Научная статья на тему 'Комплексный подход к формированию системы менеджмента качества предприятия'

Комплексный подход к формированию системы менеджмента качества предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / QUALITY MANAGEMENT / MANAGEMENT / ENTERPRISE / QUALITY / EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А.

В статье рассмотрен комплексный подход при формировании менеджмента качества предприятия, проведен сравнительный анализ, выделены сильные и слабые стороны и предложены пути повышения эффективности менеджмента качества предприятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the complex approach is considered at formation of a quality management of the enterprise, the comparative analysis is spent, strong and weak sides are allocated and ways of increase of efficiency of quality management of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к формированию системы менеджмента качества предприятия»

6. Самарин И.В., Орлов А.И. Стратегическое планирование на предприятии: численные методы оптимизации многопараметрических функций в задачах стратегического планирования // Статистика и Экономика. 2014. №4. С. 167 - 173.

Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: менеджмент качества, управление, предприятие, качество, эффективность предприятия.

Аннотация: В статье рассмотрен комплексный подход при формировании менеджмента качества предприятия, проведен сравнительный анализ, выделены сильные и слабые стороны и предложены пути повышения эффективности менеджмента качества предприятия.

Key words: quality management, management, enterprise, quality, efficiency of the enterprise.

Abstract: In the article the complex approach is considered at formation of a quality management of the enterprise, the comparative analysis is spent, strong and weak sides are allocated and ways of increase of efficiency of quality management of the enterprise.

Наука государственного управления занимается вопросами определения и регулирования качества работ, товаров и услуг. Качество - это один из ключевых элементов по повышению уровня жизни, безопасности экологической среды и социально-экономического развития. Качество является комплексным понятием, отражающим эффективность каждого отдельного элемента: разработку стратегии и миссии предприятия, маркетинговую и кадровую политику и тому подобное. Наиболее важным этапом любого развития предпринимательской структуры является постоянное совершенствование и поддержание качества продукции и предоставляемых услуг, поскольку потребитель прямо и косвенно определяет, насколько предприятие будет эффективным.

Поскольку качество является комплексным понятием, оно многогранно и имеет различные аспекты. Сегодня следует выделить 5 основных аспектов качества:

- философский (качество определяется как существенная определенность объекта);

- социальный (качество определяется отношением определенного субъекта или общества к объекту. В социальном отношении качество рассматривают как категорию, основанную на уровне демографических, религиозных и культурных особенностей. Примером этого является отношение отдельного потребителя или общества к качественным характеристикам продукта или услуги);

- технический (качество является совокупностью характеристик подобных объектов в пределах их технических характеристик. Для выделения технической стороны качества используют определенный эталон, с которым сравнивают объект);

- экономический (качество является результатом потребления или стоимости объекта и удовлетворение потребностей потребителя);

- правовой аспект (качество определяется соответствием нормативным документам).

Понятие качества изучается длительный период, и сегодня необходимо выделить лучший опыт определения качества для применения в современной среде. Нами исследованы основные подходы к определению категории «качество» и применение отдельных ее аспектов в современном государственном регулировании и непосредственно в деятельности малого и среднего бизнеса (МСБ).

В законодательстве нашей страны также закреплены некоторые аспекты качества. Основное внимание в формировании качества уделяется продовольственной безопасности. Государство создает механизмы обеспечения продовольственной безопасности с ориентацией на здоровье человека и повышение качества жизни. Согласно законодательству качеством пищевых продуктов считают степень совершенства свойств и характерных особенностей пищевого продукта, способных удовлетворить потребности (требования) и пожелания тех, кто потребляет или использует этот пищевой продукт.

Международный опыт свидетельствует, что для повышения уровня качества товаров, услуг и жизни деятельность должна осуществляться на основе разработки эффективных систем и моделей менеджмента качества. Нормативная основа для создания подобных систем обеспечивается международным стандартом ISO 9001. Современная практика показывает, что внедрение и сертификация системы менеджмента качества в соответствии с этим стандартом в различных организациях повышает эффективность и согласованность работ, рациональное использование ресурсов, ориентацию внимания на потребителя, что приводит к повышению уровня его

удовлетворенности. Внедрение системы менеджмента качества на основе вышеупомянутого стандарта уже позволило в развитых странах определить подходы и ориентиры к созданию качественных систем управления органов местного самоуправления и исполнительной власти, в соответствии с национальной и местной специфики.

Нормы ISO определяют требования, которые должна выполнить система менеджмента качества. Ее применение и эффективное функционирование подтверждают сертификатом. Нормы ISO 9001 непосредственно не касаются качества товара или услуги. В первую очередь, это гарантия эффективного управления организацией. Сертификат качества ISO - это возможность доказать, что организация является компетентным партнером и провоцирует повышение уровня доверия.

В мире уже сертифицировано более 900 тыс. бизнес-структур. Наибольшие цифры среди сертифицированных предприятий показывают Великобритания, США, КНР, Япония, Италия, Испания, Франция, Германия и Индия.

Нормы ISO для нашего государства приобретают актуальность в контексте обеспечения продовольственной безопасности и политики импортозамещения. Система менеджмента качества косвенно в стратегической перспективе может помочь [2;6]:

- повысить уровень качества товара или услуги;

- повысить уровень экологической безопасности;

- повысить уровень эффективности производства;

- систематизировать все уровни управления;

- обеспечить конкурентоспособность;

- принимать участие в международных программах и проектах;

- привлекать иностранных инвесторов.

Поскольку качественное развитие МСБ зависит непосредственно от государственного регулирования, целесообразно рассмотреть особенности качества обслуживания. В современной практике определения качества обслуживания выделяют два основных подхода: японский и американский. В японской модели выделяют 5 основных категорий качества обслуживания:

- внутренняя (которая является для потребителя незаметной) -качество услуг, технологий обслуживания, функционального сотрудничества и взаимодействия подразделений организации;

- материальная (которая является заметной для потребителей) -особенности и формат дизайна, качество материалов;

- нематериальная - уровень получения комфорта, рекламная деятельность;

- психологическая - соблюдение общепринятых принципов обслуживания;

- продолжительность обслуживания - время при ожидании, оперативность обслуживания.

В американской модели качество обслуживания определяют на основе 3 основных категорий:

- техническая - соблюдение требований и стандартов к материально-технической базе;

- функциональная - компетенция персонала, то есть способность качественно и эффективно выполнять задачи и обязанности;

- этическая (социальная) - позиция организации на рынке, определенная на основе мониторинга рынка потребителей.

По нашему мнению, в нашей стране, с позиции развития бизнеса и социально-экономического эффекта, в качестве обслуживания следует выделять 2 основные позиции:

- внутренняя (качество обслуживания, незаметная для потребителя, приносит наибольшую пользу предприятию);

- внешняя (качество обслуживания, заметна для потребителя и приносит ему наибольшую пользу).

На наш взгляд, эффективное взаимодействие этих основных категорий, даже при их противодействии друг с другом, приведут к максимальному социально-экономическому эффекту, учитывающему интересы бизнеса и населения.

В современном качестве обслуживания выделяют 2 основных вида параметров: количественные и атрибутивные.

Количественные параметры включают:

- время и период ожидания;

- время, за которое предоставляется услуга;

- численность персонала, обслуживающего клиента;

- общая численность персонала.

Атрибутивные параметры включают:

- уровень доверия;

- простота доступа к получению качественной услуги;

- безопасность получения услуги;

- компетентность при предоставлении услуги;

- коммуникабельность персонала по обслуживанию;

- имидж;

- авторитет.

Основная цель экономического и социального развития в различных странах и их регионах основывается на улучшении

качества жизни населения. Поэтому в процесс социально-экономического развития следует включать следующие параметры:

- механизмы по повышению уровня дохода, образования, здравоохранения каждого гражданина;

- механизмы по созданию благоприятных условий для роста самоуважения гражданина в социальном, политическом, экономическом и институциональном измерении;

- механизмы по увеличению уровня свободы гражданина, в том числе и экономической.

На основании изучения и анализа существующих принципов государственного регулирования были сформированы критерии качественного развития МСБ, а именно:

- доступность государственной поддержки;

- уменьшение административного давления;

- инфраструктурно-социальная поддержка;

- государственно-частное партнерство;

- гарантии безопасной деятельности.

В соответствии с указанными критериями следует определять качественное развитие малого и среднего бизнеса как государственный управленческий процесс, направленный на создание условий доступности государственной поддержки, уменьшение административного давления, инфраструктурно-социальной поддержки, государственно-частного партнерства и гарантий безопасной деятельности.

Таким образом, общенациональная стратегия Российской Федерации нацелена на государственное регулирование бизнеса, основываясь на обеспечении системного подхода к решению проблем в равных условиях конкуренции для всех бизнес-субъектов при входе в рынок, устранения неоправданных административных препятствий, общего ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность при усилении государственного регулирования в части создания стабильных «правил игры».

Список литературы

1. Камбердиева С.С., Кабисов К.А., Хетагуров Г.В. Проблемы малого и среднего предпринимательства в современных условиях // Устойчивое развитие горных территорий. 2012. № 3. С. 95-96.

2. Кокорев А.С. Инновации на промышленных предприятиях // Евразийский юридический журнал. 2017. № 8 (111). С. 360-362.

3. Недоспасова О.П. Корпоративные инвестиции в человеческий капитал как условие инновационного развития отечественной

промышленности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12 (140). С. 72-77.

4. Пушкарева Л.В. Теория и методология формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Санкт-Петербург, 2007. - 329 с.

5. Самарин И.В. Формализация задачи обоснования среднесрочного плана деятельности для построения автоматизированной системы управления стратегического планирования на предприятии // Инновации и инвестиции. 2014. № 4. С. 177.

6. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. Проблемы достижения гармонического сочетания телеологических механизмов рынка и государства // ИТпортал, 2017. №2 (14). URL: http://itportal.ru/science/economy/problemy-dostizheniya-garmonichesko/

Шихалиева Д.С.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК ИСКУССТВАУПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Московский гуманитарно-экономический университет Северо-Кавказский институт (филиал)

Ключевые слова: финансовые ресурсы, финансы предприятий, финансовый менеджмент, финансовые результаты, искусство управления.

Аннотация: Финансовый менеджмент рассматривается как управление финансами и денежными потоками предприятия, а также изучает вопросы формирования оптимальной системы эффективного использования капитала. В статье предлагается рассмотреть категорию финансового менеджмента как искусство управления финансами.

Key words: financial resources, enterprises finances, financial management, financial performance, management skill.

Abstract: Financial management is considered as management of finances and cash flows of the company, and also examines the issues of forming optimal utilisation of capital. The article proposes to consider the category of financial management as the art of financial management.

Теоретические аспекты финансового менеджмента широко освещаются в зарубежной и отечественной экономической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.