Научная статья на тему 'Комплексный подход к организации тренировочного процесса с женщинами первого и второго периодов зрелого возраста, посещающих физкультурно-оздоровительные клубы'

Комплексный подход к организации тренировочного процесса с женщинами первого и второго периодов зрелого возраста, посещающих физкультурно-оздоровительные клубы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПЕРИОДОВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА / WOMEN OF FIRST AND SECOND MIDDLE AGE PERIODS / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / СТАТОДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / STATIC-DYNAMIC EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легейда А.Н., Шеменок Н.Н., Селуянов В.Н.

Man of the XXI century pays more attention to his appearance and health. Physical culture occupations have become a part of the image of the modern man. Monotonous exercises of the same type were replaced by more and more new ways of keeping fit. The close correlation of physical working capacity and state of health and way of life, nature and volume of daily motor activity was proved by numerous studies. However, the sphere of knowledge in remedial gymnastics is underdeveloped. The nature of exercises being performed, the response of the cardiovascular system (CVS) and the hemogram composition are the main objects of study for scientists nowadays. The purpose of the study was to scientifically substantiate the rational planning of a fitness workout for women of the first and second middle-age periods. A microcycle is arranged by the principle of combination of power and aerobic workouts. The first day was dedicated to power training based on the principles of the fitness system IZOTON. The second workout was performed next day with alternating load at the level of anaerobic and aerobic thresholds. An improvement of aerobic abilities was marked in the control group after the educational experiment while the experimental group had speed-strength fitness and aerobic indices improved, along with hemogram. The pilot version was proved to be more effective, as confirmed by significant differences in all parameters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к организации тренировочного процесса с женщинами первого и второго периодов зрелого возраста, посещающих физкультурно-оздоровительные клубы»

УДК: 796.011.3

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

к организации тренировочного процесса с женшинами первого и второго периодов зрелого возраста, посещающих физкультурно-оздоровительные клубы

Соискатели А.Н. Легейда, Н.Н. Щеменок

Кандидат педагогических наук, профессор В.Н. Селуянов

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

INTEGRATED APPROACH TO ORGANIZATION OF TRAINING PROCESS WITH WOMEN OF THE FIRST AND SECOND MIDDLE-AGE PERIODS ATTENDING FITNESS CLUBS

A.N. Legeyda, postgraduate N.N. Schemenok, postgraduate V.N. Seluyanov, professor, Ph.D. Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPhC), Moscow Key words: women of first and second middle age periods, motor activity, static-dynamic exercises. Man of the XXI century pays more attention to his appearance and health. Physical culture occupations have become a part of the image of the modern man. Monotonous exercises of the same type were replaced by more and more new ways of keeping fit.

The close correlation of physical working capacity and state of health and way of life, nature and volume of daily motor activity was proved by numerous studies.

However, the sphere of knowledge in remedial gymnastics is underdeveloped. The nature of exercises being performed, the response of the cardiovascular system (CVS) and the hemogram composition are the main objects of study for scientists nowadays. The purpose of the study was to scientifically substantiate the rational planning of a fitness workout for women of the first and second middle-age periods. A microcycle is arranged by the principle of combination of power and aerobic workouts. The first day was dedicated to power training based on the principles of the fitness system IZOTON. The second workout was performed next day with alternating load at the level of anaerobic and aerobic thresholds. An improvement of aerobic abilities was marked in the control group after the educational experiment while the experimental group had speed-strength fitness and aerobic indices improved, along with he-mogram. The pilot version was proved to be more effective, as confirmed by significant differences in all parameters.

Ключевые слова: женщины первого и второго периодов зрелого возраста; двигательная активность; статодинами-ческие упражнения.

Введение. Человек XXI в. уделяет все больше внимания своему внешнему виду и здоровью. Занятия физической культурой стали частью имиджа современного человека. На смену монотонным, однотипным физическими упражнениям приходят все новые и новые способы поддержания спортивной формы.

Тесная связь физической работоспособности с состоянием здоровья и с образом жизни, характером и объемом повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями (Н. А. Агаджанян, 1983 Г. Л. Апа-насенко, 1988; В. К. Бальсевич, 1988; Л. П. Матвеев, 2004; А. А. Виру, 1988; О. А. Иваненко, 2002; И. В. Муравов,1989, и мн. др.).

Однако область знаний именно в оздоровительной физической культуре развита недостаточно. Характер выполняемых упражнений, реакция сердечно-сосудистой системы (ССС) и состав формулы крови являются главными объектами исследования ученых в наши дни. С учетом этого была сформулирована гипотеза нашего исследования.

Цель исследования - научно обосновать рациональное планирование оздоровительной тренировки для женщин первого и второго периодов зрелого возраста

Организация и методика исследования. Микроцикл строился по принципу сочетания силовой и аэробной тренировок. В первый его день проводилась силовая тренировка, основанная на принципах оздоровительной системы «ИЗО-ТОН». Во время выполнения упражнений статодинамическо-го характера занимающиеся должны были испытывать ощущения, похожие на жжение, легкую боль. Это происходит потому, что через нерасслабляющуюся мышцу кровь проходит плохо, что вызывает реакцию анаэробного гликолиза даже в окислительных мышечных волокнах, которая, в свою очередь, вызывает накопление ионов водорода (В. Н. Селуя-

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

Изменения показателей работоспособности и состояния сердечно-сосудистой системы после проведения эксперимента

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа До КГ-ЭГ После КГ-ЭГ

До После р До После р р р

Х с Х с Х с Х с

Масса, кг 76 8,2 72 7,6 <0.05 75 8,1 69 8,2 <0.01 >0.05 <0.05

Масса жира, % 35 6,6 30 5,6 <0.05 34 6,5 25 6,6 <0.01 >0.05 <0.05

Масса мышц, % 28 4,4 29 4,5 >0.05 29 4,3 34 4,6 <0.01 >0.05 <0.05

МАМ, Вт/кг 6,3 1,1 6,4 1,3 >0.05 6,4 1,0 7,3 6,3 <0.05 >0.05 <0.05

МПК, мл/мин/кг 27,0 3,2 29,5 3,4 >0.05 26.2 3,1 33.0 3,3 <0.05 >0.05 <0.05

АэП, мл/мин/кг 11 2,1 12 2,0 >0.05 12 2,0 17 2,1 <0.05 >0.05 <0.05

АнП, мл/мин/кг 18 2,5 19 2,4 >0.05 19 2,4 29 2,3 <0.01 >0.05 <0.05

ЧСС АэП 144 6,6 142 6,5 >0.05 138 6,2 145 5,9 >0.05 >0.05 >0.05

ЧСС АнП 168 7,0 170 7,2 >0.05 165 6,8 175 6,6 >0.05 >0.05 >0.05

Число аномальных сфигмограмм, % 28 10 33 8

Частота, гц 5,9 0,7 6,3 0,8 >0.05 5,8 0,8 6,4 0,9 >0.05 >0.05 >0.05

Диссипация, % 61 2,3 63 3,1 >0.05 59 2,2 61 3,0 >0.05 >0.05 >0.05

Вязкость, % 88 4,3 75 4,4 <0.05 85 3,9 58 4,1 <0.01 >0.05 <0.05

ЛПНП, мм/л 4.1 0.3 3,8 0,3 >0.05 4.0 0,3 2,5 0,3 <0.01 >0.05 <0.05

ЛПВП, ммл 1,25 0,1 1,42 0,1 <0,01 1,32 0,1 1,55 0,1 <0.01 >0.05 <0.05

нов, 2001). Достижение данного эффекта свидетельствует об активации эндокринной системы организма и выработке повышенной концентрации гормонов (Д. В. Попов, 2007).

Вторая тренировка, которая осуществлялась на следующий же день после силовой, выполнялась с чередованием нагрузок на уровне анаэробного (АнП) и аэробного (АэП) порогов. Такая тренировка может быть организована на каком-либо из кардиотренажеров. Уровень АнП достигался бегом или быстрой ходьбой в течение 10 с - 3 мин до появления у женщины каких-либо неприятных ощущений, далее темп снижался до обычной ходьбы в течение 2-5 мин, что соответствовало уровню АэП. Объем и интенсивность нагрузок подбираются с учетом индивидуальных возможностей занимающегося.

В теории и методике физического воспитания считается, что микроцикл должен состоять из двух частей: тренировки и восстановления. Два следующих дня представляли собой отдых. Известно, что за 2-4 дня реализуется синтез 50-70 % белка на основе и-РНК, которая образовалась в ходе силовой тренировки. Таким образом, рациональным считается сочетание двух описанных микроциклов в неделю. Однако для неподготовленных людей, особенно женщин, не исключается и вопрос перетренировки. Для того чтобы избежать такого эффекта, дополнительно вводятся 2-4 восстановительных микроцикла, которые включают в себя только тренировки аэробного характера.

В педагогическом эксперименте приняли участие женщины первого и второго периодов зрелого возраста, посетительницы физкультурно-оздоровительных клубов. Всего в эксперименте участвовали 35 женщин. Впоследствии они были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа составила 15 человек, экспериментальная - 20. Место проведения эксперимента - спортивно-оздоровительный клуб «МФТИ». В экспериментальной группе испытуемые следовали методике комплексной физической подготов-

ки, предложенной нами, в которой силовая тренировка сочеталась с аэробной. Контрольная же группа занималась оздоровительной аэробикой. Тренировочные занятия продолжались 6 месяцев. Тестирование испытуемых происходило в начале и конце эксперимента. Измеряли функциональное состояние с помощью ступенчатого теста и теста максимальной алактатной мощности (МАМ), проводили антропометрию и определяли массу жира и мышц по методике Матейки, формулу крови - с помощью портативного прибора АКУ-ЧЕК по капельке крови.

Результаты исследования и их обсуждение. В таблице представлены результаты оценки физической подготовленности и состояния здоровья испытуемых до и после педагогического эксперимента. До эксперимента по показателям экспериментальной и контрольной групп достоверных различий не было. После педагогического эксперимента отмечено улучшение аэробных возможностей в контрольной группе, а в экспериментальной - улучшение показателей скоростно-силовой подготовленности и аэробных, улучшение формулы крови. Экспериментальный вариант оказался более эффективным, что подтверждается достоверными различиями по всем показателям (см. таблицу).

Выводы. Состояние сердечно-сосудистой системы как в экспериментальной, так и в контрольной группе улучшилось, о чем позволяют судить результат уменьшения доли аномальных сфигмограмм, уменьшения вязкости аортально-компрессионной камеры (АКК).

Улучшился липидный спектр крови в контрольной и экспериментальной группах. Увеличилась концентрация липопротеинов высокой плотности (ЛПВП), так называемый «хороший» холестерин, и уменьшилась концентрация липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) - «плохой» холестерин.

В экспериментальной группе в значительной степени повысились показатели физической работоспособности: МАМ выросла на 15 %, потребление кислорода на уровне АэП и АнП - на 30 %.

№ 01 • 2014 Январь | ^пиагу

103

Произошли изменения в составе тела испытуемых как контрольной, так и экспериментальной групп. Статистически достоверно снизилась масса тела (р<0,05). Однако в контрольной группе масса тела снизилась за счет жировой ткани, а в контрольной помимо снижения жировой (р<0,05) произошла еще и прибавка мышечной ткани.

Использованная литература

1. Агаджанян H.A. Горы и резистентность организма / H.A. Агаджанян, М.М. Миррахимов. - М.: Наука, 1970. - 76 с.

2. Апанасенко Г.Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 4. - С. 29-31.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Баль-севич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 136 с.

4. Иваненко O.A. Комплексная методика занятий по оздоровительной аэробике с женщинами молодого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А. Иваненко. - Челябинск, 2002. - 23 с.

5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. - СПб.: «Лань», 2005. - 384 с: ил.

6. Муравов Н.В. Оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества / Н.В. Муравов // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - № 6. - С. 6-8.

7. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 172 с.

References

1. Agadzhanyan, N.A. Mountains and body resistance / N.A. Agadzhanyan, M.M. Mirrakhimov. - Moscow: Nauka, 1970. - 76 P. (In Russian)

2. Apanasenko, G.L. Somatic health and maximal aerobic capacity of an individual / G.L. Apanasenko, R.G. Naumenko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1988. - № 4. - P. 29-31. (In Russian)

3. Balsevich, V.K. Physical culture for all and for everyone / V.K. Balsevich. -Moscow: Fizkultura i sport, 1988. - 136 P. (In Russian)

4. Ivanenko, O.A. The integrated technology of fitness aerobics classes with young women: abstract of Ph.D. thesis / O.A. Ivanenko. - Chelyabinsk 2002.

- 23 P. (In Russian)

5. Matveev, L.P. The general theory of sport and its applied aspects: 4th ed., rev. and ext. / L.P. Matveev. - St.Petersburg: Lan', 2005. - 384: il. (In Russian)

6. Muravov, N.V. Recreational capabilities of means of physical culture and social needs / N.V. Muravov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1990.

- № 6. - P. 6-8. (In Russian)

7. Seluyanov, V.N. Technology of remedial gymnastics. - Moscow: SportAkademPress 2001. - 172 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

shulenkova-l@mail.ru

Поступила в редакцию 14.10.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.032

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЛИМПИИСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Аспирант А.Ю. Ишенко

Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

£ л а

■о с

га

^

О (U Л

Н

Ключевые слова: олимпийская культура, мультимедийные технологии, студент, модель.

Анализ литературных источников по тематике олимпийского образования в вузе показал, что существует достаточное количество средств и методов, которые способны воспитать молодежь в духе олимпизма. Сформировать у студентов ценностное отношение к олимпизму и физической культуре -значит воспитать гуманистический характер поведения в любой жизненной ситуации.

Цель исследования - разработать модель формирования олимпийской культуры студентов в условиях вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования нами была разработана модель формирования олимпийской культуры студента, которая включает четыре основных блока, определяющих организацию и программно-методическое содержание образовательного процесса. Предложенная нами модель базируется на современной методологической основе, отражающей единство педагогических и общенаучных принципов и подходов. Наиболее важными из них являются принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения, а также принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм занятий и способов учебной работы. Деятельностный и личностно ориентированный подходы позволяют организовать процесс олимпийского образования с учетом интересов и пожеланий каждого студента. Разработанные нами организационные основы олимпийского образования в вузе обеспечивают проведение теоретических и практических занятий, спортивно-массовых мероприятий, а также активное использование мультимедийного курса.

Выбор формы представления учебного материала в виде мультимедийных занятий обосновывается компьюте-

ризацией образовательного процесса, простотой и большой информативностью изложения, возможностью передать большой объем информации в различной форме, а также контролировать знания на разных этапах освоения материала, использовать информацию для самостоятельной подготовки.

Известно, что современному студенту удобнее, интереснее, легче добывать информацию с помощью различных гад-жетов и мультимедийных технологий. Формы олимпийского образования в вузе - это, как правило, уже проверенные на практике мероприятия, сочетающие в себе организацию спортивных состязаний наряду с творческими конкурсами и викторинами, оценивающими олимпийские знания. Указанные в модели формы олимпийского образования подразумевают свое использование в учебных, внеучебных и самостоятельных занятиях. Содержательные основы модели излагаются в учебно-воспитательной программе по олимпийскому образованию в вузе. Данная программа построена по алгоритму учебных программ, где подробно описываются цели и задачи, формы, распределение часов на изучение олимпийских знаний, формирование умений и навыков честной игры (fair-play).

Вывод. Реализация программы позволяет сформировать у студентов определенный уровень олимпийской культуры, основными компонентами которой являются знания, умения и навыки организации спортивного стиля жизни и нравственного поведения, а также профессиональные и общекультурные компетенции, необходимые будущему выпускнику в профессиональной деятельности, в повседневности, в семье и социуме.

Информация для связи с автором:

тел.: 89825832050; e-mail: aleksandrishenko@list.ru

Поступила в редакцию 07.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.