Научная статья на тему 'Эволюция учебно-методического обеспечения курсов библиотечного краеведения'

Эволюция учебно-методического обеспечения курсов библиотечного краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / УЧЕБНИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ / EDUCATIONAL-METHODICAL PUBLICATIONS / HIGHER LIBRARY EDUCATION / LOCAL HISTORY / HIGH SCHOOL TEXTBOOKS / LIBRARY LOCAL HISTORY / LOCAL HISTORY BIBLIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараненко Любовь Геннадиевна

Представлен анализ учебно-методического обеспечения дисциплин по библиотечному краеведению, разработанного для высшей библиотечной школы. Выявлены этапы развития библиотечного краеведения как объекта преподавания. Дана характеристика отдельных учебно-методических изданий по библиотечному краеведению, определены научные школы и круг авторов-разработчиков учебных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational-methodological support evolution of library local history courses

Regional library local history is a comprehensive library activity requiring special professional training. The author reveals the issue of teaching library local history at library higher schools; searched educational publications on local history in the electronic catalogues of libraries and bibliographic indices. It was revealed 48 academic publications on library local history for 1930-2014. The study objective is to trace the evolution of educational publications on the problems of teaching librarian local history in a library higher school. It was presented the analysis of textbooks on the following features: types of educational publications, authors, scientific schools and content. The study revealed expanding diversity of educational publications on library local history, from single programs, lectures to textbooks, educational-methodical complexes and electronic textbooks. At the same time, it was found out a lack of new integrated textbooks, «fragmentation» in teaching and representing certain aspects of local librarian history in educational work, insufficient number of electronic textbooks and absence of interactive electronic educational materials for universities. The fundamentals of teaching local librarian history were started by two scientific schools in St. Petersburg State Institute of Culture and Moscow State Institute of Culture. The formation of the library local history as an educational course is associated with the name of N. V. Zdobnov. The largest contribution to the development of educational-methodological support for library local history was made by A. V. Mamontov and N. N. Shcherba. The substantive aspect of educational-methodological support for library local history can be divided into three stages. The first stage (1930-1970) is related to the study of local history bibliography only. The second period (1980-1990) is characterized by creating a number of editions covering general problems of regional studies of library local history and library activities on local history study. In 1990s preconditions appeared to expand study of various aspects of library local history. IIt was connected with changes in the state policy of regional development, as well as a growing interest in regional/local history information. The third stage (2000-2010s) of the evolution of educational publications is related, on the one hand, to a more expanded study of some specific aspects of library local librarian (bibliographic processing of local history documents, local history fund or management of local history activities, etc.), on the other hand, to a complex representation of regional studies in cooperation of libraries, archives, museums and other institutions dealing with issues of local history in the region.

Текст научной работы на тему «Эволюция учебно-методического обеспечения курсов библиотечного краеведения»

Библиотековедение

УДК 021:908:378.602

ББК 78.3р+78.375+26.89

DOI 10.20913/1815-3186-2016-4-51-58

ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСОВ БИБЛИОТЕЧНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

© Л. Г. Тараненко, 2016

Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия; e-mail: [email protected]

Представлен анализ учебно-методического обеспечения дисциплин по библиотечному краеведению, разработанного для высшей библиотечной школы. Выявлены этапы развития библиотечного краеведения как объекта преподавания. Дана характеристика отдельных учебно-методических изданий по библиотечному краеведению, определены научные школы и круг авторов-разработчиков учебных изданий.

Ключевые слова: учебно-методические издания, высшее библиотечное образование, библиотечное краеведение, учебники высшей школы, краеведческая деятельность библиотек, краеведческая библиография.

Для цитирования: Тараненко Л. Г. Эволюция учебно-методического обеспечения курсов библиотечного краеведения // Библиосфера. 2016. № 4. С. 51-58. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-51-58.

The educational-methodological support evolution of library local history courses L. G. Taranenko

Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia; e-mail: [email protected]

Regional library local history is a comprehensive library activity requiring special professional training. The author reveals the issue of teaching library local history at library higher schools; searched educational publications on local history in the electronic catalogues of libraries and bibliographic indices. It was revealed 48 academic publications on library local history for 1930-2014. The study objective is to trace the evolution of educational publications on the problems of teaching librarian local history in a library higher school. It was presented the analysis of textbooks on the following features: types of educational publications, authors, scientific schools and content. The study revealed expanding diversity of educational publications on library local history, from single programs, lectures to textbooks, educational-methodical complexes and electronic textbooks. At the same time, it was found out a lack of new integrated textbooks, «fragmentation» in teaching and representing certain aspects of local librarian history in educational work, insufficient number of electronic textbooks and absence of interactive electronic educational materials for universities.

The fundamentals of teaching local librarian history were started by two scientific schools in St. Petersburg State Institute of Culture and Moscow State Institute of Culture. The formation of the library local history as an educational course is associated with the name of N. V. Zdobnov. The largest contribution to the development of educational-methodological support for library local history was made by A. V. Mamontov and N. N. Shcherba.

The substantive aspect of educational-methodological support for library local history can be divided into three stages. The first stage (1930-1970) is related to the study of local history bibliography only. The second period (1980-1990) is characterized by creating a number of editions covering general problems of regional studies of library local history and library activities on local history study. In 1990s preconditions appeared to expand study of various aspects of library local history. IIt was connected with changes in the state policy of regional development, as well as a growing interest in regional/local history information. The third stage (2000-2010s) of the evolution of educational publications is related, on the one hand, to a more expanded study of some specific aspects of library local librarian (bibliographic processing of local history documents, local history fund or management of local history activities, etc.), on the other hand, to a complex representation of regional studies in cooperation of libraries, archives, museums and other institutions dealing with issues of local history in the region.

Keywords: educational-methodical publications, higher library education, local history, high school textbooks, library local history, local history bibliography.

Citation: Taranenko L. G. The educational-methodological support evolution of library local history courses // Bibliosphere. 2016. № 4. P. 51-58. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-51-58.

Принято считать, что библиотечное краеведение - это комплексное направление деятельности библиотек, включающее в себя работу с первичными и вторичными документными потоками (выявление, приобретение в фонд библиотеки

документов, их хранение и доведение до читателя упорядоченных сведений о них через систему каталогов, картотек, библиографических указателей); краеведческий библиотечно-библиографический сервис (обслуживание); методическое обеспечение других

библиотек и др. А также изучение родного края, поиск ранее неизвестных сведений о них [6, с. 31-52]. На этой принципиальной позиции базируется преподавание библиотечного краеведения в системе профессионального обучения, в частности, в высшей школе. Вузы при подготовке будущих специалистов стремятся рассмотреть библиотечное краеведение через призму отдельных дисциплин, используя при этом разнообразные учебно-методические издания.

Какова эволюция развития дисциплин, связанных с библиотечным краеведением? Какие аспекты изучения библиотечного краеведения были приоритетными на этапе его становления? Кто является основателем в подготовке учебных изданий по библиотечному краеведению? Зададимся данными вопросами и проследим эволюцию развития учебно-методических изданий, отражающих отдельные аспекты преподавания библиотечного краеведения в высшей библиотечной школе. Учебные издания выступят в нашем исследовании средством фиксации содержания подготовки специалистов по вопросам библиотечного краеведения.

Нами были проанализированы электронные каталоги ведущих библиотек России: Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН; библиографические указатели «Библиотека и краеведение» (период 19912009 гг.) [1]. Чтобы обеспечить наибольшую глубину ретроспекции по исследуемой проблеме, были изучены: библиографический указатель Н. Н. Щербы «Теория, методика, история и организация краеведческой библиографии» [7]; монография А. Н. Бу-ченкова «Советское краеведческое библиографоведе-ние» [2], список литературы в которой насчитывает более 1100 библиографических записей. Для поиска электронных учебных материалов были проанализированы электронный каталог «Информрегистр» и научная электронная библиотека eLIBRARY.ru.

В результате анализа библиографических источников было выявлено 48 учебных работ по вопросам библиотечного краеведения в хронологическом интервале 1930-2014 гг. (табл. 1).

Нижняя хронологическая граница отбора объектов анализа - 1930 г. В этом году в библиографических указателях зафиксировано первое учебное издание по библиотечному краеведению - Здобнов Н. В. «Программа курсов по краевой библиографии при Центральном бюро краеведения». Отбор учебно-методических материалов закончен в апреле 2016 г. Их анализ осуществлен по следующим основаниям: виды учебных изданий, содержание, авторы, место издания.

Виды учебных изданий по библиотечному краеведению

Воспользуемся классификацией, предложенной в работе Н. И. Гендиной и Н. И. Колковой [3, с. 16-20], согласно которой вузовские учебные издания в зави-

симости от целевого назначения подразделяются на учебно-программные, учебно-теоретические, учебно-практические, учебно-методические, учебно-справочные, учебно-наглядные, учебно-библиографические.

Учебно-программные издания скромно представлены в сформированном массиве работ, преимущественно это учебные программы, например, «Программа курсов по краевой библиографии при Центральном бюро краеведения» Н. В. Здобнова (1930 г.), программа курса для учащихся библиотечных институтов «Краеведческая библиография» (1962 г.), учебная программа Л. Д. Данильянц, В. С. Крейденко. «Библиотечное обслуживание полиэтнического населения региона» (1999 г.), учебная программа с методическими рекомендациями Р. Б. Ажеевой «Краеведческая библиография» (2003 г.) и др.

Большая часть выявленных учебных материалов по библиотечному краеведению представлена учебно-теоретическими изданиями, в их числе:

• отдельные лекции. Например, лекция для студентов-заочников А. В. Мамонтова «Краеведческий справочно-библиографический аппарат в областных библиотеках» (1970 г.), лекция для студентов отделения детских библиотек Е. Н. Томашевой «Краеведческая библиография детской советской литературы» (1972 г.), серия лекций Н. Н. Щербы по курсу «Краеведческая библиография» для студентов библиотечных факультетов: «Система краеведческих библиографических пособий рекомендательного характера на современном этапе» (1974 г.), «Система краеведческих библиографических пособий научно-вспомогательного характера на современном этапе» (1975 г.), «Информационная и справочно-библиографическая работа библиотек по краеведению» (1976 г.), «Типы краеведческой литературы» (1977 г.) и др.

• конспекты лекций. Например, по курсу «Краеведческая библиография» для студентов Харьковского государственного института культуры - конспекты И. И. Корнейчика «Краеведческая библиография на Украине: развитие краеведческой библиографии на Украине в дореволюционное время» (1964 г.), «Краеведческая библиография на Украине: развитие краеведческой библиографии в советское время (19171940 гг.).

• учебные пособия. Первое самостоятельное учебное пособие по изучаемой проблематике принадлежит В. А. Николаеву «Краеведческая библиография»; пособие было подготовлено в Московском государственном библиотечном институте (1961 г.). Примечательно, что данная группа учебных изданий оказалась самой многочисленной (26 учебных пособий из 48 исследуемых изданий). В этом подмассиве также представлены: учебно-методические пособия -И. И. Михлина «Основные понятия краеведческой библиографии» (2002 г.), Т. А. Неверова «Краеведческая деятельность библиотек» (2005 г.); учебно-практические пособия - М. А. Ермолаева «Муниципальная библиотека и местное самоуправление» (2002 г.); С. Е. Демидова «Краеведческий документ:

Т а б л и ц а 1

Учебно-методические работы по вопросам библиотечного краеведения

Т а Ь 1 е 1

Educational-methodical works on issues of library local history

№ п/п Библиографическое описание учебных изданий Год издания

1 Здобнов Н. В. Программа курсов по краевой библиографии при Центральном бюро краеведения // Пятидневка краеведения. Москва, 1930. С. 72. 1930

2 Здобнов Н. В. Основы краевой библиографии : практ. руководство. Москва ; Ленинград : ОГИЗ : Гос. соц.-экон. изд-во, 1931. 182 с. 1931

3 Ильина А. Я. Краеведческая библиография // Общая библиография : учеб. для библ. ин-тов. Москва, 1957. С. 317-335. 1957

4 Николаев В. А. Краеведческая библиография : учеб. пособие. Москва, 1961. 75 с. 1961

5 Краеведческая библиография : программа курса для учащихся библ. ин-тов. Москва : Советская Россия, 1962. 12 с. 1962

6 Корнейчик И. И. Краеведческая библиография на Украине. Развитие краеведческой библиографии на Украине в дореволюционное время : конспект лекций по курсу «Краевед. библиогр.» для студентов ХГБИ. Харьков, 1964. 53 с. 1964

7 Корнейчик И. И. Краеведческая библиография на Украине. Развитие краеведческой библиографии в советское время (1917-1940 гг.) : конспект лекций по курсу «Краевед. библиогр.». Харьков, 1965. 28 с. 1965

8 Мамонтов А. В. Краеведческий справочно-библиографический аппарат в областных библиотеках : лекции для студентов-заочников по курсу «Краевед. библиогр.». Ленинград, 1970. 27 с. 1970

9 Томашева Е. Н. Краеведческая библиография детской советской литературы : лекция для студентов Отд-ния дет. б-к по курсу «Библиогр. дет. лит.». Ленинград, 1972. 43 с. 1972

10 Талалакина О. И. Краеведческая работа библиотек : учеб. пособие по спецкурсу для студентов-заочников библ. фак. Москва, 1973. 94 с. 1973

11 Брискман М. А. Основные источники библиографических разысканий по краеведению : учеб. пособие для студентов библ. фак. Ленинград, 1974. 21 с. 1974

12 Мамонтов А. В. Краеведческая библиография в России в дореволюционный период : учеб. пособие. Ленинград, 1974. 24 с. 1974

13 Мамонтов А. В. Методика составления краеведческой библиографии: современное состояние, проблемы и задачи : учеб. пособие. Ленинград, 1974. 56 с. 1974

14 Щерба Н. Н. Система краеведческих библиографических пособий рекомендательного характера на современном этапе : лекция для студентов-заочников по курсу «Краевед. библиогр.». Москва, 1974. 48 с. 1974

15 Щерба Н. Н. Система краеведческих библиографических пособий научно-вспомогательного характера на современном этапе : лекция по курсу «Краевед. библиогр.» для студентов библ. фак. Москва : МГИК, 1975. 51 с. 1975

16 Щерба Н. Н. Информационная и справочно-библиографическая работа библиотек по краеведению : лекция по курсу «Краевед. библиогр.» для студентов библ. фак. Москва : МГИК, 1976. 47 с. 1976

17 Щерба Н. Н. Типы краеведческой литературы : лекция по курсу «Краевед. библиогр.» для студентов библ. фак. Москва : МГИК, 1977. 47 с. 1977

18 Мамонтов А. В. Краеведческая библиография : учеб. для библ. фак. ин-тов культуры и пед. вузов. Москва : Книга, 1978. 166 с. 1978

19 Мамонтов А. В. Краеведческая библиография : учеб. для библ. фак. ин-тов культуры и пед. вузов. Москва : Кн. палата, 1989. 216 с. 1989

Таблица 1 (продолжение)

Table 1 (continued)

№ п/п Библиографическое описание учебных изданий Год издания

20 Михлина И. И. Краеведческая библиография в системе библиографической деятельности в СССР : учеб. пособие по спецкурсу. Краснодар, 1989. 113 с. 1989

21 Голодяева В. А. Комплексность и проблемы формирования краеведческих библиографических ресурсов. Москва, 1990. 59 с. 1990

22 Кушнаренко Н. Н. Краеведческая деятельность библиотеки : учеб. пособие. Москва : МГИК, 1993. 89 с. 1993

23 Томашева Е. Н. Краеведческая библиотечно-библиографическая деятельность детских библиотек : учеб. пособие. Санкт-Петербург : СПбГАК, 1996. 89 с. 1996

24 Мамонтов А. В. Библиотечное краеведение : учеб. пособие. В 2 вып. Санкт-Петербург, 1996-1998. Вып. 1 : Основы краеведения. 1996. 38 с. ; Вып. 2 : Краеведческий библиотечный фонд. 1998. 38 с. 19961998

25 Библиотечное обслуживание полиэтнического населения региона : учеб. программа и учеб.-метод. материалы / сост.: Л. Д. Данильянц, В. С. Крейденко. Санкт-Петербург, 1999. 60 с. 1999

26 Пашнина И. И. История краеведческой литературной библиографии в России : учеб. пособие по спецкурсу. Краснодар, 1999. 78 с. 1999

27 Краеведческая библиография Дальнего Востока : учеб. пособие / Хабаров. гос. ин-т искусств и культуры ; сост. Н. В. Семина. Хабаровск : ХГИИК, 2001. 55 с. 2001

28 Михлина И. И. Основные понятия краеведческой библиографии : учеб.-метод. пособие. Москва : Профиздат, 2002. 80 с. 2002

29 Ермолаева М. А. Муниципальная библиотека и местное самоуправление : учеб-практ. пособие. Москва, 2002. 80 с. 2002

30 Давыдова М. И. Краеведческая литературная библиография: направления развития, виды и методика составления библиографических пособий : лекция по курсу «Библиогр. худож. лит. и литературоведения». Москва : МГУКИ, 2003. 23 с. 2003

31 Ажеева Р. Б. Краеведческая библиография : учеб. прогр. и метод. материалы для студентов 3 курса очного и заочного отд-ний. Улан-Удэ : ВСГАКИ, 2004. 20 с. 2004

32 Демидова С. Е. Краеведческий документ: библиотечная обработка : учеб. пособие. Тюмень : Вектор Бук, 2005. 108 с. 2005

33 Библиотечный фонд для детей : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Ю. Н. Столярова ; МГУКИ, Орл. ГУКИ. Москва, 2005. 241 с. Гл. 5. Специфика краеведческого фонда детской библиотеки. 2005

34 Олзоева Г. К. Методы массовой работы библиотек : учеб. пособие по курсу «Библ.-информ. обслуживание» для студентов библ. информ. фак. вузов и ссузов культуры. Улан-Удэ, 2005. 49 с. 2005

35 Неверова Т. А. Краеведческая деятельность библиотек : учеб.-метод. пособие. Москва : Либе-рея-Бибинформ, 2005. 136 с. 2005

36 Краеведческая деятельность сельской библиотеки : метод. пособие / сост.: Л. А. Бойко, Н. А. Юмина. Новосибирск : Изд-во НГОНБ, 2006. 54 с. 2006

37 Михеева Г. В. История русской библиографии (февраль 1917-1921). Ч. 1. Санкт-Петербург, 2006. 559 с. (Библиографический учет местной печати) (Краеведческая библиография). 2006

38 Демидова С. Е. Краеведческий документ: библиотечная обработка : учеб.-практ. пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. 104 с. 2006

39 Сомова Т. Н. Краеведческая деятельность детской библиотеки : учеб.-практ. пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. 88 с. 2006

40 Криворотенко С. Н. Краеведческий фонд библиотеки : учеб. пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. 64 с. 2006

Таблица 1 (окончание) Table 1 (concluded)

№ п/п Библиографическое описание учебных изданий Год издания

41 Кутасова В. Е. Библиография краеведческой литературы : учеб.-метод. комплекс. Йошкар-Ола, 2007. 40 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21136946 2007

42 Кушнаренко Н. Н. Библиотечное краеведение : учебник. Киев, 2007. 502 с. 2007

43 Михлина И. И. Краеведческая библиография : науч.-метод. пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2008. 174 с. 2008

44 Тараненко Л. Г. Информационное обеспечение региона: специфика краеведческой деятельности библиотек : учеб. пособие. Москва : Литера, 2009. 160 с. 2009

45 Ажеева Р. Б. Историко-краеведческая деятельность публичных библиотек : учеб. пособие. Москва : Информ. центр сотрудничества «Литера», 2011. 110 с. 2011

46 Криворотенко С. Н. Краеведческий фонд библиотек : учеб. пособие. Краснодар : КГУКИ, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2012

47 Библиотечно-библиографическое краеведение : учеб.-метод. комплекс по дисциплине (модулю) / Дагестан. гос. ун-т ; сост. А. Р. Мирзаева. Махачкала : Изд-во ДГУ, 2013. 28 с. 2013

48 Библиотечно-библиографическое краеведение : учеб.-метод. комплекс / Смолен. гос. ин-т искусств ; сост. Ю. А. Бабарыкин. Смоленск, 2014. 56 с. 2014

библиотечная обработка» (2006 г.); Т. Н. Сомова «Краеведческая деятельность детской библиотеки» (2006 г.); научно-методические пособия - И. И. Мих-лина «Краеведческая библиография» (2008 г.).

• учебники. Первый и единственный в отечественном библиотековедении учебник для библиотечных факультетов институтов культуры и педагогических вузов под названием «Краеведческая библиография» был издан профессором А. В. Мамонтовым (1978 г.). Учебник вошел в разряд «классических» и был переиздан в 1989 г. в соавторстве и в редакции Н. Н. Щербы. В 2007 г. Н. Н. Кушнаренко издала в Киеве учебник «Библиотечное краеведение» на украинском языке. Более новых учебников по исследуемой теме выявить в каталогах и указателях не удалось.

Установлено, что проблематика библиотечного краеведения часто занимает отдельные главы и параграфы базовых (более общих по содержанию) учебников, так в учебнике А. Я. Ильиной «Общая библиография» выделена глава, посвященная краеведческой библиографии (1957 г.). Эти традиции продолжаются и в современных учебниках, например, в учебнике О. П. Коршунова «Библиографоведение» представлен параграф «Краеведческая библиография» (2014 г.).

Как уже отмечалось, классификация учебных изданий включает учебно-практические, учебно-справочные, учебно-наглядные, учебно-библиографические издания, однако по вопросам библиотечного краеведения такие виды изданий не обнаружены. При этом в каждом вузе они существуют в виде рукописей, их электронных копий/версий, неопубликованных материалов. Данные виды учебных работ сосредоточены

в различных локальных (ограниченного доступа) образовательных средах вуза. Надо полагать, что данные материалы включаются в учебно-методический комплекс (систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану), содержательно связанный с библиотечным краеведением [5]. Например, по дисциплине «Библиотечно-библиогра-фическое краеведение» в электронной библиотеке eLIBRARY.ru. найден ряд учебно-методических комплексов Дагестанского государственного университета (составитель А. Р. Мирзаева, 2013 г.) и Смоленского государственного института искусств (составитель Ю. А. Бабарыкин, 2014 г.).

В исследуемом массиве учебных изданий по библиотечному краеведению выявлен лишь один электронный аналог печатного издания - учебное пособие С. Н. Криворотенко «Краеведческий фонд библиотек» (2012 г.). К сожалению, в электронном каталоге «Информрегистра» не выявлены электронные интерактивные учебные пособия по библиотечному краеведению.

Научные школы в подготовке учебных материалов по краеведению

Рассматривая учебные материалы с точки зрения научных школ и принадлежности к отдельным вузам, отмечаем, что до 1999 г. учебные издания по библиотечному краеведению были созданы в трех научных школах: в Московском государственном институте культуры (В. А. Голодяева, В. А. Николаев, О. И. Талалакина, Н. Н. Щерба, Н. Н. Кушнаренко,

М. И. Давыдова и др.); в Ленинградском институте культуры им. Н. К. Крупской (Н. В. Здобнов, А. В. Мамонтов, Е. Н. Томашева, М. А. Брискман и др.) и в Харьковском государственном институте культуры (И. И. Корнейчик, позднее Н. Н. Кушна-ренко). Развитие библиотечного краеведения принято связывать с краеведческой библиографией, основоположниками которой стали преподаватели-исследователи указанных научных школ. Существование научных школ в данных образовательных учреждениях подтверждается значительным количеством диссертаций по проблемам библиотечного краеведения, защищенных сотрудниками этих вузов.

В последующие годы можно говорить не о научных школах как таковых, а о месте издания отдельных учебных работ. В 2000-е гг. к созданию учебных изданий подключаются и другие вузы культуры: Краснодарский государственный институт культуры (И. И. Михлина, И. И. Пашнина, С. Н. Криворо-тенко), Тюменский государственный институт культуры (С. Е. Демидова), Хабаровский государственный институт культуры (Н. В. Семина), Кемеровский государственный институт культуры (Л. Г. Тараненко).

Содержательная характеристика учебных изданий по библиотечному краеведению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Появление учебной литературы по библиотечному краеведению связано с именем Николая Васильевича Здобнова, который еще в 1930-е гг XX в. разработал первые учебные материалы по вопросам краеведческой (краевой) библиографии. Примечательно, что с 1930 по 1970 г. вся широта проблем библиотечного краеведения содержательно была сконцентрирована исключительно в учебной дисциплине «Краеведческая библиография». Внутри краеведческой библиографии выделялись аспекты: краеведческая библиография отдельной территории («Краеведческая библиография на Украине»), краеведческая библиография определенных жанров документов («Краеведческая библиография детской советской литературы»). Обозначенные тенденции сохраняются и в последующие исторические периоды, например, в изданиях «Краеведческая библиография Дальнего Востока» (2001 г.), «Краеведческая литературная библиография» (2003 г.). В анализируемом массиве учебных изданий более половины (27 учебных работ) ограничены вопросами краеведческой библиографии.

В 1980-е гг. ряд преподавателей-исследователей делает попытки рассмотреть и другие аспекты краеведческой библиографии. В частности, А. В. Мамонтов в лекционных материалах (1970 г.) поднимает вопросы краеведческого справочно-библиографического аппарата в областных библиотеках, О. И Талалакина в учебном пособии (1973 г.) дает общую характеристику краеведческой работы библиотек. В 1990-е гг. Н. Н. Кушнаренко, продолжая традиции предшественников, рассматривает краеведческую деятельность библиотеки (1993 г.). В этот период появляется учебное издание Е. Н. Томашевой, отражающее специ-

фику краеведческой работы отдельных библиотек -«Краеведческая библиотечно-библиографическая деятельность детских библиотек» (1996 г.). В 19961998 гг. профессор А. В. Мамонтов опубликовал учебное пособие «Библиотечное краеведение» и тем самым значительно расширил границы изучения вопросов, связанных с краеведением.

Период 2000-2011 гг. отмечается ростом количества учебно-методических и учебно-практических работ, связанных с изучением и преподаванием отдельных аспектов библиотечного краеведения: библиотечная обработка краеведческих документов (С. Е. Демидова, 2005-2006 гг.), специфика краеведческого фонда детской библиотеки (Ю. Н. Столяров и др., 2005 г.), краеведческий фонд библиотеки (С. Н. Кри-воротенко, 2006), управление краеведческой деятельностью библиотек (Т. А. Неверова, 2005 г.), краеведческая деятельность сельской библиотеки (2006 г.), краеведческая деятельность детской библиотеки (Т. Н. Сомова, 2006 г.) и др. Появление такого жанра учебных изданий подтверждает факт значительного накопления знаний по обозначенным проблемам библиотечного краеведения.

Границы изучения библиотечного краеведения в данный период значительно расширяются, педагоги-исследователи изучают вопросы взаимодействия библиотек, архивов, музеев, представляя новое видение преподавания библиотечного краеведения: «Информационное обеспечение региона (Л. Г. Тараненко, 2009 г.), «Историко-краеведческая деятельность публичных библиотек» (Р. Б. Ажеева, 2011 г.).

Следует заметить, что на современном этапе в отечественном библиотековедении нет комплексных учебников по библиотечному краеведению. Содержательная сторона библиотечного краеведения «рассыпается» на аспекты, представленные в отдельных главах справочников, учебных пособий, учебников. Более того, в новой серии учебников «Бакалавр биб-лиотечно-информационной деятельности» (табл. 2) вопросы библиотечного краеведения представлены краеведческой библиографией и краеведческим спра-вочно-поисковым аппаратом («Справочно-поисковый аппарат библиотеки», 2015 г.). В других учебниках данной серии каких-либо аспектов библиотечного краеведения выявить не удалось. Связано это, на наш взгляд, с отсутствием в федеральном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Библиотечно-ин-формационная деятельность» дисциплин по библиотечному краеведению.

***

Расширяется видовое разнообразие учебно-методических изданий по библиотечному краеведению: от отдельных программ, лекций до учебных пособий, учебно-методических комплексов, электронных учебных изданий. Изменения учебных работ в целом характерны для учебных изданий высшей школы. Можно

Т а б л и ц а 2

Отражение вопросов библиотечного краеведения в серии учебников для направления подготовки «Бакалавр библиотечно-информационной деятельности»

T a b l e 2

Local history in a series of textbooks for training «Bachelors of library-information activities»

Название учебника Наличие глав, параграфов, терминов АПУ по библиотечному краеведению

Гендина Н. И. Лингвистические средства библиотечно-ин-формационных технологий : учебник. Санкт-Петербург : Профессия, 2015. 440 с. -

Гордукалова Г. Ф., Захарчук Т. В., Плешкевич Е. А. Доку-ментоведение. Ч. 1. Общее документоведение : учебник. Санкт-Петербург : Профессия, 2013. 320 с. -

Документоведение. Ч. 2. Книговедение и история книги : учебник / под. ред. Д. А. Эльяшевича. Санкт-Петербург : Профессия, 2013. 464 с. -

Коршунов О. П. Библиографоведение : учебник. Санкт-Петербург : Профессия, 2014. 288 с. Параграф «Краеведческая библиография» С. 170-180. В АПУ понятие «краеведческая библиография»

Аналитико-синтетическая переработка информации : учебник / Н. И. Гендина [и др.] ; науч. ред. А. В. Соколов. Санкт-Петербург : Профессия, 2013. 336 с. -

Столяров Ю. Н. Библиотечный фонд : учебник. Санкт-Петербург : Профессия, 2015. 384 с. -

Справочно-поисковый аппарат библиотеки / под. ред. И. С. Пилко. Санкт-Петербург : Профессия, 2015. 288 с. Краеведческие библиографические картотеки С. 177. Краеведческие каталоги С. 137-138,162. Краеведческий СПА С. 252-253. Наличие данных терминов в АПУ

отметить и специфические тенденции, характерные для преподавания библиотечного краеведения: отсутствие новых комплексных учебников, «разрозненность» в преподавании и представлении в учебных работах отдельных аспектов библиотечного краеведения, недостаточное количество электронных учебных изданий и отсутствие электронных интерактивных учебных материалов.

Основы преподавания библиотечного краеведения заложили три научные школы Ленинградского государственного института культуры, Харьковского государственного института культуры и Московского государственного института культуры. Становление библиотечного краеведения как учебной дисциплины связано с именем Н. В. Здобнова. Наибольший вклад в развитие учебно-методического обеспечения по библиотечному краеведению внесли А. В. Мамонтов, Н. Н. Щерба.

В содержательном аспекте учебно-методического обеспечения по краеведению можно выделить три этапа. Первый этап (1930-1970 гг.) связан с изучением только краеведческой библиографии. На втором этапе (1980-1990 гг.) создаются учебные издания, освещающие общие вопросы краеведческой работы

библиотек, библиотечного краеведения. В 1990-е гг. появились предпосылки для расширения аспектов изучения библиотечного краеведения. Это связано с изменением государственной политики развития регионов, с ростом интереса к региональной/краеведческой информации. Третий этап (2000-2010-е гг.) эволюции учебно-методических изданий связан, с одной стороны, с более развернутым изучением отдельных аспектов библиотечного краеведения (библиографическая обработка краеведческих документов, краеведческий фонд, управление краеведческой деятельностью и др.), с другой - с комплексным представлением краеведческого взаимодействия библиотек, архивов, музеев и других учреждений, занимающихся вопросами краеведения в регионе.

Библиотечное краеведение вбирает в себя две базовые траектории развития библиотек: отражает ее социокультурное предназначение (библиотека - «третье место») и участвует в формировании Национальной электронной библиотеки, включающей преимущественно региональные/краеведческие документные ресурсы отдельных территорий. Требуются новые подходы к изучению и представлению библиотечного краеведения в учебно-методических изданиях.

По справедливому мнению А. Н. Масловой, библиотечному сообществу требуются специалисты, имеющие представление о региональных информационных потребностях, способные создавать и использовать традиционные и электронные информационные продукты регионального содержания [4, с. 14-25]. Необходимы новые учебные курсы с достаточно проработанным учебно-методическим сопровождением, формирующие системы знаний и умений в области краеведческой и регионоведческой деятельности библиотек.

Список источников

1. Библиотека и краеведение: библиографический указатель литературы за 1991-1993 гг. / РНБ ; сост. Л. Н. Николаева. Санкт-Петербург, 1995. 159 с.

2. Бученков А. Н. Советское краеведческое библиографо-ведение. Москва : Книга, 1984. 225 с.

3. Гендина Н. И., Колкова Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения. Кемерово, 1998. 170 с.

4. Маслова А. Н. Краеведение и библиотека. Санкт-Петербург : Профессия, 2010. 368 с.

5. Учебно-методический комплекс. URL: http://www.bti. secna.ru/teacher/umk/ (дата обращения: 02.05.2016).

6. Щерба Н. Н. Библиотечное и библиографическое краеведение : сб. последних ст. Москва : Кн. палата, 1995. 192 с.

7. Щерба Н. Н. Теория, методика, история и организация краеведческой библиографии : указатель литературы (1958-1985 гг.). Москва, 1986. 156 с.

References

1. Biblioteka i kraevedenie: bibliograficheskii ukazatel' litera-tury za 1991-1993 gg. [Library and local history: a bibliographic index of literature for 1991-1993] / comp. L. N. Ni-kolaeva. Saint Petersburg, 1995. 159 p. (In Russ.).

2. Buchenkov A. N. Sovetskoe kraevedcheskoe bibliografove-denie [Soviet local lore bibliography]. Moscow, Kniga, 1984. 225 p. (In Russ.).

3. Gendina N. I., Kolkova N. I. Normativno-metodicheskoe obespechenie uchebnogo protsessa v vuze. Standarty vys-shego uchebnogo zavedeniya [Normative-methodical support of educational process at the University]. Kemerovo, 1998. 170 p. (In Russ.).

4. Maslova A. N. Kraevedenie i biblioteka [Local history and library]. Saint Petersburg, Professiya, 2010. 368 p. (In Russ.).

5. Uchebno-metodicheskii kompleks [Educational-methodical complex]. URL: http://www.bti.secna.ru/teacher/umk/ (accessed 02.05.2016). (In Russ.).

6. Shcherba N. N. Bibliotechnoe i bibliograficheskoe kraeve-denie : sb. posled. st. [Library and bibliographic local history: collection of last papers]. Moscow, Kn. palata, 1995. 192 p. (In Russ.).

7. Shcherba N. N. Teoriya, metodika, istoriya i organiza-tsiya kraevedcheskoi bibliografii: ukazatel' literatury (19581985 gg.) [Theory, techniques, history and organization of local lore bibliography : a literature index (1958-1985)]. Moscow, 1986. 156 p. (In Russ.).

Материал поступил в редакцию 25.10.2016 г.

Сведения об авторе: Тараненко Любовь Геннадиевна - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой технологии документальных коммуникаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.