УДК 658.51 (075.8)
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
И.А. Рахманина
Рассмотрены основные принципы создания и функционирования логистических систем, их организационно-экономическая среда функционирования для комплексного понимания процессов повышения эффективности деятельности и оптимизации параметров системы. Предложена базовая схема эффективного функционирования логистической системы, позволяющая в современных экономических реалиях выбрать рациональные способы действий в зависимости от ситуаций с целью достижения поставленных результатов, оптимизации всех бизнес-процессов системы и повышения эффективности всей деятельности.
Ключевые слова: логистическая система, принципы функционирования, логи-стикоориентированное управление, базовая схема эффективного функционирования, оптимальное управление.
Поиск путей повышения эффективности функционирования логистических систем (ЛС), на сегодняшний день, продиктовано ужесточением конкурентной борьбы за рынки сбыта, увеличением требований клиентов к качеству товаров, услуг, обслуживания и в целом к организации бизнес-процессов, усложнением процессов протекающих в самих системах, что на наш взгляд требует экономически грамотного управления их деятельностью, позволяющего на основе системного анализа обеспечить высокую предсказуемость развития событий, разработать гибкий алгоритм взаимодействия ЛС, подсистем и звеньев, адаптироваться к быстрым инкрементальным изменениям внешней среды, свидетельствующих о высокой степени ее турбулентности.
Анализ показал, наличие проблемного поля в исследуемой области, что находит свое отражение в научной и учебно-методической литературе по различным аспектам управления, как общим, так и специальным, включая управление логистическими системами. В последнее время немало внимания уделяется вопросам рассмотрения принципов управления, создания, функционирования ЛС, где прослеживается общая тенденция отсутствие единого подхода к данной проблеме, что усложняет процесс разработки механизмов, моделей эффективного управления функционированием ЛС и требует проведения дальнейших исследований в данной области. В многочисленных исследованиях, авторов рассматривающих вопросы логистического управления представлен обширный список принципов и подходов к созданию, функционированию и управлению ЛС, включающий множество различных классификационных признаков [1,2,3,4,5]. Так выделяют методологические, специфические и ситуацион-
ные принципы; общеуправленческие, кибернетические и синергетические принципы[3,4]. Несмотря на некоторую эклектичность, вследствие применения различных концепций для конкретных объектов управления некоторые авторы используют иерархический принцип при систематизации, выделяя общетеоретические и общесистемные принципы, концептуальные принципы логистического управления и принципы, отражающие особенности применения логистики для конкретного объекта управления. Данный подход позволяет рассмотреть все принципы во взаимосвязи, учесть максимально возможное количество различных подходов и выстроить единую многоуровневую систему методологических принципов логистического управления[1,2,3,4,5].
Кроме приведенной классификации в исследованиях встречаются и другие варианты систематизации принципов, однако большинство из них сводится к предложенным основным критериям деления. Основные принципы функционирования ЛС представлены на рис.1, где отражены методологические, общесистемные, логистические принципы и принципы исследования систем. Хотелось бы более подробно остановиться на логистических принципах, соблюдение которых приведет к максимальной адаптивности и эффективности функционирования системы при своевременном изменение целей в ответ на изменившиеся условия, выбору оптимальных способов их достижения и реализации разработанных планов.
Основными логистическими принципами создания и функционирования ЛС, определяющими характер и природу всего механизма взаимодействия в целом и отдельных его элементов в частности являются [1,2,3,4,5]:
- принцип оптимальности, означающий многовариантный поиск наилучшего способа экономического поведения логистической системы с учетом конкретных условий;
- принцип синергии, заключающийся в достижении набора параметров, характеризующих сложную систему, согласованности действий во всех взаимосвязанных процессах системы и приносящий наибольший эффект в целом, чем при улучшении функционирования отдельных ее элементов;
- принцип динамичности, а именно прогрессивной динамике, выражающейся в развитии, стремлении к совершенству;
- принцип формализации, предполагающий получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы;
- принцип комплексности, обозначающий построение логистической системы как совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, автономное функционирование которых считается деструктивным;
Рис. 1. Принципы создания и функционирования ЛС
- принцип гибкости, позволяющий системе быстро и эффективно адаптироваться в условиях турбулентной среды;
- принцип целесообразности, проявляется в избирательном выборе организационных, технических и технологических структурных составляющих при достижении логистических целей;
- принцип эффективности, проявляется во взаимосвязи между достигнутым результатом системы и использованными ею ресурсами, характеризуется эффективностью функционирования основных и вспомогательных логистических функций;
- принцип интегративности означает, что данное качество присуще лишь логистической системе в целом, но не свойственно ни одному из ее элементов в отдельности;
- принцип надежности, заключается в способности логистической системы в определенных условиях и в течение заданного периода выполнять свои функции, сохраняя эффективность функционирования на установленном уровне;
- принцип превентивности, в логистике предусмотрена превентивная концепция управления, предупреждающая возникновение отклонений и диспропорций;
- принцип тотальных затрат, т.е. учет всей совокупности издержек управления потоковыми процессами;
- принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки.
- принцип синергии, заключающийся в получении эффекта взаимного усиления связей элементов ЛС при их кооперативных действиях, который выше, чем просто их суммарный эффект;
- принцип фрактальности, заключающийся в реализации масштабной инвариантности, динамичности, способности к саморазвитию, рекур-сивности и сингулярности деятельности системы.
Применение отмеченных выше принципов создания и функционирования ЛС обеспечит:
- оптимальность управленческих решений и их обоснованность с применением экономико-математических методов;
- логистический подход при оценке эффективности возможных управленческих решений;
- комплексность охвата плановыми решениями производственно-хозяйственной деятельности ЛС и ее производственных подразделений;
- непрерывность и динамизм развития гибкой производственной системы на основе органической увязки перспективного, текущего и оперативного планирования, единства организационно-экономического планирования и организационно-технологического управления;
- оптимальную соотносимость элементов логистической системы, а за счет созданной интегрированной информационной системы - содействие объективной возможности сохранения этой пропорциональности;
- идентификацию процессов планирования в целом и его частей,
установление принципов декомпозиции и агрегирования моделей планирования и управления, адекватно отражающих реальные изменения внешней среды;
- эффективное развитие системы с использованием математических методов при решении задач интегрированного планирования инновационных процессов в ЛС;
- инвариантность, т.е. возможность наращивания мощности и дальнейшего интенсивного развития ЛС и ее отдельных подсистем;
- прогрессивность принимаемых управленческих решений с отражением передового отечественного и зарубежного опыта и рационализации процессов планирования и управления всеми подсистемами ЛС;
- заинтересованность в непрерывном росте эффективности и качестве работы и единство интересов всех звеньев ЛС;
- надежность и устойчивость функционирования системы с обеспечением достоверности отображения фактического состояния подсистем и намеченных плановых мероприятий;
- реализацию логистического анализа и контроля при разработке инновационных процессов в ЛС действия внешних неопределенных и ста-хостических факторов;
- формализацию четко сформулированной цели оптимизации инновационного процесса;
- создание и рациональное использование единой интегрированной системы обработки данных с применением концепций логистики, что приведет к селективности результирующей информации при ее передаче на разные иерархические уровни ЛС;
- наличие единой системы технико-экономических, организационно-технологических показателей, критериев и аппарата их использования, что обеспечит сбалансированность, комплексность, сопоставимость и кор-респондентность при расчете и использовании показателей, а также согласованность номенклатуры плановых показателей, что обеспечит возможность перехода от укрупненных величин к подетальным от подетальных к агрегированным;
- выявление и эффективное использование всех видов ресурсов ЛС, синхронизацию всех потоковых процессов.
Логистикоориентированное управление представляет комплексный многоаспектный процесс, требующий согласованного взаимодействия множества подсистем ЛС, осуществления сквозного управления ресурсо-потоками при достижении максимальных эффектов за счет возможности комплексного отслеживания взаимозависимости процессов и этапов деятельности ЛС с целью выявления и реализации резервов системы и улучшения качества всех бизнес-процессов [1,2].
Для комплексного понимания процессов функционирования ЛС в современных экономических реалиях необходимо описание существу-
ющей организационно-экономической среды функционирования ЛС (см. рис. 2). Система логистикоориентированного управления должна органично вписываться в организационно-экономическую среду ЛС и в некоторой степени представлять собой результат взаимодействия объектов этой среды.
Логистическая система, характеризующаяся оптимальностью, адаптивностью, иерархичностью, эмержентностью, динамизмом, целенаправленностью и вариантностью поведения, способностью взаимодействия с окружающей средой, представляет собой многопараметрический объект со сложной структурой, состоящей из следующих подсистем: производственной, сбытовой, обеспечивыющей, сервисной, информационной, энергосберегающей, а также подсистем управления и экологической защиты [1,2,5].
Управление в логистических системах следует рассматривать как адаптивный процесс к изменениям окружающей среды, а реакция системы на изменение происходит в пределах сохраняющейся качественной определенности и не выходит за границы предельных установленных значений параметров системы. Выбор характера поведения ЛС осуществляется исходя из внутренних закономерностей существования и функционирования системы, общей стратегии бизнеса и корпоративной идеологии, предполагающей организацию такого взаимодействия всех подсистем ЛС и протекающих в них потоковых процессов, которое приведет в соответствие внутреннюю среду в зависимости от степени изменения внешней среды, обеспечивая переход системы из одного состояния в другое.
Таким образом, резкое усиление роли факторов интенсификации, динамичности и целенаправленности развития ЛС предопределило необходимость разработки базовой схемы эффективного функционирования ЛС (см. рис. 3), которая предполагает функциональное направление оптимизации логистической работы, выбор конкретных целей, критериев и альтернатив для нахождения таких управляющих воздействий на поведение системы в результате чего, она изменит свое поведение, таким образом, чтобы достичь заданной цели, и при помощи обратной связи выдать ответную реакцию о своем состоянии или функционировании.
Поэтому при управлении функционированием ЛС должны быть приняты рационалистические целевые установки, позволяющие выбрать способы действий в зависимости от ситуаций, используя следующий набор моделей управления: 1) учетно-аналитическую модель ЛС; 2) модель функционирования ЛС; 3) модель организационно -распорядительной системы; 4) целевую функцию управления и программу развития ЛС.
В долгосрочной перспективе дестабилизирующие факторы среды, как известно, могут видоизменять представление о будущей системе, модифицировать цели и критерии ее оценки в зависимости от того, какие логистические аспекты попадают в центр внимания.
Учетно-аналитическая модель ЛС (УАМЛС) предполагает диагностику состояния системы для принятия управленческих решений с учетом возмущающих воздействий и сбоев в передаче информационного потока в результате искажений и неточностей. Таким образом, основными функциями модели являются сбор, организация, обработка и представление информации необходимой для принятия решений на основе, которой формируется структура внутренней отчетности.
Информационная база, полученная от УАМЛС используется для разработки модели функционирования ЛС (МФЛС), позволяющей описать состояние ЛС и разработать алгоритм синтеза управленческих решений. В МФЛС, от адекватности которой напрямую зависят качество и результаты функционирования ЛС, описываются ключевые бизнес -процессы и взаимосвязи параметров ресурсопотоков для последующей их оптимизации.
Основная целевая установка при разработке модели организационно-распорядительной системы (МОРС) заключается в формировании механизма принятия оптимальных управленческих решений и управляющих воздействий, необходимых для целенаправленного изменения состояния ЛС по заданной траектории. На основе МОРС разрабатывается организационная структура ЛС. Конкретизация характерных признаков каждой организационной структуры и необходимость переходной стратегии дает возможность оценить предстоящие расходы и проблемы перехода на новый уровень, и таким образом снизить риск принятия неверной стратегии развития.
В рамках целевой функции управления ЛС (ЦФУЛС) разрабатывается алгоритм оценки эффективности функционирования системы. При этом, целевая установка эффективности ориентирована на поиск и выбор из множества допустимых вариантов (операций, решений) наилучшего по заданной совокупности критериев, который определяется, прежде всего, оценкой результатов производственно-хозяйственной деятельности - тем, насколько они обеспечивают достижение поставленных целей ЛС. Таким образом, можно выделить следующие группы показателей эффективности функционирования ЛС: производственно-технологическая (Эп), финансово-экономическая (Эф), социально-экологическая (Эс) и информационно-организационная (Эи) эффективности, расчет и оценка которых проводится через определенные интервалы и позволяет определить правильность выбора стратегии развития ЛС [2].
На основе ЦФУЛС и МФЛС строится программа развития ЛС, фиксирующая плановое изменение параметров состояния системы во времени,
которые могут измеряться в заранее определенные моменты времени, либо когда предполагается, что для описания процесса достаточно знать состояние системы в отдельные моменты времени.
Следовательно, использование предложенных моделей управления функционированием ЛС позволит увеличить сферы влияния и долю на рынках сбыта, снизить неопределенность среды, повысить точность прогнозирования, оптимизировать параметры системы, уменьшить риск. При этом снижение степени риска любой деятельности в условиях турбулентной среды возможно при осуществлении тщательного обоснования и оптимизации, принимаемых организационно-производственных и организационно-экономических решений.
Крайне важным при достижении эффективного функционирования ЛС является оптимизация процесса управление с целью получения максимального конечного результата, сконцентрировав ресурсы по наиболее эффективным направлениям для рационального решения отдельных задач деятельности и увеличения возможностей использования производственной и социальной инфраструктур. Оптимальное управление предполагает достижение максимального значения критерия при заданных условиях и соблюдении заданных ограничений. Рассмотрим задачу оптимального управления ЛС, представленную следующим образом:
Т
\ф(х,и,?^ тах, о
йх Ж
и^)е и, ? е[0, Т],
= / (х, и, г),
х
(0)=
хо-
(1) (2)
(3)
(4)
где х=х(1) - искомая траектория так называемой фазовой переменной (дохода, эффективности, фонда развития, стоимости бизнеса и т.п.), а и=и(1) -управление, удовлетворяющее в каждый момент времени ограничениям (3). Дифференциальное уравнение (2) позволяет определить траекторию х(1) при известном управлении и@), выбор которого следует подчинить максимизации интегрального функционала (1).
В основе решения задач (1) - (4) лежит принцип максимума Понтря-гина. Для формулировки принципа максимума следует внести в рассмотрение «двойственную» к х^) переменную р(1) , которую можно интерпретировать как двойственную оценку в момент времени ? е [0, Т] дифференциального ограничения (2). Далее формируется функция Гамильтона (5)
V
И(х,р,и,г) = р0 ((х,и,г) + р/(х,и,г),
(5)
где р0=0 или р0=1.
Таким образом, полагаем:
И(х,р,и,г) = (х,и,?)+р/(х,и,г), ^
Функция Гамильтона порождает следующее дифференциальное уравнение для двойственной переменной:
Ф аи. (7)
Ор = "1И (х, р, и, ?),
а? ах
Данное уравнение дополняется конечным условием
рОО = 0. (8)
Теперь принципу максимума может быть дана следующая формулировка: если и=и*$) - оптимальное управление в модели (1) - (4), х=х(1) -соответствующая и*(1) оптимальная траектория, а р=р^) - рассчитанная для х^) и и*(1) согласно (7), (8) траектория двойственной переменной, то для всех [0,1]
И (х(г), р(г), и*(г), г) = тах И (х(? \ р(г ),и,1 \
иеП
(9)
т.е. оптимальное управление в каждый момент времени приводит к максимальному значению функции Гамильтона.
В заключении хотелось бы отметить, что комплексное применение основных принципов функционирования ЛС приведет к оптимизации всех бизнес-процессов, повышению конкурентоспособности, увеличению доли на рынках сбыта и максимальной эффективности производственно-коммерческой деятельности системы при условии максимальной скорости, достоверности и полноты управленческих воздействий на возникшие изменения, а следовательно, и скоростей формирования ответной реакции системы, процесса корректировки в соответствии с достижением требуемых параметров ЛС, т.е. необходимости, своевременного изменения целей системы, выбора способов их достижения и реализация поставленных планов.
Список литературы
1. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Логистикоориентированное проектирование бизнеса / А. Д. Канчавели, А. А. Колобов, И. Н. Омельченко и др.; под ред. А. А. Колобова, И. Н. Омельченко. - М.: Изд-во ИГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. 600 с.
2. Проектирование интегрированных производственно -корпоративных структур: эффективность, организация, управление / С.Н. Анисимов, А.А. Колобов, И. Н. Омельченко и др.; под. Ред. А.А. Колобова, А. И. Орлова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 728 с.
3. Каточков В. М., Окольнишникова И. Ю. Принципы управления потоковыми процессами в предпринимательской деятельности промышленных предприятий // Проблемы современной экономики, № 4 (32), 2009. С. 31-35.
4. Теренина И., Чичко Ю. Логистические аспекты формирования организационных структур в агропромышленном комплексе // РИСК, № 3, 2009. С. 59-64.
5. Рахманина И.А. Теоретико-методологические аспекты исследования логистических систем / И.А. Рахманина И.А., Е.В. Чистопольская // Известия СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Том 13, выпуск 3, ч. 1. С. 310-315.
Рахманина Ирина Алексеевна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Саратов, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.
COMPLEX APPLICATION OF THE BASIC PRINCIPLES OF EFFECTIVE LOGISTICS
SYSTEMS
I.A. Rakhmanina
The basic principles of the establishment and operation of logistics systems, their organizational and economic environment for the operation of an integrated understanding of the processes improve performance and optimize system parameters. A basic diagram of the effective functioning of the logistics system, allowing in today's economic realities to choose rational ways of action depending on the situations in order to achieve these results, the optimization of all business processes and improve the effectiveness of all activities.
Key words: logistic system, principles of operation, logistikoorientirovannoe management, basic scheme effective functioning, optimal control.
Rakhmanina Irina Alekseyevna, сandidate of economic science, docent, [email protected], Russia, Saratov, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov