УДК 159.91:373.3
DOI: 10.46742/2072-8840-2022-71-72-3-4-23-
КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ РИСКОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Кошко Н. Н.1, Блинова Н. Г.2, Меркулова А В.3
1 - ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи «Здоровье и развитие личности», г. Кемерово, Россия 2 - ФГБОУВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово, Россия
3 - МБОУ «Гимназия № 41», г. Кемерово, Россия Автор, ответственный за переписку: Кошко Наталья
koshko80@mail.ru
Аннотация: статья посвящена изучению психофизиологических особенностей, являющихся «маркёрами» уровня функциональной зрелости центральной нервной системы, у обучающихся первых классов группы риска (по данным психолого-педагогического мониторинга) с целью выявления дефицитов развития. У половины обследуемых первоклассников установлена неуравновешенность нервных процессов; низкий уровень подвижности нервных процессов, образной памяти, объема внимания, координационных способностей и недостаточная сформированность межполушарных взаимодействий. Это позволяет использовать данные психофизиологические показатели при оценке готовности к началу обучения дошкольников, прогноза развития у них дезадаптивных состояний и трудностей обучения.
Ключевые слова: обучающиеся первых классов, особенности психофизиологического развития, адаптация к началу обучения.
PSYCHOPHYSIOLOGICAL DIAGNOSIS AS A WAY TO IDENTIFY THE RISKS OF IMPAIRED ADAPTATION IN SCHOOLCHILDREN
KoshkoN. N.1, BlinovaN. G.2, MerkulovaA V3
1 — "Kuzbass Regional Center for Psychological and Pedagogical, medical and social assistance "Health and personal development", s. Kemerovo
2 — Kemerovo State University, s. Kemerovo 3 — Municipal budgetary educational institution"Gymnasium № 41", s. Kemerovo
Abstract: the article is devoted to the study of the features of the psychophysiological development of schoolchildren with impaired adaptation. These are "markers " of the level of functional maturity of the central nervous system. In half of the children, an imbalance of nervous processes was established; low level of mobility of nervous processes, memory, attention, coordination and insufficientformation of interactions of the cerebral hemispheres. This allows the use of these psychophysiological indicators in assessing the readiness to the beginning of learning preschool children, predicting the development of their maladaptive states and learning difficulties.
Keywords: first graders, features of psychophysiological development, adaptation to the beginning of education.
ВВЕДЕНИЕ
По мнению многих отечественных авторов такие индивидуально-типологические свойства нервной системы, как скорость и подвижность нервных процессов, во многом характеризуют психофизиологический потенциал ребенка, особенности его когнитивной сферы (темп восприятия и переработки информации, свойства памяти и внимания) и в значительной степени определяют адаптивность к обучению, являясь одновременно и фактором успешности этого процесса [1; 2; 9; 17].
В последние годы отмечается увеличение количества поступающих в школу детей с нарушениями психофизического развития в виде недифференцированного синдрома легких, функциональных
отклонений в двигательной, речевой и поведенческой сфере, объединенных в общее понятие—«минимальные мозговые дисфункции» (ММД) [4; 11; 12].
Выявленные симптомы ММД не позволяют ребенку успешно справляться с новыми требованиями, связанными с процессом обучения, что в свою очередь приводит к нарушениям поведения и психосоматическим расстройствам [19; 20]. Причины трудностей могут быть связаны как с речевыми нарушениями, так и с несформированностью других познавательных функций: зрительного восприятия, интегративных функций (зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и зрительно-моторных координаций), с функциональной незрелостью коры и регуляторных структур мозга, а также с неспецифическими нарушениями состояния здоровья (функциональное напряжение, утомление, низкая и неустойчивая работоспособность) [2; 4; 8; 10; 19; 21].
В связи с этим, особенно актуальными становятся вопросы изучения индивидуальных особенностей психофизиологического развития детей с трудностями в процессе адаптации к обучению.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Специалистами МБОУ «Гимназия 41» совместно с КемГУ и ГОО «Кузбасский РЦППМС» разработана и успешно реализуется система комплексного психолого-физиологического сопровождения процесса адаптации первоклассников к началу обучения в школе. Среди основных направлений деятельности, реализуемых в гимназии по сопровождению процесса адаптации первоклассников, можно выделить следующие:
• анализ состояния здоровья и биологической зрелости детей на основе данных медицинских карт;
• проведение психолого-педагогического мониторинга адаптации первоклассников;
комплексное психофизиологическое обследование обучающихся первых классов, отнесённых
к группе «риска» на основании анализа состояния здоровья и результатов психолого-педагогического мониторинга;
• подготовка рекомендаций по реализации коррекционно-развивающей работы и учёту индивидуальных особенностей первоклассников в процессе обучения.
В рамках реализации психолого-физиологического сопровождения процесса адаптации к обучению было проведено исследование особенностей психофизиологического развития учащихся 1-х классов гимназии характеризующихся несформированностью универсальных учебных действий. Исследование проводилось в ноябре 2021 г., в утренние часы, с использованием стандартных методик. В обследовании приняли участие 62 школьника обоих полов (36 мальчиков и 26 девочек), имеющие затруднения в адаптации к обучению на основании психолого-педагогического мониторинга, который включал в себя оценку уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников в соответствии с ФГОС. Уровень диагностики личностных УУД оценивался по результатам выполнения теста «Лесенка»; регулятивных и познавательных с использованием зрительно-моторного гештальт-теста Л. Бендера, коммуникативные УУД с использованием методики «Рукавички» [14; 15; 16; 18].
У всех обследуемых детей проводились изучение и оценка следующих психофизиологических показателей: объем внимания (ОВ), образная память (ОП), скорости нервных процессов — путём измерения латентного периода зрительно-моторной реакции (ПЗМР) и степень уравновешенности нервных процессов с использованием методики «Реакция на движущийся объект» (РДО) с использованием автоматизированного психофизиологического комплекса STATUS PF [3; 13]. В качестве показателя сформированности межполушарных взаимодействий использовались результаты выполнения пробы Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь», также проводилась оценка статического равновесия по результатам выполнения пробы «Ромберга» (пяточно-носочный вариант) [8; 17]. Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью программы «Statistica 10.0.», для каждого изучаемого параметра вычислялись среднее значение (М) и ошибка средней (m), достоверность различий признаков (р) в сравниваемых группах определялась по критерию Mann-Whitney. Оценка и сравнительный анализ значений психофизиологических показателей осуществлялись с использованием норм комплекса STATUS PF [13].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
В исследованиях ряда авторов [3; 7; 10; 17] отмечаются различия в темпах психофизиологического развития с учётом гендерного фактора. В связи с этим, был проведён сравнительный анализ
сопоставления средних значений психофизиологических показателей обследуемых первоклассников с возрастной нормой с учётом гендерного фактора (таблица 1). Результаты анализа установили, что среднее время латентного периода ПЗМР обследованных первоклассников было достоверно больше значения возрастной нормы, что свидетельствует о снижении скорости нервных процессов у детей исследуемой группы риска [7; 13]. При этом мальчики характеризовались достоверно большими значениями времени ПЗМР в сравнении с девочками. Низкие показатели скорости зрительно-моторного реагирования у мальчиков могут свидетельствовать о более выраженных функциональных нарушениях ЦНС [4; 5; 8].
Таблица 1. Средние значения психофизиологических показателей первоклассников с учётом пола
Показатель Мальчики N=36 М±т Девочки N=26 М±т Возрастная норма Р<0,05
Скорость простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), мс 559,6±24,22* 492,1±22,8 450-485 *
Среднее суммарное время отклонений по тесту РДО, с 69,7±7,44 69,76±4,013 60-90 -
Образная память, балл 6,9±0,42 7,0±0,27 5-7 -
Объём внимания, балл 5,0±0,27 5,2±0,34 5-7 -
Время выполнение пробы Ромберга, с 12,7±1,05 14,92±1,26 15-30 *
* Достоверные межгрупповые различия
Полученные данные наглядно свидетельствуют о снижении скорости нервных процессов у детей, характеризующихся психолого-педагогическими признаками дезадаптации на основании низких значений скорости зрительно-моторной реакции [6; 8; 10].
Среднее значение показателя времени выполнение пробы Ромберга у мальчиков и девочек было ниже возрастной нормы, хотя достоверных половых различий выявлено не было. Остальные значения изучаемых показателей соответствовали возрастной норме, как у мальчиков, так и у девочек.
Проведение индивидуальной оценки изучаемых показателей подтвердило средние значения в группе: 50% мальчиков и 31% девочек характеризовались низким уровнем скорости ПЗМР. Представителей с высокой степенью уравновешенности нервных процессов было больше среди мальчиков — 39%, тогда как более половины девочек 69% характеризовались средней степенью уравновешенности (рисунок 1). Проведение корреляционного анализа не позволило установить достоверную прямую зависимость между временем простой зрительно-моторной реакции и средним временем отклонения по тесту РДО. По литературным данным, посвящённым исследованиям возрастных особенностей психофизиологического развития, представители мужского пола характеризуются более высокой степенью уравновешенности в разные периоды онтогенетического развития, начиная со старшего дошкольного возраста [5].
17%
г/ 33%::
23%
39%
^ 8%
:46%
33%
69%
Л высокий ■ ■■ средний низкий
23%
мальчики девочки ПЗМР
мальчики девочки РДО
Рисунок 1. Оценка скорости и уравновешенности нервных процессов обследованных первоклассников
Развитие образной памяти (ОП) у подавляющего большинства школьников (72% мальчиков и 85% девочек) соответствует среднему уровню — возрастная норма (рисунок 2). В то же время у 45% мальчиков и 38% девочек выявлен низкий уровень объёма внимания (ОВ), что так же может свидетельствовать о наличии функциональной незрелости ЦНС у обследуемой группы первоклассников (рисунок 2).
17%
15%
16%
15%
N высокий ■ ■■ средний низкий
Рисунок 2. Оценка образной памяти и объёма внимания обследованных первоклассников Половина мальчиков и 38% девочек характеризовались низким уровнем развития координационных способностей, а именно статического равновесия (выполнение пробы Ромберга) (рисунок 3).
50%
мальчики девочки
■ низкий >' средний Л высокий
Рисунок 3. Оценка координационных способностей обследованных первоклассников по результатам выполнения пробы Ромберга
Сочетание у детей низкого уровня скорости ПЗМР с недостаточностью формирования произвольного внимания и низким уровнем координационных способностей свидетельствует о функциональной незрелости ЦНС и может являться проявлением минимальных мозговых дисфункций [6; 10; 12].
Известно также, что встречающаяся у детей лёгкая форма ММД часто обусловлена несформи-рованностью межполушарных взаимодействий [17]. Для изучения данного свойства ЦНС со всеми участниками обследования была проведена проба на динамический праксис [6; 17]. Выявлено, что около половины первоклассников (56% мальчиков и 44% девочек) не справляются с выполнением пробы (рисунок 4). У них отмечаются длительные паузы и нарушения последовательности движений при выполнении пробы, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности межполу-шарных взаимодействий.
56% 54%
выполняет не выполняет
■:■ мальчики ^ девочки
Рисунок 4. Оценка сформированности межполушарных взаимодействий у обследованных первоклассников по результатам выполнения пробы на динамический праксис.
Для выявления взаимосвязи развития психофизиологических показателей и сформированности
межполушарных взаимодействий был проведен сравнительный анализ изучаемых показателей у детей с разным уровнем выполнения пробы на динамический праксис. Первоклассники были разделены на две группы: I группа—школьники с нарушениями при выполнении пробы; II группа — с выполнением пробы.
Школьники II группы характеризовались меньшим временем ПЗМР, меньшим временем отклонений по тесту РДО, большим значением показателя объём внимания и большим временем выполнения пробы Ромберга в сравнении с представителями I группы (таблица 2).
Таблица 2. Средние значения психофизиологических показателей первоклассников выполнения пробы на динамический праксис
Показатель I группа N=34 М±т II группа N=28 М±т Р<0,05
Скорость простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), мс 567,5±27,87 487,3±15,22 *
Среднее суммарное время отклонений по тесту РДО, с 83,1±6,77 53,5±4,49 *
Образная память, балл 7,0±0,24 6,9±0,32
Объём внимания, балл 4,3±0,34 5,93±0,41 *
Время выполнение пробы Ромберга, с 8,7±0,58 19,64±0,62 *
* Достоверные межгрупповые различия
При этом средние значения всех изучаемых психофизиологических показателей во II группе соответствовали возрастной норме, тогда как у школьников I группы значения ПЗМР, ОВ и времени выполнения пробы Ромберга были ниже возрастной нормы.
Проведение индивидуальной оценки изучаемых показателей с учётом уровня выполнения пробы на динамический праксис подтвердило результаты сравнительного анализа. В I группе школьников с низким уровнем выполнения пробы отмечается 53% представителей с низкой скоростью ПЗМР, тогда как 57% школьников II группы характеризуются средним уровнем данного показателя. Так же, среди представителей II группы отмечается большее количество представителей с высокой степенью уравновешенности нервных процессов — 43%, в I же группе количество представителей с высоким уровнем данного показателя составило 12%, а у 35% был установлен низкий уровень (рисунок 5).
23.5
1 со/
12%
43%
Ъ высокий '' средний низкий
Рисунок 5. Индивидуальная оценка скорости и уравновешенности нервных процессов обследованных первоклассников с учётом выполнения пробы на динамический пракисис (I группа — нарушения при выполнении пробы; II-нормальное выполнение пробы)
Представителей с низким показателем ОВ так же оказалось значительно больше в I группе—53%, в то время как у половины первоклассников II группы установлен средний уровень ОВ (рисунок 6).
82%
64%
53%
низкий :: средний ^ высокий
Рисунок 6. Индивидуальная оценка объёма внимания и координационных способностей обследованных первоклассников с учётом выполнения пробы на динамический пракисис
(I группа — нарушения при выполнении пробы; II-нормальное выполнение пробы) Наибольшая взаимосвязь прослеживается между уровнем выполнения пробы на динамический праксис и уровнем статической координации: подавляющее большинство (82%) первоклассников в I группе характеризовалось низким уровнем статического равновесия, тогда как во II группе представителей с низким уровнем выявлено не было (рисунок 6).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, первоклассники, характеризующиеся несформированностью универсальных учебных действий и имеющие затруднения в адаптации к обучению характеризуются достоверно низкими значениями скорости зрительно-моторного реагирования, объёма внимания, статической координации и неуравновешенностью нервных процессов, не выполняют пробу на динамический праксис, что может свидетельствовать о функциональной незрелости центральной нервной системы или о неоптимальном ее развитии по типу «минимальных мозговых дисфункций».
Полученные результаты позволяют рекомендовать комплекс данных психофизиологических показателей в качестве критериев оценки дефицитов развития центральной нервной системы у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, прогноза успешности адаптации к началу обучения в школе и проведения коррекционно-развивающих мероприятий при организации обучения с целью предотвращения развития трудностей в обучении и нормального протекания процесса адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Безруких М.М., Мачинская Р. И., Фарбер Д. А. Структурно-функциональная организации развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребёнка // Физиология человека. — 2009. — Т. 35. — № 6. — С. 10-24.
2.Безруких М.М., Филиппова Т. А., Верба А. С. и др. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудности обучения // Новые исследования. — 2020. — Т. 61. — № 1. — С. 19-36.
3.Блинова Н.Г., Игишева Л. Н., Литвинова Н. А. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 128 с.
4.Войнов В.Б. Функциональное созревание ЦНС, начальная школа, адаптация // Успехи физиологических наук. — 2014. — Т. 45. — № 3. — С. 66-78.
5.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. — СПБ. Питер, 2001. — 464 с.
6.Карпунина Н.П., Слюсарь Т. А., Сотникова Т. Г. Особенности психофизиологического статуса у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 2007. — № 4. — С. 9-11.
7.Кошко Н.Н. Влияние экологических и социальных факторов в период раннего онтогенеза на морфофункциональный и психофизиологический статус семилетних детей: дис. ... канд. биол. наук. — Барнаул, 2012. — 170 с.
8.Крещенко О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов: дис. ... канд. биол. наук. — М, 2003. — 250 с.
9.Криволапчук И.А., Чернова М. Б. Физиологические аспекты готовности мальчиков и девочек 6 лет к обучению в школе // Научные труды III Съезда физиологов стран СНГ (Ялта, Украина, 1-6 октября 2011). — 2011, Ялта. — С. 212-213.
10.Кривошеина Н.П. Федоров А. И., Кошко Н. Н. и др. Психофизиологическое и вегетативное обеспечение процесса адаптации к условиям образовательного процесса детей 6-8 лет с признаками дефицита внимания // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2016. — № 5. — С. 34-48.
11.Кучма В.Р., Рапопорт И. К., Сухарева Л. М. и др. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся // Здравоохранение Российской Федерации. — 2021. — Т. 65. — № 4. — С. 325-333.
12.Лаврик С.Ю., Домитрак C. В., Максимов О. Г. Клинико-нейрофизиологические и нейропси-хофизиологические аспекты минимальной мозговой дисфункции у детей дошкольного и раннего школьного возраста // Актуальные вопросы клинической неврологии: сб. материалов межрегион, науч.-практ. конф. — Иркутск: ИГМУ, 2007. — С. 80-83.
13.Литвинова Н.А., Иванов В. И., Березина М. Г. Автоматизированные методы психодиагностики: методические рекомендации. — Кемерово, 2002.
14.Лови О.В., Белопольский В. И. Зрительно-моторный гештальт тест: Бендер Руководство (Психологический инструментарий). Изд. 2е, стереотип. — М.: «Когито-Центр», 2008. — 42 с.
15.Методы нейропсихологического обследования детей 6-9-лет / под.ред. Т.В. Ахутиной. М.: Изд-во В. Секачёв. — Москва, 2016. — 278 с.
16.Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
17.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 288 с.
18.Цукерман Г.А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с.
19.Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД — Тест Тулуз-Пьерона: методическое руководство. — доп. и перераб. — СПб.: ИМАТОН, 2007. — 104 с.
20.Feder K.P., MajnemerA. Handwriting development, competency, and intervention // Developmental Medicine and Child Neurology. —2007. — Vol. 49. — No. 4. 312-7. doi: 10.1111/j.1469-8749.2007.00312.x.
21.Winner E., von Karolyi C., Malinsky D., French L., Seliger C., Ross E., & Weber C. Dyslexia and visual-spatial talents: Compensation vs deficit model. Brain and Language. — 2001. — Vol. 76. — No. 2. — P. 81-110.
REFERENCES
1. Bezrukih M.M., Machinskaya R. I., Farber D. A. Strukturno-funkcional'naya organizacii razvivayushchegosya mozga i formirovanie poznavatel'noj deyatel'nosti v ontogeneze rebyonka // Fiziologiya cheloveka. — 2009. — T. 35. — № .6. — S. 10-24.
2. Bezrukih M.M., Filippova T. A., VerbaA. S. i dr. Osobennosti funkcional'nogo razvitiya detej 6-7 let i prognozirovanie riskov dezadaptacii i trudnosti obucheniya // Novye issledovaniya. — 2020. — T. 61. — № . 1. — S. 19-36.
3. Blinova N.G., Igisheva L. N., Litvinova N. A. Praktikum po psihofiziologicheskoj diagnostike: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. Zavedenij. — M.: VLADOS, 2000. — 128 s.
4. Vojnov V.B. Funkcional'noe sozrevanie CNS, nachal'naya shkola, adaptaciya // Uspekhi fiziologicheskih nauk. — 2014. — Т. 45. — № 3. — S. 66-78.
5. Il'in E.P. Differencial'naya psihofiziologiya. — SPB. Piter, 2001. — 464 s.
6. Karpunina N.P. Slyusar' T.A., Sotnikova T. G. Osobennosti psihofiziologicheskogo statusa u detej s sindromom deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu // Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii im. V.M. Bekhtereva. — 2007. — № 4. — S. 9-11.
7. Koshko N.N. Vliyanie ekologicheskih i social'nyh faktorov v period rannego ontogeneza na morfofunkcional'nyj i psihofiziologicheskij status semiletnih detej: dis. kand. biol. nauk. — Barnaul, 2012. — 170 s.
8. Kreshchenko O. YU. Psihofiziologicheskie kriterii trudnostej obucheniya pis'mu i chteniyu u shkol'nikov mladshih klassov: dis. ... kand. biol. nauk. — Moskva, 2003. — 250 s.
9. Krivolapchuk I.A., CHernova M.B. Fiziologicheskie aspekty gotovnosti mal'chikov i devochek 6 let k obucheniyu v shkole // Nauchnye trudy III S"ezda fiziologov stran SNG; YAlta, Ukraina, 1-6 oktyabrya 2011. — YAlta, 2011. — S. 212-213.
10. Krivosheina N.P. Fedorov A. I., Koshko N. N. i dr. Psihofiziologicheskoe i vegetativnoe obespechenie processa adaptacii k usloviyam obrazovatel'nogo processa detej 6-8 let s priznakami deficita vnimaniya // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2016. — № 5. — S. 34-48.
11. Kuchma V.R., Rapoport I. K., Suhareva L. M. i dr. Zdorov'e detej i podrostkov v shkol'nom ontogeneze kak osnova sovershenstvovaniya sistemy medicinskogo obespecheniya i sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya obuchayushchihsya // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. — 2021. — T. 65. — № 4. — S. 325-333.
12. Lavrik S.YU., Domitrak C. B., Maksimov O. G. Kliniko-nejrofiziologicheskie i nejropsihofiziologicheskie aspekty minimal'noj mozgovoj disfunkcii u detej doshkol'nogo i rannego shkol'nogo vozrasta // Aktual'nye voprosy klinicheskoj nevrologii: sb. materialov mezhregion, nauch.-prakt.
konf. — Irkutsk: IGMU, 2007. — S. 80-83.
13. Litvinova N.A., Ivanov V. I., Berezina M. G. Avtomatizirovannye metody psihodiagnostiki: metodicheskie rekomendacii. — Kemerovo, 2002.
14. Lovi O.V., Belopol'skij V.I. Zritel'no-motornyj geshtal't test: Bender Rukovodstvo. Izd. 2-e, stereotip. — M.: «Kogito-Centr», 2008. — 42 s.
15. Metody nejropsihologicheskogo obsledovaniya detej 6-9-let / pod.red. T. V. Ahutinoj. — M.: Izd-vo V. Sekachyov. — 2016. — 278 s.
16. Nizhegorodceva N.V., SHadrikov V.D. Psihologo-pedagogicheskaya gotovnost' rebenka k shkole: posobie dlya prakticheskih psihologov, pedagogov i roditelej. — M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001. — 256 s.
17. Sirotyuk A.L. Nejropsihologicheskoe i psihofiziologicheskoe soprovozhdenie obucheniya. — M.: TC «Sfera», 2003. — 288 s.
18. Cukerman G.A., Polivanova K. N. Vvedenie v shkol'nuyu zhizn'. Programma adaptacii detej k shkole. — 2-e izd., ispr. — M.: Genezis, 2003. — 128 s.
19. Yasyukova L.A. Optimizaciya obucheniya i razvitiya detej s MMD — Test Tuluz-P'erona: metodicheskoe rukovodstvo. — dop. i pererab. — SPb.: IMATON, 2007. — 104 s.