Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕВУШЕК, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ'

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕВУШЕК, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВУШКИ / НЕ ЗАНИМАЮЩИЕСЯ СПОРТОМ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / GIRLS WHO DO NOT GO IN FOR SPORTS / RESEARCH / PHYSICAL PERFORMANCE / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баянкина Дина Евгеньевна

Предложена методика исследования физической работоспособности и отдельных антропометрических характеристик студенток вуза, не занимающихся спортом. Обсуждены результаты обследования, которые констатируют, что при физической подготовке студенток-девушек ведущая роль отводится разносторонней подготовке с акцентом на увеличение аэробной работоспособности и нормализацию массы тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баянкина Дина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE STUDY OF PHYSICAL PERFORMANCE OF GIRLS WHO ARE NOT ENGAGED IN SPORTS

The research methodology of physical working capacity and anthropometry of female students of a higher educational establishment who does not go in for sports is proposed. The results of the survey, which state that during the physical training of female students, the leading role is given to versatile training with an emphasis on increasing aerobic working capacity and normalizing body weight.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕВУШЕК, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011.1 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10101

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕВУШЕК, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Д.Е. Баянкина

Предложена методика исследования физической работоспособности и отдельных антропометрических характеристик студенток вуза, не занимающихся спортом. Обсуждены результаты обследования, которые констатируют, что при физической подготовке студенток-девушек ведущая роль отводится разносторонней подготовке с акцентом на увеличение аэробной работоспособности и нормализацию массы тела.

Ключевые слова: девушки, не занимающиеся спортом, физическая работоспособность, физическая подготовленность, исследование.

COMPREHENSIVE STUDY Баянкина Дина Евгеньевна, доц., vl4dimi-

OF PHYSICAL PERFORMANCE roffar@yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государст-

OF GIRLS WHO ARE NOT венный педагогический университет ENGAGED IN SPORTS

Bayankina D.E., associate professor, vl4di- Ш сегоДняшний День в России

miroffar@yandex.ru, Russia, Barnaul, Altai студенческая молодежь - основной тру-

State Pedag°gical University довой резерв нашего общества, состоя-

The research methodology of physical work- ние здоровья которого определяет здоро-ing capacity and anthropometry of female вье всей нации. Вот почему привлечение

students of a higher educational establishment

who doe snot gog in for sports is proposed.The молодежи к активным и ретулярн^ results of the survey, which state that during занятиям спортом, а также максимально

thephysical training of female students, the полное использование их огромного

leading role is given to versatile training with

an emphasis on increasing aerobic working социально-педагогического потенциала capacity and normalizing body weight. спортивно-физкультурной деятельности

Key words: girls who do not go in for sports, необходимы для позитивного воздейст-physical performance, physical fitness, re- вия на весь комплекс физических, психи-

search. ческих и духовных способностей.

В связи с этим все настойчивее ведется поиск и активнее предпринимаются попытки создания такой системы обучения и воспитания, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития студента способствовала бы формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое формирование навыков сохранения и укрепления физического здоровья.

Общеизвестно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведе -ния, формируемой в молодые годы. Поэтому одним из основных этапов формирования навыков здорового образа жизни являются студенческие годы, а его стиль обусловлен личностно-мотивационным воплощением студентами своих социальных, психологических, интеллектуальных и физических возможностей и способностей.

Физическая работоспособность, как известно, один из важнейших параметров, характеризующих состояние здоровья человека, имеет большое прикладное значение и служит критерием отбора одаренных и спортивных ориентаций, определяет эффективность проводимого тренировочного процесса.

Физические упражнения рассматриваются как важное средство восстановления работоспособности и повышения умственного и физического труда. Функциональная активность организма человека характеризу -ется различными двигательными процессами и способностью поддержи -вать высокий уровень психических функций при выполнении напряженной интеллектуальной (умственной) деятельности.

На наш взгляд, физическая работоспособность и состав тела студенток-девушек вуза до сих пор исследованы недостаточно полно, имеются лишь отдельные сведения об их аэробной и анаэробной работоспособности [7], мало комплексных исследований данной проблемы [4]. По имеющимся данным, в анаэробных условиях наблюдается уменьшение работоспособности организма, а в аэробных, наоборот, - повышение.

Целью нашего исследования явилось многостороннее изучение физической работоспособности и состава тела у студенток-девушек, не занимающихся спортом.

Методика и организация исследований. В исследовании приняли участие 34 студентки 18-23 лет 1-2-х курсов, занимающиеся в подготовительном учебном отделении 2 раза в неделю по 2 ч.

В лабораторных условиях определяли антропометрические показатели (рост, массу тела, индекс массы тела), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), силу кистей, максимальное потребление кислорода (МПК) методом ступенчато повышающейся нагрузки на велоэргометре каждые 3 мин с заключительным одноминутным педалированием (спуртом), порог анаэробного обмена (ПАНО) графическим методом, алактатную емкость организма по методу Фокс, а также в нашей модификации максимально устойчивое состояние (МУС) посредством теста на велоэргометре с нагрузкой 3 Вт на 1 кг массы тела до отказа [3]. Состав тела определяли с помощью гидростатического взвешивания.

В закрытом легкоатлетическом манеже исследуемые тестировались в беге на 100 м, прыжке в длину с разбега, толкании ядра, беге на 500 м, также использовались тест Купера и его модификация, бег в течение

1 мин [5]. С помощью электросекундомера регистрировалось время бега на 30 м с ходу.

Все экспериментальные данные были обработаны методами математической статистики (включая корреляционный и факторный анализы).

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные (таблица) показывают, что аэробная работоспособность студенток (МПК, ПАНО) и характеристики состава тела находятся на среднем уровне, соответствующем женщинам молодого возраста (данные согласуются с результатами других авторов) [1]. Отличительная особенность была свойственна только показателям алактатной емкости, которые находились на уровне ниже среднего [2].

Показатели физической работоспособности и состава тела

у студенток

№ п/п Исследуемые показатели X±m

1 Возраст 19,5±0,2

2 Рост, м 1,64±0,01

3 Масса тела, кг 62,1±1,7

4 Индекс массы тела, кг/м2 23,1±0,6

5 Жизненная емкость легких, л 3,65±0,96

6 Сила правой кисти, кг 22,8±0,7

левой кисти, кг 20,4±0,5

7 Максимальная вентиляция легких, л/мин-1 88,3+3.3

8 Максимальное потребление кислорода л/мин-1 2,151±0,066

мл/мин-1 кг -1 34,8±0,8

9 Порог анаэробного обмена (вент.), л/мин -1 41,5+1,9

(нагр.), Вт 150,4±6,7

10 Алактатная емкость кал/кг -1 57,7+2,5

кал/тощей массы тела 78,1 ±3,7

11 Максимально устойчивое состояние в тесте, Вт/кг 887,6 ±105,2

Время, % от максимального потребления О2 83,4±1,7

среднее потребление кислорода, л/мин-1 1,781±0,054

12 Состав тела удельная масса тела, г/см 1,041±0,002

жир % 25,5±0,7

кг 16,1±0,8

тощая масса, кг 46,0±1,0

13 Бег на 100 м, с 17,53±0,21

14 Прыжок в длину с разбега, м 3,22±0,06

15 Толкание ядра, м 5,70±0,17

16 Бег на 500 м, с 118,5±1,6

17 Тест Купера, м 2191,3±32

18 Индекс модифицированного теста Купера 595,7±16,5

19 Бег в течение 1 мин, м 295,9±2,9

20 Бег на 30 м с ходу, с 4,71±0,05

Тест МУС показал, что студентки, не занимающиеся спортом, оказались способными выполнять нагрузку на уровне 83,4 % от МПК в среднем 14 мин 47,6 с. Этот результат свидетельствует о хорошем уровне выносливости студенток, так как, по имеющимся данным, даже квалифицированные спортсмены, как правило, не могут выдерживать нагрузку на уровне 90 % от МПК более 15 мин. Некоторые исследователи считают, что способность спортсмена преодолевать нагрузку как можно дольше при развивающемся метаболическом ацидозе является более информативной характеристикой, чем МПК, для решения задач спортивной практики [8].

Несмотря на разные физиологические механизмы, определяющие результаты в легкоатлетических упражнениях комплекса ГТО, тесте Купера, беге в течение 1 мин и беге на 30 м с ходу, корреляционный анализ показал существенные взаимосвязи между всеми этими показателями. Исключением является недостоверная взаимосвязь между результатами в толкании ядра и беге в течение 1 мин. Отсутствуют также существенные взаимосвязи между вышеуказанными тестами, физиологическими показа -телями, а также составом тела. Полученные данные указывают на то, что в этих показателях сильнее отражается общий уровень физической подго -товленности студенток, чем ее специфические стороны.

Основные показатели физической работоспособности и состава тела были подвергнуты факторному анализу. Всего выделено 11 факторов.

Первый фактор (20 %) характеризовал взаимосвязь показателей аэробной работоспособности и состава тела. Установлено, что избыточная масса тела отрицательно влияет на аэробную работоспособность.

Второй фактор (9,9 %) объединил результаты соревнования в легкоатлетических упражнениях комплекса ГТО, тесте Купера, беге в течение

1 мин и беге на 30 м с ходу. Поскольку в него вошли тесты разного характера (аэробного и анаэробного), его можно назвать фактором общей физи -ческой подготовленности.

Третий фактор (6,7 %) позволил выделить ведущую роль состава тела: массы тела, удельной массы тела, процента жира в теле, массы жира и индекса массы тела.

Четвертый фактор (5,9 %) показал, что в общей физической подготовке ведущую роль играют МПК и алактатная емкость организма. В этом факторе, как и во втором, объединены показатели аэробного и анаэробного характера.

Пятый фактор (4,7 %) объединил результаты теста МУС.

Шестой фактор (4,6 %) указал на взаимосвязи, от которых зависит величина МПК: максимальную вентиляцию легких, процент утилизации

02 при МПК и дыхательный коэффициент.

Седьмой фактор (4,2 %) фиксировал силу кистей и ЖЕЛ. Остальные факторы имели относительно низкую весомость.

Таким образом, комплексное исследование физической работоспособности девушек, не занимающихся спортом, показало, что факторная модель их физической работоспособности и состава тела имеет свои особенности. У них нет ярко выраженных факторов, которые наблюдаются при исследовании спортсменов [7]. Однако, несмотря на это, можно кон -статировать, что при физической подготовке студенток ведущей является разносторонняя подготовка с акцентом на увеличение аэробной работо-способности и нормализацию массы тела.

Список литературы

1. Баринова Н.Г., Вебер Д.А. Социально -педагогическая программа по предупреждению отклоняющегося поведения студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования // Проблемы современ -ного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 12-15.

2. Вебер Д.А. Программное обеспечение профессионально-личностной безопасности в процессе подготовки бакалавров // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 1-6 (57). С. 40-45.

3. Воробьева О.И. Влияние двигательной активности на уровень здоровья студенческой молодежи // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-4 (58). С. 24-28.

4. Грабиненко Е.В., Попова Н.В. Исследование уровня здоровья студентов Алтайского государственного педагогического университета в зависимости от вида физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (40). С. 18-22.

5. Попова Н.В. Значение физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современ -ного общества: сб. науч. трудов / ред. Г.Ю. Лизунова. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2017. С. 22-27.

6. Самсонов И.И., Дрофа П.А., Баянкин О.В. О классификации спортивных соревнований в Федеральных стандартах спортивной подго -товки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. №1 (167). С. 262-267.

7. Шарова Л.В., Абызова Т.В., Шаров А.В. Уровень здоровья студентов с различным режимом двигательной активности // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Сер. «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2010. № 6 (182). С. 127-131.

8. Шишкина М.Е., Баянкин О.В. Проблема на начальном этапе обу -чения в вузе по направлению физкультурно-спортивного образования // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: сб. материалов Регионал. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию НГПУ. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 137-140.

References

1. Barinova N.G., Veber D.A. Social'no-pedagogicheskaya programma po predu-prezhdeniyu otklonyayushchegosya povedeniya studencheskoj molodezhi v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Socio-pedagogical program for the prevention of deviant behavior of student youth in the system of higher professional education] // Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2020. No. 66-3. P. 12-15.

2. Veber D.A. Programmnoe obespechenie professional'no-lichnostnoj bezopasnosti v processe podgotovki bakalavrov [Software for professional and personal safety in the process of training bachelors] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world]. 2020. No. 1-6 (57). P. 40-45.

3. Vorob'eva O.I. Vliyanie dvigatel'noj aktivnosti na uroven' zdorov'ya studencheskoj molodezhi [The influence of physical activity on the health level of student youth] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world]. 2020. No. 2-4 (58). P. 24-28.

4. Grabinenko E.V., Popova N.V. Issledovanie urovnya zdorov'ya studentov Altajs-kogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta v zavisimosti ot vida fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [Research of the level of health of students of the Altai State Pedagogical University, depending on the type of physical culture and sports activity] // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Altai State Pedagogical University]. 2019. No. 3 (40). P. 18-22.

5. Popova N.V. Znachenie fizicheskoj kul'tury i sporta v povyshenii rabotosposob-nosti studentov v processe uchebnoj deyatel'nosti [The value of physical culture and sports in improving the performance of students in the process of educational activity] // Value orientations of youth in the conditions of modernization of modern society: collection of articles. scientific. works / ed. G.Yu. Lizunova. Gorno-Altaysk: GAGU Publishing House, 2017. P. 22-27.

6. Samsonov I.I., Drofa P.A., Bayankin O.V. O klassifikacii sportivnyh sorevnovanij v Federal'nyh standartah sportivnoj podgotovki [On the classification of sports competitions in the Federal standards of sports training] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2019. No. 1 (167). P. 262-267.

7. Sharova L.V., Abyzova T.V., Sharov A.V. Uroven' zdorov'ya studentov s razlich-nym rezhimom dvigatel'noj aktivnosti [The level of health of students with different modes of physical activity] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: obra-zovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kul'tura [Bulletin of the South Ural State University. Series: education, health care, physical education]. 2010. No. 6 (182). P. 127-131.

8. Shishkina M.E., Bayankin O.V. Problema na nachal'nom etape obucheniya v vuze po napravleniyu fizkul'turno-sportivnogo obrazovaniya [The problem at the initial stage of training in the university in the direction of physical culture and sports education] // Motor activity in the formation of a lifestyle and professional development of a specialist in the field of physical culture and sports: collection of articles. materials Regional. scientific-practical conf., dedicated. 80th anniversary of the Novosibirsk State Pedagogical University. Novosibirsk: Publishing house of NGPU, 2015. P. 137-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.