Научная статья на тему 'Комплексный подход к управлению грантовой деятельностью кафедры в вузе'

Комплексный подход к управлению грантовой деятельностью кафедры в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНТ / КАФЕДРА / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ФИННО-УГОРСКАЯ КУЛЬТУРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова Марина Сергеевна

Статья посвящена актуальной проблеме корректировки и управления научно-исследовательской деятельности современного вуза. Одним из наиболее результативных способов развития вузовской науки и доведения ее показателей до уровня мировых стандартов является тематическая комплексность и целостность проводимых научных исследований. Деятельность вуза в целом складывается из работы отдельных структурных подразделений кафедр. Основные направления научной деятельности кафедр: учебная, научно-методическая деятельность, подготовка аспирантов и соискателей, подготовка и опубликование монографий, стимулирование научных исследований студентов и т. д. Но, исходя из контекста современной ситуации в научной сфере нашей страны, в статье особо выделены следующие направления: широкое использование грантовой и хоздоговорной деятельности в реализации коллективных и индивидуальных научных проектов. На примере деятельности отдельной кафедры социально-культурных технологий Марийского государственного университета раскрывается подход к выстраиванию научно-исследовательской деятельности отдельного структурного подразделения. В статье раскрывается суть комплексной темы исследований социокультурные институты и культурные практики в Республике Марий Эл. Обосновывается ее выбор, который обусловлен полиэтничностью региона и реальными динамичными процессами, происходящими в культуре Республики Марий Эл и в финно-угорской культуре в целом. С 2009 года (дата основания кафедры) накоплен значительный материал по различным аспектам социокультурного развития Республики Марий Эл: состояние и развитие музейного дела, библиотечной сети, образования в сфере культуры. Представлена краткая характеристика проектов, которые направлены на исследования деятельности социокультурных институтов и агентов (субъектов) культуры по созданию, развитию, распространению, изменению, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO GRANTs MANAGING at UNIVERSITY chair

The article is devoted to the problem of adjustment and management of research activities at the modern University. One of the most effective ways to develop University science and to bring its performance up to the level of world standards is thematic complexity and integrity of the research. The activities of the University as a whole is composed of individual structural units named chairs. Main directions of scientific activity are: educational, scientific-methodical activity, postgraduate students training, preparation and publication of monographs, and promotion of research students, etc. However, based on the context of the current situation in the scientific field of our country, the authors highlight the following areas: widespread use of grant and commercial contract activities in the implementation of collective and individual research projects. The example of the separate Chair of socio-cultural technologies of the Mari State University expounds an approach to building research activity of separate structural subdivisions. The article reveals the essence of the comprehensive research sociocultural institutions and cultural practices in the Republic of Mari El. The study substantiates its choice, which is due to multi-ethnicity of the region and the real dynamic processes taking place in the culture of the Republic of Mari El in the Finno-Ugric culture in general. Since 2009 (the date of foundation of the Chair) substantial material on various aspects of social and cultural development of the Republic of Mari El has accumulated state and development of museums, library network, education in the field of culture. The article presents a brief description of the projects, which are aimed at the study of social and cultural activities of the institutions and cultural entities in the creation, development, distribution, modification, preservation and transmission of cultural values and products.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к управлению грантовой деятельностью кафедры в вузе»

VESTNIK OF MARI STATE UNIVERSITY. 2016, vol. 10, no. 1

35

УДК 378

М. С. Мамонтова Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАФЕДРЫ В ВУЗЕ

Статья посвящена актуальной проблеме корректировки и управления научно-исследовательской деятельности современного вуза. Одним из наиболее результативных способов развития вузовской науки и доведения ее показателей до уровня мировых стандартов является тематическая комплексность и целостность проводимых научных исследований. Деятельность вуза в целом складывается из работы отдельных структурных подразделений - кафедр. Основные направления научной деятельности кафедр: учебная, научно-методическая деятельность, подготовка аспирантов и соискателей, подготовка и опубликование монографий, стимулирование научных исследований студентов и т. д. Но, исходя из контекста современной ситуации в научной сфере нашей страны, в статье особо выделены следующие направления: широкое использование грантовой и хоздоговорной деятельности в реализации коллективных и индивидуальных научных проектов. На примере деятельности отдельной кафедры социально-культурных технологий Марийского государственного университета раскрывается подход к выстраиванию научно-исследовательской деятельности отдельного структурного подразделения. В статье раскрывается суть комплексной темы исследований - социокультурные институты и культурные практики в Республике Марий Эл. Обосновывается ее выбор, который обусловлен полиэтничностью региона и реальными динамичными процессами, происходящими в культуре Республики Марий Эл и в финно-угорской культуре в целом. С 2009 года (дата основания кафедры) накоплен значительный материал по различным аспектам социокультурного развития Республики Марий Эл: состояние и развитие музейного дела, библиотечной сети, образования в сфере культуры. Представлена краткая характеристика проектов, которые направлены на исследования деятельности социокультурных институтов и агентов (субъектов) культуры по созданию, развитию, распространению, изменению, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов.

Ключевые слова: грант, кафедра, научная деятельность, управление, финно-угорская культура, изобразительное искусство, финно-угорские народы

Статья написана в рамках проекта № 15-14-12001 в РГНФ

Основная цель исследовательской деятельности любого вуза - получение качественных результатов, обладающих высоким научным уровнем. Они обеспечивают конкурентоспособность и устойчивое развитие образовательного учреждения в сфере науки.

Важным фактором, влияющим на конкурентоспособность вуза, является рациональная организация управления системой научно-исследовательской деятельности. Трудно переоценить значение ее правильной организации и степень ее влияния на учебно-воспитательный процесс.

Измерению уровня научной деятельности в вузах посвящены работы О. В. Алюниной, В. К. Бек-лешова, Г. М. Доброва, Г. А. Лахтина, В. А. Покровского, С. Г. Струмилина, А. И. Щербакова и др. Подробный анализ показателей научной деятельности был осуществлен и зарубежными учеными

Ю. Гарфилдом, Д. Гилфордом, Б. Мартином, Дж. Ирвином, Р. Миллером, Д. Прайсом, А. Ри-пом и др. [1].

В настоящее время существует несколько эффективных моделей организации управления системой научно-исследовательской деятельности на уровне вуза. Однако деятельность вуза в целом складывается из работы отдельных структурных подразделений - кафедр. Таким образом, выявляется противоречие между объективной необходимостью совершенствования системы показателей и управления качеством научной деятельности кафедры и недостаточной разработанностью в теории и практике измерения качества научной деятельности.

Одним из современных и наиболее результативных способов развития вузовской науки и доведения ее показателей до уровня мировых

© Мамонтова М. С., 2016

стандартов является тематическая комплексность и целостность проводимых научных исследований.

Основные направления научной деятельности кафедр широко известны: учебная, научно-методическая деятельность, подготовка аспирантов и соискателей, подготовка и опубликование монографий, стимулирование научных исследований студентов и т. д.

Но, исходя из контекста современной ситуации в научной сфере нашей страны, нам бы хотелось особо выделить широкое использование грантовой и хоздоговорной деятельности в реализации коллективных и индивидуальных научных проектов.

Финансирование научно-исследовательской работы - неотъемлемая часть деятельности любого структурного подразделения образовательного учреждения. Этот показатель включает такие источники, как поступление средств по грантам Рособразования, Минобрнауки, из общественных и международных фондов. Результаты исследований общероссийского масштаба поддерживаются грантами РГНФ, РФФИ. Исследования регионального и внутриуниверситетского характера определяется объемом хоздоговорных контрактов. Одним из современных и наиболее результативных способов развития кафедры и доведения ее показателей до уровня мировых стандартов является комплексность научных исследований.

Кафедра социально-культурных технологий Марийского государственного университета существует с сентября 2009 года. Она осуществляет выпуск студентов нескольких направлений подготовки: 072300.62 - Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, 071201.62 - Библиотечно-информационная деятельность, 050100.62 - Педагогическое образование (Мировая художественная культура и музыка), (Мировая художественная культура и изобразительное искусство).

На основании анализа ежегодного отчета по научно-исследовательской деятельности кафедры за несколько лет можно сделать вывод о том, что доля преподавателей, так или иначе принимающих участие в грантовой деятельности, составляет практически 90 %.

В ходе деятельности кафедры сформировалась и комплексная тема исследований - «Социокультурные институты и культурные практики в Республике Марий Эл». Выбор этой темы не носит случайный характер и обусловлен полиэтнично-стью региона и реальными динамичными про-

цессами, происходящими в культуре Республики Марий Эли в финно-угорской культуре в целом.

А. А. Радугин дает следующее определение понятия: «социокультурный институт - конструкт культуры, функционирующий в течение жизни ряда поколений, который базируется на общности ценностей, менталитета, идеологии, передающихся из поколения в поколение механизмами традиции и осуществляющий функции социализации, мобилизации и организации социальной и духовной энергии его членов» [6].

С 2009 года накоплен значительный материал по различным аспектам социокультурного развития Республики Марий Эл: состояние и развитие музейного дела, библиотечной сети, образования в сфере культуры.

С 2009 года кафедрой было выиграно 4 проекта на сумму около миллиона рублей. Все они направлены на исследования деятельности социокультурных институтов и агентов (субъектов) культуры по созданию, развитию, распространению, изменению, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов. Доцент Э. М. Кол-чева получила финансирование по нескольким грантам РГНФ по теме «Марийское изобразительное искусство»:

Этнокультурное пространство в художественно-этнографических работах 20-30-х годов XX века из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева» (№ 09-01-24101 а/В).

Национальное изобразительное искусство как форма этнокультурной рефлексии: на материале марийского искусства (РГНФ № 12-14 12000).

Этнокультурное пространство народа мари в изобразительном искусстве Марийского края 1950-1980-х гг. (РГНФ).

Доцент В. Е. Кутасова получила финансирование по теме «Финно-угорские народы Поволжья в исследованиях дореволюционных историков» (РГНФ).

Кроме грантовой деятельности, значительное время уделяется и исследованиям деятельности институтов культуры Республики Марий Эл.

Исследование «Оценка качества оказания услуг» проводилось в 2015 году кафедрой социально-культурных технологий МарГУ по заказу Общественного совета Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ. Данное исследование носило обзорный характер, и своей целью мы ставили оценивание качества услуг, оказываемых гражданам учреждениями культуры РМЭ. Следует отметить, что мониторинг подобного плана в Республике Марий Эл

VESTNIK OF MARI STATE UNIVERSITY. 2016, vol. 10, no. 1 (21)

37

проводится впервые, т. е. обобщенной картины оценки эффективности учреждений культуры не существовало. Трудность состояла в неразработанности методов оценки деятельности учреждений культуры. В данном проекте мы опирались на методику, разработанную Министерством культуры РФ. В 2016 году это исследование предполагается продолжить.

Преподавательским коллективом были выделены наиболее острые проблемы в культурной сфере, решения которых назрели в обществе: кадровый потенциал и эффективность учреждений культуры в целом. На протяжении последних пяти лет кафедра осуществляет мониторинг состояния кадров сферы культуры Республики Марий Эл.

Результаты исследований профессорско-преподавательского состава представлены в ежегодном сборнике научных трудов с названием, одноименным комплексной теме «Социокультурные институты и культурные практики в Республике Марий Эл». Он освещает проблемы в культурной сфере четырех регионов (Марий Эл, Чувашия, Татарстан, Мордовия) и носит ярко выраженную практическую направленность. Наряду с «теоретиками» в формировании сборника активно принимают участие и специалисты-практики, и студенты, работающие по специальности.

Коллектив кафедры взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями и организациями, ведущими методическими центрами в сфере культуры, научно-исследовательскими учреждениями РФ, институтами гражданского общества.

Итоги научной работы, помимо других результатов, нашли свой практический выход в реализации учебных курсов и образовательных программ различного уровня. Они позволяют знакомить студентов с реальными вопросами развития сферы культуры в регионе и за его пределами, учат вырабатывать практические стратегии решения проблемных ситуаций в профессиональной сфере, осуществлять исследовательскую деятельность.

Комплексный подход в управлении научной деятельностью - это важнейшая тема, которую не раскрыть полномасштабно в рамках одной статьи.

Не лишним будет отметить, что такой подход открывает большое количество новых возможностей для развития фундаментальных и прикладных научных исследований и содействует улучшению подготовки высококомпетентных специалистов в социально-культурной сфере. На опыте отдельной кафедры трудно делать обобщающие выводы о ситуации в целом. Но мы надеемся, что он будет полезен в практическом решении управленческих проблем. Проблема корректировки и управления научной деятельностью будет актуальной до тех пор, пока существуют вузы.

Ш

1. Алюнина О. В. Организационные основы управления научной деятельностью в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2002. 175 с.

2. Бирюкова Н. А. Особенности реализации функций классического университета в современных условиях // Вестник Чувашского государственного педагогического университет им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3 (67). Т. 2. С. 33-39.

3. Гаибова Т. В., Завалишин Р. И. Алгоритм управления научно-исследовательской деятельностью кафедры вуза // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 32-35.

4. Гамбоева М. И. Управление эффективностью НИР в региональном вузе: публикационная активность и гранто-вая деятельность ППС // Гуманитарный вектор. 2012. № 1. С. 172-176.

5. Мамонтова М. С., Свечников С. К. Подготовка музейного специалиста в вузе: российский опыт и начало ее реализации в Марийском государственном университете // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 3 (18). С. 28-32.

6. Радугин А. А., Радугина О. А. Социокультурный институт как идеальный конструкт культуры // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2012. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsiokulturnyy-institut-kak-idealnyy-konstrukt-kultury (дата обращения: 18.01.2016).

Статья поступила в редакцию 20.01.2016 г.

Для цитирования: Мамонтова М. С. Комплексный подход к управлению грантовой деятельности кафедры в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 35-38.

Об авторе

Мамонтова Марина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, mamontova-ms@mail.ru

M. S. Mamontova Mari State University, Yoshkar-Ola

INTEGRATED APPROACH TO GRANTS MANAGING AT UNIVERSITY CHAIR

The article is devoted to the problem of adjustment and management of research activities at the modern University. One of the most effective ways to develop University science and to bring its performance up to the level of world standards is thematic complexity and integrity of the research. The activities of the University as a whole is composed of individual structural units named chairs. Main directions of scientific activity are: educational, scientific-methodical activity, postgraduate students training, preparation and publication of monographs, and promotion of research students, etc. However, based on the context of the current situation in the scientific field of our country, the authors highlight the following areas: widespread use of grant and commercial contract activities in the implementation of collective and individual research projects. The example of the separate Chair of socio-cultural technologies of the Mari State University expounds an approach to building research activity of separate structural subdivisions. The article reveals the essence of the comprehensive research - sociocultural institutions and cultural practices in the Republic of Mari El. The study substantiates its choice, which is due to multi-ethnicity of the region and the real dynamic processes taking place in the culture of the Republic of Mari El in the Finno-Ugric culture in general. Since 2009 (the date of foundation of the Chair) substantial material on various aspects of social and cultural development of the Republic of Mari El has accumulated state and development of museums, library network, education in the field of culture. The article presents a brief description of the projects, which are aimed at the study of social and cultural activities of the institutions and cultural entities in the creation, development, distribution, modification, preservation and transmission of cultural values and products.

Keywords: grant, Chair, scientific activities, management, Finno-Ugric culture, fine arts, Finno-Ugric peoples

1. Aljunina O. V Organizacionnye osnovy upravlenija nauchnoj dejatel'nost'ju v vuze [Organizational bases of research activities management at the university]: dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad, 2002, 175 p.

2. Birjukova N. A. Osobennosti realizacii funkcij klassiches-kogo universiteta v sovremennyh uslovijah [Implementation of the classic functions of the university in modern conditions]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitet im. I. Ja. Jakovleva = Vestnik of The Chuvash state pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev. 2010, no. 3 (67), t. 2, pp. 33-39.

3. Gaibova T. V., Zavalishin R. I. Algoritm upravlenija nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nost'ju kafedry vuza [Algorithm of research activities control at university chair]. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2014, no. 7, pp. 32-35.

4. Gamboeva M. I. Upravlenie jeffektivnost'ju NIR v region-al'nom vuze: publikacionnaja aktivnost' i grantovaja dejatel'nost' PPS [Performance management of research in the regional high school: the publication activity and grant activities of professors and teachers]. Gumanitarnyj vector = Humanitarian vector. 2012, no. 1, pp. 172-176.

5. Mamontova M. S., Svechnikov S. K. Podgotovka muzejnogo specialista v vuze: rossijskij opyt i nachalo ee realizacii v Marijskom gosudarstvennom universitete [The study of museum professionals in the university: Russian experience and the beginning of its implementation in the Mari State University]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Mari State University. 2015, no. 3, pp. 28-32.

6. Radugin A. A., Radugina O. A. Sociokul'turnyj institut kak ideal'nyj konstrukt kul'tury [Social and cultural institutions as an ideal construct of culture]. VestnikLGUim. A. S. Pushkina = Bulletin of The Leningrad State University named after A. S. Pushkin. 2012. No. 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-institut-kak-idealnyy-konstrukt-kultury (data obrashhenija: 18.01.2016).

Submitted 20.01.2016.

Citation for an article: Mamontova M. S. Integrated approach to grants managing at university chair. Vestnik of Mari State University. 2016, no. 1 (21), pp. 35-38.

About the autor

Mamontova Marina Sergeevna, Candidate of Pedogogic Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, mamontova-ms@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.