ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕНЕДЖМЕНТ
(ECONOMIC SCIENCE & MANAGEMENT)
УДК 33
Жерноклюев Е.А.
магистр группы ММЦ 20-01 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск, Россия)
КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Аннотация: в статье рассматривается комплексное управление качеством как система удовлетворения потребностей потребителей по минимальной для производителя цене.
Ключевые слова: качество, предприятие, эффективность.
Комплексное управление качеством - это эффективная система, объединяющая деятельность различных подразделений, ответственных за разработку показателей качества, их достижение, поддержание достигнутого уровня качества, обеспечение производства и эксплуатации продукции на самом экономном уровне при полном удовлетворении требований потребителя. Комплексное управление качеством требует участия всех подразделений предприятия, включая производственные, отделы проектирования, снабжения, сбыта, технического контроля качества, стандартизации и др.
Система комплексного управления качеством имеет две взаимосвязанные цели: выработку привычки к улучшениям и стремление к совершенству.
Главная цель - это стремление к совершенству. Чтобы достичь ее, необходимо воспитать посчитать у работников привычку постоянно улучшать продукцию. Привычка к улучшению направлена на достижение совершенства.
Японская система комплексного управления качеством с ориентацией на создание совершенного изделия связана с полным перераспределением ответственности за обеспечение качества. Она опирается на множество вспомогательных принципов, концепций, методов и средств достижения этой цели.
Выделяют следующие основные принципы системы комплексного управления качеством:
контроль производственного процесса - регулирование производственного процесса путем измерения показателей качества изделий на всех этапах производства.
наглядность измерения показателей качества - дальнейшее развитие общепринятого западного принципа «измеримость показателей качества». Западные понятия об измерении показателей качества занимают у японцев особое место, однако обеспечение наглядности - это исключительно японское достоинство;
соблюдение требований к качеству также имеет западное происхождение, однако иногда этот принцип игнорируют. На предприятиях зачастую уступают требованиям производственников и пропускают узлы и детали, которые не полностью соответствуют стандартам;
самостоятельное исправление ошибок - рабочий или бригада, допустившие брак, сами переделывают бракованные детали;
100% проверка продукции - контролю подлежит каждое изделие, а не выборка из партии. Этот принцип применяется к контролю готовой продукции, а иногда и к комплектующим узлам и деталям. Главное, что отличает японский подход от принятой на Западе практики, - это контроль качества готовой продукции. Стандартная западная методика заключается в оценке всей партии изделий по результатам контроля статистической выборки.
К принципам, способствующим дальнейшему совершенствованию качества, относятся:
организация процесса улучшения качества - ответственность за обеспечение качества продукции полностью ложится на производственные подразделения, а задача управленческого персонала - обеспечение большей эффективности процесса совершенствования качества;
последовательное и целеустремленное решение проблем качества на основе передовых достижений теории и практики в этой области;
последовательная и настойчивая работа по налаживанию изучения рекламаций потребителей;
стремление к всеобщему участию - от национального законодательства до углубленной оценки ошибок, допускаемых изготовителями продукции;
понимание того, что даже отлично работающая система управления качеством со временем будет терять эффективность;
систематическое обучение мастеров, бригадиров и других работников передовым методам организации работ по повышению качества;
мобилизация физического и интеллектуального потенциала работников на конкретных участках производства;
систематическая пропаганда повышения качества продукции; ежедневная проверка технического оборудования, оснастки инструмента; изучение и применение на практике принципов Э.Деминга как программы действий для руководителей предприятий и подразделений, которые хотели бы вести дела, основываясь на научных разработках и следуя здравому смыслу.
В России комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП) появились в 1975 году. Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстандартом (Государственным органом по стандартизации) была разработана и утверждена система основных функций управления качеством продукции. В этой связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ
дефектов и статистический контроль качества. Были созданы группы качества, разработаны программы качества, в вузах введены в программы обучения дисциплины по стандартизации и сертификации.
В 1978 были разработаны и утверждены Госстандартом основные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП).
При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы управления, появилась конкуренция производителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.
Большой заслугой Госстандарта РФ в переходный период к рынку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы управления качеством с международными стандартами ИСО серии 9000, которые представляют собой более высокий уровень развития науки управления качеством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бойцов В.В., Гличев А.В. Управление качеством продукции: Справочник. - М.: Издательство стандартов, 1985. - 464 с.
Баскина Т.В. Техника успешного рекрутмента: монография. - М.: Издательство Альпина Диджитал, 2014. - 153 с. - ISBN978-5-9614-3475-0 Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: Издательство Юрайт, 2009. - 414 с. - ISBN 978-5-9916-5886-7
Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством. - М.: Издательство РГ-Пресс, 2007. - 232 с. - ISBN 978-5-9988-0498-4
Горбашко Е.А. Управление качеством: учебное пособие.- СПб. : Питер, 2008. -319 с. - ISBN 978-500057-007-4
Ильенкова С.Д. Управление качеством: учебник. - М.: Издательство Инфра, 2012. - 570 с. - ISBN 978-5-16-003563-5
Zhernoklyuev E.A.
Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev (Krasnoyarsk, Russia)
COMPREHENSIVE QUALITY MANAGEMENT
Abstract: the article considers integrated quality management as a system to meet the needs of consumers at a minimum price for the manufacturer.
Keywords: quality, enterprise, efficiency.