УДК 378
Трансформации современного образования: проекции на развитие филиала университета
Transformations of modern education: design on development of a university branch
Сазонова Т.В., Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета, sazonowatv@kfosu. edu.ru
Кирьякова А.В., Оренбургский государственный университет, [email protected] Белоновская И.Д., Оренбургский государственный университет, [email protected]
Sazonova T., Kumertau branch of the Orenburg State University, [email protected] Kiryakova A., Orenburg State University, [email protected] Belonovskaya I., Orenburg State University, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.008
Статья подготовлена в рамках Международной сетевой научно-практической конференции по инженерному образованию «Инженерное образование в условиях цифровизации и перехода к зеленой экономике - СИНЕРГИЯ-22».
Ключевые слова: филиал университета, трансформация образования, цифровизация, смена парадигм образования, персонализация образования, проекция на развитие филиала, экосистема.
Keywords: university branch, transformation of education, digitalization, change of educational paradigms, personalization of education, design on branch development, ecosystem.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена растущей значимостью трансформаций современного профессионального образования в обеспечении устойчивого развития филиалов отечественных вузов. Цель статьи заключается в установлении основных направлений трансформаций профессионального образования, степени определяющих инновационные изменения филиала университета. Авторами сформулированы основные причины трансформаций образования: переход к новому технологическому укладу, феномен экономики знаний, возросшие требования к молодым специалистам. Раскрыта сущность экосистемной трансформации, заключающаяся в сочетании смены парадигм образования, цифровизации, персонализации образования. Классифицированы научные исследования последних лет о направлениях трансформации образования. Предложено понятие «проекции» для представления результатов влияния общих (масштабных) процессов на частные (локальные) процессы экосистемной трансформации образования. Доказана результативность представления развития филиала в координатах экосистемы головного вуза. Приведены основные позиции реализации дорожной карты развития филиала, в которой предусматривается инфраструктурные преобразования и действенные формы наращивания научного, кадрового и исследовательского потенциала, такие как взаимодействия с новыми резидентами в системе «филиал-предприятие-городская администрация». Статья предназначена для работников высших учебных заведений для анализа результативного опыта развития филиала в условиях трансформаций современного образования, который может быть в перспективе масштабирован в региональных образовательных экосистемах.
Abstract. The relevance of the article is due to the high sensitivity of the transformations of modern vocational education in the context of sustainable development of the branches of Russian universities. The purpose of the article is to establish the main directions of the transformation ofprofessional education, the degree of assessment of innovative changes in the branch of the university. The authors formulated the main reasons for the transformation of education: transition to a new technological order, phenomenon of the education economy, increasing the requirements for young professionals. The essence of ecosystem transformation is revealed, which consists in a combination of changing the paradigms of education, digitalization, personalization of education. Scientific studies of recent years on the directions
of the transformation of education are classified. The concept of "design" is proposed to represent the results of the influence of general (large-scale) processes on private (local) processes of ecosystem transformation of education. The efficiency of representation of the development of the branch is proved, it is presented in the coordinates of the ecosystem of the parent university. The main positions for the implementation of the roadmap for the development of the branch are given, which provides for infrastructural transformations and effective forms of building up scientific, human and research potential, such as interaction with new residents in the "branch-enterprise-city administration" system. The article is intended for employees of higher educational institutions to analyze the effective experience of developing a branch in the context of the transformations of modern education, which can be scaled up in the future in regional educational ecosystems.
Введение. Современное профессиональное образование неразрывно связано с процессами общественно-экономического развития.
Стремительно меняющийся мир предъявляет все новые и новые вызовы системам образования. В них находят отражение глобальные и локальные изменения геополитики, экономики, культуры, коммуникации, технологий, демографии. Современная молодежь именно в этой системе определяет ценностные установки и формирует базовые компетенции на длительный период жизненной и профессиональной активности. По мере развития социально-экономических условий непрерывно изменяются представления о профессионализме и личности профессионала, результатах обучения и способах их достижения, что обусловливает различные трансформации профессионального образования.
Современным представлениям о
трансформации вуза отвечает модель экосистемы. В этой связи целью статьи является исследование влияния основных факторов и направлений экосистемной трансформации
профессионального образования на деятельность филиала регионального университета, интенсивно развивающего в современных социально-экономических условиях и складывающейся образовательной ситуации. Анализ представлен на примере развития Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета, расположенного в Республике Башкортостан (г. Кумертау).
Материалы и методы исследования. Материалы исследования имеют интегративный характер, ориентированы на экосистемность образования, содержат обзор диссертаций о трансформации образования, статистику состояния филиальной сети вузов России и данные о развитии Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета в контексте проекций экосистемной
трансформаций.
Методы исследования включают
теоретический анализ (обзор диссертаций по теме трансформации профессионального образования с 2000 г. по настоящее время), статистический анализ данных о состоянии сети филиалов вузов
на территории Российской федерации по открытым информационным источникам, анализ результатов деятельности филиала университета и мониторинг процесса развития филиала университета в контексте проекции экосистемной трансформации образования.
Понятие «трансформация» (от позднелат. transformatio «преобразование, превращение, метаморфоза») определяет переход из одного состояния в качественно другое, отличающее новыми проявлениями, новой сущностью и невозможностью возврата к прежнему состоянию. Философский закон перехода количества в качество определяет, что эволюционные изменения систем позволяют аккумулировать ресурсы, стимулировать переход к новому состоянию и создают предпосылки будущей трансформации. В определенный момент возникают «точки роста (бифуркации)», когда система преобразуется в новое качество, что и является ее трансформацией.
Феномен трансформации отечественного профессионального образования является установленным фактом и анализируется в отечественных педагогических (Е.А. Максимова, И.М. Реморенко [1], Е.В. Неборский [2]), философских (Т.Д. Скуднова [3], Г.И. Герасимов [4]), социологических (Н.А. Аниканова, Ю.А. Тюрина), экономических (Н.Г. Яковлева) исследованиях последних десятилетий.
Изучаются основные причины
трансформаций образования: переход к новому технологическому укладу, феномен экономики знаний, возросшие требования к молодым специалистам.
Педагогические исследования Е.А. Максимовой [5] определили направления влияния смены научно-технологических укладов на трансформацию миссии, содержания, технологии, базовых форм организации и требований к субъектам профессионального образования на основе метода эволюционной теории. Автором вводится понятие «проекция эволюционной теории на сферу профессионального образования».
Использование понятия «проекция», по нашему мнению, является важным
методологическим моментом исследования Е.А. Максимовой. В технических исследованиях «проекция» представляет собой изображения многомерной фигуры на пространстве меньшей размерности. В гуманитарной сфере оно чаще всего используется в переносном смысле для представления результатов влияния общих (масштабных) процессов на частные (локальные) процессы. Представление о проекции общих процессов научно-технических революций на трансформации профессионального образования оказалось результативным. Соответствующая модель развития профессионального образования лишена недостатков технократического подхода, который ограничивается только влиянием совершенствования производственных средств.
В то же время влияние Индустрия 4.0 нельзя недооценивать. Качественное усложнение технологических процессов, масштабное переоснащение производства
автоматизированным оборудованием и интегрированными системами управления потребовали признания роли знаний и образования как новой производственной силы. В результате фактором трансформации профессионального образования заявил о себе феномен «экономики знаний». Такое знание не носит чисто теоретический или чисто прикладной характер. Это конгломерат новых когнитивных компетенций в информационных,
телекоммуникационных, цифровых технологиях. Субъектом, носителем, потребителем и производителем такого знания является человек, профессионал. Условием профессиональной подготовки будущего выпускника вуза является развитие образовательной и инновационной экосистемы, создаваемой интеллектуальным трудом. Именно производство,
перераспределение и воспроизводство знаний становятся главными драйверами экономического роста.
Трансформация образования является причиной и следствием новых вызовов и требования, предъявляемые к образованию, выдвинуты возросшим запросом на специалистов нового типа, которым присущи креативность, мобильность, гибкость, развитое системное мышление и эрудированность. Требуются не просто специалисты - выпускники вузов, а сотрудники, способные объединять знания и навыки из разных областей и быстро осваивать новые сферы деятельности (В.В. Кондратьев [6]). Расширяется опыт комплементарной трансформации университета в научно-образовательный центр инновационного развития (М.А. Гаранин [7]). Новые требования к уровню
подготовки кадров определяют значимость непрерывного образования (Н.А. Теплая [8]).
Эти и другие факторы ведут к неизбежности трансформации системы образования в целом и высшего образования в частности. Исследования в русле аксиологического подхода позволяют выделить приоритетные направления
трансформации образовательной деятельности вузов (А.В. Кирьякова [9]): цифровизация образования, персонализация образования, смена парадигм образования.
Цифровая трансформация образования качественно изменила процесс обучения, сделав его цифровым. Исследования последних лет (Н.Г. Яковлева [10]) выявили и противоречия трансформации образования, связанные с его цифровизацией. Система прямых и обратных взаимосвязей с одной стороны способствует качественным преобразованиям образования в цифровых средах, но с другой стороны может редуцировать образовательный процесс к движению обезличенных форм, удобных для оценки коммерческой эффективности в цифровом виде.
Другим направлением трасформации образования представляется переход от индивидуализации к персонализации образования в направлении «от обучения всех к обучению каждого», «от накопления объема знаний к аккумуляции способов познаний». Приоритетным является пересмотр и оптимизация учебно-методических и организационных решений, информационных материалов и инструментов на основе использования быстрорастущего потенциала образовательных технологий (Ю.В. Вайнштейн [11]).
Представленные направления трансформаций профессионального образования сочетаются со сменой парадигм образования. Трансформация как смена парадигм образования, как процесс обновления не означает абсолютного отказа от важных констант образования проверенных временем, а предусматривает сохранение разумного баланса старого и нового, достижений эффективного развития. Более того, выявлен «аддитивный, наслаивающийся» (терминология авторов статьи) характер изменений. В исследовании Е.А. Максимовой доказано, что смена парадигм образования не является их последовательной сменой или полным «отмиранием» уходящего. Объективной является преемственность парадигм в результате их последовательного наслоения.
Экосистемную трансформацию породило синергетическое сочетание представленных направлений трансформации. Экосистемная
модель требует новых методов организации, в том числе перехода к цифровым платформам и сетям образовательных возможностей, а также новых подходов к регулированию, построенных на вовлечении всех заинтересованных сторон, вместо централизованного директивного регулирования (комплексные исследования Московской школы менеджмента Сколково [12]). Экосистемная трансформация определила ускорение и спиралевидный характер происходящих изменений. Выявились тенденции регионализации и централизации в территориальной структуре профессионального образования, а также вероятностные сценарии его развития (В.А. Вертинова [13]). Определились новые участники образовательных отношений (А.В.Кирьякова, И.Д. Белоновская,
Н.А.Каргапольцева и др. [14]).
Влияние экосистемной трансформации образования проявляется в проекции на инфраструктуру высшего профессионального образования (С.И. Богданов, В.В. Тимченко [15]), в частности, на состояние сети филиалов вузов на территории Российской Федерации. В свою очередь, филиал вуза может являться моделью для отработки пилотных проектов, локальным пространством апробации траекторий обучения как для базового вуза, так и для аналогичных филиалов.
В начале нового века потеряли устойчивость прежние характеристики эффективной системы отечественного профессионального образования. К таким характеристикам традиционно относились государственное регулирование, территориальная целостность, высокое качество подготовки, сбалансированность сети учебных заведений по уровням подготовки, фундаментальность, значимость воспитательной компоненты в обучении (Ю.А. Тюрина [16]). Проявилось кризисное состояние общей образовательной ситуации. На состоянии филиалов эта ситуация отразилась в наибольшей степени. Разрослась паутина филиалов и представительств всех уровней отечественного профессионального образования. Большинство стремительно созданных филиалов имели слабую кадровую, научную и материальную базу, а также принимали на обучение слабо подготовленных абитуриентов. Все эти причины привели к массовому снижением уровня подготовки их выпускников (Н.А. Аниканова [17]).
Результаты исследования. Результатом исследования является выявление моделей развития филиала университета в условия
экосистемой трансформации образования, когда филиал одновременно является неотъемлемой частью экосистемы головного вуза и действующим субъектом экосистемы своего региона.
С этих позиций состояние современного учебного заведения определенной степени уже оценивается системой показателей мониторинга деятельности вузов Российской федерации, которые в динамике позволяют увидеть тенденции позитивных и негативных трансформаций. Результаты мониторинга играют определяющую роль в решении Минобрнауки РФ о продолжении или прекращении деятельности того или иного вуза. В 2013 году со стороны ведомственного министерства последовало важное управленческое решение, которое поставило филиалы перед необходимостью соответствовать тем же критериям качества образования, что и базовые вузы, ежегодно представляя отчеты по этим показателям.
В результате за прошедшее десятилетие мониторинг деятельности организаций высшего образования Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки Российской Федерации https://monitoring.miccedu.ru) стал основанием для прекращения деятельности филиалов, не отвечающих заданным критериям. Решение проблем филиалов в условиях трансформации профессионального образования оказалось сложной динамической задачей, см. рисунок 1.
Количество действующих филиалов продолжает неуклонно сокращаться. Между тем филиальная сеть в регионах Российской Федерации выполняет целый комплекс важных социально-экономических задач, таких как обеспечение доступности профессионального образования в месте проживания, снижение демографической нагрузки на мегаполисы, подготовка и закрепление кадров на предприятиях регионов и др. За период с 2013 г. по настоящее время было закрыто 890 филиалов. Сокращение количества филиалов вузов имело целью оптимизировать систему
профессионального образования, оставить наиболее жизнеспособные структуры, готовые к устойчивому поступательному развитию и новым прогрессивным преображениям, отвечающим велению времени [18].
В этой связи все более актуальным является представление и анализ опыта развития филиалов вузов в условиях экосистемной трансформации современного образования.
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
1400
I
969^
1300
95
0
2013
Ш
2014
1232
У
901/
1
2015
932 830
1
2016
769692
I
1
731
I
709
583
55 55
689
ш
692
529
I
530
2017
2018
2019
2020
\Л
2021
698 698
510
2022
ЕЗ Вузы □ Филиалы
Рисунок 1. - Динамика развития сети вузов и филиалов вузов в Российской Федерации (по данным https://monitoring.miccedu.ru)
Экосистемные трансформации современного образования специфически проецируются на модель развития Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета, расположенного в Республике Башкортостан (г. Кумертау). Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета создан в 2003 г. Филиал наработал определенные инновационные стратегии обеспечения устойчивого развития. За прошедшие годы филиалом подготовлено более 4500 выпускников с высшим образованием. В 2022 г. состоялся второй выпуск специалистов со средним профессиональным образованием. Контингент обучающихся на 01.10.2022 года составляет более 1,5 тыс. студентов. География обучающихся представлена 22 районами и 10 городами Республики Башкортостан, а также субъектами Российской Федерации. Практически 65% от общего количества обучающихся - это приезжие студенты из вышеперечисленных районов.
Модель развития Кумертауского филиала ОГУ (далее Филиал) представлена в координатах экосистемы головного вуза. 2021 год был ознаменован вхождением головного вуза (Оренбургского государственного университета) в программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» [19].
Проекцией экосистемной трансформации образования для Филиала стала дорожная карта развития на 2022-2030 годы, а принятая ОГУ Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» стала базовым ориентиром в учебной, научной, воспитательной деятельности. Программа ОГУ направлена на достижение нового качества подготовки специалистов на уровне современных квалификационных требований, с учетом
национальных приоритетов и стандартов качества. В дорожной карте развития Филиала нашли отражение все направления Программы ОГУ.
Филиал развивается как часть экосистемы головного вуза. На период 2022-2030 гг. определены ключевые стратегические приоритеты, механизмы их реализации и предполагаемые результаты запланированных действий. Для достижения этих целей в Филиале создано Управление стратегического развития, которое осуществляет координационное взаимодействие со всеми структурными подразделениями для успешной реализации представленной дорожной карты.
Среди профессиональных учебных заведений г. Кумертау Филиал является центром притяжения молодежи и студентов региона, осуществляя подготовку специалистов в технической, экономической областях и ГГ-технологий.
Доля молодёжи, проживающей в г. Кумертау в возрасте от 16 до 35 лет составляет 24,6%, опережая в этом аспекте такие центры высшего образования как Уфа, Казань, Самара. Анализ движения населения в г. Кумертау за годы развития филиала показал, что именно филиал стал основным фактором сдерживания оттока молодёжи и привлечения иногородних студентов посредством развития новых форм взаимодействия с молодежью.
В целом, можно утверждать, что активно действующие филиалы создают центры притяжения молодежи и студентов региона, но при условии поддержки администрации муниципального образования. В этом направлении в г. Кумертау делается многое, как для создания комфортной среды, условий для
реализации интересов молодых людей, формирования точек притяжения и пространств взаимодействия, так и для повышения качества профессионального образования и доведения его уровня до международных стандартов
Ключевым и завершающим этапом в этой работе является открытие новых рабочих мест на существующих и новых предприятиях, а также развитие предпринимательской деятельности молодежи. Взаимодействие «ВУЗ-предприятие» необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений в организации подготовки высококвалифицированных
специалистов, отвечающих реалиям и перспективам рынка труда в условиях развивающихся технологий производства.
Идея взаимодействия «ВУЗ-предприятие» не является новой. Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что в России получили развитие различные организационные формы этой интеграции: наукограды, технопарки, кафедры на предприятиях, интегрированные образовательные и научно-образовательные комплексы и так далее. В условиях современной социально-экономической ситуации, требующей максимального подъёма производственных мощностей и интенсификации технологических процессов производства, особое значение приобретает вопрос именно трансформации образовательных процессов посредством адресно организованной подготовки профессиональных кадров.
Экосистемная трансформация предполагает привлечение и вовлечение в деятельность всех заинтересованных сторон. В этом аспекте стейкхолдерами процесса выступают не только прямые работодатели. Постоянно происходит обращение к администрации территориального образования, тесное взаимодействие с работодателями и рынком труда, как в части разработки содержания основных
образовательных программ, так и их практической апробации у организаторов -работодателей.
Значимость процесса вовлечения
заинтересованных сторон обусловлена также создаваемой базовой экономической платформой г. Кумертау. В 2016 году город получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), создав порядка 1400 рабочих мест. В рамках программы ТОСЭР перед системой образования города ставятся перспективные задачи модернизации образовательных программ профессионального
образования содержанием, отвечающим потребностям новых резидентов.
В этом направлении в 2022 году заключено 127 договоров о сотрудничестве с ведущими предприятиями отрасли экономики Республики Башкортостан в области подготовки кадров, научной деятельности, предоставления баз практик и трудоустройства. Филиалом закреплены договорными взаимными
обязательствами связи с ведущими саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, энергоаудита, теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства.
Важное место в трансформации образовательного процесса и подготовки профильно-ориентированных специалистов отводится интеграционному взаимодействию «Школа-ВУЗ-производство», что создаёт реальные условия для системно-поступательного перехода в новые постоянно-прогрессирующие формы обучения будущих специалистов. В этом же направлении системно трансформируются форма, содержание и организация профориентационной работы.
Филиалом создана материально-техническая база с полным учебно-методическим обеспечением для проведения ранней профессиональной ориентации учащихся школ начиная с 14 летнего возраста. С этой целью в Филиале был создан второй в Республике Башкортостан Центр опережающей
профессиональной подготовки (ЦО1III), в рамках которого была развёрнута работа по ориентации школьников на рабочие профессии, что позволяет молодому человеку получить правильное понимание в выборе своей будущей профессии и желанию постоянного совершенствования и роста профессионального мастерства.
Филиал активно реализует программы ранней профессиональной ориентации учащейся молодежи школ города и района на базе соглашения между Администрациями г. Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан по «Программе развития движения Junior Skills». Было обучено 200 школьников по 5 направлениям профессиональной подготовки. Обучение проходит в течении четырех месяцев на рабочих площадках Филиала и завершается конкурсом «Лучший по профессии». Победители проходят дополнительную подготовку под руководством экспертов-наставников Филиала и затем представляют город и республику на региональных чемпионатах World skills юниорской линейки.
Филиал участвует в проекте ранней профессиональной ориентации школьников 6 — 11 классов «Билет в будущее», который входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка». На аккредитованных площадках, так называемых СЦК, школьники проходят профессиональные пробы, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией, и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности по направлениям подготовки, реализуемых в Филиале, что позволяет выстраивать интеграцию образования в контексте «Школа-СПО-Вуз-Предприятие». Кумертауский филиал ОГУ уже третий год подряд становится региональной площадкой для проведения чемпионатов по стандартам WS (линейка юниоров) в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».
Подготовка студентов в условиях экосистемной трансформации интегрирует фундаментальность и
практикоориентированность. Вопрос
трудоустройства выпускников требует системной проработки с учётом меняющихся условий и совершенствования технологий, для чего проводится постоянный мониторинг
востребованности специалистов. В результате проведенного мониторинга в Кумертауском филиале ОГУ все студенты, начиная со второго курса, получают рабочую профессию с соответствующим квалификационным разрядом, что существенно расширяет возможности прохождения первой и последующей производственных практик и позволяет студенту стать активным участником российских студенческих отрядов (РСО).
На сегодняшний день в Филиале открыт первый и единственный Штаб студенческих отрядов на юге Республики Башкортостан, объединивший все профессиональные образовательные учреждения города. В октябре 2019 г. штаб студенческих отрядов Филиала был занесен в реестр республиканского регионального отделения как отдельная единица аппарата управления РСО, в который вошли три студенческих отряда: строительный - «Титан», педагогический - «Медея» и сервисный отряд «Нерей».
Строительный отряд Филиала стал первым и самым большим отрядом по количеству бойцов в Республике Башкортостан. По результатам конкурсного отбора Кумертауский филиал ОГУ стал победителем грантов на профессиональное обучение бойцов РСО. В этом году принять участие в конкурсе смогли образовательные
организации из 73 регионов страны, в том числе и студенты Филиала. Итоговым мероприятием является ежегодный Межрегиональный слёт студенческих отрядов, который в этом году проходил в шестой раз.
Заключение. Представленный опыт деятельности Кумертауского филиала ОГУ позволяет оценить трансформационные процессы в системе профессионального образования.
Процессы общественно-экономического развития оказывают трансформационные влияния на современное профессиональное образование. Синергетическое сочетание различных направлений трансформаций (цифровизация, персонализация, смена парадигм) представляет экосистемная модель. В настоящее время в условиях поиска эффективных стратегий и моделей трансформации образования филиалы могут выступать в роли экспериментальных площадок, малоинерционных и адаптивных пилотных проектов, локального пространства апробации персонализированных траекторий обучения как для базового вуза, так и для аналогичных филиалов.
Анализ развития Кумертауского филиала ОГУ в контексте проекций трансформации образования выявил значимость, специфику и востребованные модели образовательной деятельности.
Филиал как территориально обособленное подразделение университета при грамотной стратегии обеспечивает доступность
качественного высшего образования, позитивную занятость молодежи, возможность обучения в регионе проживания, гарантированное трудоустройство в своем регионе, что содействует привлечению и удержанию талантливой молодежи в регионе. Филиал может мобильно и быстро реагировать на изменение рынка образовательных услуг.
Высокая клиенториентированность филиала объективно обусловлена необходимостью конкурировать с вузами соседних территорий. Филиал развивается как центр притяжения молодежи и студентов региона, ориентируясь на экономику территории опережающего социально-экономического развития (г. Кумертау). В этих условиях имиджевую притягательность филиалу создают: ранняя профессиональная ориентация учащихся, профессиональное образование на уровне компетенций международных стандартов «WorldSkiИs», нацеленность на
предпринимательскую активность студенческой молодежи. Условием деятельности является расширение результативных взаимодействий с
новыми резидентами в системе «филиал-предприятие-администрация города».
Трансформации образования отразились на общую позицию филиала в регионе. Если ранее деятельность филиалов была востребована в силу безработицы, экономического спада и нестабильности, то теперь филиал как часть экосистемы университета активно участвует в реализации его миссий: обеспечивать региональные кадровые потребности, повышать инновационный потенциал региона и ресурсы
импортозамещения, определять прогнозы демографического роста и привлечения молодежи, накапливать стратегии
предпринимательской деятельности, становиться «фабрикой знаний и трансфера технологий».
Анализ развития Филиала в условиях трансформаций современного образования расширяет границы применимости
представленных инноваций. Результативный опыт в перспективе может быть масштабирован в региональных образовательных экосистемах.
Литература:
1. Реморенко И.М. Государственно-общественное регулирование образования: инновации и тенденции развития: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Реморенко Игорь Михайлович. - М., 2019. -42 с.
2. Неборский Е.В. Трансформация стратегий развития университетов за рубежом в условиях глобальных рисков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Неборский Егор Валентинович. - М., 2018. -38 с.
3. Герасимов Г.И. Трансформация образования -социокультурный потенциал развития российского общества: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Герасимов Георгий Иванович. - Ростов-на-Дону, 2005. - 58 с.
4. Мелихов В.Ю. Формирование экономики постиндустриального типа в России: трансформация отношений собственности в высшей школе: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.01 / Мелихов Валерий Юрьевич. - Тамбов, 2009. - 46 с.
5. Максимова Е.А. Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технологических укладов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 5.8.7 / Максимова Елена Александровна. -Саратов, 2021. - 39 с.
6. Инженерное образование: трансформации для индустрии 4.0 (обзор конференции) / В.В. Кондратьев, М.Ф. Галиханов, П.Н. Осипов [и др.] // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 12. - С. 105122.
7. Гаранин М.А. Методология комплементарной трансформации университета в научно-образовательный центр инновационного развития: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05 / Гаранин Максим Алексеевич. - Казань, 2022. - 45 с.
8. Теплая Н.А. Многоуровневая система формирования информационной культуры обучающихся инженерного профиля в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Теплая Наила Алигасановна. - Орел, 2017. - 22 с.
9. Кирьякова А.В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах / А.В. Кирьякова // Традиции и инновации в национальных системах образования / Материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 17 декабря 2020 года). - Уфа: Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. -Т. 1. - С. 19-27.
10. Яковлева Н.Г. Противоречия трансформации образования в современной экономике: политико-экономический подход: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.01 / Яковлева Наталья Геннадьевна. - М., 2021. - 41 с.
11. Вайнштейн Ю.В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Вайнштейн Юлия Владимировна. - Красноярск, 2021. - 46 с.
12. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/
13. Вертинова А.А. Методика оценки уровня соразвития университетов и региона как экосистемы [Электронный ресурс] / А.А. Вертинова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2021. - № 2(66). - Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6614/
14. Кирьякова А.В. Развитие молодежных сообществ в экосистеме университета - ресурсы, проекты и риски / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, И.Д. Белоновская, С.А. Дужников // Высшее образование в России. - 2022. - Т.31. - № 8/9. - С. 116136.
15. Богданов С.И. Экосистемная модель развития образования в цифровой экономике: сборник / С.И. Богданов // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики / Материалы XVII Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 19-21 ноября 2019 года). - Санкт-Петербург, 2019. - С. 10-25.
16. Тюрина Ю.А. Трансформация образования в советской и постсоветской России: сравнительный анализ: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / Тюрина Юлия Александровна. - Санкт-Петербург, 2010. - 47 с.
17. Аниканова Н.А. Качество образования в российской высшей школе: социокультурные ориентиры трансформации: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Аниканова Наталья Алексеевна. - Новочеркасск, 2006. - 28 с.
18. Сазонова Т.В. Образовательная трансформация в условиях непрерывной подготовки кадров / Т.В. Сазонова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - С. 72.
19. Sazonova T.V. Axiological approach in the university's transformation based on the use of digital and
1. Remorenko I.M. State-public regulation of education: innovations and development trends: abstract of thesis ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / Remorenko Igor Mikhailovich. - M., 2019. - 42 p.
2. Neborsky E.V. Transformation of development strategies of universities abroad in the context of global risks: Abstract of thesis ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / Neborsky Egor Valentinovich. - M., 2018. - 38 p.
3. Gerasimov G.I. Transformation of Education -Socio-Cultural Potential for the Development of Russian Society: Abstract of thesis... Dr. Phil. Sciences: 09.00.11 / Gerasimov Georgy Ivanovich. - Rostov-on-Don, 2005. - 58 p.
4. Melikhov V.Yu. Formation of a post-industrial type economy in Russia: transformation of property relations in higher education: Abstract of thesis. ... Dr. Economics. Sciences: 08.00.01 / Melikhov Valery Yurievich. -Tambov, 2009. - 46 p.
5. Maksimova E.A. The concept of the development of vocational education in Russia with the change of scientific and technological structures: Abstract of thesis ... Dr. ped. Sciences: 5.8.7 / Maksimova Elena Aleksandrovna. -Saratov, 2021. - 39 p.
6. Engineering education: transformations for industry 4.0 (conference review) / V.V. Kondratiev, M.F. Galikhanov, P.N. Osipov [et al.] // Higher education in Russia. - 2019. - T. 28. - № 12. - P. 105-122.
7. Garanin M.A. Methodology of Complementary Transformation of the University into a Scientific and Educational Center for Innovative Development: Abstract of thesis... Dr. Economics. Sciences: 08.00.05 / Garanin Maxim Alekseevich. - Kazan, 2022. - 45 p.
8. Teplaya N.A. Multilevel system for the formation of information culture of engineering students in the context of continuous education: Abstract of thesis... Dr. ped. Sciences: 13.00.08 / Teplaya Naila Aligasanovna. - Orel, 2017. - 22 p.
9. Kiryakova A.V. The relationship of axiology and innovation in educational systems / A.V. Kiryakova // Traditions and innovations in national education systems / Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Ufa, December 17, 2020). - Ufa: Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, 2021. - T. 1. - P. 19-27.
10. Yakovleva N.G. Contradictions in the transformation of education in the modern economy: political and economic approach: abstract of thesis ... Dr. Economics. Sciences: 08.00.01 / Yakovleva Natalya Gennadievna. - M., 2021. - 41 p.
remote educational technologies in pandemic and normal conditions. XI International Conference on Aerospace Education and Staffing for High-Tech Enterprises (AESHE 2021) Alushta, Crimea, September 21-26, 2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202213701021
11. Vainshtein Yu.V. Pedagogical design of personalized adaptive subject education for university students in the context of digitalization: Abstract of thesis ... Dr. ped. Sciences: 13.00.02 / Vainshtein Yulia Vladimirovna. - Krasnoyarsk, 2021. - 46 p.
12. Educational ecosystems: emerging practice for the future of education [Electronic resource]. - Access mode: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/
13. Vertinova A.A. Methodology for assessing the level of co-development of universities and the region as an ecosystem [Electronic resource] / A.A. Vertinova // Regional economy and management: electronic scientific journal. - 2021. - № 2(66). - Access mode: https://eee-region.ru/article/6614/
14. Kiryakova A.V. Development of youth communities in the university ecosystem - resources, projects and risks / A.V. Kiryakova, N.A. Kargapoltseva, I.D. Belonovskaya, S.A. Duzhnikov // Higher education in Russia. - 2022. - V.31. - № 8/9. - P. 116-136.
15. Bogdanov S.I. Ecosystem model of education development in the digital economy: collection / S.I. Bogdanov // Management of the XXI century: education in the era of the digital economy / Proceedings of the XVII International Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, November 19-21, 2019). - St. Petersburg, 2019. - P. 10-25.
16. Tyurina Yu.A. Transformation of Education in Soviet and Post-Soviet Russia: Comparative Analysis: Abstract of the thesis ... Dr. sociol. Sciences: 22.00.04 / Tyurina Yuliya Alexandrovna. - St. Petersburg, 2010. - 47 p.
17. Anikanova N.A. The quality of education in Russian higher education: socio-cultural landmarks of transformation: Abstract of thesis ... cand. sociological Sciences: 22.00.06 / Anikanova Natalya Alekseevna. -Novocherkassk, 2006. - 28 p.
18. Sazonova T.V. Educational transformation in the context of continuous training / T.V. Sazonova // Modern problems of science and education. - 2021. - № 3. - P. 72.
19. Sazonova T.V. Axiological approach in the university's transformation based on the use of digital and remote educational technologies in pandemic and normal conditions. XI International Conference on Aerospace Education and Staffing for High-Tech Enterprises (AESHE 2021) Alushta, Crimea, September 21-26, 2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202213701021
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Сведения об авторе:
Сазонова Татьяна Васильевна (г. Кумертау, Россия), кандидат технических наук, доцент, директор Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета, e-mail: [email protected]
Кирьякова Аида Васильевна (г. Оренбург, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики, e-mail: [email protected]
Белоновская Изабелла Давидовна (г. Оренбург, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, e-mail: [email protected]