Научная статья на тему 'Комплексные занятия в физической подготовке сотрудников полиции: принципы отбора содержания учебного материала'

Комплексные занятия в физической подготовке сотрудников полиции: принципы отбора содержания учебного материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ЧАСТНО-ПРЕДМЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ / СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ / ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ / POLICE OFFICERS / PHYSICAL TRAINING / FIGHTING TECHNIQUES / CONTENT OF COMPLEX TRAININGS / PRIVATELY PRINCIPLES OF STUDYING DISCIPLINE / TYPICAL SITUATIONS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троян Евгений Иванович

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования содержания учебного материала комплексных занятий по физической подготовке сотрудников полиции. В результате исследования были выявлены особенности выполнения боевых приемов борьбы в экстремальных ситуациях служебной деятельности. Высокая эмоциональная насыщенность и опасность экстремальной ситуации позволяет сотрудникам полиции выполнять только приемы, освоенные до уровня навыка. Ситуации могут мгновенно изменяться. Неповиновение может перейти в нападение сотрудника полиции. Для моделирования комплексных занятий, направленных на обучение сотрудников полиции применению физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности выявлены частно-предметные принципы формирования содержания учебного материала: принцип унификации; принцип логичности и обусловленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троян Евгений Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated sessions in physical training of police staff: principles of selection of contents of educational material

The article deals with topical issues of formation of the content of educational material of comprehensive physical training for police officers. The study revealed the following features of the performance of combat techniques in extreme situations of service activity. High emotional intensity and danger of an extreme situation allows the police to perform only the techniques learned to the level of skill. Situations can change instantly. Disobedience can turn into an attack by a police officer. In order to simulate complex classes aimed at training police officers in the use of physical force in typical situations of service activity, private principles were identified for shaping the content of educational material.

Текст научной работы на тему «Комплексные занятия в физической подготовке сотрудников полиции: принципы отбора содержания учебного материала»

творческий проект. Эта группа методов направлена на активное включение детей в художественно-эстетическую деятельность.

Взаимосвязь всех компонентов педагогического взаимодействия (содержание, средства, формы и методы) приводит к результату - формированию определенного уровня нравственных ценностных ориентаций. Еще один компонент модели, результативный блок, включает описание критериев, показателей и уровней сформированности нравственных ценностных ориентаций, с помощью которых производится диагностика как начального уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций, так и конечного результата исследования.

Примечания:

1. Каменская O.A. Содержание работы похудоже-ственно-эстетическому развитию ребенка в условиях введения ФГОС ДО // Теоретические и

прикладные аспекты развития современной науки : сборник науч. статей по материалам I Международной научно-практической конференции. -Пермь, 201 б.-С. 123-128.

2. Карташова В.Н., Амбеталь A.B. Проблема формирования ценностного базиса современных дошкольников // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 52-56.

3. Никитина Н.И. Единство нравственного и эстетического воспитания в формировании профессиональных ценностных ориентаций будущего учителя : дис....кан. пед. наук. - М., 1988. - 162 с.

4. Муравьева Г.Е. Стратегии проектирования образовательного пространства // Школьные технологии. - 2002. - №6. - С. 124-131.

5.Самолдина К.А.,Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. - Новосибирск: НИПКиПРО,2013,- 132с.

6. Мурашов А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хоре-

ографии:дис____канд. пед. наук.- Челябинск, 2013.

-256 с.

INTEGRA TED SESSIONS IN PHYSICAL TRAINING OF POLICE STAFF: PRINCIPLES OF SELECTION OF CONTENTS OF EDUCA TIONAL MA TERIAL

Troyan Evgeny Ivanovich, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Physical Training for Law Enforcement Officials, Tyumen Advanced Training institute of the MiA of Russia, Tyumen

The article deals with topical issues of formation of the content of educational material of comprehensive physical training for police officers. The study revealed the following features of the performance of combat techniques in extreme situations of service activity. High emotional intensity and danger of an extreme situation allows the police to perform only the techniques learned to the level of skill. Situations can change instantly. Disobedience can turn into an attack by a police officer, in order to simulate complex classes aimed at training police officers in the use of physical force in typical situations of service activity, private principles were identified for shaping the content of educational material.

Keywords: police officers; physical training; fighting techniques; content of complex trainings; privately principles of studying discipline; content of complex trainings; typical situations of activity.

УДК 337

ВАК РФ 13.00.04

> Троян £ И., 2018

ТРОЯН Евгений Иванович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МА ТЕРИАЛА

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования содержания учебного материала комплексных занятий по физической подготовке сотрудников полиции. В результате исследования были выявлены особенности выполнения боевых приемов борьбы в экстремальных ситуациях служебной деятельности. Высокая эмоциональная насыщенность и опасность экстремальной ситуации позволяет сотрудникам полиции выполнять только приемы, освоенные до уровня навыка. Ситуации могут мгновенно изменяться. Неповиновение может перейти в нападение сотрудника полиции. Для моделирования комплексных занятий, направленных на обучение сотрудников полиции применению физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности выявлены частно-предметные принципы формирования содержания учебного материала: принцип унификации; принцип логичности и обусловленности. Ключевые слова: сотрудники полиции; физическая подготовка; боевые приемы борьбы; частно-предметные принципы; содержание комплексных занятий; типовые ситуации.

I

Физическая подготовка является частью непрерывной и многоуровневой профессиональной подготовкой сотрудников полиции.

На занятиях по физической подготовке в территориальных органах внутренних дел, в образовательных организациях системы МВД России сотрудники полиции изучают различные приемы: защиты от ударов невооруженного правонарушителя, и вооруженного ножом, тяжелым предметом; освобождения от захватов и обхватов; защиты от угрозы огнестрельным оружием; задержания правонарушителя, его связывание, сковывание и проведение наружного досмотра. Также сотрудники полиции совершенствуют свои профессионально-значимые физические качества. Условия современной служебной деятельности требуют от сотрудников полиции наличия сформированных навыков комплексного применения физической силы в различных экстремальных ситуациях служебной деятельности. Комплексный навык применения физической силы подразумевает выполнение в логической для конкретной ситуации последовательности боевых приемов борьбы для задержания правонарушителя. Ярко выраженная практико-ориентированная направленность физической подготовки сотрудников является условием подбора дидактических единиц дисциплины, методов обучения, форм организации учебного процесса. Основные приемы распределены по 10-12 учебным темам. Изучение данных тем занимает большую часть учебного времени, отводимого на физическую подготовку. Известно, что для формирования навыка владения двигательным действием необходим большой объем повторений и вариативность исполнения движения. Комплексное выполнение приемов борьбы, по сути, реализует одно из условий формирования навыка - вариативность исполнения. В физической подготовке сотрудников полиции для совершенствования боевых приемов борьбы используются практические занятия, на которых проигрываются ситуации оперативно-служебной деятельности.

Использование данных ситуаций в физической подготовке сотрудников полиции осложняется отсутствием системного учебно-методического обеспечения этого учебно-тренировочного процесса. Необходимо отметить, что в настоящее время в ведомственной педагогике проводятся исследования, направленные на выявление эффективных способов подготовки сотрудников полиции к действиям в типовых ситуациях служебной деятельности. Так, A.C. Пряхин обосновал необходимость использования учебно-тренировочного полигона для моделирования ситуаций

задержания правонарушителей и критерии оценки действий курсантов на каждом этапе этого полигона [7]. Исследователи П.Н. Войнов,

A.A. Устинов, П.А. Кадуцкий, А.Н. Воротник разработали правила моделирования конкретной экстремальной ситуации и выбора адекватных тактических действий сотрудника полиции [5]. Исследуя возможности межпредметной интеграции, A.B. Кириков разработал комплексные практические занятия по физической подготовке сотрудников дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения [3]. Особенностью данных занятий являлось активное использование полосы препятствий. Рассматривая содержание комплексных практических занятий курсантов и слушателей вузов МВД России Р.В. Еремин также обосновал необходимость межкафедрального взаимодействия, интеграции смежных дисциплин [2]. Ю.А. Плешивцев И;

B.А. Овчинников разработали методику обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России тактики применения боевых приемов борьбы в соответствии с возможными вариантами силового противодействия при задержании правонарушителя [6]. При моделировании типовых ситуаций силового задержания правонарушителя в Дальневосточном юридическом институте МВД России и Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина исследователи С.О. Цекунов, М.В. Крысин, С.В. Шаповалов, А.И. Ткаченко выявили и используют в учебном процессе несколько уровней неповиновения и сопротивления правонарушителей: пассивное неповиновение; активное неповиновение и активное сопротивление [4].

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о высокой значимости комплексных занятий для подготовки сотрудников полиции к эффективному и правомерному применению физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности. В результате исследований выявлен положительный опыт использования полосы препятствий; описаны уровни неповиновения и сопротивления правонарушителей;

Вместе с тем остается нерешенной задача обоснованного отбора содержания учебного материала комплексных занятий по физической подготовке сотрудников полиции. В частности, не выявлены частно-предметные принципы формирования содержательной части тематического плана комплексных занятий, позволяющие преподавателям моделировать учебно-тренировочный процесс обучения со-

00 1-Н

О си

-О Q-

LQ <

ОЭ

си

сдмт Г

S

87

ш S

О ш

<

С1 ш

88

трудников полиции применению физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности.

С целью решения данной проблемы в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России с 2017 г. проводится исследование, направленное на выявление закономерностей и принципов формирования оптимального набора боевых приемов борьбы, позволяющего сотруднику полиции эффективно решать задачи применения физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности.

Для достижения цели исследования были решены следующие задачи: выявлены особенности выполнения сотрудников полиции боевых приемов борьбы в экстремальных ситуациях служебной деятельности; исходя из выявленных особенностей обоснована необходимость использования общих дидактических принципов при формировании содержания учебного матерала комплексных занятий по физической подготовке сотрудников полиции; разработаны частно-предметные принципы формирования оптимального набора боевых приемов борьбы.

Для решения задач исследования были использованы следующие научные методы: анализ и обобщениеучебно-методической литературы, анализ практического опыта применения сотрудниками полиции физической; силы; анкетирование.

В результате исследования были выявлены особенности выполнения боевых приемов борьбы в экстремальных ситуациях служебной деятельности. Высокая эмоциональная насыщенность и опасность экстремальной ситуации позволяет сотрудникам полиции выполнять только те приемы, которые изучены до уровня навыка - автоматизированность исполнения и помехоустойчивость. Ситуации могут мгновенно изменяться: от простого неповиновения к нападению на сотрудника полиции. Сотрудник также должен уметь применять приемы в зависимости от изменяющейся ситуации. Данные особенности необходимо учитывать при определении содержания учебного материала комплексных занятий.

Необходимо отметить, что содержание физической подготовки сотрудников полиции представляет собой информационную модель их профессиональной деятельности. В связи с чем, содержание комплексных занятий по физической подготовке сотрудников полиции должны соответствовать следующим дидактическим принципам: связи обучения с практи-

кой; систематичности и последовательности; доступности.

Принцип связи обучения с практикой соответствует практико-ориентированному подходу к служебно-прикладной физической подготовке сотрудников полиции. Для реализации данного принципа необходимо проанализировать множество экстремальных ситуаций, в которых сотрудники полиции вынуждены были применять физическую силу. Обычно, с этой целью создаются банки ситуаций, или -"кейсы". Далее необходимо выделить основные типы исследуемых ситуаций. Важно, чтобы используемые на комплексных занятиях ситуации в большей своей части соответствовали категории обучаемых сотрудников полиции.

Комплексные занятия планируются и организуются сучетом нарастающей сложности типовых ситуаций, требующих применения физической силы сотрудниками полиции. Использование принципа систематичности и последовательности позволяет выявить уровни сложности выполнения боевых приемов борьбы. Структурирование техники приемов по принципу "от простого к сложному" происходит в соответствии с данными уровнями. Сбивающие факторы, осложняющие решение задач экстремальной ситуации накапливаются постепенно от занятия - к занятию. Преподаватель всегда ориентируется на соответствие учебного материала уровню познавательных способностей обучающихся.

Соблюдение принципа доступности, соответствия учебной информации способности к когнитивной деятельности обучающихся является важным фактором образовательного процесса. Известно, что когнитивные процедуры оценки ситуации и выбора стратегии поведения в значительной мере создают эмоциональное состояние обучающихся [8]. Управление эмоциональным состоянием обучающихся используется преподавателем для достижения цели комплексного занятия. При разработке типовых ситуаций применения физической силы сотрудниками полиции необходимо опираться на познавательные возможности обучающихся. Учебная информация должна быть доступна для анализа и прогнозирования ее развития. Для обучения сотрудников полиции также используются доступные для изучения приемы.

Однако, как уже отмечалось, обучение сотрудников полиции боевым приемам борьбы имеет свои особенности. Среди них, необходимость изучения большого количества разнообразных прикладных приемов: освобожде-

ния от захватов и обхватов, защит от ударов невооруженного и вооруженного ножом правонарушителя; защиты от угрозы оружием; болевых приемов. Изучение большого количества приемов до уровня навыка возможно при условии, что обучающиеся будут использовать унифицированную технику наиболее эффективных перемещений, защит, ударов, бросков и болевых приемов. В связи с чем, для разработки содержания комплексных занятий по физической подготовке сотрудников полиции необходимо использовать также и частно-предметные принципы: унификации; логичности и обусловленности.

Использование принципа унификации позволяет выделить наиболее эффективные приемы. Целесообразно использовать небольшое количество универсальных приемов для использования различных вариантов защиты и задержания правонарушителя. Выделение базовых приемов, наиболее часто применяемых сотрудниками полиции при задержании правонарушителей позволит значительно сократить время на изучение защиты от различных видов нападения [1].

В процессе выполнения боевых приемов борьбы и специальных средств для задержания правонарушителя, какуже отмечалось, сотрудник полиции может столкнуться с ситуацией быстрого изменения уровня неповиновения правонарушителя. Пассивное неповиновение может мгновенно перейти в нападение на сотрудника полиции, и наоборот. На комплексных занятиях данные ситуации необходимо отрабатывать, используя принцип логичности и обусловленности выбора боевых приемов борьбы.

Использование частно-предметных принципов унификации; логичности и обусловленности позволит реализовать системный подход в формировании содержания учебного материала комплексных занятий по физической подготовке сотрудников полиции. Дальнейшей перспективой развития данной темы будет исследование перспективных способов

реализации индивидуально-дифференцированного обучения сотрудников полиции комплексному применению физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности.

Литература:

1. Горбатов В. В., Никифоров М. Ю. О совершенствовании обучения курсантов образовательных учреждений МВД России силовому задержанию преступников на занятиях по тактико-специальной подготовке // Вестник Санкт-Петербургского университета MВД России. - 2013. - №1 (57).- С. 139141.

2. Еремин Р. В. Основные аспекты физической подготовки в процессе обучения курсантов вузов МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.

- 2014. - №3. - С.8-12.

3. Кириков А. В. Содержание и организация комплексных практических занятий по физической подготовке в Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова // Известия Тульского государственного университета. Фи-î зическая культура. Спорт. - 2014. - №4. - С. 24-28.

4. Моделирование типовых ситуаций как эффективный способ формирования готовности курсантов ДВЮИ МВД России к задержанию правонарушителя / С.О. Цекунов, М.В. Крысин, C.B. Шаповалов, А.И. Ткаченко // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - №1. -С. 117-120.

5. Оценка ситуации как этап принятия тактического решения в системе подготовки сотрудников полиции к действиям по выполнению служебно-боевых задач / П.Н. Войнов, A.A. Устинов, П.А. Ка-дуцкий, А.Н. Воротник // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017.- №1. - С. 97-101.

6. Плешивцев А. Ю., Овчинников В. А. Тактика применения боевых приемов борьбы сотрудниками полиции России соответственно со сложившейся ситуацией // Ученые записки университета Лес-гафта. - 2015. - №3 (121 ). - С. 101 -1 Об.

7. Пряхин А. С. Особенности моделирования ситуаций по задержанию правонарушителей на учебно-тренировочных полигонах в рамках дисциплины "служебно-прикладная физическая подготовка" в образовательных организациях МВД России//Ученые записки университета Лесгафта.

- 2018. - №6 (160). - С. 196-200.

8. Черников М. В., Перевозчикова Л. С. Когнитивное обеспечение человеческой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2016.- №3 (28).- С. 62-65.

СО

1-Н

О си

-0 Q-

LQ <

ОТ

си

сдмт Г

s

89

BILINGUALISM ASA PHENOMENON OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION Fersman Nata/ffa Gennadievna, Associate Professor Agafonova Marina Pavlovna, Assistant

Humanitarian institute, Peter the Great St. Petersburg state Polytechnic University, St. Petersburg

An increasing number of people in the modern world interact with a foreign culture and face the need to adapt to new socio-cuiturai conditions. A special place in the framework of modern intercuiturai communications is given to the problems of stereotypes formation and images that arise during the process of communication of different ethnic groups representatives, states and cultures. At the same time, the positive perceptions that arise among the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.