Научная статья на тему 'Комплексный подход к применению технических средств обучения в военно-профессиональной подготовке курсантов военных ВУЗов'

Комплексный подход к применению технических средств обучения в военно-профессиональной подготовке курсантов военных ВУЗов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЛЕКС / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНКЦИИ / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТЫ / TECHNICAL MEANS TRAINING / COMPLEX / SERVICEMAN PREPARATION / FUNCTIONS / STRUCTURE / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухватуллин Б. Т.

В работе на основе анализа современных исследований по проблеме комплексного применения технических средств обучения в военно-профессиональной подготовке курсантов военных Вузов предпринята попытка в теоретическом плане определить содержание понятия «комплекс технических средств обучения», его функциональные особенности. Обосновывается структура данного педагогического процесса через целевой, содержательный, деятельностный и результативный элементы (компоненты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN APPROACH OF COMPLEX USE TECHNICAL MEANS TRAINING IN MILITARY PREPARATION STUDENT MILITARY INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

The present article based on analysis of current research on the integrated application of technical training in the military training of cadets of military academies in an attempt to theoretically define the concept of “integrated application technical means training,” its structure and functional features. Substantiates the structure of the educational process through targeted, informative, activity and result elements (components).

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к применению технических средств обучения в военно-профессиональной подготовке курсантов военных ВУЗов»

Формирование системного мышления методически целесообразно осуществлять на материале тех предметных областей, где системный подход является основой, сутью самой дисциплины. К такой дисциплине, естественно относится физика, которая, как мы уже отмечали, является интегрированной наукой.

Для формирования системных умений и, как следствие системного мышления, наиболее эффективны оказываются нестандартные задачи, задачи повышенной сложности, практические задачи, связанные с решение конкретных производственных или бытовых проблем. Творческие проекты и исследовательские работы, выполняемые на занятиях физической направленности, дополнительно задействуют эмоциональномотивационную сферу, позволяют развить коммуникативные навыки у студентов, умение работать в группе с одной стороны и сформировать самостоятельность и стремление отстаивать свою точку зрения с другой. Именно в подобного рода деятельности и формируются учебно-познавательные компетентности.

Библиографический список

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

3. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение // Субъект: мышление, учение, воображение. - Москва; Воронеж, 1996.

4. Nehdi, М. Raising the Bar for Givil Engineering Education: Systems Thinking Approach / M. Nehdi, R. Rehan // Journal of Professional Issues in Engineering Education & Practice. - 2007. - № 2. - Уо1. 133.

5. О'Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О'Коннор, Иан Макдермотт. - М., 2006.

6. Формирование системного мышления в обучении: учебное пособие / под ред. З.А. Решетовой. - М., 2002.

7. Молотков, Г.С. Технология формирования системного мышления студентов информационных специальностей при обучении проек-

тированию баз данных: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2006.

8. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова: учебно-методическое пособие, 2003.

Bibliography

1. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 1998.

2. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1975.

3. Brushlinskiyj, A.V. Psikhologiya mihshleniya i problemnoe obuchenie // Subjhekt: mihshlenie, uchenie, voobrazhenie. - Moskva; Voronezh, 1996.

4. Nehdi, M. Raising the Bar for Givil Engineering Education: Systems Thinking Approach / M. Nehdi, R. Rehan // Journal of Professional Issues in Engineering Education & Practice. - 2007. - № 2. - Uo1. 133.

5. O'Konnor, Dzh. Iskusstvo sistemnogo mihshleniya: Neobkhodimihe znaniya o sistemakh i tvorcheskom podkhode k resheniyu problem / Dzh. O'Konnor, Ian Makdermott. - M., 2006.

6. Formirovanie sistemnogo mihshleniya v obuchenii: uchebnoe posobie / pod red. Z.A. Reshetovoyj. - M., 2002.

7. Molotkov, G.S. Tekhnologiya formirovaniya sistemnogo mihshleniya studentov informacionnihkh specialjnosteyj pri obuchenii proektirovaniyu baz dannihkh: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Krasnoyarsk, 2006.

8. Ivanov D.A. Kompetentnostnihyj podkhod v obrazovanii. Problemih, ponyatiya, instrumentariyj / D.A. Ivanov, K.G. Mitrofanov, O.V. Sokolova: uchebno-metodicheskoe posobie, 2003.

Статья поступила в редакцию 10.05.12

УДК 37:372.8

Tukhvatullin B.T. AN APPROACH OF COMPLEX USE TECHNICAL MEANS TRAINING IN MILITARY PREPARATION STUDENT MILITARY INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION. The present article based on analysis of current research on the integrated application of technical training in the military training of cadets of military academies in an attempt to theoretically define the concept of “integrated application technical means training,” its structure and functional features. Substantiates the structure of the educational process through targeted, informative, activity and result elements (components).

Key words: technical means training, complex, serviceman preparation, functions, structure, components.

Б.Т. Тухватуллин, адъюнкт Новосибирского военного института ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева

МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

В работе на основе анализа современных исследований по проблеме комплексного применения технических средств обучения в военно-профессиональной подготовке курсантов военных Вузов предпринята попытка в теоретическом плане определить содержание понятия «комплекс технических средств обучения», его функциональные особенности. Обосновывается структура данного педагогического процесса через целевой, содержательный, деятельностный и результативный элементы (компоненты).

Ключевые слова: технические средства обучения, комплекс, военно-профессиональная подготовка, функции, структура, компоненты.

При этом необходима соответствующая технология формирования учебно-познавательной компетентности, способствующая развитию системного мышления, в основу которой должен быть положен компетентно-деятельностный подход и личност-но ориентированное развивающее обучение, так как акцент в обучении должен быть направлен на самостоятельную познавательную деятельность студентов.

Компетентностно-деятельностный подход мы рассматриваем как «... подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [8, с. 13].

Подобную деятельность мы используем в учебном процессе при изучении основных знаний о физических законах, исследуя их на различных уровнях познания: эмпирическом, теоретическом, практическом, а также на философском уровне, который позволяет студентам осваивать знания на уровне физической, естественнонаучной и научной картин мира.

Вооруженные Силы России, система военного образования и высшая военная школа в настоящее время переживают непростое время. Сложное и противоречивое реформирование Армии и Флота в новых геополитических, военно-стратегических, социально-экономических, демографических и других условиях выдвинули на передний план задачи обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности государства, поддержания военной мощи страны и боевой готовности частей (соединений), укрепления воинской дисциплины и организованности личного состава в мирное время, осуществления более качественной профессиональной подготовки военнослужащих в военных школах.

Военно-профессиональная подготовка в вузе представляет собой сложную многофункциональную, диалектически развивающуюся систему, которая объединяется целевой установкой и включает в себя все методы, виды и формы учебной и внеучебной деятельности, направленные на теоретическую и практическую подготовку обучаемых преподавательским составом с применением комплекса современных технических средств.

Изучение современной войсковой практики показывает, что военно-профессиональная подготовленность офицерских кадров имеет особую важность. Её основы закладываются у курсантов и получают дальнейшее развитие у слушателей в процессе обучения и воспитания в академиях МВД РФ. Военно-профессиональная подготовка курсантов ВУЗов - это процесс овладения обучаемыми систематизированными знаниями, формирования навыков и умений, овладение компетенциями выполнения служебно-боевых задач, обеспечение мероприятий по охране общественного порядка.

Поиск путей и педагогических условий совершенствования комплексного применения технических средств обучения (ТСО) в военно-профессиональной подготовке курсантов военных ВУЗов предполагает обоснования сущности структурных элементов (компонентов) процесса комплексного применения ТСО в процессе подготовке обучаемых.

Анализ научных источников показал, что одним из первых среди отечественных ученых-педагогов С.И. Архангельский в лекции «Некоторые вопросы состояния и применения технических средств обучения» в качестве одной из первоочередных научных проблем дидактики высшей школы выдвинул необходимость изучения комплексного различных использования различных ТСО. Оно, по мнению автора, «... обеспечит дистанционный вызов той или иной демонстрации или звуковоспроизведения, позволит осуществлять текущий контроль усвоения материала. Формировать знания в этом случае будут уже не отдельные разрозненные средства, а взаимосвязанный учебный материал, подаваемый в оптимальном своем выражении через комплекс технических средств» [1].

Особое значение имеет подробный анализ понятия «комплекс ТСО» и «комплексное использование (применение) ТСО», проведенный А.В. Барабанщиковым и В.И. Чересом. Они пишут: «...под комплексным применением ТСО понимается направленная на решение целостной дидактической задачи система планомерных педагогических воздействий на обучаемого, осуществляемых преподавателем с помощью взаимообусловленных технических средств обучения, содержание и методика использования которых носят преимущественно проблемный характер». Авторы приходят к заключению, что сущность комплексного применения ТСО заключается в их «... способности в сочетании с организующим словом преподавателя активизировать мышление обучаемых, придать проблемно-деятельностный характер учебному труду обучаемых» [2].

В данной трактовке сущности комплексного применения ТСО явно просматривается, во-первых, ведущая роль вербальной коммуникации преподавателя, направленной, что очень важно, не на передачу обучаемым знаний, навыков и умений, а на формирование и активизацию творческого мышления обучаемых [3]. При этом за ТСО признается вспомогательная, второстепенная роль. Во-вторых, комплексное применение «традиционных» ТСО способствует созданию таких психолого-педаго-гических условий, когда обучающиеся, имея определенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему, затем осуществляют умственные и практические действия по поиску и обоснованию наиболее оптимальных вариантов её решения.

В-третьих, очевидно, что представленное выше понимание сущности комплексного применения ТСО наиболее приемлемо для преподавания и изучения профессиональных дисциплин, учебных предметов с ведущим компонентом «научные знания». В содержании же военно-профессиональных дисциплин доми-

нируют способы деятельности и информация о них. Следовательно, самое главное место в процессе комплексного применения ТСО должна занимать проблема их взаимосвязанного и взаимообусловленного, а не разобщенного использования, способствующего формированию и развитию у обучаемых способов деятельности.

В-четвертых, комплексное использование ТСО - это не механическое их сочетание, а органическая взаимосвязь различных технических устройств и средств программно-методического обеспечения. Основная идея комплексного использования ТСО заключается в оптимальной их группировке вокруг технических средств нового поколения, имеющих многофункциональные возможности - мультимедийной аппаратуры, современных тренажеров(вождения боевых машин, тактические тренажеры и т.д.), которые обеспечивают сочетание всех остальных технических средств обучения [4].

Исходя из изложенного педагогическая сущность процесса комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке курсантов военных ВУЗов заключается в дидактически целесообразном, оптимально организованном объединении технических устройств вокруг обучающей системы (тренажерного комплекса) и творческое использование средств программно-методического обеспечения [5].

С педагогической точки зрения, как свидетельствует изучение передового опыта в ВУЗах внутренних войск, содержание, организация и методика процесса комплексного применения ТСО способствует тому, что на учебных занятиях увеличивается доля самостоятельной работы обучаемых по индивидуальному плану овладения учебным материалом. Учебно-познавательная деятельность при этом отличается целенаправленностью, самостоятельной постановкой и решением учебно-познавательных задач, использованием различных источников знаний, соотнесением достигнутых результатов с поставленными целями. Такой характер деятельности формирует у курсантов самостоятельность, поиск нестандартных решений в образовательной среде, что очень важно для выполнения служебно-боевых задач.

Выявленная и представленная выше сущность процесса комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке курсантов проявляется в его структуре. Структуру данного педагогического процесса составляют такие элементы (компоненты), как целевой, содержательный, деятельностный и результативный.

Целевой компонент процесса комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке курсантов военных ВУЗов внутренних войск является одним из центральных, потому что определяет его направленность и вектор поступательного движения. Данный компонент включает систему целей комплексного использования ТСО в военно-профессиональной подготовке обучаемых. Система целей, в свою очередь, включает несколько подсистем целей и различные виды связей между ними. В подсистеме целей выделяются: основная (или генеральная, долговременная) цель и тактические (кратковременные) цели; индивидуальные и коллективные цели; дидактические, воспитательные и другие виды целей [6].

Изучение теоретических источников и передовой педагогической практики по проблеме исследования показывает, что основная цель комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке обучаемых ВУЗов может быть сформулирована следующим образом: добиться оптимального сочетания различных видов технических устройств и дидактических материалов в интересах повышения качества и эффективности подготовки курсантов по специальности, развития у них творческого мышления. При этом основная цель выступает в качестве генеральной, рассчитанной на длительную перспективу комплексного применения ТСО - на весь период обучения курсантов по специальности.

В системе целей комплексного применения ТСО в военнопрофессиональной подготовке обучаемых ВУЗов, наряду с основной, существуют и тактические цели, такие как, цели комплексного использования ТСО при обучении курсантов на различных курсах (годах), учебных семестрах; подготовке обучаемых по отдельным военным дисциплинам.

Кроме этого, в процессе комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке обучаемых ВУЗов внутренних войск имеют место индивидуальные и коллективные цели. Первые существуют в процессе комплексного использования ТСО в военно-профессиональной подготовке курсантов по уникальным специальностям для внутренних войск (например, подготовка офицера для вождения бронетанковой техники), а также на учебных занятиях, предполагающих индивидуализацию обучения (лабораторная работа, выполнение диплом-

ного проекта, дипломной задачи и др.). Примером формулировки индивидуальной цели является: реализовать комплексное применение ТСО в военно-профессиональной подготовке группы курсантов для деятельности в особых условиях.

Коллективные же цели комплексного использования ТСО в военно-профессиональной подготовке имеют место при осуществлении учебно-воспитательной работы с коллективами курсантов. Они могут иметь преимущественно дидактическую или воспитательную направленность.

Дидактические цели комплексного использования ТСО в военно-профессиональной подготовке ставятся и достигаются в основном в процессе обучения переменного состава, проведения плановых учебных занятий. Воспитательные цели -преимущественно в процессе воспитательной работы и в ходе учебных занятий. Например, дидактическая цель при проведении лекций может быть сформулирована следующим образом: осуществить комплексное применение ТСО при раскрытии состояния и перспектив развития соответствующей области военного дела (вождения, огневой подготовки, минирования и др.); воспитательная цель - использовать комплекс современных технических средств обучения для формирования у курсантов профессионально-важных качеств личности офицера внутренних войск.

Следует подчеркнуть, что все подсистемы целей комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке обучаемых имеют различные виды связей, тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и определяются основной целью. В тоже время, различные подсистемы целей обогащают содержание основной цели и оказывают на неё определенное влияние.

Итак, целевой компонент процесса комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке курсантов представляет собой систему целей. Они должны быть сформулированы и представлены в документах по организации военно-профессиональной подготовки, известны, поняты и приняты преподавателями и обучаемыми для реализации на практике.

Система целей комплексного применения ТСО в военнопрофессиональной подготовке курсантов находит реализацию в содержании данного педагогического процесса, которое составляет его ключевой элемент - содержательный компонент.

Содержательный компонент комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке обучаемых реализуется при активном педагогическом взаимодействии (воздействии, влиянии) преподавателей и курсантов, при их совместной творческой деятельности над учебным материалом, а также обучаемых друг с другом - в процессе субъектно-субъектных отношений. Именно они составляют основу деятельностного компонента процесса комплексного применения ТСО в подготовке специалистов внутренних войск.

Исходя из того, что обучаемые в процессе комплексного использования ТСО в военно-профессиональной подготовке, наряду с преподавателями, являются активными субъектами учебной деятельности, взаимодействие между ними должно осуществляться на основе «... создания единства смыслов и целей деятельности», совместной деятельности, отношений педагогического сотрудничества, партнерства, доброжелательности, взаимной ответственности за качество и результаты подготовки к будущей служебно-боевой деятельности [7].

При этом взаимодействие субъектов процесса комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке не отрицает, а предполагает педагогическое воздействие (влияние)

Библиографический список

преподавателей на сознание, чувства и волю обучаемых, приводящее к позитивным изменениям отношения обучаемых к процессу обучения и воспитания в ВУЗе, овладению ими знаниями, навыками и умениями. Педагогическое воздействие (влияние) при комплексном применении ТСО в военно-профессиональной подготовке в конечном счете обусловлено тем, что оно является формой осуществления функций педагога [8].

Итак, деятельностный компонент процесса комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке курсантов предполагает активное педагогическое взаимодействие (воздействие) преподавателей и обучаемых для достижения целей и задач данного педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие (воздействие) его субъектов направлено на достижение результатов комплексного применения ТСО.

Результативный компонент процесса комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке курсантов определяет реализацию целевого, содержательного и деятельностного компонентов. Он характеризуется достижением системы целей, реализацией содержания и осуществлением педагогического взаимодействия (воздействия) субъектов в процессе комплексного применения ТСО. Результативный компонент определяет степень (уровень):

- оптимального сочетания различных видов современных технических устройств и дидактических материалов в военноспециальной подготовке слушателей (курсантов) в целом, на различных курсах (годах) обучения, при подготовке обучаемых по отдельным военно-специальным дисциплинам, проведении различных видов учебных занятий и других условиях;

- реализации современных информационных и педагогических технологий в военно-специальной подготовке обучаемых.

Следовательно, результативный компонент комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке курсантов подводит итог функционированию целевого, содержательного и деятельностного компонентов данного процесса и свидетельствует о степени (уровне) их реализации на практике.

Анализ практики комплексного применения ТСО в военнопрофессиональной подготовке обучаемых на кафедрах военноучебных заведениях, теоретических источников по исследуемой проблеме позволил установить, что данный процесс является многофункциональным. Ему присущи следующие основные функции: познавательно-иллюстративная, формирующе-развиваю-щая, эмоционально-мотивационная, активизирующая и контролирующая. Содержание каждой из них имеет определенные особенности, вызванные спецификой процесса военно-профессиональной подготовки курсантов.

Данный перечь функций не исчерпывает всех возможных проявлений процесса комплексного применения ТСО в военнопрофессиональной подготовке курсантов, которые обусловлены конкретными условиями его осуществления.

Таким образом, целостный, многофункциональный, относительно самостоятельный и противоречивый педагогический процесс комплексного применения ТСО в военно-профессиональной подготовке обучаемых призван обеспечить наглядность, полноту и доступность усвоения ими учебного материала, способствовать повышению качества педагогической деятельности преподавателей и активизации учебной работы обучаемых при изучении теории и практики военного дела («науке побеждать»), формирование и развитие у курсантов творческого мышления и готовности к выполнению служебно-боевых задач.

1. Архангельский, С.И. Теория обучения в высшей школе. - М., 1974.

2. Барабанщиков, А. Комплексное использование технических средств обучения в пограничном училище / А. Барабанщиков, В. Черес. -М., 1985.

3. Воробьева, Н.П. Комплексный подход к формированию творческого потенциала специалистов в сфере физической культуры и спорта // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 10.

4. Комплексное использование технических средств обучения: сб.ст. / под ред. В.Г. Рубцова. - Л., 1983.

5. Военный энциклопедический словарь. - М., 1984.

6. Муравлев, Д.П. Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999.

7. Коджаспирова, Г. Технические средства обучения и методика их использования / Г. Коджаспирова, К. Петров. - М., 2001.

8. Методология и методика педагогического исследования // Педагогика высшей школы: учебник для ВУЗов. - М., 2001.

Bibliography

1. Arkhangeljskiyj, S.I. Teoriya obucheniya v vihssheyj shkole. - M., 1974.

2. Barabanthikov, A. Kompleksnoe ispoljzovanie tekhnicheskikh sredstv obucheniya v pogranichnom uchilithe / A. Baraban-thikov, V. Cheres. -M., 1985.

3. Vorobjeva, N.P. Kompleksnihyj podkhod k formirovaniyu tvorcheskogo potenciala specialistov v sfere fizicheskoyj kuljturih i sporta // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2008. - № 10.

4. Kompleksnoe ispoljzovanie tekhnicheskikh sredstv obucheniya: sb.st. I pod red. V.G. Rubcova. - L., 1983.

5. Voennihyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 1984.

6. Muravlev, D.P. Sovershenstvovanie obrazovateljnogo processa VUZa na osnove novihkh informacionnihkh tekhnologiyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1999.

7. Kodzhaspirova, G. Tekhnicheskie sredstva obucheniya i metodika ikh ispoljzovaniya I G. Kodzhaspirova, K. Petrov. - M., 2001.

8. Metodologiya i metodika pedagogicheskogo issledovaniya II Pedagogika vihssheyj shkolih: uchebnik dlya VUZov. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 05.04.12

УДК 74.202.Я 73

Usova AKSOURCES OF DEVELOPING TRAINING. The author represents a number of articles which are supposed to be printed with continuation in the following issues of this magazine in which the concept «developing training», its functions, evolution of idea of developing training in the history of education, value, conditions, means and ways of realization of pedagogical technology of developing training at modern school is considered. Results of researches of the author and his school of sciences of realization of idea of developing training are analyzed. The material is represented in the form of the content of the lectures read by the author on a special course at pedagogical university.

Key words: developing training, functions and evolution of developing training, thinking development, durability of knowledge, didactic games, observation, independence, ordering of knowledge, generalization of knowledge.

А.В. Усова, д-р пед. наук, проф., академик РАО, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный

педагогический университет», г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ИСТОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Автор представляет ряд статей, которые предполагается печатать с продолжением в следующих номерах данного журнала, в которых рассматривается понятие «развивающее обучение», его функции, эволюция идеи развивающего обучения в истории образования, значение, условия, средства и способы реализации педагогической технологии развивающего обучения в современной школе. Анализируются результаты исследований автора и его научной школы по реализации идеи развивающего обучения. Материал представляется в виде содержания лекций, читаемых автором на спецкурсе в педагогическом университете.

Ключевые слова: развивающее обучение, функции и эволюция развивающего обучения, развитие мышления, прочность знаний, дидактические игры, наблюдательность, самостоятельность, систематизация знаний, обобщение знаний.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Спецкурс «Тория и практика развивающего обучения», является результатом многолетних исследований автора и учеников его научной школы, направленных на выявление условий, методов и средств развития учащихся в процессе обучения. Выполнена серия диссертационных исследований по формированию у учащихся учебно-познавательных умений (А.А. Бобров, А.А. Зиновьев, НА. Константинов) по формированию умений самостоятельно приобретать и углублять знания (В.А. Беликов), наблюдать и самостоятельно ставить опыты (Н.М. Белякова, А.А. Бобров), систематизации и обобщению знаний (В.Г. Гурова, А.А. Борсуковский, А.Н. Звягин, М.Д. Даммер, С.А. Сурови-кина), развитию памяти (В. Колесникова-Тимченко), индивидуальному подходу к учащимся в процессе обучения (Г. И. Захаров). Выявлены условия активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развития их познавательной самостоятельности, мышления, памяти, наблюдательности.

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

План

1. Задачи спецкурса, его содержание.

2. Методы и формы работы по овладению содержанием спецкурса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Истоки идеи развивающего обучения (до XVIII в.): Томас Мор - Мишель Монтень.

4. Французские просветители о воспитании и развитии детей (Жан-Жак Руссо, Дени Дидро).

Задачи спецкурса

Раскрыть студентам сущность понятия «развивающее обучение» и значение реализации в процессе обучения идеи развивающего обучения, познакомить с историей возникновения идеи развивающего обучения, ее динамикой в теории обучения и методами реализации в практике обучения физике в современной школе.

Методы и формы работы по овладению содержанием спецкурса

Спецкурс рассчитан на 20 часов. Основная форма работы по спецкурсу - лекции с включением элементов беседы.

В начале каждого занятия проводится собеседование по вопросам, рассматриваемым на предшествующем занятии.

В процессе лекции слушателям задаются вопросы с целью выяснения знаний, полученных в курсе педагогики, психологии, методики обучения физике и во время педагогической практики, их точка зрения по рассматриваемым вопросам.

Предлагается написание рефератов по двум темам:

1. Использование в учебном процессе по физике игровых элементов.

2. Методика осуществления проблемного обучения в учебном процессе по физике. Способы создания проблемных ситуаций.

Кроме того, предлагаются микрозадания. При оценке работы слушателей

по освоению курса учитывается:

- участие в собеседованиях, проводимых в процессе учебного занятия по обсуждаемым вопросам;

- качество выполненных рефератов;

- качество выполненных микрозаданий.

Истоки идеи развивающего обучения

Во многих диссертационных работах и публикациях, посвященных проблеме развивающего обучения, его возникновение связывают с именами Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эль-конина и Л.В. Занкова. Действительно, названные ученые внесли большой вклад в теорию и методику развивающего обучения, по их методикам работают учителя многих школ. Но зарождалась идея развивающего обучения значительно раньше.

Идеи развивающего обучения впервые нашли отражение в работах философов и ученых-гуманистов эпохи Возрождения. В начале XVI столетия идея разностороннего развития высказывалась известным основоположником утопического социализма писателем-гуманистом Томасом Мором (1478-1535 гг.) в книге «Утопия». Томас Мор родился в семье судейского чиновника, учился в Оксфордском университете (1492-1494 гг.), изучал английское право, был другом Эразма Роттердамского. В 1504 г. выдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола короля Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха VIII вернулся к политической деятельности. В 1516 г. стал помощником лондонского шерифа, в 1518 г. вошел в королевский совет, в 15251529 гг. - канцлер герцогства Ланкастерского, 1529-1532 гг. -канцлер Англии. Будучи католиком и сторонником власти папы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.