Научная статья на тему 'Комплексный подход в исследовании дезадаптивных состояний первоклассников'

Комплексный подход в исследовании дезадаптивных состояний первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FIRST GRADERS / MALADAPTATION / SCHOOL-RELEVANT FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бакиева Н. З., Смирнова М. В., Мельникова В. Е.

Проведено комплексное обследование с целью выявления дезадаптации детей 7 лет в условиях начала школьного обучения. В связи с низкой степенью сформированности школьно-значимых функций выявлена высокая степень дезадаптации у 40% обследованных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бакиева Н. З., Смирнова М. В., Мельникова В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH IN THE STUDY MALADAPTIVE STATE OF THE FIRST GRADERS

A comprehensive survey to identify the exclusion of 7 years old children in the beginning of school education. Due to the low degree of formation of school-relevant functions revealed a high degree of maladaptation in 40% of children surveyed.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход в исследовании дезадаптивных состояний первоклассников»

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Бакиева Н.З., Смирнова М.В, Мельникова В.Е.

Тюменский государственный университет, кафедра возрастной физиологии, г. Тюмень

Аннотация: Проведено комплексное обследование с целью выявления дезадаптации детей 7 лет в условиях начала школьного обучения. В связи с низкой степенью сформированное™ школьно-значимых функций выявлена высокая степень дезадаптации у 40% обследованных детей.

По мнению специалистов, проявление дезадаптивного состояния является следствием несоответствия степени созревания мозговых структур и нервно-психических функций задачам школьного обучения. Поэтому комплексный подход в исследовании дезадаптивных сотояний детей предшкольного и младшего школьного возраста является актуальным.

С целью определения степени готовности к школьному обучению у 90 детей 7 лет для прогнозирования дезадаптационных рисков и разработки индивидуальных адаптивных программ развития выполнено исследование на базе образовательных учреждений, которая включала оценку физического, социального, личностно-эмоционального, творческого и когнитивного, а также двигательного развития.

Выявлены особенности дезадаптивного состояния детей 7 лет, проявляющиеся: 1 - на морфофункциональном уровне, когда критериями являются низкая степень функциональной готовности, выявленная у 42 % обследуемых детей (тест Керна-Ирасека), у 18% - низкий уровень физического развития со снижением мышечной силы кистей рук (у 44%), у 43 % - снижен уровень резервных возможностей дыхательной системы; 2 - на сенсомоторном уровне, когда выявлен низкий уровень развития произвольного внимания (у 8%), недостаточная сформированность зрительно-моторной координации (у 41 %); а у 55% - низкий уровень речевой готовности. У 32% детей снижены показатели уровня развития кратковременной зрительной памяти, неустойчивость внимания, что отражается на показателях общего уровня развития мышления; 3 - на эмоционально-личностном уровне, где основным критерием является высокий уровень тревожности, выявленный у 62% детей.

Анализ данных свидетельствует о высокой степени дезадаптации у 40% детей. У 64% детей отмечена умеренная степень сформированности школьно-значимых функций, у 36 % - низкая.

На основе полученных данных разработаны индивидуальные адаптивные программы развития первоклассников. Одним из основных направлений явилась работа в рамках компьютерного психофизиологического тренинга по оптимизации функционального состояния, способствующая снижению энергозатрат при прохождении возрастного кризиса 7 лет и ускорению естественных процессов развития с детьми, имеющими высокий индекс функционального напряжения адаптационных механизмов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

INTEGRATED APPROACH IN THE STUDY MALADAPTIVE STATE OF THE FIRST GRADERS N.Z. Bakieva, M.V. Smirnova, V.E. Melnikova

Tyumen State University, department of developmental physiology. Tyumen.

Abstract: A comprehensive survey to identify the exclusion of 7 years old children in the beginning of school education. Due to the low degree of formation of school-relevant functions revealed a high degree of maladaptation in 40% of children surveyed.

Key words: first graders, maladaptation, school-relevant functions,

According to experts, the manifestation of maladaptive ...

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.