Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЙ ВУЗА ДЛЯ ГИБКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ ТОСЭР'

КОМПЛЕКСНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЙ ВУЗА ДЛЯ ГИБКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ ТОСЭР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Т. В.

Проблема исследования обусловлена необходимостью определения направлений реализации гибких стратегий подготовки кадров в интересах территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которые в настоящее время не имеют достаточного и научного, и практического обоснования. Научная задача состоит в выявлении результативных комплексных направлений трансформаций вуза для обеспечении гибкости подготовки кадров на основе взаимодействия регионального вуза, резидентов ТОСЭР и кластера предприятий - технологических инноваторов. Методическая база представлена интегративным подходом. Использованы материалы теоретических исследований проблемы взаимодействия вуза и инновационно ориентированных предприятий, а также данные опросов резидентов ТОСЭР. Основные результаты исследования определяют комплексные направления деятельности Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета в условиях г. Кумертау (статус ТОСЭР) в системе партнерских отношений «школа - СПО - вуз - город - предприятие», среди которых раскрыты инфраструктурные преобразования на базе вуза, результативные виды производственно-образовательной и профориентационной деятельности при создании ресурсного центра «Технониколь», консультационного центра «КНАУФ», Центра опережающей профессиональной подготовки кадров, инженерных классов. Выводы автора фиксируют роль партнерских взаимодействий в реализации гибких стратегий подготовки кадров в условиях ТОСЭР: презентация вуза как владельца уникальных компетенций привлечения молодежи в регион; ресурсное взаимовыгодное взаимодействие профессионального образования с резидентами ТОСЭР и кластером технологических инноваторов; ориентация деятельности ресурсных центров на ценности труда и социально-экономическое развитие территории; обеспечение многопрофильности и многоступенчатости подготовки кадров в системе «школа - СПО - вуз - ДПО»; создание на базе вуза организационных интегративных структур взаимодействия стейкхолдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сазонова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX DIRECTIONS FOR UNIVERSITY PROGRAMMESTRANSFORMATION AIMED ATPERSONNEL FLEXIBLE TRAINING IN THE INTERESTS OF THE TERRITORY OF ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The problem of the study is provided with the need to implement flexible strategies for personnel training in the interests of the territory of advanced socio-economic development (TASED): currently these stragegies do not have sufficient scientific and practical justification. The scientific task is to ensure the flexibility of personnel training based on the development of multifunctional cooperation between a regional university, TASED residents and a cluster of technological innovators. The methodological base is represented by an integrative approach. Materials of theoretical studies of the problem of interaction between the university and innovation-oriented enterprises, as well as data from surveys of TASED residents were used. The main results of the study determine the complex activities of the Kumertau branch of the Orenburg State University in the conditions of Kumertau (TASED status) in the system of partnerships "school - secondary vocational education - university - city - enterprise", among which infrastructural transformations on the basis of the university, effective types of production and educational and career guidance activities during the creation of the TechnoNIKOL resource center, the KNAUF consulting center, the Center for Advanced Professional Training, and engineering classes. The author's conclusions fix the role of partnerships in the implementation of flexible training strategies in the context of TASED: presentation of the university as the owner of unique competencies to attract young people to the region; resource mutually beneficial interaction of vocational education with TASED residents and a cluster of technological innovators; orientation of the activities of resource centers on the values of labor and the socio-economic development of the territory; ensuring the multi-profile and multi-stage training; creation of organizational integrative structures of stakeholder interaction on the basis of the university.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЙ ВУЗА ДЛЯ ГИБКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ ТОСЭР»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

УДК 378

Педагогические науки

DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.2.15

Научная статья

Т. В. Сазонова1

И [email protected] 'Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета, г. Кумертау, Российская Федерация

Комплексные направления трансформаций вуза для гибкой подготовки кадров в интересах ТОСЭР

Аннотация: Проблема исследования обусловлена необходимостью определения направлений реализации гибких стратегий подготовки кадров в интересах территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которые в настоящее время не имеют достаточного и научного, и практического обоснования. Научная задача состоит в выявлении результативных комплексных направлений трансформаций вуза для обеспечении гибкости подготовки кадров на основе взаимодействия регионального вуза, резидентов ТОСЭР и кластера предприятий - технологических инноваторов. Методическая база представлена интегра-тивным подходом. Использованы материалы теоретических исследований проблемы взаимодействия вуза и инновационно ориентированных предприятий, а также данные опросов резидентов ТОСЭР. Основные результаты исследования определяют комплексные направления деятельности Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета в условиях г. Кумертау (статус ТОСЭР) в системе партнерских отношений «школа - СПО - вуз - город - предприятие», среди которых раскрыты инфраструктурные преобразования на базе вуза, результативные виды производственно-образовательной и профориентационной деятельности при создании ресурсного центра «Технониколь», консультационного центра «КНАУФ», Центра опережающей профессиональной подготовки кадров, инженерных классов. Выводы автора фиксируют роль партнерских взаимодействий в реализации гибких стратегий подготовки кадров в условиях ТОСЭР: презентация вуза как владельца уникальных компетенций привлечения молодежи в регион; ресурсное взаимовыгодное взаимодействие профессионального образования с резидентами ТОСЭР и кластером технологических инноваторов; ориентация деятельности ресурсных центров на ценности труда и социально-экономическое развитие территории; обеспечение многопрофильности и многоступенчатости подготовки кадров в системе «школа - СПО - вуз - ДПО»; создание на базе вуза организационных интегративных структур взаимодействия стейкхолдеров.

Ключевые слова: гибкие стратегии подготовки кадров, стейкхолдеры образования, территория опережающего социально-экономического развития, ресурсный центр, консультационный центр, центр опережающей профессиональной подготовки кадров.

Дата поступления статьи: 1 декабря 2022 г.

Для цитирования: Сазонова Т. В. (2023) Комплексные направления трансформаций вуза для гибкой подготовки кадров в интересах ТОСЭР. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 17, № 2, с. 150-158. DOI: l0.570l5/issm998-5320.2023.l7.2.l5.

Complex directions for university programmestransformation aimed atpersonnel flexible training in the interests оf the territory of advanced

socio-economic development

Abstract: The problem of the study is provided with the need to implement flexible strategies for personnel training in the interests of the territory of advanced socio-economic development (TASED): currently these stragegies do not have sufficient scientific and practical justification. The scientific task is to ensure the flexibility of personnel training

Scientific article

T. V. Sazonova1

[email protected] 'Kumertau branch of the Orenburg State University, Kumertau, Russian Federation

© Т. В. Сазонова, 2023

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

based on the development of multifunctional cooperation between a regional university, TASED residents and a cluster of technological innovators. The methodological base is represented by an integrative approach. Materials of theoretical studies of the problem of interaction between the university and innovation-oriented enterprises, as well as data from surveys of TASED residents were used. The main results of the study determine the complex activities of the Kumertau branch of the Orenburg State University in the conditions of Kumertau (TASED status) in the system of partnerships "school - secondary vocational education - university - city - enterprise", among which infrastructural transformations on the basis of the university, effective types of production and educational and career guidance activities during the creation of the TechnoNIKOL resource center, the KNAUF consulting center, the Center for Advanced Professional Training, and engineering classes. The author's conclusions fix the role of partnerships in the implementation of flexible training strategies in the context of TASED: presentation of the university as the owner of unique competencies to attract young people to the region; resource mutually beneficial interaction of vocational education with TASED residents and a cluster of technological innovators; orientation of the activities of resource centers on the values of labor and the socio-economic development of the territory; ensuring the multi-profile and multi-stage training; creation of organizational integrative structures of stakeholder interaction on the basis of the university.

Keywords: flexible training strategies, vocational education stakeholders, territory of advanced social and economic development, resource center, counseling center, Professional Development Center.

Paper submitted: December 1, 2022.

For citation: Sazonova T. V. (2023) Complex directions for university programmestransformation aimed atpersonnel flexible training in the interests of the territory of advanced socio-economic development. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 17, no. 2, pp. 150-158. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2023.i7.2.i5.

Введение

Современным отечественным механизмом модернизации экономик регионов является создание ТОСЭР. Основные условия создания ТОСЭР и регламенты их деятельности определены Федеральным законом ФЗ-437. В число стейкхолдеров ТОСЭР входят администрация, работодатели, учебные заведения, население данной территории. Резидентами ТОСЭР признаются лица, которые не только заключили соглашение об осуществлении деятельности на такой территории и включены в соответствующий реестр резидентов, но и фактически осуществляют деятельность исключительно на ТОСЭР1. Региональный вуз, действующий на территории ТОСЭР, не входит в число традиционных резидентов, но именно профессиональное образование обеспечивает растущие кадровые потребности развивающихся моногородов, является, по сути, обладателем уникальных компетенций обучения и переподготовки населения всех возрастов.

Мониторинговые исследования развития ТОСЭР (Захарова и др., 2021) выявили рассогласование в кадровых интересах основных субъектов рынка труда и образования, которое может как нарастать, так и нивелироваться при определенных условиях. Кроме того, исследователи определяют многообразие, содержательную изменчивость и нестабильность в ценностях, целях и потребностях стей-кхолдеров территории. Характерным является распространенный дуальный вариант коллизии интересов. Так, например, администрация ТОСЭР постоянно стремится обеспечить кадрами стратегически важные отрасли территории, в то время как для населения эти сферы деятельности не привлекательны - маловероятен карьерный рост, социальные гарантии и финансовое благополучие. Другой вариант рассогласования: работодатели нацелены на высокую прибыль за счет повышения компетенций и закрытия вакансий ключевых работников, в то время как образование подчас формально ориентируется на производственный запрос, стремится решать задачи аккредитации, конкурсных грантовых программ и трудоустройства всех своих выпускников.

Таким образом, колебания и дисбалансы рынка труда требуют гибких стратегий подготовки кадров, которые начинаются с ранней профессиональной ориентации школьников посредством получения рабочей профессии.

Современный региональный вуз обладает ограниченными ресурсами для создания разветвленной многоуровневой системы подготовки кадров в интересах ТОСЭР, в этой связи создаются партнерские организационные структуры, которые обеспечивают кадровые потребности территории. Они строятся как варианты интегративных многопрофильных и многоступен-

1 Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ. http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

чатых систем профессионального образования. Стратегии подготовки кадров ориентированы на будущие потребности социально-экономического роста региона: перспективы импортозаме-щения, трансфера инновационных технологий в наукоемкое производство, непрерывное обновление профессиональных компетенций (Блинов и др., 2020).

Зарубежные и отечественные исследования определяют опыт успешного взаимодействия образования местных производств в интересах региона (Burbridge, Morrison, 2021; Zmyzgova, Polyakova, Prokofyev, 2020; Frolova, 2019).

В данной статье принято, что в реалиях России во взаимодействии профессионального образования и инновационного производства преобладает масштабная всеобъемлющая цифровизация и объединение ресурсов различных организаций для индивидуализации образовательного процесса. Ресурсы подготовки кадров могут быть определены и актуализированы во взаимодействии резидентов ТОСЭР и кластера «технологических инноваторов» (Trachuk, Linder, 2018).

Среди моделей кластерной инновационной производственной деятельности Н. В. Линдер выделен вариант предприятий, особенно заинтересованных во взаимодействии с профессиональным образованием - «технологические инноваторы».

Предприятия такого типа развиваются благодаря постоянному инновационному процессу, нуждаются в непрерывном совершенствовании своих кадров, их готовности к грядущим изменениям. Как правило, они имеют сеть производственно-образовательных полифункциональных филиалов-академий, которые в регионах представляют свою продукцию, обучают инновациям работников других предприятий, консультируют по проблемам отраслевого характера, подбирают кадры, поставляют различные информационные, программные материалы и средства обучения, становятся активными инициативными партнерами-ресурсодержателями (Питьев, 2022), готовыми совместно с вузом работать в региональном образовательном пространстве.

Взаимодействие с технологическими инноваторами создает для высшей школы ряд образовательных эффектов опережающего характера, особенно значимых в практической профессиональной подготовке. В литературе к ним отнесены учет новых требований производства в программах и содержании образования вуза, освоение новых технологий в ходе практики, разработка инновационно-ориентированных проектов (Антипьев, Захаров, 2009).

В междисциплинарных исследованиях представлены различные модели интеграции профессионального образования и производства (Колесников, 2018, Sheinbaum, Budzinskaya, 2018; Балацкий, Екимова, 2021; Shvetsova, Khorosheva 2021; Пономарева, Сабитова 2022). В то же время опыт гибких стратегий подготовки кадров с учетом инновационности деятельности производственных партнеров представлен фрагментарно, что актуализирует тему данной статьи.

В практике Кумертауского филиала ОГУ (Анищенко, Барсукова, Кондратьева, 2015; Сазонова, Анищенко, 2021; Сазонова, Кирьякова, Белоновская, 2022) отображены перспективные аспекты взаимодействия «вуз - предприятие - город - ТОСЭР». За прошедшее время конкретизовались принципы, инфраструктурные компоненты и педагогические технологии организации опережающей практики, реализуемой в Кумертауском филиале ОГУ. В то же время в опубликованных исследованиях новые реалии еще не нашли полного отражения.

Целью исследования является обеспечение гибкости подготовки кадров на основе развития многофункционального сотрудничества регионального вуза, резидентов ТОСЭР и кластера пред-приятий-технологических инноваторов.

Методы

В качестве методологии исследования представлен интегративный подход, который позволяет анализировать на различных уровнях образовательный процесс (Гревцева и др., 2017), взаимодействие партнеров в условиях университетского комплекса (Белоновская, 2006).

Материалы исследования представлены аналитикой данных об опыте реализации комплексных направлений гибких стратегий подготовки кадров на базе Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета в период с 2014 по 2023 г. в условиях Кумертау как города, имеющего статус ТОСЭР.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Результаты

В статье представлены теоретическое обоснование и эмпирический опыт организации результативного многофункционального сотрудничества регионального вуза и кластера предприятий - технологических инноваторов, обеспечивающего гибкость стратегий подготовки кадров на основе интеграционного взаимодействия «школа - СПО - вуз - ДПО - предприятие» в интересах территории опережающего социально-экономического развития.

В 2016 году городской округ г. Кумертау получил официальный статус ТОСЭР. В рамках данной программы перед системой образования города ставятся задачи по наполнению образовательных программ содержанием, отвечающим потребностям новых резидентов, и по организации системной профориентационной работы, необходима ориентация на подготовку будущих рабочих кадров к выполнению задач ТОСЭР и достижению целей инновационного развития региона. Реализация гибкой стратегии подготовки кадров на базе Кумертауского филиала ОГУ в настоящее время представлена комплексом направлений.

Направление «Привлечение молодежи в ТОСЭР. Центр трудовых ресурсов». За период с 2016 по 2023 год в город вошли 35 резидентов, создав дополнительно 1 683 рабочих места. Кумертау необходимо было расширять горизонты взаимодействия с соседними территориями для привлечения молодежи в город. С этой целью филиалом в апреле 2022 года была организована республиканская стратегическая сессия. На сессии решались задачи выработки единой политики в части обеспечения нужд отраслей экономики юга республики Башкортостан профессионально-квалифицированными кадрами, формирования потребностей в обучении специалистов на 5-летний период с обязательным дальнейшим трудоустройством. Стейкхолдерами выступили администрация 13 районов и городов юга Республики Башкортостан.

Филиал вышел с ходатайством о создании общегородского Центра трудовых ресурсов (ЦТР) с руководящим органом в форме координационного совета, который стал организатором взаимодействия заказчиков кадров и их исполнителями. В настоящее время ЦТР объединил в себе под началом филиала более 20 предприятий и организаций различных сфер экономики, с которыми заключены договорные отношения по подготовке профессиональных кадров. Руководит ЦТР созданный при администрации г. Кумертау «Координационный Совет» по подготовке профессиональных кадров для юга РБ, в который вошли представители профессиональных образовательных организаций города Кумертау и 13 районов юга Республики Башкортостан, администрации города и Центра занятости населения.

Структурными подразделениями ЦТР являются базовые кафедры, функционирующие на ведущих предприятиях с отраслевым направлением, соответствующим профилю подготовки. Кумертауским филиалом ОГУ подготовлена соответствующая форма договора с предприятиями о порядке заключения 3-сторонних целевых договоров «филиал - предприятие - студент 3 курса», причем договор заключается перед началом производственной практики, которая в обязательном порядке проходит на данном предприятии с последующим принятием выпускника на рабочее место данного предприятия.

Направление «Востребованные кадры в ТОСЭР».

Подготовить специалиста-профессионала для конкретного предприятия заказчика, причем имеющего рабочую профессию и овладевшего навыками технологии данного производства, становится возможным только благодаря интеграционному взаимодействию предприятия с высшей школой. Сегодня современная социально-экономическая ситуация требует от организаторов профессионального образования особого внимания к критерию эффективности профессиональной подготовки обучающихся. С целью обеспечить гибкие стратегии подготовки рабочих кадров и кадров среднего производственного звена Кумертауским филиалом ОГУ в 2018 г. было открыто отделение среднего профессионального образования (СПО). В этом случае линия интеграции переходит на новый, многоступенчатый уровень «школа - СПО - вуз».

Именно такое взаимодействие становится одним из востребованных и перспективных направлений инновационных процессов, которые определяют порядок построения получаемых знаний молодого человека от общеобразовательного до профессионально направленного вида его дальнейшего жизненного пути.

Первые шаги знакомства с будущими профессиями школьники делают на аккредитованных площадках филиала, где проходят профессиональные пробы под руководством наставников, знакомятся с интересующей их компетенцией и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности. Именно здесь они могут выбрать для себя профессию. Учет интересов ТОСЭР обеспечивается ежегодным заключением филиалом трехсторонних договоров-соглашений между администрациями городов и муниципальных районов, включая Управления образования Республики Башкортостан по программе развития движения «JuniorSkills». На 2022/23 уч. год Филиалом согласована с 14 общеобразовательными школами города программа взаимодействия, включающая в себя сотрудничество практически во всех сферах деятельности от проведения олимпиад и конкурсов, разработки проектно-конструкторских работ до спортивно-массовых и культурных мероприятий с целью качественного взаимодействия с образовательными учреждениями.

Направление «Центр опережающей профессиональной подготовки». Для реализации гибкой стратегии ранней профессиональной ориентации учащихся школ начиная с 14-летнего возраста в Филиале был создан второй в Республике Башкортостан Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), в рамках которого была развернута работа по ориентации школьников на рабочие профессии, создана материально-техническая база с полным учебно-методическим обеспечением.

Партнерами в создании ЦОПП выступили Уральская сбытовая компания «КнауфГипс», г. Екатеринбург, и Строительная академия «Технониколь», г. Уфа. Сертифицированный ресурсный центр компании «Технониколь» в Кумертауском филиале ОГУ начал работать в сентябре 2014 года в рамках заключенного договора о сотрудничестве.

Предприятие ООО «Технониколь» представляет собой элемент кластера «технологический инноватор». Корпорация (строительная академия) «Технониколь» относится к числу крупнейших производителей строительных материалов и систем. Ее деятельность включает также работу 9 учебных центров на территории Казахстана, Белоруссии, Татарстана, Башкортостана, российских регионов и столиц (Ханин, 2015; Бертова, 2021). Ресурсный центр «Технониколь» создан в специально построенном Кумертауским филиалом ОГУ новом учебно-лабораторном корпусе площадью 600 кв. м. В корпусе расположены залы теоретического и практического обучения, лекционная аудитория, научно-образовательный центр по теплоэнергосбережению, лаборатория испытания строительных материалов. Центр снабжен современным монтажным оборудованием, стендами, макетами, высококлассными аудиториями, конференц-залом, компьютерным классом и зонами практических занятий.

Другим вариантом взаимодействия с технологическим инноватором стало сотрудничество с международной группой компаний КНАУФ. Консультационный центр «КНАУФ» Уральской сбытовой компании «Кнауф Гипс» г. Екатеринбург начал работу при филиале с 2016 г. Как и ООО «Технониколь», данное предприятие развивается по варианту технологического иннова-тора. Академия «Кнауф онлайн» представляет платформу дистанционного обучения по современным строительным материалам и технологиям. Разветвленная сеть центров на территории России действует на базе техникумов, колледжей и университетов. Корпорация обеспечивает ресурсный центр материалами для проведения занятий, обновленным оборудованием, стендами, макетами и другими необходимыми средствами обучения.

Действующий на базе этих подразделений ЦОПП реализует новый уровень профориентационной и профессиональной подготовки школьников Республики Башкортостан. В центре прошли обучение более 350 школьников. Гибкая стратегия обучения определяет 7 направлений профессиональной подготовки. Обучение проходит в течение 4 месяцев на рабочих площадках филиала и завершается конкурсом «Лучший по профессии» с вручением удостоверений по получению рабочей профессии. Затем победители конкурса проходят дополнительную, углубленную двухмесячную подготовку по полученной профессии под руководством экспертов-наставников филиала и представляют город Кумертау и республику на региональных и национальных чемпионатах World Skills юниорской линейки.

«Инженерные классы». Система конкурсов по профессии является важным элементом гибкой стратегии подготовки кадров. Она позволяет акцентировать востребованные направления подготовки кадров, популяризировать их как значимые, направлять внимание молодежи на их престижные привлекательные аспекты.

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Филиал уже четвертый год подряд становится региональной площадкой для проведения чемпионатов по стандартам World Skills (линейка юниоров) в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Также совместно с ЦОПП РБ реализует проект ранней профессиональной ориентации школьников 6-11 классов «Билет в будущее», который входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Студентам вуза создаются условия для результативного участия в престижных конкурсах, международной олимпиаде и научно-практических конференциях по направлению «Строительство». Одним из значимых направлений деятельности учебного центра является подготовка участников чемпионата World Skills «Молодые профессионалы».

Профессиональная ориентация школьников всегда была проблемной темой в региональных условиях. Переход к системе единого государственного экзамена существенно сократил ресурсы времени, которые можно было задействовать учителям на ведение профориентационной работы. Результатом стала вынужденная отстраненность педагогов школы от активной деятельности по сохранению в городе со статусом ТОСЭР «собственных» выпускников. В подтверждение этого тезиса приведем исследование степени влияния различных факторов на выбор профессии. Опрос проведен среди первокурсников, обучающихся по специальностям ИТ-сферы (рис.).

В опросе участвовало 213 обучающихся, поступивших в ОГУ и в Кумер-тауский филиал ОГУ в 2022 г. Отметим, что респонденты в целом удовлетворены своим профессиональным выбором, оценивая его в среднем на 6,71 балла. Наибольшее влияние оказывает, по мнению первокурсников, престиж ИТ-профессии. В то же время наименьшее влияние в течении последних 4 лет обучения оказывали педагоги школы. Следует учитывать, что этот факт обусловлен дистанционными форматами обучения в период пандемии 2019-2021 годов. В то же время определенную роль успели сыграть экскурсии в предполагаемый вуз, которые смогли организовать препо-

Исследование степени влияния различных факторов на выбор профессии

Study of the degree of influence of various factors on the choice of a profession

даватели вуза и школы. Таким образом, учитывая непредсказуемость образовательной ситуации и риски дистанционного обучения школьников, необходимо предусмотреть высоко результативные интенсивные методики и формы организации профориентационной работы.

Как результат работы в данном направлении состоялось открытие двух инженерных классов: IT-Education и брендированной лекционной аудитории электроснабжения АО «БЭСК» ООО «Баш-кирэнерго» на базе филиала за счет средств работодателей, что в значительной степени повышает интерес самих обучающихся именно к данным профильным предприятиям и позволяет решать задачу понимания и значимости подготовки собственных профессиональных кадров посредством интеграционного взаимодействия «школа - вуз - предприятие» и привлечения выпускников школ города и района.

Направление «Компетенции технологического инноватора - вузу».

Инициатива и притягательность сотрудничества технологических инноваторов с Кумертауским филиалом ОГУ в условиях ТОСЭР обусловлена его уникальными компетенциями. Филиал расположен в городе Кумертау, имеющем статус ТОСЭР. Кроме того, Кумертауский филиал ОГУ концентрирует подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров строительной индустрии и работников различных подразделений саморегулируемых организаций в Республике Башкортостан.

Все ресурсные возможности корпорации «Технониколь» внедряются в основном образовательном процессе по программам высшего образования. В своей проектной деятельности сту-

денты активно используют постоянно обновляемый интерактивный справочник строительных систем «ПроекТНавигатор» - приложение, специально разработанное для инженеров и архитекторов, которое позволяет делать расчеты для коттеджного и малоэтажного, а также промышленного и гражданского строительства. За период с ноября 2014 года по настоящий момент на базе ресурсного центра «Технониколь» в филиале уже прошли обучение по различным программам

1 200 специалистов отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства и свыше 650 студентов старших курсов филиала очной и заочной формы обучения.

Перспективность подготовки на основе развития партнерского сотрудничества между филиалом и предприятиями - технологическими инноваторами позволяет существенно и постоянно модернизировать учебный процесс вуза, учитывать новые тренды рынка труда.

Гибкость стратегий подготовки кадров обусловлена возможностями открывать дополнительные источники финансирования, повышать статус вуза и ресурсного центра, и самой корпорации в глазах общественности, научного сообщества, что в конечном итоге повышает эффективность процесса образования, степень успешного трудоустройства выпускников филиала.

Предоставленное партнерами - технологическими инноваторами оборудование раскрывает новые перспективы учебного процесса вуза: делает возможным выполнение инновационно направленных курсовых и дипломных работ, проектов, научно-исследовательской работы.

Центр опережающей профессиональной подготовки демонстрирует студентам и работникам промышленности новый уровень культуры строительства, современное и будущее строительных материалов, грядущие тренды современных строек. В нем формируются и апробируются педагогические технологии профориентированной и профессиональной подготовки рабочих и студентов Республики Башкортостан.

Так, утвердилась практика обучения на рабочие профессии всех студентов филиала, начиная со

2 курса. За период с момента получения лицензии на обучение по рабочим профессиям по 2022 год обучение прошли более 700 человек. Все 23 программы по рабочим профессиям построены на основе утвержденных профессиональных стандартов и, безусловно, с учетом требований предприятий заказчиков в части внедрения новых, современных технологий строительного производства.

Выводы

Анализ представленного опыта выделяет ряд значимых возможностей, которыми обладают региональные вузы во взаимодействии со стейкхолдерами региона и предприятиями - технологическими инноваторами для организации гибких стратегий подготовки кадров:

- функционируют как центры прогнозирования и формирования новых компетенций;

- образуют центры притяжения молодых кадров и точки влияния в условиях территории опережающего социально-экономического развития;

- демонстрируют и внедряют перспективный уровень материалов, технологий, представленных в центрах производственных партнеров;

- предоставляют актуальные рекомендации, консультации, информацию и иные услуги;

- культивируют международный уровень производственной и образовательной культуры и технологических компетенций производственных партнеров;

- оптимально используют территориальную близость субъектов обучения, руководителей и участников строительства (студентов, строителей, проектировщиков, работников служб ЖКХ, менеджеров, торговых партнеров, образовательных организаций региона, частных лиц);

- обеспечивают разработку исследовательских проектов, в которых участвуют преподаватели, используя лабораторную базу центров и реализуя научный потенциал вуза;

- повышают инновационный имидж производственной профессии и профессиональной подготовки, обеспечивающих конкурентоспособность, привлекательность вуза и профессии для абитуриентов;

- гарантируют многоуровневость, многоступенчатость и многопрофильность обучения за счет возможности вовлечения в процесс обучения и исследования школьников, подготовки рабочих, студентов СПО, студентов различных курсов вуза, повышения квалификации преподавателей на базе центров;

- реализуют значительный масштаб, спектр и длительность производственной и образовательной деятельности как реальный вклад в перспективы кадрового и социально-экономического развития региона.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Автором сформулированы основные позиции, которые обеспечивают гибкость стратегий подготовки кадров в условиях ТОСЭР:

- презентация вуза как владельца уникальных компетенций привлечения молодежи в регион;

- ресурсное взаимовыгодное взаимодействие профессионального образования с резидентами ТОСЭР и кластером технологических инноваторов;

- ориентация деятельности ресурсных центров на ценности труда и социально-экономическое развитие территории;

- обеспечение многопрофильности и многоступенчатости подготовки кадров в системе «школа -СПО - вуз - ДПО»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание на базе вуза организационных, интегративных структур взаимодействия стейкхолдеров.

Источники

Анищенко В. А., Барсукова Д. Ф., Кондратьева Н. В. (2015) Инновационная модель интеграции науки, образования и производства Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета в современных условиях развития региона. Современные проблемы науки и образования, № 5, с. 490. Антипьев А. Г., Захаров Д. Н. (2009) Синхронизация системы высшего образования и рынка труда в

трансформирующемся российском обществе. Гуманизация образования, № 3, с. 31-36. Балацкий, Е. В., Екимова Н. А. (2021) Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики.

Journal of Economic Regulation, т. 12, № 3, с. 58-75. Белоновская, И. Д. (2006) Формирование инженерной компетентности специалиста: предпосылки, тенденции и закономерности. Вестник Оренбургского государственного университета, № 1-1 (51), c. 95-100.

Бертова А. Я. (2021) Корпоративное образование как фактор успешного развития компании в

VUCA-мире. Сила систем, № 2(19), с. 25-33. Блинов В., Сатдыков А., Осадчева С., Красовский Н. (2020) Опережающая профподготовка: формирование системообразующих компонентов. Образовательная политика, № 4 (84), с. 84-95. Гревцева Г. Я., Циулина М. В., Болодурина Э. А., Банников М. И. (2017) Интегративный подход в

учебном процессе вуза. Современные проблемы науки и образования, № 5, с. 262. Захарова А. А., Редькина И. А., Морозова М. В., Лизунков В. Г. (2021) Иерархическая модель выбора стратегии развития системы опережающей подготовки кадров моногорода. Современные наукоемкие технологии, № 8, с. 81-87. Колесников А. С. (2018) Философско-методологические предпосылки новой парадигмы системы образования в условиях интеграции и глобализации. Социальная компетентность, т. 3, № 4 (10), с. 49-59. Питьев С. О. (2022) Ресурсный подход, как фактор обеспечения инновационного развития реального сектора региональной экономики Экономика и предпринимательство, № 5 (142), с. 527-530. Пономарева О. Я., Сабитова Е. А. (2022) Кадровое партнерство как условие развития бизнеса и образования. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, Т. 11, № 2, с. 6-14. Сазонова Т. В., Анищенко В. А. (2021) Образовательная трансформация в условиях непрерывной подготовки кадров. Современные проблемы науки и образования, № 3, с. 72. Сазонова Т. В., Кирьякова А. В., Белоновская И. Д. (2022) Трансформации современного образования: проекции на развитие филиала университета. Казанский педагогический журнал, № 6 (155), с. 67-76. Ханин Г. И. (2015) Как с нуля создать лидера промышленной отрасли в современной России и мире: ответы и загадки (о книге Сергея Колесникова и Игоря Альтшулера «ТЕХНОНИКОЛЬ - главная роль»). Journal of Economic Regulation, т. 6, № 1, с. 6-19. Burbridge M. A., Morrison G. M. Systematic (2021) literature review of partnership development at the

university-industry-government nexus. Sustainability, vol. 13, no. 24. Frolova N. S. (2019). Territories Of Advanced Socio-Economic Development: The Growth Points Of The Russia's Regions. Project Management in the Regions of Russia, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, vol. 77, pp. 172-181. Sheinbaum V. S., Budzinskaya O. V. (2018) Integration of education, science, and business: current

institutional solutions. Higher Education in Russia, vol. 27, no. 2, рр. 39-46. Shvetsova N. A., Khorosheva E. I. (2021) The problem of values and value attitude of education in the

conditions of informatization of the society. Eurasian Humanitarian Journal, no. 1, р. 101-111. Trachuk A., Linder N. (2018) Innovation and performance: an empirical study of Russian industrial companies. International Journal of Innovation and Technology Management, vol. 15, no. 3, pp. 1850027-1-1850027-22. Zmyzgova T., Polyakova E., Prokofyev K. (2020) University relations: University-industrial relations as the main factor in the development of polytechnic education. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol. 172, pp. 569-579.

References

Anishchenko V. A., Barsukova D. F., Kondratieva N. V. (2015) Innovatsionnaya model' integratsii nauki, obrazovaniya i proizvodstva Kumertauskogo filiala Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta v sovremennykh usloviyakh razvitiya regiona [Innovative model of integration of science, education and production of the Kumertau branch of Orenburg State University in modern conditions of regional development]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of Science and education, no. 5, p. 490. (In Russian).

Педагогические науки

Antipyev, A. G., Zakharov D. N. (2009) Sinkhronizatsiya sistemy vysshego obrazovaniya i rynka truda v transformiruyushchemsya rossiyskom obshchestve [Synchronization of the higher education system and the labor market in a transforming Russian society]. Gumanizatsiya obrazovaniya - Humanization of Education, no. 3, pp. 31-36. (In Russian).

Balatsky E. V., Ekimova N. A. (2021) Mekhanizmy integratsii vuzov i real'nogo sektora ekonomiki [Mechanisms of integration of universities and the real sector of the economy]. Journal of Economic Regulation, vol. 12, No. 3, pp. 58-75. (In Russian).

Belonovskaya I. D. (2006) Formirovaniye inzhenernoy kompetentnosti spetsialista: predposylki, tendentsii i zakonomernosti [Formation of engineering competence of a specialist: prerequisites, trends and patterns]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Orenburg State University, no. 1-1 (51), pp. 95-100 (In Russian).

Bertova A. Ya. (2021) Korporativnoye obrazovaniye kak faktor uspeshnogo razvitiya kompanii v VUCA-mire [Corporate education as a factor of successful company development in the VUCA world]. Sila sistem - The Power of Systems, no. 2(19), pp. 25-33 (In Russian).

Blinov V., Satdykov A., Osadcheva S., Krasovsky N. (2020) Operezhayushchaya profpodgotovka: formirovaniye sistemoobrazuyushchikh komponentov [Advanced vocational training: formation of system-forming components]. Obrazovatel'naya politika -Educational Policy, no. 4(84), pp. 84-95 (In Russian).

Burbridge M. A., Morrison G. M. (2021) Systematic literature review of partnership development at the university-industry-government nexus. Sustainability, vol. 13, no. 24.

Frolova, N. S. (2019) Territories of advanced socio-economic development: the growth points of the Russia's regions. Project Management in the Regions of Russia, vol 77. European Proceedings of social and behavioural sciences. pp. 172-181.

Grevtseva G. Ya., Tsiulina M. V., Bolodurina E. A., Bannikov M. I. (2017) Integrativnyy podkhod v uchebnom protsesse vuza [Integrative approach in the educational process of the university]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of Science and education, no. 5, p. 262 (In Russian).

Khanin G. I. (2015) Kak s nulya sozdat' lidera promyshlennoy otrasli v sovremennoy Rossii i mire: otvety i zagadki (o knige Sergeya Kolesnikova i Igorya Al'tshulera «Tekhnonikol' - glavnaya rol'») [How to create an industrial industry leader from scratch in modern Russia and the world: answers and riddles (about the book by Sergey Kolesnikov and Igor Altshuler "Technonicol - the main role"]). Journal of Economic Regulation - Journal of Economic Regulation. Vol. 6, no. 1, pp. 6-19 (In Russian).

Kolesnikov A. S. (2018) Filosofsko-metodologicheskiye predposylki novoy paradigmy sistemy obrazovaniya v usloviyakh integratsii i globalizatsii. [Philosophical and methodological prerequisites of a new paradigm of the education system in the context of integration and globalization]. Sotsial'naya kompetentnost' - Social Competence, vol. 3, no. 4(10), pp. 49-59 (In Russian).

Pitiev S. O. (2022) Resursnyy podkhod, kak faktor obespecheniya innovatsionnogo razvitiya real'nogo sektora regional'noy ekonomiki [Resource approach as a factor of ensuring innovative development of the real sector of the regional economy], Ekonomika i predprinimatel'stvo - Economics and Entrepreneurship, no. 5(142), pp. 527-530. (In Russian).

Ponomareva O. Ya., Sabitova E. A. (2022) Kadrovoye partnorstvo kak usloviye razvitiya biznesa i obrazovaniya.[Personnel partnership as a condition for business and education development]. Upravleniye personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii - Personnel and Intellectual Resources Management in Russia, vol. 11, no. 2, pp. 6-14. (In Russian).

Sazonova T. V., Anishchenko V. A. (2021) Obrazovatel'naya transformatsiya v usloviyakh nepreryvnoy podgotovki kadrov [Educational transformation in conditions of continuous training]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of Science and education, no. 3, p. 72. (In Russian).

Sazonova T. V., Kiryakova A. V., Belonovskaya I. D. (2022) Transformatsii sovremennogo obrazovaniya: proyektsii na razvitiye filiala universiteta [Transformations of modern education: projections for the development of the university branch]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal - Kazan Pedagogical Journal, no. 6 (155), pp. 67-76 (In Russian).

Sheinbaum V. S., Budzinskaya O. V. (2018) Integration of education, science, and business: current institutional solutions. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, vol. 27, no. 2, pp. 39-46.

Shvetsova N. A., Khorosheva E. I. (2021) The problem of values and value attitude of education in the conditions of informatization of the society. Eurasian Humanitarian Journal, no. 1, pp. 101-111.

Trachuk A., Linder N. (2018) Innovation and performance: an empirical study of Russian industrial companies. International Journal of Innovation and Technology Management, vol. 15, no. 3, pp. 1850027-1 - 1850027-22.

Zakharova A. A., Redkina I. A., Morozova M. V., Lizunkov V. G. (2021) Iyerarkhicheskaya model' vybora strategii razvitiya sistemy operatsionnoy podgotovki kadrov monogoroda [Hierarchical model of choosing a strategy for the development of a system of advanced training of single-industry city personnel]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii - Modern high-tech Technologies, no. 8, pp. 81-87 (In Russian).

Zmyzgova T., Polyakova E., Prokofyev K. (2020) University relations: University-industrial relations as the main factor in the development of polytechnic education. Smart innovation, systems and technologies. vol. 172, pp. 569-579.

Информация об авторе Autor's information

Сазонова Татьяна Васильевна Tatyana V. Sazonova

Кандидат технических наук, доцент, директор Cand. Sc. (Technical), Associate Professor, Director

Кумертауского филиала Оренбургского of the Kumertau branch of the Orenburg State

государственного университета, г. Кумертау, University, Kumertau, Russian Federation.

РФ. ORCID ID: 0000-0003-2183-8243. Е-mail: sa- ORCID ID: 0000-0003-2183-8243. Е-mail: sazono-

[email protected] [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.