УДК 371(470.6) ББК 74.00 А-47
Алексеева Инна Сергеевна, старший преподаватель кафедры конституционного права и государственного строительства государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пятигорский государственный лингвистический университет”, е-mail: [email protected], т.: 89034446345, 8(8652)359746.
КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
(рецензирована)
В статье раскрываются основные направления комплексной защиты обучающихся в образовательных учреждениях Северо-Кавказского федерального округа, приводятся некоторые рекомендации из разработанных автором программ для дошкольных, школьных и высших образовательных учреждений, способствующие формированию культуры безопасности обучающихся на всех ступенях образования.
Ключевые слова: комплексная защита обучающихся в образовательных учреждениях, безопасность обучающихся, культура безопасности обучающихся, модель формирования культуры безопасности обучающихся, уровни безопасности, компетенции в области безопасности и здоровьесбе-режения обучающихся.
Alexeeva Inna Sergeevna, senior lecturer of the Department of Constitutional Law and State Construction of the SEIHPE ‘Pyatigorsk State Linguistic University’, e-mail: [email protected], tel.: 89034446345, 8 (8652) 359746.
COMPLEX PROTECTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT
The article describes the main trends of comprehensive protection of the students in educational institutions of the North Caucasus Federal District. Several recommendations extracted from the developed programs for preschool, school and higher education institutions to promote a culture of safety of students at all levels of education has been given.
Key words: comprehensive protection in educational institutions, student safety, learners ’ safety culture, a model of safety culture, levels of safety, competence in the field of security and healthcare of students.
Нестабильность, обусловленная ситуативной вариативностью в глобализованном мире и России, политические, экономические, социокультурные вызовы и угрозы регионального характера обусловливают риски в образовательной среде: травматизм, ослабление здоровья, употребление наркотиков, алкоголя и табака, трагические случаи вследствии износа и разрушения помещений, пожаров, террористических актов и др. Увеличившееся число опасностей в Северо-Кавказском федеральном округе определило необходимость проектирования комплексной защиты обучающихся в образовательных учреждениях данного региона.
Мы исходим из предположения, что такого рода защита возможна при формировании культуры безопасности обучающихся на материале локальных территориальных особенностей и обеспечения условий безопасности на выделенных нами уровнях: внешнем (мир, государство) и внутреннем (округ, муниципалитет). Под культурой безопасности обучающихся мы понимаем их адаптацию к императивам выживания (в нашем случае - на Северном Кавказе), готовность к опасностям и противодействию им, адекватное поведение в ситуациях риска, наличие умений самозащиты, спасения и защиты других людей, здоровьесберегающую деятельность.
Разработанная на базе приведенного выше положения модель формирования культуры безопасности обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе строится на принципах формирования в единстве знаний и умений, сознания и поведения, последовательности и систематичности, доступности обучения. Базисными подходами являются возрастной, компетентностный, культурологический. Цель модели предполагает создание комплекса мер по формированию культуры безопасности обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе. Задачи сводятся к формированию и развитию компетенций в области безопасности и здоровьесбережения у обучающихся в: 1) дошколь-
ных образовательных учреждениях, 2) средних общеобразовательных школах, 3) высших учебных заведениях. При этом компетенция интерпретируется как навыки (обязанности), позволяющие личности адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе [1].
Развитие компетенций в области безопасности и здоровьесбережения осуществляется на трех этапах: "разъясняюще-мотивационном", "теоретически и практически развивающем" и "репродуктивно-творческом", соответствующих дошкольному, школьному, высшему профессиональному образованию. В основе содержания обучения - федеральные и региональные программы и курсы, а также внеучебные мероприятия, обучающие ситуации, специально организованный досуг в каникулярный период, деятельность учреждений дополнительного образования.
Структурное единство содержания образования позволяет дополнить федеральный аспект региональным в плане изучения особенностей безопасности жизнедеятельности в Северо-Кавказском федеральном округе. В частности, на первом этапе моделируемого обучения дошкольники заучивают северокавказские пословицы и поговорки валеологической направленности, знакомятся с соответствующими горскими притчами и легендами, а также северокавказскими ядовитыми растениями, пресмыкающимися и насекомыми, опасными ситуациями на прогулке и в походе, овладевают подвижными играми народов Северного Кавказа. В рамках федеральных курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности", соответствующего второму этапу моделируемого обучения, учащиеся знакомятся с атрибутикой культуры безопасности северокавказских народов: этикетом, здоровьесберегающими, гендерными традициями, эстетикой физического совершенства и др. Выделенные аспекты являются антагонистами угрозам, в основе которых - невежество, бездуховность, безсультурие. На третьем этапе моделируемого обучения для студентов тех специальностей, где предусмотрено преподавание курсов "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни", "Безопасность жизнедеятельности", "Ва-леология", "Экология" представляется перспективным дополнение изучаемого материала лекциями соответствующей северокавказской тематики. В рамках специальностей, не предусматривающих овладение названными курсами, целесообразно введение спецкурсов северокавказской валеологической направленности и их интеграция с естествознанием, обществознанием, физической культурой.
Анализ подготовки обучающихся по безопасности жизнедеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и высшего профессионального образования отразил отдельные упущения в этой системе, касающиеся неразработанности таких программ в учреждениях первого типа, отсутствия программ по безопасности жизнедеятельности во внеурочной и внеаудиторной деятельности школьников и студентов. С целью восполнения обнаруженных пробелов нами разработана программа "Формирование культуры безопасности детей дошкольного возраста в Северо-Кавказском федеральном округе", программа "Становление культуры безопасности детей школьного возраста во внеурочной деятельности", программа "Развитие культуры безопасности студентов во внеаудиторной деятельности".
Программа для дошкольных образовательных учреждений предусматривает раскрытие сути личной безопасности, понятия "незнакомый человек"; ознакомление и закрепление правил общения с незнакомыми людьми, безопасного разговора по телефону, безопасного поведения дома, в подъезде, в лифте, во дворе, на дороге, в природе, на водоемах; основы здорового образа жизни.
Реализация программы "Становление культуры безопасности детей школьного возраста во внеурочной деятельности" осуществляется по нескольким направлениям [2]:
- формирование условий для сохранения безопасной образовательной среды "Территория безопасности";
- совершенствование взаимодействия и сотрудничества семьи и школы;
- профилактика девиантного поведения несовершеннолетних "Предупрежден - значит защищен";
- совершенствование работы с детьми категории риска "Предвидеть и действовать".
В рамках обозначенных направлений предполагаются: создание социально -профилактического клуба, Центра взаимодействия семьи и школы; проведение акции "Зеленая неделя", "Чистый двор"; высадка аллеи Славы; тематические занятия со студентами соответствующих специальностей "Подросток и закон", "Школа этнопсихологической безопасности", "Межкультурное общение народов Северного Кавказа", "Северокавказское долголетие", "Северокавказские лекарственные растения"; тренинги по предупреждению и разрешению конфликтов, спорных ситуаций; слет миротворцев "Толерантность - основа безопасности", конференция "Миротворческие инициативы школьников в укреплении мира на Северном Кавказе", выставка художественных работ "Мир на Северном Кавказе", этнографический праздник, парад северокавказских народов, физкультурно -оздоровительные, массово-спортивные и культурно-массовые мероприятия (дни здоровья и безопасности, семейные туристские походы, палаточные лагеря, ярмарки, смотры художественной самодеятельности); волон-
терская деятельность в системе "Равный - равному", занятия в театральной, танцевальной, вокальной студиях, спортивных секциях (рукопашный бой, восточные единоборства, конный спорт), занятия "Правовое образование в школе".
В фокусе программы "Развитие культуры безопасности студентов во внеаудиторной деятельности":
- работа со студентами первого года обучения "Студенческое содружество";
- профилактика девиантного поведения студентов "Предупрежден - значит защищен";
- формирование условий для сохранения безопасной образовательной среды "Территория безопасности";
- развитие связей вузовского звена и общественных структур в рамках Центра взаимодействия по вопросам безопасности.
Целесообразны занятия студентов в группах по интересам, в студиях и спортивных секциях, волонтерская деятельность, создание объединения "Студенческое содружество", акции "Зеленая неделя", "Чистый университет", выездная программа КВН по тематике безопасной жизнедеятельности, популяризация профильной периодики, издание сборников научных работ "Вестник северокавказской молодежи", "Диалог культур в молодежной среде Северного Кавказа", создание электронной страницы "Проблемы безопасности и здоровьесбережения: поиск решений", научные конференции студентов, создание совместно с журналистами и работниками телевидения познавательно -просветительских телепередач, тематический вечер по проблемам наркомании, токсикомании, вредных привычек в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
По нашему мнению, развитие культуры безопасности обучающихся в образовательном учреждении будет эффективным, если на каждом из этапов образования (дошкольное, школьное, высшее профессиональное) будет достижим средний уровень компетенций в области безопасности. Уровни компетенций сводятся к низкому, среднему, высокому. Критерии компетенций предполагают:
- у старших дошкольников понимание сущности безопасности и мотивацию на здоровый образ жизни, сформированность начальных представлений о средствах безопасности;
- у старших школьников - углубленные знания о безопасности жизнедеятельности на Северном Кавказе, наличие практических умений в этой области;
- у студентов - сформированный алгоритм безопасного поведения и жизнедеятельности с учетом специфики Северного Кавказа.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения сводятся к наблюдению (прямое, косвенное), рассказу, объяснению, беседе, примеру, приучению, созданию обучающих ситуаций, инструктажу, иллюстрациям и демонстрациям, проблемно-поисковым. Методы стимулирования и мотивации деятельности включают познавательную игру, конкурсы, эмоциональное воздействие, поощрение. Методы контроля предполагают специальную диагностику, устный и письменный опрос. В процессе работы целесообразно использовать разные приемы обработки полученных данных: качественный анализ, количественный подсчет.
Комплексная защита обучающихся в образовательных учреждениях Северо-Кавказского федерального округа предполагает также разработку условий обеспечения безопасности. Разработанные нами условия рассматриваются на нескольких уровнях: внешнем (мир, государство), внутреннем (округ, муниципалитет), а также уровне субъектов образовательного процесса (дошкольные, школьные образовательные учреждения, вузы). Такие условия продуцируются правовой сферой (мониторинг Федерального законодательства по безопасности, создание комплексного нормативного документа о безопасности в образовательной среде; согласованность решений федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и др.), военно -политической сферой (укрепление правопорядка и политической стабильности на Северном Кавказе, противодействие терроризму, сепаратизму, ксенофобии, религиозной и национальной неприязни и др.), экономической сферой (увеличение доходной части окружного и местного бюджетов с целью повышения финансирования образования и др.), социальной сферой (охрана прав несовершеннолетних, введение окружного и муниципальных институтов по защите прав ребенка, разработка системы мер по профилактике девиантного поведения и др.), экологической сферой (сохранение устойчивого экологического равновесия: контроль питьевого водоснабжения, мониторинг воздушного бассейна, земель, водных ресурсов; решение проблем размещения и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, радиоактивного заражения и др.), информационной сферой (создание центра контроля за нравственностью для повышения роли средств массовой информации и др.), органами управления (координирование научных и методических разработок, мониторингов безопасности,
включение направления безопасности окружной образовательной среды в ежегодный реестр государственной статистической отчетности и др.), здравоохранением (формирование культуры здоровья детей, снижение заболеваемости и др.). Эффективная реализация безопасности субъектов образовательного процесса обеспечивается посредством повышения педагогической компетентности в институтах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, просвещения родителей.
Результаты нашего исследования открывают возможность дальнейших педагогических изысканий в области безопасности в образовательной среде других округов и регионов с учетом их территориальных особенностей, развития представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников, школьников, студентов и др.
Не исключаем, что модель развития культуры безопасности обучающихся можно успешно использовать и в других регионах России с учетом их локальных особенностей и повсеместной реализации условий защиты субъектов образовательного процесса. Претворение полномасштабной безопасности региональной/окружной образовательной среды в Российской Федерации обеспечивает устойчивость и качество образования в XXI веке.
Литература:
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: (междисциплинарный). М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. С. 134.
2. Косикова О.А. Остров безопасности на карте Ставрополя [Электронный ресурс]. URL: http ://sch7. stavedu. ru/file s/crk/ statia.pdf.