Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ'

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / АДАПТАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / НОРМАТИВЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / RURAL AREA / RURAL SETTLEMENTS / SPATIAL DEVELOPMENT / QUALIFIED PERSONNEL / ADAPTATION / INFRASTRUCTURE / SOCIAL STANDARDS / REGULATIONS / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Сёмин А.Н., Зорков В.С.

В рамках настоящей статьи предпринята попытка исследования прВ настоящей статье приводится краткий анализ состояния сельских территорий в общей стратегии пространственного развития Российской Федерации. Рассмотрены проблемы межрегиональных территориальных контрастов, инфраструктурные особенности сельских территорий, вопросы адаптации и закрепления молодых специалистов в хозяйствующих субъектах аграрной сферы экономики. Выделены приоритеты, связанные с развитием аграрного законотворчества и необходимостью повышения эффективности социально-экономических механизмов, направленных на развитие сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED DEVELOPMENT OF RURAL AREAS: PROBLEMS AND NEW OPPORTUNITIES

This article provides a brief analysis of the state of rural areas in the overall strategy for the spatial development of the Russian Federation. The problems of inter-regional territorial contrasts, infrastructural features of rural areas, issues of adaptation and retention of young professionals in economic entities of the agrarian sector of the economy are considered. The priorities associated with the development of agrarian lawmaking and the need to improve the efficiency of socio-economic mechanisms aimed at the development of rural areas are identified.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Статья поступила 05.07.2023 г

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Г А.Н. Сёмин,

академик РАН, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

В.С. Зорков,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет»

Ключевые слова: сельская территория, сельские поселения, пространственное развитие, квалифицированные кадры, адаптация, инфраструктура, социальные стандарты, нормативы, законодательство

Key words: rural area, rural settlements, spatial development, qualified personnel, adaptation, infrastructure, social standards, regulations, legislation

Введение. Безусловно, обсуждаемая в настоящее время проблема сохранения и развития сельских территорий, сельского социума, весьма сложная, многоаспектная и не оставляет равнодушными никого из нас. Во времена Политбюро на сельское направление ставили того секретаря ЦК или обкома партии, от которого хотели избавиться, и избавлялись как от не справившегося.

В разные годы риторика по поводу деревни и сельского хозяйства постоянно менялась, то Россию называли «лапотной», то «дибило-идно-спившейся», то «черной дырой», а в бытность существования Аграрной партии России (АПР) заявляли, «что без деревни, нет России», а теперь сельское хозяйство стало локомотивом российской экономики. Но, похоже, локомотив оторвался от своих вагонов -сельских поселений, и они так и стоят на исчезающем сельском полустанке.

Цель исследования - провести анализ состояния сельских территорий и предложить ряд мер и механизмов, направленных на комплексное и устойчивое их дальнейшее развитие.

Материалы и методы исследования. Проводился анализ и синтез статистических материалов по рассматриваемой тематике, размещенных в открытом доступе, а также применялись монографический, абстрактно-логический и системно-аналитический методы исследования.

Результаты исследований. Проблем у России, как и у любого государства, более, чем достаточно. В данной публикации остановимся на четырех: пространственное развитие РФ; инфраструктурные проблемы сельских территорий; адаптация и закрепление молодых специалистов в хозяйствующих субъектах аграрной сферы экономики; развитие аграрного законотворчества и эффективность механизмов, направленных на развитие сельских территорий.

Сегодня Россия, как известно, находится не только под воздействием санкционного давления, она еще и противостоит так называемым «большим» и национальным вызовам. Эксперты особо выделяют межрегиональные контрасты и слабую инфраструктурную обустроенность отдельных территорий страны.

Рассматривая более детально социально-экономические показатели по шести макрозонам Российской Федерации,контрасты становятся весьма ощутимыми. Судите сами, в макрозоне Центр и Северо-Запад России на площади в 5 % от всей территории страны проживает почти 33 % населения РФ. На данную территорию приходится 38,0 % основных фондов, 42 % всего валового регионального продукта, 1/3 инвестиций в основной капитал. Таких диспропорций не наблюдается в практике ни одной из зарубежных федераций [1, 2].

Остро стоят и проблемы совершенствования системы расселения, инерционное развитие которой может привести к масштабному демографическому «опустыниванию» территории страны [1].

В этой связи особая роль отводится сельским территориям. Стоят задачи по их развитию и повышению привлекательности для проживания и выполнения трудовых функций. Им характерна многофункциональность. Среди основных функций сельской территории следует выделить такие, как: демографическая, производственная, экономическая, тру-доресурсная, жилищная, экологическая, размещения, культурная, рекреационная, социального контроля и другие.

В настоящее время у специалистов, экспертов и исследователей особую озабоченность вызывают такие факторы, снижающие привлекательность сельской территории, как -высокий уровень сельской безработицы, низкий уровень оплаты труда, инфраструктурная необустроенность сельских поселений, отток квалифицированных кадров, высокая смертность [3].

Обращая внимание на уровень общей безработицы сельского населения, следует отметить тенденцию к снижению в 2022 г. Так, в сравнении с 2010 годом данный показатель сократился в 1,96 раза. Однако, в сравнении с городской территорией село проигрывает городу в 1,57 раза (табл. 1).

Таблица 1 Уровень общей безработицы среди

сельского и городского населения, %1

Годы Сельская местность Городская местность Село к городу, раз

2010 10,8 6,4 1,69

2015 7,9 4,8 1,65

2022 5,5 3,5 1,57

Отток квалифицированных кадров из сельской местности РФ связан и с низким уровнем оплаты труда [4]. В настоящее время, по различным оценкам, заработная плата сельчан не превышает 60 % к среднероссийскому уровню. Высокой остается и доля сельского населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (19,1 %) (табл. 2).

Таблица 2

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

в городе и на селе, % 2

Территория Годы

2017 2018 2019 2020 2021

сельская местность 24,9 22,0 23,6 19,0 19,1

городская территория 8,1 7,1 6,9 5,8 6,0

В процессе перехода к рыночной модели экономики и по причине научно необоснованных агрореформ в сельских территориях произошло разрушение социальной сферы села. Остается только сожалеть, что этот процесс в отдельных территориях России продолжается. Увеличивается средний радиус доступности объектов социальной сферы для граждан, проживающих в сельской местности. Сравнивая показатели с 1990 г., характеризующими этот процесс, отметим, что радиус доступности, например, до детского сада увеличился на 10,9 км; до школы - на 4,1 км; до больницы - на 53,7 км; до амбулатории - на 9,6 км (табл. 3).

Таблица 3

Средний радиус доступности объектов социальной сферы в сельской местности, км [2]

Объекты социальной сферы 1990 г. 2010 г. 2020 г.

детский сад 13,7 20,4 24,6

школа 12,6 15,8 16,7

клуб 11,1 13,6 14,3

больница 36,9 75,1 90,6

амбулатория 28,8 50,6 38,4

ФАП 12,8 14,2 15,1

Развитие сельских территорий происходит в основном в рамках программно-целевого подхода и проектного управления. Важнейшим стратегическим документом, в соответствии с которым решаются многие проблемы села, является Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» [5, 6]. Срок ее реализации - с 2020 по 2025 гг. Программа должна

1 Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/ document/13211. Данные ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ (Л. В. Бондаренко). - Текст : электронный.

2 Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723. Данные ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ (Л. В. Бондаренко). - Текст : электронный.

существенно изменить облик российского села [7].

Практически во всех регионах реализуются региональные программы социально-экономического развития сельских территорий, не исключением стал и Средний Урал. Напомним, что еще в далеком 1983 г. (19 июля) в Свердловске было проведено первое республиканское совещание-семинар по комплексной застройке и благоустройству сельских посёлков РСФСР. Гвоздём мероприятия стала демонстрация уральских экспериментальных посёлков «Балтым» и «Патруши». А итогом семинара стали две премии Совета Министров СССР, которые получили уральские строители.

Следует отдать должное, сельские поселки активно развиваются и по сей день, а селоо-бразующие предприятия «Балтымский Агро-комплекс» и «Агрофирма Патруши» по-прежнему демонстрируют высокоэффективное хозяйствование, в них от года к году растет выручка и чистая прибыль.

Значительно позднее (в 2007 г.) нами была разработана стратегическая межотраслевая программа социально-экономического развития сельских территорий Свердловской области «Уральская деревня», в рамках которой была проведена паспортизация сельских населенных пунктов по специально разработанной методике с заполнением Паспорта муниципального образования и комплекса мер по развитию сельских поселений. Были разработаны и применены минимальные стандарты социальной инфраструктуры для сельских поселений.

Учитывая тот факт, что известный лозунг «Кадры решают всё!» никогда не станет идеологическим антиквариатом, мы занимаемся в научном плане и проблемами воспроизводства квалифицированных кадров. Так, проблемы адаптации и закрепляемости молодых специалистов в сельских территориях по-прежнему остаются весьма актуальными. Мониторинг социально-трудовой сферы села, опросы и интервьюирование молодых специалистов на предмет того, а что же препятствует полной адаптации в сельскохозяйственных организациях, дали шесть конкретных ответов. Так, 87 % от числа опрошенных указали в качестве первопричины недостаточную практическую (практико-ориентиро-ванную) подготовку в учебном заведении аграрного профиля. И это неслучайно, так как во многих агровузах прекратили свое существование учебно-опытные хозяйства. И эта тенденция может продолжаться. Как известно, уже 11 агровузов без какой-либо научной

проработки и обоснования целесообразности были переданы в ведение Минобра России.

А вот 75 % респондентов указали на проблему обеспечения молодых специалистов необходимыми жилищно-бытовыми условиями. Проблема до настоящего времени не решена, так, на 1 апреля 2023 г. в АПК Свердловской области было предложено специалистам 231 вакантное место, но жилье предоставлялось только по 82 вакансиям (ипотека и общежитие).

Решению жилищной проблемы во многом может способствовать механизм сельской ипотеки. Но механизм ипотечного кредитования требует совершенствования в части привлечения в сельскую местность молодых специалистов и квалифицированных кадров. Предлагается следующий алгоритм: после заключения трудового договора в хозяйствующем субъекте АПК специалист оформляет договор ипотечного кредитования с выплатой первого взноса за счет средств организации-работодателя, последующие же платежи осуществляет работник, но при этом размер его заработной платы ежемесячно увеличивается на сумму уплаты по кредиту. Таким образом, договорные отношения с хозяйством не прерываются в течение срока договора ипотечного кредитования (20 лет).

Возможно к этому механизму и подключение областного бюджета через механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В рамках разработанного пятиблочного механизма повышения закрепляемости молодых специалистов подобный механизм с использованием средств государственной поддержки мы применяли в АПК Свердловской области при целевом обучении студентов по заказу сельскохозяйственных товаропроизводителей, в этом случае хозяйству возмещалось 50 % от понесенных затрат на теоретическое и практическое обучение студента (за полный курс). Средства выделялись через субсидии из областного бюджета.

Сегодня известен и применяется механизм возмещения такого рода затрат через Министерство сельского хозяйства России. Речь идет о механизме предоставления субсидий на возмещение затрат по заключенным с работниками ученическим договорам и затрат на прохождение производственной практики.

С учетом особенностей той или иной территории могут применяться и различные модели поселений - от фермерских до агрогород-ков и агрополисов.

В северных территориях Урала идут по пути кластерных поселений. В Республике Башкортостан интерес представляют поселения «гелиополисы». В Тюменской области развиваются эко-поселения. Многие субъекты Урала используют опыт строительства агро-городков Республики Беларусь [8].

Опыт развития сельских территорий и механизмы взаимодействия агробизнеса с органами государственного управления нашли отражение в ряде публикаций монографического характера. Что же еще необходимо сделать, чтобы ускорить развитие сельских территорий и в ряде регионов сдержать процессы обезлюдивания сельских поселений, - таким вопросом задаются многие научные коллективы и отдельные исследователи.

Заключение. Приведем ряд конкретных предложений, направленных на повышение эффективности и управляемости развитием сельских территорий.

Учитывая, что Доктрина продовольственной безопасности выступает в качестве методологической основы проводимой аграрной политики, считаем необходимым внести ряд дополнений, которые должны быть связаны с обеспечением равной физической, экономической и финансовой доступности продовольствия гражданам независимо от места их проживания в городской или сельской местности.

Возможно, назрела необходимость создания отдельного Министерства «Комплексного развития сельских территорий и малых городов России», или шире поставить задачу -Министерство «Пространственного развития Российской Федерации», наделив его функциями главного уполномоченного органа, обеспечивающего в том числе и координацию вопросов развития сельских территорий и сельских агломераций.

Необходимо внести изменения в Трудовой кодекс РФ, включив в него ранее утраченное понятие «молодой специалист», раскрыв критерии отнесения работников к данной категории.

Проявить законотворческую инициативу по разработке и принятию Федерального закона «О статусе молодого специалиста, работающего в сельской местности», в котором будут обозначены не только льготы, но и права и обязанности. Такой закон будет направлен на повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в сельских территориях.

В целях обеспечения большей привлекательности сельской территории и повышения закрепляемости квалифицированных кадров в хозяйствующих субъектах АПК внести изме-

нения в механизм сельского ипотечного кредитования, обеспечив возможность получения сельхозтоваропроизводителями субсидий на возмещение затрат по сельской ипотеке. Рассмотреть возможность увеличения максимальной суммы кредита до 6 млн рублей во всех субъектах РФ и строительства индивидуального жилого дома силами заемщика. Установить для молодых специалистов ставку по сельской ипотеке 0,1 %.

Для решения инфраструктурных проблем сельских территорий активнее использовать механизм государственно-частного и муници-пально-частного партнерства (ГЧП/МЧП), но, учитывая уровень бюджетов сельских муниципальных образований, для софинансиро-вания такого механизма потребуется решение вопроса о возможном расширении направлений государственной поддержки.

Законодательно утвердить в рамках Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проведение паспортизации сельских населенных пунктов не реже одного раза в 2-3 года с учетом минимальных социальных стандартов (нормативов).

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ при комплексной застройке сельских территорий использовать опыт создания агрогородков в Республике Беларусь, а также проектов, предложенных в Республике Башкортостан, по типу «гелиополисов», кластерных поселений и агроэкопо-лисов, обладающих чертами технополиса и экополиса - двух перспективных моделей развития городка, предложенных в рамках Концепции развития территории «Енисейской Сибири».

У большинства исследователей, занятых проблемами АПК и развития сельских территорий, имеются определенные наработки в данной области. Проведены серьезные исследования, но понятно всем, что каким бы прекрасным не был разработанный механизм и меры по его реализации, если в нем отсутствует эффективный правой блок, то такой механизм не работоспособен. Вот почему сегодня звучат предложения со стороны ученых из ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ о необходимости разработки и принятия Федерального закона «О комплексном развитии сельских территорий».

Библиографический список

1. Сёмин, А. Н. Территориальное развитие региона в условиях проектного управления и кластерной экономики / А. Н. Сёмин. - Текст : не-

посредственный // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2019. - № 3. - С. 25-38.

2. Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года (Проект). - Москва : Министерство экономического развития Российской Федерации, 2016. - С. 16. - Текст : непосредственный.

3. Бондаренко, Л. В. Состояние сельских территорий и законодательное обеспечение их развития / Л. В. Бондаренко. - Текст : непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2023. - № 5 (99). - С. 175-195.

4. Бондаренко, Л. В. Доходы, платёжеспособный спрос сельского населения и условия его реализации / Л. В. Бондаренко, Л. Т. Татарова. - Текст : непосредственный // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2022. - № 2 (40). - С. 31-42.

5. Комплексное развитие сельских территорий. Государственная программа РФ : Постановление от 31 мая 2019 года № 696. - URL: http://government.ru/docs/36905/ (дата обращения: 05.08.2023). - Текст : электронный.

6. В России на развитие сельских территорий в 2020-2023 годах направили 125 млрд рублей. - Текст : электронный. // Социальный фонд России. - URL: https://sfr.gov.ru/press_ center/z_news/~2023/07/21/252460 (дата обращения: 05.08.2023).

7. Ушачев, И. Г. Основные направления комплексного развития сельских территорий России / И. Г. Ушачев, Л. В. Бондаренко, В. С. Че-калин. - Текст : непосредственный // Вестник Российской академии наук. - 2021. - Т. 91. -№ 4. - С. 316-325.

8. Сёмин, А. Н. Агрогородки как фактор повышения привлекательности сельской территории / А. Н. Сёмин. - Текст : непосредственный // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2021. - № 4. - С. 60-72.

Контактная информация:

Сёмин Александр Николаевич

профессор, академик РАН, профессор кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет». 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62. E-mail: aleks_ural_55@mail.ru

Зорков Владимир Сергеевич

доцент кафедры «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет».

620000, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42. E-mail: zorkov1956@yandex.ru

References

1. Syomin, A. N. Territorial'noe razvitie regiona v usloviyah proektnogo upravleniya i klasternoj ekonomiki / A. N. Syomin. - Tekst : nepo-sredstvennyj // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. - 2019. - № 3. - S. 25-38.

2. Koncepciya Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (Proekt). - Moskva : Ministerstvo ekono-micheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii, 2016.

- S. 16. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Bondarenko, L. V. Sostoyanie sel'skih territorij i zakonodatel'noe obespechenie ih razvitiya / L. V. Bondarenko. - Tekst : neposredstvennyj // Eko-nomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve.

- 2023. - № 5 (99). - S. 175-195.

4. Bondarenko, L. V. Dohody, platyozhespo-sobnyj spros sel'skogo naseleniya i usloviya ego realizacii / L. V. Bondarenko, L. T. Tatarova. -Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii. - 2022. -№ 2 (40). - S. 31-42.

5. Kompleksnoe razvitie sel'skih territorij. Gosudarstvennaya programma RF : Postano-vlenie ot 31 maya 2019 goda № 696. - URL: http://government.ru/docs/36905/ (data obra-shcheniya: 05.08.2023). - Tekst : elektronnyj.

6. V Rossii na razvitie sel'skih territorij v 20202023 godah napravili 125 mlrd rublej. - Tekst : elektronnyj. // Social'nyj fond Rossii. - URL: https:// sfr.gov.ru/press_center/z_news/~2023/07/-21/252460 (data obrashcheniya: 05.08.2023).

7. Ushachev, I. G. Osnovnye napravleniya kompleksnogo razvitiya sel'skih territorij Rossii / I. G. Ushachev, L. V. Bondarenko, V. S. CHekalin. -Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Rossijskoj aka-demii nauk. - 2021. - T. 91. - № 4. - S. 316-325.

8. Syomin, A. N. Agrogorodki kak faktor povy-sheniya privlekatel'nosti sel'skoj territorii / A. N. Syomin. - Tekst : neposredstvennyj // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. -2021. - № 4. - S. 60-72.

Contact Information: Semin Alexander Nikolaevich

academician of the Russian Academy of Sciences, Professor, Professor of the Department of World Economy and Foreign Economic Activity, Ural State Economic University. 620144, Yekaterinburg, March St. 8, 62. E-mail: aleks_ural_55@mail.ru

Zorkov Vladimir Sergeevich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Associate Professor of the Department "Service of transport and technological machines and equipment in the agro-industrial complex", Ural State Agrarian University. 620000, Yekaterinburg, Karl Liebknecht St., 42 E-mail: zorkov1956@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.