Научная статья на тему 'Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» (5 класс)'

Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» (5 класс) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / LESSON OF NATURAL SCIENCES / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ / METHOD OF ACTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Л. А.

Статья посвящена методике комплексного использования психоэмоциональных, дидактических и психофизиологических методов активизации познавательной деятельности на уроках естествознания в пятом классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated use of methods enhancing cognitive functions in the study of the course «Natural Science»

Article is devoted to a technique of complex use psychoemotional, didactic and psychophysiological methods activization of informative activity at natural sciences lessons in the 5th class.

Текст научной работы на тему «Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» (5 класс)»

УДК: 373:168.521

Комплексное использование методов

активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс)

Л.А. СОРОКИНА,

Кафедра медико-валеологических дисциплин

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

E-mail: [email protected]

Статья посвящена методике комплексного использования психоэмоциональных, дидактических и психофизиологических методов активизации познавательной деятельности на уроках естествознания в пятом классе.

Ключевые слова: урок естествознания, познавательная деятельность, метод активизации.

Article is devoted to a technique of complex use psychoemotional, didactic and psychophysiological methods activization of informative activity at natural sciences lessons in the 5th class.

Keywords: lesson of natural Sciences, cognitive activity, method of activation

Стратегия развития образования в контексте изменений происходящих в обществе, представленная в научной литературе, рассматривает образование как педагогическую модель социального заказа, ориентированную на решение проблем вхождения человека в социальный мир и его продуктивную адаптацию в нем.

Естественнонаучное образование обеспечивает научную основу целостного мировосприятия системы «природа-человек», обосновывая стратегию развития человека соответственно эволюции глобальной экосистемы (биосферы) и способствуя формированию мировоззрения, которое обусловливает нравственный выбор личного жизненного пути и осознание пути развития общества.

Особое место в решении этих вопросов занимает курс «Естествознание» (5 класс). Его функциональное предназначение — подготовка учащихся к изучению линейных предметов естественнонаучной образовательной области. Однако в условиях развития современного естественнонаучного образования его роль не должна сводится только к пропедевтической. Миссия учебного предмета «Естествознание» в 5 классе состоит в формировании у школьников ориентировочной основы естественнонаучного стиля мышления, что актуализирует разработку новых образовательных методик для интегрированного курса «Естествознание» (5 класс), сочетающих в себе достоинства традиционных и новых методов обучения, отвечающих современным условиям и целям образования.

Согласно результатом исследований И.Я. Лернера, А.М. Ма-тюшкина, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и других ученых [1-4], ведущим типом деятельности у младших подростков 10-12 лет является учебно-познавательная деятельность, которая в рамках школьного естественнонаучного образования определяет усвоение содержания обучения и развитие ученика в процессе собственной активной познавательной деятельности.

Использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников нашло свое широкое применение в преподавании различных линейных и бинарных курсов. Однако учитывая специфику интегрированных курсов в целом и курса «Естествознание» (5 класс) в частности, можно заключить следующее: в линейных и бинарных курсах процессуальный блок включает в себя методы обучения и познавательную деятельность ученика, не объединенные между собой какими-либо связями. В случае интегрированных курсов познавательная деятельность с одной стороны является элементом совместного с учителем взаимодействия, с другой входит в основной блок, наряду со знаниями. Следовательно, активизация познавательной деятельности становится не менее важным целевым компонентом образовательного процесса, чем получение самих знаний. При изучении курса «Естествознание» (5 класс) становится актуальным

ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ № 1•2013

разработка методики, которая предполагает комплексное использование различных методов активизации познавательной деятельности.

На основании системно-деятельностного, личност-но-ориентированного и гуманитарно-аксиологического подходов к учебному процессу, включающих в себя задачи по активизации познавательной деятельности, повышению умственной работоспособности, формированию системного мышления, как факторов формирования универсальных учебных действий, были определены группы методов активизации познавательной деятельности, комплексное использование которых наиболее эффективно реализует цели и образовательные задачи курса «Естествознание» в 5 классе.

Первая группа методов — психоэмоциональные методы активизации познавательной деятельности. Это система психологических и педагогических воздействий, целью которых является эмоциональный настрой школьника на восприятие учебного материала, предупреждение и преодоление негативного отношения к предмету, обусловленного внутренней спецификой психоэмоционального состояния учащегося. Наиболее эффективными для выбранного курса являются: арттерапия, музыкотерапия, аутогенная тренировка, ролевая игра, психогимнастика, значимость которых в своих исследованиях подчеркивали А.И. Копытин, Е.М. Мастюкова, А. Хилл и др. [5,6]. Данные методы используются в начале урока до объявления темы в течение 3-5 мин.

Вторая группа методов — дидактические методы активизации познавательной деятельности. Это педагогическое воздействие на школьника средствами обучения с целью побуждения его к энергичному, целенаправленному изучению естествознания. Наиболее эффективными для выбранного курса являются рассказ, иллюстрация, демонстрация, просмотр фильмов, постановка вопросов, сравнительный анализ, моделирование, описание, проектирование, проблемное изложение, мозговой штурм, учебная дискуссия, доказательство; наблюдение, исследование, лабораторная работа, экскурсия, эксперимент, значимость которых в своих исследованиях подчеркивали И.Ю. Алексашина, АА. Ульянова,

A.Г. Хрипкова и др. [7-9]. Данные методы используются на протяжении основной части урока в течение 20-25 мин.

Третья группа методов — психофизиологические методы активизации познавательной деятельности. Это система психологических и физиологических воздействий, целью которых является коррекция функционального состояния организма школьника. Наиболее эффективными для выбранного курса являются воздействие на биологически активные точки, самомассаж области головы и шеи, дыхательные упражнения, релаксационно-лечебные упражнения, сочетания методов, значимость которых в своих исследованиях подчеркивали Л.Г. Буйнов,

B.И. Дубровский, В.С. Чугунов и др.[10,11]. Данные

методы используются в завершении урока до объявления домашнего задания в течение 3-5 мин.

Таким образом, представленная методика характеризуется последовательным и комплексным использованием психоэмоциональных, дидактических и психофизиологических методов активизации познавательной деятельности, представляя собой систему, характеризующуюся взаимосвязанной и вза-имовоздействующей совокупностью компонентов, вовлеченных в единое целое, согласованное функционирование которых направлено на достижение образовательных результатов при изучении курса «Естествознание» (5 класс).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. — 185 с.

2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 208 с.

3. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. — М., 1982. — 110 с.

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1975. — 160 с.

5. Копытин А.И. Системная арттерапия. — СПб., 2001. — 224 с.

6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997. — 405 с.

7. Алексашина И.Ю., Орещенко Н.И. Программа и методические рекомендации к курсу «Естествознание. 5-6 классы». — СПб.: СпецЛит, 2000. — 125 с.

8. Ульянова АА. Уроки естествознания в 5 классе: тематическое планирование и методические рекомендации. — СПб.: СПбАППО, 2004. — 166 с.

9. Хрипкова А.Г. Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений (книга для учителя). — М., Просвещение, 1997. — 176 с.

10. Буйнов Л.Г., Иванов С.Г., Макарова Л.П., Сорокина Л.А. Самомассаж как метод оптимизации учебного процесса. // Материалы I научно-практической конференции «Инновационные технологии управления здоровьем и долголетием человека». — СПб., 2010. — С. 28.

11. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 608 с.

ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ № 1 • 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.