УДК 373:168.521
Психоэмоциональные, дидактические
и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «естествознание» (5 класс)
Л.А. СОРОКИНА,
Факультет безопасности
жизнедеятельности
Кафедра медико-валеологических
дисциплин
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
E-mail: [email protected]
Статья посвящена роли комплексного использования психоэмоциональных, дидактических и психофизиологических методов активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс).
Ключевые слова: методика преподавания, естествознание, активизация познавательной деятельности.
Article is devoted to a role complex use of psychoemotional, didactic and psychophysiological methods activization of informative activity schoolchild's in a technique of teaching for course «Natural sciences» (5 class).
Keywords: methods of teaching, science, activation of cognitive activity
На сегодняшний день человеческое сообщество нуждается в принципиально иных подходах к образованию и воспитанию будущих поколений, в создании новой образовательной парадигмы. При этом основной задачей является формирование взгляда на мир как на глобальное единство многообразных форм организации мировой системы, основанной на углубляющейся взаимозависимости различных компонентов окружающей реальности, где от действий каждого зависит благополучие всех. Современные глобальные проблемы человечества, по мнению автора, во многом связаны с консервативностью образовательной системы, с ее неспособностью ответить на «вызовы» современной эпохи.
Важнейшая роль в развитии личности ребенка в рамках новой ориентации Российского образования отводится естественнонаучному образованию. Именно оно обеспечивает формирование научной основы целостного мировосприятия в системе «природа-человек». Естественнонаучные знания обосновывают стратегию развития человека в соответствии с эволюцией глобальной экосистемы (биосферы) и способствуют формированию мировоззрения, которое обуславливает нравственный выбор личного жизненного пути и осознание пути развития общества [1].
Особое место в решении этих вопросов занимает курс «Естествознание» основной школы. Его функциональное предназначение: подготовка учащихся к изучению линейных курсов предметного обучения естественнонаучной образовательной области. Однако в условиях развития современного естественнонаучного образования его роль не должна сводиться только к пропедевтической. Миссия учебного предмета «Естествознание» основной школы направлена на формирование у учащихся ориентировочной основы естественнонаучного стиля мышления. Таким образом, актуализируется разработка эффективных методик интегрированного курса «Естествознание», сочетающих в себе достоинства традиционных и новых методов обучения, отвечающих современным условиям и целям образования [2].
Отвечая на вызов времени, ученые по-разному решают проблему разработки новых образовательных методик для курсов естественнонаучной направленности, однако, учитывая специфику интегрированных курсов, можно заключить следующее: познавательная деятельность с одной стороны является элементом совместного с учителем взаимодействия, а с другой входит в основной блок, наряду со знаниями. Такое отношение к познавательной деятельности объясняется тем, что школа в рамках современного информационного общества не способна наделить ученика необходимым для социализации личности осознанием важности непрерывного пополнения
знаний, владением навыками самообразования и рефлексии. Следовательно, активизация познавательная деятельность становиться не менее важным целевым компонентом образовательного процесса, чем получение самих знаний. Таким образом, процесс педагогического воздействия на учащегося с целью побуждения его к энергичному, целенаправленному учению, преодолению инерции, пассивных и стереотипных форм обучения является залогом успешного достижения образовательных результатов школьниками при изучении интегрированного курса «Естествознание».
Учитывая, что функциональное предназначение курса «Естествознание» (5 класс) — подготовка учащихся к изучению линейных предметов естественнонаучной образовательной области, необходимо отбирать наиболее эффективные методы активизации познавательной деятельности, решающие основные образовательные задачи курса, а именно: формирование основы системного стиля мышления; формирование мотивации и познавательного интереса к изучению природы; формирование умственной самостоятельности. Таким образом, на основании функционального предназначения и образовательных задач курса «Естествознание» были выделены 3 группы методов, активизирующих познавательную деятельность пятиклассников (таблица).
Первая группа методов: психоэмоциональные методы активизации познавательной деятельности — это система психологических и педагогических воздействий, целью которых является эмоциональный настрой школьника на восприятие учебного материала, предупреждение и преодоление не-
гативного отношения к предмету, обусловленного внутренней спецификой психоэмоционального состояния учащегося.
Для методики обучения естествознанию арттера-пия имеет особое значение, так как продукты, создаваемые учеником, объективируют его аффективное отношение к миру [3]. Это позволяет определить уровень сформированности целостного мировосприятия и системного мышления, повысить познавательную активность школьников на уроках, во внеклассной и внешкольной работе, облегчить процесс коммуникации между участниками образовательного процесса и установить межличностные отношения со значимым социальным окружением (учителями, сверстниками).
Музыкотерапия активно используется в методике преподавания естествознания для коррекции эмоционального состояния учащихся, двигательных и речевых расстройств, психосоматических расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях в процессе обучения [4].
Перспективы широкого использования аутогенной тренировки в системе современного школьного естественнонаучного образования обусловлены достигаемыми с ее помощью навыками: саморегуляции эмоционально-вегетативных функций, оптимизации состояний покоя и активности, повышения возможностей реализации психоэмоциональных резервов организма школьников.
Применение ролевых игр на уроках естествознания в 5 классах является весьма перспективной методикой, что обуславливается спецификой предмета изучения и возрастной группой. В игре происхо-
Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности
Задачи
Активизация познавательной деятельности
Повышение умственной работоспособности
Формирование системного мышления
Методы
Психоэмоциональные
Дидактические
Психофизиологические
Арттерапия Музыкотерапия Аутогенная тренировка Ролевая игра Психогимнастика
Информационно-рецептивные Репродуктивные Проблемное изложение Мозговой штурм Эвристические Исследовательские
Воздействие на БАТ Самомассаж
Релаксационно-лечебные упражнения
Дыхательные упражнения Сочетанные комплексы
Результат
дит формирование произвольного поведения учащегося, его социализация, развитие познавательного интереса к предмету, осмысление и систематизация полученных ранее знаний, положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к предмету в целом.
Психогимнастика в рамках методики обучения естествознанию — это тренировочные, разъясняющие, активизирующие познавательную деятельность упражнения, направленные на развитие отдельных сторон психики ребенка. Основная цель — научить ученика справляться с трудностями, которые возникают в процессе изучения предмета.
Вторая группа методов: дидактические методы активизации познавательной деятельности — это педагогическое воздействие на школьника средствами обучения с целью побуждения его к энергичному, целенаправленному изучению естествознания.
Информационно-рецептивные методы активизации познавательной деятельности - это способ передачи знаний, при котором учитель сообщает готовую информацию с помощью устного и печатного слова, а так же демонстрации наглядных средств, которую учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти, руководствуюсь наличием познавательного интереса, формирующегося в процессе взаимодействия между субъектами образовательного процесса.
Репродуктивные методы активизации познавательной деятельности предполагают способ подачи информации, при котором учитель организует деятельность школьников по воспроизведению имеющихся у них знаний и способов деятельности, ориентируясь на развитие их познавательного интереса.
Проблемное изложение как метод активизации познавательной деятельности — это подача информации не готовом виде, а в форме раскрытой проблемы для поиска научной истины.
Активизация познавательной деятельности с использованием метода мозгового штурма — это способ подачи информации, который представляет собой единство двух моментов — выдвижения идей и их развития.
Эвристические методы активизации познавательной деятельности — это способ подачи информации, при которой учитель привлекает обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнению отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска.
Исследовательские методы активизации познавательной деятельности — это способ подачи информации, при котором учитель конструирует исследовательские задания и проблемные задачи, самостоятельно решаемые учащимися с последующим контролем [5].
Третья группа методов: психофизиологические методы активизации познавательной деятельности — это система психологических и физио-
логических воздействий, целью которых является коррекция функционального состояния организма школьника.
Воздействие на биологически активные точки позволяет нормализовать деятельность центральной нервной системы школьника, а так же снять нервно-мышечное напряжение, возникающее в процессе интенсивной умственной деятельности. В методике преподавания естествознания наиболее эффективным является воздействие на биологически активные точки лица, расположенные по меридианам выхода тройничного нерва, воздействие осуществляется путем надавливания подушечками указательного и среднего пальцев (на парные точки одновременно) по правилу 3x3 (3 с надавливание, 3 с круговые движения, 3 с отдых).
Самомассаж направлен на улучшение кровоснабжения области головы и шеи, что с физиологической точки зрения неразрывно связано с повышением умственной работоспособности, а соответственно и с активизацией познавательной деятельности. Это объясняется, с одной стороны, увеличением потока нервных импульсов от проприорецепторов в кору больших полушарий головного мозга, а с другой стороны, повышением функциональной активности ретикулярной формации головного мозга. Самомассаж выполнятся по строго определенной схеме [6].
Релаксационно-лечебные упражнения обладают регулирующим воздействием на эндокринную систему, устраняя гиперэмоциональное состояние, снижая количество адреналина и норадреналина в крови, а также на сердечно-сосудистую систему, нормализуя ее функции [7]. Учитывая специфику предмета и возраст учащихся 5 классов, релаксационно-лечебные упражнения выполняются под специальные стихотворения («Хомка-хомячок», «Козонька», «Пилоты» и т.д.), где школьники в такт словам учителя выполняют движения.
Физиологическими исследованиями установлено, что функционирование организма в условиях суточных ритмов, связанных с различными уровнями психической активности, характеризуется различными типами дыхания. Отмеченные закономерности были положены в основу использования различных дыхательных упражнений в течение учебного процесса. Применяются различные дыхательные упражнения: полное дыхание, мобилизующее дыхание, «воздушный шар», «семь свечей» и т.д., целенаправленно меняющие состояние и работоспособность пятиклассника, активизируя его познавательную деятельность, путем нормализации сердечной деятельности и мобилизации жизненных сил организма
Сочетанные комплексы представляют собой совокупность применения нескольких психофизиологических методов одновременно, эффективность которых достигается за счет положительной кумуляции.
Стремление к совершенствованию традиционных методов обучения курсу «Естествознание» (5 класс) с целью преодоления подачи готовых знаний и поиска места для активной познавательной деятельности учащихся наиболее актуально в свете модернизации общеобразовательной школы. Процесс обучения естествознанию в 5 классе на сегодняшний день должен характеризоваться синтезом обучения и воспитания и использованием таких методов активизации познавательной деятельности, которые позволяли бы создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, обстановку доброжелательности, комфортности, эмоционально-интеллектуальной напряжённости всех участников процесса обучения. Этот обуславливает тот факт, что содержанием образования будут не только специальные знания и умения, но и различные виды учебной деятельности. Более того наиболее рациональные методы обучения предмету следует проектировать в качестве его содержания, что бы формировать потенциал личности учащиеся, в ориентации на «портрет выпускника» школы в современной России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. — М., 1988. — Т. XVIII. — Вып. 2. — С. 13-120.
2. Алексашина И.Ю., Орещенко Н.И. Программа и методические рекомендации к курсу «Естествознание. 5-6 классы. — СПб.: СпецЛит, 2000. — 125 с.
3. Копытин А.И. Системная арттерапия. — СПб., 2001. — 224 с.
4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997. — 405 с.
5. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Гуманитарное издательство центр «ВЛАДОС», 2008. — 253 с.
6. Буйнов Л.Г., Иванов С.Г., Макарова Л.П., Сорокина ЛА. Самомассаж как метод оптимизации учебного процесса // Материалы I науч.-практ. конф. «Инновационные технологии управления здоровьем и долголетием человека». — СПб., 2010. — с. 28.
7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 608 с.
ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА» Издательство
ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА» специализируется на выпуске научно-технических журналов, методических и учебных пособий, научных монографий в области образования, истории науки и техники, а также в области нефтегазохимии, нефтепереработки, транспорта и хранения углеводородного сырья, индустрии полимеров.
Научно-технические журналы «ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Периодическое рецензируемое издание по распространению опыта в области педагогики естествознания, а также по в области истории развития естествознания.
Включен в Перечень ВАК.
Подписной индекс — 58751 по каталогу «Издания органов НТИ» агентства «Роспечать» в местных почтовых отделениях.
«НЕФТЕГАЗОХИМИЯ»
Периодическое рецензируемое издание по распространению научно-технических достижений и передового опыта в области газо- и нефтехимии.
Подписной индекс — 58754 по каталогу «Издания органов НТИ» агентства «Роспечать» в местных почтовых отделениях.
«ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ И УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ»
Издается с 1968 г. и является периодическим рецензируемым изданием по распространению достижений научно-технического прогресса и передового опыта в области транспортирования, сбора и хранения нефтепродуктов и углеводородного сырья. Включен в Перечень ВАК.
Подписной индекс — 58752 по каталогу «Издания органов НТИ» агентства «Роспечать» в местных почтовых отделениях.
«ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛАСТОМЕРОВ»
Отраслевой научно-технический журнал, публикующий статьи об исследованиях в области технологии получения синтетических высокомолекулярных соединений, синтетического каучука, технологии и переработки полимеров и композитов, наполнителей и других ингредиентов резиновых смесей, производства готовых изделий из эластомеров: шин и РТИ; а также аналитические статьи по вопросам экономики, социологии, экологии полимерного производства. Большое внимание журнал уделяет обзору зарубежной информации. Включен в Перечень ВАК.
Подписной индекс — 58753 по каталогу «Издания органов НТИ» агентства «Роспечать» в местных почтовых отделениях.
119313, Россия .Москва, ул. Гарибальди, д. 4Г
Тел. (926)460-88-24
E-mail: [email protected] www.akademnauka.ru