Научная статья на тему 'Комплексное исследование социального развития муниципальных районов региона'

Комплексное исследование социального развития муниципальных районов региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
221
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ РАЙОНОВ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / SOCIAL DEVELOPMENT / RURAL MUNICIPAL DISTRICT / SOCIAL SPHERE / STATISTICAL DISTRICT GROUPINGS / CLUSTER ANALYSIS / TYPOLOGICAL GROUPS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чулкова Елена Александровна

Приведены результаты комплексного анализа развития социальной сферы в муниципальных районах региона на примере Оренбургской области. По комплексу показателей социального развития выполнены динамические типологические группировки муниципальных районов в период с 1999 по 2008 гг., проведён детальный анализ динамики социального развития в типологических группах, сформированных для 2007-2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чулкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ALL-ROUND STUDY OF SOCIAL DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MUNICIPAL DISTRICTS

The paper deals with a comprehensive analysis of social sphere development in municipal districts of the Orenburg region. According to the complex of social development indices the dynamic typological groupings of municipal districts for the period from 1999 to 2008 y. have been made. The detailed analysis of social development dynamics in typological groups for 2007-2008 y. has been conducted.

Текст научной работы на тему «Комплексное исследование социального развития муниципальных районов региона»

Комплексное исследование социального развития муниципальных районов региона

Е.А. Чулкова, к.э.н., Оренбургский ГАУ

Современный этап общественного развития в Российской Федерации характеризуется социальной направленностью. Как известно, особенно напряжённое положение сложилось в социальной сфере сельских муниципальных районов. Поскольку одной из важнейших задач в сфере управления регионом является комплексное развитие каждого сельского поселения, находящегося на его территории, то для её решения необходима не только оценка экономического состояния и перспектив развития района, но и всесторонний анализ его социальной сферы. Такой анализ предполагает как сравнительную оценку сельских районов, так и выполнение многомерных статистических группировок.

Под развитием села будем понимать совершенствование современного состояния сельских поселений и территорий, конечным результатом которого должно стать их комплексное обустройство для создания достойного уровня и качества жизни, а также среды обитания не ниже утверждённых на местах стандартов условий быта и труда сельчан [1].

Нами проведено исследование состояния социальной сферы региона на примере Оренбургской области, в которой около 97% территории принадлежит сельским муниципальным районам и в составе 42% сельского населения. Область занимает значительную территорию, включает 6 природно-экономических зон, существенно отличающихся по структурам промышленного и сельскохозяйственного производства, поэто-

му и развитие социальной сферы существенно неоднородно. Иначе говоря, географическое положение данного региона и его большая протяжённость порождают необходимость более детального анализа социального состояния сельских районов, так как трудовые ресурсы

— это главная составляющая, обеспечивающая экономическое процветание области.

Продолжая исследование сельских районов Оренбургской области по уровню социального развития [2, 3], мы построили статистические группировки сельских муниципальных районов по комплексу показателей, отражающих доходы населения, жилищные условия, образование, здравоохранение, культуру и социальную стабильность. Используемая система показателей социального развития сельских муниципальных районов и их средние значения представлены в таблице 1.

Проведён анализ группировок районов по комплексу этих показателей за достаточно длительный временной период — за 1999—2008 гг., построенных посредством кластерного анализа методом ^-средних в программном пакете Б1а11511са 6.0. Исходная совокупность — 35 сельских муниципальных районов — разделена на три типа. Выделены группы: первая — со сравнительно высоким уровнем показателей социального развития; вторая — со значительной неравномерностью социального развития (часть показателей превышает средний уровень, а остальные порой значительно ниже среднего); третья — со средними и сравнительно низкими значениями показателей.

1. Средние значения исследуемых показателей в 2008 г.

№ Показатели Кластер Все МР

1 2 3

Доходы 1 2 среднемесячная заработная плата (руб.) средний размер назначенных пенсий (руб.) 9249.78 3875.78 9016,36 3936,82 8071,07 3807,33 8671,26 3865,63

Жилищные условия 3 4 5 площадь жилищ, приходящаяся в среднем на 1 жителя (кв. м) благоустройство жилищного фонда центральным отоплением (%) благоустройство жилищного фонда водопроводом (%) 19,92 92,10 65,51 22,55 93,24 49,49 19,43 88,04 59,73 20,53 90,72 58

Образо- вание 6 7 число дошкольных учреждений (единиц) число дневных образовательных учреждений (на начало учебного года) 22.44 45.44 9,82 24,55 9.80 28.80 12,98 31,74

Здраво- охранение 8 9 10 11 обеспеченность населения врачами на 10000 человек (чел.) обеспеченность населения средним медицинским персоналом на 10000 человек (чел.) обеспеченность населения больничными койками на 10000 человек (единиц) обеспеченность населения амбулаторнополиклиническими учреждениями (число посещений в смену на 10000 чел.) 27,84 110,98 82,32 181,54 28,88 121,63 75,73 211,96 21,79 92,59 72,26 210,19 25,58 106,45 75,94 203,38

Культура 12 13 14 число киноустановок число мест в учреждениях культурно-досугового типа на 1000 человек число общедоступных библиотек 26,78 259,11 32,56 19.00 313,73 23.00 17,60 218,73 21,53 20,4 258,97 24,83

Социальная стабиль- ность 15 16 численность зарегистрированных безработных (чел.) число зарегистрированных преступлений (на 1000 чел.) 189,33 15,93 153,00 14,50 176,93 15,47 172,6 15,28

Следует отметить, что в рассматриваемый период состав кластеров достаточно существенно изменялся, и, соответственно, их характеристики также варьировались. В первую группу входили от 2,86 (2007 г.) до 57,14% (2000 и 2002 гг.) всей совокупности районов, во вторую — от 25,71 (2000 и 2005 гг.) до 60% (2007 г.), в третью — от 14,29 (2002 г.) до 42,86% (2008 г.). Для первого кластера наименьшие значения долей населения и территории от общей совокупности районов области наблюдались в 2007 г. — 4,04 и 3,58% соответственно, наибольшие — в 2002 г. (24,48 и 51,77%). Доля населения второго кластера варьировалась от 9,21 (2008 г.) до 24,32% (2001 г.), доля территории этой группы районов

- от 21,42 (2008 г.) до 52,18% (2001 г.). Доля населения для третьего кластера также изменялась значительно — от 4,64 в 2002 г. до 17,32% в 2008 г., доля территории — от 13,23 в 2002 г. до 45,76% в 2008 г.

В 1999—2002 гг. типологические группировки муниципальных районов области по уровню социального развития имели достаточно устойчивый характер. 17 районов (48,57% общей совокупности) постоянно входили в одни и те же группы, остальные 51,43% перемещались из группы в группу. Начиная с 2003 г., наблюдались существенные изменения состава типологических групп, которые сопровождались перемещениями значительного количества районов из одних групп в другие.

Однако затем состав типологических групп вновь стабилизируется, при этом образуются

новые ядра кластеров. Ядро первого кластера представлено одним районом — Оренбургским; в ядро второго кластера вошли десять районов

— Абдулинский, Гайский, Грачёвский, Курмана-евский, Матвеевский, Октябрьский, Пономарёв-ский, Северный, Сорочинский, Шарлыкский; ядро третьего кластера составляют 13 районов: Адамовский, Акбулакский, Беляевский, Домба-ровский, Илекский, Кваркенский, Новоорский, Сакмарский, Светлинский, Соль-Илецкий, Тоцкий, Тюльганский, Ясненский.

Рассмотрим более детально типологические группы районов области в 2007—2008 гг. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. состав кластеров существенно изменился. В первом кластере число районов значительно увеличилось, в него вошли Оренбургский район и еще 8 районов из второго кластера 2007 г. (Александровский, Бузулукский, Красногвардейский, Кувандыкский, Новосер-гиевский, Первомайский, Саракташский, Таш-линский). Количество районов, принадлежащих ко второму кластеру, напротив, сократилось с 21 до 11. Ещё три муниципальных района (Асекеевский, Бугурусланский, Переволоцкий) переместились из этого кластера в третий, при этом из третьего кластера в него добавился один новый район (Новоорский). Третий кластер изменился менее значительно: к 13 районам, входившим в него в 2007 г. (Адамовский, Акбулакский, Беляевский, Домбаровский, Илекский, Кваркенский, Новоорский, Сакмарский, Светлинский, Соль-Илецкий, Тоцкий, Тюльганский, Ясненский), три новых района

добавились из второго кластера, куда при этом переместился один район.

Таким образом, в состав первого кластера вошли 9 районов: Александровский, Бузулук-ский, Красногвардейский, Кувандыкский, Но-восергиевский, Оренбургский, Первомайский, Саракташский, Ташлинский. Второй кластер образовали 11 районов: Абдулинский, Гайский, Грачёвский, Курманаевский, Матвеевский, Новоорский, Октябрьский, Пономарёвский, Северный, Сорочинский, Шарлыкский. Третий кластер составили 15 районов: Адамовский, Акбулакский, Асекеевский, Беляевский, Бугурус-ланский, Домбаровский, Илекский, Кваркенский, Переволоцкий, Сакмарский, Светлинский, Соль-Илецкий, Тоцкий, Тюльганский, Ясненский.

В таблице 1 приведены средние значения исследуемых показателей в 2008 г. по кластерам и по всей совокупности муниципальных районов (МР). В первом кластере 12 показателей (среднемесячная заработная плата, число дошкольных учреждений, число дневных общеобразовательных учреждений, обеспеченность населения больничными койками и др.) выше среднего значения по всем районам. Во втором кластере таких показателей 9 (среднемесячная заработная плата, обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом и др.). В третьем кластере 12 показателей имеют значения ниже среднего. По показателям социальной стабильности лучшим является второй кластер, для которого численность зарегистрированных безработных и число зарегистрированных преступлений существенно ниже среднего по совокупности (соответственно на 11,36 и 5,1

человек). На втором месте — третий кластер, для него эти показатели близки к среднему значению (отклонения 2,51 и 1,22 от среднего значения). На третьем месте — первый кластер, при этом показатели значительно выше среднего (на 9,69 и 4,28).

На рисунке 1 показаны графики стандартизованных средних значений рассматриваемых показателей для кластеров 2008 г., при этом нулевому значению по оси ординат соответствует среднее значение по всей совокупности районов. Номера показателей соответствуют указанным в таблице 1.

Одновременно с изменениями состава кластеров принимают другие значения их доли в общей совокупности, доли в территории области и доли проживающего в них населения. Доля первого кластера в общей совокупности увеличилась и составила 25,71%, второго — сократилась с 60 до 31,43%, третьего — увеличилась в 1,15 раза. Доли населения и территории также претерпели изменения. Доля населения первого кластера увеличилась в 3,62 раза и в 2008 г. составила 14,65%. Доля второго кластера также изменилась значительно: она сократилась в 2,49 раза — с 21,9 до 9,21%, при этом в третьем кластере эта доля увеличилась лишь на 2,01% (до 17,32%). Доля территории первого кластера в 2008 г. выросла по сравнению с 2007 г. в 8,38 раза, второго — уменьшилась в 2,4 раза, третьего — возросла на 4,13%.

Проведённое исследование состава и структуры типологических групп, сформированных по уровню социального развития, позволяет отметить следующее:

Рис. 1 - Стандартизованные средние значения основных показателей в выделенных кластерах (2008 г.)

во-первых, за достаточно длительный период (1999—2008 гг.) типология муниципальных районов сохраняет свою структуру;

во-вторых, состав кластеров значительно изменяется, но при этом в установленных типах муниципальных присутствуют достаточно устойчивые подгруппы;

в-третьих, группа районов с относительно высоким уровнем социального развития имеет и высокий уровень экономического развития; такой уровень в большинстве районов будет достигнут в некоторой достаточно отдалённой перспективе, и, следовательно, основные характеристики районов-лидеров могут быть использованы при стратегическом планировании в качестве ориентиров;

в-четвертых, группу со средним уровнем развития следует рассматривать в качестве основной базы при анализе и при краткосрочном планировании.

Построенные динамические типологии позволили установить степени близости и различий в развитии социальной сферы муниципальных

районов, что даёт возможность на этой основе выявить стратегические приоритеты социально-экономического развития территорий и разработать в дальнейшем комплекс мероприятий для их достижения.

Пространственный анализ сельских муниципальных районов, исследование их динамических типологий полезны для выявления и преодоления внутрирегиональных различий и сглаживания асимметрии в развитии социальной сферы села в регионе. Определение изменений в экономическом и социальном положении районов, позитивных и негативных сдвигов помогает оценить региональную политику как в целом по области, так и конкретных районов.

Литература

1. Огарков А.П. Социально-экономическое развитие и обустройство села. М.: РАСХН, 2007. С. 9.

2. Чулкова Е.А. Методические аспекты и математический инструментарий стратегического планирования развития муниципальных районов. М.: ЗАО «Экономика», 2007. 163 с.

3. Чулков И.А. Исследование социального развития сельских районов Оренбургской области // Экономические проблемы регионального развития: межвузовский сб. науч. тр. Оренбург: ОГАУ, 2004. С, 61-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.