7. Ukraine. The Ministry of Education of Ukraine. On approval of the Regulations of holding practice of students of higher educational establishments of Ukraine: Order of 08.04.1993, № 93.
8. Ukraine. Ministry of Education and Science, Youth and Sports of Ukraine. Methodical recommendations on program practices of students in higher educational institutions of Ukraine.http://www.mon.gov.ua/ *
9. FalinskayaZ.Z. Practical training of future social workers in higher education: dis. ... Cand. ped. Sciences. - Lviv, 2006. - 284 p.
10. YareskoE.V. Social advertising as a way of socio-pedagogical influence / / Social advertising in modern society: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, December 2, 2011. - Kharkov: Institute of Social Policy in the region, in 2011. - P. 18-19.
УДК 378.02:37.016
UDC 378.02:37.016
А.В. КОВАЛЕВА
аспирант кафедры методики, педагогики и психологии Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Е-mail: [email protected]
A.V. KOVALEVA
postgraduate student of the Department of Methodology, Psychology and Pedagogy, Russian language state university named after A.S. Pushkin Е-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ЛЕКСИКОЙ ТЕКСТА
THE COMPLEX USAGE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES METHODS WHILE WORKING
WITH TEXT VOCABULARY
Данная статья раскрывает особенности работы с текстом при обучении РКИ. Автор статьи предлагает собственную классификацию дотекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий. Интерес в выделенной классификации представляет то, что она основана на использовании педагогических технологий, таких как игровая технология, обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления.
Ключевые слова: лексика, работа с текстом, текстовые задания, педагогические технологии.
The article reveals characteristics of text work while teaching RAFL. The author of the article suggests her own classification of before-textual, textual and after-textual exercises. The classification is interesting because it is based on the usage of such pedagogical technologies as game technology, cooperative learning, the technology of critical thinking development.
Keywords: vocabulary, text work, textual exercises, pedagogical technologies.
Основной вопрос, который мы ставим в данной статье, звучит следующим образом: как можно использовать приемы педагогических технологий при работе с текстом?
Текст как особое средство овладения иностранным языком занимает в практике преподавания РКИ исключительное место в силу его информативности, цельности, образности и коммуникативной направленности. Многие методисты подчеркивали важную роль текстов в овладении РКИ. Так, Б.М. Гаспаров (1996) считает текст речевым опытом человека, а процесс познания текстов - взаимодействием одного языкового мира личности с другим. Другой исследователь М.М. Бахтин (1996) представляет процесс изучения текстов как творческое освоение «чужих слов». По Л.С. Выготскому (1991), понимание текста подобно решению задачи по математике и состоит в правильном отборе и восприятии всех составляющих коммуникативной ситуации. Коммуникативную направленность и
образность текста подчеркивали и такие исследователи, как В.В. Виноградов и Б. А. Ларин. [4]
Актуальная тенденция на сегодняшний день - это представление лексики в текстах. Для целей накопления словарного запаса текст - устный или письменный - имеет гораздо больше преимуществ, чем изучение слов с помощью списков. В пользу данного утверждения говорит тот факт, что слова, представляемые и изучаемые в контексте, имеют большую ценность, поскольку учащиеся могут понять не только их значение, но и типичные для слов сочетания и грамматические структуры. Кроме того, в тексте проявляются внутренние связи слов и так называемые лексические поля. В наибольшей степени это проявляется в аутентичных текстах, т.е. тех, которые не были специально разработаны для целей обучения.
Короткие маленькие тексты идеальны для использования на уроке, так как в них может содержаться богатый лексический и грамматический материал, при этом
© А.В. Ковалева © A.V. Kovaleva
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
учащимся не требуется запоминать длинные и многословные фразы. Обучение на коротких текстах - это хорошая подготовка к независимому чтению и аудированию, а также обеспечение образцов для построения собственных устных (говорение) и письменных (письмо) текстов. [7]
Тексты для чтения могут быть учебными (специально адаптированными для целей обучения) и аутентичными. Тексты, собранные для целей изучения языка, трактуются как «корпус текстов». На сегодняшний момент такие тексты собираются в электронном виде и включают в себя как письменные, так и устные тексты от академических до статей из газет и журналов. Польза корпуса текстов для преподавателя и учащихся заключается в том, что они обеспечивают их легкодоступной информацией о реальном языковом использовании, частотности употребления и сочетаемости. [7]
Однако все это не значит, что нужно использовать корпусы текстов без обработки. В целях облегчения процесса обучения преподаватели должны отбирать, адаптировать и дополнять тексты, чтобы их можно было оптимально использовать для учащихся. Работа с текстами становится возможной с помощью использования такого инструмента, как упражнения. По традиционной классификации, широко используемой в современной методике, при работе с текстом выделяют следующие группы заданий:
1. дотекстовые (предтекстовые);
2. притекстовые;
3. послетекстовые.
Целью дотекстовых упражнений является снятие лингвострановедческих и лексико-грамматических трудностей при дальнейшем чтении и восприятии текста, а также создание устойчивой мотивации чтения текста. Притекстовая работа - это основной этап работы над текстом, включающий в себя непосредственное восприятие текста, которое реализуется в сознательном осмыслении всех ключевых фрагментов текста и тщательной работе с каждой смысловой частью текста (абзацем или группой абзацев). Послетекстовая работа продолжает притекстовую и ориентирована на более глубокое понимание информации, заложенной в тексте, и формирование у учащихся личностного понимания прочитанного текста и его основной идеи. Как правило, такая традиционная работа с текстом построена в виде эвристической беседы преподавателя и учащихся по заранее подготовленным преподавателем вопросам к тексту. [1] Мы предлагаем разнообразить варианты работы с лексикой текста, основанные на активном использовании приемов педагогических технологий.
Прежде всего, при работе с текстом мы предлагаем выделять внутри традиционных групп подгруппы заданий, ориентированных на конкретную цель и выполняемых с помощью приемов определенных технологий обучения:
1. Дотекстовая работа:
а) активизация пройденной ранее лексики;
б) отработка понимания лексического значения слова;
в) отработка автоматизации навыков использования в речи лексико-грамматической модели;
г) отработка речевых клише;
д) работа с дополнительной информацией о тексте.
2. Притекстовая работа:
а) понимание фактического содержания определенного фрагмента текста;
б) понимание смысловой значимости определенного фрагмента текста в общем замысле всего текста.
3. Послетекстовая работа:
а) понимание фактического содержания текста;
б) понимание сути текста, авторской идеи, замысла;
в) способность интерпретировать текст, творчески осмысливать его идею.
Для каждой из приведенных подгрупп заданий можно использовать определенные технологии обучения. Мы предлагаем в качестве примера использование таких технологий обучения, как игровая технология, технология развития критического мышления и технология обучения в сотрудничестве. Рассмотрим данные технологии подробнее.
Эффективность применения приемов игровой технологии1 при обучении лексике и в частности при работе с текстом неоспорима в силу следующих объективных причин:
- игра мотивирует деятельность, повышает интерес учащихся к учебному предмету, что способствует лучшему усвоению материала;
- игра снимает «психологические барьеры», подготавливая учащихся к речевому общению;
- игра создает атмосферу соревнования и конкуренции, давая возможность учащимся оценить себя на фоне других, благодаря чему мобилизуется творческий потенциал учащихся. [3]
Приемы игровой технологии можно применять на всех этапах работы с лексикой текста: в дотекстовой работе при активизации лексики, при тренировке навыков использования в речи определенной модели или клише эффективны игры-разминки, притекстовую или послетекстовую работу можно организовать как ролевую игру.
Авторами технологии развития критического мышления2 (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, 1997) были собраны и систематизированы методические приемы преподавания, которые могут быть эффективно использованы и при работе с текстом: кластер (ассоциограмма, карта понятий), сравнительная диаграмма и другие. [2; 5] Прием кластера (ассоциограммы) эффективен на этапе дотекстовой работы при активизации лексики или на этапе послетекстовой работы при обобщении изученного материала; такой прием, как сравнительная диаграмма, наравне с построением таблиц используется в послетекстовой работе для понимания фактического
1 Вопрос исследования роли игры в процессе социализации личности связан с именами таких отечественных и зарубежных ученых, как К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др.
2 Критическое мышление авторы технологии понимают как сложный ментальный процесс, начинающийся с ознакомления с новой информацией и заканчивающийся принятием решения.
содержания или авторской идеи текста.
Технология обучения в сотрудничестве при работе с текстом может быть использована как форма организации работы учащихся. Такие виды обучения в сотрудничестве, как работа в малых группах, работа в парах, применимы на всех этапах работы с текстом, а такой методический прием, как «пила» (Jigsaw, 1978), разработанный Э. Аронсоном, и «пила-2» (Jigsaw-2, 1986), разработанный Р. Славиным, могут быть эффективно использованы при выполнении дотекстовых упражнений, в частности при работе с дополнительной информацией о тексте. Работа в команде учит учащихся помогать друг другу, сотрудничать, а не соперничать, вместе достигать поставленной цели. [6]
Нужно отдельно оговорить тот момент, что многие
из текстовых заданий, построенных на основе выделенных нами технологий, предполагают использование приемов нескольких технологий одновременно, например, игровые задания с делением на команды - это сплав игровой технологии и обучения в сотрудничестве.
Итак, в данной статье мы рассмотрели, каким образом можно использовать приемы педагогических технологий при работе с лексикой конкретного текста. Выделенные нами приемы эффективно используются на всех этапах обучения РКИ. Применение приемов педагогических технологий способствует лучшему усвоению учебного материала, в частности лексики, позволяет разнообразить процесс работы с текстом, стимулирует учащихся к активному участию в учебном процессе.
Библиографический список
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Издательство «Икар», 2009. С. 15-16, 205, 220.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. С. 43-47.
3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общ. ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». М.: ИКЦ «МарТ», 2004. С. 84-91.
4. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному/[под ред. А.Н. Щукина]. М.: Русский язык, 2003. С. 165-177.
5. СоосаарН., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. СПб., 2004. С. 5, 7, 38-39.
6. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. Учебное пособие. М.: Филоматис, 2008. С. 131-132.
7. Tornbury S. How to teach vocabulary. Oxford, 2007. P. 53-58, 68-69.
References
1. AzimovE.G., Shchukin A.N. Novyy slovar metodicheskikh terminov i ponyatiy [New methodic terms and concepts dictionary]. Moscow, 2009.
2. Zagashev I.O., Zair-Bek S.I. Kriticheskoe myshleniye: tekhnologiya razvitiya [Critical thinking: technology of development]. Saint-Petersburg, 2003.
3. Kukushin V.S. Pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical technologies]. Moscow, 2004.
4. Shchukin A.N. Prakticheskaya metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Practical methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow, 2003.
5. SoosaarN., ZamkovayaN. Interaktivnye metody prepodavaniya [Interactive methods of teaching]. Saint-Petersburg, 2004.
6. Shchukin A.N. Sovremennye intensivnye metody i tekhnologii obucheniya inostrannum yazykam [Modern intensive methods and technologies of foreign language teaching]. Moscow, 2008.
7. Tornbury S. How to teach vocabulary [Kak obuchat leksike]. Oxford, 2007.