Научная статья на тему 'ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / СЕНСОМОТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пушкина В.Н., Федорова Е.Ю., Страдзе А.Э.

Цель исследования - определить половые особенности сенсомоторной деятельности у детей в возрасте 7-8 лет. Методика и организация исследования. Исследование проводилось с участием здоровых детей 7-8 лет, обучающихся в образовательном учреждении г. Москвы, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой (n=40). Получение данных в рамках исследования осуществлялось посредством психофизиологического тестирования обучающихся с применением прибора УПФТ-1/30 «Психофизиолог» с предъявлением 35 стимулов. Для оценки функциональных состояний ЦНС рассматривались и анализировались интегральные показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР), реакции на движущийся объект (РДО). Результаты исследования и выводы. Согласно полученным результатам исследования простой зрительно-моторной реакции показано, что у девочек 1-го класса относительно мальчиков наблюдается более высокий уровень сенсомоторной деятельности. Соотношение показателей «Уровень функциональных возможностей ЦНС/Устойчивость регуляторных механизмов» по данным этой же реакции у девочек интерпретируется как низкий/выше среднего, т.е. уровень функциональных возможностей ЦНС низкий, а показатель «Устойчивость регуляторных механизмов» - выше среднего. В группе мальчиков характеристика данных параметров ЦНС происходит в контексте «низкий уровень» /«низкий уровень». Согласно результатам двух сложных реакций - зрительно-моторной реакции и реакции на движущийся объект выявлено, что у девочек относительно мальчиков выше уровни быстродействия (р=0,03), стабильности ответных реакций (р=0,03), безошибочности (р=0,05). Уровень качества реакции у девочек находится на отметке «ниже среднего», тогда как у мальчиков он оценивается как «низкий», у первоклассниц преобладают процессы возбуждения над процессами торможения в ЦНС (р=0,05) и для них характерно менее выраженное функциональное напряжение в адаптационных системах организма (р=0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пушкина В.Н., Федорова Е.Ю., Страдзе А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

7-8 YEAR-OLDS’ GENDER GROUP SENSORIMOTOR RESPONSE TESTS AND ANALYSIS

Objective of the study was to test and analyze the gender-specific sensorimotor responses in the 7-8 year-olds. Methods and structure of the study. We sampled for the study the 7.38±0.08 years boys (n = 20) and 7.18±0.05 year-old girls (n = 20) without known medical contraindications to physical trainings at a Moscow school. The sample was tested by UPFT-1/30 "Psycho-physiologist" Test System with application of 35 response triggers/ stimuli. The central nervous system functions were rated by the simple and complex visual-motor response and response to moving object tests. Results and conclusion. The simple visual-motor response tests found the girls’ central nervous system functions being 20% faster (p=0.0002) and better synchronized than the boys’ ones. The complex visual-motor response tests indicative of the individual operational functions under time pressure (withing tight time limits) also ranked the girls group higher. The complex visual-motor response test data analysis ranked the girls group significantly higher on the response speed (p=0.03), response stability (p=0.03) and error scoring (p=0.05) scales despite the fact that the group responses were collectively on the ‘below average’ level on the whole - versus he boys group ranked on the ‘low’ level (p=0.007). It should be mentioned that the girls group is close to the upper limit of the low level versus the boys group averaging close to the lower limit of this level. The test data and analyses found the metropolitan 7-8 year-olds’ sensory activity and progress gender-specific in many aspects, and this fact is to be taken into account in the school education curricula, to have the education service and individual progress trajectories sensitively customized to the individual abilities and progresses. The physical education teachers in their analyses of the physical fitness and motor skills test data should know that the 7-8 year-old girls' response speed is normally higher than the boys’ ones due to the higher central nervous system mobilization fitness and better response speed control.

Текст научной работы на тему «ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК/UDC 371.7

Поступила в редакци 30.04.2021 г.

Информация для связи с автором: taiss43@yandex.ru

Доктор биологических наук, профессор В.Н. Пушкина1, 2 Доктор биологических наук, доцент Е.Ю. Федорова1 Доктор социологических наук А.Э. Страдзе1

1 Московский городской педагогический университет, Москва

2 Институт возрастной физиологии РАО, Москва

7-8 YEAR-OLDS' GENDER GROUP SENSORIMOTOR RESPONSE TESTS AND ANALYSIS

DrBiol., Professor V.N. Pushkina1, 2 DrjTo^ Associate Professor E.Y. Fedorova1 Dr^c.^oc. A.E. Stradze1

1 Moscow City University, Moscow

2 Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow

Аннотация

Цель исследования - определить половые особенности сенсомоторной деятельности у детей в возрасте 7-8 лет.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось с участием здоровых детей 7-8 лет, обучающихся в образовательном учреждении г. Москвы, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой (п=40). Получение данных в рамках исследования осуществлялось посредством психофизиологического тестирования обучающихся с применением прибора УПФТ-1/30 «Психофизиолог» с предъявлением 35 стимулов. Для оценки функциональных состояний ЦНС рассматривались и анализировались интегральные показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР), реакции на движущийся объект (РДО). Результаты исследования и выводы. Согласно полученным результатам исследования простой зрительно-моторной реакции показано, что у девочек 1-го класса относительно мальчиков наблюдается более высокий уровень сенсомоторной деятельности. Соотношение показателей «Уровень функциональных возможностей ЦНС/Устойчивость регуляторных механизмов» по данным этой же реакции у девочек интерпретируется как низкий/ выше среднего, т.е. уровень функциональных возможностей ЦНС низкий, а показатель «Устойчивость регуляторных механизмов» - выше среднего. В группе мальчиков характеристика данных параметров ЦНС происходит в контексте «низкий уровень» /«низкий уровень». Согласно результатам двух сложных реакций - зрительно-моторной реакции и реакции на движущийся объект выявлено, что у девочек относительно мальчиков выше уровни быстродействия (р=0,03), стабильности ответных реакций (р=0,03), безошибочности (р=0,05). Уровень качества реакции у девочек находится на отметке «ниже среднего», тогда как у мальчиков он оценивается как «низкий», у первоклассниц преобладают процессы возбуждения над процессами торможения в ЦНС (р=0,05) и для них характерно менее выраженное функциональное напряжение в адаптационных системах организма (р=0,05).

Ключевые слова: младший школьный возраст, центральная нервная система, сенсомоторная деятельность, половые различия.

Abstract

Objective of the study was to test and analyze the gender-specific sensorimotor responses in the 7-8 year-olds.

Methods and structure of the study. We sampled for the study the 7.38±0.08 years boys (n = 20) and 7.18±0.05 year-old girls (n = 20) without known medical contraindications to physical trainings at a Moscow school. The sample was tested by UPFT-1/30 "Psycho-physiologist" Test System with application of 35 response triggers/ stimuli. The central nervous system functions were rated by the simple and complex visual-motor response and response to moving object tests.

Results and conclusion. The simple visual-motor response tests found the girls' central nervous system functions being 20% faster (p=0.0002) and better synchronized than the boys' ones. The complex visual-motor response tests indicative of the individual operational functions under time pressure (withing tight time limits) also ranked the girls group higher. The complex visual-motor response test data analysis ranked the girls group significantly higher on the response speed (p=0.03), response stability (p=0.03) and error scoring (p=0.05) scales despite the fact that the group responses were collectively on the 'below average' level on the whole - versus he boys group ranked on the 'low' level (p=0.007). It should be mentioned that the girls group is close to the upper limit of the low level versus the boys group averaging close to the lower limit of this level.

The test data and analyses found the metropolitan 7-8 year-olds' sensory activity and progress gender-specific in many aspects, and this fact is to be taken into account in the school education curricula, to have the education service and individual progress trajectories sensitively customized to the individual abilities and progresses. The physical education teachers in their analyses of the physical fitness and motor skills test data should know that the 7-8 year-old girls' response speed is normally higher than the boys' ones due to the higher central nervous system mobilization fitness and better response speed control.

Keywords: 7-8 year-olds, central nervous system, sensorimotor response, gender specifics.

Введение. Известно, что младший школьный возраст является сензитивным для развития скоростных и координационных физических способностей [3], наиболее актив-

ным с точки зрения формирования когнитивных функций [8], увеличения межполушарного взаимодействия при выполнении движений [1]. Данный возрастной период в целом

V-□

. а □

и

га у

г.

а

ч—

. о (и

а

с га

£т о (и .с Н

характеризуется перестройкой системном мозговой организации управляющих функций [7], при этом активные процессы, протекающие в ЦНС, совпадают с адаптацией детей к процессу обучения в школе. Возникающие у ребенка в этот критический период дезадаптивные состояния могут негативно отразиться на функционировании ЦНС [2]. Исходя из вышесказанного, занятия физической культурой в младшем школьном возрасте способствуют не только сохранению здоровья ребенка, но и полноценному функционированию сенсорных систем, а именно, координации сенсорных и моторных компонентов двигательного акта. Тем не менее, в данном научном пространстве современных исследований показано, что половые различия в длительности сенсомо-торных реакций начинаются с 11-летнего возраста и в большинстве своем прослеживаются в сложных сенсомоторных реакциях, причем у контингента мужского пола такие реакции протекают быстрее [5].

Цель исследования - определить половые особенности сенсомоторной деятельности у детей в возрасте 7-8 лет.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось с участием здоровых детей 7-8 лет, обучающихся в образовательном учреждении г Москвы, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой (п=40). Средний возраст мальчиков составил 7,38±0,08 года (п=20), девочек - 7,18±0,05 года (п=20). Получение данных в рамках исследования осуществлялось посредством психофизиологического тестирования обучающихся с применением прибора УПФТ-1/30 «Психофизиолог» с предъявлением 35 стимулов. Для оценки функциональных состояний ЦНС рассматривались и анализировались интегральные показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР), реакции на движущийся объект (РДО).

Результаты исследования и их обсуждение. Тестирование простой зрительно-моторной реакции, отражающее функциональное состояние центральной нервной системы девочек и мальчиков, обучающихся в 1-м классе, показали, что эффективность ответной реакции на стимул (СВР) у девочек в возрасте 7 лет на 20% выше (р=0,0002), чем у мальчиков. Известно, что сенсорная информация, поступающая от различных анализаторов, производит запуск конкретных двигательных программ, и, таким образом, активизирует отделы ЦНС. Контроль и корректировка программ требует активного взаимодействия сенсорных и моторных систем [2]. Можно констатировать, что у девочек такие взаимоотношения более синхронизированы и функциональные возможности центральной нервной системы выше.

Данный факт подтверждается результатами по показателю «Уровень активации ЦНС», который у первоклассниц находится на нижней границе нормы (1,00 балла), что значительно выше (р=0,0009) критического уровня у мальчиков (0,36 балла). Более высокий уровень стабильности нервной системы первоклассниц подтверждается и показателем «Уровень безошибочности», значения которого в группе девочек соответствуют критерию «средний», а в группе мальчиков находится за рамками критерия «низкий уровень безошибочности» (р=0,0014). Значительно выше у девочек и уровень быстродействия (р=0,0009). Результаты среднего времени реакции и уровня быстродействия девочек относятся к категории - низкий уровень. Результаты мальчиков по показателю среднего времени реакции входят в категорию - низкий уровень, но по оценочным величинам быстродействия их показатель значительно ниже единицы, т.е. ниже категории «низкое время быстродействия». У девочек ниже показатель среднеквадратичного отклонения времени реакции, что ука-

зывает на более стабильный уровень реакции (р=0,02). Параметр «Интервал ожидания», информирующий о том, как ребенок ожидает стимул - пытается его уловить или отвечает на сам сигнал - у девочек также лучше. Так, время ожидания стимула в группе первоклассниц достоверно выше (р=0,0015), практически в два раза длиннее максимальное время реакции (р=0,008), но, вместе с тем, выше и уровень стабильности реакций (р=0,0004). Согласно полученным результатам исследования простой зрительно-сенсомотор-ной реакции соотношение «Уровень функциональных возможностей ЦНС/Устойчивость регуляторных механизмов» у девочек интерпретируется как низкое/выше среднего, т.е. уровень функциональных возможностей ЦНС низкий, а устойчивость регуляторных механизмов» выше среднего. У мальчиков оценить соотношение данных результатов можно в контексте низкий/низкий.

Тестирование сложной зрительно-моторной реакции, отражающее уровень операторской работоспособности у девочек и мальчиков, обучающихся в 1-м классе, показало, что девочки в возрасте 7 лет имеют более высокие способности к выполнению деятельности в заданных временных лимитах.

Анализ результатов тестирования сложной зрительно-моторной реакции свидетельствует, что у девочек достоверно выше уровень быстродействия (р=0,03) несмотря на то, что согласно оценке результата его значения находятся в переделах уровня «ниже среднего». Выше у первоклассниц и уровень стабильности ответных реакций на предъявляемый стимул (р=0,03). Согласно оценке данного показателя результаты девочек находятся в пределах критерия «ниже среднего», а у мальчиков - критерия «низкий уровень» (р=0,007), достоверно выше в группе девочек и уровень безошибочности (р=0,05). Его оценка у детей обоих полов находится в диапазоне «низкая», однако, значение данного параметра у девочек располагаются на верхней отметке указанного диапазона, а у мальчиков - на нижней отметке критерия «низкий». У мальчиков зафиксированы более высокие (на 30%) показатели в максимальном времени реакции (р=0,05), также стабильность ответных реакций на предъявленный стимул у них хуже на 10% (р=0,05), что характеризует нацеленность детей на выраженное быстродействие в ущерб безошибочности реакций. В целом уровень сенсомоторных реакций по тесту СЗМР у первоклассников оценен как «низкий» и соответствует возрастным нормативам. Тем не менее, показатель «Суммарное число ошибок» у девочек ниже (3,5 шт.) относительно мальчиков (4,07 шт.), что указывает на более высокий уровень качества деятельности у девочек данного возраста. Уровень качества реакции девочек оценен как «ниже среднего», мальчиков как «низкий».

Результаты теста РДО, проведенного для оценки уравновешенности нервных процессов, свидетельствуют, что у девочек в два раза ниже показатель «число упреждений» относительно мальчиков (р=0,05) и на 22% выше показатель «число опережений» (р=0,05).

Анализ значительного количества научного материала показал, что для получения достоверной оценки времени РДО, позволяющей сделать вывод о соотношении процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе и точности РДО, во всех случаях соотношений числа ошибок запаздывания и упреждения или их значений, а также для получения информации об абсолютных значениях ошибок упреждения и запаздывания и их вариабельности рекомендуется вычислять сумму ошибок запаздывания и сумму ошибок упреждения [5]. В нашем исследовании достоверных различий в показателе «Сумма времен запаздываний» между результатами девочек и мальчиков не отме-

84

http://www.teoriya.ru

№7^ 2021 Июль | July

чено, но показатель «Сумма времен опережений» в группе девочек выше на 30% (р=0,05). Следовательно, мы можем говорить только о тенденции у девочек к преобладанию процессов возбуждения над процессами торможения.

В исследованиях ряда авторов, посвященных изучению вопросов нейродинамических свойств нервной системы с использованием теста РДО, показано, что у лиц с удовлетворительным уровнем адаптации реакции опережения и запаздывания были выражены в равной степени [4]. У детей в обеих группах наблюдается преобладание реакций запаздывания над реакциями опережения, причем разница очень значительная, что предполагает наличие состояния функционального напряжения у первоклассников. У девочек наблюдается соотношение между запаздыванием, опережением и нормальными реакциями в отношении 45:29:28, у мальчиков - 45:23:28. Учитывая, что показатель «Коэффициент баланса» у девочек ниже и отмечена тенденция к более низким величинам показателя «Коэффициент РДО», функциональное напряжение в ЦНС у мальчиков выражено более значительно.

Вывод. Результаты исследования указывают на то, что сенсорная деятельность детей 7-8 лет, проживающих в современных условиях среды столичного мегаполиса, имеет половые различия, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса для персонализа-ции образовательной траектории с учетом индивидуальных возможностей ребенка. При оценивании результатов тестирования по двигательным тестам учителям физической культуры необходимо учитывать, что возможности девочек в проявлении скоростных качеств в возрастном периоде 7-8 лет выше, чем у мальчиков в силу более высокой мобилизационной готовности ЦНС к проявлению реакций быстродействия.

Литература:

1. Безруких М.М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6-10 лет. Сообщение I. Электрофизиологический анализ процесса подготовки к движениям / М.М. Безруких // Физиология человека. - 1997. - Т. 23.

- № 6. - С. 31-39.

2. Варич Л.А. Особенности психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста / Л.А. Варич, Ю.В. Сорокина // Вестник Кемеровского государственного университета.

- 2017. - № 2. - С. 117-122.

3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. СПб., 2003. - 384 с.

4. Лила Н.Л. Особенности адаптационных возможностей студентов с разными индивидуально-типологическими характеристиками психической деятельности и вегетативной регуляции организма: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 03.03.01 / Н.Л. Лила // Нормальная физиология. - Луганск, 2015. - 24 с.

5. Нехорошкова А.Н. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Депутат // Журнал медико-биологических исследований. -2015. - №1. - С. 38-48.

6. Полевщиков М.М. Оценка реакции на движущийся объект / М.М. Полевщиков, Ю.А. Дорогова, В.В. Роженцов // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». - Т. 19 [7]. -2017. - С. 34-36.

7. Семенова О.А. Развитие произвольной регуляции деятельности детей младшего школьного возраста / О.А. Семенова, Р.И. Ма-чинская // Вопросы практической педиатрии. - 2007. - № 6. -Т. 2. - С. 1-18.

References

1. Bezrukikh M.M. Tsentralnye mekhanizmy organizatsii i regulyatsii proizvolnykh dvizheniy u detey 6-10 let. Soobshchenie I. Elektro-fiziologicheskiy analiz protsessa podgotovki k dvizheniyam [Central mechanisms of organization and regulation of voluntary movements in 6-10 year-olds. Communication I. Electrophysiological analysis of pre-movement training process]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 1997. V. 23. No. 6. pp. 31-39.

2. Varich L.A., Sorokina Y.V. Osobennosti psikhofiziologicheskoy adap-tatsii uchashchikhsya mladshego shkolnogo vozrasta [Peculiarities of psychophysiological adaptation of primary pupils]. Vestnik Kem-erovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. No. 2. pp. 117-122.

3. Ilyin E.P. Psikhomotornaya organizatsiya cheloveka [Psychomotor organization in man]. St. Petersburg: Piter publ., 2003. 384 p.

4. Lila N.L. Osobennosti adaptatsionnykh vozmozhnostey studentov s raznymi individualno-tipologicheskimi harakteristikami psikhicheskoy deyatelnosti i vegetativnoy regulyatsii organizma [Features of adaptive capabilities of students with different individual typological characteristics of mental activity and body autonomic regulation]. PhD diss. abstract: 03.03.01 Normalnaya fiziologiya [Normal physiology]. Lugansk, 2015. 24 p.

5. Nekhoroshkova A.N., Gribanov A.V., Deputat I.S. Sensomotornye reaktsii v psikhofiziologicheskikh issledovaniyakh (obzor) [Sensorim-otor response reactions in psychophysiological research (review)]. Zhurnal mediko-biologicheskikh issledovaniy. 2015. No.1. pp. 38-48.

6. Polevshchikov M.M., Dorogova Y.A., Rozhentsov V.V. Otsenka reaktsii na dvizhushchiysya ob'ekt [Assessment of the reaction to a moving object]. Zdorovye i obrazovanie v XXI veke [Health and education in the XXI century]. Electronic scientific and educational bulletin. V. 19 [7]. 2017. pp. 34-36.

7. Semenova O.A., Machinskaya R.I. Razvitie proizvolnoy regulyatsii deyatelnosti detey mladshego shkolnogo vozrasta [Development of arbitrary regulation of activity of primary school children]. Voprosy prakticheskoy pediatrii. 2007. No. 6. V. 2. pp. 1-18.

8. Korkman M., Kemp S.L., Kirk U. Effects of Age on Neurocognitive Measures of Children Ages 5 to 12: A Cross-Sectional Study on 800 Children from the United States. Developmental Neuropsychology. 2001. V.20, No. 1. pp. 331-354.

НОВЫЕ КНИГИ

n]

СВЕТАИЛО А.А. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА. БИОМЕХАНИКА БОЛЬШОГО ТЕННИСА: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / А.А. СВЕТАЙЛО. - 2-Е ИЗД., СТЕР. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2021. -

140 С. - ISBN 978-5-8114-8062-3.

Информация, которая изложена в данной книге, открывает доступ к этим миллиардам, а также предоставляет возможность применять их по назначению в тренировочном процессе и в производственной деятельности. В этой книге предложена методика формирования техники теннисистов на основе законов, принципов и понятий биомеханики. В ней изложена информация, которой, как правило, уделяется незаслуженно малое внимание в тренировочном процессе спортсменов. Часть её предоставлена в виде понятий, которые в теории физической культуры и спорта сформулированы впервые. На основе этих понятий, возможно более точно понять конкретные технические действия спортсменов, избежать множества ошибок в их подготовке и оптимизировать весь тренировочный процесс. Кроме того, появляется возможность значительно снизить риск профессионального травматизма. И это ещё одна причина, по которой данная книга подходит в качестве учебно-методического пособия не только для теннисистов, но и для тренеров и спортсменов различных специализаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.