Научная статья на тему 'Комплексный подход к созданию концепции безопасности музейного учреждения'

Комплексный подход к созданию концепции безопасности музейного учреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1883
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ / ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ / ХРАНИЛИЩА / ЭКСПОЗИЦИЯ / РИСК / УГРОЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестаков Вячеслав Анатольевич

В статье рассматривается новаторский подход к созданию комплексной системы безопасности музейного учреждении, который позволяет обеспечить сохранность жизни и здоровья посетителей и сотрудников музея, имущества и музейных предметов. Концепция построена на поэтапном внедрении 11 модулей, каждый из которых реализует определённые аспекты музейной деятельности. В числе прочего концепция предусматривает оценку стоимости музейных предметов, и сохранность предметов при перемещении. Концепция применима для любого музейного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к созданию концепции безопасности музейного учреждения»

УДК 130.2+7.072.5

Шестаков Вячеслав Анатольевич, Кандидат философских наук; соискатель степени доктора философских наук философского факультета, Санкт-Петербургский государственный университет; директор,

АНО «Научно-исследовательский институт стандартизации музейной деятельности»

shestakof@bk.ru

Комплексный подход к созданию концепции безопасности музейного учреждения.

На протяжении последних лет вопросы музейной безопасности беспокоят не только музейных работников и проектировщиков, но и стали объектом научного интереса ряда научных дисциплин[1]. Анонсируемая комплексная концепция музейной безопасности удовлетворяет двум основным требованиям, отличающим её новаторский характер, она утверждает совершенно новый подход к решению музейной безопасности, отличающийся безусловной полезностью. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что концепция опирается на действующее российское законодательство в области музейного дела и подходит для реализации в любом учреждении, в котором находятся на хранении музейные предметы вне зависимости от размеров, места расположения хранилища и экспозиций, состава музейных собраний, и т. п.

Концепция комплексной безопасности предусматривает своей основной целью сохранение жизни, здоровья сотрудников и посетителей музея, при безусловной сохранности культурных ценностей, временно или постоянно находящихся в музее на хранении.

Приступая к исследованию разработчики руководствовались действующим международным и российским законодательством [2], согласно которому нормы безопасности музея должны в полной мере:

- обеспечивать защиту жизни и здоровья посетителей и сотрудников музея[5];

- сохранять имущество музея;

- поддерживать сохранность музейных предметов от разрушающих антропогенных, техногенных и природных факторов на всём участке их бытования, как в пределах музея, так и в пути;

- исключить возможность незаконного исключения музейных предметов из особого оборота предметов Музейного фонда РФ;

- обеспечивать сохранность принятого на хранение в установленном порядке личного имущества посетителей и сотрудников музея.

Эта установка, положенная в основу концепции комплексной системы безопасности должна предусматривать сохранение: жизни и здоровья посетителей и сотрудников музея, личного имущества посетителей и сотрудников музея, переданного на хранение в установленном законом порядке, имущества музея, и конечно, особо ценного государственного имущества (предметы Музейного фонда РФ, особо ценные книжные памятники, документы Архивного фонда РФ).

Принимая в расчёт то обстоятельство, что областью применения концепции музейной безопасности является пространство музея и множество субъектов, объектов, процессов, явлений и сущностей, сил и взаимодействий, временно или постоянно протекающих, размещённых, находящихся или действующих в этом пространстве, можно утверждать что музей выступает для исследователя системой отношений «культурные ценности - посетители - сотрудники» и подсистемой более сложных взаимоотношений «музей - окружающий мир»[7].

Как процесс взаимодействия Комплексная концепция системы безопасности музея представляет собой два взаимосвязанных действия:

- охрану музейных предметов, как определённый комплекс мер, обеспечивающих физическую и юридическую неприкосновенность предметов Музейного фонда РФ, на любом участке их оборота;

- обеспечение безопасности музейных предметов, сотрудников и посетителей музея, как реализацию определённого комплекс мер, направленного на снижение риска нарушения физической и юридической неприкосновенности культурных ценностей на любом участке их оборота.

Учитывая сложную топографию музейных учреждений, неравномерность угроз, которым подвергаются посетители, персонал и ценности различного рода, можно представить концепцию музейной безопасности как регламент взаимоотношений сотрудников музея и посетителей на территории музейного учреждения и прилегающей территории. В соответствии с законодательством Российской Федерации положения концепции и правила поведения в музее не

должны нарушать права посетителей и сотрудников музея, как граждан Российской Федерации и творческих деятелей. Следовательно, при системном подходе комплексная концепция музейной безопасности реализует три взаимосвязанные и неразрывные функции:

- обеспечение физической сохранности культурных ценностей (как предметов музейного фонда, так и иных культурных ценностей, находящихся в музее);

- обеспечение безопасности культурных ценностей от факторов внешнего воздействия;

- обеспечения жизни, здоровья сотрудников и посетителей музея, а так же сохранности личного и государственного имущества, поступившего на охрану в музей.

Такое видение вопросов безопасности позволяет по новому взглянуть на музей, как учреждение и площадку на которой пересекаются несколько потоков движения сущностей: культурные ценности, посетители, сотрудники музея (см. рис. 1). При этом следует учитывать, что пространство музея неоднородно, поскольку в его составе имеются помещения, которые характеризуются различным уровнем угроз и рисков, которым подвергаются и музейные предметы, и сотрудники и посетители.

Рисі. Система взаимоотношений «музей - окружающий мир».

Следовательно, комплексная система безопасности для того чтобы удовлетворять требованиям предъявляемым к ней законодательством в области музейного дела, должна:

- выявить потенциальные «угрозы», провести их статистический анализ, дать точную картину структуры возможных рисков в музее;

- сформировать общее видение заказчика и разработчиков в вопросе обеспечения безопасности с учетом стратегических планов музея;

- сформировать оптимальный (с точки зрения соотношения «затраты/эффективность») комплекс систем безопасности с учётом наиболее вероятных рисков и угроз;

- обеспечить согласование различных элементов системы безопасности в рамках единой концепции;

- обеспечить сокращение затрат на необходимый комплекс системы безопасности музея за счёт применения интегрированных элементов, синергии и т. п.;

- задать параметры оценки эффективности будущей системы безопасности музея.

Многоплановость задач, стоящих перед музейными работниками и разработчиками, сложность и разнообразие музейных коллекций диктуют необходимость разбить пространство музея, как поле взаимодействия потоков ценностей на более простые функционально обособленные модули.

Особенность модульного построения системы безопасности позволяет реализовывать систему комплексной безопасности от более простых систем к более сложным, от менее затратных к более затратным, от более актуальных к менее актуальном, хотя и нормативно обязательным. По результатам исследования основных типы существующих музеев, специалистами НИИ стандартизации музейной деятельности разработаны следующие функциональные модули необходимые для поддержания состояния безопасности:

Модуль 1.Мониторинг условий хранения музейных предметов.

Модуль 2.Наружная охрана музейного комплекса.

Модуль З.Действие сотрудников музея в условиях чрезвычайной ситуации.

Модуль 4.Защита объектов хранения от преднамеренной (вандализма) и непреднамеренной порчи со стороны посетителей и/или сотрудников.

Модуль 5.Текущий контроль музейных предметов на экспозиции и ежегодный контроль состояния сохранности музейных предметов на экспозиции и в хранилище

Модуль б.Проверка наличия музейных предметов (сверка), в перспективе -ежегодная инвентаризация музейных фондов.

Модуль 7.Контроль перемещения музейных предметов внутри музея

Модуль 8.Контроль перемещения музейных предметов по территории России

Модуль 9.Контроль приема культурных ценностей на дофондовое хранение (пожертвование, дарение, закупка).

Модуль 10.Контроль приема культурных ценностей на временное хранение (выставки, научное изучение, реставрация).

Модуль 11. Профилактика несанкционированного вмешательства в процесс хранения и экспонирования со стороны сотрудников

Для реализации функциональных модулей безопасности, по результатам обследования музея и согласования этапов внедрения и финансовых возможностей учреждения устанавливается определённая последовательность, На очерёдность внедрения модулей влияют значимость и важность поставленных задач охраны и безопасности музейных предметов и предметов, а так же специфика существующих условий функционирования музея [4]. Поэтому, для расчёта необходимых моделей проводится предварительный сбор подробных сведений о состоянии помещения музея и специфики музейного хранения. Учитывая необходимость применения точных расчетов и знания сложных технических систем в сфере безопасности, целесообразно проектирование поручить специализированной организации.

При планировании сроков внедрения конкретных модулей на первое место выдвигаются модули под номерами 2, 3, 11, как наиболее важные [6]. Это организация наружной охраны музейного комплекса, действия работников музея в условиях чрезвычайной ситуации и профилактика несанкционированного вмешательства в процесс хранения и экспонирования со стороны сотрудников.

Затем, при наличии соответствующих ресурсов, реализуются модули, 1, 5, 9, 10. Реализация этих модулей направлена в первую очередь на контроль состояния

сохранности музейных предметов и требует определённых финансовых, административных и кадровых ресурсов[3].

Как дополнительные опции реализуются модули 4, 7, поскольку они непосредственно связанны с учётом и хранением музейных предметов. В последнюю очередь реализуются модули 6, 8, поскольку базируются на уже созданных ранее модулях.

И хотя безопасность музейного учреждения на минимальном уровне обеспечивают развёрнутые модули 2, 3, и 11, только реализация всех модулей полностью охватывает все аспекты сохранения здоровья и жизни сотрудников и посетителей и сохранения музейных ценностей, как особо ценного государственного имущества. Концепция применима к любому музейному учреждении вне зависимости от форм собственности. Несомненным достоинством концепции является возможность реализовывать безопасность путем развертывания отдельных рубежей (модулей) безопасности в зависимости от возможности собственников музея и состояния помещений и музейных предметов.

Список применяемой литературы.

1. Око Гора-иафе! Способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). /М.В. Лясников, В.А. Шестаков. - СПб, АНО НИИ СМД, 2011. - 57с. КВК 978-5-904849-04-7

2. Постановление Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 (ред. от 08.05.2002) «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, О Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, О лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» / «Российская газета», № 43, 05.03.1998.

3. Приказ Минкультуры РСФСР от 31.12.1987 № 630 «О положении о фондовозакупочной комиссии системы Министерства культуры РСФСР» [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL:http:/^onsultantra.html.

4. Приказ Минкультуры СССР от 15.12.1987 № 513 «Об инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР» [Электронный ресурс].

/ Режим доступа: и^±йр://сошикаП:.га^Ш1.

7

5. Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-Ф3 (ред. от 24.07.2007) «О введении в действие части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) / «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, № 52 (1 ч.), стр. 5497.

6. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 26.06.2007) (принят ГД ФС РФ 24.04.1996) / «Российская газета», № 104, 04.06.1996.

7. Шестаков, В. А. Процедура включения культурных ценностей в состав Музейного фонда РФ / В. А. Шестаков / Справочник руководителя учреждения культуры. — 2009. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.