5
UJ
S ^
О UJ
X о
X
о te со
10
1. Разработан на основе результатов эмпирического исследования показатель измерения эффективности деятельности учреждений культуры {на примере Костромской областной универсальной научной библиотеки), учитывающий экономический и неэкономический интерес деятельности и обеспечивающий комплексное применение финансово-управлен-ческих, информационно-организационных, контрольно-аналитических мер, в совокупности способствующих повышению эффективности деятельности музеев и библиотек;
2. Предложена интегральная методика оценки эффективности деятельности государственных учреждений культуры (на примере Костромской областной универсальной научной библиотеки), разработанная на основе интегрального показателя финансовых, управленческих и индикативных параметров, учитывающая потребности всех потенциальных ее пользователей (государства, организаций, индивида), применимая для закрепления в государственно-программных проектных инициативах.
Литература:
Т. 0 библиотечном деле [федер. закон от29.12.1994 № 78-ФЗ] (ред. от oí.05.2019) //CIIC "Консультант Плюс": Законодательство, Версия Проф. - Текст: электронный. - URL: http://base.consuitant.ru (дата обращения: 25.11.2020).
2. Об обязательном экземпляре документов [фе-дер, закон от29.12.1994 № 77-4*3] (ред. от08,06.2020) // СПС "Консул ьтантПл ¡ос": Законодательство. Вер сия Проф. - Текст: электронный. - URL: http:// base.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2020).
3. Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда [При каз Министерства культуры Российской Федерации от 08.10.2012 № 1077] (ред. от 02,02.2017) // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство. Версия Проф. - Текст: электронный, - URL: http:// base.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2020).
4. Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестра книжных памятников [Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 03.05.2011 N9 429]//СПС
"КонсультантПяюс": Законодательство. Версия Проф. - Текст: электронный. - URLr http:// base.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2020).
5. Берёзкина Н. Ю. Оценка эффективности деятельности библиотек: проблемы и перспективы / Берёзкина Н. Ю, // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитое новых технологий ;докл. 111 Междунар. науч.конф., Минск, 6-7 дек. 2018 т. / Белорус.с.-х. б-ка имени И.С.Лупиновича Нац. акад. наук Беларуси. - Минск, 2018,- С. 249-257. - ISBN 978-985-7202-85-0.
6. Дядькова О.Н. Особенности оценки эффектив нос г и деятельности общедоступных библиотек в контексте внедрения проектного управления в органах государственной власти (на примере Московской области) / Дядькова О.Н. // Образование в России: история, опыт, проблемы, перс пективы. - 2017. 2 (7).-С. 61-78. - ¡SSN 2306-9988.
7. Пилко И.С. К оценке эффективности библиотечной деятельности / Пилко И.С., Мухамедиева С.А. // Научные и технические библиотеки. - 2019, -№ 3. - С. 31-44. - ISSN 0130-9765.
8. Редькина Н, С. Внедрение информационных технологий в библиотеках с учетом информационных технологий в библиотеках с учетом оценки их эффективности. Библиосфера. - 2011. - № 1, -С. 45-52,-ISSN 1815-3186.
9. Редькина Н. С. Измерение эффективности работы библиотек // Библиосфера. - 2009. - N"1. -С. 63-72. - ISSN 1815-3186.
10. Mehrjerdi Y. Z. Library performance évaluation in a dynamic environment using patron satisfaction / Mehrjerdi Y. Z. //The Г1е< Ironie Library. 2017. - Voî 35, No 2. - Pp. 374-390.-ISSN 0264-0473.
11. Poil R. Oualîty in muséums and libraties: a comparison of indicators. / Poil R. // University of Munster, Munster, Getmany. Performance Measurement and Metrlcs. - 2018. - Vol, 19 No. 2. -Pp. 90-100. - ISSN 1467-8047.
12. Stamatoplos A, Lffects of library instruction on university students' satisfaction with the library: a longitudinal study / Stamatoplos A., Mackoy R. // College & Research Ljbraries.- 1998 - Vol 59, No 4. -Pp. 322-333.-ISSN 0010-0870.
13. АИС "Статистическая отчетность отрасли" ГИВЦ Минкультуры России- URL: https://stat.mkrf.ru (Дата обращения: 10.02,2020).
14. Официальный сайт Костромской областной универсальной научной библиотеки - URL: http:/ /www.kounb.ru (дата обращения: 27.03.2021).
INTEGRA TEDAPPLiCA TfONOFSTRA TEGIC ANALYSIS METHODS Akimova Elena MikhaUovna, PhD of Economics, Associate Professor Kise/ Tatiana Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor
Department of Management and Innovation, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University), Moscow
The purpose of the study is to propose the author's approach to the complex application of strategic analysis methods based on SWOT analysis. The article discusses the well-known and presented in various sources methods of strategic analysis. Special attention is paid to SWOT-ana/ysis, various points of view on its role are investigated. The scientific novelty lies in the determination of the logical connection between the methods of strategic analysis and SWOT-ana/ysis and the development of the author's approach to the procedure for conducting strategic
analysis based on their integrated use. As a result, found that a strategic analysis of stepwise character In this case, the result of one step of analysis simultaneously serves as the initial information for conducting another step of analysis. To systematize the information obtained during the analysis, a SWOT analysis matrix is used.
Keywords: strategic analysis; development strategy; external environment; internal environment; SWOT analysis; strengths and weaknesses; opportunities; threats.
DOI 10.24923/2222-243X.:
=39.2
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СТРА ТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Цель исследования - предложить авторский подход к комплексному применению методов стратегического анализа на базе ЗУУОГанализа. В статье рас сматриваются известные и представленные в различных источниках методы стратегического анализа. Особое внимание уделено 5ШОТ-анализу, исследованы различные точки зрения на его роль. Научная новизна заключается в определении логической взаимосвязи методов стратегического анализа и $\УОШнализа и разработке авторского подхода к порядку проведения стратегического анализа на основе их комплексного использования. В результате выявлено, что стратегический анализ носит ступенчатый характер. При этом результат одного вида анализа одновременно выступает входящей информацией для проведения другого вида анализа. Для систематизации полученной в ходе анализа информации используется матрица SWOT-aнaлизa. Ключевые слова; стратегический анализ; стратегия развития; внешняя среда; внутренняя среда; SWOT-aнaлиз; сильные и слабые стороны; возможности; угрозы.
Введение
Долгосрочное и стабильное функционирование и развитие любой коммерческой организации возможно только при целенаправленном поддержании ее конкурентоспособности, под которой разные авторы понимают способность или возможность выстоять в конкурентной борьбе, удовлетворять выпускать конкурентоспособную продукцию, получать прибыль и адаптироваться к окружающей среде [1]. Это означает необходимость своевременно получать информацию о состоянии среды и учитывать ее при формировании стратегии развития организации. Разнообразие методов стратегического анализа, представленное в литературе, одновременно с отсутствием позиций авторов относительно порядка проведения анализа, его логики и взаимной связи между методами стратегического анализа определили актуальность данного исследования
Целью исследования является формирование авторского подхода к комплексному применению методов стратегического анализа. Для достижения цели исследования были поставлены и, соответственно, решены следующие задача. 1) выполнить обзор широкого круга источников, посвященных вопросам стратегического управления, для выявления широкого круга методов стратегического анализа; 2) определить позицию авторов относительно роли SWOT-анализа; 3} определить взаимосвязь методов стратегического анализа и SWOT-анализз.
Объектом исследования стали методы стратегического анализа, наиболее часто встречающиеся в учебной и научной литературе. Предметом - исследование возможностей комплексного применения методов стратегического анализа на базе SWOT-анализа.
Теоретической базой исследования послужили публикации классиков стратегического управления И. Ансоффа, A.A. Томпсона, А.Дж. Стрикленда, а также современных исследователей-0.С. Ви-ханского, A.B. Молодчик, М.А. Молодчик и др.
УДК 338.984 ВАК РФ 08.00.05
0 Акимова ЕМ, 2021 0 Кисель Т.Н., 2021
OJ
0 OJ
-О
1
03
со
си
¿>1 2:
S
и
АКИМОВА Елена Михайловна, кандидат зкономических наук, доцент
КИСЕЛЬ Татьяна Николаевна, кандидат зкономических наук, доцент
кафедра Менеджмента и инноваций, НИУ Московский государствен ный строительный университет, Москва
Практическая значимость полученных результатов исследований заключается в возможности применения предложенного порядка и логики стратегического анализа при изучении внешней и внутренней среды экономического субъекта в ходе разработки стратегии его развития.
Основная часть
В наши дни становится очевидным, что мир вокруг нас очень непостоянен: изменяется политическая обстановка и взаимоотношения между странами и регионами, с высокой скоростью совершенствуются и развиваются технологии, появляются и уходят 8 прошлое профессии и различные виды товаров потребления, изменяются и потребительские предпочтения и многое другое. Все порождает и целый ряд экономических изменений. И, пожалуй, никто не станет отрицать, что скорость изменений только нарастает. Разработка гибкой стратегии организации признана эффективным способом адаптации любой организации к таким изменениям.
Первым этапом при разработке стратегии предприятия является так называемый стратегический анализ, позволяющий сформировать наиболее полное представление о внутренней и внешней среде организации. Существует много разнообразных методов стратегического анализа. Некоторые из них сосредоточены на анализе только внутренней среды, другие - на анализе внешней среды (в том числе есть методы, сосредоточенные на отдельном анализе макроокружения или микроокружения}, Существуют также методы, позволяющие проводить одновременный анализ внешней и внутренней среды.
Исследование многочисленных источников, в том числе из числа учебной литературы, посвященной стратегическому менеджменту, показало, что в подавляющем большинстве из них методы стратегического анализа перечислены и описаны, однако отсутствуют какие-либо комментарии относительно порядка их применения: применяются ли они отдельно или совместно, в каком порядке, взаимосвязаны ли они между собой и тд. Каждый автор концентрирует свое внимание на некотором наборе методов. Кто-то останавливается на 2 3 методах, кто-то рассматривает 10 и более методов. Из этого зачастую складывается впечатление, что выбор методов стратегического анализа может осуществляться стохастически, пожеланию или нежеланию проводящего анализ. Относительно данного положения необходимо дать несколько замечаний:
- во-первых, эффективным при формировании стратегии, будет только совместное использование методов анализа внутренней и внешней среды. Отказ от использования одних и акцент на других однозначно приведет к некачественному и неэффективному результату;
- возможно одновременное использование целого ряда методов стратегического анализа. При этом порядок их применения может быть выстроен в некую логическую последовательность, когда результаты применения одного метода позволяют повысить качество анализа по следующему методу;
- важно помнить, что для формирования стратегии нужны не просто результаты анализа. Недостаточно в результате применения методов стратегического анализа получить просто факты - некую "картинку" о состоянии организации и ее окружения. Эти результаты должны достаточно четко демонстрировать основные направления стратегии развития организации - ее основные перспективы и возможности, а также наиболее уязвимые места. Методом, который позволяет достичь такого результата, является широко известный $\ШТ-анализ. Суть его заключается в том, чтобы на основании выявления и анализа сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз, ответить на вопросы о том, как использовать для развития ее сильные стороны и нивелировать слабые, как с помощью сильных сторон избежать угроз и нивелировать слабые стороны. Ответив на данные вопросы, пользователи метода сразу получают основные направления развития организации, которые могут (и должны) быть использованы при разработке стратегии.
Зачастую указанный метод - $\/\/ОТ-анализ - представлен е учебной и научной литературе наравне с прочими методами, его высокий потенциал для разработки стратегии не подчеркивается, Более того, он зачастую представлен как один из наиболее простых методов, что, конечно же, является результатом неглубокого к нему внимания. Ведь простота данного метода обеспечивается только тогда, когда до этого с помощью прочих методов стратегического анализа внутренняя и внешняя среда организации уже достаточно подробно проанализированы.
Материалы и методы исследования. Базовым методом в рамках данного исследования стал метод анализа источников литературы. Для анализа были взяты как источники из числа учебной {учебники, учебные пособия), так и
научной литературы (научные статьи, монографии). Поскольку формируемый авторами данной статьи авторский подход к комплексному применению методов стратегического анализа основан на 5УГОТ-анализе, ему было уделено особое внимание, 8 ходе изучения источников литературы предпринята попытка классифицировать авторов по критерию отношения к 5МОТ-анализу. В результате удалось выделить пять групп авторов (табл.).
Таблица - Классификация мнений авторов учебной и научной литературы о роли 5\ЛЮТ-анализа
№ Группа Взглед на ЭМГОТ-анализ
1 Не описывают ЭМГОТ-анализ среди методов стратегического анализа Несколько источников, рассматривая методы стратегического анализа, не уделяют внимания вМ/ОТ-анализу, делая акцент на применении других методов [2]
2 Б\ЛГОТ-анализ как один из методов стратегического анализа В ряде источников идет просто перечисление методов с их описанием. в\ЛЮТ-анализ рассматривается лишь как один из методов без особого акцента на направление, роль и потенциал использования, не отмечается взаимосвязь с прочими методами [3,4, 5,6, 7]
3 ЭМГОТ-анализ как один из методов анализа внутренней среды Несколько источников при описании метода Э\ЛГОТ-анализа делают акцент на его использовании именно для изучения предприятия, то есть смещают фокус применения метода на внутреннюю среду наравне с анализом цепочки ценности, анализом издержек и оценкой конкурентоспособности [8, 9]. Хотя в [8] речь идет об анализе внешних угроз и возможностей, тем не менее и здесь упор идет именно на анализ компании, а не среды
4 Б\/\ГОТ-анализ как один из методов анализа внешней среды Несколько источников делают акцент на использовании Э\ЛЮТ-анапиза для изучения внешней среды, нивелируя возможность его использования для исследования внутренней среды организации и ценность получаемых при этом результатов [10,11]
5 Э\/\/0Т-анализ как способ систематизации и обобщения информации о внутренней и внешней среде Предполагается, что вМЮТ-анализ может служить для объединения, обобщения и систематизации, структурирования информации о внешней и внутренней среде, в том числе полученной и с помощью прочих методов анализа. Опора на ранее проведенное исследования внешней и внутренней среды делает метод простым по структуре [12,13,14]
Наиболее полно представляющим потенциал использования $\/\/ОТ-анализа является, по нашему мнению, использование его как способа систематизации и обобщения информации о внутренней и внешней среде. Таким образом, предлагается его использование как метода, позволяющего систематизировать данные, полученные с помощью других извес-тныхметодов стратегического анализа, направленных на анализ организации и ее внешней среды {микро и макроокружения}. При таком подходе появляется возможность:
- максимального охвата факторов, влияющих на формирование стратегии;
- сбора наиболее полных данных;
- отбора наиболее значимых факторов внешней и внутренней среды для дальнейшего анализа;
- исключения из проведения SWOT-анали-за факторов, выявленных в ходе использования прочих методов, в случае, если их значимость невелика.
Далее в качестве результатов проведенного исследования будет предложена схема формирования матрицы SWOT-анализэ как некой обобщенной информации об организации и ее внешней среде на основе данных прочих, частных, методов стратегического анализа. Соответственно, при разработке указанной схемы авторами был использован метод индукции, предполагающий движение мысли от частного к общему.
Результаты. Итак, всем известный вид первоначальной матрицы SWOT-анализа представлен в виде четырех ячеек, в каждую из которых записываются соответствующие факторы анализа: сильные (S - Strengths) и слабые (W - Weaknesses) стороны, возможности (О -Opportunities) и угрозы (Т-Threats) (рис. 1):
Таким образом, для разработки схемы формирования матрицы SWOT-анализэ необходимо определиться, какие из известных методов стратегического анализа дадут возможность заполнить данные о внешней среде, какие - о внутренней, какие дают возможность оценить угрозы, а какие - возможности развития.
Начнем с методов, позволяющих охарактеризовать состояние внешней среды организации.
В первую очередь, необходимо отметить, что в обязательном порядке следует разделять макро и микроокружение организации. Понимание, что есть факторы разного уровня влияния, приводит к мысли о том, что используемые для идентификации состояния внешней среды методы, должны это учитывать.
а]
0 ги
-о
1
аГ со
си
¿>1 2:
S
13
Положительно влияет на достижение цели Отрицательно влияет на достижение цели
Внутренние факторы Сильные стороны Слабые стороны
Внешние факторы Возможности Угрозы
Рисунок 1 - Матрица ЬУУОТ анализа
Так, методом стратегического анализа, позволяющим исследовать состояние макроокружения, является известный РЕ$Т-анализ -анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов функционирования и развития предприятия. В ходе проведения РЕ5Т-анализа должны быть выявлены значимые для организации факторы. Результаты анализа могут быть учтены в матрице БМ/ОТ-анализа в ячейках "Возможности" или "Угрозы" в зависимости от характера действия фактора и силы влияния на организацию.
Для оценки состояние микроокружения, а точнее мезо- и микроокружения, могут быть использованы другие методы. Например, анализ 5 сил Портера. Целью его проведения является рассмотрение основных сил, оказывающих давление на организацию, то есть основных угроз:
- рыночная власть поставщиков;
- рыночная власть покупателей;
- угроза появления новых игроков на рынке;
- угроза появления на рынке товаров/услуг заменителей;
- внутриотраслевая конкуренция.
Исходя из содержания анализа 5 сил Портера, следует сделать вывод, что предварительно необходимо провести анализ потребителей и анализ конкурентов как два отдельных и содержательных вида анализа. В результате могут быть получены как угрозы (прежде всего, со стороны конкурентов), так и возможности развития. Анализ 5 сил Портера должен быть построен с учетом этих данных. В свою очередь, анализ потребителей и анализ конкурентов, как правило, выделяют в качестве элементов анализа отрасли (микро- и мезоокружение организации).
Следующим методом стратегического анализа является относящийся к внутренней среде организации анализ цепочки создания ценности, цель которого - поиск конкурентных преимуществ организации для дальнейшей разработки на их основе стратегии организации. В рамках анализа цепочки создания ценности все процессы в организации разделяют на основные (входящая логистика, производство, исходящая логистика, маркетинг, сервисное обслуживание) и вспомогательные (инф-
раструктура, управление человеческими ресурсами, научные исследования и разработки). Несмотря на то, что целью метода является выявление сильных сторон, в ходе анализа могут быть выявлены и слабые.
И здесь мы также должны отметить, что цепочка создания ценности будет максимально информативна в том случае, когда предварительно по основным ее позициям будет проведен отдельный анализ. А цепочка создания ценности становится платформой, объединяющей полученные данные и "подсвечивающей" наиболее значимые результаты. Так, для повышения эффективности применения данного метода рекомендуем предварительное проведение следующих исследований: анализ системы маркетинга, анализ персонала, анализ производственной системы (в части издержек, материалов и т.д.), логистический анализ.
Наиболее точные результаты для дальнейшего анализа мы получим в случае, если проведем полный анализ различных видов ресурсов, которые использует организация в своей деятельности. К ресурсам, помимо персонала и оборудования, можно отнести прочие материальные ресурсы (например, материалы), финансовые ресурсы (для понимания эффективности их использования проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности организации - анализ ФХД), а информационные ресурсы, а также такие виды нематериальных ресурсов, как деловая репутация, бренд и т.д.
Обязательным элементом анализа внутренней среды является портфельный анализ, позволяющий выявить как сильные, как и слабые стороны продукции, а значит, и организации в целом. Для его проведения может быть использована матрица ВСС, позволяющая структурировать продукцию организации, или другие методы портфельного анализа.
Графически вззимосвязьметодов стратегического анализа и $УЮТ-анализа как результирующего метода, позволяющего систематизировать информацию прочих методов анализа в едином удобном формате для дальнейшего рассмотрения вытекающих из результатов анализа стратегических альтернатив, представлена на рисунке 2.
Выводы. Так, по нашему мнению, стратегический анализ носит ступенчатый характер. При этом результат одного вида анализа одновременно выступает входящей информацией для проведения другого вида анализа. Для систематизации полученной в ходе анализа информации используется матрица $\А/ОТ-ана-
лиза. После заполнения ее полей предполагается дальнейшая реализация метода:
- оценка сильных и слабых сторон путем составления отдельной матрицы;
- оценка возможностей и угроз с учетом вероятности и влияний путем составлений двух разных матриц;
- составление сводной матрицы перекрестного анализа для определения стратегических альтернатив.
Представленная схема анализа может быть масштабирована в зависимости от особенностей организации и целей анализа. Она может быть расширена в случае необходимости применения дополнительных методов анализа (которых существует множество}. Также она может быть сокращена в случае, когда какой-либо из методов не дает существенных результатов.
Анализ логистики
Анализ системы
Ресурсный анализ
Анализ оборудован
Анализ произа-ва
Анализ материалов
Анализ персонала
Анализ репутации
I
Анализ компетенций
Анализ ФХД
Анализ прочих ресурсов
цепочка создания ценности
Портфельный анализ
Ф ЬI
Матрица всс
Сильные стороны Слабые стороны
Возможности Угрозы
¿шшшж
Анализ потребителей
Привлекательно сть отрасли
Основные экономические характеристики отрасли
а] о ги
-О X
Я
ф со
си 2
Ё
15
Рисунок 2. - Взаимосвязь методов стратегического анализа и 5ШОТ-анализа
Известный факт, что качество управленческих решений всегда зависит от качества информации, доступной менеджменту в момент принятия. Разработанная схема позволяет собрать максимально возможную и разноплановую информацию и рассматривать ее в едином формате БУУОТ-анализа, что позволяет говорить как о научной новизне предложенного авторского подхода к комплексному применению методов стратегического анализа, так и о его практической значимости.
Однако отдельно следует сказать и об ограничительных факторах применения разработанной схемы. Во-первых, актуальность результатов анализа будет достигаться только в случае регулярности его проведения, пересмотра изменяющихся факторов и корректи-
ровки выводов. Во-вторых, следует учитывать некую асимметричность информации у разных субъектов рынка, что может приводить и к разным результатам анализа и выводам.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.
1. Стратегический анализ носит ступенчатый характер. Результат одного вида анализа выступает входящей информацией для другого вида анализа.
2.5\АЮТ-анализ является методом, позволяющим систематизировать и обобщать информацию о внутренней и внешней среде организации.
3, Разработанный подход к комплексному применению методов стратегического анали-
te
5
UJ
s te о
UJ
X
О X
о te со
16
за позволяет собрать максимально возможную и разноплановую информацию и рассматривать ее в едином формате.
Литература:
% Голиков И,А. Особенности содержания понятий "конкуренция" И "конкурентоспособность" // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 10. - С. 1251-1264.
2. Аисофф, И. Стратегическое управление / И. Ан-софф. - М. : Экономика, 1989. - 519 с.
3. Абушова Е Е., Сулоееа C.B. Методы и модели современного стратегического анализа // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. - №1 (187).
4. Стратегический анализ: современная концепция менеджмента: учебное пособие для высшего профессионального образования / С.А. Измалко-ва [и др.]. ■ Орел : ФГБОУ ВПО 'Тосуниверситет -УНПК", 2013. - 315 с.
5. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знание:учеб. пособиедля вузов/ А. В.Молодчик, М. А. Молодчик ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005,
6. Стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие / А.Н. Алимов. - Белгород: ИД "Бел город" НИУ "&елГУ", 2014. - 276 с.
7. Виханский О.С. Стратегическое управление : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардари-ка, 1998.-296 с.
8. Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации
стратегии : учебник для вузов / пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, - 576 с.
9. Моисеева H.K., Костина Г.Д. Стратегический менеджмент : учебник (для подготовки бакалавров по специальности "Менеджмент организации"). - М.: МИЭ'Т, 2010- 220 с.
10. Страте г и чес кий менеджмент: актуальный курс : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Попов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М : ЮРАЙТ, 2019,-481 с.
11. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент : учебник для среднего профессионального обра зования/ М. Н. Сидоров. - 2-е изд., исп. и доп. - М. : ЮРАЙ1,2021. - 158 с. - (Профессионал ьное обра зование). S6N 978-5-534 09247-9. Текст: электрон ный // ЭБС ЮРАЙТ [сайтГ - URL https://uTatt.ru/ Ьсос1е/47452б(Дата обращения: 21.04.2021).
12. Гайдук В.И., Такахо Э.Е, Методы и инструменты стратегического планирования // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №103. URL: https:// cyberieninka.ru/article/n/metody i-instrumenty-strategkheskogo-pianirovaniya (Дата обращения; 22.042021).
13. Современный стратегический анализ : учебное пособие / Е.Ю, Кузнецова [и др.]; под общей ред. проф., д-ра эконом, наук ё.Ю. Кузнецова.-Екатеринбург: Изд-воУрал.ун-та,2016 - 131с.
14. Кацук O.A., Передков A.B. Формирование инструментария стратегического планирования, адекватного потребностям и возможностям малого бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №10. - С. 92-97.
A SYSTEMATIC APPROACH ТО PRODUCT QUALITY MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE
Afyutina Da Ha Sergeevna, Undergraduate student
Lavruhina Natatya Viktorovna, PhD of Economics, Associated Professor
Moscow State Technical University named after N.E. Bauman (National Research University), Kaluga
The purpose of the study is to consider the main provisions of the system approach to product quality management at the enterprise and to formulate the need for a comprehensive assessment of product quality. The scientific novelty lies in the step-by-step consideration of all factors, principles and aspects of quality management that affect the quality of products, and the formulation of priority areas of activity on the basis of them on the way to the development of a quality management system. Asa result of the study, the technical, economic, organizational and other types of measures that allow improving the quality of the product at each stage of its creation are considered, and the aspects that contribute to the development of a quality management system and the fundamental principles of its construction are identified.
Keywords; product quality; system approach; quality; product quality management; quality assessment; quality management system.
do! 10.24923/2222-243x.2021 -39.3
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КА ЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Цель исследования - рассмотреть основные положения системного подхода к управлению качеством продукции на предприятии и сформулировать необходимость комплексной оценки качества продукции. Научная новизна заключается в поэтапном рассмотрении всех оказывающих на качество продукции влияние факторов, принципов и аспектов управления качеством, и формулировании на их основе приоритетных направлений деятельности на пути к разработке системы управления качеством. В результате исследования рас-
УДК 338+358.562.012,7 ВАК РФ 08,00,05
©АлютинаД.С., 2021 еЛаврухмна Н.В., 2021