Научная статья на тему 'Комплексный бизнес-мониторинг как современный инструмент оценки эффекта и эффективности федерального автономного вуза'

Комплексный бизнес-мониторинг как современный инструмент оценки эффекта и эффективности федерального автономного вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС / АВТОНОМНЫЙ ВУЗ / КОМПЛЕКСНЫЙ БИЗНЕС-МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АНАЛИЗ / КОНТРОЛЬ / BUSINESS / AUTONOMOUS UNIVERSITY / INTEGRATED BUSINESS-MONITORING / EFFICIENCY / ANALYSIS / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышенко Николай Геннадьевич

В статье излагается авторская трактовка и обосновывается необходимость применения комплексного бизнес-мониторинга как эффективного и современного инструмента оценки эффекта и эффективности вузовского бизнеса. Особое внимание уделено анализу системы показателей, характеризующих эффективность бизнеса и используемых в ходе комплексного бизнес-мониторинга вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated Business-Monitoring as a Modern Tool to Assess Effect and Efficiency of a Federal Autonomous University

The paper contains the author’s interpretation and grounds the necessity to use integrated business-monitoring as an effective and modern tool to assess effect and efficiency of educational business. Special attention is paid to the analysis of the system of indicators which characterize efficiency of business and are used in the process of integrated business-monitoring of a university.

Текст научной работы на тему «Комплексный бизнес-мониторинг как современный инструмент оценки эффекта и эффективности федерального автономного вуза»

La.

Ш

Комплексный бизнес-мониторинг как современный инструмент оценки эффекта и эффективности федерального автономного вуза

В настоящее время отсутствует научно разработанная методика оценки эффекта и эффективности бизнеса автономных вузов, включая федеральные. При этом большинство автономных вузов при анализе эффекта и эффективности своей предпринимательской и иной приносящей доход деятельности используют соответствующую методику для бюджетных учреждений [4], которая имеет определенные недостатки. Во-первых, ограниченность показателей: научный потенциал, определяемый как доля средств на выполнение НИОКР в общем объеме доходов вуза, полученных от всех источников финансирования; кадровый потенциал: отношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава к среднемесячной заработной плате по экономике субъекта РФ; финансовое обеспечение и развитие имущественного комплекса, определяемые как доля средств из всех источников финансирования, направленных вузом на содержание и развитие имущественного комплекса. Во-вторых, четкая направленность на оценку эффекта и эффективности бюджетного учреждения, каким автономное по своей сути не является. Поэтому для автономных вузов необходима качественно иная методика, учитывающая специфику как самих вузов, так и их бизнеса.

В настоящее время значительно расширяются границы бизнеса автономных учреждений высшего профессионального образования. Это проявляется в возможности осуществления любой законной деятельности, в основе которой лежит предпринимательство, направленное на удовлетворение рыночного спроса и получение прибыли. Отличительной особенностью бизнеса автономного вуза, в отличие от остальных коммерческих и некоммерческих организаций, является не только реализация основной продукции (образовательные и научные услуги), но и возможность финансового и реального (капитального) инвестирования в любые организации (с согласия собственника); создания и

развития малых инновационных предприятий - хозяйственных обществ при автономных вузах; использования заемного капитала в виде внешнего кредитования и т.д.

По мнению автора, сегодня вузовский бизнес синтезирует творческую (образовательную), инновационную и коммерческую деятельность, реализуемую в совокупности опосредованных его миссией бизнес-процессов, в том числе на рынке научно-образовательных услуг, инноваций в производстве, а также на рынке труда. При этом важную роль в вузовском бизнесе играют не только продуктовые и технологические, но и управленческие инновации, основанные на знаниях современных теорий менеджмента (стратегического менеджмента, ключевых конкурентных преимуществ, концепции саморазвивающейся организации, концепции сбалансированных показателей деятельности, концепции управления по результатам и др.).

Не вызывает сомнений, что кроме основной некоммерческой деятельности, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных средств, федеральному автономному вузу необходимы внебюджетные средства. Современная политика в области высшего профессионального образования (конкуренция за абитуриентов, подготовка магистров, бакалавров, специалистов на основе государственного задания и т.д.) ставит многие автономные вузы, включая федеральные, в непростую финансовую ситуацию. Возникает острая необходимость в поиске и определении федеральными автономным вузами оптимального состава и соотношения рыночных источников финансирования. Безусловно, создание в российской экономике модели федерального автономного вуза является новацией и требует резкого повышения уровня управления всеми его ресурсами, включая бизнес и финансы. Установлено, что современный потенциал стратегического и финансового менеджмента многих федеральных автономных вузов РФ является достаточно низким, и без эф-

^ МАЛЬШЕНКО Николай Геннадьевич

Аспирант кафедры экономической теории

Российский государственный

профессионально-педагогический

университет

620012, РФ, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 Тел.: (343) 378-93-33 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

бизнес

автономный вуз

комплексный бизнес-мониторинг

эффективность

анализ

контроль

Аннотация

В статье излагается авторская трактовка и обосновывается необходимость применения комплексного бизнес-мониторинга как эффективного и современного инструмента оценки эффекта и эффективности вузовского бизнеса. Особое внимание уделено анализу системы показателей, характеризующих эффективность бизнеса и используемых в ходе комплексного бизнес-мониторинга вуза.

JEL classification

UpRAvLENETs № 6/46/ 2013

УПРАВЛЕНЕЦ № 6/46/ 2013

^ Nikolay G. MALYSHENKO

Postgraduate of Economic Theory Dept.

Russian State Vocational Pedagogical University 620012, RF, Yekaterinburg, ul. Mashinostroiteley, 11 Phone: (343) 378-93-33 E-mail: [email protected]

Key words

BUSINESS

AUTONOMOUS UNIVERSITY

integrated business-monitoring

EFFICIENCY

ANALYSIS

CONTROL

Summary

The paper contains the author's interpretation and grounds the necessity to use integrated business-monitoring as an effective and modern tool to assess effect and efficiency of educational business. Special attention is paid to the analysis of the system of indicators which characterize efficiency of business and are used in the process of integrated business-monitoring of a university.

JEL classification

Integrated Business-Monitoring as a Modern Tool to Assess Effect and Efficiency of a Federal autonomous University

фективного управления его финансами следует ожидать снижение эффективности не только функционирования вузов, но и использования как бюджетных, так и внебюджетных средств вуза.

Сегодня максимальный объем бюджетного финансирования федерального автономного вуза составляет до 70% всех его расходов [1], при этом возникший дефицит вузы обязаны покрывать самостоятельно за счет внебюджетных средств, т.е. бизнеса. Так, по результатам анализа финансовой отчетности, плана финансово-хозяйственной деятельности и отчетов о его выполнении (является открытой информацией) ведущих российских федеральных автономных вузов, проведенного автором, в 2010 г. доля бюджетного финансирования в покрытии всех расходов составила 53%, в 2011 г. - 49%, в 2012 г. - 47% [2]. Налицо динамика снижения государственного финансирования вузов, соответственно, для покрытия возникшего дефицита становится сверхактуальным поиск внебюджетного финансирования, развитие бизнеса федеральных автономных вузов и эффективное использование указанных ресурсов.

Финансирование федерального автономного вуза осуществляется в том числе за счет внебюджетных источников (бизнеса), к которым относятся:

• средства, полученные от основной предпринимательской деятельности -платных образовательных услуг, платной фундаментальной и прикладной научной деятельности (включая производство и реализацию инновационных разработок);

• средства, полученные от иной приносящей доход предпринимательской деятельности (например, арендные платежи, доходы от малых инновационных предприятий, дивиденды, проценты по депозитам и др.).

Сложность иерархической структуры, большие масштабы и широкий спектр управленческих задач и стратегических целей вуза в условиях автономии, а также отсутствие научно разработан-

ной методики оценки эффекта и эффективности бизнеса вуза обусловливают необходимость проведения комплексного бизнес-мониторинга.

В большинстве случаев мониторинг организации сводится к оперативному, точечному анализу и контролю ключевых финансовых показателей (выручка, прибыль, рентабельность, оборачиваемость), что является некорректным, поскольку обусловливает его ограниченность и снижение возможности выявления слабых мест организации. На наш взгляд, целесообразно применять комплексный подход - отслеживать совокупность показателей, отражающих взаимосвязь различных направлений бизнеса по отдельности и в целом. Основной целью комплексного бизнес-мониторинга является постоянный анализ и контроль показателей, дающих объективную и точную картину текущего финансового и инвестиционного состояния автономного вуза, что позволяет всесторонне оценить бизнес вуза в целом, его отдельных институтов, подразделений, проектов, а значит, повышает качество его стратегического менеджмента.

Рассмотрим на примере ведущего федерального автономного вуза в Уральском федеральном округе - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», наиболее значимые результаты комплексного бизнес-мониторинга, применяемые в стратегическом менеджменте автономного вуза [3].

За три года (2010-2012 гг.) темп роста основных средств, задействованных в вузовском бизнесе, составил 141%. Недвижимое и движимое имущество росли в одинаковом темпе (119%), при этом наибольший темп роста наблюдался в особо ценном движимом имуществе (326%). Несмотря на незначительное изменение структуры основных средств автономного вуза, наибольший удельный вес по-прежнему имеет недвижимое имущество

Таблица 1 - Динамика и структура доходов вузовского бизнеса

2010 2011 2012 темп роста, %

Источник Сумма, тыс. р. Удельный вес, % Сумма, тыс. р. Удельный вес, % Сумма, тыс. р. Удельный вес, % 2011/2010 2012/2011 2012/2010

Основная предпринимательская деятельность: 1 217 000,00 51,06 1 526 224,00 58,74 2 156 659,00 83,00 125,41 141,31 177,21

образование 1 018 000,00 42,71 1 300 000,00 50,03 1 716 468,00 6 <о чО 6 127,70 132,04 168,61

научные исследования (кроме инноваций) 180 000,00 5 7, 204 224,00 6 7, 400 215,00 15,40 113,46 195,97 222,34

инновационные проекты 19 000,00 0 0, 22 000,00 5 0, 39 976,00 1,54 115,79 181,71 210,40

Иная приносящая доход деятельность 1 166 345,00 48,94 1 072 101,00 41,26 348 933,00 13,43 91,92 32,55 29,92

Всего доходы 2 383 345,00 100,00 2 598 325,00 100,00 2 505 592,00 100,00 109,02 96,43 105,13

Таблица 2 - Показатели рентабельности вузовского бизнеса

Показатель Год Темп роста, %

2010 2011 2012 2011/2010 2012/2011 2012/2010

1. Рентабельность основной деятельности - - - - - -

1.1. Рентабельность оказания платных образовательных услуг 0,38 0,42 0,45 110,53 107,14 118,42

1.2. Рентабельность выполнения НИОКР (кроме инноваций) 0,30 0,31 0,48 104,79 154,84 162,26

1.3. Рентабельность производства и реализации инноваций 0,27 0,36 0,66 133,33 183,33 244,44

2. Эффективность продаж - - - - - -

2.1. Валовая рентабельность 0,21 0,21 0,27 100,00 128,57 128,57

2.2. Рентабельность продаж 0,16 0,16 0,22 100,00 137,50 137,50

2.3. Чистая рентабельность 0,13 0,13 0,15 100,00 115,38 115,38

3. Рентабельность капитала - - - - - -

3.1.Рентабельность собственного капитала(средств учредителя) 0,12 0,12 0,10 100,00 83,33 83,33

3.2. Рентабельность заемного капитала - 8,92 10,09 - 113,12 -

4. Рентабельность активов - - - - - -

4.1. Рентабельность внеоборотных активов 0,16 0,15 0,12 93,75 0 <о 8 75,00

4.2. Рентабельность оборотных активов 0,46 0,49 0,55 106,52 112,24 119,57

4.3. Экономическая рентабельность (всех активов) 0,12 0,12 0,10 100,00 83,33 83,33

(48%). При этом в связи с опережающим темпом роста особо ценного движимого имущества его доля в общей структуре основных средств выросла на 13%. Указанные данные свидетельствуют о росте мобильности основных средств в вузовском бизнесе и достаточности недвижимого имущества для осуществления бизнеса.

Современный вузовский бизнес ориентирован на постоянное повышение качества оказываемых услуг, которое зависит в том числе от технического состояния основных средств. Поэтому для обеспечения условий повышения качества реализуемых услуг менеджменту автономных вузов необходимо также постоянно анализировать и контролировать информацию о техническом со-

стоянии основных средств. За три года в наибольшей степени обновилось особо ценное движимое имущество (33%) и недвижимое имущество (16%), что свидетельствует о целенаправленном использовании автономным вузом современного высокотехнологичного имущества. Однако тенденция высокого обновления сопровождается малым выбытием основных средств (в среднем за три года выбытие составило 0,8% остаточной стоимости основных средств), что обусловливает необходимость более тщательного анализа менеджментом состава основных средств по группам и номенклатуре с целью предотвращения накапливания «сверхстарого и непроизводительного имущества». Это напрямую подтверждается коэффициентами

годности и износа: в среднем за три года износ основных средств составил 53% ((0,55 + 0,37 + 0,67) / 3)), годность - 47%, при этом наиболее годным является особо ценное движимое имущество, а самым изношенным - иное движимое имущество.

Эффективность бизнеса вообще и вузовского в частности зависит также от эффективности использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов. Так, наибольшая фондоотдача установлена в 2010 г. - 1,06, т.е. на каждый рубль основных средств вузовский бизнес приносил 1,06 р. выручки. Однако за три года данный показатель уменьшился на 25% и составил 0,79. Данный факт не свидетельствует о резком падении уровня качества менеджмента вуза,

UpRAvLENETs № 6/46/ 2013

УПРАВЛЕНЕЦ № 6/46/ 2013

Источники

1. Беспалов М. Реформа финансирования высшего образования // НВ: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2012. № 5.

2. Информационно-аналитическая записка о развитии федеральных автономных учреждений в сфере высшего профессионального образования. 1^1.: \www.ustu. ги/1п(:-апаПй11_2ар1$ка^(:.

3. Отчет о результатах деятельности Фе-

дерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» и об использовании закрепленного государственного имущества за 2010 г., 2011 г. ив.: www.u stu .ru/Otchet_o_dejatel nosti_

игРи_2010;_2011^.

4. О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. №1116.

5. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» на 20102020 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2010 г. № 1693-р.

6. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2006.

а связан прежде всего с превышением темпов роста инвестиций (в частности, в обновление основных фондов) над темпами роста реализованных услуг. Фон-дорентабельность в среднем снизилась на 8%, что также объясняется опережающим ростом инвестиций в основные фонды.

За период 2010-2012 гг. установлена положительная тенденция использования материальных ресурсов. Так, вузовский бизнес в среднем ежегодно приносит 6,65 р. чистой прибыли с 1 рубля осуществленных материальных расходов; показатель материалоотдачи за три года составляет в среднем 49, т.е. менеджмент автономного вуза обеспечил получение с каждого рубля материальных ресурсов 49 р. выручки, при этом наибольшее значение материалоотдачи установлено в 2011 г. - 52 р. Материалоемкость - показатель, характеризующий отношение полученной величины выручки к израсходованным материальным ресурсам, за три года (2010-2012 гг.) остается на одном уровне (2%), что свидетельствует об эффективной политике менеджмента вуза по сдерживанию роста материальных расходов по сравнению с расходом материальных ресурсов. Следует отметить, что наибольшее превышение роста выручки над ростом материальных ресурсов установлено в

2011 г. (102%).

За три года автономии вузовский бизнес характеризуется положительной динамикой использования трудовых ресурсов. Среднегодовая выработка (показатель, характеризующий производительность труда) на одного работника выросла на 113,78% и составила 348,39 тыс. р.; рентабельность персонала (отношение чистой прибыли к среднегодовой численности персонала) выросла на 137,64% и составила 53,32, т.е. каждый сотрудник (в первую очередь профессорско-преподавательский состав) принес 53,32 р. чистой прибыли. Положительной остается также динамика роста показателя чистой прибыли на рубль заработной платы: с 2010 г. данный показатель вырос на 107,41%, что свидетельствует об опережающем росте чистой прибыли по сравнению с фондом оплаты труда. Следует отметить, что увеличение данного показателя происходит при одновременном росте фонда оплаты труда (119,14%) и чистой прибыли (127,16%), что свидетельствует о применении менеджментом автономного вуза эффективной мотивационной кадровой политики.

Вышеуказанные показатели эффективности использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов, характеризующие эффективность вузовского бизнеса, напрямую зависят от величины и структуры полученных доходов (табл. 1). Следовательно, мониторинг доходов вузовского бизнеса также является актуальной задачей стратегического менеджмента вуза.

Установлено, что в среднем за три года доходы от вузовского бизнеса выросли на 177,21%, при этом наибольший рост установлен в доходах от научных исследований (222,34%). Наибольший удельный вес в структуре доходов вузовского бизнеса по-прежнему сохраняется за платными образовательными услугами (66% доходов), при этом их доля за три года выросла на 32%. Рост платных образовательных услуг при имевшем месте сокращении российских студентов (демографический кризис конца 1980-х - начала 1990-х годов) объясняется увеличением численности иностранных студентов, что свидетельствует об эффективной работе отдела стратегического управления и маркетинга вуза. Следует также отметить, что вузовский бизнес в целом ориентирован на реализацию принятой федеральным вузом стратегии развития, а именно, на развитие вуза как научно-образовательного и инновационного ядра Уральского федерального округа [5]. В результате доля иной приносящей доход предпринимательской деятельности снизилась с 41 до 13%, что свидетельствует о целенаправленном развитии стратегических направлений.

Для оценки эффективности вузовского бизнеса необходимо также отслеживать показатели рентабельности [6]. Применительно к автономному вузу алгоритм расчета показателей рентабельности аналогичен используемому для современных рыночных организаций (табл. 2).

В ходе проведенного мониторинга показателей рентабельности (составная часть комплексного бизнес-мониторинга) установлено, что наибольший уровень рентабельности обеспечила инновационная деятельность вуза. Так, за три года показатель рентабельности инноваций вырос на 244% и составил, например, в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 г. 0,66. Это означает, что рыночная доходность вузовских инноваций в 2012 г. составила 66% и намного превысила средний уровень рыночной доходности. В целом за период 2010-2012 гг. доходность инновационной деятельности вуза

составила 43% ((0,27 + 0,36 +0,66) /3)), что превышает средневузовский уровень в РФ, а также уровень ряда ведущих отраслей.

Необходимо отметить, что рост эффективности продемонстрировала научная деятельность в целом (кроме инноваций). Показатель рентабельности научной деятельности за три года вырос на 162% и составил в среднем 0,37, т.е. с каждого вложенного в научно-исследовательские работы рубля вуз получил 37 коп. прибыли от продаж. Также за указанный период выросла эффективность платной образовательной деятельности (118%), при этом средняя доходность данного направления вузовского бизнеса составила 41%.

В целом показатель экономической рентабельности вузовского бизнеса составляет 0,1, или 10% рыночной доходности, что в среднем по рынку является весьма неплохим показателем. Однако применительно к рассматриваемому вузу установленная величина экономической рентабельности свидетельствует о наличии дополнительных возможностей для роста (например, за счет более активного привлечения эндаумент фондов, заемного капитала и т.д.), т.е. резервов бизнеса.

В заключение отметим, что сегодня вузовский бизнес является закономерным процессом, обусловленным кардинальными переменами в социально-экономическом развитии общества, необходимостью формирования механизма многоканального финансирования учреждений высшего профессионального образования, направленного на решение стратегических целей, обеспечение устойчивой конкурентоспособности на рынке научно-образовательных услуг. Под вузовским бизнесом необходимо понимать деятельность, в основе которой лежит предпринимательство, направленное на удовлетворение рыночного спроса и получение прибыли. При этом развитие вузовского бизнеса требует использования современного инструментария менеджмента, в том числе комплексного бизнес-мониторинга, отличительной особенностью которого является всесторонний и непрерывный анализ и контроль предпринимательской деятельности вуза в научно-образовательной и инновационных сферах, оценка степени достижения стратегических целей, что позволяет позиционировать его в качестве ключевого элемента в системе стратегического управления.

References

1. Bespalov M. The reform of financing of higher education. [Reforma finansirovaniya vysshego obrazovaniya]. Nalogoviy Vestnik -The Tax News, 2012, no. 5.

2. Information-analytical note on the de-

velopment of Federal autonomous institutions in the sphere of higher vocational education. [Informatsionno-analiticheskaya zapiska o razvitii federal'nykh avtonomnykh uchrezh-deniy v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya]. URL: www.ustu.ru/Inf-analitih_

zapiska.pdf.

3. Report on results of activity of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education "Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin” and use of settled the state property for the 2010, 2011. URL: www.ustu. ru/Otchet_o_dejatelnosti_UrFU_2010;_2011. pdf.

4. On the target performance indicators of budgetary educational institutions administered by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation: Order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 8, 2010 no. 1116.

5. The program of development of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education "Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin” for 2010-2020, approved by decree of the RF Government of 7 October, 2010 no. 1693-R.

6. Sheremet A.D. Integrated analysis of economic activity. [Kompleksnyy analiz khozyaystvennoy deyatel'nosti]. Moscow, INFRA-M, 2006.

UpRAvLENETs № 6/46/ 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.