Научная статья на тему 'Комплексное тестирование исследовательских способностей аспирантов медицинского вуза'

Комплексное тестирование исследовательских способностей аспирантов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ЭВМ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осетрова Ольга Вениаминовна

В статье излагается краткое содержание разработанной программы ЭВМ, предназначенной для развития исследовательских способностей аспирантов. Методика тестирования обучающегося заключается в выборе режима тестирования (обучение или контроль), последовательном выполнении заданий и оценке достигнутых результатов. Установленный режим редактирования позволяет преподавателю корректировать содержание тестов. Обучающе-оценочный комплекс тестирования является приложением к авторскому курсу «Основы подготовки медицинской диссертации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осетрова Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное тестирование исследовательских способностей аспирантов медицинского вуза»

2) Актуальность исследования.

3) О чем говорится в исследовании.

4) Что именно утверждается.

5) Основной результат исследования.

3. Задание на дополнение

1) Заглавие исследования должно существенно определяться

основным..............

2) Добиться адекватности заглавия основному результату диссертации

способствует формулировка.........

3) В заглавии отражается не то, что исследуется, а те результаты, которые должны быть................

4) Нецелесообразно название диссертации загружать поня тиями, которые

не относятся к ее основному.......

4. Задание перекрестного выбора

Выберите номер ответов, выражающих заглавие диссертации:__________________________________.

Выберите номер ответов, содержание которых связано с заглавием:_____________________________________.

Ответы:

1) Новизна исследования.

2) Решение основного вопроса научной работы.

3) Основной результат исследования.

4) О чем говорится в исследовании.

4) Актуальность исследования.

5) Что именно утверждается.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Задание с однозначным выбором ответа

Для чего формулируется цель исследования?

1) Информировать читателя о практической значимости исследования.

2) Информировать читателя о научных результатах, которые будут излагаться и обосновываться в данном исследовании.

3) Информировать читателя о теме исследования.

2. Задание с многозначным выбором ответа

Чем определяется цель исследования?

1) Цель исследования определяется актуальностью.

2) Цель исследования определяется практической значимостью.

3) Цель исследования определяется новыми научными знаниями, которые предполагается получить.

4) Цель исследования определяется научными результатами, которые будут излагаться и обосновываться в данном исследовании.

КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ...

3. Задание на дополнение

1) Целью НИР должно быть получение конкретных научных.............

2) В цели формулируются положения, которые в результате исследования

должны быть научно..............

3) Цель работы должна указывать на результат, который автор

стремится ..........

4) Цель работы не должна указывать на область, в рамках которой автор

будет исследование..............

4, Задание перекрестного выбора.

С какими показателями согласуется цель исследования? (выберите номер

ответов):__________________.

Что формулируется в цели исследования? (выберите номер ответов):_________________________________.

Ответы:

1) Положения, которые должны быть научно обоснованы в результате исследования.

2) Заглавие диссертации.

3) Основной научный результат.

4) Основной вопрос исследования.

5) Вспомогательный вопрос исследования.

6) Область исследования.

7) Новые научные знания.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Задание с однозначным выбором ответа Задачи исследования являются:

1) Следствием научных результатов.

2) Следствием практической значимости.

3) Следствием цели исследования.

2. Задание с многозначным выбором ответа Задачи исследования могут быть:

1) Равнозначными.

2) Вытекающими одна из другой.

3) Не согласованными с целью исследования.

4) Конкретизирующими предыдущие.

3. Задание на дополнение

1) Задачи исследования вытекают из поставленной...................

2) Задачи исследования относятся к цели как частное к.............

3) Рекомендуется формулировать до..........задач.

4) Задачи представляют собой общий............. исследования.

4. Задание перекрестного выбора

Счем согласуются задачи в исследовании? (выберите номер ответов):___________________________________.

Какие показатели учитываются при формулировке задач в медицинской науке? (выберите номер ответов):________________________________.

Ответы:

1) Выявление закономерностей процессов, происходящих в организме человека.

2) Изыскание наиболее эффективных способов и средств для предупреждения и устранения заболеваний.

3) Основной научный результат.

4) Цель исследования.

5) Вспомогательный вопрос исследования.

6) Область исследования.

7) Обоснование причин возникновения патологических изменений и состояний.

8) Заглавие диссертации.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Задание с однозначным выбором ответа

В разделе диссертации «Собственные результаты» излагается:

1) Новизна постановки проблемы.

2) Новизна результатов исследования,

3) Новизна области исследования.

2. Задание с многозначным выбором ответа

К признакам, характеризующим научную новизну диссертации, относятся:

1) Постановка новой научной проблемы.

2) Выявление закономерностей процессов, происходящих в организме человека.

3) Раскрытие новых закономерностей протекания естественных процессов в живом организме.

4) Применение новых методов, инструментов, аппаратов и приборов исследования.

5) Изыскание способов и средств для предупреждения и устранения заболеваний.

6) Введение новых научных категорий и понятий, развивающих представления о данной отрасли знания.

7) Разработка и научное обоснование предложений об обновлении процессов и технологий, используемых в здравоохранении.

КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ...

3. Задание на дополнение

1) При изложении научной новизны результатов проводимого исследо-

вания следует указать отличие планируемых результатов от данных, опубликованных в ..............

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Чтобы классифицировать степень новизны требуется указать,

впервые на каком уровне получены новые результаты: региональном, всероссийском,................

4. Задание перекрестного выбора

Какие формулировки новизны результатов исследования рекомендуется

использовать? (выберите номер ответов):_____________.

С использованием каких показателей раскрывается сущность новых результатов? (выберите номер ответов):______________________.

Ответы:

1) Развить научные представления о конкретном явлении или процессе.

2) Разработать теоретические основы.

3) Раскрыть состав или структуру.

4) Обосновать положение.

5) Прояснить сущность явления или процесса.

6) Описать теоретическую модель.

7) Обосновать концепцию.

8) Выявить показатели.

9) Установить критерии.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОДЕРЖАНИЯ ДОКУМЕНТА:

АННОТАЦИЯ, ДИССЕРТАЦИЯ, АВТОРЕФЕРАТ

1. Задание с однозначным выбором ответа

В каком разделе диссертации излагается информация об опубликованных научных данных?

1) Выводы.

2) Собственные результаты.

3) Обзор литературы.

4) Список литературы.

2. Задание с однозначным выбором ответа

Какой раздел диссертации имеет наибольший объем в страницах?

1) Обзор литературы.

2) Материал и методы исследования.

3) Собственные результаты.

4) Обсуждение полученных результатов.

5) Введение.

6) Выводы.

Какой раздел диссертации имеет наименьший объем в страницах?

1) Обзор литературы.

2) Материал и методы исследования.

3) Собственные результаты.

4) Обсуждение полученных результатов.

5) Введение.

6) Выводы.

3. Задание с многозначным выбором ответа

В каком документе излагается информация об апробации научной работы?

1) Расширенная аннотация к теме диссертации

2) Раздел диссертации «Введение».

3) Раздел «Общая характеристика диссертации».

4. Задание с многозначным выбором ответа

В каком документе формулируются положения диссертации, выносимые на защиту:

1) Расширенная аннотация к теме диссертации.

2) Раздел диссертации «Введение».

3) Раздел «Общая характеристика диссертации».

5. Задание на дополнение

1) Новизна планируемых результатов исследования излагается в..................

2) Новизна полученных результатов исследования излагается в..................

3) Необходимость научной разработки данной темы исследования характеризуется...........

4) Информация о личном вкладе диссертанта в разработку исследования

излагается в ............

5) Научное противоречие, выявленное из опубликованной литературы,

обосновывает..............

6) При написании текста диссертации рекомендуется начинать

с главы............

7) Наибольшей текстовой редакции требует раздел...............

8) Приложениями к тексту диссертации могут быть...............

9) Основными структурными элементами (разделами) диссертации являются .....................

10) Исследовательская компетентность диссертанта оценивается по разделу

11) Осведомленность диссертанта о научных достижениях по исследуемой проблеме отражена в главе.....

12) Сопоставление и сравнительный анализ собственных

результатов и опубликованных научных данных выполняются в главе...........................

Библиографический список

1. Осс грова, О. В. Основы подготовки медицинской диссертации [Текст]: учебное пособие I О. В. Осетрова. Самара, 2009. — 295 с.

2. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 61-78.

3. Сурнина, Т. Ю. Развитие тыоторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя [Текст] / Т. Ю. Сурнина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. — № 3. - С. 169-180.

4. Середенко, П. В. Подготовка учителя - исследователя в вузе [Текст] / П. В. Середенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 181-190.

5. Комаров, Б. А. Универсальный словарь науки в образовательном процессе. Принципы формирования [Текст] / Б. А. Комаров // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 124-133.

6. Штейнберг, В. Э. Системные аспекты нструментальной дидактики как новой образовательной технологии [Текст] / В. Э. Штейнберг // Сибирский педагогический журнал. — 2007. - № 1, - С. 60-68.

7. Корнилова, О. А. Организация эвристического обучения как условие формирования профессиональной рефлексиии будущих специалистов социальной работы [Текст] / О. А. Корнилова, В. С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 176-181.

8. Климова, Т. Е. Метод восхождения в формирование опыта научно-исследовательской деятельности студента [Текст] / Т. Е. Климова, Е. П. Романов, М. В. Романова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 78-85.

УДК 48

Пекина Маргарита Викторовна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С, П. Королева, аспирант, margarita. ivkina@gmail. сот, Самара

МОДУЛЬ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНФОРМАТИКИ

Ivkina Margarita Viktorovna

A senior teacher of the Foreign Languages Department of Samara State Aerospace University named after academicians. P. Korolyov, a post-graduate student, margarita,ivkina@gmail. com, Samara

MODULE AS A STRUCTURAL ELEMENT IN THE PRACTICE OF VOCATIONALLY ORIENTED LANGUAGE LEARNING OF INFORMATION SCIENCE STUDENTS

В системе высшего образования имеет место кардинальная смена образовательных парадигм. Осуществляется переход от знаниево-иредметной (квалификационной) парадигмы к компетентностной.

Компетентностный подход меняет систему ценностей и характер взаимоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса. Он предполагает наличие концепции образования, центрированной на студенте, внедрение инновационных образовательных технологий [3].

Одной из таких технологий является модульная технология, главная цель которой - создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, «гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса» [2, с. 36].

Анализ литературных источников показал, что в основе перестройки системы высшего образования лежат следующие принципы:

- осознанной перспективы («сделай себя сам»), согласно которому каждый индивид должен иметь возможность активно участвовать в собственном образовании. При этом знания автоматически станут востребуемыми, а не навязанными жесткими рамками учебных планов, усилятся мотивация обучения и эффективность усвоения знаний;

- гибкости, согласно которому содержание обучения и пути освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности. Этим принципом обусловливается возможность существования многоуровневой системы высшего образования, изменения специализации или получения нескольких специальностей за период обучения;

- динамичности, связанный со способностью быстро реагировать при подготовке специалистов на изменения в экономике, в информационной системе в результате научно-технического прогресса;

- индивидуального обучения, реализация которого в педагогической практике приводит к возникновению между преподавателем и студентом атмосферы сотворчества, способствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профессионального мастерства [5],

Рассмотренные принципы хорошо вписываются в технологию модульного обучения. Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б. Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежныхученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуенса. Толчком к внедрению модульных технологий обучения послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала «создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям» [5, с. 16].

Этим рекомендациям наилучшим образом отвечает модульное обучение, которое позволяет гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получают

возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.

Центральным понятием теории модульного обучения является понятие модуля. Модуль доступен, демократичен и позволяет сохранить целостность учебного материала и одновременно обеспечить его усвоение по отдельным структурным компонентам.

Специалисты в области модульного обучения, осуществив анализ разнообразных определений понятия «модуль», выделяют следующие его составляющие:

- модуль как пакет учебного материала, который охватывает одну концептуальную единицу;

-модуль как учебная единица, как блок информации, который включает в себя логически завершенную одну, две или более единиц учебного материала в рамках одной учебной дисциплины;

- модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, которая представляет набор тем из разных учебных дисциплин, необходимых в рамках одной специальности;

- модуль как набор учебных дисциплин, необходимых для обучения той или иной специальности или специализации в процессе модульного обучения в рамках требований квалификационной характеристики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- модуль как модульная программа профессионального обучения конкретной профессии [4].

Исследователи отмечают, что модульный подход к обучению позволяет разрабатывать более прогрессивные и эффективные педагогические технологии, поскольку использует элементы в контексте педагогики сотрудничества. Он гуманизирует процесс обучения и ведет к экономии времени обучения и затрат труда преподавателей.

Сущность модульного подхода к обучению, по мнению П. А. Юцявичене, состоит в том, что «обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контро-лирующей до консультативно-координирующей» [6, с. 56].

В качестве принципиальных отличий модульного от других видов обучения можно отметить, что содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, одновременно явля-

ющихся банком информации и методическим руководством но его усвоению; взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе, обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече; сама суть модульной технологии обучения требует неизбежного соблюдения паритетных, субъектно-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе.

Таким образом, модульный подход к обучению предполагает изменение целей, содержания обучения и способов управления познавательной деятельностью. По оценкам международных специалистов в области психологии образования модульный подход является самым существенным вкладом когнитивной психологии в педагогическую психологию.

Несмотря на достаточную зрелость модульного обучения как в содержательном, так и в возрастном аспекте, до сих пор существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и в плане разработки системы форм и методов обучения.

Опираясь на определение, данное Н. В. Борисовой, мы рассматриваем модуль как автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внут-рипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля [1].

При отборе содержания курса по профессионально-ориентированному иностранному языку на кафедре иностранных языков Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева мы выделяем отдельные элементы содержания на уровне фактических знаний, языка, речи, а также фактического и содержательного материала. Каждый структурный элемент (модуль) программы по иностранному языку представляется нами как тематический раздел, посвященный одной из профессионально значимых для студентов технического вуза тем, с учетом конкретной специальности.

В рамках избираемого раздела мы выделяем темы для обсуждения или ситуации общения; затем составляем лексический каркас тем. Далее выделяется языковой или речевой материал для активного и пассивного усвоения и, наконец, отбирается литература и тексты, источники визуальной и информационной поддержки каждого элемента, в том числе ресурсы сети Интернет. Кроме того, каждый структурный элемент включает в себя целевую программу действий для студента; банк информации в виде темы по специальности на иностранном языке, содержащей необходимые для усвоения лексические единицы; ряд упражнений, способствующих успешному усвоению этих лексических единиц, и рекомендации по работе со структурным элементом; список дополнительной литературы и ссылки на сайты в сети Интернет, содержащие полезную дополнительную информацию.

80

Рассмотрим структуру модуля на примере дисциплины «Иностранный язык» для студентов 1 курса специальности «Информатика» (рисунок).

Иностранный язык

Структура модуля на примере дисциплины «Иностранный язык»:

Тп - темы дисциплины; УСРС - управляемая самостоятельная работа студентов.

Исходя из содержания учебной дисциплины «Иностранный язык» и в соответствии с рабочей программой по английскому языку для студентов

1 курса по специальности «Информатика», мы выделили два учебных модуля: учебный модуль 1 - “General English” и учебный модуль

2 - “English for Computer Science Students”. В структуру каждого учебного модуля входят следующие элементы: введение в модуль, обучающий модуль, контрольный модуль и блок управляемой самостоятельной работы студентов; причем все эти элементы имеют конкретные цели и содержат теоретическую информацию, для изложения которой, как правило, используется дедуктивный метод (от понятий к примерам и практическим действиям; задания-упражнения, которые требуют применения информации из модуля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.