комплексный подход к разработке учебных
изданий по дисциплинам высшего профессионального образования в россии
УДК 378
Ирина Владимировна Шубина,
к.пед.наук, доцент кафедры «Педагогики», ГОБУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» Тел.: 8 {926} 465-81-70 Эл.почта: [email protected]
Статья посвящена исследованию проблематики разработки учебных изданий для студентов высшего профессионального образования, выявлению общих требований к их составу, структуре и содержанию. Автор выявил существующие недостатки учебной и учебно-методической литературы, которые позволили с точки зрения комплексного подхода взглянуть на проблему конструирования учебных изданий и выработать требования и подходы к их созданию.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, учебно-воспитательный процесс, дидактика, комплексный подход, программы о-ме-тодические издания, вспомогательные издания, обучающие издания, учебно-ме-тодические издания, специалист высшего профессионального образования, бакалавриат, магистратура.
Irina V. Shubina,
Ph.D., Assistant Professor, Department of Pedagogy, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel.: +7(926) 465-81-70 E-mail: [email protected]
AN INTEGRATED APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ISSUES FOR THE DISCIPLINES OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
Article is devoted research of a problematics of working out of educational editions for students of the higher vocational training, to revealing of the general requirements to their structure, structure and the maintenance. The author has revealed existing lacks of the educational and uchebno-methodical literature which have allowed to look from the point of view of the complex approach at a problem of designing of educational editions and to develop requirements and approaches to their creation.
Keywords: federal state educational standards, teaching and educational process, didactics, the complex approach, programmno-methodical editions, the auxiliary editions training the editions, uchebno-methodical editions, the expert of the higher vocational training, a bachelor degree, a magistracy.
В последнее время высшее профессиональное образование столкнулось с проблемами, внесшими определенные трудности в организацию учебного процесса. Такими проблемами явилось внедрение ФГОС третьего поколения, введение новых направлений подготовки специалистов (бакалавриат, магистратура), резкое увеличение доли самостоятельной внеаудиторной работы студентов и т.д. Все это оказало существенное влияние на уровень обеспеченности российских вузов учебной и учебно-методической литературой.
Обновление содержания высшего образования, развитие профессионального мышления и информационной культуры специалистов позволили по-новому взглянуть на проблематику конструирования учебных книг и выработать новые требования и подходы к их созданию. Учебная книга, сохраняя лучшие традиции образования и обучения, должна планироваться и конструироваться как педагогическая система, а организация учебного материала - отражать все структурно-со-держательные изменения в системе образования. Это означает, что требования, принципы и методы обучения являются научно-методическим основанием для формирования содержания учебной книги.
Учебная книга была и остается главным средством обучения. Она дает возможность студенту освоить базовые понятия той или иной дисциплины, быть в курсе современного состояния и перспектив развития определенной области знаний. От качества содержания учебной книги зависит уровень подготовки будущих специалистов.
В настоящее время утвердилась следующая типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе (рис.1) [2].
Содержание, структура, оформление учебного издания подчинены законам дидактики, образовательным и воспитательным задачам.
Программно-методические издания способствуют организации учебно-вос-пигательного процесса и управлению им. Учебный план определяет формы и виды обучения; порядок, последовательность и сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, семинаров, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, экзаменационных сессий; состав, структуру и последовательность учебных дисциплин, формы обучения, виды учебных занятий; объем учебного времени, отводимый на аудиторные и самостоятельные занятия.
Анализ системы учебных изданий по дисциплине, проведенный в пределах одной специальности, показывает, что каждое учебное издание готовится как самостоятельная единица. Это приводит к тому, что учебные издания по одной и той же дисциплине имеют:
• разную последовательность изложения материала;
• слабый справочный аппарат, создаваемый по разным принципам;
• неунифицированные обозначения и терминологию;
• различные подходы авторов и издательств к конструированию учебных изданий, их полиграфическом}' и художественном}' исполнению;
« слабые внутренние дисциплинарные связи в изложении учебного материала.
Выявленные недостатки устраняются при комплексном подходе. Комплекс представляет собой систем}' дидактических средств обучения, издаваемых с целью наиболее полной реализации образовательных целей и задач, сформулированных соответствующими учебными программами.
Программно-методические издания имеют прямую связь с обучающими и косвенную - с учебно-методическими и вспомогательными изданиями. Обучающие издания напрямую связаны с учебно-методическими и вспомогательными (рис. 2) [2].
Наиболее полно предметная область программы отражена в учебнике. Остальные обучающие издания отражают тот или иной фрагмент предметной области учебной программы. Разделы учебника при этом должны полностью совпадать с разделами программы по названиям, по последовательности их изложения,
Экономика, Статистика и Информатика ДД №6(2), 2011
Классификация учебных изданий
Программно-
методические
издания
учебный план
учебная книга
Обучающие издания
учебник
учебное
пособие
учебно-
методическое
пособие
конспект легаши
Вспомогательные издания
практикум
хрестоматия
Учебно-
методические
издания
Методические указания
Методические рекомендации
сборню: задач и упражнений
книтадтя чтения
_ сборник лекций
Рис. 1 Типологическая модель системы учебных изданий для вузов
по дидактическим единицам.
Содержанием учебника является базовая информация, определенная д идактическими единицами ФГОС для кажд ой дисциплины. Эти единицы определяют основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательюсть изложения материала
Содержание учебника отражает систему научно-предметных знаний об определенной отрасли науки сфере человеческой деятельности, необходимых и достаточных для дальнейшего овладения профессией и для применения их в конкретной области. Особенность содержания учебника заключается в отборе авторитетных данных, и сведений. Учитывая, что студент воспринимает информацию учебника как основную, необходимо обеспечить тщательный отбор материала, исхода: из его достоверности, научности, что и определяет авторитетность и апроптированное тъ теоретического и фактического материала <^учакзцих изданий. Кроме того, учебник включает характерно -тику методов получения и использования знаний в данной об лас та, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закон ом ер -нос та функционирования и развития отраженной в учебнике деятельности или области знаний, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развило? науки, сферы деятельности. Основные теоретические и приклад ные вопросы
рассматриваются во взаимосвязи. Содержание учебника излагается последовательно от известного кнеизвестно-му (новому), от простого к сложному, от частного к общему, от посылок к выводам.
Объем материала, включаемого в содержание учебника, формально определяется ФГОС, учебной программой и учебным планом.
Учебник при атом не только включает теоретическую информацию, но, и, призван раскрыть метод ические аспекты ое получения. При отборе фактического материала необходимо учитывать, что содержание учебкой книги должно быть рассчитано, прежде всего, на раскрытие важнейших процессов и явлений, которые определяют специфику данной сферы деятельности. Кроме того, в нем должны быть полностью представлены базовые основы, которые необходимо усвоить студенту для дальнейшего овладения предметом.
Обучающее издание оказывает управляющее воздействие на создание
учебно-методического и вспомогательного издания. Они, в свою очеред ь, дополняют группу обучающих изданий. Так, например, для овладения методом наименьших квадратов, разобранного в учебном пособии, в задачник включают ряд задач и упражнений для самостоятельной работы студента, направленных на закрепление навыков к:пользования соответствующих математических операций и способов решения.
Учебно-методические издания позволяют организовать и методически обеспечить работу студента по определенным направлениям и формам обучения, охватывая отдельные виды учеб -ной деятельности: под готовку курсовых и дипломных работ, изучение дисциплины, самостоятельную работу.
Программно -методические и учебно-методические материалы могут быть выпущены как монографии и как сборники. Монография включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы.
Учебник, учебное пособие, курс и
А
Программно-
методические
издания
Обучающие издания
ШШШГ А
. Вспомогатель- _^ Учебно-
i
ные издания
методические издания
прямые связи косвенные связи
Рис. 2. Связи в системе учетных изданий
№6(2), 2011 8
конспект лекции могут выходить в свет только в виде монографии, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников.
Учебные планы, программы, методические указания и руководства, задания для практических занятий выпускаются, как правило, в виде монографий. Существует мнение, что и эти издания можно выпускать в виде сборников. Так, например, предлагают включить в один сборник материалы различных типов одной дисциплины: учебную программ}', методические указания по изучению дисциплины, тематику контрольных работ, методические указания для их выполнения и пр. Считается, что такой способ комплектования сборника пригоден, прежде всего, для изданий, предназначенных студентам заочной формы обучения. Однако, малейшее изменение, которое необходимо внести в документы, приводит к необходимости переиздания всего тиража, что в свою очередь приводит к существенным издержкам. Разумнее внести изменения в один небольшой по объему документ и его переиздать, что намного мобильнее и дешевле.
Предисловие к сборникам должно иметь методическую направленность, давать общую характеристику изданию в целом, особенностям его создания и применения. Использование подобных изданий усиливает активность студента, обеспечивает комплексность процесса овладения информацией.
По отношенною к учебной дисциплине учебник имеет базовый характер, а все другие издания либо конкретизируют, либо дополняют, либо развивают те положения, которые включены в учебник. В комплексе учебных изданий учебник является ядром, вокруг которого формируется система изданий. Информация учебника является базовой для учебных пособий, методических указаний и рекомендаций.
При создании комплексов учебных изданий авторы должны зачитывать следующие основные требования:
• Обеспечение логической последовательности и преемственности в изложении материала учебного издания по отношению к содержанию учебных изданий ранее изученных дисциплин.
• Соблюдение внутри дисциплинарных связей между учебными изданиями одной дисциплины, а также между отдельными структурными частями этих изданий.
• Минимизация дублирования учеб-
ного материала, рассмотренного в других учебных изданиях комплекса
• Использование общего установившегося понятийного аппарата, унификация терминов и обозначений.
• Единство структуры изданий комплекса.
• Единство фирменного стиля оформления учебных изданий.
Использование комплекса учебных изданий придает учебном}' процессу системность, логичность и завершенность, что повышаету студентов мотивацию к обучению и способствует приобретению более глубоких знаний.
Таким образом, содержание учебной книги нового поколения должно соответствовать требованиям ФГОС и современной технологии обучения с активным использованием компьютерных технологий в учебно-образовательном процессе. Учебный материал должен быть направлен на развитие у студентов навыков владения профессиональными компетенциями применения научно-предметных знаний.
Литература
1. Алтайцев, A.M., Наумов В.В. Учеб-но-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн., Пропилеи, 2002. — 288 с., С. 229—241.
2. Антонова, С.Г., Тюрина, Л.Г. Сис-тема учебных изданий для высшего профессионального образования//Уш!вер-сшетская книга - 2000. - №10. - С. 12-16.
3. Бородина, Н.В., Горонович, М.В., Фейгина, М.И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перс-пективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та 2002. - 260 с.
4. Гусева Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методическош обеспечения образовательного процесса.// Среднее профессиональное образование, 2003, №3.
5. Зиновкина, М.М. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии: монография/М.М. Зиновкина. -М.: МГИУ, 2003. - 372 с.
6. Козлов, В.Н. Общепрофессиональ-
ная подготовка в политехническом университете. Функции, содержание, технология : учеб.-метод. пособие / В.Н. Козлов, В.И. Никифоров. - СПб.: Изд-во Политех ун-та 2005. -128 с.
7. Крутиков, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пос. -М.: Изд. центр «Академия», 2005.-288 с.
8. Макаров, A.B., Трофимова, З.П., Вязовкин, B.C., Гафарова, Ю.Ю. Учеб-но-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-мето-дич пособие - Мн. РИВШ БГХ 2001.— 118 с.
9. Оригинал-макет учебного пособия. Правила разработки и оформления : В.Н. Козлов [и др.] - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та 2008. - 146 с.
10. Попов, А.И. Механика. Решение творческих профессиональных задач: учебное пособие. Ч. 2. Рекомендовано УМО по университете кому политехническом}' образованию для направления подготовки 220600 / А.И. Попов. - Тамбов : Изд-воТамб. гос. техн. ун-та 2007. -80с.
11. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / под на¡уч. ред. д-ра техн. наук, профессора H.A. Селезневой. 2-е из-д.,перераб. идополн. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. - 92 с.
12. Системные ресурсы качества высшего образования России и Европы/Н.И. Булаев, В.Н. Козлов, A.A. Ово-денко, А.И. Рудской. - СПб. : Изд-во Политехи, ун-та, 2009. - 460 с.
13. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения : учеб.-ме-тод. пособие / К. К. Гомоюнов и др. -СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2008. -140 с.
14. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. -160 с.
References
1. Altaians A.M., Naumov V.V. Ucheb-no-metodichesky a complex as model of the organisation of teaching materials and
Экономика, Статистика и Информатика 9 №6(2), 2011
means of remote training. In the book. : The University education: from effective teaching to the effective doctrine (Minsk, on March, 1-3 st, 2001) / the Belarus state university. The centre of problems of a development of education. - Mn., Propilei,
2002. -288 p., P. 229-241.
2. Antonova S.G., TyurinL.G. System of educational editions for the higher vocational training / / the University book. -2000.-№10.-P. 12-16.
3. Borodina N.Y., Goronovich M.V, Feygin M.I. Training of teachers of vocational training to perspective-thematic planning: the modular approach: Studies. The grant. - Ekaterinburg: Publishing house of Dews, state. The prof.-ped. Un y, 2002.-260 p.
4. Gusev R.P. Methodical readiness of teachers for creation of complex ucheb-no-methodical maintenance educational process. // Average vocational training,
2003, №3.
5. Zinovkina, M.M. Creative engineering education. The theory and innovative creative pedagogical technologies: the monography / MMZinovkina. -M: MGIU, 2003.-372 p.
6. Kozlov V.N. Common professional preparation at polytechnical university. Functions, the maintenance, technology: an ucheb.-method. The grant / V. N. Kozlov, V. I. Nikiforov. - SPb.: Publishing house Polytechnic University. Uny, 2005. -128 p.
7. Kraglikov G.I. Methodic of vocational training with a practical work: Studies. Settlement - M Univ. Centre "Academy", 2005. - 288 p.
8. Makarov A., Trofimova ZP, Vja-zovkin, Century C, Gafarova, JU. JU. Edu-cational-methodical complex: modular technology of working out: Uchebno-metodich. The grant - Mn. RIVSH BSU, 2001.-118p.
9. A manual Dummy. Working out and registration rules: V.N. Kozlov [etc.] - SPb.: Publishing house Politehn. Uny, 2008. -146 p.
10. Popov A.I. Mechanics. The decision of creative professional problems: the manual. C. 2. It is recommended EMA on a university polytechnic education for a direction of preparation 220 600 / AI Priests. - Tambov: Izd-voTamb. state, tech. Uny, 2007.-80 p.
11. Designing of the basic educational programs realising federal state educational standards of the higher vocational training: methodical recommendations for heads and an active of uchebno-method-ical associations of high schools / under scientific. Ed. Dr.Sci.Tech., Professors N. A. Seleznevoj. 2nd ed., The reslave. And added. - M: the Research centre of problems of quality of preparation of experts, Coordination council of uchebno-me-thodical associations and scientifically-methodical councils of the higher school, 2010.-92 p.
12. System resources of quality of higher education of Russia and Europe / NIBulaev, V.N. Kozlov, A. A. Ovodenko, A.I. Rudsky. - SPb.: Publishing house Politehn. Uny, 2009. - 460 p.
13. The theory and practice of the higher vocational training. Terms, concepts and definitions: ucheb.-metod.posobie / K.K. Gomojunov, etc. - SPb.: Publishing house Politehn. Uny, 2008. -140 p.
14. Erganova N.E. Technique of vocational training: Studies. The grant for high schools. - M Univ. Centre "Academy", 2007.-160 p.