9. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.
10. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал/Нижегор. гос. архитектур .-строит. ун-т. -Н. Новгород, 2007. -№ 2. - С. 149-154.
11. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Гладков Алексей Владимирович
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени Маршала инженерных войск А. И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос применения комплексного подхода к разработке контрольно-измерительных материалов для повышения их качества. Разработанный на основе комплексного подхода измерительный материал должен обеспечивать адекватное отображение учебного материала. Поскольку современное профессиональное образование строится на компетентностном подходе, рассматривается новая система оценочных средств, так как теперь оценивается не объем усвоенных знаний, а компетенции. Поэтому установлены положения, которые компетентностный подход вынуждает поставить на первый план в рамках формирования контрольно-измерительных материалов. Подробно проанализированы требования к КИМ, а также определены задачи, которые стоят перед вузами в рамках формирования контрольно-оценочных средств. Выявлено определение понятия «контрольно-измерительные материалы» и непосредственно их значение. Выявлены факторы, обеспечивающие комплексность формирования контрольно-измерительных материалов. Также рассмотрены требования к самому оцениванию, среди них главным образом статья выделяет: валидность, надежность, справедливость, развитие, своевременность и эффективность.
Ключевые слова: контрольно-измерительные материалы, качество образования, комплексный подход, компетентностный подход, специалист, выпускник.
Annotation. This article discusses the application of an integrated approach to the development of test and measurement materials to improve their quality. The measuring material developed on the basis of an integrated approach should ensure adequate display of the educational material. As modern professional education is built on a competence approach, a new system of evaluation tools is being considered, since now it is not the amount of knowledge that has been learned but competence that is evaluated. Therefore, there are provisions that the competence approach forces to put in the forefront in the formation of control and measurement materials. The requirements for CMM have been analyzed in detail, and the tasks that the universities face in the formation of control and evaluation tools have been defined. The definition of the concept of "control-measuring materials" and their significance is revealed. The factors providing complex formation of control and measuring materials are revealed. The requirements to the assessment itself are also considered, among them, the article highlights: validity, reliability, fairness, development, timeliness and efficiency.
Keywords: control and measuring materials, quality of education, comprehensive approach, competence approach, specialist, graduate.
Введение. Глобализация современного мира заставляет перестраиваться все государственные системы, в том числе и образование. Возрастают требования к выпускникам, все больше ценится способность к быстрой адаптации студента к условиям международной конкуренции и это является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Образовательная политика России ставит главным приоритетом доступность качества образования. И на данный момент на каждом из уровней образования значительное место выделяется для исследования качества подготовки обучающихся. В отношении развития гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности, качество образования как социальная категория является показателем результативности и состояния образовательного процесса в обществе, соответствует ли он его ожиданиям и потребностям среди различных социальных групп.
Качество образования выявляется при помощи показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения и обеспечивающих развитие компетенций студентов.
Для того чтобы проверить уровень сформированности тех или иных компетенций используются соответствующие материалы, на наш взгляд подготовить их можно должным образом только при использовании комплексного подхода.
Формулировка цели статьи. Изучить формирование контрольно-измерительных материалов под влиянием комплексного подхода. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: установить требования к контрольно-измерительным материалам; выявить факторы, обеспечивающие комплексность формирования контрольно-измерительных материалов.
Изложение основного материала статьи. Поскольку современное профессиональное образование строится на компетентностном подходе, мы должны сделать на этом акцент и сказать, что была сформирована новая система оценочных средств, так как теперь оценивается не объем усвоенных знаний, а компетенции. То есть функция оценивания теперь направлена не на выявление пробелов в знаниях
обучающихся как самоцели, а к тому, чтобы более точно определить направление улучшения результата. В таких рамках организация оценивания должна проходить в виде целенаправленного упорядоченного процесса в котором идет определение необходимого набора и достигнутого уровня компетенций. Результаты оценки выражаются количественно вне зависимости от содержания компетенции и от того насколько та или иная компетенция поддается оцениванию.
Компетентностный подход вынуждает поставить на первый план следующие положения:
- компетенции, выступающие результатом образования;
- образовательные технологии, выступающие способом их формирования;
- оценочные средства, выступающие инструментом доказательства достижения заявленных результатов образования [1].
Полную оценку компетенций выпускника можно проводить только на итоговой аттестации. При текущем контроле и промежуточной аттестации идет оценка более локальных результатов обучения (компонентов компетенций - знаний, умений, навыков).
Отдельные формы учебной работы и способы их оценки, направленные на формирование компетенций, должны быть равномерно распределены по всему периоду обучения. Включая сюда традиционные фундаментальные курсы, которые выступают в роли теоретической основы, эти формы и процедуры будут способствовать выработке определенного типа профессионального поведения, стереотипов, с которыми в будущем придется столкнуться выпускнику.
Исходя из выше сказанного мы можем утверждать, что наиболее оптимальным путем достижения сформированности систем оценки качества подготовки студентов является совокупность как традиционных методов проверки знаний, умений и навыков, таки инновационных подходов, которые ориентированы на комплексную оценку формирующихся компетенций. Отметим, что традиционные средства контроля следует совершенствовать, а инновационные, взятые из практики зарубежного образования, адаптировать под российскую систему.
Спектр проблем формирования контрольно-оценочных средств достаточно большой, поэтому мы рассмотрим общие подходы к его формированию.
К требованиям к контрольно-измерительным материалам можно отнести следующие:
- формирование контрольно-измерительных материалов должно происходить с помощью специальной знаковой системы, которая соответствует особенностям языка, использующегося при изложении какой-либо конкретной учебной дисциплины;
- уровень подготовленности обучающегося и использующаяся знаковая система должны соответствовать друг другу, другими словами, студент должен понимать представленную перед ним знаковую систему и правильно ее интерпретировать, истолковывать;
- знаковая система должна быть синтаксически простой, но содержать необходимый и достаточный объем информации для нахождения верного ответа в течение отведенного времени;
- по своему содержанию контрольно-измерительные материалы должны быть соответствующими системе целей изучения дисциплины (целям занятий, тем, модулей, конечным целям дисциплины);
- контрольно-измерительные материалы должны носить характер прагматической корректности и направлены на оценивание уровня усвоения студентами учебного материала, по которому проводится измерение;
- в условиях активной технологизации образования, системы контроля становятся автоматизированными. Рекомендуется использовать не только текстовые знаки (слова, формулы, символы), но и графические и мультимедийные компоненты. К тому же, технологизация способствует комплексной подаче заданий [2].
Среди задач, которые стоят перед вузами в рамках формирования контрольно-оценочных средств стоит выделить: связь между формированием компетенций и различными этапами оценки достижений студента; определение целей для трансформации уже существующих контрольно-оценочных материалов, что именно должно быть дополнено, а что полностью изменено; определение соотношения контрольно-измерительных материалов с новыми задачами по оценке компетенций.
Далее рассмотрим понятие контрольно-измерительных материалов (КИМ). КИМ - это специальные материалы, разрабатываемые для проверки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, которые выражаются количественными и качественными показателями и которые способны наглядно показать степень знаний и умений студента [3].
Создание и разработка контрольно-измерительных материалов является обязательным условием реализации образовательной программы.
Функционально КИМ могут иметь разное значение:
- определяется уровень качества образовательной программы (при помощи интернет-тестирования обучающихся в процессе аттестации вуза);
- выявляется динамика освоения каждого вида учебной деятельности студента, в том числе практика и научно-исследовательские работы;
- организация самоаттестации и самопроверки обучающимися своего уровня освоения знаний;
- аттестация обучающихся, переводящихся из других вузов [4].
От эффективности контрольно-измерительных средств зависит качество образования в вузе в целом.
При формирование оценочных средств стоит помнить, что они сопровождают реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования и должны разрабатываться для проверки степени освоения компетенций. А оценочные средства, выступающие как неотъемлемая часть образовательных технологий (основным образом инновационных), должны стать действенным средством не только оценки, но и обучения [5].
Обучающемуся необходимо точно и четко осознавать свои достижения и недостатки для того, чтобы корректировать собственную деятельность, а педагогу направлять студента в нужное русло, поэтому формы контроля должны выступать своеобразным продолжением методик обучения [6].
Комплексность формирования КИМ достигается посредством учета следующих факторов:
- дидактико-диалектическая взаимосвязь результатов образования и компетенций. Говоря об отличиях данных понятий, то первое определяется педагогом, а второе - во время деятельности обучающихся;
- компетенции должны оцениваться в квазиреальной деятельности при условии максимальной приближенности ситуации к реальности;
- использование в процессе обучения индивидуальных и групповых оценок, взаимооценок (рецензирование работ друг друга: проектных, исследовательских, дипломных);
- достижения по итогам оценивания должны быть проанализированы и выявлены положительные и отрицательные индивидуальные и групповые результаты и направления развития [7].
Оценивание должно отвечать таким требованиям как: валидность (результат должен соответствовать поставленным целям); надежность (использование единообразных согласованных критериев или стандартов); справедливость (обучающиеся должны находиться в разных условиях для возможности добиться успеха); развитие (фиксация способностей обучающихся, благодаря которой выявляются возможности для улучшения ими своих результатов); своевременность (постоянная поддержка обратной связи); эффективность (выполнимость, которая не занимает слишком много времени ни у педагогов, ни у преподавателей) [8].
Виды и формы контроля, которые предусматриваются преподавателями на протяжении изучения дисциплины, должны быть отражены в рабочей программе (темы и задания, контрольные вопросы, типовые документы, тексты, задачи). Они направляются на то, чтобы достигнуть определенных результатов обучения и уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с учетом специфики и вида профессиональной деятельности [9].
К видам контроля можно отнести: письменные работы, устный опрос, контроль, процессе которого, используются технические средства и информационные системы. Выделение каждого вида происходит по способу выявления формируемых компетенций:
- когда идет беседа обучающегося с преподавателем - это устный опрос;
- в процессе создания и проверки письменных материалов - это письменные работы;
- с помощью использования компьютерных средств - контроль с помощью технических средств и установок [9].
Результаты обучения должны отражать способности обучающегося по завершению обучения, то, в каких условиях он сможет реализовать свои навыки.
Компетенция - это интегральная и комплексная характеристика, поэтому контрольно-измерительные материалы должны быть составлены с учетом специфики природы компетенции [9]. В зависимости от того, какая была установлена цель оценки, уровень, ступень и тип образовательной программы, оценочные средства конструируются на разных уровнях сложности и неопределенности: начиная от тех, которые имеют однозначное решение, до тех, ответ на которые имеет множество вариантов решений, к тому же признанных решений на момент выполнения задания может и не быть. Чем уровень неопределенности выше (применяется более высокая степень творчества студента), тем меньше степень социальной нормированности (само содержание задания нормировано, а на ответ нормирование распространяется не всегда). И чем ниже уровень неопределенности, тем меньше степень нормированности.
Для определения степени соответствия заданной норме выбирается определенный критерий оценивания.
Основой проектирования и разработки оценочных средств может выступать структурная матрица текущего, промежуточного и итогового контроля уровня усвоения компетенций обучающегося и выпускника.
То, на сколько эффективны оценочные средства определяют используемые технологии контроля результатов обучения, предусматривающие возможность комплексного оценивания разных элементов образовательных программ, формирующих приобретаемые компетенции.
На сегодняшний день измеримость компетенции как предмета контроля результатов обучения имеет большую трудность как в теоретическом, так и практическом смысле.
Требование измеримости - это требование к организации системы оценивания. И на сегодняшний день не существует общепризнанных методов измерения компетенций в системе образования. При их оценке должно учитываться формирование в студенте профессионального мировоззрения, определенного уровня культуры, этических навыков и других значимых профессиональных и личностных качеств.
Выводы. Комплексный подход к формированию контрольно-измерительных материалов в рамках компетентностного подхода позволяет сделать подготовку выпускников более качественной. При соблюдении установленных нами требований к КИМ, формируется самостоятельная и творческая личность.
Литература:
1. Бесан А.Э., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации в процессе инклюзивного вузовского обучения // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. статей / О.Е. Нестерова. М.: Перо, 2016. С. 618-625.
2. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-2. С. 429-431.
3. Гущин А.В. Миссия педагогических вузов в условиях информатизации общества/А.В. Гущин, Л.А. Льноградский // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - № 1 (13); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/missiya-pedagogicheskikh-vuzov-v-usloviyakh-inform.
4. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovate.
5. Кутепова Л.И., Крылышкова Л.Ю. Развитие взаимодействия между жилищно-коммунальными компаниями и вузом // Наука и школа. 2011. №6. С. 26-28.
6. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.
7. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. №13. P. 6226-6237.
8. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.
9. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.
Педагогика
УДК:373
доктор педагогических наук, профессор Горбачёв Александр Александрович
Краснодарский Государственный Институт Культуры (г. Краснодар); аспирант 2 курса кафедры туризма, преподаватель кафедры социально-культурной деятельности Чавыкина Ульяна Григорьевна
Краснодарский Государственный Институт Культуры (г. Краснодар);
аспирант 4 курса кафедры туризма Пикалов Владимир Петрович
Краснодарский Государственный Институт Культуры (г. Краснодар)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШТАБА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
Аннотация. Современная школа сегодня рассматривается как полноценный социально - культурный центр, выполняющий определённые функции. Одним из профилактических подразделений в школе является штаб Воспитательной работы - как феномен современной социально - культурной деятельности.
Ключевые слова: штаб воспитательной работы, профилактическая работа, безнадзорность, социально -культурный центр.
Annotation. The modern school today is considered as full-fledged socio - cultural center that perform specific functions. One of the preventive departments in the school is the headquarters of the Educational work - as a phenomenon of modern socio - cultural activities.
Keywords: staff educational work, preventive work, child neglect and homelessness, socio - cultural center.
Введение. Современную школу сегодня можно рассматривать с точи зрения множества научных позиций: и как образовательное учреждение, и как социально - психологический центр, и как центр дополнительного образования, и, несмотря на то, что нормы Федерального Закона «Об образовании» перевели образовательное учреждение в статус организации, оказывающей образовательные услуги, школа продолжает быть полноценным социально-культурным центром, в стенах которого социально-культурная деятельность получает реализацию в полном объёме по всем вышеперечисленным профилям.
Рассмотрев исторический контекст темы, углубившись в историю построения воспитательной работы школы в период постсоветского времени и времени в период с 2000 до 2008 года, можно сформулировать всю вышеуказанную деятельность как разрозненную систему, не имеющую чёткой структуры: развал пионерии, тимуровских отрядов, попытки вернуть организованные формы детского отдыха и занятости ни к чему не привели. Данная проблема на территории Краснодарского Края была решена внедрением такой инновационной социально - культурной системы как штаб воспитательной работы.
Единой целью реализации функций штаба воспитательной работы является, прежде всего, профилактика безнадзорности несовершеннолетних средствами социально - культурной деятельности.
Проблемой безнадзорности вцелом занимались такие авторы как В.Ф.Кондратишко, П.И.Люблинский, которые изучали безнадзорность как результат определенного социального состояния. Ж.М.Глозман определяет безнадзорность как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Отечественный педагог П.И. Любинский считал беспризорностью «аномальное социальное состояние малолетнего...» [4, с. 571 (Любинский, 1923). Он же писал: «Беспризорность есть состояние, характеризующее не саму личность ребенка, а ту социальную обстановку, в которой он растет и воспитывается» (Любинский, 1923). По мнению педагога-новатора, А.С. Макаренко, для профилактики детской безнадзорности необходимо создать коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производственным трудом. Ядро учения Макаренко - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. По нашему мнению, педагогическая модель деятельности штаба воспитательной работы построена именно на принципах А.С.Макаренко. К технологии организации деятельности штаба воспитательной работы обращались немногие современные педагоги-исследователи. Среди них можно выделить таких как Перетриева Е.А., специалист отдела организации воспитательной работы департамента образования и науки Краснодарского края; Чуп О. В., заведующая кафедрой педагогики и дополнительного образования ГОУ КК ККИДППО; Бубнову Д.С., Казмировскую И. В., старшие преподаватели кафедры педагогики и дополнительного образования, которым в 2010 году удалось сформулировать всю научную -методическую основу деятельности штаба воспитательной работы в выпущенных методических рекомендациях.
Изложение основного материала статьи. Введение в силу Закона Краснодарского края № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21 июля 2008 года привело к созданию в каждой школе с 1 сентября 2008 года Штаба Воспитательной Работы (далее по тексту ШВР), который сконцентрировал в себе все воспитательные направления деятельности учреждения. Претерпев множество интерпретаций, как кадровых, делопроизводительных, так и практических и структурно - функциональных, ШВР стал контролирующим подразделением такого органа системы профилактики как школа.Научная новизна данного исследования заключается в том, что:
1. Штаба воспитательной работы определён как социально-культурный феномен.