КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Бакиева Н.З., Смирнова М.В, Мельникова В.Е.
Тюменский государственный университет, кафедра возрастной физиологии, г. Тюмень
Аннотация: Проведено комплексное обследование с целью выявления дезадаптации детей 7 лет в условиях начала школьного обучения. В связи с низкой степенью сформированное™ школьно-значимых функций выявлена высокая степень дезадаптации у 40% обследованных детей.
По мнению специалистов, проявление дезадаптивного состояния является следствием несоответствия степени созревания мозговых структур и нервно-психических функций задачам школьного обучения. Поэтому комплексный подход в исследовании дезадаптивных сотояний детей предшкольного и младшего школьного возраста является актуальным.
С целью определения степени готовности к школьному обучению у 90 детей 7 лет для прогнозирования дезадаптационных рисков и разработки индивидуальных адаптивных программ развития выполнено исследование на базе образовательных учреждений, которая включала оценку физического, социального, личностно-эмоционального, творческого и когнитивного, а также двигательного развития.
Выявлены особенности дезадаптивного состояния детей 7 лет, проявляющиеся: 1 - на морфофункциональном уровне, когда критериями являются низкая степень функциональной готовности, выявленная у 42 % обследуемых детей (тест Керна-Ирасека), у 18% - низкий уровень физического развития со снижением мышечной силы кистей рук (у 44%), у 43 % - снижен уровень резервных возможностей дыхательной системы; 2 - на сенсомоторном уровне, когда выявлен низкий уровень развития произвольного внимания (у 8%), недостаточная сформированность зрительно-моторной координации (у 41 %); а у 55% - низкий уровень речевой готовности. У 32% детей снижены показатели уровня развития кратковременной зрительной памяти, неустойчивость внимания, что отражается на показателях общего уровня развития мышления; 3 - на эмоционально-личностном уровне, где основным критерием является высокий уровень тревожности, выявленный у 62% детей.
Анализ данных свидетельствует о высокой степени дезадаптации у 40% детей. У 64% детей отмечена умеренная степень сформированности школьно-значимых функций, у 36 % - низкая.
На основе полученных данных разработаны индивидуальные адаптивные программы развития первоклассников. Одним из основных направлений явилась работа в рамках компьютерного психофизиологического тренинга по оптимизации функционального состояния, способствующая снижению энергозатрат при прохождении возрастного кризиса 7 лет и ускорению естественных процессов развития с детьми, имеющими высокий индекс функционального напряжения адаптационных механизмов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
INTEGRATED APPROACH IN THE STUDY MALADAPTIVE STATE OF THE FIRST GRADERS N.Z. Bakieva, M.V. Smirnova, V.E. Melnikova
Tyumen State University, department of developmental physiology. Tyumen.
Abstract: A comprehensive survey to identify the exclusion of 7 years old children in the beginning of school education. Due to the low degree of formation of school-relevant functions revealed a high degree of maladaptation in 40% of children surveyed.
Key words: first graders, maladaptation, school-relevant functions,
According to experts, the manifestation of maladaptive ...
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва