Научная статья на тему 'Комплексный бизнес-мониторинг автономного вуза'

Комплексный бизнес-мониторинг автономного вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / АВТОНОМНЫЙ ВУЗ / КОМПЛЕКСНЫЙ БИЗНЕС-МОНИТОРИНГ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокроносов А. Г., Малышенко Н. Г.

В статье обосновывается необходимость применения комплексного бизнес-мониторинга для обеспечения предпринимательского вектора развития автономного вуза. Рассмотрена специфика вузовского бизнеса, роль и структура многоканального финансирования бизнеса автономного вуза в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный бизнес-мониторинг автономного вуза»

39 (342) - 2013

Реформа системы образования

УДК 657.6:378

КОМПЛЕКСНЫЙ БИЗНЕС-МОНИТОРИНГ АВТОНОМНОГО ВУЗА

А. Г. МОКРОНОСОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Е-mail: [email protected]

Н. Г. МАЛЫШЕНКО,

аспирант кафедры экономической теории Е-mail: [email protected] Российский государственный профессионально-педагогический университет

В статье обосновывается необходимость применения комплексного бизнес-мониторинга для обеспечения предпринимательского вектора развития автономного вуза. Рассмотрены специфика вузовского бизнеса, роль и структура многоканального финансирования бизнеса автономного вуза в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: бизнес, автономный вуз, комплексный бизнес-мониторинг, источники финансирования, эффективность, предпринимательская деятельность, анализ, контроль.

Бизнес как объект мониторинга

Бизнес как экономическая категория в большинстве случаев рассматривается как предпринимательская деятельность (табл. 1). Например, Алан Хоскинг, автор Business studies - одного из влиятельных систематических изданий Холборнского колледжа (Лондон) - дал следующее определение: «Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги

к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций [5].

В свою очередь Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева определяют бизнес как инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленную на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [12]. Авторы отождествляют понятие бизнеса с предпринимательством.

Большинство авторов отождествляют понятие бизнеса с предпринимательской деятельностью, характерными и общими особенностями которых являются самостоятельность, риск, целенаправленность на получение экономической выгоды (прибыли), приращение добавочной стоимости [5]. При этом наиболее полно и емко бизнес как научная дефиниция раскрыт Ю. В. Журавлевым, М. В. Бурдюком и С. Л. Житиневым: «Бизнес -это прибыльно ориентированная деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивающая пот-

Таблица 1

Разнообразие мнений в определении содержания бизнеса

ребителей товарами и услугами, в основе которой лежит свободное предпринимательство». Но данное определение, по мнению авторов, требует некоторой корректировки. Так, ориентированность бизнеса только на получение прибыли (экономической вы-

годы) может привести в конечном итоге к потере возможностей конкуренции с другими хозяйствующими субъектами, поэтому первоочередной направленностью бизнеса является удовлетворение рыночного спроса. Указание авторами в данном определении признака свободного предпринимательства является также некорректным, поскольку предпринимательство уже включает в себя наличие экономической свободы, а также новаторства (либо инноваций) и риска.

Таким образом, по мнению авторов, под бизнесом необходимо понимать деятельность хозяйствующих субъектов, в основе которой лежит предпринимательство, направленное на удовлетворение рыночного спроса в виде обеспечения потребителей необходимыми по количеству и качеству товарами (работами, услугами) и получение прибыли.

Специфика бизнеса автономного вуза

в условиях рыночных отношений

В настоящее время существуют различные трактовки содержания вузовского бизнеса. В ряде работ вузовский бизнес отождествляется с обычной коммерциализацией, превращающей вузы в своеобразные супермаркеты по продаже образовательных услуг, воспринимается как угроза разрушения сложившихся академических традиций и снижения качества образования. Весьма распространенной является также точка зрения на развитие вузовского бизнеса как на необходимую и вынужденную меру, направленную на сохранение вуза при недостаточном государственном финансировании.

Предпринимательство вуза в отличие от бизнеса синтезирует в себе черты не только традиционно понимаемого экономического предпринимательства, но и социального. По мнению авторов, рассмотренные ранее определения и характеристики бизнеса, а также особенности сферы высшего профессионального образования позволяют рассматривать вузовский бизнес как закономерный процесс, обусловленный кардинальными переменами в социально-экономическом развитии общества [6]. Вузовский бизнес, по мнению авторов, необходимо рассматривать комплексно и системно в контексте общемировых трендов повышения значимости предпринимательской деятельности, а именно на основе положений теории квазирынков.

Квазирынки представляют собой особый тип гибридных экономических структур, функцио-

Источник (автор) Интерпретация

Журавлев Ю. В., Бурдюк М. В., Житинев С. Л. Бизнес - это прибыльно ориентированная деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивающая потребителей товарами и услугами, в основе которой лежит свободное предпринимательство

Долан Э. Дж., Линдсей Д. Бизнес - это самостоятельная, инициативная, осуществляемая на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность любая деятельность отдельных граждан, направленная главным образом на получение экономической выгоды в форме прибыли или иной форме

Томпсон А. А., Стрикленд Ф. Дж. Бизнес определяется тем, какие потребности необходимо удовлетворить и какой целевой группе потребителей, а также технологиями, которые будут использоваться, и функциями, которые будут осуществляться при работе на целевом рынке

Гарнер Д., Оуэн Р., Конвей Р. Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству, приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций

Грязнова А. Г., Федотов М. А. Бизнес - любой, разрешенный законом, вид деятельности, приносящий доход или другие выгоды

Райзберг Б. А. Бизнес - это система ведения дела, создание нужной людям продукции, работа, центральная магистраль экономики, источник удовлетворения желаний

Осипова Л. В., Синяева И. М. Бизнес - общеэкономический термин, характеризующий сферу деятельности хозяйствующего субъекта и его экономические интересы, а также дело или иной области предпринимательства, когда в наличии определенного риска достигается намеченный успех

нирующих на принципах сочетания рыночных механизмов и государственного регулирования, искусственно создаваемых для повышения эффективности удовлетворения потребности в услугах общественного сектора. Специфика квазирынков как институциональных структур заключается в том, что они формируются на принципах конкурентного взаимодействия рыночных и нерыночных отношений [6]. Одной из форм институциональных квазирыночных структур является и вузовская автономия.

В настоящее время значительно расширяются границы бизнеса автономных учреждений высшего профессионального образования, что проявляется в осуществлении любой законной деятельности, в основе которой лежит предпринимательство, направленное на удовлетворение рыночного спроса и получение прибыли. Отличительными особенностями бизнеса автономного вуза в отличие от остальных коммерческих и некоммерческих организаций является не только реализация основной продукции (образовательные и научные услуги), но и возможности финансового и реального (капитального) инвестирования в любые организации (с согласия собственника), создания и развития малых инновационных предприятий - хозяйственных обществ при автономных вузах; использования заемного капитала в виде внешнего кредитования и т. д.

По мнению авторов, вузовский бизнес синтезирует творческую (образовательную), инновационную и коммерческую виды деятельности, реализуемые во всей совокупности опосредованных его миссией бизнес-процессов, в том числе на рынке научно-образовательных услуг, инноваций в производстве, а также на рынке труда. При этом важную роль в вузовском бизнесе играют не только продуктовые и технологические инновации, но и управленческие инновации, основанные на знаниях современных теорий менеджмента (стратегического менеджмента, ключевых конкурентных преимуществ, концепции саморазвивающейся организации, концепции сбалансированных показателей деятельности, концепции управления по результатам и др.).

Источники финансового обеспечения автономного вуза

Федеральный автономный вуз как квазирыночная структура финансируется за счет бюджетных (включая иные источники, не относящиеся к внебюджетным) и внебюджетных (рыночных) источ-

ников (табл. 2). Основу финансового обеспечения (механизма финансирования) некоммерческой (основной, уставной) деятельности автономного вуза составляют два вида субсидий: на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания в области высшего профессионального образования, и субсидии на иные цели, предназначенные для расходов сверх государственного задания, а также бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций.

В настоящее время не вызывает сомнений, что кроме основной некоммерческой деятельности, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных средств, федеральному автономному вузу необходимы внебюджетные средства. Современная политика в области высшего профессионального образования (конкуренция вузов за абитуриентов, подготовка магистров, бакалавров, специалистов на основе государственного задания и т. д.) ставит

Таблица 2

Источники бюджетного и иного, не относящегося к бизнесу, финансирования автономного вуза

Нормативно-правовой акт Источник финансирования

Бюджетный кодекс РФ [2] Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания. Субсидии на иные цели. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций - бюджетные средства, направленные на увеличение государственного имущества

Гражданский кодекс РФ [3] Средства соответствующего бюджета. Иные доходы, не относящиеся к предпринимательской деятельности (гранты, целевые благотворительные фонды)

Федеральный закон [8] Средства соответствующего бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания. Бюджетные средства на достижение иных (но связанных с уставной деятельностью) целей. Средства обязательного медицинского страхования. Иные доходы, не относящиеся к предпринимательской деятельности (гранты; иные целевые средства)

Федеральный закон [9] Бюджетные ассигнования на возмещение нормативных затрат на оказание государственной услуги по каждому виду и профилю образовательных программ. Иные источники (например, гранты)

многие автономные вузы, включая федеральные, в непростую финансовую ситуацию. Возникает острая необходимость в поиске и определении оптимального состава и соотношения рыночных источников финансирования. Безусловно, создание в российской экономике модели федерального автономного вуза является новацией и требует резкого повышения управления всеми его ресурсами, включая бизнес и финансы вуза. Установлено, что современный потенциал стратегического и финансового менеджмента многих федеральных автономных вузов РФ является достаточно низким и без эффективного управления его финансами следует ожидать снижения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств вуза.

Максимальный объем бюджетного финансирования федерального автономного вуза составляет до 70 % всех его расходов [1], при этом полученный дефицит вузы обязаны покрывать самостоятельно за счет внебюджетных средств, т. е. бизнеса. По результатам проведенного авторами анализа финансовой отчетности, плана финансово-хозяйственной деятельности и отчетов о его выполнении (является открытой информацией) ведущих российских федеральных автономных вузов в 2010 г., доля бюджетного финансирования в покрытии всех расходов составила 53 %, в 2011 г. - 49 %, в 2012 г. -47 % [4, 10]. Таким образом, видна динамика снижения государственного финансирования вузов. Для покрытия возникшего дефицита становятся актуальными задачами поиск внебюджетного финансирования, развитие бизнеса, эффективное использование ресурсов.

Финансирование бизнеса федерального автономного вуза осуществляется за счет внебюджетных источников, к которым относятся средства, полученные от основной предпринимательской деятельности, а именно: платные образовательные услуги, платная фундаментальная и прикладная научная деятельность (включая производство

Общество

Рынки и потребители

Процессы и технологии

Инфраструктура

и реализацию инновационных разработок); а также средства, полученные от иной предпринимательской деятельности, приносящей доход (арендные платежи, доходы от малых инновационных предприятий, дивиденды, проценты по депозитам и др.).

Комплексный бизнес-мониторинг в системе стратегического управления автономного вуза

Условием эффективного функционирования системы менеджмента автономного вуза является реализация его стратегических целей. В качестве примера приведем стратегические цели одного из ведущих федеральных автономных вузов - Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Сложность иерархической структуры, большие масштабы и широкий спектр управленческих задач и стратегических целей вуза (рис. 1) в условиях автономии обусловливают необходимость приме-

Стратегические цели автономного вуза

Международное признание.

Содействие развитию экономики и промышленности Уральского федерального округа. Развитие кадрового потенциала. Финансовая и налоговая независимость вуза

Рост доли экспорта образовательных услуг на западный и азиатский рынок.

Высокая востребованность выпускников на отечественном и западных рынках труда.

Конкурентоспособность образовательных, научно-исследовательских и инновационных услуг. Увеличение доли инновационного бизнеса

Интернационализация образовательных, научно-исследовательских услуг. Развитие современных форм обучения (например, дистанционное).

Конкурентоспособные образовательные программы. Повышение результативности бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантуры и докторантуры

Современная образовательная и социальная инфраструктура. Создание инновационной инфраструктуры. Модернизация материально-технической базы. Мотивация и вовлеченность сотрудников

Рис. 1. Стратегические цели Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина на 2010-2020 гг.

со

05

5

х. т

О

Реализация стратегического планирования

Документы, регламентирующие стратегическое управление

Лица, ответственные за реализацию

Министерство образования и науки Российской Федерации

СО

Программы бизнес-развития

Программы бизнес-развития институтов

Подпрограммы бизнес-развития, бизнес-проекты

Ректоры

Проректоры

Директора институтов

Руководители подразделений (заведующие кафедрами)

Л

е

гь

а о

<31

а ж

о»

Рис. 2. Место комплексного бизнес-мониторинга в системе стратегического менеджмента федерального автономного вуза

¡э о\

сг 8

^ а Й о ? И Ш со о

« ч

и ■Р

О и а 3

о

Я £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о О

и й 1 о ■

(А)

Ю

(А)

N

N О Н»

(А)

Рассмотрим на примере ведущего федерального автономного вуза в Уральском федеральном округе наиболее значимые результаты комплексного бизнес-мониторинга, применяемые в стратегическом менеджменте автономного вуза (табл. 3-9).

За 2010-2012 гг. темп роста основных средств, задействованных в вузовском бизнесе, составил 141 %. Недвижимое и движимое имущество росли в одинаковом темпе (119 %), при этом наибольший темп роста наблюдался в особо ценном движимом имуществе (326 %). Несмотря на незначительное изменение структуры основных средств автономного вуза, наибольший удельный вес по-прежнему занимает недвижимое имущество (48 %), при этом в связи с опережающим темпом роста особо ценного движимого имущества его доля в общей структуре основных средств выросла на 13 %. Эти данные свидетельствуют о росте мобильности основных средств в вузовском бизнесе и достаточности недвижимого имущества для осуществления бизнеса.

Анализ объема, динамики и структуры осш

Современный вузовский бизнес ориентирован на постоянное повышение качества оказываемых услуг, которое зависит и от технического состояния основных средств. Поэтому для обеспечения условий повышения качества реализуемых услуг менеджменту автономных вузов необходимо также постоянно анализировать и контролировать информацию о техническом состоянии основных средств (табл. 4).

За три года в наибольшей степени обновилось особо ценное движимое имущество (33 %) и недвижимое имущество (16 %), что свидетельствует о целенаправленном использовании автономным вузом современного, высокотехнологичного имущества. Однако тенденция обновления сопровождается сохранением малого выбытия основных средств (в среднем за три года оно составило 0,8 % от остаточной стоимости основных средств), что обусловливает необходимость более тщательного анализа менеджментом состава основных средств по группам и номенклатуре для предотвращения

Таблица 3

1ых средств федерального автономного вуза

Показатель На 01.01.2010 На 31.12.2012 Абсолютное изменение, тыс. руб. Относительное изменение (темп роста), °% Удельный вес, °%

Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Сумма, тыс. руб. Удельный вес, °%

Недвижимое имущество учреждения 1 276 560 57 1 516 914 48 240 354 119 -9

Особо ценное движимое имущество 236 759 11 772 938 24 536 179 326 13

Иное движимое имущество 729 644 33 866 421 27 136 777 119 -6

Итого... 2 242 963 100 3 156 273 100 913 310 141 -

Таблица 4

Анализ технического состояния основных средств федерального автономного вуза

за 2010-2012 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2011 к 2010 2012 к 2011 2012 к 2010

Недвижимое имущество учреждения

Коэффициент обновления 0,12 0,38 0,16 0,26 -0,22 0,04

Коэффициент выбытия 0,01 0,007 0,008 -0,003 0,001 -0,002

Коэффициент годности 0,43 0,45 0,45 0,02 0,00 0,02

Коэффициент износа 0,57 0,55 0,55 -0,02 0,00 -0,02

Особо ценное движимое имущество

Коэффициент обновления 0,25 0,27 0,33 0,02 0,06 0,080

Коэффициент выбытия 0,01 0,006 0,007 -0,004 0,001 -0,003

Коэффициент годности 0,59 0,61 0,63 0,02 0,02 0,04

Коэффициент износа 0,41 0,39 0,37 -0,02 -0,02 -0,04

Иное движимое имущество

Коэффициент обновления 0,005 0,006 0,01 0,00 0,004 0,01

Коэффициент выбытия 0,01 0,006 0,007 -0,004 0,001 -0,003

Коэффициент годности 0,41 0,39 0,33 -0,02 -0,06 -0,08

Коэффициент износа 0,59 0,61 0,67 0,02 0,06 0,08

накапливания сверх старого и непроизводительного имущества. Данная необходимость напрямую подтверждается коэффициентами годности и износа. В среднем за три года износ основных средств составил 53 % (0,55 + 0,37 + 0,67) / 3), годности - 47 %, при этом наиболее годным является особо ценное движимое имущество, а самым изношенным - иное движимое имущество.

Эффективность бизнеса, в том числе вузовского, зависит также от эффективности использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов (табл. 5-7).

Наибольшая фондоотдача установлена в 2010 г. -1,06, т. е. с каждого рубля основных средств вузовский бизнес приносил 1,06 руб. выручки, при этом за три года данный показатель уменьшился на 25 % и составил 0,79. Данный факт не свидетельствует о резком падении уровня качества менеджмента вуза, а связан прежде всего с превышением темпов роста инвестиций (в частности обновления основных

фондов) над темпами роста реализованных услуг. Фондорентабельность в среднем снизилась на 8 %, что также объясняется опережающим ростом инвестиций в основные фонды над величиной выручки.

За 2010-2012 гг. установлена положительная тенденция использования материальных ресурсов. Вузовский бизнес в среднем ежегодно приносит 6,65 руб. чистой прибыли с 1 руб. осуществленных материальных расходов. Показатель материалоот-дачи за три года составляет в среднем 49, т. е. менеджмент автономного вуза обеспечил получение с каждого рубля материальных ресурсов 49 руб. выручки. При этом наибольшее значение материа-лоотдачи установлено в 2011 г. - 52 руб. Материалоемкость - показатель, характеризующий отношение полученной величины выручки к израсходованным материальным ресурсам - за три года (2010-2012 гг.) остается на одинаковом уровне (2 %), что свидетельствует об эффективной политике менеджмента вуза по сдерживанию роста материальных расходов

Таблица 5

Анализ эффективности использования основных средств федерального автономного вуза за 2010-2012 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2011 к 2010 2012 к 2011 2012 к 2010

Показатели эффективности, руб. /руб.

Фондоотдача 1,06 0,86 0,79 -0,20 -0,07 -0,27

Фондорентабельность 0,13 0,11 0,12 -0,02 0,01 -0,01

Данные, необходимые для расчета показателей эффективности, тыс. руб.

Оказанные услуги, выполненные работы, произведенная продукция, всего 2 383 345 2 598 361 2 505 592 215 016 -92 769 122 247

Остаточная стоимость основных средств 2 242 963 3 009 330 3 156 273 766 367 146 943 913 310

Чистая прибыль 301 562 338 860 383 452 37 298 44 592 81 890

Таблица 6

Анализ эффективности использования материальных ресурсов федерального автономного вуза за 2010-2012 гг.

Показатель 2010 2011 2012 Относительное отклонение, %

2011 к 2010 2012 к 2011 2012 к 2010

Чистая прибыль на 1 руб. материальных затрат, руб. 6,47 6,83 6,67 105,56 97,66 103,09

Материалоемкость, % 2 2 2 100,00 100,00 100,00

Материалоотдача, руб. 51 52 44 101,96 84,62 86,27

Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат 1,00 1,02 0,83 102,00 81,37 83,00

Оказанные услуги, выполненные работы, произведенная продукция, тыс. руб. 2 383 345 2 598 361 2 505 592 109,02 96,43 105,13

Чистая прибыль, тыс. руб. 301 562 338 860 383 452 112,37 113,16 127,16

Материальные расходы, тыс. руб. 46 578 49 607 57 448 106,50 115,81 123,34

Темп роста оказанных услуг и т. д. 1,03 1,09 0,96 105,83 88,07 93,20

Темп роста материальных затрат 1,03 1,07 1,16 103,88 108,41 112,62

по сравнению с расходом материальных ресурсов. Наибольшее превышение темпа роста выручки по сравнению с ростом материальных ресурсов установлено в 2011 г. (102 %).

За три года существования автономии вузовский бизнес характеризуется положительной динамикой использования трудовых ресурсов (табл. 7). Среднегодовая выработка (показатель, характеризующий производительность труда) на одного работника выросла на 113,78 % и составила 348,39 тыс. руб. Рентабельность персонала (отношение чистой прибыли в среднегодовой численности персонала) выросла за три года на 137,64 % и составила 53,32, т. е. каждый сотрудник (в первую очередь из числа профессорско-преподавательского состава) принес 53,32 руб. чистой прибыли. Положительным остается сохранение динамики роста показателя чистой прибыли на рубль заработной платы. С 2010 г. этот

показатель вырос на 107,41 %, что свидетельствует об опережающем росте чистой прибыли над фондом оплаты труда. Увеличение этого показателя происходит с одновременным ростом фонда оплаты труда (фонд заработной платы в среднем вырос на 119,14 %) и чистой прибыли (127,16 %), что свидетельствует о применении менеджментом автономного вуза эффективной мотивационной кадровой политики.

Приведенные показатели эффективности использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов, характеризующие эффективность вузовского бизнеса, напрямую зависят от величины и структуры полученных доходов (табл. 8). Следовательно, мониторинг доходов вузовского бизнеса также является актуальной задачей стратегического менеджмента вуза.

В среднем за три года доходы от вузовского бизнеса выросли на 177,21 %. При этом наибольший

Таблица 7

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов федерального автономного вуза в 2010-2012 гг.

Показатель 2010 2011 2012 Относительное отклонение, %

2011 к 2010 2012 к 2011 2012 к 2010

Среднегодовая выработка одним работником, тыс. руб. 306,19 333,72 348,39 108,99 104,40 113,78

Рентабельность персонала 38,74 43,52 53,32 112,34 122,52 137,64

Производство продукции (оказание услуг, выполнение работ) на 1 руб. заработной платы, руб. 2 2 2 100,00 100,00 100,00

Сумма чистой прибыли на 1 руб. заработной платы, руб. 0,27 0,31 0,29 114,81 93,55 107,41

Оказанные услуги, выполненные работы, произведенная продукция, тыс. руб. 2 383 345 2 598 361 2 505 592 109,02 96,43 105,13

Чистая прибыль, тыс. руб. 301 562 338 860 383 452 112,37 113,16 127,16

Затраты на оплату труда, включая страховые взносы, тыс. руб. 1 099 546 1 102 346 1 309 956 100,25 118,83 119,14

Среднегодовая численность персонала, чел. 7 784 7 786 7 192 100,03 92,37 92,39

Таблица 8

Анализ динамики и структуры доходов вузовского бизнеса за 2010-2012 гг.

2010 2011 2012 Темп роста, %

Показатель Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, % 2011 к 2010 2012 к 2011 2012 к 2010

Основная предпринима- 1 217 51,06 1 526,224 58,74 2 156,659 83,00 125,41 141,31 177,21

тельская деятельность

В том числе:

- образование 1 018 42,71 1 300 50,03 1 716,468 66,06 127,70 132,04 168,61

- научные исследования (кроме инноваций) 180 7,55 204,224 7,86 400, 215 15,40 113,46 195,97 222,34

- инновационные проекты 19 0,80 22 0,85 39,976 1,54 115,79 181,71 210,40

Иная деятельность, прино- 1 166,345 48,94 1 072,101 41,26 348,933 13,43 91,92 32,55 29,92

сящая доход

Всего доходов 2 383,345 100,00 2 598,325 100,00 2 505,592 100,00 109,02 96,43 105,13

рост установлен в доходах от научных исследований (222,34 %). Наибольший удельный вес в структуре доходов вузовского бизнеса сохраняется за платными образовательными услугами (66 % от всей величины доходов). Их доля за три года выросла на 32 %. Рост платных образовательных услуг при сокращении количества студентов (демографический кризис конца 1980-х - начала 1990-х гг.) объясняется ростом числа иностранных студентов, что свидетельствует об эффективной работе отдела стратегического управления и маркетинга вуза. Следует также отметить, что вузовский бизнес в целом ориентирован на реализацию принятой федеральным вузом стратегии развития, а именно на развитие вуза как научно-образовательного и инновационного ядра Уральского федерального округа [11]. В результате доля иной предпринимательской деятельности, приносящей доход, снизилась с 41 до 13 %, что свидетельствует о целенаправленном развитии стратегических направлений.

Для оценки эффективности вузовского бизнеса необходимо также отслеживать показатели рентабельности [13]. Применительно к автономному вузу алгоритм расчета показателей рентабельности аналогичен современным рыночным организациям (табл. 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе проведенного авторами мониторинга показателей рентабельности (составная часть комплексного бизнес-мониторинга) установлено, что наибольший уровень рентабельности обеспечила

инновационная деятельность вуза. За три года показатель рентабельности инноваций вырос на 244 % и составил в 2012 г. 0,66. Указанное значение рентабельности означает, что рыночная доходность вузовских инноваций в 2012 г. составляет 66 % и намного превышает средний уровень рыночной доходности. В целом доходность инновационной деятельности университета за 2010-2012 гг. составила (0,27 + 0,36 +0,66) / 3 = 43 %.

Это превышает средневузовский уровень по РФ, а также ряда ведущих отраслей.

Заметный рост эффективности продемонстрировала научная деятельность (кроме инноваций). Показатель рентабельности научной деятельности за три года вырос на 162 % и составил в среднем 0,37. То есть с каждого вложенного в научно-исследовательские работы рубля вузом получены 37 коп. прибыли от продаж. Также за указанный период выросла эффективность платной образовательной деятельности (118 %), при этом средняя доходность данного направления вузовского бизнеса составила 41 %.

В целом показатель экономической рентабельности вузовского бизнеса составляет 0,1, или 10 % рыночной доходности, что в среднем по рынку является весьма неплохим показателем. Однако для рассматриваемого вуза установленная величина экономической рентабельности свидетельствует о наличии дополнительных возможностей для роста (например, за счет

Таблица 9

Анализ показателей рентабельности вузовского бизнеса за 2010-2012 гг.

Показатель 2010 2011 2012 Темп роста, °%

2011 к 2010 2012 к 2011 2012 к 2010

Рентабельность основной деятельности:

- рентабельность от оказания платных 0,38 0,42 0,45 110,53 107,14 118,42

образовательных услуг

- рентабельность от выполнения НИОКР (кроме 0,30 0,31 0,48 104,79 154,84 162,26

инноваций)

- рентабельность от производства и реализации 0,27 0,36 0,66 133,33 183,33 244,44

инноваций

Эффективность продаж: - - - - - -

- валовая рентабельность 0,21 0,21 0,27 100,00 128,57 128,57

- рентабельность продаж 0,16 0,16 0,22 100,00 137,50 137,50

- чистая рентабельность 0,13 0,13 0,15 100,00 115,38 115,38

Рентабельность капитала 0,12 0,12 0,10 100,00 83,33 83,33

Рентабельность собственного капитала 0,12 0,12 0,10 100,00 83,33 83,33

(средств учредителя)

Рентабельность заемного капитала - 8,92 10,09 - 113,12 -

Рентабельность активов 0,12 0,12 0,10 100,00 83,33 83,33

Рентабельность внеоборотных активов 0,16 0,15 0,12 93,75 80,00 75,00

Рентабельность оборотных активов 0,46 0,49 0,55 106,52 112,24 119,57

Экономическая рентабельность (всех активов) 0,12 0,12 0,10 100,00 83,33 83,33

более активного привлечения эндаумент фондов, заемного капитала и т. д.), т. е. бизнес-резервов.

В настоящее время отсутствует научно разработанная методика оценки эффекта и эффективности бизнеса автономного вуза. При этом большинство автономных вузов используют методику оценки эффекта и эффективности работы бюджетных учреждений [7], главными недостатками которой являются, во-первых, ограниченность показателей (научный потенциал, определяемый как доля средств на выполнение НИОКР в общем объеме доходов вуза, полученных от всех источников финансирования; кадровый потенциал: отношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава к среднемесячной заработной плате по экономике субъекта Федерации; финансовое обеспечение и развитие имущественного комплекса, определяемые как доля средств из всех источников финансирования, направленных вузом на содержание и развитие имущественного комплекса), а во-вторых, целенаправленность на оценку эффективности бюджетного учреждения, каким автономное по своей сути не является. Поэтому комплексный бизнес-мониторинг по сравнению с данной методикой является более эффективным инструментом управления.

Выводы

Вузовский бизнес является закономерным явлением, обусловленным кардинальными переменами в социально-экономическом развитии общества, необходимостью формирования механизма многоканального финансирования учреждений высшего профессионального образования, направленного на решение стратегических целей, обеспечение устойчивой конкурентоспособности на рынке научно-образовательных услуг. Под вузовским бизнесом следует понимать деятельность, в основе которой лежит предпринимательство, направленное на удовлетворение рыночного спроса и получение прибыли.

Развитие вузовского бизнеса требует использования современного инструментария менеджмента, в том числе комплексного бизнес-мониторинга, отличительной особенностью которого является всесторонний и непрерывный анализ и контроль за предпринимательской деятельностью вуза в научно-образовательной и инновационных сферах, оценка степени достижения стратегических целей, что позволяет позиционировать его в качестве ключевого элемента в системе стратегического управления.

Список литературы

1. БеспаловМ. Реформа финансирования высшего образования // НВ: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2012. № 5. С. 74-77.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013).

4. Информационно-аналитическая записка о развитии федеральных автономных учреждений в сфере высшего профессионального образования. URL: http//www. ustu. ru/Inf-analitih_zapiska. pdf.

5. КругловаН. Ю. Основы бизнеса: учебник для вузов. М.: РДЛ, 2005.

6. Мокроносов А. Г., Долженкова Е. В., Мав-рина И. Н. Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза // Образование и наука. 2011. № 10. С. 28-39.

7. О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 № 1116.

8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012).

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

10. Отчет о результатах деятельности Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» и об использовании закрепленного государственного имущества за 2010 год, 2011 год. URL: http//www. ustu.ru/Otchet_o_dejatelnosti_UrFU_2010;_2011.pdf.

11. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.10.2010 № 1693-р

12. РайзбергБ. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. ИНФРА-М, 2006.

13. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.