необходимость быть постоянно внимательным (иначе он может что-то пропустить в объяснениях учителя), в результате возрастает общая нагрузка на различные анализаторы и быстрее наступает утомление, что влечет за собой снижение работоспособности. Работоспособность слабослышащих учащихся характеризуется относительно меньшим объемом выполненной работы, но в то же время и меньшим количеством ошибок, что, возможно, связано с отсутствием реакции на посторонние звуковые раздражители.
В рамках разработанной комплексной ЗОТ мы учитывали принципы штайнеровской (валь-дорфской) педагогики, в частности:
• цикличность - использование естественных, то есть суточных, сезонных и астрономических, ритмов; в используемых в обучении слабослышащих младших школьников программах «Окружающий мир» и «Природоведение» предусмотрен сезонный подход в тематике уроков и внеклассной работы;
• эвристичность - детям не навязывают готовых правил, а дают возможность сделать вывод самим; в рамках комплексной ЗОТ у детей формируют отношение к миру на основе личного опыта во время экскурсий, посещения музеев, различных памятных, исторических мест и природных зон родного края.
Особое внимание уделяли положению о «воспитании темперамента». В ходе констатирующего педагогического эксперимента с помощью восьмицветового теста Люшера определяли направленность личности ребенка, а также тип его темперамента. Учитывая многолетний опыт штайнеровской школы, при рассаживании детей мы рекомендовали использо-
вать принцип совпадения типов темперамента у соседей по парте.
При разработке особенностей проведения педагогами урока в рамках комплексного подхода к созданию здоровьесберегающей среды использован и ряд других принципов, разработанных совместно с психологами, медицинскими работниками и специалистами по адаптивной физической культуре.
1. Начало каждого урока с веселого рассказа, шутки, оптимистичной информации для создания позитивного и доброжелательного настроения в классе.
2. Поддержание положительного настроя в ходе урока путем применения положительных аналогий, сравнений; использование личного опыта обучающихся в ходе изложения материала, обращения к отдельным ученикам за поддержкой в очевидных, не требующих напряжения ситуациях.
3. Максимально возможная частая смена рабочей позы и двигательная активность учеников. Следует отметить, что активность такого рода является одним из лучших способов профилактики близорукости, которая является одним из главных факторов риска у детей с нарушениями слуха в связи с компенсаторным перенапряжением зрительного анализатора из-за недостатка функций слухового.
4. При проведении «физкультминуток» мы уделяли особое внимание упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики пальцев рук (левой и правой), причем в сочетании с речевой декламацией, так как известно, что, согласно данным электрофизиологических исследований, речевые области коры головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М. М. Кольцова). Такие упражнения положительно влияют на активизацию слухо-речевой деятельности, способствуют более четкой артикуляции, необходимому темпу и ритму речи, повышению внятности речи в целом. При этом учитывали, что движения пальцев рук должны быть достаточно энергичными, что положительно влияет на развитие моторной речи детей.
5. Включение в состав физических упражнений различных движений головы и всего тела, стимулирующих деятельность вестибулярного аппарата, что особенно важно для школьников с нарушениями слуха.
Для профилактики утомляемости, нарушений осанки, снижения остроты зрения учащихся начальных классов на уроках русского языка, чтения, математики и других предметов физкультминутки и гимнастику для глаз проводили 1-2 раза.
Особое внимание в рамках комплексного подхода уделяли медицинскому обслуживанию и контролю в динамике за состоянием здоровья и уровнем физического развития младших школьников с нарушениями слуха. В соответствии с программой комплексной ЗОТ врачами еженедельно с каждым классом проводились двадцатиминутные «уроки здоровья», на которых в занимательной игровой форме детям прививали знания в области гигиены, профилактики наиболее распространенных заболеваний и принципов здорового образа жизни. Медицинский персонал школы вместе с воспитателями и детьми выпускал ежемесячную стенную газету «Крепыш», в которой, помимо актуальных в данное время года медицинских сведений, пропагандировались принципы ЗОЖ. Для обратной связи рядом с газетой был установлен ящик для вопросов детей, ответы на которые в письменном виде давались в следующем номере газеты. Обязательным был юмористический раздел, выставлявший в смешном и ироничном виде героев мультфильмов - нарушителей правил гигиены или принципов ЗОЖ.
В комплексный подход нами был включен 100-процентный охват всех детей разнообразными внеклассными занятиями в кружках, отвечающих их индивидуальным интересам и склонностям.
Регулярные занятия пением, организованные в школе по нашим рекомендациям, не только улучшают функциональные показатели бронхолегочной системы, но и посредством самого физиологичного звукового, вибрационного массажа отдельных участков головного мозга стимулируют центры речи, памяти, улучшают сообразительность.
В результате констатирующего эксперимента установлено, что проблема формирования здорового образа жизни младших школьников с нарушениями слуха весьма актуальна. В комплексную ЗОТ нами включены следующие мероприятия по формированию культуры ЗОЖ у слабослышащих детей школьного возраста:
1. Ежемесячное проведение семинаров для родителей, направленных на повышение их валеологической образованности.
2. Оформление школьного уголка ЗОЖ с еженедельным обновлением материалов по принципам здорового образа жизни и формирование обратной связи с учениками через «почтовый ящик ЗОЖ».
3. Ведение дневника здорового образа жизни каждым школьником с еженедельным вручением премии «ВИП недели».
4. Проведение совместных с родителями викторин по ЗОЖ с вручением призов победителям. Одно из правил для родителей - «своему ребенку подсказывать можно». Проведение ежеквартальной школьной олимпиады на тему «Что ты знаешь о ЗОЖ?».
5. Проведение семейных спортивных соревнований выходного дня под девизом «Папа, мама, я - здоровая семья!».
Через год использования комплексной здо-ровьесберегающей технологии у младших школьников с нарушениями слуха нами был проведен контрольный педагогический эксперимент.
После проведения комплексной ЗОТ рост у девочек экспериментальной группы приблизился к возрастным нормативам и изменился достоверно больше, чем у девочек в контрольной группе. За год наблюдения отмечено незначительное снижение величины окружности грудной клетки в обеих группах, что соответствует особенностям развития детского организма в этот возрастной период. В результате проведения комплексной ЗОТ в экспериментальной группе отмечен как рост числа детей с хорошей восстанавливаемостью пульса, так и уменьшение количества школьников с неудовлетворительной восстанавливаемостью пульса. При контрольном исследовании степени физической подготовленности учеников у детей экспериментальной группы отмечена значительная положительная динамика. Возросли показатели силы, выносливости, координации и улучшились скоростно-силовые качества. Установлено, что у школьников экспериментальной группы диагностировано достоверно (р < 0,05) меньшее число хронических заболеваний, не связанных с нарушением слуха, а также достоверно меньшее количество часто болеющих детей, что свидетельствует об эффективности применения ЗОТ в обучении и воспитании младших школьников с нарушениями слуха. У детей экспериментальной группы в результате применения комплексной здоровьесберегающей
технологии, в частности, такого ее компонента, как разработка специальных упражнений (ЛФК), а также организация консультаций детей с хроническими заболеваниями врачами-специалистами, отмечено снижение числа детей с функциональными нарушениями осанки.
При контрольной оценке состояния психологического здоровья в экспериментальной группе зафиксировано достоверно меньшее число разобщенных семей. В результате проведения комплексной ЗОТ достоверно возросло число детей, оценивающих свою роль в семье как «равную», а также уменьшилось число учащихся, оценивающих свою роль в семье как второстепенную или незначительную. Положительная динамика в результате проведения комплексной ЗОТ в основной группе выразилась в повышении самооценки, а также повышении уровня толерантности в отношении к своим близким.
При проведении констатирующего эксперимента для определения основных черт личности ребенка применяли восьмицветовой тест Люше-ра. Большинство участвующих в эксперименте детей - 57,5%, согласно полученным результатам, как были интровертами, так ими и остались. В то же время использование принципов штайнеров-ской педагогики дало свои плоды. Первым результатом применения учения о темпераментах явилась доброжелательная атмосфера в классе. В результате проведения комплексной ЗОТ с использованием принципов штайнеровской педагогики и методики воспитания темперамента отмечено достоверное (р < 0,05) увеличение черт автономности в характере детей. Если до проведения ЗОТ большинство детей отличались зависимым поведением, то через год соотношение уверенности и неуверенности в характере младших школьников изменилось в сторону уверенности. В результате проведения комплексной ЗОТ эмоциональное состояние детей значительно улучшилось. В экспериментальной группе отсутствовали дети в эмоциональном состоянии, близком к кризисному, всего 7 (17,5%) человек пребывали в неудовлетворительном эмоциональном состоянии, требующем помощи педагога. В контрольной группе ситуация значительно тревожней, в неудовлетворительном эмоциональном состоянии пребывали 10 (25%) детей, еще 4 (10%) - в предкризисном эмоциональном состоянии, что достоверно (р < 0,05) больше, чем в экспериментальной
группе. Согласно полученным данным, применение комплексного подхода позволило снизить частоту высокого уровня тревожности в 3 раза.
По результатам контрольного эксперимента установлено, что использование комплексного подхода повлекло за собой повышение уровня валеологических знаний как у детей, так и у родителей, а также фактическое повышение уровня культуры здорового образа жизни, что положительно сказалось на состоянии здоровья детей.
Таким образом, в результате проведенных исследований установлена высокая эффективность примененного комплексного здоровье-сберегающего подхода практически по всем изученным параметрам в области физического и психологического здоровья младших школьников с нарушениями слуха.
Результаты исследования могут быть использованы в повседневной педагогической практике специальных (коррекционных) школ Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базарный, В. Ф. Учить нельзя калечить?: Владимир Базарный о здоровьесберегающей педагогике [Электронный ресурс] / В. Ф. Базарный // Аккредитация в образовании: электрон. журн. об образовании, 2014. - Режим до ступа: http: //www. akvobr. ru/bazarny i_o_ zdorovj esberegaushei_pedagogike .html (дата обращения: 14.08.2014).
2. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа [Текст] / М. М. Безруких. - М.: МГПИ, 2008. - 222 с.
3. Речицкая, Е. Г. Реализация педагогических принципов сбережения здоровья детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания [Текст] / Е. Г. Речицкая, Хедхуд Ноурас // Наука и школа. - 2013. - № 2.
4. Речицкая, Е. Г. Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания школьников с нарушениями слуха [Текст] / Е. Г. Речицкая, И. А. Волохова // Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекцион-ных) школах: в 2 ч. / под ред. Е. Г. Речицкой. -М., 2009, 2013. Ч. 2: Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида.
5. Болдин, Н. В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность в зависимости от физических нагрузок младших школьников [Текст] / Н. В. Болдин, Ж. П. Лабозаева // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания: сб. науч. тр. - М., 1989. - С. 43-46.
6. Буковцова, Н. И. Современные подходы к комплексной реабилитации детей с нарушениями слуха [Текст] / Н. И. Буковцова, Л. A. Ремезова // Коррекционная педагогика. 2006.
- № 3. - С. 71-75.
7. Картавцева, А. И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслы-шащих детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / А. И. Картавцева.
- М.: Советский спорт, 2011.
REFERENCES
1. Bazarnyy V. F. Uchit nelzya kalechit?: Vladimir Bazarnyy o zdorovyesberegayushchey pedagogike (To teach not to cripple?: Vladimir Bazarniy about health saving pedagogics). Akkreditatsiya v obra-zovanii: elektron. zhurn. ob obrazovanii (Accreditation in education: electronic journal about education), 2014. Available at: http://www.akvobr.ru/ bazarnyi_o_zdorovjesberegaushei_pedagogike. html (accessed 14.08.2014).
2. Bezrukikh M. M. Zdorovyesberegayushchaya shkola (Health saving school). Moscow: MGPI, 2008. 222 p.
3. Rechitskaya E. G., Nouras Kh. Realizatsiya pedagogicheskikh printsipov sberezheniya zdo-rovya detey s narusheniyami slukha v protsesse obucheniya i vospitaniya (Realization of pedagogical principles of saving health by pupils with hearing impairments in the process of educating and upbringing). Nauka i shkola (Science and school), 2013, no. 2.
4. Rechitskaya E. G., Volokhova I. A. Zdorovyes-beregayushchie tekhnologii obucheniya i vospitaniya Shkolnikov s narusheniyami slukha (Health saving technologies of educating and upbringing of pupils with hearing impairments). Pedagogicheskie tekhnologii vospitatelnoy raboty v spetsialnykh (korrektsionnykh) shko-lakh: v 2 ch. Ch. 2: Pedagogicheskie tekhnologii vospitatelnoy raboty v spetsialnykh (korrektsionnykh) shkolakh I i II vida [Pedagogical technologies of educational work at special schools: in 2 parts. Part 2: Pedagogical technologies of educational work at special schools of I and II type]. Moscow, 2009, 2013.
5. Boldin N. V., Labozaeva Zh. P.Funktsionalnoe sostoyanie serdechno-sosudistoy sistemy i um-stvennaya rabotosposobnost v zavisimosti ot fizicheskikh nagruzok mladshikh shkolnikov (Functionality of circulatory system and mental capacity in dependence to physical exertion of younger pupils). Gigienicheskie osnovy ozdoro-vleniya detey i podrostkov sredstvami fizichesko-go vospitaniya: sb. nauch. tr. (Hygienic basis of children and teenagers health care by means of physical education: collection of scientific papers). Moscow, 1989, pp. 43-46.
6. Bukovtsova N. I., Remezova L. A. Sovremen-nye podkhody k kompleksnoy reabilitatsii detey s narusheniyami slukha (Contemporary approaches to complex rehabilitation of children with hearing impairments). Korrektsionnaya pedagogika (Correctional pedagogy), 2006, no. 3, pp. 71-75.
7. Kartavtseva A. I. Kompleksnaya programma adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya nesly-shashchikh detey v doshkolnykh obrazovatel-nykh uchrezhdeniyakh (Complex program of adaptive physical education of deaf children at preschool educational institutions). Moscow: Sovetskiy sport, 2011.
Речицкая Екатерина Григорьевна, зав. кафедрой сурдопедагогики, профессор Московского государственного педагогического университета e-mail: [email protected]
Rechitskaja Ekaterina G., Head of the Department of Deaf-and-dumb Pedagogy, Professor e-mail: [email protected]
Хедхуд Ноурас, аспирант Московского государственного педагогического университета e-mail: [email protected]
Hedhud Nouras, Post-Graduate Student, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]