Научная статья на тему 'Комплексный инновационный проект «За социальный успех детей» как способ профессионального самоопределения студентов'

Комплексный инновационный проект «За социальный успех детей» как способ профессионального самоопределения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРОФЕССИИ БАКАЛАВРОВ / УСЛОВИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КВЕСТ-ИГРА / ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТЫ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ / BACHELORS' PROFESSIONAL IDENTITY / CONDITIONS FOR DELIBERATE CHOICE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / EDUCATIONAL QUEST GAMES / PRACTICAL ACTIVITY EXPERIENCE / PROJECTS OF STUDENT PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Наталья Львовна, Севенюк Светлана Александровна

В системе современного высшего образования бакалавриат становится самостоятельной ступенью ВО, которая обеспечивает базовую подготовку в определенной области профессиональных знаний, достаточных для того, чтобы студент мог выйти на рынок труда как готовый к практическим действиям специалист. Решение данных вопросов обусловливает необходимость усилия подготовки молодежи к взвешенному выбору профессии во время получения образования. В статье обозначаются сложности в построении профессиональной транссперспективы студентами-бакалаврами первых курсов, возникающие вследствие рассогласованности представлений о составляющих роли студентов и снижения потенциальной активности в формировании представлений о своих способностях и возможностях в реализации профессиональных действий как бакалавра. Авторы акцентируют внимание на необходимости учета условий для успешной профессиональной самореализации в ходе профессиональной подготовки студентов прикладного бакалавриата по профилю «Психология и социальная педагогика» в рамках инновационной проектной деятельности. Приведен пример реализации комплекса инновационных составляющих образовательной деятельности кафедры, обеспечивающих существенные изменения в сознании студентов бакалавриата в ходе реализации комплексного инновационного психолого-педагогического проекта «За социальный успех детей»: организационная инновация, социальная инновация, технологическая инновация и др. В заключении приводятся данные о качественных и количественных изменениях в представлениях студентов о профессиональном самоопределении и своих возможностях, ставшие следствием реализации определенных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex innovative project «Social Success of Children» as a factor defining a student’s professional identity

In today’s higher education getting a bachelor’s degree is becoming independent since it provides training basic skills that are sufficient enough for the student to be skillful and ready for practical activity at the labour market. The aim predetermines more thorough training students for a deliberate choice while they are students. The paper dwells upon professional transperspective. For freshmen it can be a real challenge that stems from the fact that constituents of the student’s role concept don’t go along with the ideas about one’s talents and abilities to take the best advantage of the bachelor’s degree, that are liable to be discouraging. According to the authors, it is crucial that the conditions in terms of innovative project activity should be taken into consideration for a student majoring in Psychology and Social Pedagogy to succeed in professional self-identification. It is exemplified in the activity of the teachers who had their students’ conscience changed as the complex innovative psychological and pedagogical project «Social Success of Children» was carried out. Innovations concerning arrangement, society, technologies and others are involved. In conclusion the authors enumerate qualitative and quantitative data about students’ ideas of their professional identity that are the results of particular projects.

Текст научной работы на тему «Комплексный инновационный проект «За социальный успех детей» как способ профессионального самоопределения студентов»

УДК 159.9.072

КОМПЛЕКСНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ЗА СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ ДЕТЕЙ» КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

COMPLEX INNOVATIVE PROJECT «SOCIAL SUCCESS OF CHILDREN» AS A FACTOR DEFINING A STUDENT'S PROFESSIONAL IDENTITY

© 2017

Н.Л. Быкова, С.А. Севенюк Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

N.L. Bykova, S.A. Sevenyuk Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В системе современного высшего образования бакалавриат становится самостоятельной ступенью ВО, которая обеспечивает базовую подготовку в определенной области профессиональных знаний, достаточных для того, чтобы студент мог выйти на рынок труда как готовый к практическим действиям специалист. Решение данных вопросов обусловливает необходимость усилия подготовки молодежи к взвешенному выбору профессии во время получения образования. В статье обозначаются сложности в построении профессиональной трансспективы студентами-бакалаврами первых курсов, возникающие вследствие рассогласованности представлений о составляющих роли студентов и снижения потенциальной активности в формировании представлений о своих способностях и возможностях в реализации профессиональных действий как бакалавра. Авторы акцентируют внимание на необходимости учета условий для успешной профессиональной самореализации в ходе профессиональной подготовки студентов прикладного бакалавриата по профилю «Психология и социальная педагогика» в рамках инновационной проектной деятельности. Приведен пример реализации комплекса инновационных составляющих образовательной деятельности кафедры, обеспечивающих существенные изменения в сознании студентов бакалавриата в ходе реализации комплексного инновационного психолого-педагогического проекта «За социальный успех детей»: организационная инновация, социальная инновация, технологическая инновация и др. В заключении приводятся данные о качественных и количественных изменениях в представлениях студентов о профессиональном самоопределении и своих возможностях, ставшие следствием реализации определенных проектов.

In today's higher education getting a bachelor's degree is becoming independent since it provides training basic skills that are sufficient enough for the student to be skillful and ready for practical activity at the labour market. The aim predetermines more thorough training students for a deliberate choice while they are students. The paper dwells upon professional transspective. For freshmen it can be a real challenge that stems from the fact that constituents of the student's role concept don't go along with the ideas about one's talents and abilities to take the best advantage of the bachelor's degree, that are liable to be discouraging. According to the authors, it is crucial that the conditions in terms of innovative project activity should be taken into consideration for a student majoring in Psychology and Social Pedagogy to succeed in professional self-identification. It is exemplified in the activity of the teachers who had their students' conscience changed as the complex innovative psychological and pedagogical project «Social Success of Children» was carried out. Innovations concerning arrangement, society, technologies and others are involved. In conclusion the authors enumerate qualitative and quantitative data about students' ideas of their professional identity that are the results of particular projects.

Ключевые слова: самоопределение в профессии бакалавров; условия осознанного выбора; образовательная среда вуза; педагогические инновации; образовательная квест-игра; опыт практической деятельности; проекты студентов-психологов.

Keywords: bachelors' professional identity; conditions for deliberate choice; educational environment of the university; pedagogical innovations; educational quest games; practical activity experience; projects of student psychologists.

В настоящее время актуализируются требования к выпускникам-бакалаврам как к компетентным, мобильным профессионалам, способным быстро и успешно

встраиваться в свободный рынок труда, где возникают новые профессиональные области применения базовых знаний, требующие креативности, уверенности в се-

бе. Сокращенное время профессиональный подготовки предполагает интенсификацию процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является одним из самых важных событий на жизненном пути учащейся молодежи, когда первые пробы прошлого позволяют рисковать в актуальном настоящем, достраивать самостоятельно образ «Я» в жизни взрослых отношений. Это процесс принятия личностью решения о выборе в недалеком будущем своей трудовой деятельности (кем быть, в какой среде быть, как этого достигать, каким образом решать проблему обеспечения своих биологических, психологических, экономических потребностей).

Проблема формирования осознанного выбора направления реализации себя в профессиональной сфере молодежью, как отмечает Р.В. Овчарова [1], достаточно пристально рассматривалась в отечественной психологии. Такие методологи проблемы развития личности, как К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, одним из центральных моментом в личностном самоопределении считали принятие социальной и внутренней позиции [2; 3; 4]. В процессе профессионального самоопределения проходит движение от общих представлений первокурсника о будущем в профессии к примерке действий и самопознанию себя в роли субъекта отдельных профессиональных действий и - далее - к осознанному творчеству в принимаемой профессиональной деятельности [5]. Д.А. Леонтьев подчеркивает значение профессионального самоопределения как события, определяющего всю дальнейшую жизнь личности [6].

Детерминирующими профессиональный выбор выступают следующие восемь факторов, выделенных Е.А. Климовым: 1) позиция значимых взрослых, которая может озвучиваться категорично или рекомендательно, что в любом случае облегчает принятие решения ребенком в протестном или конформном ключе; 2) позиция сверстников, которая зачастую принимается как озвученное другим нераспознанное собственное желание; 3) позиция учителя как пред-

ставителя института социализации, имеющего зачастую более взвешенные и четкие аргументы для выбора; 4) личные представления о будущей жизни в целом и роли профессиональной деятельности в ней;

5) конкретные личные способности и их проявления как условия достижения больших возможностей при их обнаружении;

6) притязание на общественное признание; 7) достаточно полная информированность о рассматриваемых вариантах профессиональной деятельности; 8) склонности [7].

Несмотря на достаточную разработанность проблемы профессионального самоопределения молодежи в целом, сохраняется необходимость в осмыслении ряда аспектов проблемы. Так, приобретает актуальность вопрос о развитии творческой адаптационной активности студентов в условиях сокращения потребностей общества в гуманитарных профессиях вообще и профессий, определяемых профилем подготовки «Психология и социальная педагогика» в частности. Образовательная среда вуза, выдавая некоторые гарантии социализации (востребованности специалистов по профилю подготовки), призвана создавать условия для развития конкурентоспособности выпускников. Формирование психологической устойчивости выпускников к изменчивости рынка труда является одной из первостепенных задач педагогического коллектива образовательного учреждения [8]. Новые требования к образовательной среде вуза в современной экономической ситуации предполагают внедрения инновационных подходов.

При изучении социокультурной среды ПГСГА (2012 г.) был выявлен ряд проблем, обусловливающих сложности в процессе профессионального самоопределения студентов первых курсов (№=457). Контент-анализ смысловых единиц (далее - см. ед.) описания постановки целей в трансспективе образовательной среды вуза в настоящем и сразу после его окончания (через 2 года и 5 лет) показал, что на период обучения студенты ставили себе меньше жизненных целей, чем на поствузовский период (135 см. ед. и 150 см. ед.). Это означает, что на бессознательном

уровне свою самореализацию они планировали в большинстве случаев начинать после окончания вуза. Распределение смысловых единиц в соответствии с уровнем активности личности в ее профессиональном развитии выявило преимущественную ориентацию обучающихся на приобретение объема знаний - категория «научиться» в ближайшей перспективе составляла 62 см. ед. Категории «создать», «стать», «достичь» имели меньшее числовое выражение (40 см. ед., 57 см. ед., 53 см. ед. соответственно). В трансспек-тивном представлении о самореализации после окончания обучения категории распределились следующим образом: «создать» - 64 см. ед., «стать» - 70 см. ед., «достичь» - 49 см.ед. Уверенность в своей способности стать специалистом у опрошенных студентов ПГСГА достаточно устойчива: если для роли студента категория «хочу» имеет объем 30 см. ед., а категория «могу» - 25 см. ед., то категория «буду» составляет только 20 см. ед. Представления о своих действиях в роли бакалавра у студентов шире: категория «хочу» - 37 см. ед., «могу» и «буду» уравновешены и достигают 32 см. ед., что свидетельствует о том, что представления о будущей профессиональной самореализации гораздо многомернее, устойчивее, чем о роли студента. Таким образом, бессознательно студенты свое профессиональное становление, получение подтверждения этому в виде какой-то профессиональной роли откладывают на далекое будущее.

Данные проблемы изначально должны учитываться в программах обучения прикладного бакалавриата. Стереотипы сознания закладываются в школе и семье. Специфика профессионального самоопределения студентов первой ступени высшего образования задается более коротким сроком обучения; расширением общенаучной и общепрофессиональной подготовки; отсутствием узкопрофильности. Ведущей целью бакалавриата выступает формирование базовых положений профессиональной культуры и основных дея-тельностных компетенций, обеспечивающих умение учиться в течение жизни, динамизм будущей профессиональной дея-

тельности; выбор профессии носит гибкий, поливариативный характер, увязывающий получаемое образование с реальным трудоустройством; способствует более точному определению того, чем студент хотел бы заниматься после окончания вуза и т.д.

Под профессиональным самоопределением студентов бакалавриата мы понимаем процесс проверки и уточнения профессиональных перспектив в ходе обучения в вузе. Это происходит в сознании студента через определение представлений о самом себе в соответствии с предъявляемыми обществом требованиями к выбранной профессии, в рамках разработки и коррекции плана своего дальнейшего жизненного пути, увязывающего получаемое образование с реальными условиями трудоустройства.

В профессиональном самоопределении студент в вузе в первую очередь должен ориентироваться на формирование у себя профессиональной мобильности, чтобы, опираясь на пакет полученных профессиональных знаний, умений и навыков, быть способным адаптироваться к изменяющимся условиям и содержанию профессионального труда. Способности проявить, предъявить и реализовать свои профессиональные качества также обеспечивают и дальнейшее личностное развитие специалиста, и его возможность встроится в постоянно меняющийся кризисный рынок труда.

В связи с этим главной целью деятельности вуза становится личность обучающегося, способная к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, рефлексивному анализу собственной деятельности, обладающая инновационным, проектным мышлением, проявляющая готовность к обучению в течение всей жизни. Поскольку профессиональное самоопределение выступает как процесс постоянной активности в направлении проектирования и реального построения своего профессионального пути, то педагогическому коллективу важно помочь оценить, исправить или подтвердить сделанный выбор профессии и учебного заведения.

Фундаментальным ядром в процессе подготовки компетентной личности выступают ключевые компетенции, которые определяют принятие самостоятельных профессионально важных решений, тем самым выступая основой профессионального самоопределения. Компетентност-ный подход создает необходимые условия для полноценной реализации возможностей студентов, их самоопределения и саморазвития и тем самым обеспечивает их успешную адаптацию в социуме и будущей профессиональной деятельности.

Инновационная деятельность педагогов выпускающей кафедры психологии и социальной педагогики факультета начального образования, будучи сложной и многовекторной, своим содержанием охватывает процесс взаимодействия субъектов образовательной среды вуза, переводя его в качественно новое состояние, имеющее своей целью формирование осознанного профессионального самоопределения бакалавров психологов. Оценивая работу кафедры, мы опираемся на определение инновационной педагогической деятельности как целенаправленной педагогической деятельности, основанной на осмысленном опыте изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов посредством формирования качественно другой педагогической практики. Продуктом подобной деятельности педагогов являются нововведения, оказывающие положительные изменения в образовательной среде вуза, определяющие ее дальнейшее развитие. Смысловым ориентиром инновационной педагогической деятельности в этом случае выступает получение нового знания или качеств личности обучающихся, способных нести в себе формирующий или развивающий характер [9; 10; 11].

В рамках разработанного инновационного проекта «За социальный успех детей» были объединены: а) система работы с обучающимися-благополучателями, заинтересованными в получении знаний о психологических продуктах профессиональной деятельности (понимание студентами того, каково психологическое содержание компетентности, способности создавать продукт, практической деятель-

ности определенного уровня, умения достигать поставленной практической цели); б) система развития компетенций бакалавров-психологов, позволяющая им достигать уверенности в своем профессиональном развитии и становлении.

Структурными составляющими любого процесса инновации выступают идеи, креативность, творчество, специфические условия среды. Именно определенные факторы среды, их несовершенство запускают в сознании людей процесс зарождения идей, помогающих справиться с возникшими препятствиями. Креативность как способность соединять теоретические знания и требования среды способствует реализации процесса творчества, т.е. непосредственно создания инновационного продукта деятельности [5].

Развитию креативности бакалавров-прикладников способствует инновационная образовательная среда вуза, в которой проводятся «Фестиваль воркшопов практической психологии», «Неделя экономических игр», проект «Новый друг» (знакомство друг с другом на международной олимпиаде «Интеллект»), интерактивные семинары по развитию общения и взаимодействия, активизации логики, памяти, управления эмоциями и временем, образовательные квесты и др.

Созданию собственных проектов студентами-психологами содействуют мастер-классы преподавателей, проводимые для абитуриентов и студентов вуза. К таким можно отнести тренинги «Цепкость запоминания», «Карнавал профессий», «Как завоевать лидерскую позицию», «Путь к своей мечте», «Управление волнением» и т.д.

В целом условиями среды, запускающими процесс инноваций в области профессионального самоопределения студентов в СГСПУ, выступают:

а) требования ФГОС ВО к выпускникам прикладного бакалавриата по систематическому повышению профессионального мастерства и в созданию во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

б) новый опыт, который возможно получить в практической деятельности;

в) объекты профессиональной деятельности бакалавров-психологов - люди, которые нуждаются в конкретных психологических услугах.

Как указывает И.Ю. Кузнецов, самоопределение обучающихся может происходить только при условии предыдущего выбора, затем при избрании новой позиции или действий (когда уже есть некий образ себя в этой профессии), т.е. самоопределение предполагает множественность действий с «приращиванием» самохарактеристик в новой профессиональной деятельности. Поскольку первоначально обучающиеся выбирают профессию вслепую, исходя из грез о будущей жизни, а дальнейшее решение «задачи на смысл» происходит во внутреннем диалоге сознания как попытки уяснения своего характера и отношения к миру, то таких проб должно быть достаточно много, чтобы процесс профессионального самоопределения состоялся как истинный [12]. В случае неверного выбора, несовпадения внутренне заданного образа и образа, прогнозируемого профессией, у обучающихся могут развиваться ноогенные неврозо-подобные состояния [13].

Организационной инновацией образовательной среды вуза в данном случае должно выступать соединение процессов психологического просвещения, консультирования, коррекции потенциальных клиентов и формирования профессиональных компетенций у студентов-психологов.

Социальным аспектом инновацион-ности проекта выступает расширение репертуара жизненных стратегий как у бла-гополучателей СГСПУ, так и наиболее активной части студенчества в ходе образовательных социально-психологических тренинговых занятий. Это позволяет участникам образовательных мероприятий в социально-психологических упражнениях примерять новые интеракции в гипотетических будущих ролях, прояснять свое отношение к отдельным профессиональным действиям. Именно такие новые ситуации в жизни создают условия для внутренней развернутой деятельности с выбором разных вариантов для оценки ситуаций профессиональных действий,

формируют осознанную позицию личности по отношению к профессиональному самоопределению.

Технологической инновацией в проекте является усовершенствование прак-тико-ориентированного обучения студентов в рамках вуза, что предполагает сплав теории, практики и инновационного проектирования студентами-психологами. В итоге мы имеем инновационный продукт обучения «За социальный успех детей».

Возможность приобрести опыт студенты получают в ходе подготовки и проведения образовательных профориентаци-онных квестов «Универсальная профессия - дарить добро!»; «Психолог в социальной сфере: Как? Что? С кем?», «Психолог и педагог в социальной сфере и бизнесе: Что предлагать? КОМУ? КАК?».

Новые технологии являются атрибутами современного педагогического образования. В системе профориентации образовательный квест может быть использован на этапе профпросвещения и профпропаган-ды в качестве интерактивной инновационной формы [15].

Сценарии образовательных квестов создаются вместе со студентами (метод мозгового штурма), а затем обыгрываются ими во время подготовки. Подготовленные квест-тренеры руководят обучением абитуриентов, проигрывая ситуации их будущей профессиональной деятельности. Это может быть создание совместного продукта, борьба со страхом, тренировка голоса перед публичным выступлением, выработка мотивировки к совместному мероприятию, экспресс-диагностика особенностей личности, обнаружение скрытых потребностей, ведение переговоров, создание универсального продающего текста и т.д.

На образовательный квест приходят до 400 старшеклассников. Всех участников делят на команды по 12 человек. К каждой из них прикрепляются квест-тренер и помощник, что позволяет во время проведения мероприятия ведущим тренерам при необходимости меняться. Кроме этого, команду сопровождает и следит за временем игры на станциях студент-куратор, что тоже позволяет вве-

сти бакалавра-психолога в технологическую часть организации и проведения психолого-педагогического продукта.

Мониторинг качества проведенной работы осуществляется с помощью самооценочной экспресс-анкеты, которую заполняют участники квеста. Они отмечают уровень своей информированности и заинтересованности до и после мероприятия по следующим шкалам: «Приобрел новые знания», «Могу работать в команде», «Знаю роль знаний в жизненных ситуациях», «Знаю центры социальной и юридической помощи» «Могу справляться со страхом», «Способен фокусироваться на цели», «Знаю роль искренних отношений», «Знаю, как выбирать профессию», «Улучшилось настроение». В результате проведения квеста по всем шкалам получено статистически значимое улучшение показателей на уровне в 5%.

На предварительном этапе работа тренеров совместно со студентами анализируется супервизором-преподавателем по следующим направлениям:

- поддержка групповой динамики (3 балла - энергетика выполнения заданий группой медленно и поступательно поднимается и держится на достаточно высоком уровне на протяжении всего процесса; 2 балла - задания участниками выполняются с позитивным настроем, есть отдельные резкие замедления или всплески активности участников; 1 балл - энергия в групповом процессе при прохождении заданий ярко выражено неровная, есть проблемы с выполнением заданий участниками);

- мотивация участников (3 балла -интонационная и содержательная формулировка поддержки активности участников, сделаны акценты на ресурсах и возможностях, выделено значение достижения результата; 2 балла - интонационная и содержательная формулировка поддержки активности участников, сделаны акценты на ресурсах и возможностях; 1 балл - интонационная и содержательная формулировка поддержки активности участников);

- наличие конструктивной обратной связи (3 балла - регулярное информирование участников о прохождении временных границ или содержательных этапов

заданий; 2 балла - эпизодическое информирование участников о прохождении временных границ или содержательных этапов заданий; 1 балл - случайное информирование участников о прохождении временных границ или содержательных этапов заданий).

Мониторинг профессиональных навыков студентов создает ситуацию, когда они осознают свои цели, осознают основания для выбора альтернативных профессиональных действий, прогнозируют последствия выбора. В результате мы создаем условия для самостоятельного ответственного выбора перед самим собой, что соответствует наивысшему уровню профессионального самоопределения бакалавра. Д.А. Леонтьев отмечает, что оценить «качество» процесса выбора можно только по тому, насколько выбор понимается как сделанный самостоятельно, т.е. ответственно [16].

Сам факт осознания своего выбора студентами оказывает влияние на изменение условий протекания процесса профессионального самоопределения, его течение и характер, регулируется его. Бакалавры-психологи становятся способными взять ответственность на себя и разработать личные проекты для обучающихся, позволяющие уже в самостоятельных пробных профессиональных действиях реализовывать себя как будущего профессионала. Студентами 2 курса были разработаны и реализованы в МБОУ СОШ №5 г.о. Самара следующие проекты для младших школьников: «Я за успех!» (А. Буряева), «Умение договариваться с окружающими» (Ю. Яхункина), «Я талантлив!» (А. Тарасенко), «Здравствуй, публика!» (А. Абрамова), «Я в мире профессий» (Ю. Чертова), «Мой яркий мир!» (А. Вафина), «Уверенность - залог успеха!» (Н. Зарубин), «Как говорить трудностям: «Спасибо»!» (З. Ярова). Кроме этого, студенты участвуют в подготовке популяризирующего психологию материала на страницах группы Вконтакте «За социальный успех», где студенты старших курсов и магистранты осуществляют самостоятельные пробы общения с потенциальной аудиторией клиентов.

Повторный срез, проведенный со студентами средних курсов, участвующи-

ми в проекте (№ = 25), выявил изменения по следующим позициям: на период обучения эти студенты ставят себе больше жизненных целей, чем студенты, не участвующие в проекте (168 см. ед. по сравнению с 135 см. ед.; p < 0,05). Студенты прикладного бакалавриата на осознанном уровне реализуют себя уже в проектных мероприятиях кафедры. Распределение смысловых единиц по уровню активности личности у опрошенных таково: существенно больший объем смысловых единиц налицо по категориям «создать», «достичь» - на уровне 78 ф < 0,01). Уверенность в своей способности стать специалистом по категории «буду» достигает 52 см. ед. (у участников проекта выше, но находится в зоне неопределенности ф < 0,01)). Включение в практическую деятельность кафедры позволяет студентам осуществлять процесс построения транс-спективы своего профессионального становления на осознанном уровне и более успешно.

Сделаем основные выводы:

- студенты первых курсов имеют слабые представления о репертуаре роли студента на уровне действий, но более согласованные представления о своих желаниях, возможностях и действиях в рамках профиля обучения бакалавриата;

- представления о процессе профессионального самоопределения в ходе обучения у студентов-бакалавров первых курсов отражают бессознательную неуверенность в своей способности к выполнению профессиональных действий, что выражается в большем количестве жизненных целей, отнесенных на время после окончания обучения, и сниженное количество показателей категорий «создать», «стать», «достичь»;

- учет в ходе реализации проекта позиции студентов по отношению к первичному профессиональному выбору, позиции одногруппников по отношению к первичным профессиональным пробам -участии в роли квест-тренеров, позиции преподавателей кафедры, оказывающих поддержку в создании собственных проектов, личных представлений о важности профессиональных проб для будущих успехов в жизни; поддержка преподавателями личностных особенностей, способ-

ствующих достижению новых результатов в профессиональной деятельности; использование значимости для студентов общественного признания посредством организации выступления на конференции, создания видеопрезентации результатов проектов, публикации в социальных сетях и научных журналах; информирование студентов о разных вариантах реализации проекта; опора на склонности студента к практической реализации своих профессиональных знаний - все в совокупности позволяет вывести процесс профессионального самоопределения на осознаваемый субъектный уровень;

- учет педагогических условий формирования осознанного профессионального выбора студентов как результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей проектов позволяет повысить эффективность процесса формирования профессиональных компетенций студентов;

- содержательные и процессуальные особенности инновационного психолого-педагогического проекта «За социальный успех детей!», актуализируют и развивают образовательные потребности всех субъектов образовательной среды вуза -потенциальных клиентов, педагогов и студентов-психологов;

- организационные изменения в ходе реализации проекта создают условия для осуществления участниками проекта осознанного выбора спектра профессиональных действий и существенного увеличения объема представлений о своих действий в категориях «создать», «достичь»; существенный рост показателей по категории «буду» в сознании студентов прикладного бакалавриата свидетельствует о нацеленности на профессиональную самореализацию в ближайшем будущем, тое есть уже в период профессионального обучения, обеспечивая реальное профессиональное становление;

- реализация проекта обеспечивает формирование субъектной позиции по отношению к своему профессиональному самоопределению у бакалавров-психологов.

•к к к

1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. : Просвещение, 1996. 352 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.

3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. С. 255-382.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности : учеб. пос. для вузов. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.

5. Быкова Н.Л., Дистель А.И., Мишакова Г.А. Роль психологической службы в становлении профессиональной субъектности и студентов ПГСГА // Психологическая служба в высшем учебном заведении : матер. гор. науч.-практ. конф. с международ. участием. М. : ТЦ Сфера, 2012. С. 27- 34.

6. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.

7. Климов Е.А. Как выбрать. М. : Просвещение, 2010. 159 с.

8. Быкова Н.Л., Фомина А.Н. Метакомпетенция толерантности к неопределенности как залог успешного профессионального обучения студентов // Высшее гуманитарное образование XXI века: Проблемы и перспективы : матер X междунар. науч.-практ. конф. Самара : ПГСГА, 2015. С. 76-80.

9. Дичковская И. Н. Инновационные педагогические технологии : учебное пособие. Киев : Академвидав, 2004. 352 c.

10. Яголковский С Р. Психология креативности и инноваций : учебное пособие. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 157 с.

1. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М. : НИУ ВШЭ, 2011. 272 с.

12. Кузнецов И.Ю. Профессиональный поступок // Ученые записи кафедры психологии Международного университета / под ред. В.П. Серкина. Магадан : Коррис, 2001. 167 с.

13. Быкова Н.Л. Разрешение проблемы скуки и низкой инновационной активности молодежи психологическими и педагогическими средствами образовательной среды // Высшее гуманитарное образование XXI века: Проблемы и перспективы : матер. X междунар. науч.-практ. конф. Самара : ПГСГА, 2015. С. 70-75.

14. Фомина А.Н., Быкова Н.Л. Образовательный квест как условие успешного профессионального выбора старшеклассников // Современное образование: гипотезы и апробация результатов : матер. междунар. науч.-практ. конф. НИЦ «Поволжская научная корпорация». Самара : Порто-принт, 2016. С. 118-122.

15. Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2. URL: https://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=20247 (дата обращения: 10.08.2017).

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 2011. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.