Рисунок 3 иллюстрирует аналогичные экспериментальные данные для гранулированной катионообменной смолы Dowex
50Wx8.
Как видно, наилучшие характеристики процесса сорбции-десорбции 68Ga в динамических условиях для волокнистого «наполненного» сорбента Полиоргс 17-Н достигаются на колонке диаметром 2 мм при массе сорбента 10 мг, а для гранулированной катионообменной смолы Dowex 50Wx8 - на колонке диаметром 2 мм при массе смолы 60 мг.
Химическая чистота очищенного раствора.
Для определения качества разработанного метода очистки был проведен эксперимент с последовательной очисткой на катионообменной и на анионообменной смолах в оптимальных условиях. Очистка элюата 68Ga осуществлялась по методике в динамических условиях (табл1).
Таблица 1 - Результаты количественного анализа примесных элементов
Элемент Концентрация, мкг/л
Исходный элюат Кондиционированный раствор
Zn 52474,6 15328,8
Fe 39516,4 2131,8
Cu 8343,2 86,9
Ti 217,6 <0,4
Al 60,8 <3
Ni 480,3 <15
Cr 689,6 <1,5
Pb <2 <2
68Ge 3,1х10-3 % 2,1х10-4 %
Как видно из результатов, осуществление сорбционной очистки в значительной мере снижает концентрацию примесей в получаемом растворе.
В совокупности полученных экспериментальных данных, метод очистки и концентрирования элюата 6^е/6^а с совместным использованием катионита и анионита является наиболее эффективным, и весьма перспективным для реализации в повседневной медицинской практике синтеза РФП на основе 68Ga.
Литература
1. Богородская М.А., Кодина Г.Е. Химическая технология радиофармацевтическихпрепаратов.- : учеб. пособие, М.: ФГУ ФМБЦ им А.И. Бурназяна ФМБА России, 2010.
2. Баранова В.Ю.: Изотопы: свойства, получение, применение. М.: Физматлит, 2005.
3. Мархол Милан. Ионообменники в аналитической химии, М.: Мир, 1985.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ Марова А.А,1, Литвиненко М.В.2
1Аспирант,преподаватель МИИГАиК; 2 Доктор педагогических наук, кандидат технических наук, зав. кафедрой
МИИГАиК
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ
Аннотация
В статье обозначена проблема управления развитием и функционированием системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и предложены пути ее решения.
Ключевые слова: мониторинг земель, земли сельскохозяйственного назначения.
Keywords: land monitoring, land for agricultural purposes.
Очевидное глобальное ухудшение состояния земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в Российской Федерации, находится в противоречии с конституционным правом граждан на благоприятную окружающую среду. Данные государственной статистической отчетности и сети агрометеорологических станций о состоянии сельскохозяйственных земель подтверждает, что в настоящее время почвенный покров подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия. Предотвращение выбытия земель сельскохозяйственного назначения, сохранение и вовлечение их в сельскохозяйственное производство,
71
обеспечение государственных органов, юридических и физических лиц достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании, решение первостепенной задачи эффективного управления агропромышленным комплексом страны невозможно без осуществления мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Системные представления о том, как осуществлять государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, отражены в Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1292-р) [1]. Многие исследования образуют определенный фундамент разработки и функционирования системы оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) и обследований сельскохозяйственных земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения негативных процессов. Вместе с тем можно констатировать, что теоретические и методологические основы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения проработаны недостаточно, затрудняя полноценное осуществление его в рамках производственных работ. Эго обусловлено тем, что работы, проводимые по государственному мониторингу сельскохозяйственных земель, в основном носят разрозненный, ведомственный характер. Отсутствует межведомственная координация и организация этих работ. Кроме того, мониторинговые наблюдения являются достаточно ресурсоемкими (финансово- и наукоемкими), не всегда давая сиюминутную отдачу. Функционирование системы мониторинга происходит в условиях быстрых изменений и неопределенности, т.е. когда оценить вероятность потенциальных результатов в точных цифрах невозможно. Поэтому возникает необходимость построения адаптивных механизмов функционирования и управления развитием дальновидных систем, какой является система мониторинга. С учетом этого, решение проблемы исследования и разработки адаптивных механизмов мониторинга земель сельскохозяйственного назначения является весьма актуальным.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения будет способствовать проведению эффективной политики в сфере земельных отношений, если:
1. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, его организация и содержание, будет описан как дальновидная (активная) система, исходя из того, что исследуемый объект относится к одной из самых сложных сфер человеческой деятельности, связанной с неопределенностью, динамикой и столкновением интересов.
2. Адаптивные механизмы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения будут разработаны на основе адаптации существующих в теории эволюционных систем моделей функционирования и управления развитием социальноэкономических систем и их подсистем.
Теоретическое направление, связанное с построением адаптивных механизмов функционирования (АМФ) дальновидных организационных систем, нашло свое отражение в монографиях [2, 5]. При построении АМФ естественно использовать теорию и технику адаптации, обучения и самоорганизации, развитой первоначально применительно к задачам управления техническими системами [3, 4]. Для теории дальновидных систем характерен наибольший, чем для других теорий уровень обобщения. Она интегрирует в себе другие теории как частные механизмы, относящиеся к формированию разных компонентов функциональной системы.
Как теоретически обоснованные, так и практически применяемые механизмы управления эволюцией больших систем довольно сложны. Для облегчения понимания целесообразно использовать их простейшие модели - адаптивные архетипы, а также более сложные модели - адаптивные механизмы. Причем, все они строятся на базе одного архетипа - первоисточника, основанного на простой предпосылке: человек добивается своей цели, обучаясь в условиях быстрых перемен и используя имеющиеся средства. Освоение архетипов упрощает понимание быстро протекающих процессов и изменений, происходящих в постиндустриальном информационном обществе. Основной смысл построения адаптивных механизмов мониторинга земель в том, чтобы определить и целесообразно распределить порядок прогнозирования, планирования, стимулирования и контроля, стремясь при этом к достижению максимальной последовательности, рациональности и простоте выполнения операций.
Научная новизна результатов обозначенного в статье исследования состоит в том, что:
- мониторинг земель сельскохозяйственного назначения описан (представлен) с позиций системного подхода и теории эволюционных систем как дальновидная (активная) система;
- предложены базовые модели (адаптивные информационные модели) и представлен математический аппарат, позволяющие исследовать механизмы функционирования и управления развитием мониторинга земель сельскохозяйственного назначения как дальновидной (активной) эволюционной системы;
- разработан комплексный механизм мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на основе использования адаптивных информационных моделей и их комбинаций.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенная совокупность адаптивных информационных моделей дает научное обоснование механизмов функционирования системы мониторинга земель, расширяет научные представления о структуре и функциях мониторинга земель, а также создает теоретические предпосылки для совершенствования и развития системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что использование адаптивных информационных моделей и механизмов мониторинга земель служит улучшению информированности руководителей для повышения обоснованности принимаемых решений и способствует проведению эффективной политики в сфере земельных отношений.
Литература
1. Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1292-р)
2. Бурков В.Н. Кондратьев В.В., Цыганов В.В. и др. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма. - М.: Наука, 1984.
3. Бурков В.Н., Еналеев А.К., Щепкин А.В. и др. Большие системы: моделирование организационных механизмов. - М.: Наука, 1989.
4. Цыганов В.В. Адаптивные механизмы в отраслевом управлении. М.: Наука, 1991.
5. Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации). - М.: Университетская книга, 2004. - 2004. - 768 с.: ил.
72